Матрица

(1/5) > >>

Владимир К.:
Александр Новиков 16.03.2009 

Матрица

Десять лет назад в США вышел нашумевший фильм «Матрица», вслед за этим началась настоящая мода на «другую реальность»… Фильм принёс около миллиарда долларов прибыли, разошёлся многомиллионными тиражами на дисках.

Впоследствии он стал трилогией. В отличие от прочей голливудской фантастики, «Матрица» была вполне серьёзной кинолентой, несущей в себе глубинный смысл. Конечно, фильм неоднократно премировался и за использование новых спецэффектов, и за смелые технические решения, но всё же главное внимание было приковано к нему отнюдь не из-за этого.

В концепции фильма Матрица — это система, которая представляет реальный для нас мир, который в действительности управляется машинами, к ним подключены миллионы людей, и машина получает от них энергию. Код Матрицы мелькает на экране бегущими вниз зелёными символами, похожими на стекающие по стеклу капли дождя. Люди не подозревают, что живут в мире, управляемом, словно компьютерной программой, внешним разумом, который существует за их счёт.

По сюжету некий молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — компьютерный хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит загадочное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный, пославший текст, даёт ему странное указание «следовать за белым кроликом». Вскоре молодой человек случайно встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Отправившись за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером Тринити, которая обещает ему раскрыть тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с неким Морфеусом. Тринити сразу предупреждает его-. «Будь честен, Нео. Он знает больше, чем ты можешь себе представить».
.......................................................................
Казалось бы, фильм представляет собой обычный миф о герое, спасающем человечество. Но не всё так просто. Сюжет необычен, его суть является концепцией противостояния двух «реальностей». В произведении переосмыслено не только христианское предание, но также иудейская мистика и философские идеи из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (помните «белого кролика»?), постмодернизм Жана Бодрийяра.

Не случайно в режиссёрском сценарии, в вырезанной из фильма сцене, Морфеус сообщает Нео: «Ты жил в воображаемом мире, Нео. Как и у Бодрийяра, вся твоя жизнь прошла внутри карты, а не на местности». В данном случае речь идёт о притче, которую рассказывает в одном из своих эссе Хорхе Луис Борхес: «…Картографы Империи составили настолько подробную карту, что, в конечном итоге, она отразила местность с предельной точностью». С течением времени эта карта начинает изнашиваться, от неё остаётся лишь несколько «лоскутов… на которых ещё видны очертания пустынь». Подобно искусителю, Морфеус приглашает Нео «в пустыню реального», когда говорит, что вся его жизнь была иллюзией, созданной Матрицей.

При первой же встрече Морфеус ставит перед Нео вопросы: «Что реально? Как ты определяешь реальность? Если ты говоришь о том, что ты можешь переживать, чувствовать вкус и запах или видеть, тогда реальность — это просто электрические сигналы, истолкованные твоим мозгом». Для самого же Морфеуса реальность представляется сотворённым миром, не миром, созданным Промыслом Божиим, а реальностью разрушения и противостояния, в котором для него и его последователей нет места. Для него есть только собственная реальность и то, что находится за её пределами, то есть Матрица. Морфеус открывает Нео пустынное пространство и провозглашает: «Добро пожаловать в пустыню реального».

Сам Морфеус, конечно, знает об истинном положении дел, но, по его же собственным словам, «знать путь и идти по нему — не одно и то же». Его душа ненавидит сотворённый Богом мир, он для него является чужим: «Матрица это система, Нео. Эта система наш враг. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они всё ещё часть системы, а значит, наши враги. Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за неё…» Морфеус воспринимает ненавистной не только саму Матрицу, но и её население — людей, которых он будто бы намеревается «спасти».

Имя Морфеус напоминает имя древнегреческого покровителя сна Морфея. В «Метаморфозах» Овидия он описывается как мастер создавать для людей иллюзии и обманывать их. Его корабль называется «Навуходоносор» — имя вавилонского царя, терзавшегося тревожными и пророческими сновидениями, которые в конце концов свели его с ума. Морфеус утверждает, что предлагает Нео возможность пробудиться от сна, которым является Матрица. Он лжёт.

К пониманию сюжета с христианской точки зрения приводит символическая надпись на борту «летающей тарелки» Морфеуса: «Маrk III N 11>>. Соответствующий фрагмент Евангелия от Марка гласит: И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали:Ты Сын Божий (Мк.3,11).

В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7).

