Савва Тунг: «Казанская икона Божией Матери привела меня в Православную Церковь»История обращения вьетнамца в Православие
С иконой Пресвятой Богородицы, которая привела его к православной вереМеня зовут Савва. Это имя я получил во Святом Крещении – в честь преподобного Саввы Освященного. Этот святой палестинский монах жил тихо, подобно глубокому подземному ручью в пустыне. Но в нем я увидел нечто, сияющее славою Царства Божия.
Мой отец – католик, а мать – протестантка-кальвинистка. У моих родителей были разные религиозные традиции, но их объединяло одно: глубокая любовь к Библии и Богу. Я рос в окружении мудрых книг, с юных лет заучивал наизусть стихи из Священного Писания, и люди в храме называли меня «религиозным ребенком» – не только потому, что я знал слово Божие, но и потому, что искренне в него верил.
Люди в храме называли меня «религиозным ребенком» – не только потому, что я знал слово Божие, но и потому, что искренне в него верил
Но по мере того как я рос, слов стало недостаточно.
Первое, что я потерял в подростковом возрасте, была не вера, а, скорее, уверенность. Идея Пресвятой Троицы приводила меня в некое замешательство, а многочисленные разногласия между христианами заставляли чувствовать себя потерянным. Протестантизм казался слишком сухим, а в Римо-католицизме было слишком много такого, чего я не понимал. Начал свои поиски, посещая множество церквей. Я даже вступал в странные группы, которые, как позже понял, были сектами, – от современных протестантских движений до мормонов и сборищ, которые злоупотребляют именем Божиим, чтобы привлечь отчаявшихся людей.
В итоге не нашел ничего, кроме состояния сильной усталости.
В какой-то момент я перешел в совершенно другую религию – ислам – и прожил как мусульманин 2 года. Я соблюдал обряды, учил арабский язык и пытался верить. Но в глубине души все же не был спокоен. Знал, что играю роль, которая на самом деле мне не подходит. По-прежнему ходил в храм, чтобы не огорчать своих родителей, но в душе был холод. Друзья начали меня избегать. Я больше не был самим собой.
А потом я поехал в летний церковный лагерь... Чуда не произошло: просто тихое прикосновение, может быть, чей-то взгляд или старая песня. А может, Христос просто ждал меня там, где я наконец-то откликнусь. Я вернулся к Иисусу, но не смог вернуться к деноминации своего детства – протестантизму. Я ушел слишком далеко и не мог притворяться, будто ничего не произошло.
Я вернулся к Иисусу, но не смог вернуться к протестантизму. Я не мог притворяться, будто ничего не произошло
В двенадцатом классе, в трудные дни подготовки к вступительным экзаменам в университет и прощания с детством, я начал что-то чувствовать – тихое ощущение присутствия Девы Марии. Даже купил в ближайшем римо-католическом храме небольшую картину с изображением Богородицы, чтобы молиться перед ней. Но порой опасался, что, возможно, меня искушает лукавый. Однажды от страха я порвал картину. Но даже с трясущимися руками не смог подавить растущее во мне желание... Мне была нужна мать.
Примерно в то же время я нашел статью о Православной Церкви в Википедии. Не понимал ее богословия, не знал, где она находится, и меня некому было направить в нужную сторону. Но название «православный» прижилось во мне, как семя, посаженное в подготовленную почву. Тихое, но живое.
Я сдал вступительные экзамены в один из ведущих университетов Вьетнама в области социальных наук. В течение двух лет изучал философию, затем перешел на религиоведение. Много узнал о мировых религиях, системах верований и истории религий. Но то, что я обрел, было не просто знанием, – это была свобода от иллюзий.
Я уже не верил ни в одну религиозную систему, которая претендовала бы на «совершенство». Я просто жаждал найти непрерывающуюся традицию и святость. И тогда открыл для себя святых отцов Церкви… Не через протестантские книги, а в оригинале. Научился читать древние проповеди, понимать символизм в богословии и чувствовать красоту православного богослужения, существовавшего на протяжении веков.
Я не «обратился» в христианство, а просто понял, что меня зовут домой.
Получив философское образование – знаю, что это стало возможным лишь милостью Божией, – стал усердно молиться: «Господи, если на то есть воля Твоя, пожалуйста, приведи меня домой».
В 2021-м году я нашел отца Евгения Цукало – православного священника, живущего в городе Вунгтау. В 2022-м году, на следующий день после моего выпуска из университета, я поехал к отцу Евгению вместе с близким другом – буддийским монахом. Приехав, мы вошли в храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Первое посещение храма Казанской иконы Божией Матери в Вунгтау, 2022 г.
Тогда я впервые увидел икону Богоматери. Я ничего не понимал, но в Ее глазах увидел такую любовь, которая не нуждалась в объяснении, и такое понимание, которое не нуждалось в словах. Встал перед иконой и прошептал: «Если Ты можешь помолиться обо мне, пожалуйста, укажи путь».
И Она помолилась.
