Юрий Козлов: Галицкий нацизм не имеет права на существованиеНарастающие негативные проявления нацизма в Галичине были хорошо известны и в настоящее время оказывают разрушительное влияние на территорию всей Украины. О зачатках бандеровского движения и вариантах разрешения этой проблемы сейчас мы поговорили с ветераном органов госбезопасности СССР, служившим на следственной и оперативной работе на территории Западной Украины Юрием Константиновичем Козловым.— Юрий Константинович, поговорим о «Волынской резне». С вашей точки зрения это этническая чистка, замешанная на националистической идеологии или как представляет это современная украинская пропаганда, или это была вражда двух народов мотивом которой была месть, где «брат за брата», «око за око», «зуб за зуб»?— Я совершенно уверен, что это была одна из многочисленных чисток на национальной почве устроенных галицийскими националистами. Именно в соответствии со своей идеологией они совершали свои преступления.
— Но ведь во взаимной резне принимали участие и обычные люди?— Это были пособники или те, которые под страхом смерти, что-либо делали, поэтому ссылаться на обычных людей я считаю совершенно не правильным.
— То есть современная украинская идеология, с помощью которой сейчас хотят примириться с Польшей, совершенно не верна?— Никакого примирения не будет, потому что галицийские нацисты ненавидят всех кроме себя. И поляков, и евреев, и целый ряд других национальностей.
— Вы прожили во Львове до 2003 года, вы видели обыкновенных людей, видели их быт, вы наблюдали их повседневное общение. Можно ли сказать, что вся Галиция это нацистская территория?— Я не считаю что вся Галичина это нацисты. Но проблема в том, что особенность галицийских националистов заключается в том, что они путем насилия и террора подчиняли себе всех людей не являющихся сторонниками их идеологии. Выборы, голосования — под угрозой террора, неподчинение – убийство.
— Как же получилось так, что КПСС, имевшая в советское время абсолютное влияние на всю территорию Галичины в частности, растеряла свой авторитет, и после распада СССР люди одномоментно и добровольно заразились бандеровской идеологией?— Люди пришли к этому не добровольно. Часть нацистов, носителей бандеровской, идеологии в советское время затаились и когда появилась возможность они подняли голову и начали действовать получив поддержку из заграницы, угрозами заставляли других людей делать так, как они хотели. На 52 миллионную постсоветскую Украину, по моим оценкам, настоящих идейных нацистов, готовых к террору и насилию, приходилось около полумиллиона. Но они могли организоваться и действовать сообща. Яркий пример этому события в Одессе в 2014 году, где приехавшая в город кучка нацистов, устроила погром и массовые убийства, при этом выйдя сухими из воды.
— Современные украинские пропагандисты утверждают, что вооруженным бандеровским бандам удалось продержаться до начала 60-х годов благодаря тотальной поддержке местного населения. Вы, как работавший на разных должностях на Западной Украине, что можете сказать по этому поводу?— Местное население, мирные граждане, за исключением нескольких человек, их не поддерживали. Они получали от советской власти образование, должности и жили прекрасно, поэтому считать, что местное население поддерживало бандеровцев не правильно. Именно угрозы и террор давали возможность бандитам разрешать свои вопросы и проблемы с помощью местного населения.
— Но ведь именно благодаря местному населению бандеровцы и получали свою подпитку. Это говорит о слабости органов власти на местах и плохом контроле со стороны государства?— Конечно, к бандеровцам добровольно никто не бежал, но, тем не менее, и это надо признать, они умели под страхом смерти заставлять делать людей то, что им требовалось. Советская же власть в этом отношении допустила ошибку. Ошибка эта заключалась в проявлении либерализма по отношению к тем, кто допускал разного рода отклонения от закона. К примеру, в то время, когда я обучался в университете, там случались разного рода проявления нацизма среди студентов. Их ругали на собраниях, но мало кого исключали. Николай Владимирович Струтинский (советский партизан и разведчик, генерал-майор КГБ СССР – ред.) поднимал этот вопрос на партийном собрании. Я был в то время самым молодым на этой работе и достаточного авторитета для выражения четкой позиции не имел, но многие, в том числе бывшие партизаны, его поддерживая, говорили, что либерализм доведёт нас до неприятностей. Собственно так и вышло. Поэтому во всех своих публикациях я следую идее о том, что галицийский нацизм таким образом не искореним.
— Можете ли вы рассказать о послевоенных связях бандеровцев с западными разведками?— Из того что мне лично известно свою агентуру на территорию Львовской и Ивано-Франковской областей засылала Англия, Канада и США. Пример который можно привести, сославшись на Кима Филби (один из руководителей британской разведки, советский разведчик – ред.), который работая в Англии раскрыл подробности плана заброски США и ФРГ 30 диверсантов на территорию УССР. Была проведена операция, в результате которой часть диверсантов была интернирована, а часть была ликвидирована при попытке оказать сопротивление. Все диверсанты по происхождению были галичанами, но являлись подданными других государств. Об этом сейчас на Западе стараются не вспоминать. Предпринимались попытки индивидуальной заброски агентов и вербовки агентов на местах. К примеру, был завербован Михаил Кухтяк (медик из Ивано-Франковска – ред.). Ему платили деньги, устраивали ему с посольством США, давали конкретные задания, в частности одной из целей была организация подпольной деятельности на территории Ивано-Франковской области. Кухтяк согласился выступить в Киеве на пресс-конференции, которая широко освещалась советскими газетами и рассказать все подробности своей вербовки в деталях. И конечно же, если бы все планы поставленные западной разведкой были реализованы, то это имело бы серьезные последствия для советского государства. Но планы были раскрыты. Самого же Кухтяка нацисты уже позже убили. Он работал врачом и во время выезда в одно отдаленное село был по моим данным отравлен. Хотя расследования по этому делу проведено не было. Надо отметить, что тактика террора галицийских нацистов в послевоенное время перешла от открытой формы к закрытой. Именно так был убит профессор Львовского университета Виталия Масловского издавшего в Москве на украинском языке книгу «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны». Убийство было замаскированно под несчастный случай. Профессор якобы поскользнулся на арбузной корке. Так же скрытно были убиты и ряд других людей.
