Всё попущенное Богом имеет благословную причину. О Советском периоде истории Монах Кириак (Тишков) Известно, что множество православных, поминая страдания, выпавшие на долю Церкви во время Советской власти, с той поры и до наших дней, испытывают к сей власти ненависть и неприязнь. Но из Святого Писания нам известно, что всё случающееся с нами не безумно, а попущено Свыше, и имеет благословенную цель и причину. Следовательно, рассуждение о Советской власти должно строиться не на эмоциях и внешнем виде событий, а на поиске понимания происходящего в свете Божия Промысла. А иначе – все выводы будут ошибочны.
Слава Богу, что у большинства православных нет оголтелой ненависти к советской истории, но всё же, в душе присутствует недоумение. С одной стороны, мы понимаем, что раз Господь попустил, значит, есть причины и польза. Но с другой, вспоминая то время и особенно первые 30 лет после революции, мы крестимся и произносим: «Слава Богу, что нас тогда не́ было».
Недоумения же никакого быть не должно, а должно быть чёткое понимание: что и почему. И когда мы разберёмся, то увидим, что ругать Власть после падения монархии – глупо. Было бы желание разобраться. Только без эмоций, и не так, что: «Нас били, и поэтому, нам должны́». Нет, так дело не пойдёт, надо ещё разобраться – кто и в чём виноват, и кого, за что и зачем били. А пострадали все: и бьющие, и не биющие, и даже те, кто просто – не причём.
Если мы Христовы, то уж точно не должны строить своё отношение к власти исходя из внешнего вида её дел. А у нас что получается: дали конфетку – власть хорошая, а отняли и дали подзатыльник: плохая? Но мы ведь должны быть как дети в отношении греха, а не по разуму. Если уж мы дерзаем на желание понять любого нашего правителя, то главенствовать в нашем мнении должно не то, что царь делает и сколько крови проливает, а насколько исполняет Волю Божию, и этим подчинен Его Промыслу. И если мы этого не видим и не понимаем, то чего стоят все наши мнения и выводы?
Есть преступление – бунт против того, через кого Бог управляет Делом Спасения человека, и участие в свержении его Власти. Преступление не простое, а по сути – военное, приведшее к массовым жертвам среди мирного населения. У Бога всё чётко – если есть преступление, а преступник не желает каяться, значит, будет и наказание. И если преступление привело к гибели многих невиновных, то преступление относится к разряду особо тяжких и наказывается по максимуму. Что мы и наблюдаем в отношении православных РПЦ в 20-м веке.
На протяжении нескольких десятков лет до революции мы безучастно наблюдали, а то и поддерживали, всё нарастающий вал нападок и критики на Ангела Власти от Бога (а о критике, и кто такой этот Ангел Власти сказано в предыдущей статье). В результате, дело дошло до того безумия, что православная Россия очень даже себе и не прочь была свержению Власти Удерживающего. Одни это делали с радостью, другие с равнодушием. Синод, тоже решил поддержать всеобщую «радость» и не стал отрываться от православного люда. (Ведь, как там у нас говорят: «Глас народа – глас Божий».) И, исходя из своих полномочий, назвал всё произошедшее Волей Божией, и благословил бунтовщиков.
И после всего этого мы ещё чем-то недовольны? А теперь у нас нередко слышатся голоса тех, кто пытается изобразить, что народ у нас мудрый и благочестивый, а царя будто предали только элита и священноначалие. Но это легко опровергаемая ложь, цель которой: или явная клевета, для переложения своей вины на другого, или банальная глупость. Вообще-то, искать виноватых, не до конца понимая отношение события к Промыслу Божию – глупо. А коли о понимании народом Промысла говорить не приходится, то откуда ей взяться-то, этой невинности народа в свержении власти?
