Русская беседа
 
26 Октября 2024, 06:36:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Анна Кашинская, благоверная святая княгиня-инокиня  (Прочитано 1188 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106223

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Июня 2019, 14:44:59 »

Народная святая Анна

В Кашине отметили 110-летие со дня второго прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской и десятилетие возвращения Воскресенского собора Тверской митрополии



В славном городе Кашине Тверской области отметили две славные даты, 110-летие со дня второго прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской и десятилетие возвращения Воскресенского собора Тверской митрополии. Княгиню, ставшую схимницей Анной Кашинской, считают народной святой. Народной, потому что народ сохранил почитание преподобной, когда она, канонизированная, претерпела гонения от церковной власти. Борьба времён раскола Русской Церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской Церкви.

Праздничное богослужение возглавил митрополит Тверской и Кашинский Савва. Ранним утром в Вознесенском соборе, где покоятся мощи святой, начался молебен, затем кашинцы и паломники крестным ходом с мощами отправились в Воскресенский кафедральный собор, главный храм города, на Божественную литургию. Раку установили под новой сенью, рядом - монахини Клобукова монастыря с белыми розами. Огромный храм едва вместил всех молящихся. Архиерейскую службу поет местный хор. Среди богомольцев - глава города, депутаты. Попечители хлопочут вокруг старинной иконы, ее отреставрировали и дарят церкви. Литургия закончилась, митрополит Савва благословил каждого. Люди не расходятся, прикладываются к мощам, поют акафист.

Преподобная мати благоверная княгиня Анна, моли Бога о нас!

Владимир Саяпин, фото автора
 

 

 

 

 

 

 


http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/26/narodnaya_svyataya_anna/
« Последнее редактирование: 27 Июня 2019, 15:02:18 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106223

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 27 Июня 2019, 15:01:14 »

Анна Кашинская, благоверная святая княгиня-инокиня



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=moAMCsR_DKk

https://youtu.be/moAMCsR_DKk

Житие Анны Кашинской

Анна Кашинская (в монашестве - София) - Святая Благоверная Княгиня-инокиня, родилась в октябре 1280 года.

Память Святой Преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст или 2 октября по ст. стилю), 25 июня в день вторичного прославления в 1909 году (н. ст или 12 июня по ст. стилю) и 3 августа в день обретения честных мощей (н. ст или 21 июля по ст. стилю).

Святая Анна Кашинская - одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось её венчание с князем Михаилом Тверским.

У супругов родились дочь и четверо сыновей:

+ Дмитрий Грозные Очи (родился 15 сентября 1298 года);
+ Феодора (родилась 11 октября 1299 года);
+ Александр (7 октября 1300 года);
+ Константин (1307 год);
+ Василий (между 1307 и 1318 г.).


Михаил Тверской и Анна Кашинская

Летом 1318 года Анна вместе с сыном Василием провожала мужа Михаила Тверского в последнюю для него поездку в Золотую Орду. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен ханом Узбеком, впоследствии тело его было привезено в Тверь 6 сентября 1319 года. Погибли в Золотой Орде и её сыновья Дмитрий Грозные Очи (1326), Александр (1339), внук Фёдор (1339).

Время принятия монашеского пострига Анной Кашинской неустановленно. В 1358 году она упоминается как София в Тверском женском монастыре во имя Святителя Афанасия. Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын Анны Кашинской, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с сыном Тверь покинула и Анна Кашинская. Местом её духовных подвигов стал город Кашин. Скончалась Анна Кашинская 2 октября 1368 года (ст. стиль).


Схима Преподобной Святой Анны Кашинской в Успенском соборе, 1910 год

Место погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма.

Многочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба Анны Кашинской. Всего до прославления святой Анны было записано 41 чудо. В город Кашин привозили больных из различных городов российских. В 1645 году побывал в Кашине и боярин В. И. Стрешнев - родственник царя Михаила Феодоровича. Он-то и подал челобитную царю о прославлении святой Анны. В 1647 г. царь Михаил Феодорович умер, не успев отдать распоряжений.


Запрестольный крест в старой Успенской церкви, подаренный Царем Алексеем Михайловичем

Лишь в 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича состоялось освидетельствование мощей Анны Кашинской, сопровождавшееся чудесами. Анну Кашинскую причислили к лику святых. 12 июня 1650 года произошло перенесение её мощей в Воскресенский собор.