— Многих мучает вопрос, почему бандеровское движение в своё время не добили? Почему вместо высшей меры наказания многим даровали жизнь и расселяли по территории СССР?— Галицких, так же как кстати и немецких нацистов не ликвидировали только по одной причине – после смерти Сталина, Хрущев начал внедрение политики либерального идеализма. Эта политика привела к тому, что выпускали из тюрем не всегда правильно, а иногда и не совсем законно не только политических преступников, а и уголовных. В нашей стране был отмечен резкий рост преступности, и органам правопорядка с большим трудом удавалось пресекать преступные явления. С моей точки зрения, проблема заключалась в том, что партийные органы, которые упрекали нас в том, что мы где то недорабатываем, не смогли изучить психологию и взгляды некоторых людей которых выдвигали на руководящую работу. Самый яркий пример это Леонид Кравчук, который однажды признался в том, что помогал бандеровцам и носил им пирожки в схроны.
— Всё таки трудно назвать Хрущёва глупым и не осведомленным человеком по теме бандеровщины, ведь практически вся документация связанная с ликвидацией бандеровского подполья проходила именно через него. Почему же прийдя к власти он проводил такую либеральную политику?— Хрущёв вообще был неравнодушен к Галичине. Он считал что там живут украинцы и их нужно спасать. Именно Хрущев был главным идеологом присоединения Западной Украины к УССР.
— Есть мнение, что именно ввиду того что производилось расселения бандеровских семей по территории УССР, потомки нацистов уже сейчас подняли голову и заразили значительную часть населения Украины это идеологией.— Не согласен. Нацистская идеология проникла на Украину во времена Кравчука, когда Киев и другие регионы массово заселялся выходцами и западноукраинских областей. Фактор того, что активное участие в этом принимали семьи переселенцев послевоенного времени, можно считать единичным.
— Часто ли вы встречали в конце 50- х годов на допросах идейных нацистов или можно сказать это были обыкновенные бандиты?— Я с ними встречался по разным поводам. Мне давали отдельное поручение о допросе некоторых лиц, и в беседе с одним из арестованных руководителей районного провода ОУН он поведал, что они исповедуют идеологию немцев. Он объяснял это тем, что немцы достигли больших успехов в построении государства и бандеровцы по этому примеру хотели организовать работу у себя так же, но иных методов кроме как с помощью террора в отношении тех, кто поддерживал советскую власть таких успехов, по его мнению, они достичь бы не смогли.
— На каком языке он общался с вами и что вы вообще можете рассказать о грамотности и образованности таких людей?— Общались мы на русском языке, и отвечал он мне так же по-русски. Многие из них прекрасно разговаривали на русском языке, и не всегда можно было определить, что они украинцы. В начальный период моей работы встречалось достаточно большое количество безграмотных, однако советская власть прилагала большие усилия, чтобы сделать их образованными.
— Сейчас в наше время, когда все мы болеем душой за Украину, наблюдаем за тем, что происходит там, можем ли мы сказать что территория Галичины окончательно потеряна для русского мира?— Пока что для нас потеряна и Украина, но я надеюсь, что галицийских нацистов, так же как когда-то и немецких мы выдворим с Украины. Но Галичину как я считаю, нам возвращать не стоит. Мы не справились с ними, и возиться с ними нам больше не нужно. Или отдать на воспитание полякам или пусть будут независимыми, главное, что идеологически влиять они более не смогут на Украину. Моё мнение, по справедливости нужно ввести войска и разгромить нацистских нацистов, которые снова оккупировали Украину с помощью своих немецких хозяев.
— Может ли Украина в современных условиях самостоятельно решить эту проблему?— Однозначно нет.
— То есть решать эту проблему вынуждена будет только Россия?— Только Россия и надеяться нужно только Россию. Две слабины у России: нерешительность и либеральный идеализм, который допустил размножение пособников украинских нацистов в России. Им дают полноценно выступать с наших телеэкранов, в то время как нам с нашей позицией выступить на украинских телеканалах невозможно. И конечно же в этих условиях количество тех кто их поддерживает, увеличивается. Это вредно и может плохо закончится. В то же время у нас принимается недостаточно мер для помощи людям, которые хотят уехать из Украины, и которых там преследуют. Но повторюсь, самое главное и справедливое – это уничтожение галицийского нацизма, потому, что нацизм не имеет права на существование.
http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=45655