Сколько всего было детских концлагерей в годы Великой Отечественной войны
Александр Васильевич:
Иеромонах Памфил (Осокин)
Святые дети – мученики Ястребарские и Сисакские
В сонме новомучеников Сербской Православной Церкви особое место занимают святые дети Ястребарские и Сисакские – тысячи невинных душ, принявших мученическую кончину в годы Второй мировой войны. Их подвиг стал свидетельством веры и мученичества целого народа, а их невинная кровь, пролитая в концлагерях Независимого государства Хорватия (НДХ), освятила землю, ставшую для них Голгофой. Ныне они предстоят пред Престолом Божиим, напоминая миру о торжестве правды и кротости Христовой даже в бездне человеческой жестокости.
В лагере Ястребар
Детские концентрационные лагеря на территории Независимого государства Хорватия
В апреле 1941 года, после оккупации Югославии, на части её территории было создано марионеточное Независимое государство Хорватия под властью усташей – фашистского режима Анте Павелича. С первых месяцев существования это государство на законодательном уровне узаконило репрессии против Православной Церкви и сербов. Так, уже в апреле был создан закон, регламентирующий создание народных судов в составе трех человек. Такие «тройки» могли выносить смертные приговоры всем заподозренным в государственной измене. 23 июля 1941 года был принят закон об обязательной регистрации сербов, затем сербы были ограничены в передвижениях. 3 мая 1941 года был принят закон о переходе из одной веры в другую, по которому законодательно было упразднено название Сербская православная вера (Церковь). В июне был введен языковой запрет на употребление кириллицы и закрыты все сербско-конфессиональные школы1. На территории НДХ было основано нескольких десятков концентрационных лагерей смерти, многие из которых имели в своих комплексах специальные отделения для детей (Стара Градишка, Ясеновац, Лобоград, Горня Риека). Часто детей насильно отрывали от матерей, чтобы поместить в отдельные лагеря. Сопротивление заканчивалось смертью обоих2. Одна девочка из выживших детей вспоминала благословение матери, которое помогло ей выжить:
«Передо мной были моменты разлуки с матерью и ее посланием: “Да защитит тебя Святая Петка”. Думаю, это был день нашей вечной разлуки…»3
Новоприбывшие в лагерь Ястребар дети
Особенностью Ястребарского лагеря было то, что в его застенках не было взрослых, он был создан исключительно для детей
Особенностью Ястребарского лагеря было то, что в его застенках не было взрослых, он был создан исключительно для детей. Сисакский лагерь состоял из двух лагерей. В лагере Сисак II также находились только дети. За несколько месяцев существования этих лагерей (с июня по октябрь и с августа по декабрь 1942 года) в них погибло около двух тысяч детей.
Святая Церковь в своих песнопениях так восхваляет подвиг детей-страдальцев:
«Свободу пред Христом имуще, Ястребарстии великолепные мученики и Cисарстии убо поминаемые страдальцы, и во всей земли сей за веру пострадавшии почитания достойные младенцы, молитеся за нас, прославляющих память Вашу!»4
Пройдет время, и из этих счастливых детей никого не останется. Ястребар
По своей жестокости массовый геноцид детей в Ястребарском и Сисакском лагерях может быть сравним лишь с первым массовым мученичеством за Христа, произошедшим в древней Иудее, когда в Вифлееме были оторваны от матерей и жестоко убиты 14 тысяч младенцев до двух лет. По мнению сербского историка Огнена Карановича, всего за время войны в лагерях было убито более 74 000 детей обоего пола в возрасте до 14 лет, преимущественно сербского православного происхождения5. Это самое большое по численности массовое детоубийство последнего времени, не считая аборты.
И как некогда Вифлеемские младенцы, принявшие смерть от меча Ирода, стали не только мучениками, но и ходатаями за всех детей, так и сербские отроки, прославленные Церковью, ныне предстоят пред Богом как защитники жизни и заступники за тех, чьи голоса не были услышаны на земле.
Замок Эрдёди в Ястребарско, в котором осталось около 300 детей,
многие из которых находились там до конца войны
Ястребарский лагерь
Ястребарский лагерь носил официальное название «Приют для детей-беженцев». Одной из задач этого лагеря было собирать в нем детей из других лагерей и воспитывать их в усташском духе, по образцу янычаров. Детей разделяли на несколько категорий, более старших заставляли носить униформу с буквой U (усташи), учить историю, молиться по-католически. Отдел лагеря, предназначенный для заключения самых маленьких детей и младенцев, главным образом женского пола, находился в нижних помещениях замка дворянской семьи Эрдеди. Фактически самые ужасные зверства и жестокие убийства сербских детей произошли именно в этом отделении концентрационного лагеря. Этот отдел лагеря находился под надзором католических монахинь из конгрегации ордена Святого Винсента де Поля6.
Католические монахини Ястребара
Монахини, призванные следить за детьми, проявляли жестокость в обращении с ними, а некоторые выступали в роли мучителей невинных страдальцев. В загребской газете «Вјесник» № 24–26 от 26 декабря 1945 года читаем:
В Ястребарско «дети были обречены на верную смерть. Плохо одетые и слабые, они казались живыми тенями и скелетами. Подвергались самым различным пыткам и мучениям. Если кто-то из детей находил корку хлеба или “крал” яблоко, чаще всего его избивали до смерти. Те, кто пытался убежать, были убиты. Дети умирали…»
Дети в лагере Ястребар
Дети содержались в невыносимых условиях: они спали на бетонном полу, лишённые еды, воды и элементарных санитарных удобств. Наказывая, их избивали прутьями, обмоченными в солёной воде, чтобы причинить страдальцам двойное мучение.
