Наталья Маркова. Культуринтервенция

(1/3) > >>

Александр Васильевич:
КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ. ЧАСТЬ I

Часть I. КОРПОРАЦИЯ «D» И ЕЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

«Когда искусство является отделенным от морали,
когда оно оказывается деятелем социального разложения,
а не социальной гармонии, то это служит признаком того,
что оно внесено извне, как это было в Риме времен Сципиона».
Габриэль Тард, «Социальная логика».  

1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТОВАР

Закономерности мирового экономического развития, статистические данные и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков приводит к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации, контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире.

Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это — виртуальное государство.

Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее — Корпорация «D» (Drug).

Наркотики — идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Большинство пробовавших становится постоянными покупателями. Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин), через пару недель (опиум), или через год (конопля), смотря с чего начинает потребитель. По официальным данным, в мире — 70 миллионов наркоманов.

Наркотики — выгодный товар, имеющий характеристики, о которых только может мечтать производитель любого продукта. Эйфория, изначально возникающая при потреблении, быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку1. Доход от продажи 1 кг. героина составляет свыше $ 100 000 США. Стоимость 1 т. сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400% . Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли. Последствия употребления наркотиков — импотенция, распад личности, слабоумие, генетические изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам.

Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.

2. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМОГО

Катастрофическое распространение наркомании в среде молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же выявляет хорошо известные специалистам «четыре Пи» — составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж:

Produkt + Price + Place + Promotion2.

Товар (produkt) — Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.

Цена (price) — Ниже мировых цен и доступна потребителю.

Место (place) — По информации прессы и правоохранительных органов — дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр.

Продвижение (рromotion) — Реклама средствами искусства и в СМИ3

Следует логический вывод: объем продаж, то есть ЭПИДЕМИЯ НАРКОМАНИИ В РОССИИ — СЛЕДСТВИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ НАУЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ НАРКОТИКОВ КАК ТОВАРА.

Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга. Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы: «Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии, социологии, психологии и т. д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей».

По официальным данным, основные потребители наркотиков — подростки и молодежь в возрасте 12—25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией «D» для распространения наркотиков. Прагматичное умервщление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.

Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений, определим целевой рынок на основе отношения потребителей к пользующимся спросом, услугам. Как известно, рынок — это потенциальные покупатели, объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность оплатить покупку.

Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей — молодежь 12—25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений — дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).

ОДНОВРЕМЕННО ЭТО И ЕСТЬ РЫНОК СБЫТА НАРКОТИКОВ. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ИХ ПРОДАЖИ ОПРЕДЕЛЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж наркотиков во многом зависит от рекламы place (места продажи), т. е. продвижения и количества услуг дискотек, клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем, Корпорация «D» вкладывает огромные средства в индустрию развлечений и ее promotion с тем, чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.

3. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ

Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие силовые линии несут миллионы молодых людей, и подростков к гибели, неотвратимо совмещая с наркотиками?

Таблица 1. ТЕОРИЯ СТИМУЛА—РЕАКЦИИ
(По «Современной рекламе» У. Бове, К. Аренс, с. 160)



Таблица 2. ПИРАМИДА А. МАСЛОУ
(По «Теории личности» Л. Хьелл, Д. Зиглер, с. 488 и «Основам менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, с. 359)



Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12—19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20—25 лет.

Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).

СЕКСУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ — непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion «альтернативных» рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).

Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера («Playboy», «Yes!», «Cool», «Птюч», «ОМ», «Ровесник», «Тусовочка», «Версия», «Московский комсомолец» и т. д.)

В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами звезд, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи «звезд», ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.

В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио — всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты — все это создает мощный идеологический пресс, выбраться из-под которого практически невозможно.

СЕКС-ПРОПАГАНДА — БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ.

МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ, МОДА, РОК-МУЗЫКА В СОЕДИНЕНИИ С БЕЗУСЛОВНЫМ СТИМУЛОМ (СЕКС) СТАНОВЯТСЯ УСЛОВНЫМИ СТИМУЛАМИ.

Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей (молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе, клубы и т. д.)  

4. ИДЕОЛОГИЯ

Мы не оговорились, упомянув об идеологии. При исследовании информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность:

ВСЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСТАВЛЯЮТ ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 12—25 ЛЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ НАБОР ИЗ ЯВНО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫХ ТЕМ:

1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма4, множественного, безличного подросткового полового опыта.

2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, «моды для дискотеки», нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.

3. Девиантность5 и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т. д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот: «Не чти отца своего», «Прелюбодействуй», «Убий», «Сотвори себе кумира» и т. д.

4. D — мифология. Экстремальность, «безбашенность»; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений, дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.

5. Рок -звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.

6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных «тусовок».

Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология выпадения из общества, идеология преступления.

5. ТУСОВКА — КОМАНДА — ГРУППА

Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблагоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток...страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», — говорит Эриксон (71; 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

Эксперимент в Институте психологии РАН (В. П. Морозов, 1997) показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток, практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно воспринимает моду и музыку навязанную СМИ.

Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т. д.), означают отделение от общества. Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков — усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.

Так искусственно создается противостояние «Мы» и «Они», где дети — «Поколение Икс», «Generation П.», противопоставляются отцам — «Другому поколению», т. е. обществу. Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.

Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному «Мы» (группа) против враждебного «Они» (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы.

Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки — и он заработает в нужном направлении.

6. МИФОЛОГИЯ

Дворовая команда — общество, ценности которого подросток безоговорочно разделяет. Каковы эти ценности? Мифология местной группы запечатлена на стенах соседнего подъезда. Перед нами — срез массового сознания подростковой аудитории. Рядом с именами собственными, рисунками половых органов, символами футбольных команд мы непременно найдем зерна новейшей эпохи — названия рок-групп и обозначения наркотиков.

Как правило, они расположены рядом и тому есть причины. Краткосрочный телегипноз рекламных песен о лучших сортах кофе ничтожен в сравнении с мощным внушением музыкальных клипов, ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио, из домашнего магнитофона, компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках и рок-концертах, благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение многократно возрастает.

D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности6) предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков; повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т. д.

D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель — противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм «Порочный круг депрессивного настроения — негативного мышления», освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.

Исследования американских психологов показали, что делинквентные7 действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение, которое в свою очередь обусловливает еще более низкую самооценку.

Для 90% подростков употребление наркотиков начинается в группе, исповедующей девиантную идеологию. Вместе с жаргоном и знаковой символикой, это — средство коммуникации и групповой идентификации. МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ ПОСТРОЕН НА СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ ГРУПП И ВНЕДРЕНИИ В НИХ D-ИДЕОЛОГИИ И D-МИФОЛОГИИ.

