Русская беседа
 
01 Декабря 2024, 01:31:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Собор преподобных отцев, на Богошественной горе Синай подвизавшихся  (Прочитано 1618 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Мая 2019, 13:36:41 »



Собор преподобных отцев, на Богошественной горе Синай подвизавшихся


В среду Светлой Седмицы совершается память всех святых, подвизавшихся на Богошественной горе Синай. В этот день поминаются святой пророк Моисей, получивший на Синае скрижали Завета, и его брат пророк и первосвященник Аарон, основатель монастыря св. Екатерины на Синае, святой Император Иустиниан, преподобные отцы, подвизавшиеся в обителях горы Божественного Откровения, в числе которых духовные писатели св. Иоанн, писатель "Лествицы", св. Нил Синайский, св. Григорий Синаит, великие подвижники св. Акакий, св. Иосиф Раифский, святители, начинавшие свои иноческие подвиги на Синае, как Антиохийский патриарх Анастасий, и многие мученики, пострадавшие от язычников и мусульман.





Аарон, 1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец

Адам Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Акакий Синайский, прп. («Лествица» 4, 110): †1-я пол. VI; Ил. 7; Н. 29 || Всех прп.

Александр Синайский, прп.: †?; Ап. 21

Анастасий I Синаит, Антиохийский, патриарх: †599; Ап. 20

Анастасий Синайский, игумен: †695; Ап. 20

Андрей Синайский, прп.: †IV; Ян. 14

Вениамин Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Галактион Емесский (Финикийский), мч.: †253; Н. 5

Геласий Синайский, прп.: †IV; Ян. 14

Георгий Арселаит, Синайский, игумен, брат прп. Иоанна Лествичника: †нач. VII; Мр. 10

Георгий Синаит, игумен: †VI; Мр. 11

Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8 || Афон.

Домн Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Дула Синайский, прп.: †IV; Ян. 14

Евсевий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Екатерина Александрийская, дева, вмц.: †305-313; 24 Н.

Елена равноапостольная, Константинопольская, царица, мать св. Константина Великого: †326-330; Мр. 6; М. 21

Елисей пророк, ученик и преемник прор. Илии: †IХ в. до Р. Х.; Ин. 14

Епистимия (Епистима) Емесская (Финикийская), мц., супруга мч. Галактиона Емесского: †253; Н. 5

Зинон Скитский, прп., чудотворец, ученик прп. Сильвана Скитского: †IV; Ин. 19 || Всех прп.

Зосима Синайский, прп.: †?; Ян. 24

Иеремия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Иисус Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; С. 1 || Св. отец; Св. праотец

Илия Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Илия Фесвитянин, Пророк: †IX до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец

Иоанн Лествичник, Синайский, игумен: †606 (649); Мр. 30; 4-я Неделя Великого поста

Иоанн Раифский, прп.: †VI; || Всех прп.

Иоанн Синайский, еп., сщмч.: †1091; Ф. 12

Иосиф Аналитин, Раифский, прп.: †до 312; Ян. 14

Ипатий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Исаак Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Исаия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Иулиан Персиянин, пустынник: †после 362; Окт. 18

Иустиниан I Управда, Византийский, император: †565; Н. 14

Макарий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Мариам, сестра пророка Моисея: †XVI до Р. Х.; || Св. отец; Св. праотец

Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник, ученик прп. Сильвана Скитского, писатель жизни пустынников: †IV; Окт. 7 || Всех прп.

Марк Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Матой (Далматой) Келлийский (Раифский), иером.: †1-я пол. VI; || Всех прп.

Мегефий Раифский, прп.: †V; Ян. 14

Мина Синайский, прп.: †VI; Ян. 5

Моисей Боговидец, пророк: †1531 до Р. Х.; С. 4 || Св. отец; Св. праотец

Моисей Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Моисей Синайский, прмч. (другой), ученик прмч. Моисея Синайского: †ок. 312; Ян. 14

Никон Синайский, прп.: †нач. VI; || Всех прп.

Нил Постник, Синайский, отшельник, пресвитер, ученик свт. Иоанна Златоуста: †450-456; Ян. 14; Н. 12 || Всех прп.

Нисферой, прп., ученик прп. Антония Великого: †IV; || Всех прп.

Орион Синайский, прп.: †VI; Ян. 14

Павел Синайский, игумен, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Петр Пионитский, Раифский, прп.: †V; Ян. 14

Прокл Синайский, прмч.: †V; Ян. 14

Савва Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Сергий Синайский, отрок, прмч.: †ок. 312; Ян. 14

Феодул Синайский, иером., прмч.: †V; Ян. 14

Феодул Синайский, иером., сын прп. Нила Постника: †V; Ян. 14 || Всех прп.



Синайский монастырь великомученицы Екатерины

Из истории Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:

«На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна» (Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)).

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

«… Стена крепости — длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая. Царь Иустиниан выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…» (Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей).

Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник. До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая»). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, — провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету».

В период крестовых походов с 1099 по 1270 год в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).

В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве».

В 1619 году синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей. В 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Фёдоровичу обратился александрийский патриарх Герасим:

«…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении».

Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства.

В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи.

В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь.

В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.


Полностью статью о Синайском монастыре святой великомученицы Екатерины можно прочесть здесь.


По материалам  Азбука.ру  и других открытых источников
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!