Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 05:19:29  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Миф о «колониальной политике царизма» в Малороссии  (Прочитано 525 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 09 Июня 2022, 19:59:38 »

Миф о «колониальной политике царизма» в Малороссии


Плакат времён Гражданской войны с надписью «Донбасс – сердце России»

Ликвидация автономии

Несмотря на измену Мазепы (Из истории «украйны»: от польской колонии до Мазепы), автономия Малороссии ещё некоторое время сохранялась. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II звание гетмана Войска Запорожского было окончательно упразднено. Последний гетман Войска Запорожского граф Кирилл Разумовский был пожалован высшим воинским чином генерал-фельдмаршала, а управление Малороссией было поручено графу Петру Румянцеву.

Однако старое административно-территориальное деление Гетманщины ещё сохранялось. В 1782 году в ходе административной реформы вступило в силу общее положение о губерниях Российской империи 1781 года, в результате сотенно-полковое административное устройство Малой России было упразднено.

Отмена автономии не вызвала сопротивления украинской старшины. Верхушка казачества получила права российского дворянства и быстро вошла в состав общеимперской элиты. Многие видные государственные, военные и общественные деятели, писатели и церковные иерархи Российской империи были родом из «украйны». В элите Российской империи было много «малороссов» – Разумовские, Безбородко, граф Кочубей и многие другие.

Власти Российской империи не видели особых различий между русскими, которые проживали в великороссийских и малороссийских губерниях. Стоит отметить, что жители той части западнорусских земель, которые попали под власть Австрии, после разделов Речи Посполитой, были далеки от подобного положения.

Также стоит помнить, что Российская империя имела коренное отличие, к примеру, от древней Римской или Британской и Французской колониальных империй. Основа западных империй – это жесткая эксплуатация колоний, провинций-окраин, за их счёт процветают привилегированные сословия метрополии, ядра империи. Ныне в Прибалтике, на Украине и других частях Российской империи и СССР принято обвинять русских в колониализме, грабеже, требовать компенсаций, выплат и пр.

Однако Российская империя (а затем и СССР) не только не высасывала все соки из различных окраин-украин, наоборот, русский мужик из великорусских губерний-областей десятилетиями кормил и обустраивал Польшу, Кавказ, будущую Украину, Прибалтику и т. д. Исходя из политических, военных, хозяйственных и гуманитарных соображений, царские и советские правительства отдавали предпочтение приоритетному развитию пограничных областей империи («дотационных регионов») в ущерб центральной части России, где жили русские.


Земли Гетманщины (Левобережье) в 1764 году

Судьба запорожцев

После ликвидации угрозы со стороны Крымского ханства исчезла необходимость в Войске Запорожском, которое нужно было для сдерживания крымских хищников. Также исчезла и опасность со стороны Речи Посполитой. Одновременно их традиционный образ жизни (набеговый) вступал в конфликт с общеимперским порядком. Запорожцы конфликтовали с переселенцами в Новороссии, малороссийским дворянством, также учитывалась опасность Пугачёвщины. В 1775 году императрица Екатерина упразднила Войско Запорожское. Сопротивление казаков подавили: Сечь блокировали и вынудили сдаться. Несколько тысяч казаков ушли на Дунай, где поступили на службу турецкому султану. Так появилась Задунайская Сечь. Позднее часть казаков вернулась в Россию.

Судьба оставшегося запорожского казачества не была печальной. Сначала большая часть казаков была включена в состав нового Черноморского казачьего войска, которое должно было защищать границы Новороссии. В 1790 году по представлению Потёмкина «войску верных козаков» была отведена для поселения земля между Днестром и Бугом по берегу Чёрного моря.

В 1792 году Черноморскому войску предложено было переселиться на Кубань и занять нижнее течение этой реки. Казаки получили щедрые земельные наделы, основали город Екатеринодар и десятки поселений. В XIX веке на основе Черноморского войска было создано Кубанское. Черноморские казаки преданно служили царскому престолу, активно участвовали в охране и освоении кубанской и кавказской окраин империи.