Весь негатив, который мы знаем о том времени: беззакония, репрессии, массовые смертоубийства и т.д. − это всё следствия, а не причины. Обращая свою ненависть не на причину появления болезни, а на саму болезнь, мы подобимся человеку, который, к примеру, зимой напился пьяный, заснул на морозе, и, отморозив конечности и получив воспаление лёгких, ругается на мороз и гололёд, а не на свою глупость.
Или иначе: катясь кубарем по склону, надо ругать не камни, о которые приходится ударяться, а причину, по которой мы очутились в таком опасном для жизни положении. Если мы злимся на следствие, а не на причину, то поу́чимся хотя бы у евангельского блудного сына, правильно рассудившего, что причина его бедствий не в плохой пище и злых гражданах чужой страны, а в его бунте и уходе из-под власти своего отца. И потому, ненависть на чужую страну безрассудна.
Если уж мы пишем и показываем эти нескончаемые «ужастики» про советскую власть со множеством убитых и искалеченных судеб, то мы должны акцентировать внимание не на ужасах и палачах, а объяснять зрителям и читателям, что всё это не с неба на нас упало по чьему-то злому умыслу, а явилось прямым следствием нашего «безобидного» недовольства и критики Верховной власти. Конечно, мы власть как бы не свергали, с наганами не бегали, красными флагами не махали, и своё недовольство выражали всего лишь словом. Но закон жизни ‒ куда православный кинет слово, туда не́христь запустит камнем. Мы критиковали царя и отказались его защищать. И в результате, власть от Бога пала. И мы тут не причём?
Причина появления Советской власти не в ком-то и чём-то, а только в нас и нашем нездоровом желании «свободы» от благословлённой Отцом власти. Мы, как блудный сын из притчи, прихватив «свою» часть имения (Россию), захотели уйти «погулять» и отдохнуть от трудов на ниве Промысла Божия. Но такого «права» у РПЦ – нет, не было, и никогда не будет. Россия не наша собственность, а Божия. А мы всего лишь «виноградари» в Его «винограднике». И поэтому, если бы Господь не остановил наши «желания» силою советской власти, то мы бы всё промотали, и не было бы больше никакой Великой России. Но Господь, в Своём «винограднике», жёстко пресекает всё противное Его Промышлению. А мы об этом забыли.
А ведь ещё в середине 19-го века такого не было, и святой Филарет Московский, говоря о понимании слов Писания «не прикасайтеся помазанным Моим!» в своём «Учении о царской власти», объясняет, что под словом «не прикасайтеся» Бог говорит не только о физическом прикосновении, но чтобы не прикасались: ни словом ропота, ни мыслию осуждения. Но к 20-му веку православные люди изменились настолько, что критиковать и осуждать царя стали даже такие молитвенники как Иоанн Кронштадтский. И всё изменилось. Но мы знаем, что критика уничтожает послушание. А если нет послушания верных Царю, через которого Бог управляет Делом Спасения, то: какие же тогда они верные, и как Богу управлять? Поэтому, все разговоры о невинности православных в падении Власти от Бога – несерьёзны.
Судьба России хорошо подо́бится судьбе пророка Ионы. Как тот за нежелание исполнить волю Божию был поглощен китом на три дня и ночи, посидел там, подумал, всё понял, покаялся, и Бог благословил его далее исполнять заповеданное. Так и православная Россия, также, но только, ввиду запущенности «болезни», уже не на́ три дня, а на три поколения была «проглочена» советской властью для «лечения». Побыла там, «посидела», подумала, и поняла, что Власть в России – это не просто так, и коли Господь попустил (или благословил, понимайте, как хотите) ей быть, то она от Бога, и пред нею надо смиряться, и без ропота подчиняться. А до кого это будет трудно доходить, у того будут проблемы.
Бунтующих не́христей можно понять: им закон Божий не писан. Но о чём думали православные чудики, критикуя последнего императора? Ведь всё равно, Господь заставит через Свою Власть исполнять Свой Промысел. Сейчас говорят: «Кто не хочет слушать Лаврова, тот будет слушать Шойгу». Но так ведь и в то время случилось. Не хотите слушать кроткие уговоры Николая Второго? Пожалуйста. Воля ваша. Но тогда, извините: придётся слушать Иосифа Виссарионовича. Ну а как Богу быть, если по-хорошему до наших «виноградарей» не доходит?