В 1650-1652 г.г. было написано «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской». Канон и тропарь на обретение мощей написаны кашинским протоиереем Иваном Наумовым и посадским человеком Семеном Осиповым. Житие Анны Кашинской скорее всего написал старец Соловецкого монастыря Игнатий. В 1675-1676 г.г. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской.


Соборная церковь Успения Божией Матери, в которой были обретены мощи Преподобной Анны Кашинской

В 1677 году царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и мощи Анны Кашинской. Однако патриаршая комиссия, направленная в тот год 12-21 февраля, приняла решение о запрете почитания мощей Анны Кашинской. Данное решение было озвучено на малом соборе в Москве. Решение это было утверждено и Собором 1678-1679 г.г. Тогда же был переименован придел во имя Анны Кашинской Успенского собора в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая».

Почитание Анны Кашинской после деканонизации в самом Кашине не прекратилось. Тверские епископы видя продолжающиеся исцеления у её гроба этому и не противились. В 1818 году разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской и Священный Синод. 2 октября 1899 года Тверская консистория ознакомилась с рапортом протоиерея Иоанна Аменитского об исцелении Е.С. Зубановой по молитвам Анне Кашинской. Тогда же Тверской и Кашинский архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о чудесах исцеления у мощей Анны Кашинской, которая продлилась вплоть до 1909 года.


Кашинское купечество и протоиерей Иоанн Аменитский обращаются с прошением к Императору Николаю II об повторной канонизации Анны Кашинской

В 1901 году архиепископ Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. От киевского митрополита Феогноста было получено положительное заключение, но разрешение не было дано. Лишь после съезда архиереев в Киеве в 1908 году Священный Синод дал свое согласие испросив прежде согласие императора на восстановление общецерковного почитания Анны Кашинской. Днем памяти Анны Кашинской Священный Синод определил 12 июня (ст. стиль). Ныне каждый год 25 июня город Кашин принимает многочисленных паломников, приезжающих на Крестный ход во имя Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Вопрос: Где находятся мощи Анны Кашинской?

Ответ: Мощи Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе (северная часть храма, рядом с алтарем).


Рака с мощами Анны Кашинской

В 1994 году, 25 июня, День города Кашина и День почитания Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был совершен первый Крестный ход с её мощами по следующему маршруту: Вознесенский собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор. Ныне Крестный ход проводится по маршруту: Вознесенский собор, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.


Серебряная рака с мощами Святой Анны Кашинской

Ковчег с мощами Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской помещен в серебряную раку, имеющую вес 54 кг., изготовленную мастером из Сергиева Посада на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов России.


Памятник Анне Кашинской у Воскресенского собора

О, преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

http://kashin.ortox.ru/anna_kashinskaja

« Последнее редактирование: 27 Июня 2019, 15:22:21 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106223

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 03 Августа 2020, 14:43:18 »

СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ АННА КАШИНСКАЯ

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков.


Святая благоверная Анна Кашинская

Из рода княжеского

Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, но приблизительно исследователи называют годом появления святой на свет промежуток между 1278–1279 годами. Происходила Анна из рода ростовских князей. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней. Ростовские князья отличались глубокой верой и добрым нравом. Борис Василькович дружил с ордынским царевичем Петром, принявшим Крещение и переехавшим в Ростов. Они даже стали побратимами, а дружба их потомков продолжилась и после смерти товарищей.

Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны.

Многи скорби праведным

Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

Михаил Тверской был человеком независимым и прямым, что было опасным для Руси того времени

Правда, Михаил вскоре выздоровел, и у них с женой в течение нескольких лет родилось четверо сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Супруг Анны, как будто в награду за стойкое разорение стихией тверской земли, получил от Бога Владимирскую землю в качестве единственного наследника Александра Невского, значительно усилившись на политической арене. «Телом велик зело и крепок, мужественен и страшен взором», Михаил Тверской был человеком волевым, независимым и прямым, что было опасным для Руси того времени. Княжества находились под властью Орды, и возникавшие между правителями претензии далеко не всегда честно решались переговорами или войной. В дело в любой момент могли вступить в качестве «третейских судей» ханы. Но в таком случае исход противостояния князей мог решиться далеко не самым честным образом. Оппоненты могли действовать грязными методами подкупа и ложных доносов, устраняя с политической арены конкурентов.