КрещениеВ апреле 2023 года я крестился и официально стал членом Православной Церкви. Не было ни грома, ни вспышек света: только тихая река, текущая с Небес в мое сердце... священная вода Духа.
Есть нечто, о чём люди говорят нечасто: обращение в другую веру – это не «умные аргументы» и не «совершенное учение». Раньше я верил, что если достаточно хорошо изучу историю, философию и богословие, то вера ко мне придет. Но после многолетнего изучения религий и исследования всего – от протестантизма до католицизма и ислама – понял, что настоящая вера начинается там, где заканчивается логика, и сердце учится преклонять колени.
Когда-то я рассматривал религии как системы: анализировал, сравнивал, оценивал. Думал, что смогу просто выбрать «лучшую» из них, как выбирают лучшую школу, и обрести покой. Но всё, чему я выучился, не смогло меня удержать. Оно дало мне знания, но не отчий дом; дало представление о Боге, но не позволило увидеть Его лик.
Настоящая вера начинается там, где заканчивается логика, и сердце учится преклонять колени
А потом я встретил Божию Матерь – в самом прямом смысле слова.
В Православной Церкви Пресвятую Деву Марию не превозносят слепо, как «идола», но и не предают забвению, как далекое прошлое. Она находится в том месте, где происходит встреча Бога и человека. Это Дева, исполненная покоя и благодати, хранящая боль и надежду всего мира. До этого я никогда не видел богословия, символизирующего одновременно женственность, послушание и материнство, причем такого красивого, нежного и глубокого, как на Ее иконе.
Ранее ни одна церковная община не могла «убедить» меня своими лозунгами. Православные верующие просто жили, и именно их образ жизни заставил меня уверовать. Православная Церковь открылась мне не как идея, а как нечто более древнее, чем слова: как живая традиция и красота, которую не нужно объяснять, и священное присутствие, которое я не мог игнорировать.
С университетскими друзьями в Хошимине на Рождество ХристовоИ что заставило меня окончательно сдаться, так это Она...
Когда я обратился в православное христианство, то не «оставил» одну религию, чтобы «перейти» в другую. Я просто вернулся туда, где мое истинное место. И именно Божия Матерь через Свою Казанскую икону привела меня домой.
Я познакомился со многими религиями, как путешественник, останавливающийся в разных домах – в надежде найти кров, где душа обрела бы подлинный приют. Я читал, изучал, молился в разных религиозных традициях. Даже пробовал жить как мусульманин, как протестант, а иногда просто как человек, блуждающий в темноте. Но чем дальше продвигался, тем больше осознавал, что не любая религия может привести нас домой. Ибо не всякое место, где взывают к «богу», действительно приводит нас к Нему.
Не всякое место, где взывают к «богу», действительно приводит нас к Нему
Не отрицаю, что другие религии привили людям добрые качества – нравственность, порядок, надежду. Но что касается спасения, – не всё хорошее является достаточным. Спасение – это не просто философия или сильное духовное чувство. Спасение означает встречу с Тем, Кто вошел в историю человечества с кровью и слезами, – Иисусом Христом, Сыном Бога Живого.
И среди различных форм христианства только Православие сохранило эту веру в целости и чистоте, подобно пламени, которое не угасает в течение двух тысячелетий, – ничего нового не добавлялось, ничего не отнималось, никаких изменений в угоду этому миру.
Православие не просто учит о спасении – оно живет в нем. Оно дышит духом святых
Православие не просто учит о спасении – оно живет в нем. Оно дышит духом святых.
Здесь литургия совершается так, что ты чувствуешь, что Христос действительно воскрес и присутствует среди нас каждый день. И только здесь я прекратил свои поиски. Ибо спасение не в том, что наиболее логично, а в том, что наиболее истинно.
И я нашел истину – не только в учении, но и в молитве, в Святой Евхаристии, в спокойных очах Пресвятой Богородицы на Ее Казанском образе и в невидимых объятиях Церкви, которая никогда не оставляет своих чад.
Кто я? Всего лишь чадо, которое еще не постигло всей азбуки жизни. Даже если бы Бог мне ответил, я бы, вероятно, не понял, потому что мои очи слишком малы, чтобы увидеть безбрежный океан Его воли. Моя задача – не требовать понимания, а склонять голову и благодарить за каждое проявление милости. Благодарить за то, как спокойно Он принимает те тихие ручейки молитвы и воздыхания любви, которые изливаются из сердец других людей, когда они вспоминают обо мне и постоянно молятся за меня.
Благодарю Тебя, Господи, за каждое безымянное чудо!
Благодарю Тебя, Господи, за каждого человека, чьего лица я еще не видел!
Благодарю Тебя, Господи, за всё!
Благодарю Тебя, Господи, за всех!
Посещение кафедрального собора Пресвятой Троицы (Цминда Самеба) в Тбилиси, 2025 г. Савва Тунг (Дуэ Уен)Перевел с английского Дмитрий ЛапаOrthodox Christianity21 июля 2025 г.https://pravoslavie.ru/171218.html