Русская беседа
 
03 Июля 2025, 18:16:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святитель И́ов, патриарх Московский и всея Руси  (Прочитано 1860 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108604

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 07 Февраля 2019, 08:28:44 »

Николай  Головкин, Русская народная линия

«Великий пример святителя Иова...»

К 430-летию со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Иова и учреждения Патриаршества в нашей Церкви



В нынешнем году Русская Православная Церковь отмечает две даты, связанных с её первым Предстоятелем - Патриархом Московским и всея Руси Иовым (1525-1607): 430 лет со дня интронизации святителя и учреждения Патриаршества в нашей Церкви и 30 лет со дня его общецерковного прославления в лике святых. Память святителя Иова совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

По Промыслу Божиему  накануне потрясений Смутного времени Русская Православная Церковь  получила Патриаршее возглавление, ставшее важной вехой в истории Церкви и государства. Это историческое событие подняло авторитет Русской Православной Церкви на качественно новый уровень. Отныне Россия превратилась в самостоятельное государство как в политическом, так и в церковном отношении.

Об этом ныне много говорят и пишут в связи с церковным расколом на Украине. Так, например, вот комментарий известного публициста, писателя, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского, где четко указано на многие аспекты проблемы:

«Прошу прощения у читателей, что мне приходится говорить об элементарных вещах, напоминать никем не оспариваемые исторические факты, ссылаться на документы, введенные в научный оборот сотни лет назад, напоминать принятые полнотой Православия на Вселенских Соборах каноны (законы) Церкви. Если вкратце:

1. Томос - это указ (или грамота) Поместной Православной Церкви о предоставлении её географической части права автономии в управлении (иногда это называют автокефалией).

2. Русская Православная Церковь получила автокефалию от Константинопольского Патриархата в 1589-1593 годах, учредив на своей территории Патриаршество. Этот акт был подтверждён другими Патриархатами.

3. Окончательное политическое воссоединение украинских земель с Россией произошло в 1654 году. Ранее, начиная с 13 века, земли западной Руси были захвачены инородцами и иноверцами и разделены между собой (Турцией, Польшей, Литвой, Венгрией, Молдавией). В результате многочисленных войн Константинопольский Патриархат не мог никаким образом управлять в религиозном смысле этой территорией.

4. Политическое воссоединение подтолкнуло к решению церковных проблем. В 1686 году Русская Церковь получила от Константинопольского Патриарха законную грамоту об управлении Киевской епархией (не временном, а вечном управлении). Все 11 документов об этом, хранящиеся в наших архивах в подлинниках, были опубликованы ещё в 1826 году. Никаких опровержений этих грамот, посланий и писем никогда не было.

5. Истинный томос - Грамоту об автономном самоуправлении Украинская Православная Церковь получила от Патриарха Алексия II в 1990 году. Эта автономия распространяется на организационные, имущественные, кадровые, юридические, судебные, финансовые вопросы. При этом Предстоятель Украинской Церкви является постоянным членом Синода Московского Патриархата, но никакой архиерей Русской Православной Церкви даже не присутствует на заседаниях Синода Украинской Церкви.

6. Решение Константинопольского Патриархата об отзыве права управлять Украинской Церковью Московским Патриархатом (что в реальности после даровании автономии Украинской Церкви не происходит) является уникальным в истории актом, нарушающим десятки канонов Вселенских Соборов. То же самое можно сказать о единоличном решении о снятии анафемы с раскольников.

Под удар поставлены многие Поместные Церкви, которые получили автокефалию от Фанара за последние 100 лет. Это же касается и раскольников, которые есть в каждой Поместной Церкви, в том числе, и в Турции.

7. Последние решения Константинопольского Патриархата выводят его из церковного круга проблем всемирного Православия и превращает эту структуру в политический институт».