«Черноморский казак», 1812 год. Е. М. Корнеев, Альбом «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи»

Подарки империи

В результате русско-турецких войн Россия вернулась в Северное Причерноморье и Крым, которые в прошлом прямо входили в Древнерусское государство или его сферу влияния. Формируется территория Новороссии, колонизированная русскими из великорусских и малороссийских губерний, колонистами из Европы (греки, сербы и т. д.).

В этот же период в ходе ликвидации польской государственности – разделы Речи Посполитой в 1772, 1792 и 1795 гг., Россия возвращает всё Правобережье, Волынь и Подолье. В итоге практически вся бывшая Киевская Русь, кроме Галиции, вернулась в состав общерусского государства. Религиозные и культурные права местного западно- и южнорусского населения (малороссов-украинцев) задеты не были. Местный южнорусский говор также притеснениям не подвергался. Юридически все русские – жители великорусских и малороссийских губерний, были равны. В Российской империи вообще в документах не указывалась национальность, а лишь вероисповедание, а оно у подавляющего большинства русских во всех регионах было одно. Малороссийское происхождение не мешало делать карьеру.

Стабильность, отсутствие набегов и войн, которые ранее были обычным делом на «украйне», дали возможность поступательного развития территории, хозяйства и культуры. Основывались, росли и расцветали города, строились дороги и мосты, предприятия, развивалась торговля. Это стало материальной базой для быстрого роста численности населения Новороссии и Малороссии.

Стоит обратить внимание на разительную разницу, когда у власти рачительные хозяева и воры-паразиты. Под властью русских царей и советских генсеков территория современной Украины процветала, население быстро росло. Под властью «незалежных» воров, западников и нацистов Малая Россия – Украина была тотально разграблена (сейчас вывозят на запад последние ресурсы и богатства), народ стремительно беднел, вымирал и уезжал в поисках лучшей жизни в другие страны. А сейчас Украину вообще снова превратили в «Руину» – «траву на поле боя».

В рамках общерусского культурно-языкового поля малорусские местечковые диалекты вытесняются более развитым литературным русским языком. Русскость Малороссии, которая была частично полонизирована (язык), восстанавливается естественным путем. В этом суть феномена Николая Гоголя. Будучи этническим малороссом, Николай Васильевич считается именно русским классиком. Его творчество, в основе которого часто находились народные местные мотивы, стало частью русского литературного богатства.

Развитие малороссийского региона

В 1861 году было ликвидировано крепостное право. В целом реформа ограбила крестьян, так они получили меньше земли, чем имели до реформы. Об этом они помнили вплоть до 1917 года. Земли в Малороссии были плодороднее, чем в других регионах, поэтому на Левобережье и в Новороссии крестьяне потеряли почти 30 % (в среднем по России – 10 %). На Правобережье, чтобы ослабить позиции польского дворянства, царские власти раздали крестьянам на 18 % больше земли, чем они имели до реформы.

Аграрная политика в Малороссии имела и другие особенности. Так, если в остальной России более 95 % крестьян жили общинами (историческая особенность, связанная с необходимостью выживания в более суровых природно-климатических условиях) и плата за полученную землю входила в обязанность общины, то 80 % крестьян Правобережья и 70 % крестьян Левобережья вели единоличное хозяйство. Поэтому большинство южнорусского крестьянства получило индивидуальное право на землю и лично отвечало за уплату выкупных платежей.

Более благоприятные условия освобождения были созданы для государственных крестьян (включая бывших казаков). Вместе с волей они получали большие наделы земли, а плата за них была ниже по сравнению с той, которую платили помещичьи крестьяне.

Единственным ограничением было отсутствие самоуправления. На Левобережье земства ввели в 1864 году, как по всей Российской империи. На Правобережье, где была опасность захвата местной власти польскими помещиками, земства ввели только перед Первой мировой войной.

