Русская беседа
 
07 Апреля 2025, 20:16:17  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Священномученик Се́ргий Махаев, пресвитер  (Прочитано 333 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108025

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 04 Декабря 2024, 09:18:51 »

Священномученик Се́ргий Махаев, пресвитер


Дни памяти:

17 мая (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

2 декабря


Житие

Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича.

Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях.

С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели.

В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет.

Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

С осени 1905 года по просьбе великой княгини Елизаветы Феодоровны отец Сергий начинает учить Закону Божию и будущих сестер Иверской общины. В качестве члена Попечительского совета Иверской общины он являлся ее представителем в Особой комиссии Красного Креста по церковному сбору, в Комиссии по сбору пожертвований при Московском местном управлении Российского общества Красного Креста. Кроме того, он являлся особо уполномоченным по церковному сбору на Красный Крест в Замоскворечье.

С 1908 года отец Сергий состоял законоучителем школы при Доме бесплатных квартир на Якиманке Московскою купеческого общества.

Занимаясь с сестрами общины, отец Сергий старался духовно развивать своих подопечных, готовить их к предстоящему служению помощи страждущим и укреплять тех, кто уже подвизался на этом поприще, уча черпать силы в благодати Божией и прибегать к предстательству святых. Он совершал с сестрами паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру, вел с ними беседы о духовной жизни, наставлял их на примере отечественных подвижниц благочестия. Примером таких бесед служат изданные им в 1914 году в Москве книги «Беседы пастыря с сестрами милосердия» и «Подвижницы милосердия. Русские сестры милосердия: краткие биографические очерки». В этой последней книге отец Сергий на примере известных и малоизвестных отечественных тружеников на ниве милосердия показывает своим подопечным, каким образом посреди обыкновенных, будничных и малопривлекательных трудов может быть вполне исполнена заповедь Христова о любви к Богу и ближнему.

Отца Сергия отличала особая духовная настроенность, которая проявлялась по отношению к окружавшим его людям и событиям. Примером тому служат некоторые из его слов, опубликованные в дореволюционных церковных периодических изданиях. Когда по окончании военных действий в 1905 году отряд Иверской общины вернулся в Москву с Дальнего Востока, отец Сергий встретил прибывших в храме общины приветственной речью. В этой речи мало обычных для такого случая похвал и поздравлений. Отец Сергий, напоминая известные слова Спасителя, риторически вопросил вернувшихся: «Что смотреть ходили вы в пустыню?» (Мф.11,7). Далее он сказал о том, что война также является пустыней – пустыней духа, где попираются и отрицаются высшие стремления людей к единению в любви. Но как в пустыне являлись многие великие подвижники духа, так и в этой пустыне духа просияли многие подвижники, не только среди воинов, но и среди многих тружеников, отправившихся на поля военных действий для дел милосердия и любви. Каков же плод этих дел для самих тружеников?

«Вы видели воочию, как немногие, силу и власть греха, несущего ужасы войны и страданий людских. Что же, созерцание всего этого внушило ли вам сильнейшее отвращение к первопричине этих несчастий – греху? Вид постоянной смерти – последствия того же греха – научил ли вас быть мертвыми плоти и греху и живыми Богови? Вид ужасных страданий согрел ли сердце ваше жалостью и искреннею любовью ко всякому меньшему брату, преисполнил ли вас чувством глубочайшей благодарности к Промыслителю за то, что эти страдания выпали не на вашу долю; внушило ли все это вам сознание, что Всемилостивый “не по беззакониям нашим’’ воздает нам? Видя лишения, испытываемые воинами, научились ли вы быть довольными тем малым, что дает вам Господь? Видя терпение и безропотное несение болезней и несчастий искалеченных, изуродованных братий своих, научились ли вы от них христианскому терпению в несении добровольно возложенного на себя Креста Христова? Слыша и видя постоянную готовность и желание других умереть во имя долга, навыкли ли и вы быть готовыми всю жизнь свою отдать на дело любви и не только не получить никакой награды земной или похвалы за дело служения своего, а, наоборот, получить, может быть, оскорбление, гонение, болезнь и самую смерть?