Таким образом, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, как некогда святой Иов, несёт подвиг исповедничества. На Украине новое Смутное время - время самозванцев в политике, подмена веры сектанством. В марте президентские выборы, в преддверии которых несколько месяцев, собственно говоря, и готовился церковный раскол. Однако шоу «Томос Лимитед», как ожидали западные кукловоды, прошло без аншлага. Вспоминается последняя ремарка Пушкина в финале его трагедии «Борис Годунов»: «Народ безмолвствует». Или уроки истории всё же чему-то учат?!

 

***

Будущий первый Патриарх Русской Православной Церкви, как мы знаем из его жития,  в миру носил имя Иоанн. Он происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, где Иоанн получил первоначального образование. Благодаря монастырскому воспитанию у юноши возникло желание служить Богу в иноческом образе.

В 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, его духовный старец архимандрит Герман постриг его в монашество.

«Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Иов провёл в Старицкой обители более 15 лет, где под руководством опытного духовника воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту.  Вместе с тем молодой инок отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием.  Когда Иов стал настоятелем Старицкой обители, он словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1569 году, когда Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный, Иов привлёк к себе его благосклонное внимание. Вскоре он был возведён в сан архимандрита. Спустя два года, в 1571 году, архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, где с прежним усердием исполнял возложенное на него послушание.

В 1572-м и в последующие годы как настоятель одного из важнейших монастырей того времени Иов участвует в Соборах Русской Православной Церкви, а нередко и в делах государства.

В 1575 году архимандрит Иов возглавил другую древнюю московскую обитель - Ново-Спасский монастырь.  В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - митрополитом Московским.

 

***

Шесть столетий - с момента Крещения Руси в X веке - шла Русская Православная Церковь к  своей полной независимости. До учреждения Патриаршества наша Церковь, которая до середины XV в. была митрополией Константинопольского патриархата, возглавлялась митрополитами.

После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинополя. Значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло.

«Православная Россия, под управлением своих православных могущественных государей, - пишет митрополит Макарий в «Истории русской церкви», - сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».

...Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Иоана Грозного, царь Фёдор Иоанович.

В 1586 году он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Константинополем и главами других поместных церквей. Следом в Россию приезжает уже сам Вселенский патриарх Иеремия II. В итоге он соглашается предоставить долгожданную независимость.

А в 1588 году, следом за Антиохийским Патриархом Иоакимом,  в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. Он соглашается предоставить долгожданную независимость - учредить Московский Патриарший престол.

2 февраля (23 января) 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе - традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество.

Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Окончательный выбор государя пал на Иова. Здесь же, в царских палатах, было произведено его наречение в Патриархи.

Торжественная церемония интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси при многочисленном стечении народа состоялась спустя три дня. 5 февраля (26 января) 1589 года Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию Святейшего Иова.

«После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия, -  описывает это историческое событие архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о всероссийских патриархах», - вручил новопоставленному патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».

Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения Патриаршества в России. Грамота эта также закрепляла формулу «Третьего Рима» и, в частности, гласила:

«Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью; вторый же Рим, сие есть Константинополь, Агарянскими внуцы, от безбожных турок, обладаем; твое же, о благочестивый Царь, великое Российское Царствие, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое едино собрася, и ты един под небесем христианский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнися. И по благодати Святаго и Животворящего Духа, и изволением благочестиваго великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича... Пресвятейший Еремей, Божиею милостию, архиепископ Константинополя, Новаго Рима, и Вселенский Патриарх, по правилам Божественных Апостол и святых отец... избрал и поставил в Патриархи... Иова Преосвященнаго Митрополита всея Русии».

Далее последовала своего рода волна признания. Судьбоносное для Русской Православной Церкви решение патриархи всех церквей восточного обряда подтвердили на Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов. Решениями Соборов было установлено, что  Патриаршие права в России закрепляются за Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».