Если мы ненавидим Советскую власть, то это свидетельствует о том, что мы являемся продолжателями тех, кто, не понимая причину появления Советской власти, почти 75 лет, начиная с 1917-го года, безуспешно с нею боролся. Кто-то сопротивлялся ей с оружием в руках, кто-то действовал словом и даже предавал анафеме, а кто-то просто всячески роптал, вредил, и запутывался настолько, что шел на сговор с явными врагами Божиими, и благословлял их, безумно видя в Советах причину бед и несчастий для России. И что? Чего добились все эти: проклинающие и противящиеся? Они − проиграли. И ничего, кроме увеличения страданий для народа, не добились.
Иногда, задавая себе вопрос: а чью сторону сам бы принял, живи я в 1917-18 годах? – в душе́ осознаю, что, как и все, наверняка вляпался бы в какую-нибудь глупость. Людей того времени можно понять: правильное рассуждение о происходящем не было озвучено, а когда драка началась, то думать уже поздно − там уже или ты, или тебя. Но какое прощение от Бога за неправое рассуждение будет нам, сейчас, спустя 100 лет, сытым, довольным и обладающим несметным количеством информации для понимания? Так не лучше ли, вместо продолжения бестолкового дела ненависти проигравшей стороны, задаться вопросом: а может о сов. власти мы чего-то не так поняли, или не с той стороны смотрим? Где Бог в советской истории, и от чего Он нас лечил целых 75 лет? И почему же все противящиеся сей, как бы безбожной власти православные, были безуспешны, и за что нам были такие муки? И кто во всём этом виноват?
К сожалению, практически все мнения о причинах Русской смуты сводится к тому, что во всём виноваты: «начальство и погода». Под начальством, эти горе-писатели нам вещают, ну, естественно, о «вопиющих ошибках» Царя. А вот под погодой, они собирают в кучу кого и что угодно, но только не себя и не то, что надо. У всех этих авторов расстрельный список виноватых практически один: жиды, масоны, западные банкиры, безбожный народ, упадок веры, молитвы, смирения, покаяния, падение нравов, и т.д. Как легко сваливать вину на туманные выражения типа: нет покаяния, веры, любви, смирения, это не мы, это всё они – безбожники.
А сейчас что: жиды с масонами исчезли куда-то что ли? Или может западные банкиры перестали платить денежки вредящим России, а безбожного народа стало меньше, чем тогда? Что, сейчас стало больше церквей, монастырей и молящихся? Или сейчас лучше молятся? Больше каются и смиряются? Возвысились нравы? Может стали меньше грешить? Очевидно, что всё как раз наоборот, но почему-то сейчас, в отличие от начала 20-го века, Церковь купается в благодеяниях Божиих, и наше государство укрепляется рекордными темпами. Поэтому ясно, что причина революции совсем не в этом.
Получается парадокс. Если следовать логике этих писателей, то в наше время причины для смуты многократно возросли, но результат почему-то абсолютно противоположный и для Церкви сейчас мир и благодать. Так от чего же нас Господь так долго лечил Советской властью? Ведь понятно, что на три поколения в «вавилонское пленение» без причины Бог бы не отправил. А наблюдая за сегодняшним состоянием Церкви, думается, что лечение прошло если и не совсем успешно, то во всяком случае напрашивается вывод, что болезнь отступила − Церковь благоденствует.