Если таковы результаты вашего путешествия, то дело милосердия приобрело в лице вашем великих, истинных служителей... Приветствуя вас с благополучным возвращением, молю Господа, да поможет Он вам уподобиться шедшим из пустыни Иорданской с проповеди Иоанна, возвращавшимся в духе покаяния и сокрушения о грехах, но, вместе, и в радостном ожидании скорого спасения, с горячим желанием последовать за грядущим Спасителем и быть достойными Его, с чувством глубокой благодарности к Богу. Аминь».

6 мая 1915 года по представлению Православного Палестинского Общества за пятнадцатилетние безвозмездные и ревностные труды на пользу Общества в качестве члена его Московской комиссии отец Сергий был награжден камилавкой. 29 июня 1917 года он был награжден золотым наперсным крестом.

После октябрьского переворота 1917 года отец Сергий продолжал служить в Иверском храме. Поскольку община была лишена средств, на которые обеспечивалось прежде ее существование, и был ликвидирован капитал, на проценты от которого содержался причт, он, подобно многим другим священникам в это время, устроился на государственную службу. Местом его работы стал Юридический отдел Замоскворецкого Совдепа. Именно в качестве служащего Юридического отдела 5 февраля 1919 года поставил он свою подпись на договоре общины верующих с Моссоветом о пользовании Иверским храмом и его имуществом. Встречается его подпись и на подобных договорах других церквей Замоскворечья. О том, что и в этой деятельности он оставался верен Церкви, свидетельствует составленный в январе 1920 года запрос, в котором Отдел юстиции Моссовета требует в срочном порядке объяснить, на каком основании Замоскворецким Совдепом, вместо ликвидации, домовые церкви сохранены и сданы группам верующих.

24 июня 1919 года отец Сергий был назначен настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке. В августе 1919 года батюшка хлопотал о передаче в храм, настоятелем которого он стал, богослужебного имущества из закрытого домового храма святого Александра Невского и о разрешении богослужения в этом храме. Не оставлял он и преподавания Закона Божия. Он являлся секретарем Совета приходских общин во имя Святого Духа в Замоскворечье, которым были организованы богословские чтения для взрослых в храме святых апостолов Петра и Павла на Якиманке и для юношества – в храме святителя Николая в Голутвине.

26 марта 1920 года митрополитом Крутицким Евсевием отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В феврале 1922 года отцу Сергию «за выдающиеся пастырские труды разрешено Московским епархиальным советом принять и носить золотой с украшениями наперсный крест, поднесенный прихожанами».

В том же 1922 году он был арестован по подозрению в преподавании Закона Божия детям и содержался две недели в Доме предварительного заключения, но был освобожден.

4 апреля 1922 года проходило изъятие церковных ценностей в храме святых апостолов Петра и Павла. В июне – начале октября 1922 года протоиерей Сергий был членом Московского епархиального управления, которое в этот период находилось в руках обновленцев. В качестве члена Московского епархиального управления он присутствовал на собрании духовенства третьего отделения Замоскворецкого сорока. В условиях обновленческой смуты отец Сергий был поначалу в числе тех, кто признал обновленческое Высшее Церковное Управление.

19 июля 1922 года по поручению обновленческого Высшего Церковного Управления отец Сергий выступал на благочинническом собрании священноцерковнослужителей второго округа Звенигородского уезда. Собравшиеся под председательством благочинного протоиерея Виноградова постановили «...единогласно присоединиться к резолюции московских столичных благочинных и обратить внимание ВЦУ на необходимость сохранения неизменности догматов веры и основных канонов Церкви... Считать необходимым скорейший созыв Всероссийского Церковного Собора».

Однако, когда отец Сергий разобрался в истинной сути и источниках обновленческой смуты, он отошел от обновленцев и занял но отношению к ним непримиримую позицию.

В феврале 1924 года протоиерей Сергий, стоявший во главе православной общины, организовал активное сопротивление общине «Союза церковного возрождения», захватившей церковь Петра и Павла. Он подавал апелляцию заместителю наркома юстиции и даже сдал группу обновленцев, начавших переоборудовать храм по своему вкусу, в отделение милиции, так что обновленческий «епископ» Антонин (Грановский) вынужден был оправдываться. Отец Сергий с прихожанами организовали охрану храма. Когда явились обновленцы, то были заперты внутри, и отец Сергий привел к храму милицию, которая потребовала прекращения работ и препроводила участников в отделение для составления протокола, пообещав вернуть отцу Сергию ключи от храма.

