Валерий БутаевКак же мы Курилы отдадим, если жизнь там только начинается?Наш корреспондент посмотрел, как живет самый большой остров Курильской гряды, принадлежность которого оспаривают японцы
Уже успеешь дважды ошалеть от восьмичасового перелета и разницы во времени, а ты все еще в России. Сахалин, куда тебя привозит самолет с большой земли, хотя и тоже остров, - но не самый край. Если сходу повезет с погодой, винтокрылый «Бомбардье» еще час будет порхать над волнами, чтобы каждый на борту ощутил - ну какая же страна наша огромная! Вот оно, чувство Родины.
Вместе с врачами-участниками экспедиции «Рубежи России» я лечу на курильский остров Итуруп. С погодой подфартило не сразу - из-за циклона на сутки застряли в Южно- Сахалинске.
- Да вы не расстраивайтесь, я тут уже третий день маюсь, - «обнадеживает» случайный попутчик Сергей. - Медвежий угол, по своей воле сюда только рыба на нерест возвращается. А люди... Климат суровый, цены зверские, с работой - не особо.
Курилы, конечно, не Канары, это факт. Но вот загадка: многие, приехав сюда на время, прирастают навсегда.
Многие, приехав сюда на время, прирастают навсегда
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Итуруп - самый большой остров Курильской гряды, где постоянно живут почти шесть тысяч душ. Работают, рожают детей.
Полтора года назад здесь открыли аэропорт. От него до столицы острова - Курильска, - километров семь. А от прежнего, оставшегося еще от японцев аэродрома «Буревестник», - около 60. Для Москвы это не расстояние. Но острова словно живут в своем измерении «Урал»-вахтовка по перевалам и бездорожью идет сюда часа три. К тому же в «Буревестнике» зимой - метели, летом - туманы и бесконечные задержки рейсов. А с новым аэропортом авиация все-таки стала не так зависима от погоды.
Тайфун не грянет - самолет прилетит! Одно «но» - мест в нем немного. Так что билеты с Сахалина до Итурупа (а других рейсов сюда и нет) желательно покупать загодя. А еще - заранее получить от ФСБ разрешение на приезд. Территория-то особая, приграничная.
Выгружаемся из самолета и охаем: снега вокруг чуть ли не по колено!
- Подумаешь, снег в мае, - пожимает плечами местный доктор Любовь Бородина, но чуть задумывается и добавляет: - А вообще иногда пугает. Изолированность эта, вулканы... И таблички всюду: «В случае цунами беги на возвышенность».
В Курильск Любовь Николаевна приехала в 2006 году по контракту - нужно было отработать 3 года. Но срок давно вышел, дочери разлетелись - старшая работает в Москве, стюардессой в «Аэрофлоте», младшая учится в строительном техникуме, - а мама вышла замуж и осталась на острове.
- В казахстанском Джамбуле, где я выросла, воздух сухой, дышать нечем. А здесь - красота! - объясняет свой выбор Бородина. - Сразу было как трудно - словами не передать. Дома у нас паркет, тут из удобств поначалу были только унитаз и кран. Мылись в тазике, работали в старом бараке, ни асфальта, ни дорог, и гирлянды мусора на каждом кусте...
Но в 2010-м к изумлению местных Итуруп начал меняться на глазах. Сейчас Курильск больше похож на детскую разукрашку: на фоне заснеженных сопок - аккуратные двухэтажные домики, обшитые разноцветным сайдингом. Говорят, это помогает островитянам бодрее переживать унылые зимы. В центре города выросла новая больница. Есть Дом культуры с 3D кинозалом и плавательным бассейном. Впервые с 1945 года положили асфальт!
- Поначалу было трудно - словами не передать. Мылись в тазике, работали в бараке, ни асфальта, ни дорог...Любовь БОРОДИНА, ВрачЕще недавно народ жаловался, что на остров ни приехать, ни улететь. Теперь главная тема ворчаний - из рук вон плохо работающая мобильная связь и дороговизна.
Маленькая буханка хлеба стоит 50 рублей, баночка йогурта - 80, литр молока - 120, десяток яиц - 120 - 180, помидоры сморщенные и мятые - 450. При средней зарплате в 65 тысяч рублей и «коммуналке» в 7 тысяч не разгуляешься.
Раньше доходило до смешного: вокруг полно рыбы, а в островных магазинах к ней не подступишься. Сейчас в витринах с этикеткой «региональный продукт» красуется мороженая треска по 109 рублей за кило и камбала по 80. В соседнем магазине такая же, но уже без региональной пометки и за 260. Как говорится, почувствуйте разницу.
Только в Курильске до полусотни магазинов. Но вот, к примеру, кефира, тут днем с огнем не сыщешь.