Сербская Церковь в своих многочисленных песнопениях, посвящённых святым, свидетельствует об их страданиях:
«Свирепая мучения терпяще, солью изморени, недуги посечени и живи во гробы ввержени, веры ради православныя, от неяже не отступисте, Ястребарстии и Сисакскии мученицы! Явистеся чисти и непорочни, плоды правды Христу принесше…»7.
Младенцы лагеря Ястребар
Умиравших в лагере малолетних мучеников католическое духовенство не разрешало хоронить на кладбище, потому что они были детьми православных сербов, поэтому их хоронили в братских могилах на лугу за пределами кладбищ8. Одним из самых душераздирающих опубликованных документов о смерти невинных детей в Ястребарском лагере является записная книжка местного могильщика Франьо Иловара. По приказу руководства лагеря он хоронил мёртвых малышей и вёл об этом дневник, получая за свою работу деньги. Счета заверяла своей подписью католическая монахиня Гаудиенция, признанная впоследствии военным преступником. Записная книжка Франьо Иловара – самый печальный свидетель детских страданий в этом лагере усташей. На первой странице журнала написано, что за 22 июля 1942 года им было похоронено 107 детей. Тела детей, как утверждает гробовщик, были упакованы в коробки и ящики. Чтобы как можно больше поместилось в один ящик, ящики закрывали силой. Затем стоит счёт и справка: «Получено на счёт рытья могил 10 000 кун за сто штук захороненных детей». На следующем листе записка: «Счёт за захоронение – 243 штуки детей Ж и 150 М – 36 450 кун».
Дети лагеря Сисак
Сисакский лагерь
Второй Сисакский (Сисачский) лагерь имел официальное название «Проходной дом для беженцев». Доктор Велимир Дежелич, сотрудник Красного Креста Хорватии, свидетельствовал перед Комиссией по определению преступлений оккупантов и их помощников, что Сисакский лагерь был самым ужасным:
«Детей, отнятых у матерей, приводили в Приют, затем запирали в помещениях, заражённых пегим тифом и другими инфекционными болезнями. Их оставляли без пищи и воды, пока они не умирали»9.
В лагере Сисак
Детей содержали в неотапливаемых помещениях, морили голодом, проводили над ними медицинские эксперименты
Детей содержали в неотапливаемых помещениях, морили голодом, проводили над ними медицинские эксперименты.
Результаты вскрытия невинных сисакских детей показали, что одной из причин смерти детей было отравление каустической содой, которую добавляли им в пищу10. Выжившая узница лагеря Смиля Тимша вспоминала, что детям мазали возле рта каким-то веществом, и они умирали от жажды11. По свидетельству Велимира Дежелича, надзиратель лагеря, врач Антун Наджер массово убивал православных детей отравленными инъекциями.
Церковное осмысление подвига детей-мучеников
Отмеченный номером ребенок, умирающий в лагере Сисак. Лето 1942 года
В лагерях детей было запрещено называть по имени, на груди у каждого ребенка висели таблички с номерами. Однако имя Христово было написано у этих младенцев на их светлых душах.
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7: 9, 14).
Святая Церковь причисляет в своих песнопениях страдальцев Ястребарских и Сисакских к мученикам, описанным в Апокалипсисе Иоанна Богослова:
«Между ними Церковь Христова в Духе виде многи мученики новы, Ястребарстии и Сисакстии светильницы, Агнца Божия прославиша и Ним прославлени быша»12.
Памятник на могиле детей, погибших в Ястребарском лагере смерти
Дети-мученики стали чествоваться сразу после окончания Второй мировой войны: на местах их гибели были воздвигнуты памятные мемориалы, было выпущено немало книг и воспоминаний выживших. Однако церковное осмысление их подвига началось значительно позже, во втором десятилетии ХХ века (2010-е годы), по преимуществу в областях, где располагались лагеря.
Движение за канонизацию детей-мучеников вызвало массовую негативную реакцию хорватского епископата и представителей Католической церкви, совершившей канонизацию бискупа Алоизие (Степинаца), духовного вдохновителя НДХ (Независимой Державы Хорватии), благословлявшего усташей на геноцид сербского населения.
Выжившие дети Детского концлагеря возлагают цветы
Несмотря на попытки стереть следы трагедии, Церковь взяла на себя миссию восстановить историческую справедливость. Под руководством епископа Герасима (Поповича) Горнокарловацкая епархия провела кропотливую работу, был собран большой исторический материал «о ужасных и беспрецедентных пытках невинных детей в лагере Ястребарско»13. Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви 23 мая 2022 года принял решение:
«На основании предания Православной Церкви и в соответствии со статьей 69 пункт 8 Конституции Сербской Православной Церкви причислить детей-мучеников Ястребарских и Сисакских к лику святых»14.
Святые дети – мученики Ястребарские и Сисакские
Святые дети не произносили проповедей и не могли открыто исповедовать веру, но их мученичество стало молчаливой проповедью Христа
Духовный подвиг святых получил и литургическое воплощение: днем церковного поминовения святых была выбрана дата 30 июня (13 июля по н. ст.), а также была составлена служба «святым мученикам – детям Ястребарским и Сисакским», а в 2023 году их память была включена в месяцеслов Русской Православной Церкви15.