В связи с этим 22 февраля Антонин написал на отца Сергия в Московский Совдеп донесение, которое заканчивалось словами: «Возрожденческая община просит Отдел управления принять меры к ликвидации махаевщины и содействия ей ко вступлению и пользованию храмом соответственно обряду “Союза возрождения”».

1 марта 1924 года отец Сергий подал митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) прошение следующего содержания: «Ввиду передачи нашего храма Управлением Моссовета группе верующих “Союза возрождения”, прошу причислить временно, впредь до решения дела в Наркомюсте, к храму святого Марона Чудотворца, что в Старых Панех, прихожан, состоящих в каноническом общении со Святейшим Патриархом Тихоном, и причет в составе меня, диакона Федора Чемичева и просфорницы Марии Введенской».

В том же году отец Сергий был арестован и содержался в заключении три месяца.

В 1925 году он служил вторым священником в храме святого Марона Чудотворца в Старых Панех до его закрытия в 1930 году.

В 1937 году отец Сергий был назначен настоятелем Богоявленского собора города Ногинска (Богородска).

В августе 1937 года были арестованы все члены церковного совета Богоявленского собора. Чтобы избежать закрытия храма, отец Сергий организовал создание новой двадцатки. В обстановке массовых арестов некоторые члены новой двадцатки заявили о своем выходе из нее; впоследствии это дало повод обвинять отца Сергия в том, что, организуя новый церковный актив, он оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц».

22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму города Ногинска. В тот же день он был допрошен.

– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность, признаете вы это?

– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.

– Следствием установлено, что вы подложным, обманным путем привлекали верующих в церковную двадцатку. Дайте показания по этому вопросу.

– Обманным путем я верующих в церковную двадцатку не вовлекал.

– Следствием установлено, что вы в одной из бесед с верующими по возвращении из Московской епархии высказывали террористические намерения против коммунистов. Признаете вы это?

– Никогда я террористических намерений не высказывал.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.

25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу.

Протоиерей Сергий Махаев был расстрелян 2 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Протоиерей Максим Максимов

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь». Тверь, 2003 год, стр. 164–172.

Источник: fond.ru

https://azbyka.ru/days/sv-sergij-mahaev
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108025

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 04 Декабря 2024, 09:36:38 »

«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»

Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)

Отец Сергий Махаев с сестрами Иверской общины милосердия

Священномученик Сергий Махаев памятен не только прихожанам храма Спаса Нерукотворного Образа (Одинцовское благочиние Московской епархии), один из приделов которого освящен в честь новомученика, но и жителям близлежащего села Усово. Более 50 лет до революции прослужил отец священномученика – протопресвитер Константин Махаев – настоятелем совсем небогатой Спасской церкви. И потомки его современников могут многое рассказать о дореволюционной жизни села.

«Всегда был и есть примером нам, прихожанам»

За годы служения на Усовском приходе отец Константин Махаев сникал огромное уважение своих односельчан. Сохранился примечательный документ – прошение на имя Святейшего Патриарха Тихона, поданное прихожанами Спасской церкви села Усово Московского уезда в 1923 году, характеризующий отца Константина и позволяющий представить нравственную обстановку, в которой прошло детство его детей:

Отец Константин «пятьдесят лет безвыходно прослужил при нашем беднейшем приходе и даже никогда не желал просить о переходе от нас в другой приход, всегда ревностно исполнял наши требы, не ссылаясь ни на позднее время и ни на непогоду, всегда был готов. Нас, прихожан, не вынуждал никогда, всегда был всем доволен и своим трудом обрабатывал землю, пахал и косил, всегда был и есть примером нам, прихожанам, и, всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом».