Священник Константин Пархоменко очень точно написал, что после падения дьявол и последовавшие за ним духи образовали как бы «царство», противоположное Царству Божию по своему замыслу. Противопоставив себя Богу, дьявол одновременно поставил себя вне Жизни и с тех пор пытается обрести опору в этом мире, паразитируя на созданном Богом бытии. Для этого он старается проникнуть в душу каждого человека, созданного по образу и по¬обию Божию, во всё творение и, таким образом, обрести бытиё, как бы отвоевать для себя часть Божией территории.

Конечно, сотворённый Богом мир должен представляться дьяволу не иначе, как Матрица. Не случайно имя одного из сподвижников Морфеуса — Сайфер — «Lucifer», одно из имён сатаны. Любопытно и то, что мятежная реальность, противостоящая Матрице, называется Сионом.

Морфеус словно передаёт свою силу Нео: «Я пытаюсь освободить твой разум, Нео. Но я могу только указать тебе дверь. Ты сам должен войти в неё». Так кто же этот мессия «другой» реальности,, некто «новый», «избранный», действующий со всей мощью направляющего его мятежного духа?

Это антихрист. Уже в самом начале фильма парень, покупающий у Нео диски, говорит: «Ты мой спаситель!» Настоящая фамилия Нео — Андерсон — дословно переводится как «сын человека». В Апокалипсисе описано явление антихриста: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.1-3,5). В конце фильма угроза Матрице из уст Нео: «Возможно всё».

По ходу действия постоянно встречаются числа 1 и 3. Само имя Нео (Nео) является анаграммой числа 1 (one). Имя его спутницы — Тринити — как «троица». Она в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303. Интересно, что, когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что паспорт того действителен до 11 сентября 2001 года. Напомним, что это дата взрыва башен Всемирного Торгового Центра. А фильм был выпущен более чем за два года до трагедии.

Кстати, кто же такие агенты Матрицы? Морфеус .рассказывает Нео: «Я не буду лгать тебе. Каждый, кто пытался сразиться с агентом, неизменно погибал. Я видел, как агенты прошибали стены, люди выстреливали в них полные обоймы, но ни разу не попадали. Однако их сила и их скорость так же основаны на законах этого мира, и поэтому они никогда не будут сильнее или быстрее чем ты, если пожелаешь».

Восприятие падшими духами ангелов в полной мере выражается в образе, которым наделены агенты и, в частности, агент Смит. Для дьявола ангелы являются непримиримыми врагами, исполняющими волю Господа. Поэтому агент Смит показан в фильме высокомерным и жестоким существом, ненавидящим людей и стремящимся погубить Нео. Его образ формируется не только с демонической точки зрения, но и по «образу» падших духов. Этот принцип в своё время прекрасно описал Клайв С.Льюис в своих «Письмах Баламута», где бесы представляли ангелов подобными себе, просто сражающимися на другой стороне.

Пожалуй, в этом и заключается главный смысл фильма «Матрица» — в стремлении отвергнуть Божий мир и подменить его иной, собственной «реальностью». Вспоминается, как возмущался один американский ревнитель толерантности по поводу того, что в христианской традиции дьявол именуется «дьяволом» и наделяется негативными чертами. По его мнению, правильнее было бы говорить «другой бог».

А что же говорят о фильме сами его создатели? «Это довольно сложная история о Христе, — считает оператор Билл Поуп, — но для режиссёра и для меня самого одним из лучших видов комиксов является история творения, предсказывающая появление супергероя вроде Сорвиголовы или Человека-паука. «Матрица» — это история творения Нео».

Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.

«Тако и вы, егда видите сия вся, — бодрствуйте, яко близ есть, при дверех…»

http://www.russdom.ru/node/1339


Михаил Филиппов:
Цитата: Владимир К. от 16 Марта 2009, 07:43:01

Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.


Это вряд ли. В третьей части Нео приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. На антихриста такое поведение не похоже. Да и скорее сама матрица - это мир антихриста. Сколько можно трендить тогда на форуме об электронном контроле? Чем Вам не модель контроля? А агент Смит, кстати, оказывается как бы отражением Нео, а именно его темной стороной. Так что вопрос это тот еще: who is who?

Вообще третья часть фильма добивает свой тупостью.

Владимир К.:
Цитата: Михаил Филиппов от 16 Марта 2009, 09:50:23

Цитата: Владимир К. от 16 Марта 2009, 07:43:01

Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.

Это вряд ли. В третьей части Нео приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. На антихриста такое поведение не похоже.

