Образ Божией Матери на ПрестолеБогоматерь на Престоле. Икона. Первая половина XVI в. Русь
«Радуйся, Облеченная в солнце»131
С древности, особенно в Византии и на Востоке, Пресвятую Богородицу любили писать восседающей на золотом троне с золотым подножием, нередко ступенчатым и украшенным драгоценными каменьями. На иконах такой трон изображался как Царское место. На сидении – длинная подушка, стянутая на концах золотой тесьмой, обычно двойная, красного и синего цвета (символ Неба и земли). На руках Богородицы всегда – Её Предвечный Сын. Потому что как Мать Царя Царствующих Пресвятая Дева вознесена на неизреченную высоту и вечно пребывает в Божественной Славе.
Икон Пресвятой Богородицы на Престоле очень много, причём они имеют нередко такие большие отличия, что в них видят разные иконографии. Младенец Христос может быть изображен на лоне Матери прямо перед Ней, как в «Знамении», в мандорле (круг, овал или полуовал с сиянием, символизирующие Божественную Славу) или без неё, поддерживаемый Ею двумя руками; сидящим у Неё на руке, как в «Одигитрии»; стоящим и обнимающим Богоматерь, как в «Умилении»; в энергичном развороте, как в иконографии «Взыграние». Престол также неодинаков: он может изображаться совсем без спинки, с низкой полукруглой спинкой, с высокой прямой и наконец напоминающей занавес или стену с окнами и порталами. В некоторых изводах Престол окружают ангелы или святые. В поздних списках, начиная примерно с XVII века, у Пресвятой Богородицы и Христа неизменными становятся атрибуты земной власти – корона, скипетр и держава132. Но следует заметить, что любые знаки земного величия и могущества лишние в образно-стилистической системе иконы. Эта традиция пришла из католической Церкви, где издавна было принято короновать почитаемые образы Божией Матери. Например, так было с древней Ченстоховской иконой, списки с которой сделаны с коронами.
Но есть в престольных иконах то, что всё-таки позволяет объединить их в одном иконографическом каноне, – это ритмическое и цветовое соответствие между образами Христа, Божией Матери и Престола, которому всегда придаётся большое значение. Он знаменует тайну Божественного бытия, образ Небесного Иерусалима и
Сидящего на престоле, Который видом подобен камню яспису и сардису (Откр.4:2–3). В целом ряде икон именно через символ престола и его композиционную связь с образами Христа и Богородицы раскрывается тайна взаимодействия тварного и Божественного.
Богородица и Христос, сидящие на сияющем золотом престоле, вторят его очертаниям как контуром, объёмом, так и положением в пространстве. Эта соотнесённость логична, так как Богородица возведена на престол и Сама есть Престол Христов, «яко имущая державу непобедимую», а Её Божественный Сын, Вседержитель мира, являет «Троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное»133.
Фигура Божией Матери оказывается окружённой единой Божественной природой, которую образуют в общем ритмическом движении блистающие золотом художественные образы Престола и Христа. Несмотря на то, что облачения Богородицы отличны по цвету, вся Она являет совершенную обоженность, которая подчёркивается Её Богоподобием и центральным местоположением в замкнутом золотом пространстве. Бог воплотился для того, чтобы человек стал Богом, говорят отцы, и Пресвятая Богородица это исполнила. Земное возвысилось до Небесного, Небесное родилось от земного, и мистический круг замкнулся.
«Они словно колесо в колесе (Иез.1:16)"134 – так определил преподобный Максим Исповедник это взаимодействие и взаимоотражение преображенного тварного мира и Божественного.
В казалось бы неподвижном престольном образе живёт постоянное взаимодействие сфер земных и небесных.
Икона Божией Матери Свенская Печерская
Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты.
Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить её художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошёл до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и её отсутствие придаёт всей композиции несколько странный незавершённый вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который ввёл в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.
Икона Божией Матери Свенская Печерская. Прорись
Печерский образ отличается особой эмоциональной насыщенностью. Его динамическим центром, определяющим сюжетное, композиционное и цветовое развитие, является образ Христа. Его строгое лицо сосредоточено. Богомладенец запечатлен как бы в позе напряженного созидания. Вся фигура написана широкими точными мазками. Свободная и лаконичная палитра с яркими вспышками пробелов, сине-алый цвет одежд с крупным гребенчатым ассистом создают образ Христа как источника всякой силы и действия, подающего Свои энергии печерским святым. Синий гиматий Спасителя лежит обильными фактурными складками, которые перетекают в одежды Богородицы. Возникает впечатление буквального «произрастания» Богомладенца из Её лона. Но вместе с тем – это художественный образ могучего бурного источника, о котором Христос говорил: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:14). И эта Живая Вода – Он Сам, а «многотекущую реку» источает Богородица. Из Неё каждый верующий будет черпать «в радости воду <…> спасения» (Ис.12:3).
Преподобные, осеняемые Христом, спокойны и внимательны. Они словно пребывают в богомыслии, в безмолвном общении с Ним. Свитки со словами их поучений указывают на две основы Церкви на земле: личную аскезу и пастырское служение, учительство и ответственность за спасение человеческих душ. У преп. Антония, предстоящего в полной схиме, на свитке написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Прп. Феодосий изображён в мантии с непокрытой головой, в свободной позе, слегка склонившись к престолу. На его свитке текст (восстанавливаемый по задним спискам): «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, еюже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного на хвалу и славословие Тебе»135.
Над предстоящими Богу преподобными возвышается статичный и будто от всего отрешённый образ Божией Матери. Её строго очерченный силуэт, вбирающий фигуру Христа, композиционно продолжается в высоком престоле, который поднимается от земли золотой с красным ассистом лестницей, увенчанной аркадой.
Вне престола образ Богородицы кажется писанным с нарушением пропорций. Однако в соединении с престолом, с его вытянутым красно-золотым пьедесталом, образ Её монументален и величествен. Совершенное обожение сделало Пречистую Деву Царицей Неба и земли, «Царевым седалищем»136. Но Она и Церковь, и «Лестница Небесная, Ею же сниде Бог»137. Поэтому ступени, ведущие к подножию престола, – это знаки пути, которым Она возводит верных к Богу через Церковь. Словно два столпа, на которых держится престол, предстоят прпп. Феодосий и Антоний Печерские – те «живые крепкие камни душ», из которых Господь устроил «великий царственный дом, исполненный блеска и света внутри и снаружи»138, Свою Церковь. Строительство русской Церкви, которая созидается святыми силой, пребывающей на них Божественной благодати и составляет главный смысл Печерской иконы.
Сейчас Свенская Печерская икона Божией Матери находится в экспозиции Музейного комплекса государственной Третьяковской галереи.
https://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-mater-v-ee-ikonah/6_2