Еще один факт. Спасский храм не закрывался вплоть до кончины в начале 1930-х годов отца настоятеля (стоит вспомнить, что сразу же после революции в этих местах появились дачи первых лиц государства). А до революции эти места – Ильинское, Усово – были императорскими усадьбами великого князя Сергея Александровича и его супруги Елисаветы Феодоровны. Великих князей связывало многолетнее общение и с семьей отца Константина, и с семьей последнего псаломщика Спасского храма Василия Соколова, потомки которого до сих пор живут и в самом Усово, и в ближайшем Подмосковье. Правнук псаломщика Денис Кузякин вспоминает, с каким уважением относились к великим князьям в их семье.


Отец Константин Махаев с супругой

Великая княгиня Елисавета Феодоровна помогала Махаевым, молитвенно заступалась за них

Старшая дочь Соколовых Ольга была замужем за одним из братьев Махаевых – Георгием. Семейное предание гласит, что великая княгиня особенным образом помогала им. На свадьбу Ольги и Георгия она приготовила приданное: шкатулку с драгоценностями, благодаря которым Георгий смог продлить годы жизни, получая необходимое лечение на средства с продажи драгоценностей. Денис осознает, что именно молитвенное предстательство преподобномученицы спасло эту семью от арестов в годы гонений. А вот про отца Сергия родственники никогда не говорили. Теперь Денис понимает, что старшее поколение таким образом уберегало молодежь от нежелательных последствий. О том, как трагически закончилась жизнь священника, узнали лишь в начале 2000-х годов, когда он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Денис крестился совершенно осознанно в 16 лет. Уже тогда, будучи юношей, повстречав крестный ход, он невольно вспоминал предков, и душа его тянулась к вере. Глубокий, думающий, тонко чувствующий свою связь с прошлым, Денис объединяет сегодня всех потомков своего большого и достойного рода. Усово для него – «святая земля». Мама привезла его совсем маленьким к бабушке, дочери Василия Соколова Варваре Васильевне, он научился здесь ходить, говорить, здесь ему знаком каждый закуток. Именно в семье бабушки он многократно слушал рассказы о великих князьях, семье настоятеля Константина Махаева, у которого так любила причащаться маленькая Варя. Бабушка, умирая, еще до строительства Спасского храма, благословляла потомков ходить туда на службы.

Думаю, совсем не случайно именно к Денису попал семейный альбом Ольги и Георгия Махаевых. Фотографии из этого альбома легли в основу экспозиции, которая была представлена в просветительском центре «Усово-Спасское» Спасского храма на торжественном мероприятии, посвященном 145-летию со дня рождения священномученика Сергия, 2 декабря 2019 года.


В Богоявленском соборе Ногинска

Среди гостей этого памятного мероприятия был и клирик Богородского благочиния иерей Илия Максимов. Богоявленский собор Ногинска (ранее Богородск) стал местом последнего служения отца Сергия Махаева. Именно оттуда он взойдет на свою Голгофу, будет расстрелян на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 года. Во время праздничной встречи отец Илия очень верно отметит, что для наших благочиний, наших общин это общий праздник.

«Священномученик Сергий, не имея своих детей, всю свою жизнь посвятил служению людям, понес огромные труды на преподавательском поприще, – таким его увидел и почувствовал отец Илия, – и в конце жизни Господь даровал ему мученический венец, о котором мечтают многие христиане, но не все удостаиваются».

Именно 2 декабря во время праздничного мероприятия настоятель Спасского храма священник Дионисий Казанцев благословил организовать паломническую поездку в Богоявленский собор Ногинска.

«Закопали живым»

14 февраля этого года мы в Ногинске. У прихожан Богоявленского собора три небесных покровителя из числа новомучеников. Об этом свидетельствуют памятные доски у входа. Через массивную деревянную дверь проходим в собор. Кажется, здесь все так же, как и до революции. При восстановлении храма в 1990-х годах под слоем штукатурки явился Тихвинский образ Божией Матери, выполненный по эскизам Виктора Васнецова; в соборе есть иконы с частицами мощей…

При восстановлении храма в 1990-х годах под слоем штукатурки явился Тихвинский образ Божией Матери

И все же первым, кто незримо «встречает» каждого водящего в собор, – новомученик Константин Богородский. Здесь, в соборе покоятся его мощи. Жители Ногинска считают новомученика своим небесным покровителем. Для многих из них, наверное, как и священномученик Сергий для прихожан Спасского храма, отец Константин вполне реальная личность. Сохранилось множество свидетельств помощи этого святого нашим современникам.