7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК

Рок-группы, транслирующие D-мифологию имеют несколько функций, осуществляющих маркетинг наркотиков.

1. Звезда как объект эго-идентификации подростка.
Поведение. Звезды «альтернативы» буквально соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. На сцене считают долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать, совершать половые акты или дефекации. Таким образом, у подростка создается устойчивое впечатление, что подобное поведение — путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.

2. Звезда как источник мифологии товара (наркотиков).
Тексты. Поэтизация товара, описание наркотического опьянения, как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, «путешествиями» и т. д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия.

В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков — основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т. д. Отдельная статья — тексты транслирующие, тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании, способным привести к реальному самоубийству.

3. Звезда как катализатор депрессии.
Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй «альтернативы», как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие аксессуары видеоклипов как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь вызывают чувство тошноты и гадливости.
 

ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «АГАТА КРИСТИ» ГЛЮКИ

Зеленые глюки сползают по стенам
Медленно- медленно, плавно -плавно
Потом проползают по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.
А вслед за ними синие глюки
Тоже медленно, тоже плавно
И снова по стенам и коридору,
И исчезают в ванной, в ванной.
Плавятся словно небо,
Плавятся словно небо.
Они умирают, все умирают
И исчезают в ванной.
Медленно и плавно.
Они исчезают все исчезают...
Черные глюки сползают по стенам
Медленно-медленно, плавно-плавно
Потом проползают по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.
Красные глюки сползают по стенам
Медленно-медленно, плавно-плавно
Сначала по стенам, по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.
Плавятся словно небо,
Плавятся словно небо.
Они умирают, все умирают
И исчезают в ванной.
Медленно и плавно... и т. д.
 НАВЕСЕЛЕ

Я помню раз, навеселе
Улетел в твое окно.
Я был со шпагой на коне
Мой зад [облит] седлом.
Навеселе, навеселе
Навеселе, навеселе
Любовь моя, или ты
Нам было все до звезды.
Навеселе, навеселе
Ты рожи корчила мне,
Но мы с тобою во сне,
Нам было все до звезды.
Навеселе, навеселе
Рвало нас от любви.
Я нарывал тебе букет
Тюльпанов на крови.
Навеселе, навеселе,
Навеселе, навеселе,
Любовь моя или ты —
Нам было все до звезды.
И ничего, и ничего,
Что хочется лететь.
Так высоко, так высоко,
Что можно умереть. Навеселе.
Я был с тобою во сне
Навеселе, навеселе.
Ты рожи корчила мне... и т. д.
 
ЧУДЕСА

Где-то там, где кончается
Вся земля, вся земля.
На краю земли мы качаемся
Ты и я, ты и я.
На краю ноги свесили
И плюемся мы в никуда.
Как смешно, сердцу весело,
Чудеса, чудеса.
Черный дом мироздания
Отрывает нам тормоза,
Расширяет нам подсознание
До конца, до конца.
На краю ноги свесили
И глядим уже в никуда.
Мы плывем, сердцу весело,
Чудеса, чудеса.
 КОВЕР-ВЕРТОЛЕТ

Мама это небыль, мама это небыль
Мама это не со мной.
Неужели небо, неужели небо
Задеваю головой.
На ковре-вертолете мимо радуги
Мы летим, а вы ползете
Чудаки вы чудаки.
Мама это правда, мама это правда
Мама я опять живой.
Ты уже не плачешь,ты уже не плачешь
Мама полетим со мной.
На ковре-вертолете
Ветер бьет в глаза
Нам хотя бы на излете
Заглянуть за...
На ковре вертолете мимо радуги.. и т. д.

(Продолжение следует)

Александр Васильевич:
(Продолжение)

Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга характерны аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер, мелькающие «огрехи», «разъезжающееся» изображение, омерзительный вид исполнителей — эти приметы D-маркетинга часто совмещены с D-текстом. Типичный пример — ряд Marilyn Manson'ов постсоветской эстрады — (трупные пятна глазниц, зрачки рептилии, черный рот). Образ транслирует отвращение, ужас, являющиеся катализаторами депрессии. «Альтернативный» рок рекламирует наркотики, пропагандирует девиантность и катализирует депрессию. 

8. МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рассмотренные нами явления складываются в схему Функционального причинно-следственного анализа, работающую по законам оперантного бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.

Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение — сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39; 78).

Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, попмузыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т. е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т. е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.

Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные: СЕКС (безусловный стимул), МОДА (условный стимул), РОК-МУЗЫКА (условный стимул), МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул) позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:

D-секс — требует участить посещения place (места продаж) в поисках сексуальных развлечений.

D-мода — (пирсинг8, татуировки, гребень панка и пр.) нарушает общепринятые коды одежды и заставляет испытывать дискомфорт, чувство неполноценности. Она объединяет группы, для которых служит средством невербальной коммуникации. Образуется социально-психологическое противостояние «Мы» — группа и «Они» — общество. Группа проникается девиантностью, навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают общепринятые нормы. Происходит огруппление мышления.

Таблица 3. Функциональный причинно-следственный анализ поведения потребителей рынка РАЗВЛЕЧЕНИЙ



Таблица 4. ФПС-анализ поведения потребителей рынка НАРКОТИКОВ



D-звезда — являясь средоточием вербальной и визуальной коммуникации, транслирует мифологию наркотиков, депрессию, девиантность, элементы D-моды и становится объектом подражания. Употребление наркотиков в группе идентификации ведет к возникновению порочного круга «Депрессия — негативное мышление — депрессия». Снижается самооценка, следует самоосуждение. Трансляция D-роком чувства тоски, ужаса, отвращения углубляет депрессию, вызванную нарушением общественных табу и подменой подлинных ценностей, лишает жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге функцию поддержки постоянного спроса на товар (наркотики).

9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ (6 ТЕМ) ИНФОРМАЦИИ TV И РАДИОПЕРЕДАЧ, ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ, ВИДЕО И КИНОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И Т. Д., НАПРАВЛЕННОЙ НА АУДИТОРИЮ 12—25 ЛЕТ, УКАЗЫВАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК КООРДИНАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ.

ПЕРЕД НАМИ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ.

В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают коллосальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков (О становлении D-маркетинга — во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека — свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом, СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ.

В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т. д.) Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника шестью темами. В Россию вступает D-маркетинг.

Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей, престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом, новое «искусство» приобретает легитимность. За короткое время в России образуется чуждая, культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии, декларируемые в ней культурные фикции.

СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ — МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ. ИДЕОЛОГИЯ — РАСПАД.

10. КУЛЬТУРОНОСИТЕЛИ

Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных игр, бытового пространства.

Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно. Некоторые специализируются на одной из тем («Fuzz» — рок-музыка, «Хастлер» — секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью («ОМ», «Птюч»). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале. Оригиналы (иностранные журналы) десятилетиями выполняют работу по совмещению товара с потребителем во всем мире:

«COOL»(оригинал) — «БАШНЯ»(копия).
[Целевой сектор — подростки 12—19 лет]

«PLAYBOY»(оригинал) — «АНДРЕЙ» (копия).
[Целевой сектор — молодежь 20—25 лет]

(Приложение: D-promotion в российской прессе).

Телевидение, кино- и видеофильмы.

Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D- развлечения, пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного «безбашенного» отношения к жизни — (D-мифология), например: «Башня», «От шестнадцати и старше», «100%», «Акуна Матата» и пр. Американский сериал «Друзья» и другие сериалы и фильмы для молодежи. Это — практически все передачи о диско и рок-музыке, музыкальный телеканал МТV, «Музыкальный ринг», «Диск-канал», «Двое», «Про это...», «Плейбой» и т. д. Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями, («Империя страсти», «Эммануэль»).

Знаменитый ежедневный мультсериал «Бивис и Батт-Хэд» (МТV), специализирующийся на девиантности и создании у юного зрителя четких ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным. (Чайковский — черви, младенцы — блевота, изобретения — фекалии). Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.

Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: «Леон» (promotion профессии «киллер»), «Никита» (promotion профессии «снайпер»).

Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию — наркотики, «расширение сознания», путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание («Знахарь» с Шоном’о Коннери, «Секретные материалы») и т. д.

Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие хиты D-звезд, пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения: «Европа плюс», «Хит-FM», «Наше радио», «Русское радио», «Максимум», «Эхо Москвы», «Авторадио», и т. д.

Книжный рынок. Секс-пропаганда — горы бульварных полупорнографических и порнографических произведений, (десяток лет назад некоторые из них претендовали на новое слово в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т. д.); Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий; десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие к «расширению сознания» и «путешествиям»; произведения В. Пелевина, составляющего достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального института, основанного в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной (специализация института — внедрение D-мифологии); литература, провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и движение Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д.

Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга. Девиантность — жестокость, убийства, хакерство: «Blood 1—2», «Quake 1—2», «Carmageddon 1—2», «Postal» и пр. D-мифология: «Вангеры 1—2», «Blob Job» и пр. Секс: «Voyeur 1—2», «Geisha», и т. д.

Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации) с ссылками на каждом интернетовском перекрестке, составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама, сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков.

Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры; изображения на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье. Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая Горгона, сеющих леденящий ужас или рейвгамка (жевательная резинка) под названием Кислота9 друг молодежи: «Собери 13 оберток10 от этой жвачки и поменяй их у того же киоскера, на светящуюся в темноте татуировку», — напечатано внутри этикетки. Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке «Кама сутра», а тренинг девиантности по картинке-вкладышу от резинки «Альф», рекомен-дующей испугать прохожего или продырявить карманы брату.

Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской, западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века11 оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой сформировано злом, а центральные фигуры — дьявол, антихрист, гермафродит?

К середине ХХ века торговля товаром определила дальнейшее развитие гуманитарных наук и художественной культуры стран Запада (прежде всего Англии и США), стала их скрытым содержанием, выстроила идеологию, экономику, и политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой культуре, по сути дела, являющейся, как мы выяснили, синонимом drug-маркетинга, мы говорим о предложении, полностью формирующем спрос. Необходимость понять происхождение этого поразительного феномена заставляет нас обратиться к его корням.

D-PROMOTION В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Приведем лишь некоторые издания, пользующиеся особой популярностью читателей (безусловный секс-стимул) и одновременно совершающие рутинный маркетинг наркотиков в России.

Издатели:

ЗАО «Редакция газеты „Московский комсомолец“» и Московский муниципальный банк «Банк Москвы». Газета «Московский Комсомолец» (тираж 390 262), главный редактор П. Гусев.

Журнал «МК-Бульвар», еженедельник, тираж 450 000, шеф-редактор В. Поэгли.

ИД «Калейдоскоп»: Журналы-еженедельники «Вне закона», тираж 150 000; «Тусовочка», тираж 50 000;«Интим-калейдоскоп», тираж 100 000; А также газета «Калейдоскоп», журналы «Вокруг смеха» и «НЛО» Главный редактор всех изданий — М. Н. Лисовский.

Издательство «АиФ-газеты»: «Я — молодой», тираж 160 000, Редактор В. Полупанов; «АиФ-Любовь», тираж 215 000, Редактор В. Романенко; «Дочки-матери», тираж 225 000.

Издатель: ЗАО «МАПТ-Медиа», Холдинг «Совершенно секретно», еженедельная газета «Версия», вместе с «U.S. News» и «DAILY NEWS» — тираж 203 800, главный редактор А. Боровик

Издатель: ЗАО «Издательский дом „Бурда“». Журналы-еженедельники «Вот так!», тираж 400 000, «COOL GIRL», тираж 300 000 (+50 000 Казахстан +150 000 Украина), редактор — А. Бабинский. «СООL», тираж 300 000 (+50 000 Казахстан +150 000 Украина), редактор С. Верейкин.

Издатель: ЗАО «Индепендент Пресс» (Independent Media Group) Журналы: «PLAYBOY», тираж 100 000, главный редактор А. Троицкий; «Космополитен», (т-ж не указан), главные редакторы Е. Мясникова, Э. Фербеек; «YES!», тираж 70 000, главный редактор И. Шеин; «Men’s Health». А также журналы «Домашний очаг», «Драйв», «Культ личностей»).

Издатель: АО «Ежемесячник „Ровесник“» Ежемесячные журналы: «Ровесник» и «Шестнадцать», тираж 25 000, главный редактор И. Чернышков,

Издатель: ЗАО «Гертруда». Ежемесячный журнал «ПТЮЧ», тираж 110 000, главный редактор И. Шулинский.

Издатель: PIDP PUBLISHING GROUP, NEW YORK

Ежемесячн. журнал «ОМ», (т-ж не указан), редактор И. Григорьев. Российское подразделение PIDP издает также журналы «Audio-Video Бизнес», «Hi-Fi&Music», «Если», «Мир развлечений».

--------------------------------------------------------------------------------

1 «Самое сильное оружие в руках потребителей, которого больше всего боятся изготовители товаров, это — отказ от повторной покупки» К. Бове У. Аренс (8; 161).