В год смерти Сталина моей матери было 19 лет. И по её словам – Власть в то время никто не ругал. Никто. Если же кто скажет, что это кровожадность советской власти всех запугала, то осмелюсь сказать, что как раз в этом советская власть поступала чисто православно. Во все времена, от первого царя Саула и до середины 19-го века, хулители власти подвергались казни. Во второй половине 19-го века казнить за это перестали. Результат известен. И не вижу ничего безбожного в приговорах сталинских времён за оскорбительное отношение, например, к изображениям главы государства. А-то многие считают что, видите ли, слишком строгие наказания за это. Да разве кто в здравом уме будет заворачивать селёдку в изображение своей матери, или резать хлеб на фотографии своих детей? Значит своих присных мы в рамочку и на стенку, или в альбомчик, а в лик ангела Власти, егоже Господь устроил, плевать будем? Так что ли?
Государство – это наш дом, а Верховная власть в нём – основной опорный столб, или несущая стена. Если мы видим, что кому-то из жильцов не нравится дом, и он самовольно расшатывает и пилит этот главный опорный столб, или ломает несущую стену, а мы, вместо того, чтобы остановить его, не то что не мешаем, а ещё и поддакиваем, а кое-кто из нас не прочь и помочь, то какой разум после этого ругаться на давящие жильцов обломки обрушающегося здания? А ведь в 1917-м всё так и произошло. И кто виноват?
Так чем же мы отличаемся от православных России начала 20-го века? Одной, на первый взгляд, малозаметной особенностью, но которая всё меняет − послушанием Верховной государственной власти. Конечно же, сегодня, далеко не все православные послушны, но даже при меньшинстве сих разумных, Богу уже есть с кем работать. Да и не удивлюсь, что большинством-то они никогда и не́ были. Сегодня у Путина, Слава Богу, есть послушные. А вот у Николая Александровича, увы: их не оказалось. Все захотели перемен.
Без послушания народа Власти государство нежизнеспособно. Кто, как не православные, должны это понимать? В течение 19-го века мы перестали оказывать послушание Верховной Власти. Но в России такое безнаказанным от Бога никогда не останется, потому что с 15-го века Бог определил России занимать в мире положение, которое занимал в своё время ветхозаветный Израиль. И как древний Израиль был митрополией для Дела Спасения человека, и судьба Израиля, а по сути, и всего мира, напрямую зависела от исполнения народом Божиим заповеданного, так и в наше время, судьба Дела Божия на всей Земле, напрямую зависит от судьбы России. Судьба же России напрямую зависит не от каких-то там англосаксов, а от того, как мы, православные люди России, исполняем Промысел Божий, оказывая послушание Верховному. Помогаем ли мы ему, или, не ведая, что творим – противимся, обсуждая его указы, и за это абсолютно справедливо наказываемся.
В 1917-м году мы не просто создали проблему для Промысла Божия, а сделали гораздо более ужасное, о котором многие даже не задумываются. И надо осознать, какие страшные вещи скрываются за этими словами. Ведь что должно было произойти по Промыслу Божию, в результате уже близкой нашей победы в 1-ой Мировой Войне? И какие просторы должна была получить Православная Власть и Вера на весь мир:
«В соответствии с Соглашением России с Великобританией и Францией о проливах, Великобритания и Франции соглашались на присоединение, после победы над германской коалицией, Константинополя (Стамбула), проливов Босфор и Дарданеллы, а также примыкающих к ним районов европейской и азиатской части Турции (союзницы Германии в Первой мировой войне) к Российской империи. Далее в марте-мае 1916 года Великобритания и Франция получили согласие России на планы по разделу Турции. С Россией было заключено Соглашение о разделе азиатской Турции 1916 года, которое оформлено памятными записками, нотой и двумя телеграммами. А Великобритания и Франция в Лондоне в форме обмена нотами 9−16 мая 1916 года заключили договор Сайкс-Пико, который представлял собой соглашение о разделе азиатских владений Османской империи. По этим договорённостям союзники дали обещание выполнить Соглашение России с Великобританией и Францией о проливах 1915 года, а также передать ей области Эрзурума, Трапезунда, Вана, Битлиса и часть Курдистана. Кроме того, под протекторат Российской империи также уходил Иерусалим, который в то время был в составе Османской империи….» (
см. здесь).
(Окончание следует)