Святые дети не произносили проповедей и не могли открыто исповедовать веру, но их мученичество стало молчаливой проповедью Христа. Они, как агнцы, ведомые на заклание, повторили путь Спасителя, приняв муки без злобы и сопротивления. Их слёзы, слившиеся с росой полей Ястребарско и Сисака, стали живой водой, напоившей иссохшую землю сербского народа.
Иеромонах Памфил (Осокин),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
11 июля 2025 г.
________________________________
1 Кача-Чолович Даница. Дети в лагерях Независимого государства Хорватия. Белград: СП-печать, 2019. С. 24–26; 258 с.
2 Лукић Д. Рат и дјеца Козаре / Д. Лукић. – 3-е изд. – Загреб, 1978. – 93 с.
3 Умељић Владимир. «Култура памћења» данашњих хрватских бискупа у односу на специјални концентрациони логор за децу Јастребарско // URL: https://iskra.co/reagovanja/vladimir-umeljic-kultura-pamcenja-danasnjih-hrvatskih-biskupa-u-odnosu-na-specijalni-koncentracioni-logor-za-decu-jastrebarsko/
4 Стихиры на стиховне службы святым мученикам детям Ястребарским и Сисакским // Месеца јуна у 30 дан спомен јесвете деце мученика јастребарских и сисачких. Београд, 2022. 16 с.
5 мср Огњен Каравовић. Усташки концентрациони логор за децу – јастребарско умиљате очи зорке делић скиба // URL^ https://www.kcns.org.rs/agora/ustaski-koncentracioni-logor-za-decu-jastrebarsko-umiljate-oci-zorke-delic-skiba-2/ (дата обращения 08.04.2025)
6 мср Огњен Каравовић. Усташки концентрациони логор за децу – јастребарско умиљате очи зорке делић скиба // URL^ https://www.kcns.org.rs/agora/ustaski-koncentracioni-logor-za-decu-jastrebarsko-umiljate-oci-zorke-delic-skiba-2/ (дата обращения: 08.04.2025)
7 Стихиры на «Господи, воззвах» службы святым мученикам детям Ястребарским и Сисакским // Месеца јуна у 30 дан спомен јесвете деце мученика јастребарских и сисачких. Београд, 2022. 16 с.
8 Banija Online. 72. godišnjica oslobođenja djece iz ustaškog logora Jastrebarsko. 17 Septembar 2014 // URL: https://banija.rs/novosti/5779-72-godisnjica-oslobodjenja-djece-iz-ustaskog-logora-jastrebarsko.html (дата обращения: 08.04.2025)
9 Др Велимир Дежелић, заявление от 03.09.1945. Комиссии по установлению преступлений.
10 Banija Online. 72. godišnjica oslobođenja djece iz ustaškog logora Jastrebarsko. 17 Septembar 2014 // URL: https://banija.rs/novosti/5779-72-godisnjica-oslobodjenja-djece-iz-ustaskog-logora-jastrebarsko.html (дата обрщения: 08.04.2025).
11 Новости // URL: https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/968134/ustase-bebe-razbijale-zid-ispovest-smilje-tisme-koja-prezivela-cetiri-logora (дата обращения: 08.04.2025).
12 Славник на «Господи, воззвах» службы новых мучеников Ястребарских и Сисакских // // Месеца јуна у 30 дан спомен јесвете деце мученика јастребарских и сисачких. Београд, 2022. 16 с.
13 Празник Свете деце мученика јастребарских и сисачких // Официальный сайт Сербской Православной Церкви. URL: https://spc.rs/sr/news/iz-zivota-crkve/-/9771.praznik-svete-dece-mucenika-jastrebarskih-i-sisackih.html (дата обращения: 09.04.2025).
14 Рroslavljen spomen svete dece mucenika jastrebarskih i sisackihhttps. Сайт СПЦ // URL: spc.rs/sr/news/iz-zivota-crkve//11383.proslavljen-spomen-svete-dece-mucenika-jastrebarskih-i-sisackih.html (дата обращения 10.04.2025)
15 Журналы священного Синода Русской Православной Церкви от 24 августа 2023 г.
https://pravoslavie.ru/171081.html
Александр Васильевич:
"Кузница детской смерти": Страшные тайны концлагеря Саласпилс
"За этими воротами стонет земля". Саласпилс – зловещее место. Фашисты изо всех сил пытались замести следы зверств. Но разве такое спрятать! С конца 1942 года в концлагерь стали привозить детей (грудничков в том числе) из Белоруссии, Псковской, Калининской и Ленинградской областей. Когда малышей выдирали из рук матерей, в бараках стоял нечеловеческий стон. Саласпилс был банком крови, местом проведения изуверских медицинских экспериментов. На крошках испытывали действия сильнейших ядов. И не только… В день из детей выкачивали от 500 мл крови. Обессиленных и умирающих детей кидали ещё живыми в печь, кого-то – в канаву. Латвия не признаёт факта массового убийства русских детей в Саласпилсе. Ещё бы! Но документы, показания свидетелей говорят об обратном. Всё было!
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://rutube.ru/video/cf16e5a43ebd491321748b86514ac3d1
Александр Васильевич:
Детский концлагерь Смерти Саласпилс - Фабрика Крови. Как Латыши переписывают историю. Латышские нацисты и каратели СС
18 августа 2024
Листайте, очень интересные фотографии...