2 Продукция + цена + место + продвижение, стимулирование сбыта = количество продаж.

3 Статья 46, Федерального закона 1998 года, запрещающая пропаганду и рекламу наркотических средств, практически не работает.

4 Работы Бехтерева делают возможным понимание истинных причин возникновения гомосексуализма : «...Несомненно, что большинство из них (половых извращений) обусловливается главным образом детской впечатлительностью, приводящей к тому, что однажды пережитые впечатления, почему-либо сопровождавшиеся эротическим возбуждением, сохраняются в виде прочной ассоциации наподобие сочетательного рефлекса, благодаря чему иногда на всю жизнь... нарушается и даже утрачивается возможность нормальной половой функции» (7; 158, II).

5 Девиантность — от лат. deviatio — отклонение (de от + via путь).

6 А. Ф. Лосев «Диалектика мифа» (21; 150—155).

7 Делинквент [лат. delinquens] правонарушитель, преступник, мятежник.

8 Пирсинг — прокалывание тела (ноздри, пупок и пр.) металлическими предметами.

9 В культуре хиппи так назывался синтетический наркотик ЛСД.

10 «Несчастливое» число 13 катализирует депрессию.

11 По свидетельству Г. Спенсера и П. Сорокина.

http://www.narkotiki.ru/research_5375.html#u5

Александр Васильевич:
КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ. ЧАСТЬ II

Часть II. ИСТОРИЯ МОНСТРА

«Сюда же влек его и колониальный вопрос, эта душа торговли
и промышленности, тем более важная, что только колонизация
спасала Великобританию от восстания рабочих и ирландцев».
История Нового Времени.
 
1. КОНТРАБАНДА

Сомнительная честь открытия опиума как товара первой необходимости принадлежит Великобритании. В 1773 году знаменитый двигатель британской коррупции — Ост-Индская компания — приступила к поставкам этого продукта в Китай. С 1784 года к выгодной торговле присоединились США и вскоре оказались вторыми после Англии крупнейшими экспортерами. Товар, прежде значившийся в торговых тарифах как безобидное лечебное средство, набирал зловещую мощь. Вхождение опиумного капитала во власть было стремительным. Короли, министры, сиятельные лорды и банкиры оказались кровно заинтересованными в производстве колониального опиума в Индии и его контрабандном сбыте в Китай.

Количество контрабандного опиума, со временем ставшего самым крупным британским импортом, постоянно возрастало. Запрещая торговлю на словах, Англия на деле всемерно поощряла увеличение посевов индийского мака. В 1838 году ввоз опиума составил уже 1500 тонн1. Запрет китайского правительства на ввоз наркотика не мешал манчжурскому Императору получать средства от главного директора таможенных служб и тем самым косвенно быть причастным к взяткам, царившим на всех уровнях китайcкой бюрократии. «Коррупция, которая пропитала всю систему бюрократии Небесной империи и разрушила оплот патриархального уклада, была вместе с ящиками опиума контрабандным путем ввезена в империю с английских кораблей...», — писал Маркс.

Таким образом, к концу 30-х годов XIX века употребление опиума сделалось страшной разрушительной силой китайского общества. Императорский двор был напуган тем, что опиум курили даже солдаты, необходимые для подавления народа. По свидетельству китайского деятеля того времени [1838] Хуана Цзюэцзы: »Начиная с чиновного сословия правительственных учреждений вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также женщин, буддийских монахов и даосских проповедников все среди бела дня курят опиум, приобретают трубки и все принадлежности для курения опиума».

К началу 40-х годов главным устремлением британской дипломатии оказалась легализация опиума, незаконный ввоз которого был весьма щекотливым моментом в отношениях между двумя государствами. Намеки, дружеские советы, прямое давление британских представителей логически перешли в Англо-Франко-Китайские опиумные войны (при косвенном участии США), закончившиеся для агонизирующей Империи крахом. Так называемые цивилизованные страны практически вынудили полуфеодальный Китай открыть пять крупнейших портов и легализовать продажу наркотика, предоставив им право «наций наиболее благоприятствуемых в торговле». К выгодному делу присоединились Бельгия, Швеция и Норвегия.
 
2. ОПИУМНАЯ ИМПЕРИЯ

С 1858 г. британская Ост-Индская империя, а вместе с ней и вся моральная ответственность за производство наркотика в Индии и его насильственный экспорт в Китай, целиком и полностью переходит к английскому правительству. Великобритания официально становится великой опиумной державой. Более поздние отчеты о китайской торговле (1871) показывают, что 2/3 британского ввоза в Китай составлял опиум.

В самой Англии оценки вреда, наносимого опиумом, сильно различались: «Является ли опиум вредоносным наркотиком или это просто китайская копия английского пива?»2, задавался вопросом обыватель. К чести англичан, находились люди, считавшие торговлю опиумом позорным пятном на имени страны. Так возникло антиопиумное движение, поставившее целью прекратить узаконенное отравление целого народа. Это движение поддерживала часть парламента, выражавшая интересы промышленности3.

Исторические факты не оставляют места иллюзиям о сущности парламентской демократии, возобладавшей в Англии и США к ХIХ веку. Со времен короля Вильгельма III-го Оранского, уличенного во взятке в 10 000 ф. с. за обеспечение монополии в торговле Ост-Индской компании, подкуп правительства, избирателей и парламентариев вошел в постоянную практику демократического общества4.

США, возникшие из английских колоний, воспроизвели политическую систему бывшей метрополии. Капиталисты предоставляли займы правительствам, вмешивались в выборы президентов, а особо предусмотрительные, вроде американского банкира и миллионера Джона Астора, аккуратно вносили деньги в избирательный фонд обеих политических партий, что обеспечивало им в конгрессе поддержку республиканцев и демократов одновременно. Подобные реалии превращали большую часть конгресса (парламента) в прямой рупор капитала, возраставшего, в том числе, и за счет наркотиков.

Наиболее ценным качеством политика оказывалось умение представить своекорыстную цель делом всей нации, и наоборот, устремления избирателей использовать в чуждых целях. Из пионеров PR и маркетинга XIX века назовем консерватора Дизраэли, прославившегося перехватом противоположных лозунгов политических противников перед самыми выборами, и тем самым обеспечившего свою победу, и либерала Ллойд Джорджа, в предвыборных речах блестяще озвучивавшего устремления масс. Как наука и профессиональная сфера деятельности PR и маркетинг окончательно оформились столетие спустя, когда в их распоряжении оказалась вся область современных гуманитарных знаний.