Большое внимание уделяли развитию образования. К 1897 году в Малороссии было 16,7 тыс. начальных школ разных типов, 129 гимназий. В 1865 году на базе лицея в Одессе открыли Новороссийский университет. Создавались высшие специальные учебные заведения. В 1875 году Нежинский юридический лицей был преобразован в Историко-филологический институт, который готовил учителей классических языков, русского языка и словесности, истории для средних школ. В 1885 году в Харькове открыт Южнороссийский технологический институт. В конце столетия политехнический институт открыт в Киеве, высшее горное училище – в Екатеринославе.

Донбасс

В 1870-е годы в Новороссии созданы первые частные металлургические заводы – Юзовский и Сулинский. Царское правительство дало концессию на строительство рельсового завода Кочубею. Но у князя не хватило капитала, он передал право на концессию англичанину Джону Хьюзу (у нас его прозвали Юзом). Англичанин основал «Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производства». Власти выделил земли на р. Кальмиус в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии с каменноугольными и железорудными месторождениями, ссуды на выгодных условиях и обещали премию за быстрое изготовление рельсов. В 1869 году началось строительство и рабочего посёлка, названного Юзовкой (ныне Донецк). С 1872 года началась регулярная выплавка чугуна, здесь же впервые в России наладили коксовое производство и прокат рельсов.

Почти одновременно с Юзовским заводом ростовский промышленник Д. Пастухов построил в Области войска Донского Сулинский металлургический завод. Так был заложен фундамент нового промышленного района страны – Донбасса.

В этот же период начинается интенсивное строительство железных дорог. В 1868 году введена в строй железная дорога Курск – Бровары, через два года её соединили с Киевом. В 1871 году пошли поезда по линии Верховье – Ливны, в 1876 году – запущена ветка Золотоноша – Черкассы. Строительство железных дорог к Донбассу значительно ускорило разработку месторождений угля. Основными линиями стали: Полтава – Краматорская – Дебальцево – Зверево (1879); Козлов – Шахтная; Лисичанск – Попасная – Никитовка – Доля (1899). Несколько дорог связали Донбасс с внешними промышленными центрами, потребителями и портами: Еленовка – Мариуполь (1882); Луганск – Миллерово (1899); Луганск – Синельниково – Екатеринослав (1884).

В это время произошёл промышленный бум, строились новые заводы (металлургические, машиностроительные и химические), шахты и дороги. В период с 1870 по 1900 год добыча угля выросла на 1000 %. Донбасс давал империи около 70 % угля и 100 % кокса. Правда, подавляющая часть угледобычи контролировалась иностранным капиталом.

Быстро богатели и росли города. Так, в 1864 году в Киеве было 86 тыс. человек, в 1874 году – уже 123 тыс. человек, в 1897 году – 247 тыс. человек. По численности населения Киев занял в Малороссии второе место, уступая только Одессе, где население с 1863 года по 1897 год возросло более чем вдвое.

Быстро развивалось судоходство на Днепре и его притокам. С 1882 по 1894 год количество паровых судов на Днепре увеличилось с 32 до 194. Выросло и число других судов. За этот же период объем перевозок грузов вырос с пять, а пассажиров – в четыре раза. К 1906 году на Днепре плавало 382 парохода и 2 218 парусных судов и барж. Днепровское пароходство по числу судов уступало только Волжскому. Существовал проект строительства глубоководного канала Рига – Херсон, по которому собирались соединить Днепр с Двиной. Также была высказана идея построить у Днепровских порогов электростанцию и шлюзы для проходов судов. Революция 1905–1907 и мировая война привели к тому, что эти и другие масштабные проекты «положили под сукно».

В целом темпы развития Малороссии и Донбасса были значительно выше таких же показателей в великорусских губерниях. Таким образом, байки о «колониальной политике» русских на Украине – это ложь.

Самсонов Александр

https://topwar.ru/193873-mif-o-kolonialnoj-politike-carizma-v-malorossii.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!