Таким был московский князь Юрий Данилович, имевший претензии на владимирские земли. Несмотря на уговоры духовенства, в буквальном смысле выступавшего во время междоусобиц миротворцами, в течение нескольких лет коварный правитель добился расположения хана Узбека в Орде и из очередной поездки возвращался с титулом Владимирского князя. Кроме того, Юрий Данилович женился на сестре хана, обеспечив себе железную поддержку сильного союзника в претензиях на спорные земли.

Князь Михаил, понимая, что перевес не на его стороне, отказался от владимирского престола. Но его оппонент решил «дожать» благородного соседа. Вместе с татарскими отрядами Юрий Данилович осадил Тверь, желая раз и навсегда покончить с Михаилом. Правда, которая с самого начала была на стороне тверского правителя, и в этот раз осталась за ним: противник был разбит, в плен попала и жена-татарка, сестра Узбека, Кончака, а также братья Юрия. Они были оставлены в Твери в качестве гарантии мира, при этом Михаил держал пленников в почете, а затем постепенно начал их отпускать.

Начало трагедии положила внезапная смерть Кончаки, породившая нехорошие слухи. Пытаясь объяснить свою невиновность Узбеку, Михаил отправляет в Орду 12-летнего сына Константина, который становится заложником для выманивания отца. В августе 1318 года Анна проводила князя в ставку хана, понимая, что видит мужа живым в последний раз. В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили.

В Орде Михаила, не желая слушать, схватили, жестоко пытали, а затем убили

Тяжело для жены хоронить мужа, но еще тяжелее предавать земле тела своих детей. Старший сын Анны, во многом походивший на Михаила Тверского в мужестве и прямоте, Дмитрий, в 1322-м году отправился в Орду. Очевидно, что молодой князь задумал отомстить за смерть отца. Договорившись с ханом Узбеком о возвращении Владимирского княжества под власть Твери, Дмитрий столкнулся в Орде с коварным Юрием Даниловичем. Расправившись с убийцей отца, тверской князь потерял расположение Узбека, был заключен под стражу и через год казнен.

Дмитрий Тверской был народным любимцем, а за свою смелость и прямоту получил от людей прозвище Грозные Очи. Возможно, его смерть стала одной из последних капель в чаше терпения тверичей. В августе 1327 года мелкая ссора между местным жителем и ордынцем переросла в массовое побоище, закончившееся полным уничтожением захватчиков на Тверской земле. В отместку татары устроили жителям княжества такое разорение, какого они ни до, ни после не видели. Сын Анны Кашинской Александр с семьей бежал в Литву, где скрывалась сама княгиня – неизвестно. Позже Александр все же вернулся в разоренную родную землю и решил попытаться наладить отношения с Ордой. Но его поездка к хану, по сложившейся печальной традиции, стала неудачной: он был казнен вместе с сыном Феодором.

Образ ангельский

Кончина мужа, сыновей и внука оказали мощное влияние на Анну и ее последующую жизнь. По сложившейся традиции, на Руси вдовы не выходили замуж повторно, а зачастую отдавали предпочтение иноческой жизни. Не стала исключением и перенесшая серию потрясений княгиня Анна. Недалеко от Тверского кремля золовка Анны устроила монастырь во имя Святого Афанасия. В нем-то княгиня и приняла постриг с именем София. Точное время пострига Анны неизвестно, но в 1358-м году в житии она упоминается уже с иноческим именем. Монахиня посвятила себя молитве и посту, оказывая послушание сестрам и общаясь из мирских людей только с сыном Константином.

Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям.

Скорби за гробом

Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок.

В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго.

Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте

21 июля 1649 года после литургии в Успенском храме мощи Анны были вскрыты в присутствии архиепископа Тверского Ионы, а также архимандрита Сильвестра и игумена Иоанна. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте. Вскоре Архиерейский собор постановил открыть мощи княгини для поклонения (благо, к тому времени у ее мощей было засвидетельствовано с 1611 года 41 чудо исцеления больных), а святой начали писать иконы, были составлены богослужебные тексты. Уже через год на перенесение мощей княгини из Успенского храма в кафедральный Воскресенский собор Кашина прибыл Царь Алексей Михайлович… И все бы хорошо, но знакомому с историей читателю хорошо понятно, на какой период в истории пришлось прославление благоверной Анны. Русская Церковь в XVII веке была потрясена расколом, ставшим следствием реформы обрядов, Устава и старопечатных книг. А Анна Кашинская оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа не терпела компромиссов, любым несогласиям с изменениями в церковной жизни была объявлена война. При Патриархе Иоакиме специальной комиссией была проведена деканонизация благоверной Анны. Формальным основанием стало обнаружение девяти несогласий в житии святой. В итоге патриаршая комиссия признала житие и сказание о чудесах княгини недостоверными, а гроб с мощами Анны был запечатан, хотя и оставлен в Воскресенском соборе, что не нарушало традицию – княжеские и царственные особы издавна хоронились в церквях подобным образом.

Торжество Православия

Несмотря на деканонизацию, то есть фактический запрет на почитание, верующий народ не забыл добрую княгиню. Люди продолжали приходить к гробу Анны перед вступлением в брак, постригом, началом занятий в школах, и тем более в болезнях и скорбях. Уже в 1728-м году кашинский бургомистр обратился к тверскому владыке Феофилакту с просьбой совершить крестный ход в день всех святых от мощей благоверной княгини по всем храмам Кашина. Событие стало ежегодным, а отличительной особенностью стало ношение на каждом крестном ходе ростовой иконы святой Анны.

Несмотря на фактический запрет на почитание, верующий народ не забыл добрую княгиню

В 1786-м году епископ Тверской Иоасаф, написавший житие Михаила Тверского, заинтересовался жизнью супруги святого. Устроив небольшое расследование, архиерей поручил благочинному продолжать совершать ежегодные молебны Богородице с приложением канона Анне Кашинской у ее мощей. Спустя 100 лет игуменье Сретенского монастыря Кашина Антонии (Мезенцевой) было явление святой княгини, что стало поводом для новой волны почитания благоверной. А в промежуток с 1899 по 1909 год было записано еще 30 случаев чудесного исцеления верующих у мощей святой Анны. Возможно, чудес было и больше. Склонность русских людей умалчивать о произошедших с ними чудесах в ту пору отмечал священник Иоанн Аменитский, настоятель Воскресенского собора Кашина. А между тем чудеса стоили того, чтобы их описать. И все они сходились в одном: молитвенникам после их просьб в тонком сне являлась статная монахиня высокого роста, лет 50, и рекомендовала болящим съездить в Кашин, к ее мощам.

Одна женщина описывала, как посаженная на мощи (на этот раз с благородной целью) трехлетняя дочь исцелилась от паралича. Процесс выздоровления занял неделю, но после этого недуга как не бывало. А одной вдове Анна Кашинская явилась в сопровождении ангелов. Женщина не могла пошевелить ногами, но после молитв благоверной княгине и ее чудесного явления полностью выздоровела. Были случаи, когда чудеса по молитвам к святой Анне происходили с одними и теми же людьми неоднократно. Например, супруга купца Сысоева из Кашина после свадьбы столкнулась с сильными головными болями. После явления Анны женщина отправилась, по совету святой, в часовню к мощам благоверной. Отслужив со священником молебен у гробницы княгини, больная полностью выздоровела. Спустя несколько лет у супруги купца заболел двухлетний младенец. И снова помощь пришла от благоверной Анны: святая явилась после безутешных рыданий и горячих молитв матери, исцелив ребенка от тяжелой болезни.

Одной вдове Анна Кашинская явилась в сопровождении ангелов

Народное почитание, откровенные сверхъестественные события, связанные с княгиней, и мощное лобби в лице духовенства (в том числе и единоверческого) привели к тому, что в апреле 1909 было опубликовано послание Русской Православной Церкви к верным чадам о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны. А в первых числах июня в Кашин стали съезжаться к торжествам не только верующие тверской епархии, но и православные христиане со всей России. Присоединились к знаменательному событию и старообрядцы поповских и беспоповских согласий. В условиях незалеченной раны русского раскола сам этот факт красноречиво свидетельствовал о важности восстановления почитания святой Анны для всего русского общества своего времени.

Владимир Басенков

3 августа 2020 г.


http://pravoslavie.ru/133054.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!