3. РОЖДЕНИЕ КОРПОРАЦИИ

Прошло несколько десятилетий, прежде чем нравственные побуждения лучшей части английского народа совпали с интересами торгового капитала Англии и США, вынужденного прекратить торговлю Индийским опиумом. К концу века более дешевый наркотик ввозился в Китай из Турции, Ирана, Южной и Юго-Восточной Азии. Вместо ожидаемого увеличения прибылей, легализация опиума дала бурный рост местного культивирования, по количеству даже превышающего импорт. В Китае произошел «невообразимый прогресс опиокурения»5. Более дорогой индийский товар проигрывал борьбу за средства китайского покупателя. Даже скандальная подтасовка фактов в пользу торговли, осуществленная коррумпированной Королевской комиссией (1891), не могла надолго остановить начавшиеся процессы. Зачем было везти товар из Индии, когда прибыльным делом становилась его культивация в Китае?

Начало века в Китае ознаменовалось полной финансовой зависимостью манчжурского двора от иностранных банков, новым захватом территорий западными державами и расправой интервентов с восстанием ихэтуаней6. В это время в самой Англии всеобщий экономический кризис подгонял армию британских нищих к двенадцатимиллионной черте. И в Китае, и в Англии назревали крупные события. Необходимо было принимать срочные меры для предотвращения революционных выступлений.

В августе 1905 года Пекин спешно отправил за границу комиссию чиновников для «изучения образцов» западных конституций. Надо полагать, консультации прошли согласованно, так как в 1906 году новое правительство либералов в Лондоне и псевдореформаторы в Пекине одновременно выдвинули лозунги борьбы с опиумом, популярные среди народа. Энергия антиопиумного движения использовалась властями как таран для проталкивания собственных интересов. Именно этим объясняется внезапность победы, парламентский перевес и вхождение в правительство на десятилетие замершего было антиопиумного движения. Благие намерения с энтузиазмом были поддержаны общественным мнением обеих стран.

Китайский имперский декрет от 20 сентября 1906 г. бойко объявил об искоренении опиума в десятилетний срок. Закрывались опиумные притоны и магазины с принадлежностями для курения, отзывались иностранные концессии на действующие в Шанхае 1600 курилен; среди прочих курильщиков особенно строгому лечению должны были подвергнуться дворяне и должностные лица. Ежегодно на десятую часть планировалось уменьшить экспорт Британского опиума, на девятую — культивирование мака в Китае. Подавление культивирования проводилось наспех, при помощи военной силы, и также небрежно, буквально с закрытыми глазами, было освидетельствовано британской инспекцией.

Последствия международной договоренности о постепенном прекращении торговли и беспрецедентных мер, принятых китайским правительством, выглядели совершенно парадоксально. По окончании намеченного срока разразился безобразный скандал, уличивший псевдореформаторов в крупномасштабной спекуляции наркотиком. Над плодами десятилетних усилий китайского общества повис гигантский вопросительный знак. В конце концов, для смягчения народного гнева, правительство выдало 100 ящиков опиума в целях показательного уничтожения зла в присутствии представителей знати и гражданских организаций.

Торжественное сжигание «последнего ящика» в Шанхае произошло 25 января 1919 г. и имело чисто символическое значение. «Последние 15 лет были свидетелями переучреждения Китайской опиумной промышленности в обширном масштабе. Местное культивирование вместе с тем фактом, что Китай становился одним из лучших всемирных рынков с высокой насыщенностью наркотиками, создавали сеть гораздо более запутанную, чем являлась старая индийская торговля,» — в 1934 году констатировала «Британская опиумная политика...»

Английский автор приписывает случившееся неимоверной дремучести китайского феодализма и наивному идеализму английских джентльменов из парламента, поверивших, что Китаю достаточно будет десятилетия, чтобы справится с последствиями столетней опиумной экспансии. Китайский историк клеймит империалистов, кровопийствовавших при помощи местных компрадоров вплоть до революции 1949 года. Косвенные факты и законы экономики указывают на завершение подспудных процессов формирования чудовищной монополии.

Такова предыстория Корпорации D.

4. ИНСТРУМЕНТЫ ВЛАСТИ

Вторая мировая война ускорила деколонизацию. Западные страны оставляли свои империи, сохраняя незримое экономическое присутствие, благодаря инструментам власти, отшлифованным столетиями:

а) у власти оставалась местная элита — правящее меньшинство, имевшее «западное мировоззрение и идеалы, имплантированные в души и умы... при помощи воспитания и образования»7;

б) правительство опутывалось иностранными займами, которые не в состоянии было погасить;

в) масштабы совместного предпринимательства увеличивались вместе с долей иностранных партнеров;

г) на привилегированные должности в этих предприятиях приглашались родственники влиятельных людей;

д) метрополия тайно поддерживала этнические, религиозные и территориальные конфликты, способствующие раздробленности страны8. Таким образом, спустя десятилетие после обретения Индией независимости английские частные инвестиции даже возросли по сравнению с временами имперского господства. Однако в Китае Великобритания и США утратили влияние, получив удар в виде коммунистического режима. 24 февраля 1950 г. Чжоу Энь-Лай подписал указ о строжайшем запрете производства и курения опиума. Продавцы лишались гигантского рынка сбыта в самой населенной стране мира. Идеальный товар остро нуждался в новом place (месте продаж) и покупателях. Как всегда в истории, необыкновенно вовремя явилось открытие маркетинга, который вскоре был присоединен к основным инструментам управления.

Интенсивное развитие социологии и психологии в США с 20-х годов нашего века было связано с их укоренением в почве коммерции и политики. XX век, с его массовым производством и затоваренностью вынуждал искать новые способы торговли. Невозможность всучить ненужный товар поворачивала бизнес к изучению потребностей покупателя и производству товаров, им отвечающих. В свою очередь, такой лежалый товар как политика, финансируемая корпорациями, также нуждался в поддержке (покупке) избирателей.

В 20—40-е годы Чикагская школа политической науки впервые начала проводить исследования воздействий на исход голосования направленной агитации (Госнелл), а также массовых коммуникативных и эмоционально-мыслительных процессов в комплексе (Лассуэл). Практика политических уверток, демагогии и лжи9, на протяжении столетий выработанная западной демократией, наконец, обрела свою научную теорию. Шесть книг Гарольда Лассуэла, опубликованные с 1927 по 1939 гг.10, положили начало «новому типу научной литературы о средствах массовой информации, пропаганде и связях с общественностью», стали основой для создания политического маркетинга.

(Продолжение следует)

Александр Васильевич:
(Продолжение)

В военные годы общественные науки приобрели еще более прикладной характер. Война собрала мощные силы европейской научной эмиграции в США, предоставив карт-бланш американской науке. По заказам военных ведомств проводили исследования такие известные ученые, как Пол Лазарсфелд, Маргарет Мид, Гарольд Лассуэлл, Герберт Маркузе, Курт Левин и др. Круг исследуемых ими вопросов был чрезвычайно широк и касался направленности пропаганды противников, социализации детей, структуры семьи, культурной уязвимости и многого другого. Опыт междисциплинарного синтеза и эмпирических исследований как нельзя кстати пришелся после войны. Приемы и методы, использованные против внешних врагов, пригодились для решения внутренних проблем. Маркетинговые исследования приобрели чрезвычайную популярность.

К концу 40-х годов были совершены все важнейшие открытия, повлекшие утверждение маркетинга в качестве одного из современных инструментов управления обществом. «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными... так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами», — говорилось в классическом учебнике Котлера. Что касается коммерческой линии маркетинга, то скорость интеграции западной научно-практической мысли достойна восхищения. Уже в 70-е годы анализ рынка превратился в самостоятельную отрасль английской экономики. Специалистов, занятых маркетинговыми исследованиями здесь было больше, чем в любой другой Европейской стране. Лидировали две компании с годовым оборотом около 2,5 миллионов ф. с. — филиал американской «А. С. Нильсен» и английская АГБ. Отметим, что исследования первых молодежных субкультур в Англии были проведены одним из институтов по изучению спроса.

Присоединение к научному арсеналу маркетинга необихевиоризма (моделирования поведения по Скиннеру) произвело окончательный переворот в способах осуществления власти. Мифология Свободы и Плюрализма охотно востребовалась массами. Правда, новоявленная Свобода прихрамывала и была заметно ограничена в передвижении. Вслед за мантией привычно волочилось тяжелое, намертво приросшее с колониальных времен, каторжное ядро.

Отныне, управление в бывшей метрополии и бывшей колонии стало осуществляться с неслыханно расчетливой жестокостью, и безжалостностью отработанного механизма.
 
5. РЕФЛЕКСЫ

Одним из провозвестников поведенческой революции стал знаменитый американский психолог Беррес Фредерик Скиннер.

В 1948 году студенты зачитывались его романом «Уолден-2», описывающим утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Скиннер предлагал «создание социальных форм общностей людей», основанных на идеях оперантного бихевиоризма. Все члены такого рода социальных общностей должны быть полностью интегрированы в «систему позитивного подкрепления через поведение», вследствие чего отпадает необходимость в каких-либо репрессивных институтах. Перед маркетингом открылись безграничные возможности манипулирования переменными окружающей среды, позволяющие направлять поведенческие реакции в нужное русло.

По случайному совпадению Б. Ф. Скиннер родился в 1904 году в год присуждения Нобелевской премии физиологу И. П. Павлову. Необихевиоризм Скиннера построен на открытых Павловым условных и безусловных рефлексах. Опишем хрестоматийный опыт, дающий представление об основных положениях необихевиоризма.

В ящике только рычаг и миска. Полуголодная крыса, случайно задев рычажок, получает шарик пищи. Голод заставляет ее нажимать рычаг все чаще и чаще. Крыса научилась нажимать рычажок (оперантное научение) благодаря первичному (безусловному) подкреплению (пища). Безусловное подкрепление — любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Для людей это пища, вода, физический комфорт, секс.

Если перед подачей шарика пищи ввести звуковой сигнал животное научится реагировать только при его наличии. Условное подкрепление происходит посредством тесной ассоциации с Безусловным подкреплением. Для людей таким подкреплением являются деньги, внимание, привязанности, хорошие оценки и т. д. Классический пример Условного подкрепления — привлекательная манекенщица, демонстрирующая автомобиль. Секс (безусловный стимул) наделяет предмет своей притягательностью и обращает его в условный стимул. Скиннер поставил огромное количество экспериментов, подтвердивших его теорию. Несколько забегая вперед, скажем, что самый масштабный из них, под названием «Сексуальная революция» в рамках революции поведенческой был проведен Корпорацией D.

6. ФАТУМ

Могла ли Британия, в силу своего географического положения обреченная на колонизацию, избегнуть роли истребительницы чуждых рас? Могла ли ее элита, прямо или косвенно участвующая в грабежах, подавлениях и умерщвлениях, не приобрести определенный психологический характер, без обиняков выраженный в философии Гоббса11? Могло ли само население Англии оказаться свободным от воздействий и приемов закабаления, успешно опробованных на туземцах?

Главные свойства товара, открытые Ост-Индской компанией, не были оставлены без внимания людьми дальновидными. Опиум не только приносил огромную прибыль, но и усмирял, делал довольными и безопасными толпы расплодившихся нищих. Как и любой колониальный продукт, завезенный в метрополию, он обнаружил массу поклонников. Английский писатель Томас де Квинси в 1821 году описывал в их числе даже людей высокопоставленных и талантливых: философа, декана колледжа, лорда, помощника министра... «И если одна часть общества, еще сравнительно ограниченная, доставляет нам столько примеров подобного пристрастия (попавших в поле зрения одного единственного наблюдателя), — говорит Квинси, — то очевиден вывод, что взятое целиком население Англии даст нам число употребляющих опиум в той же пропорции» (21; 8 ). Манчестерские промышленники, например, рассказывали, как сокращение заработка вело к тому, что будучи не в состоянии позволить себе спирт или эль, масса рабочих переходила на опиум, что быстро становилось привычкой.

Тесное соприкосновение Европейской цивилизации с наркотическими средствами на протяжении более ста пятидесяти лет сделало их частью европейской культуры. Если в начале века доктор Фрейд рекомендовал кокаин пациентам исключительно в силу своего исторически обусловленного медицинского невежества, то освоение наукой синтеза наркотиков подтолкнуло власть к сознательному развитию новых социальных процессов.

В 1932 году Олдос Хаксли заглянул в будущее и с сарказмом воскликнул: «О дивный новый мир!» В его антиутопии синтетический наркотик сома заполонил повседневную жизнь. Характерно, что потребление наркотического средства было санкционировано государством и носило обязательный характер для низших классов. Новый мир Хаксли основывался на законах бихевиоризма, тотальной пропаганде, сексуальной свободе с самого нежного возраста, запрете деторождения, и генетически заданном разделении на касты. Собственно, сама окружающая писателя современность вполне могла дать пищу для определенных умозаключений. Ко времени написания повести уже существовал бихевиоризм Э. Торндайка и Дж. Б. Уотсона, небывало распространившийся фрейдизм приобретал качества все более агрессивные, пропаганда становилась на прочный научный фундамент, а наркотики стали так же привычны, как алкоголь или табак. К началу 50-х годов эти предвидения начали сбываться с ужасающей точностью.