Уважаемый Михаил! Я прочитал Ваше замечание с некоторым удивлением. История Нового и Новейшего времени дает такой громадный материал, который категорически противоречит прямому смыслу (именно прямому) Вашего замечания, что это и вызывает удивление, как Вы не видите такого противоречия. Ведь вся революционная деятельность - один огромный контрпример сказанному Вами. А детальные возражения можно построить, например, на образах "филеров" и "жандармов" - "кровавых палачей" и "прислужников царского режима" - эти образы широко распространены в литературе, описывавшей "борьбу угнетенных масс". Почитайте того же Шмелева, только не "Лето Господне", а, например, "Человек из ресторана". Там жандармы - определенно "агенты Смиты". Но я, конечно, не навязываю Вам свою точку зрения, а только хочу указать на очевидную спорность Вашего замечания. Простите, если что-то сказал неправильно.
Владимир К.   

Евгений Н.З.:
Цитата: Михаил Филиппов от 16 Марта 2009, 09:50:23

Цитата: Владимир К. от 16 Марта 2009, 07:43:01

Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.


Это вряд ли.


Уважаемый Михаил, зря Вы сомневаетесь. Яблоко от яблони...
http://www.newslab.ru/print/231542

Михаил Филиппов:
Цитата: Владимир К. от 16 Марта 2009, 12:09:32

Цитата: Михаил Филиппов от 16 Марта 2009, 09:50:23

Цитата: Владимир К. от 16 Марта 2009, 07:43:01

Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.

Это вряд ли. В третьей части Нео приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. На антихриста такое поведение не похоже.

Уважаемый Михаил! Я прочитал Ваше замечание с некоторым удивлением. История Нового и Новейшего времени дает такой громадный материал, который категорически противоречит прямому смыслу (именно прямому) Вашего замечания, что это и вызывает удивление, как Вы не видите такого противоречия. Ведь вся революционная деятельность - один огромный контрпример сказанному Вами. А детальные возражения можно построить, например, на образах "филеров" и "жандармов" - "кровавых палачей" и "прислужников царского режима" - эти образы широко распространены в литературе, описывавшей "борьбу угнетенных масс". Почитайте того же Шмелева, только не "Лето Господне", а, например, "Человек из ресторана". Там жандармы - определенно "агенты Смиты". Но я, конечно, не навязываю Вам свою точку зрения, а только хочу указать на очевидную спорность Вашего замечания. Простите, если что-то сказал неправильно.
Владимир К.   



Владимир Леонидович,
Слишком много чести такому фильму, во-первых.
А во-вторых, лично мне было бы противно знать, что я подключен к некой матрице. Дело ни в какой "революционной деятельности", а в том, что мы все к этому подключению непосредственно катимся. Большая часть западного населения к этой матрице уже подключена посрдеством СМИ, кредитных карт, приверженности к роскоши, изнеженности и прочего. А по фильму это и есть Матрица. И у кого нету кредитных карт, хороших машин и хорошего пивка на каждый день - уходят в свою матрицу, а именно в компьютеры. Компьютерные игры и виртуальная реальность - это все тоже матрица. Я вообще до недавнего времени любил во всем этом поковыряться и поиграться. В том числе и пострелять в on-line. Сейчас вот в значительной степени надоело. Вы, по-моему, просто не можете себе представить степень пораженности некоторых людей этим.

Да и вообще, как окзалось в третьей серии - все эти выдумки с Нео, Морфеусом и Навуходоносором - это все тот же машинный контроль. Только другого уровня. Еще как у нас в универе шутили, просыпая лекции: "Нет занятия милее, чем объятия Морфея!". Что вот теперь, мы оккультисты после этого?

Повторюсь еще раз. Третья серия убивает своей тупостью. Ее без литра пива вообще нельзя смотреть. А вторую надо смотреть по нескольку раз, чтобы хоть немного понять, что эти братья Вочовские хотели сказать. Но это на столько сложно, что даже если перерыть весь словарь, все равно ничего не поймешь (Я смотрел на английском). В общем, грузят, Владимир Леонидович, всяким "стёбом". Это же не фильм, а комикс, веселые картинки, видеоряд. Какой там антихрист? Там надо брать пиво и смотреть, как они там прыгают или летают. Comedy Club сплошной. Или не смотреть вообще, потому что если смотреть это серьезно - будешь только плеваться в конце. Я честно говорю. У нас весь институт плевался, кто пивка в кинотеатр не захватил со собой.

Зачем такие статьи пугающие печатать про матрицу? Опозоришься скорее. У меня вот ребенка заставляют в школе Гарри Поттера читать. А он этого не любит. Боится.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница