Я Сайбер видел вблизи, но не ездил. Водитель её хвалил, мне тоже понравилось. Если на заводе действительно всё организовано так, как сказал Александр и каптитал российский, то это наверное действительно тот самый шанс.
Одним из таких перспективных направлений как раз и является проект Volga Siber.
Осенью 2008 года группе журналистов «Эксперта» удалось посмотреть этот проект в Нижнем Новгороде собственными глазами. Ощущение чего-то действительно серьезного и прорывного в российской машиностроительной индустрии не покидало нас в течение всей экскурсии по заводу. Этот инвестпроект в Нижнем стал, безусловно, прорывным в части получения западных автомобилестроительных технологий и компетенций.
Некоторые аналитики утверждают, что российский рынок не принял модель Volga Siber. Громоздкий, типично американский автомобиль, возможно, действительно оказался пока непривычен простым россиянам. Можно было бы согласиться, что имел место какой-то маркетинговый просчет. Но, судя по всему, никто и не делал больших ставок на маркетологов. Совершенно очевидно, что это некий нишевый автомобиль, на котором можно отработать все те технологии и инновации, которые появились в мировом автопроме в последние два десятилетия, когда российский автопром медленно и верно загибался, не выдерживая конкуренции на мировом рынке. Стратегическая задача проекта — создать современные высокотехнологичные производственные мощности, освоить новейшие технологии, обучить персонал в тесном партнерстве с ведущими мировыми производителями. И все это было реализовано в полном объеме.
Руководитель дивизиона легковых автомобилей Группы ГАЗ Леонид Долгов рассказывал «Эксперту»: «В рамках проекта было перевезено 3,5 тысячи единиц оборудования, в том числе несколько сотен роботов, с завода в штате Мичиган — там, где выпускался автомобиль Chrysler Sebring. Наш контракт подразумевал покупку платформы и всего завода. В результате, получив зарубежные технологии и настроив их конкретно под наш проект, мы получили следующие компетенции.
Во-первых, мы разобрались в том уровне автоматизации и системах программирования второго и третьего уровня, когда вся информация стекается непосредственно от роботов на уровень технико-экономических служб. Такого просто не было на ГАЗе. Думаю, что и в России такого не было. Степень автоматизации на площадке Volga Siber — 85 процентов. Вообще, такой степени автоматизации сварочные цеха есть лишь в США, Европе и Японии. Ни в Китае, ни в Индии такого нет.
Во-вторых, мы полностью перестроили состав инженерно-конструкторской документации. Сделали так называемый модульный состав изделия. И у нас это непосредственно связано с IT-системой, которую мы тоже внедрили специально под этот проект.
В-третьих, мы научились по-новому работать с поставщиками. Мы выстроили новую систему закупок. По лекалам западных компаний. Опирались на опыт Magna.
В-четвертых, мы стали рекордсменами России по локализации автокомпонентов.
Наконец, мы выстроили такую же жесткую систему качества, как на лучших предприятиях мира. У нас жесткая процедура аудита и проверки автомобиля на дальнейшую эксплуатацию и ресурсные испытания. Это калька с GM и Chrysler».
Серийный выпуск Volga Siber начался 25 июля 2008 года, но в розницу новинка поступила только в октябре. До конца года дилеры ГАЗа смогли реализовать лишь 428 этих автомобилей. В январе продажи Volga Siber составили 197 машин. К сожалению, Volga Siber не попал в список автомобилей, которые будут продаваться населению в кредит со ставкой, субсидированной из бюджета. Государство планирует стимулировать продажи более дешевых автомобилей. Хотя 487 тыс. рублей за большую вместительную машину с двухлитровым двигателем и коробкой автомат — это не так уж и много. Некоторые считают, что оно и к лучшему: мол, чудаки с ГАЗа потренировались на «Сайбере», а теперь пора сворачивать лавочку — закрытие легкового направления будет единственно правильным решением Группы ГАЗ в нынешних условиях.
Осталось заметить, что проект Volga Siber — это идеологическая бомба под «тойоты» и «крайслеры», втридорога продающие свои автомобили в России и при этом не желающие переносить на российскую территорию производство классом выше отверточной сборки. И потому есть веские причины поддержать проект ГАЗа «всем миром».
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/09/ostavte_nam_mechtu/