Лето 1941 года. Рига. Монумент Свободы и два флага Латвийской республики слева и нацистской Германии справа /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Нацисты тщательнейшим образом старались скрыть результаты своей дикой жестокости в «концлагере Смерти» Саласпилс. Дело в том, что этот концлагерь под названием «Куртенгоф» в Прибалтике был не просто «Лагерь Смерти» это была целая «ФАБРИКА ДЕТСКОЙ КРОВИ». Ежедневно в Саласпилс доставляли несчастных малышей из оккупированной части СССР. Согласно сохранившимся гитлеровским документам, из 12 000 советских детей больше половины навечно остались в Саласпилсском концлагере «Куртенгоф».
Мемориальный комплекс Саласпилс начинается с огромной железобетонной плиты, на которой выбита надпись на латышском языке:
«ЗА ЭТИМИ ВОРОТАМИ СТОНЕТ ЗЕМЛЯ»
Мемориальный комплекс Саласпилс на бетонной стене надпись на латышском языке: «ЗА ЭТИМИ ВОРОТАМИ СТОНЕТ ЗЕМЛЯ». /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Сколько маленьких сердечек здесь остановилось навсегда, точно неизвестно до сих пор. Большинство документов «Лагеря Смерти» Саласпилс нацисты уничтожили, когда войска Красной Армии вплотную подошли к Латвии. А вместе с архивами в «Лагере Смерти» уничтожали всё и всех.
Здесь нет, и не может быть никакой дискуссии. Она сама по себе чудовищна. Концлагерь, где фашисты уничтожили тысячи малышей и их родителей, антифашистов и военнопленных – это и есть «Лагерь Смерти». Нацисты старательно уничтожили все архивы. Но ещё живы бывшие узники, те, кто видел эти зверства своими глазами, а ужасы этого «Лагеря Смерти» испытал на себе.
Вид на Мемориальный комплекс Саласпилс с высоты птичьего полёта. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Этот «Лагерь Смерти» называли Балтийским Освенцимом. Но в реальности эта была целая система лагерей. В нескольких километрах от этого концлагеря для гражданских лиц находился лагерь для советских пленных Шталаг-350, точнее, один из филиалов этого лагеря. Первых пленных сюда привезли уже в июле 1941 года, спустя пару недель, а может быть, даже дней после прихода в Латвию фашистских оккупантов.
Листайте, смотрите, с какой неимоверной радостью встречают в 1941 году гитлеровцев в столице Латвии. Очень интересные и говорящие сами за себя фотографии...
1 июля 1941 Латвийские девушки с немецкими солдатами улица Аспазияс. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
А ведь немцев в Риге в 1941 году встречали как героев-освободителей. Сами за себя говорящие фото из национального архива: улыбки, радость, шары, цветы, флаги и даже бутерброды. Их раздавали в самом сердце Латвийской столицы, возле Оперного театра ныне это площадь Свободы.
«Памятник Свободы» – этот символ Независимости Латвии. В 1941 году здесь собралась огромная толпа народа, и весь памятник был покрыт цветами. Жители Латвии питали надежду, что после того, как ушла Красная армия, здесь восстановят Независимую Республику.
Листайте, очень интересные фотографии...
1 июля 1941 год. Рига. Встреча немецких войск радостными горожанами в сквере возле здания Латвийской оперы. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
«Фабрика крови» в концлагере Саласпилс
Советские дети в «Лагере Смерти» Саласпилс. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
В крохотной Латвии немцы организуют 23 «Фабрики Смерти». Лагерь для советских пленных, филиалы которого одновременно создаются ещё в нескольких регионах Латвии, в том числе и в Саласпилсе. Один из них создают прямо в Латвийской столице. Наступают зимние холода, а пленные так и живут под открытым небом. Среди местного населения находятся и такие, что рискуя собственной жизнью, пытаются советским пленным хоть как-то помочь.
Рига улица Пернавас. Напротив этого дома находился концлагерь для военнопленных Шталаг 350. /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников и архива/
Одна из удивительных историй связана с домом, который вы видите на этой фотографии. Этот дом располагался напротив лагеря для советских военнопленных. Некоторые жители из этого дома хотели хоть чем-то помочь заключённым советским солдатам. И они бросали с верхних этажей продукты питания. Но надзиратели, заметив, что с дома напротив что-то бросают, стали беспорядочно стрелять по окнам. Тогда гитлеровцы приказали всем жителям на своих окнах написать номера квартир. После этого, если из определённого окна вылетал какой-то предмет, надзиратель посылал туда группу эсэсовцев, и тогда всех кто находился в этой квартире, арестовывали.
Прошу Вашего внимания! Посмотрите на фотографию, на ней видны деревья с объеденной корой. Здесь под открытым небом живут советские военнопленные. Для сна они выкапывают себе норы в земле.
На фото видны деревья с объеденной узниками корой. Они живут под открытым небом для сна копают норы в земле. Концлагерь для военнопленных Шталаг-350 Z. Погибло в лагере 47 000 человек /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
По воспоминаниям очевидцев, через Шталаг-350 именно так назывался лагерь для советских пленных, который разместился в 1941 году в столице Латвии, прошло свыше 250 тысяч узников. Из них больше половины навечно остались в этом лагере. Группа неравнодушных граждан пытались установить здесь мемориальную табличку, но понимания со стороны Латвийской власти они не нашли.
Маленькие жертвы большой человеческой жестокости
Февраль 1942 года. Первые дети в «Лагерь Смерти» Саласпилс. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Первых советских малышей в концлагерь Саласпилс привезли в 1942 году. А самое крупное поступление детей в «Лагерь Смерти» Саласпилс произошло после жестокой карательной операции эсэсовцев, которую они назвали «Зимнее волшебство». Только на территории Белоруссии всего за 40 дней тогда было выжжено около 500 деревень и поселков. Тех, кто чудом остался в живых ждали концлагеря, в том числе и Саласпилс.
В соответствии с немецкими документами, в самом начале в концлагерь Саласпилс поступило 1100 детей всех возрастов и даже грудничков. И еженедельно их количество увеличивалось. Очевидцы рассказывали, какой жуткий крик стоял в концлагере Саласпилсе, когда фашисты растаскивали детей от матерей.
«Лагерь Смерти» Саласпилс. Дети до пяти лет содержались отдельно. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Советских детей немцы распределили по девяти баракам, из них:
больничных – 3, для детей калек – 2 и 4 барака для здоровых детей. Дети, которым к тому времени исполнилось 5 лет, с утра до ночи трудятся. Вместо имён у них – бирка с номером на шее. После этого никто из них не имел право называть своё имя. Стараясь хоть как-то прикрыть свою варварскую жестокость, нацистские оккупанты эту «Кузницу Смерти» официально называют «лагерем трудового воспитания», а неофициально – «Фабрикой крови». Фактически это был банк крови и площадка для осуществления медицинских экспериментов.
Над советскими малышами нацистские врачи ставят опыты. При этом норма забора крови – 500 миллилитров в день. Но бывает и так, что врачи-нацисты берут и больше. Немецкие раненые солдаты постоянно нуждаются в донорах.
1. Латышский нацист, военный преступник Виктор Арайс и его 2. латышская карательная команда. 3 фото - Еврейский полицейский в лагере Саласпилс. На нарукавной повязке надпись «Начальник еврейской полиции лагеря». /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/
Многие удивятся, но это факт! В «концлагере Смерти» Саласпилс были надзиратели евреи – фото № 3. Латышский надзиратель фото – №1. Карательная латышская «команда Арайса» фото – №2. Эта карательная команда причастна к убийствам десятков тысяч мирных жителей.
Поддерживали строгий режим в «концлагере Смерти» Саласпилс Латышский карательный полицейский батальон и Еврейский полицейский батальон. Малышам строго-настрого было запрещено кричать, громко говорить и плакать. За малейшее нарушение режима латышские или еврейские полицаи строго наказывали детей.
Питьевую воду в «концлагере Смерти» выдавали на каждого по полкружки в полдень. А вот дождевую воду дети могли пить без ограничений. На этом снимке нацисты сказали малышам, что сейчас пойдёт дождь, и они смогут вдоволь напиться.
Дети «Лагеря Смерти» Саласпилс ждут когда пойдёт дождь, чтобы утолить жажду. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Из воспоминаний бывшей узницы «Лагеря Смерти»
Нины Мацулевич:
«Каждое утро к нам в барак заходила надзирательница, латышка, высокая блондинка в пилотке, в длинных сапогах с плёткой. Она кричала детям на латышском языке: «Что ты хочешь? Чёрного или белого хлеба? Если ребенок говорил, что хочет хлеба… (дальше по смыслу)... плёткой». (согласно правилам Дзена это шокирующие факты)
К сожалению, наши современники не знают, что в «концлагере Смерти» Саласпилс нельзя было найти даже травинку. Дети даже сдирали кору с досок, столбов. Каждый день, по словам бывших заключённых «Лагеря Смерти», их численность уменьшалась на 150 человек.
Дети из Саласпилсского «Лагеря Смерти». /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Самое ужасное время дня для маленьких узников было, когда они становились донорами. В барак являлся доктор Майзнер. Малыши между собой его называли «чёрный человек в белом халате». Потому что под белым халатом он носил чёрную эсэсовскую форму. Из своего черного саквояжа он пугающе неспешно вынимал медицинские инструменты. Ежедневно Саласпилсская «фабрика крови» давала германским военным госпиталям необходимую для них кровь.
При этом суточный рацион маленького узника – 100 граммов хлеба и жидкая водянистая баланда. Ослабевшие и истощенные подлежали…
Местный жители из близлежащих деревень рассказывали, что иногда в оврагах, доверху набитых…, они находили ещё живых и пытались выхаживать их.
Газенваген-душегубка. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Среди взрослых заключённых «Лагеря Смерти» были и подпольщики, которые делали всё возможное, чтобы спасти малышей. Несколько раз, пользуясь моментом, они вывозили из концлагеря детей в «душегубке» и отдавали их местному священнику – антифашисту, который, в свою очередь, распределял детишек среди местного населения.
1942 год. Концлагерь Саласпилс отделение для взрослых. Помощник коменданта Теккемейер на построении. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
(Продолжение следует)
Александр Васильевич:
(Продолжение)
Из воспоминаний бывшей узницы «Лагеря Смерти»
Нины Мацулевич:
«Выпускали нас на улицу, на прогулку. Конечно, хотелось играть и кричать. Но нам этого не разрешали делать. Мы ещё держались тем, что знали: за нашими бараками есть бараки, где были военнопленные, наши солдаты. Мы тихонечко к ним спинами станем. А они нам тихо говорили: «Ребята ведь вы советские дети, потерпите немного, носы не вешайте. Не думайте, что мы здесь брошены. Нас скоро освободят. Верьте в нашу победу».
Город Рига. Братская могила детей доноров расположена около бывшего немецкого госпиталя, похоронено около 150 детей. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Во время оккупации рядом с этой могилой был германский госпиталь. Раненым немецким солдатам нужна была кровь, и брали её у маленьких доноров, которых доставляли из «Лагеря Смерти».