Неограниченность человеческого гения и ограниченность материальных ресурсов, всеобъемлющий гуманизм и тотальное истребление; в жерле второй мировой войны этот противоречивый сплав западной цивилизации приобретал новые формы и свойства. Хорошо известны основные академические центры, подготовившие ученых для осуществления «поведенческой революции»12, но конкретные сведения о ее содержании и целях практически отсутствуют.

Факты, открывшиеся нам в предыдущей главе, демонстрируют ее прямые последствия: послевоенный взрыв коммуникаций, крах гуманизма и традиционных политических западных идеологий, наркотики, прочно утвердившиеся в практике новых поколений, и расчетливое безумие сексуальной революции.

Сегодня, когда все информационные посылки поведенческой революции бушуют в отечественных средствах массовой информации, самое время обратиться к событиям 50-летней давности, с тем чтобы ответить на важный вопрос: чем, в действительности, была вызвана Западная сексуальная революция?

--------------------------------------------------------------------------------

1 Для сравнения: в конце XVIII века ввоз опиума составлял 200 ящиков (по 60 кг.) в год.

2 Одновременно с большой потерей веса, потребитель опиума постепенно утрачивает умственные способности. Французы назвали последнюю стадию опиумной наркомании «скелет-идиот».

3 Плата за опиум поглощала все серебро, за другие товары китайцам уже нечем было расплачиваться. «Какую отрасль торговли следует ликвидировать — торговлю опиумом или экспортную торговлю американскими и английскими товарами?» — задавал вопрос крупный американский купец в статье, помещенной в «Merchant’s magazine» в январе 1850 года (К. Маркс, т. 15, с. 565).

4 Серия гравюр «Выборы» Уильяма Хогарта, в середине 50-х годов ХVIII века задешево продававшаяся в любой книжной лавке, в точности воспроизводила истинную картину выборов в британский парламент. За гравюрой, изображавшей повальное пьянство предвыборного банкета, следовала картинка подкупа фермера, фарс голосования и ликование «достойнейшего» депутата.

5 Характеристика академика В. П. Васильева (Открытие Китая. СПб., 1900, с. 163).

6 Ихэцюань — «Кулак во имя справедливости и согласия». Позже, Ихэтуань — «Отряды справедливости и согласия». Иностранцы назвали восстание боксерским.

7 А. Дж. Тойнби, «Цивилизация перед лицом истории», (60; 173).

8 Свобода, дарованная Великобританией Индии, сопровождалась положением о «свободе выбора» княжествами, что фактически означало поощрение сепаратизма. (К тому времени в Индии насчитывалось 600 княжеств, которые занимали 45,3% общей площади и имели население в 99 млн. человек). Дж. Неру в июне 1947 г. заявил о том, что конгресс не допустит отделения княжеств от Индии, а в дальнейшем «признание такой независимости какой-либо иностранной державой будет расценено как недружественный акт».

9 Г. Алмонд (56; 65) пишет о широкомасштабной коррупции и подкупе политиков представителями корпорации во второй половине ХIХ и на протяжении первых десятилетий ХХ в. Однако, как мы уже отмечали, это происходило и раньше.

10 Названия трудов Лассуэла говорят сами за себя: «Технология пропаганды в мировой войне» (1927), «Психопатология и политика» (1930), «Мировая политика и личная незащищенность», «Пропаганда и продвижение» (1935), «Политика: кто что, когда и как получает» (1936), «Мировая революционная пропаганда: чикагское исследование» (1939).

11 Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку волк.

12 По Г. Алмонду — это Мичиганский университет с Институтом социальных исследований, Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, Национальный исследовательский центр по изучению общественного мнения при Чикагском университете (52; 72).

http://www.narkotiki.ru/research_5386.html

Александр Васильевич:
КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ. ЧАСТЬ III

СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

“То был внезапно обретенный мною секрет
счастья, о коем спорили философы множество
веков; счастье теперь покупалось за пенни…”
”Исповедь англичанина, любителя опиума”.
Томас Квинси

1. МЕТАМОРФОЗЫ

То, что во II-м веке н.э. Светоний клеймил как разврат [1], а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял аномией [2], в ХХ-м - получило наименование «Сексуальная революция». Так назвал свой труд ассистент д-ра Фрейда - В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.

В декабре 1917 года Ленин подписывает декреты, уравнивающие права женщины и мужчины. Одновременно прекращается преследование гомосексуализма. Женщины получают полную экономическую свободу и самостоятельность, легализован аборт [3]. “Положение женщины сейчас таково, что оно, с точки зрения даже самых развитых стран, может быть названо идеальным”, - пишет Ленин. За этими переменами пристально следят на Западе. Придя к власти в России, бывшая революционная эмиграция воплощает в жизнь новейшие социальные идеи, почерпнутые в Европе.

В 1926 году д-р Фрейд, в частном разговоре, выражает надежду на удачный исход революционного “эксперимента” в России.

Здесь мы вынуждены остановиться на этой, ключевой для понимания предмета, фигуре. Большинство современных психологов не считают фрейдовские концепции достаточно доказательными, но как объяснить столь длительное культурное присутствие?

Причину невероятной популярности фрейдизма, снискавшего массы сторонников и «заинтересованных», называет современник Фрейда, русский философ М. Бахтин. Психоанализ не просто скоропреходящая мода, а нечто более устойчивое, выражение «существенных сторон европейской буржуазной действительности», - говорит он. Для большинства поклонников психоанализа Фрейд был первым и последним психиатром, которого они прочли, а журнал о психоанализе - первым и единственным, который они раскрыли,- замечает Бахтин. Притягательность фрейдизма в его основном идеологическом мотиве, появляющемся в эпохи кризисов и упадка, в которые происходит смена творящих историю социальных групп и классов: «Судьба человека, все содержание его жизни и творчества – следовательно: содержание его искусства, если он художник, его научных теорий, если он ученый, его политических программ и действий, если он политик - всецело определяется судьбами его полового влечения, и только ими одними» (5; 15).

Итак: секс как содержание жизни, вот в чем притягательность этого учения. СОДЕРЖАНИЕ ФРЕЙДИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗУСЛОВНЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ СТИМУЛОМ.

Возникновением психоанализа человечество обязано драматической любви и бедности малоизвестного ученого-стажера. Мать невесты поставила условием брака обеспечение благосостояния будущей семьи. При полном сексуальном воздержании помолвка длилась четыре года. «…Я расскажу тебе, как тосковал и страдал без тебя. Страдал так сильно, что даже не могу окончательно поверить, что ты будешь рядом со мной всегда», - писал Фрейд возлюбленной (64; 68).