- Предприниматели неохотно везут скоропортящийся товар, - объясняет глава муниципального образования «Курильский городской округ» Татьяна Белоусова. - Доставить морем контейнер-трехтонник стоит 20 - 30 тысяч рублей, и задержки в пути, и утраты случаются.
Островитяне вспоминают, как два года назад льды встали у берега, и теплоходы не могли подойти неделю. Ладно взрослые - потерпят. А у кого дети? Не то что фруктов, творога ребенку не купить.
- Все риски закладываются в стоимость. И норма прибыли - тоже по максимуму, - продолжает Белоусова. - Регулировать цены мы, конечно, не можем, но вот предоставить льготы социально ответственным бизнесменам - в наших силах. Птицеферму свою хотим строить, и теплицу - на дизельной станции есть избыток тепла. С рыбой решили вопрос, и с ценами решим.
- За прошлый год у нас, пожалуй, впервые за много лет приток населения выше, чем отток.Татьяна БЕЛОУСОВА
Глава муниципального образования «Курильский городской округ»НЕ ДАНЬ МОДЕ, А НЕОБХОДИМОСТЬЕще из примет нового - на острове появилось такси.
- Вот раньше - даже руку поднимать не нужно было, любой водитель сам остановится, предложит подвезти. И рубля не спросит, а теперь все комерциализировалось, - вздыхает Любовь Бородина.
Беру машину, еду покататься. Благо, погода налаживается, из-за шерстяных облаков показывается вершина самого высокого на Итурупе вулкана Богдан Хмельницкий, полтора километра в высоту, между прочим.
Валера, водитель старенького «крузака», входит в роль экскурсовода:
- Сюда бы туристов больше заманивать: горячие источники у нас, охота, рыбалка. Две гостиницы построили - со всеми удобствами! И история богатая - вон, вдоль берега до сих пор укрепления на случай агрессии сохранились - врытые в землю танковые башни.
На тихоокеанской стороне острова, где дорога к «Буревестнику» идет прямо по песчаному берегу, и волны захлестывают под днище машины, - окутанный тайной японский госпиталь, устроенный в пещере Чертовой скалы. Рассказывают, якобы в 50-е туда пошла группа военных, да так и не вернулась, после чего вход засыпали и завалили камнями - от греха подальше...
- Машины тут, конечно, не у каждого, но довольно много. А дэпээсников только двое и тех водилы узнают издалека, по «Ниве» с левым рулем, - смеется Валера.
Все остальные островитяне ездят на японских и корейских праворульках. Везут их по морю, через Владивосток и Южно-Сахалинск. Причем, когда в прошлый кризис во всей России всерьез взялись за поддержку отечественного автопрома и задрали пошлины на подержанные иномарки, на Дальнем Востоке научились ловчить. Иной раз с японок норовят отвинтить двигатель и ввезти машину как запчасти. Внедорожник здесь - не дань моде, а крайняя необходимость, шутят курильчане.
С заправкой - еще интереснее. На острове она одна. И та ни дня не работала. Строили ее за областные деньги и хотели сдать в аренду. Но желающих так и не нашлось: по сравнению с ожидаемой выручкой арендная плата, рассчитаная независимыми оценщиками, оказалась просто неподъемной. Пока депутаты решали, как писанные на «большой земле» законы приладить на местную почву, влажный морской климат сделал свое дело, что-то там пришло в негодность.
Впрочем, проблема где взять горючку, здесь все равно не стоит - на острове полно предприятий.
Все - от спичек и иголок до продуктов и машин на остров доставляется морем. Причал со 145-пирсом построили по федеральной целевой программе развития Курил
ПЛЮСЫ ИЗОЛЯЦИИКажется странным, но изолированность Итурупа многие островитяне расценивают как несомненный плюс.
- Мы друг друга знаем как облупленных. Не дай бог кража или какой беспредел - злодея вмиг вычислят. И в долг товар отпускаю, когда просят: если у кого-то сегодня гулянка, значит, завтра похмеляться придут, - смеется продавщица Татьяна. - Гостила у сесты в Питере: до дачи - два часа на электричке. А тут из дома вышла - слева речка, справа - ягоды. И за ребенка я всегда спокойна, пальцем никто не тронет...
- У нас квартира на материке. Но пока есть свет и тепло, есть ученики, - буду жить здесь, - вторит Татьяне учительница начальных классов Наталья Васильевна Шовкопляс из поселка Горного.
Раньше в Горном стояла большая военная часть, был Дом офицеров и военторг. Но в 1994 поселок сильно тряхнуло - дома сложились как домино. Устояли с десяток трехэтажек. Военные из поселка ушли - уцелевшую казарму перестроили под школу. Наталья Васильевна забрала сюда из Южно-Сахалинска внука:
- Мы спасаем детей от городских соблазнов! - уверена она.