Из воспоминаний бывшей узницы «Лагеря Смерти»
Анны Павловой:
«Был барак, куда девушек отделили, но потом туда зашли солдаты. Крик был жуткий. Не дай Бог такому повториться. Какой же это «лагерь труда»? Не желаю вот такого, кто так говорит… Звери и то какие-то нормы знают».
1. Нарукавная нашивка щит латышских нацистских добровольцев. 2. Эмблема (шеврон) Латышского добровольческого легиона СС. 3. Эмблема 15-ой (1-ой латышской) дивизии СС. 4. Эмблема 19-ой (2-ой латышской) дивизии Ваффен-СС. 5. Эмблема в петлицах на воротнике 15-ой (1-ой латышской) дивизии СС. 6. Эмблема в петлицах на воротнике 19-ой (2-ой латышской) дивизии Ваффен-СС. /Данное изображение сделал я, символика взята из открытых источников/
В то время, когда в «Лагере Смерти» издевались надс@вдетьми, в Риге присягают на верность Германскому Фюреру первые латышские легионеры СС. О торжественной церемонии пишут все местные газеты и транслируют по радио.
Латышские каратели СС
Листайте, очень интересные фото...
Встреча немецких войск Латвийскими военными. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Август 1943 года. Рига. Мобилизация молодых людей
К этому моменту Третий Рейх несёт огромные потери. Новые части формировать просто уже не из кого. Проект Литовского легиона СС рухнул. Но здесь, в Латвии, всё складывается замечательно. На Домской площади 28 марта 1943 года торжественную клятву Германскому Фюреру на латышском языке произносит сразу более 1000 легионеров. А уже утром следующего дня без какой-либо подготовки они загрузятся в вагоны, и поезд их отвезёт на Ленинградский фронт. О том, что легионеров кинут сразу в пекло, не знает даже ответственный за формирование Латышского Легиона СС в Риге генерал Бангерский.
Генерал Рудольф Бангерский на тренировочной базе Латышского Легиона СС. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
С того времени прошло чуть более 50 лет. И вот в 1994 году по улицам Риги вновь прошли маршем легионеры Ваффен СС, а вместе с ними и новое поколение нацистов, называющие себя борцами за свободу и независимость.
Рига. Легионеры Ваффен СС 1943 год и 1994 год. /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/
После этого минуло ещё четыре года, и 16 марта в Латвийской Республике стал официальным днём «памяти воинов Латышского легиона СС». Но, правда, ненадолго – до 1999 года. В 2011 году вступивший в должность мэр Риги впервые запретил шествие латышских нацистов, но они оспорили его запрет в суде и всё равно вышли на улицы Латвийской столицы. Через год всё повторяется, а в следующем году нацисты уже не встречают никаких препятствий и вновь маршируют по улицам Риги. Более того, Рижская городская Дума по решению суда приносит публичные извинения этим нацистам за предыдущие санкции.
Рига 2014 год.. Старый нацист зингует. Шествие легионеров Ваффен СС. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Один из главных аргументов латышских нацистов: Какие вы освободители, если город Ригу никто не освобождал?
По поводу военных действий, то их действительно на улицах латвийской столицы не было. Просто немцев Красная Армия блокировала так, что они вынуждены были отдать Ригу практически без боя. Но это, как заявляют военные специалисты, результат отлично спланированной и последовательной операции Красной Армии, основной задачей которой было, во что бы то ни стало сохранить старинный город. А ведь боевые действия за латвийскую столицу начались ещё 14 сентября 1944 года. Почти месяц потребовался бойцам Красной Армии, чтобы пробить тройное кольцо немецкой обороны. И вот, наконец, 13 октября наши войска вошли в Ригу. Воинов Красной армии рижане встречают с цветами и улыбками, и ВСЕ их тогда называют ОСВОБОДИТЕЛЯМИ.
Листайте, смотрите, с какой радостью в 1944 году встречают Красную Армию в Риге...
6 октября 1944 года. Жители Риги приветствуют военнослужащих РККА. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Отсюда вопрос – когда они были искренними: в 1941 году, когда встречали гитлеровцев, или в 1944 году, когда встречали Советских Освободителей? А может, искренность у этих прибалтийских народов вообще отсутствует? Как и совесть...
Слева: 1941 год встреча немецко-фашистских войск в Риге. Справа: 1944 год встреча Красной армии в Риге. /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/
Что сегодня свойственно современным карликовым странам, расположенным по границам России, они все пляшут под аккомпанемент Соединённых Штатов Америки. Современная власть в Латвийском государстве официально не признаёт факт массового уничтожения советских детей в концлагере Саласпилс. Потому что среди карателей и надзирателей этих концлагерей были их соотечественники, которые так умело, пытаются ныне замести все следы.
Из гестаповских архивов стало известно, что некий эсэсовец Пауль Блобель в то время, когда Красная армия входила в Ригу, издал приказ вскрыть все места массовых захоронений вокруг концлагеря Саласпилс, облить бензином и всё содержимое сжечь. Эсэсовцы также потом поступили с теми, кто им в этом помогал.