Кроме того, предстоятель Русской Православной Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов. Это связано со сравнительной молодостью нашей Церкви. Однако по величине, влиянию и мировому значению она уже тогда первенствовала в православном мире, что, в частности, выражалось в покровительстве с её стороны восточным Патриархам

 

***

Главная цель всей деятельности Патриарха Иова - возростание духовной мощи Русской Православной Церкви, укрепление в России Православия, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иоане Грозном, и в Сибири, присоединённой в годы правления Бориса Годунова, близким сподвижником которого святитель стал с середины 1580-х годов. И в дальнейшем Патриарх Иов всегда поддерживал политику Бориса.

По инициативе Патриарха Иова были проведены преобразования - в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.

Из важных церковных событий его Патриаршества - канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, блаженного Иоанна Московского, святителей Казанских Гурия и Варсонофия, благоверного князя Романа Угличского, преподобных Антония Римлянина и Корнилия, Игнатия Вологодского и Мартирия Зеленецкого.

В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование.

Святитель неустанно занимался духовным просвящением народа. Богослужебных книг повсеместно не хватало. Особенно в новопросвященных землях - в Казани, Астрахани, Сибири. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу - распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

 

***

В 1598 году умер царь Феодор Иоаннович - пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. Начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

В этот трагический период Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, Патриарх Иов, который фактически первым возглавил противостояние польско-литовским захватчикам,  coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество.

И в устных проповедях, и в особых Патриарших посланиях с призывом к защите веры и Отечества, которые он рассылал по всем епархиям, Патриарх Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внёсших нестроения и в Церковь Божию, обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Григория Отрепьева. Он приводил свидетельства действительности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры, и повелевал анафематствовать Лжедмитрия. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников.

Грамоты Патриарха Иова отрезвили многих здравомыслящих людей. Однако силы для борьбы были неравными. Лжедмитрий, который успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, вступил в пределы нашей страны с немалым войском и быстро продвигался к Москве.

13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства - по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт. Русская столица была сдана самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

Лжедмитрий поставил на «русское» Патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, грека по национальности.

Измученный, претерпевший множество поношений, святитель Иов в простой чёрной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где некогда начинал свой иноческий подвиг. Он утратил зрение, но всё время проводил в молитве.

17 мая 1606 года боярская партия Василия Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит. Его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжён. Пепел самозванца зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришёл.

25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царём. Он просил вернуться на Первосвятительский Престол законного патриарха Иова. Но Иов из-за немощи не мог более нести тяжёлый крест такого служения. На своё место он благословил митрополита Казанского Ермогена (Гермогена).

...19 июня 1607 года Патриарх Иов мирно скончался. Он был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха  Иоасафа. От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.

 

***

Какие бы события не происходили в дальнейшем в нашей стране Русская Православная Церковь всегда помнила и молилась о своём Первом Патриархе.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.

Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Неоднократно говорил  и писал о своём великом предшественнике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, 2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, он совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Именно на месте, на котором я стою, мой блаженнопочивший святой предшественник святитель Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери - в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не даёт благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.

Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша - плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твёрдо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошёл в историю как святой угодник Божий».

И далее:

«... святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, он этого не сделал. Он остаётся в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему. И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принёс смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти.

Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени ещё сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретён внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего - и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего Промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время».

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/06/velikij_primer_svyatitelya_iova/
« Последнее редактирование: 02 Июля 2025, 10:01:15 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108604

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Июля 2025, 10:12:37 »

Святитель И́ов, патриарх Московский и всея Руси


Дни памяти:

18 апреля - Перенесение мощей

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

2 июля

13 июля (переходящая) - Собор Тверских святых

18 октября - Собор Московских святителей


Свт. Иов (†1607), патриарх Московский и всея Руси, родился в г. Старице Тверской губернии. Приняв монашество, прошел путь от послушника до настоятеля Старицкого монастыря. В 1589 г. при участии Константинопольского патриарха был поставлен на первосвятительский престол, став первым русским патриархом. Ревностно заботился о церковном благочинии, развитии книгопечатания, миссионерстве и строительстве храмов. В Смутное время мужественно противостоял Лжедмитрию, за что был сослан в Старицкий монастырь, где и скончался. Прославлен в 1989 г.



Житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Первый российский патриарх, святитель Иов Московский (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения (около 1553 года) отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем, не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.

16 апреля 1581 года митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви – митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе патриархов – после Иерусалимского.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова.

В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен святейший патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению святейшего патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.



Тропарь, глас 5

Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 3

Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.

Кондак, глас 7

В годи́ну лю́тых искуше́ний/ многострада́льному И́ову подо́бяся,/ в же́ртву жи́ву и непоро́чну/ себе́ Христу́ прине́сл еси́,/ обрати́в па́ству к покая́нию,/ терпели́ве И́ове святи́телю,/ моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода/ и всегда́ воздава́ти// сла́ву Бо́гови.

Кондак, глас 3

Во святи́телех благоче́стно пожи́сте,/ и лю́ди к Богоразу́мию наста́висте, и до́бре Бо́гу угоди́сте,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́вистеся,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.

Ин кондак, глас 6

Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.



Молитва

О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.


https://azbyka.ru/days/sv-iov-moskovskij-i-vseja-rossii
« Последнее редактирование: 02 Июля 2025, 10:14:25 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108604

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 02 Июля 2025, 10:29:41 »

Святитель Иов, первый Патриарх Московский и Всея Руси


08:04
Иосиф Волоцкий и его идеи
Иосиф Волоцкий, известный как Иосиф, был монахом и настоятелем монастыря.
Он мечтал о собственном русском патриархе и русском царе, который бы служил богу и родине.
09:36
Иван Грозный и его опричнина
Иван Грозный задумывает опричнину как монашеский орден для борьбы с изменниками.
Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного в кровавых преступлениях, за что его убивают.
10:37
Митрополит Филипп и его роль в истории
Митрополит Филипп был главой русской церкви и обличал Ивана Грозного в преступлениях.
Он был убит, а его племянник и вся семья князей Старицких были истреблены.
15:12
Федор Иванович и его правление
Федор Иванович был последним Рюриковичем на российском троне, но его жена была сестрой Бориса Годунова.
Федор и Борис были друзьями и работали вместе, включая учреждение патриаршества на Руси.
23:33
Оборона Москвы от крымских татар
Боярин Борис Годунов проявил себя как организатор обороны Москвы.
Битва была упорной и закончилась разгромом крымских татар.
26:32
Земский собор и избрание Бориса Годунова
Земский собор был созван для избрания нового царя.
Патриарх Иоф предложил кандидатуру Бориса Годунова, и он был избран.
30:52
Самозванец Лжедмитрий и его политика
Лжедмитрий был самозванцем, но смог переиграть своих противников благодаря ярким публичным акциям.
Он запретил преследовать русское войско, опровергая грамоты патриарха.
Лжедмитрий вел себя как русский самодержец, запрещая строительство католических храмов и не отдавая обещанные земли полякам.
33:56
Изгнание патриарха Иова
Патриарх Иова был изгнан из столицы и наблюдал за всем издали.
Он отказался признать самозванца, но у него была другая кандидатура - епископ Игнатий.
38:29
Возвращение Иова в Москву
Иов согласился приехать в Москву, возможно, считая, что в сложившихся обстоятельствах лучше иметь царя, чем хаос безвластия.
39:13
Последнее пребывание Иова в Москве
Иов прибыл в Москву 14 февраля 1607 года, но не встретился с Шуйским.
Он собрал церковных иерархов и молился об отпущении грехов своей паствы.
41:37
Смерть Иова
Иов умер через четыре месяца в Свято-Успенском монастыре.
Он был окружен теми, кто его любил и считал главным сохранить православную веру на русской земле.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://ok.ru/video/4658824532

https://yandex.ru/video/preview/17682288787704291750
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!