Отец Константин Голубев прослужил настоятелем Богоявленского собора и благочинным Богородского округа более 20 лет. Многих местных жителей знал, крестил, отпевал, жил одной жизнью со своей паствой. Был ревностным пастырем, обладающим особым даром апостольского слова. Неслучайно в 1895 году он был направлен именно сюда, в Богородский уезд, который был одним из главных старообрядческих центров страны. За годы служения многих обратил в Православие из старообрядчества и сектантства, вел огромную работу по просвещению местного населения, особое внимание уделял женскому образованию, справедливо считая, что именно от женщин зависит религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения.


Отец Константин Голубев

В храме прямо напротив явленного Тихвинского образа Божией Матери огромная фреска с изображением Собора новомучеников Богородских. Рядом с отцом Константином – священномученик Сергий Махаев. Здесь особенно чувствуешь это духовное родство двух мучеников за веру, которые при жизни скорее всего не были знакомы, зато пребывают рядом в Царствии Небесном. Под фреской собора – мощи еще двух безымянных новомучеников.

После посещения собора мы направляемся за город: когда-то там, в лесном массиве был небольшой карьер, где и производились расстрелы. Практически до могилы священномученика Константина выложена асфальтовая дорожка. Много лет сюда ходили крестным ходом жители города. И мы идем этим скорбным путем вслед за мучеником за веру, и кажется, что время не разделяет нас. Рядом с пастырем шествуют его духовные чада – они как-то узнали о предстоящем расстреле. Говорят, что жители Богородска так любили своего настоятеля и благочинного, что при его аресте писали многочисленные прошения новой власти с просьбой об его освобождении. Они и сейчас, в последний его земной час, рядом с ним. Плачут, горестно вздыхают, крестятся… Кто-то слышит, как молится священник за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Тропинка выводит всех на опушку соснового бора.

Отец Константин в свой последний час молился за своих мучителей: «Господи, прости им»

Отец Константин стал одной из первых жертв красного террора. Он был расстрелян 2 октября 1918 года. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/1918 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новомучениках, так описывает смерть отца Константина:

«При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым».


Икона Собора новомучеников Богородских

На защиту пастыря рванулась, движимая состраданием, одна из его духовных дочерей… Душераздирающая картина зверства коснулась сердца еще одного мученика – красноармейца. Он не смог поднять руку на беззащитного. Именно их безымянные мощи пребывают сегодня в Богоявленском храме под фреской Собора Богородских новомучеников. История не сохранила их имена, но прославил их Отец Небесный, в том числе и перед людьми.

Все это так перекликается с последними минутами жизни преподобномученицы Елисаветы. Те же слова о прощении, и инокиня Варвара рядом со своей матушкой. Все, как в древних Патериках. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20).

Могила убиенного отца Константина Голубева сохранилась благодаря памяти народа. Сюда и в годы жесточайших гонений «не зарастала народная тропа». Ставили свечки, зажигали лампадки, приносили цветы. Думается, власти пытались не пускать людей, запрещали, грозили. Но разве можно «отлучить от любви Божией»?

В 1995 году мощи священномученика были обретены и находились в Тихвинским храме. Если говорить о Богоявленском соборе, то он был передан верующим в 1989 году. К сожалению, в начале 1990-х годов храм оказался захваченным раскольниками. И лишь в 1997 году собор был возвращен Русской Православной Церкви. Примечательно, что первая Литургия в возвращенном храме была совершена в день памяти священномученика Константина – 2 октября.


Благочинный Богородского благочиния отец Марк Ермолаев на презентации фильма в Усово

В 2018 году в Богородском благочинии торжественно отмечали 100-летие со дня убиения Константина Богородского. Чуть позже, 2 декабря 2018 года, благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев представит в просветительском центре Спасского храма фильм о священномученике Константине.

«Идея, которой руководствовались создатели фильма, заключается в том, что подобные проекты – одна из форм увековечения памяти святого, чье имя вписано в историю Церкви Русской, и способ распространения этой памяти», – говорил на презентации отец Марк.

Священник убежден, что в современном быстроменяющемся мире такая форма проповеди, как фильм, позволяет быстрее достучаться до сердец и умов современников. В конце фильма, который снят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, есть глубоко осмысленные слова владыки, которые, по убеждению отца Марка, могут стать для всех нас жизненным ориентиром: «Праведники во веки живут». И то, что память поднимает нас над временем, мы отчетливо видим на примерах жизни отца Константина Голубева и отца Сергия Махаева и многих сотен новомучеников – явленных и неявленных.

«Светит еще свет Господень»

Будущий священномученик Сергий Махаев стал настоятелем Богоявленского собора в трагическом 1937 году. О времени его пребывания в Ногинске известно совсем немного. Отец Сергий поселился на самом краю города – в поселке Жуковка, по адресу: Клязьминская, 15, в семье Архипа Богачева. Машина террора набирала свои обороты. Были арестованы и заключены в тюрьмы, томились в ссылках множество священнослужителей. Именно им и их семьям, многие из которых жили в глубокой нищете, и помогал священник. Письма с просьбой об оказании помощи приходили на адрес прихожанки Богоявленского собора Анастасии Ивановны Кулевой. Последние из «верных» не питали иллюзий в отношении своей дальнейшей судьбы. Многие из них, как заметил отец Илия Максимов, мечтали о мученическом венце…


Дом, в котором жил в 1937 году в Ногинске отец Сергий Махаев

Но кто-то и отступал. В августе 1937 года были арестованы все члены церковной двадцатки. Чтобы избежать закрытия храма (за послереволюционные годы отец Сергий накопил богатый багаж знаний по «отстаиванию» церквей), настоятель организовал создание новой двадцатки – некоторые из вновь избранных, испугавшись, заявили о выходе из нее. Это в последующем послужило поводом для обвинения в том, что священник якобы оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц».

22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму Ногинска. В те годы уже многие верующие были расстреляны или томились в заточении. И никто не писал писем в защиту будущего священномученика. Но и следственные дела в 1937 году уже «стряпались, как пирожки». Стояли жесткие планы по уничтожению остатков «классовых врагов». 22 ноября отец Сергий был допрошен. Он отрицал всякую вину, хотя, собственно, признания уже не требовалось…


Последний арест отца Сергия Махаева

Отец Сергий все отрицал, но в 1937-м никаких признаний уже не требовалось

В тот же день начальником Ногинского районного отделения УНКВД лейтенантом госбезопасности было написано обвинительное заключение. 25 ноября тройка при УКВД СССР по Московской области на своем заседании постановила: «Махаева Сергея Константиновича расстрелять». Приговор приведен в исполнение 2 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

Вся послереволюционная жизнь отца Сергия наполнена гонениями, мучительными поисками ответов на многочисленные вызовы того страшного времени: покаяние в заблуждениях в отношении обновленчества, «отстаивание» церкви Петра и Павла на Якиманке, служение в храмах Марона Пустынника в Старых Панех, Останкино, настоятельство в Богоявленском соборе Ногинска, недолгие дни ожидания смерти в Бутово. Как вспоминают современники, отца Сергия отличала особая духовная настроенность по отношению к окружавшим его людям и событиям. Именно эта крепкая вера и упование на Бога помогали священнику найти истинный путь, который в итоге возвел его на вершину мученичества.


На месте расстрела священномученика Константина Богородского

«Нет, из жизни мира нельзя вычеркнуть такое великое яркое историческое явление, как самоотверженная любовь, – писал он в своей работе “Подвижницы милосердия” в 1914 году. – Светит еще свет Господень в душах человеческих, и тьме не объять его никогда».

Его собственная жизнь стала примером того, как озаряет, преобразует Господь души тех, кто готов взойти за Ним на свою Голгофу. Именно такие души Господь одаряет венцами мученичества.

А мы продолжаем открывать для себя страницы жизни священномученика Сергия Махаева. Следующая – его служение с 1925 по 1930-е годы в московском храме Марона Пустынника в Старех Панех.

Светлана Поливанова,
Усово – Ногинск


27 февраля 2020 г.

https://pravoslavie.ru/128825.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!