Пауль Блобель – штандартенфюрер СС, начальник зондеркоманды 4a, входившей в состав айнзацгруппы СC, осуществлявшей массовые убийства, руководитель зондеркоманды 1005. После войны предстал перед военным трибуналом в Нюрнберге, где был приговорён к смертной казни и позже повешен. /фото переснято мной, изображение взято из архива КГБ-ФСБ/
Мой скрупулёзный труд был вознаграждён, я отыскал несколько архивных документов из разных, абсолютно несвязанных между собой источников. Дело в том, что существовала некая группа, которую привезли из концлагеря Дахау. Это подразделение специализировалось на уничтожении улик. Они откапывали и сжигали трупы, которые были зарыты вокруг «Лагеря Смерти». Таким образом, они пытались скрыть все следы. Группа «чистильщиков» решила долго не копаться и в результате они просто сожгли весь концлагерь Саласпилс. В архивах я обнаружил снимки, на которых отчётливо показано, что площадь испепеления останков в концлагере Саласпилс достигала 25 на 27 метров. Вот такой квадрат пепла. При этом глубина достигала около 2-х метров.
Сгоревший «Лагерь Смерти» Саласпилс. Яма с человеческим пеплом отмечена на фото. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
В результате немецко-фашистские войска отступают, и успевают замести почти все следы своих кровавых зверств. В августе 1944 года в Латвии начинают полыхать гетто и «Лагеря Смерти». Концлагерь Саласпилс сожжён дотла, а оставшихся узников эвакуируют в другой немецкий концлагерь Штуттгоф. Уже 15 октября 1944 года на месте сожжённого концлагеря Саласпилс работает «Чрезвычайная комиссия» из Москвы. Именно её документальные заключения лягут в основу данных о количестве погибших и замученных в «Лагере Смерти» Саласпилс. Порядка 53 тысяч гражданских и около 50 тысяч советских военнопленных. Но, в последние время всё чаще эта тема становится предметом ожесточенных споров.
1944 год. Около «Лагеря Смерти» Саласпилс. Начало раскопок в местах массовых расстрелов нацистами мирных граждан под Ригой. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Но, самое одиозное высказывание по этому поводу выдаёт историк из Латвии Инесис Фелдманис. Чуть позже именно этот бумаг@маратель возглавит в Латвии Президентскую комиссию по истории.
Вот что он пишет:
«Некоторые русские историки, по меньшей мере, в 50 раз преувеличили численность погибших в лагере Саласпилс. Всего там было уничтожено каких-то 2000 человек, а не 100 тысяч. Одновременно там могли находиться только от двух до трех тысяч человек. Такая вот расширенная тюрьма».
Инесис Фелдманис - латвийский историк. /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
(Окончание следует)
Александр Васильевич:
(Окончание)
Обратите внимание на фото, за этим писакой, на заднем плане одни фашистские книги.
Возьму паузу. Вспомнилась фраза из фильма «Собака Баскервилей»:
«Вот как начнёшь изучать фамильные портреты, так и уверуешь в переселение душ».
Обратите внимания, как они поразительно друг на друга похожи! Ну, прям однояйцевые близнецы. А может, действительно переселение или вселение…
Слева: Пауль Блобель – штандартенфюрер СС, командир зондеркоманды 4a, входившей в состав айнзацгруппы C, осуществлявшей массовые убийства, руководитель зондеркоманды 1005. После войны предстал перед военным трибуналом в Нюрнберге, где был приговорён к смертной казни и позже повешен. Справа: Инесис Фелдманис - латвийский лжеисторик. /Данное изображение сделал я, фото взяты из архива КГБ-ФСБ и открытых источников/
«Лагерь смерти» Саласпилс
«Концлагерь Саласпилс это советское мифотворчество. Здесь был воспитательно-трудовой лагерь». Такова позиция истеблишмента из Латвии. «Трудовой лагерь» – это официальное его формулировка, которую использовали в своих документах гитлеровские палачи. Таким образом, те, кто в настоящее время ссылается на этот же термин, они просто повторяют фразеологию доктора Геббельса.
Раскопки на местах массовых расстрелов нацистами мирных граждан в районе «Лагеря Смерти» Саласпилс. /фото переснято мной, изображение взято из архива/
Эта фотография сделана в 1944 году, сразу после освобождения Латвийской Республики. Эти ямы, наполнены телами жертв из «Лагеря Смерти» Саласпилс. Откровенные фотографии с трупами я здесь не могу поставить.
В архивах сохранился акт судмедэкспертизы массовых захоронений «Лагеря Смерти» Саласпилс от 28 апреля 1945 года. Согласно этому документу, здесь в 54 могилах находилось 632 маленьких узников лагеря. Среди них было 114 грудничков, 106 в возрасте от года до трёх лет, 208 от трёх до восьми лет и остальные чуть постарше. В телах было обнаружено наличие мышьяка.
От остальных же узников «Лагеря смерти» остался лишь только пепел. Часть несчастных матерей и отцов так никогда и не узнали, что случилось с их маленькими кровиночками. Они так и не смогли к ним прийти на могилку…
Дети из «Лагерей Смерти». /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Один из самых жутких снимков из «Лагеря Смерти», называется «Саласпилсская мадонна» мать, прижимающая к груди ребенка. К сожалению, по правилам Дзена, я не могу эту фотографию здесь разместить. Но этот снимок легко найти в интернете.
Чрезвычайная комиссия установила, что в «Лагере Смерти» Саласпилс было унич-но более 7000 детей. А всего здесь погибло более СТА ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. Это больше, чем «Лагере Смерти» Бухенвальд.