Я оглядел класс и поежился. В моем школьном детстве ведь было как? В понедельник ответил у доски - до пятницы свободен. А тут за широкой спиной впередисидящего не спрячешься.
- Восемь человек в классе, а на материке - 30. Где знания лучше? - словно прочитав мои мысли, заключает Шовкопляс.
Учителя советской еще закалки, учат не на ЕГЭ, а на совесть. И островная детвора запросто поступает в вузы Владивостока и Хабаровска. Назад, конечно, хлебнув вольной жизни, возвращаются единицы.
- Восемь человек в классе, а на материке - 30. Где знания лучше?Наталья ШОВКОПЛЯС
Учительница начальных классовГлавное богатство КурилКЕТА - РЫБА ВЕРНАЯНо о том, что со временем остров может опустеть, здесь не переживают.
- Задачи массово привлекать население, как это было в советское время, сейчас нет. И рынок труда, и социальная сфера рассчитаны под определенное количество людей, - рассуждает Татьяна Белоусова. - Но за прошлый год у нас, пожалуй, впервые за много лет приток населения выше, чем отток.
Прибавка - и за счет военных подразделений, они теперь комплектуются контрактниками, которые едут с женами и детьми. Кого-то зазывают родственники и знакомые, кто-то приезжает подработать на сезон, а оседает на годы.
Заработки и рабочих, и штучных кадров навроде капитанов, штурманов, инженеров сильно зависят от улова. Но даже простые матросы хвастают, что за хороший сезон лососевой путины можно «поднять» тысяч 300 и больше. У тех, кто разделывает рыбу на берегу, заработки, конечно, скромнее.
Когда в апреле рыбокомбинат «Островной» с соседнего Шикотана за невыплаты зарплат прогремел на всю страну, на Итурупе перекрестились: с бизнесменами нам все же повезло . Когда видишь, как преображается жизнь вокруг, лучше понимаешь, что имеют ввиду чиновники, рассуждая про социально ответственный бизнес.
В начале 1990-х на острове обосновалась компания «Гидрострой». Зарегистрирована она в Курильске, здесь же платит налоги. Почти все стройки последних лет в районе - и свои, и по федеральной программе, 4 рыбоперерабатывающих комплекса, рыбоводные заводы, собственная флотилия, а стало быть и рабочие места - все это «Гидрострой».
Сейчас на Итурупе заканчивается малая путина, или, как говорят местные, белорыбица: ловят минтай, треску, терпуга. Но главный доход приносит «красная путина» в середине - конце лета, когда нерестится идут лососевые. А с ними в последние пару лет не все в порядке - ученые не могут понять, почему к островам сократился подход горбуши.
- А вот кета - рыба верная: где родилась, туда обязательно вернется! Ее мы и разводим, - обводит рукой искусственные пруды Иван Вараксин.
В живописном местечке Янкито, где уступы вулканических скал нависают над морем, год назад построили новый рыбоводный завод. Ивану всего около 30, но на заводе он главный. И о том, как из икринок появляется молодь, сколько ее нужно выхаживать и кормить, чтобы можно было выпустить в море, может рассказывать часами.
Из потомства, появляющегося на свет в природе, до нерестового возраста доживает меньше процента. А из молоди, выращенной в рыбьем инкубаторе, - 4 - 6. Получается, раз в десять больше.
- В середине июня откроем шлюзы, и по короткой искусственной речке мальки пойдут в Охотское море, - объясняет Иван. - А через три - четыре года, повинуясь инстинкту, по этой же речке уже взрослая кета будет рваться на место рождения - прямо на рыбокомбинат!
Прогнозируемый улов впечатляет: в прошлом году поймали 20 тысяч тонн лососевых. Через три года будет 30 тысяч тонн, а через 5 лет - 50 тысяч. В России выпускают в море почти миллиард мальков в год, из них около трети - на Итурупе. Этот курильский остров - роддом для всего дальневосточного лосося.
И ТЕБЯ ВЫЛЕЧИМ!…Врачи, с которыми я приехал, каждый вечер чуть ли не падают от усталости. В экспедиции 14 специалистов из лучших клиник Москвы, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока. В основном детские доктора, но народ все равно идет семьями.
Да, новая больница и аппаратура на Итурупе есть. И докторам, решившим переехать работать на остров по контракту, платят миллион рублей подъемных. Но штат все равно пока укомплектован не полностью: нет, к примеру, логопеда. А врач, который делает УЗИ, совмещает работу с еще одной должностью. Те специалисты что есть, сетуют, что в одиночку им трудно - сложный диагноз обсудить не с кем.
- За шесть дней работы медики провели 1546 приемов, - рассказывает главный врач экспедиции Ольга Сосненко. - Больше всех в личном зачете у оториноларинголога Елены Анатольевны Шевцовой - 169 пациентов!
- Это уже пятнадцатая наша поездка, мы привозим сюда врачей с 2007 года. И каждый раз жители ждут с нетерпением, - говорит Владимир Мищенко, вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы (они организуют «Рубежи России», а «Гидрострой» берет на себя финансовые расходы). - На счету наших врачей десятки спасенных жизней.
Только в ходе нынешней экспедиции семерым пациентам посоветовали прооперироваться в областном центре.
ЯПОНСКИЙ ВОПРОСУдивительно, но «японский вопрос», вновь всплывший на материке после недавнего визита к Путину премьера Синдзо Абэ, местных особо и не волнует. За неделю, что я пробыл на острове, наслушался от местных рассказов про что угодно, но только не про застарелый территориальный спор.
Да, Япония, вот она, рядом. И на Итурупе, который восточный сосед упорно считает частью своей префектуры Хоккайдо, это воспринимают просто как природный факт. Как снег зимой, как японские товары в местных магазинах. Начинаешь расспрашивать про большую политику - смеются, вспоминают живой анекдот из 1990-х. Тогда прошел слух, будто Ельцин собирается отдать острова. Кто-то всерьез стал ждать компенсаций, чтобы купить квартиру на материке и уехать из богом забытого места, кто-то даже выписывал словари собирался учить японский. А казаки и военные напротив грозились уйти в ополчение.
- Сейчас тут никто не верит, что острова могут отдать, а стало быть что про пустое языки чесать, - сказал мне водитель Валера. - Столько денег сюда за последние годы вбухали - жизнь, можно сказать, у нас только начинается! Может, для некоторых в Москве, Курилы - что-то вроде крапинок на карте, а для нас - это Родина.
Родоновый источник на вулкане Баранский
ВОПРОС - РЕБРОМПочему нельзя уступать острова японцам?- Потому что никакого «курильского вопроса» в действительности не существует. Он решен в 1945 году. Тогда по согласованию с союзными державами – США и Великобританией - мы вернули то, что японцы отобрали у России в 1905-м. - заявил в эфире Радио «КП» (
fm.kp.ru)
Анатолий КОШКИН, доктор исторических наук, профессор-востоковед. - Часто в разговорах с японскими коллегами я слышу от них: мы гордая нация, мы потеряли лицо, потому что утратили территории. На что я отвечаю: мы победители в войне, а вы, подписав Акт о капитуляции, теперь предъявляете нам ультиматум - так дело не пойдет!
Ящик Пандоры открыл Никита Хрущев, который проявлял волюнтаризм во всем. Чтобы как-то с японцами наладить отношения, предложил передать им Хабомаи и Шикотан. Но если Шикотан - это один остров, то Хабомаи – гряда, состоящая из 20 малых островов, камней, отмелей. И, согласно введенным в 1977 году международным нормам, вокруг каждого существует двухсотмильная экономическая зона. Если японцы гипотетически получают эти территории, то вместе с ними отойдут 210 тысяч квадратных миль акватории. Хрущев, когда предлагал отдать эти острова, понятия об этом не имел! Не знал, конечно, и то, что с шельфов островов можно будет брать энергоресурсы - а там есть и газ, и нефть, на самих островах - и золото, и редчайшие стратегические металлы!
Богатейшие биоресурсы - у островов холодное течение встречается с теплым, происходит турбуленция воды, и со дна поднимается корм для рыбы, туда устремляются огромные стада! Таких мест у нас на планете не больше десятка.
Военно-стратегический аспект. В 1960 году вместо подписания уже согласованного мирного договора с СССР под давлением США японцы вступили с ними в военный союз, который предоставил американцам право размещать все виды вооруженных сил на японской территории. Для СССР, если даже Хабомаи и Шикотан стали бы отдавать, не было никакой гарантии того, что там не появились бы американские военные базы. В том числе и ядерное оружие, как выяснилось в нулевые годы, когда были рассекречены документально оформленные тайные договоренности американского и японского правительств. А цену устным обещаниям мы знаем - Горбачеву тоже говорили, что НАТО не будут расширять на восток. Потеря вместе с островами Курильских проливов создаст для нашего Тихоокеанского флота крайне сложную ситуацию, откроет для американцев свободный вход в Охотское море, позволит контролировать передвижение российских стратегических подводных лодок и других кораблей. А это – подрыв обороноспособности России на Дальнем Востоке.
- Никакого «курильского вопроса» в действительности не существует. Он решен в 1945 году.Анатолий КОШКИН
Доктор исторических наук, профессор-востоковед Автор: Валерий БУТАЕВФото и видео: Валерий БУТАЕВ, Олег КАРПУШИН, Нигина БЕРОЕВА, Андрей РЯБЦЕВ, пресс-служба АО «Гидрострой»