Из воспоминаний бывшей узницы «Лагеря Смерти»
Анны Павловой:
«Детей не кормили. Малыш хватает воздух, водичкой мы смажем ему губки, и они через некоторое время умир@ют. Коляски, плоские такие, между нарами едут они их скидыв@ют туда. Офицеры, те, что нам приговоры читали, были в серых шинелях, а те, которые нас забирали, они были в чёрных СС. Мама немножко знала немецкий язык, она с ним пыталась по-немецки говорить, но они не понимали немецкого. Но по-русски говорили. Это были эстонцы, евреи и латыши».
Латышский добровольческий легион СС. /Данное изображение сделал я, фото взяты из открытых источников/
Вместо того чтобы признать эту свою «чёрную страницу» истории. Латвийское государство начало своё председательство в Совете Евросоюза с того, что запретило проведение выставки, посвященной памяти жертв концлагеря Саласпилс. Своё решение Латвийские власти объяснили весьма неадекватно: якобы выставка вредит имиджу государства.
Замысел очень прост. С одной стороны, нацисты Латвии хотят обелить себя, потому что их роль в геноциде советских военнопленных и мирного населения очень велика. Второе – это уже, собственно, не просто внутреннее дело Латвии, а общезападное дело. Это, чтобы постепенно представить Россию из страны победительницы, освободительницы мира от нацистской заразы, превратить в союзника Третьего Рейха.
Экспозиция «Угнанное детство» всё равно открылась, несмотря ни на что, в Российском культурном центре в Париже. Но в Латвии до сих пор отказываются называть Саласпилс «Лагерем смерти». Но историю не изменить, закрыв на неё глаза.
Рисунок «Лагеря смерти» Саласпилс. /фото реставрировано мной, изображение взято из архива/
«Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: Гудит со всех сторон – Это раздаётся в Бухенвальде Колокольный звон…»
В конец 60-х годов прошлого века «Бухенвальдский набат» Муслима Магомаева гремит на всю огромную Советскую страну. А тут ещё в конце 70-х на экраны выходят видеоклип. Но снимается это видео, вопреки логике, не в Бухенвальде, а в Саласпилсе. К этому моменту на месте одного из самых крупных «Лагерей смерти» в Прибалтике уже создали Мемориальный комплекс.
Листайте фото мемориального комплекса Саласпилс...
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66ba5382b85b9e1a7e7e412b_66bb9d9c094fd55ffcea4f8f/scale_1200
Скульптура Мемориального комплекса Саласпилс: «Мать» (которая защищает детей – установлена на месте детских бараков), /фото реставрировано мной, изображение взято из открытых источников/
Эти монументальные скульптуры – главные герои того самого нашумевшего видеоклипа. С тех пор они совсем не изменились. Всё тот же грубый галечный бетон, гигантские размеры и никаких постаментов. Все 7 фигур как бы вырастают из-под земли. Это аллегория, и у каждой есть своё имя. Вот на переднем плане «Несломленный», слева – «Униженная» за которой «Мать», а в центре – «Протест», «Клятва», «Солидарность» и «Род Фронт!». В каждом талантливые советские скульпторы воплотили образы мучеников «Лагеря Смерти». И крупная надпись, над входом Мемориальный комплекс, гласит:
«За этими воротами стонет земля»
Маленькие узники «Лагеря Смерти» Саласпилс. /фото реставрировано мной, изображение взято из музея Саласпилса/
Недалеко от входа плита, из-под которой доносится звук биения сердца. Не так давно метроном, какие-то добрые люди починили. А ведь было время, здесь ещё горел и «Вечный огонь», но сегодня вместо него только лампады. Они горят в честь тех, кто уже никогда не сможет рассказать, что пришлось испытать здесь 80 лет назад, людям, которые были виноваты лишь в том, что каждый был человеком и любил свою Родину.
Помните нас!
Маленькие узники «Лагеря Смерти» Саласпилс. /фото реставрировано мной, изображение взято из музея Саласпилса/
Согласно архивным данным, через эту «Фабрику смерти» прошло 12 000 советских детей, из них 7 000 остались здесь в концлагере навсегда. Известно и то, что из этого концлагеря были распределены 2 802 ребенка:
1. Батраками в кулацкие хозяйства – 1564 ребёнка.
2. В другие детские концлагеря – 636 детей.
3. Взяты местным населением, в качестве прислуги – 602 ребёнка.
Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство вывезенных детей погибла, так как были легко восприимчивы ко всякого рода вирусам и болезням после потери крови в Саласпилсском «Лагере Смерти». За время существования концлагеря Саласпилс было выкачано более... :)
Освобождение Красной армией Советских детей из концлагеря Саласпилс. /фото реставрировано мной, изображение взято из архива/
Аллергия на память и исторический вандализм – опасные симптомы новой Европы и США. Но мы помним вердикт Нюрнбергского процесса, на котором зиждился весь послевоенный мир. Но как будто это для них уже не истина. Поэтому фашизм и возвращается.
А за этими воротами до сих пор стонет земля...
Помните! Через века, через года, – помните!
P.S.
Нынешние Латвийские политики и их Западные кураторы пытаются стереть из нашей памяти эти чудовищные преступления, сгладить, смягчить их, как это делали нацисты и фашисты. И когда сегодня из Прибалтийских стран слышатся очередные страдальческие завывания, что они не просили их освобождать. То на это так и хочется им ответить чисто по-русски…
Запомните фраера, если бы не Красная Армия, не дух и стойкость Великого поколения наших бабушек и дедушек, то наверняка бы очередь в этой «Фабрике смерти» дошла бы и до ваших детей – ПРИ@БАЛТЫ.
https://dzen.ru/a/ZrpTgrhbnhp-fkEr
Навигация