Подавление любого базового инстинкта ощущается человеком как мучительное физическое страдание. Именно эта изнурительная борьба, в конечном итоге подтолкнула ученого к открытию либидо и сублимации. В продолжение всей жизни Фрейд остался сосредоточенным на сексуальной подоплеке явлений. Так, человек, переживший сильный голод, всегда держит избыточный запас продовольствия.

«Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения» - указывает П. Сорокин. Вот разгадка навязчивого «идеологического мотива», предваряющего революционные перемены! Какие же невыполнимые материальные требования предъявляет западноевропейская культура конца XIX века представителю среднего класса, намеревающемуся вступить в брак? Вот что засвидетельствовано Фрейдом:

«О, моя дорогая Мартхен, мы так бедны. Но это – не причина отступать от добрых традиций: мы ложны сообщить всем родственникам и знакомым, что любим друг друга и хотим жить вместе. Но тогда нас спросят: «А что у вас за душой, какой капитал?» – «Ничего, кроме того, что верно любим друг друга». - «И больше ничего?»

Что же нам нужно практически? Две или три комнатки, где можно жить, есть, встречать гостей. Печь, в которой всегда пылал бы огонь для приготовления пищи.

А каким должно быть внутреннее убранство жилья? Столы и стулья, кровати, зеркало, напоминающее нам, счастливым, о стремительном беге времени, кресло для приятных размышлений, ковер помогающий хозяйке содержать пол в чистоте. Белье, изящно перевязанное лентой и уложенное в ящики шкафа; твое платьице нового фасона и шляпы с искусственными цветами, картина на стене, посуда для каждодневного обихода и застолья…

Все это – маленький мир счастья, мир благородной человечности. И это так необходимо каждому». (Фрейд, «Письма к невесте», с. 58).

К 30-м годам нашего века, психоанализ как явление порожденное подавлением базового инстинкта, (невозможностью осуществления половой жизни в соответствии с материально-культурными требованиями данной цивилизации), становится «характерной, неизгладимой чертой Западной Европы» (5; 15). Итак, экономическая ситуация в странах Запада в конце первой трети ХХ века, не позволяет представителю среднего класса иметь элементарный набор материальных благ, необходимых для создания семьи.

Что касается России, то революция 1917 года, снизив сексуальную напряженность в обществе, и ослабив длительное время складывавшиеся культурные запреты, также не решила всех проблем. Новые экономические условия потребовали выработки новейших социальных норм.

2. 1917 (ПРАКТИКА)

Декреты Советского правительства лишили мужчину права на руководство семьей, декларировали материальное и сексуальное самоопределение женщины, объявили ее право на свободный выбор имени, места жительства, гражданства.

В сфере половой любви Советской сексуальной революцией была провозглашена “идеальная связь свободных людей, любящих друг друга в условиях независимости”. Революционное прекраснодушие никак не подкреплялось экономически.

Гомосексуализм, свобода абортов, молодежные коммуны и коллективное воспитание детей на фоне голода и гражданской войны произвели небывалый социальный хаос, разрушение семьи, массовую беспризорность. “...Надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие “свободной любви”. В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек... Если война нам дала массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами”. Партработник М. [4]

Из кухонь и детских женщины ринулись к желанной свободе, однако, дети оказались брошенными, “общественная жизнь” часто заканчивалась беременностью, а материальное самоопределение требовало квалификации. При этом, законодательно мужчина практически освобождался от участия в воспитании детей (женщина самостоятельна экономически!) Замена роли матери и жены на роль работницы требовала дополнительных усилий и со стороны женщины, и со стороны общества.

К концу 20-х годов сексуальная революция в России заканчивается. Женщины активно приобретают профессии. Обязанности матери и хозяйки делегированы детским учреждениям, пожилым родственницам или прислуге. Часть женщин продолжает выполнять прежние социальные роли. Государство, возвращает родителям ответственность за воспитание детей. Экономические и нравственные интересы членов общества выстраивают новую социально-культурную структуру. “Эксперимент” неконтролируемо изменяет свое направление.

После длительного отсутствия, подхватив специфически западные дурные болезни - Наркоманию и СПИД, в начале 90-х Сексуальная революция возвращается в Россию, где принимается за истребление чересчур доверчивых граждан.

3. РАЗРУШИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ (ТЕОРИЯ)

В 1929 г. Россию посетил марксист, сторонник сексуальных реформ, ассистент д-ра Фрейда - Вильгельм Райх. С его точки зрения в России произошло досадное торможение Сексуальной революции. Причины - в отсутствии Теории, на которую можно было бы опереться. Труды по ее созданию тридцатидвухлетний Вильгельм Райх берет на себя.

Публикация “Сексуальной революции” вызвала оглушительные скандалы, не перестававшие преследовать автора всю жизнь. “В моих работах увидели такую же серьезную угрозу для либерализма и демократии, как для диктатуры пролетариата, чести социализма или чести немецкой женщины”, - писал Райх.

В кратком изложении Теория такова: После революции социальной, в России, точь-в-точь по Марксу, произошла революция сексуальная. Принудительная семья распалась. Однако и новая ее форма – молодежная коммуна [v] (экономический сексуальный коллектив) – оказалась неустойчивой. Психическая структура подданного и раба, созданная тысячелетним подавлением сексуальности, мешает полному осуществлению сексуальной революции.

Для достижения счастья человечеству необходимо:

Воспитывать положительное отношение к сексуальности с детства (как, например, в советском детском доме под руководством психоаналитика Веры Шмидт, где дети свободно занимаются мастурбацией под присмотром воспитателей).
Признать права детей, подростков на любовную сексуальную жизнь и выделить для этого специальные помещения.
В пример Европейской культуре Райх ставит Тробрианское примитивное общество, описанное этнологом Б. Малиновским.

Тробрианский рай не знает насилий, самоубийств [6], сексуальных неврозов и извращений. В нем нет места ревности, а люди живут здоровой любовной жизнью. Дети тробрианцев не ведают о сексуальной тайне и совершают половые манипуляции в соответствии с возрастом. Общество мудро заботится о помещениях для половой жизни детей и подростков. Таким образом, Райх ставит ВОПРОС О КУЛЬТУРЕ вообще. Это вопрос о репрессивной роли культуры, о неразрешимом, якобы, противоречии между природой и моралью. “До 1929 г. отношение психоанализа к культуре не обсуждалось. Психоаналитики не только не видели противоречия между своим учением и культурой, но, напротив, представляли Фрейдовскую теорию как содействующую культуре, а вовсе не как критическую по отношению к культуре”, - пишет Райх в “Функции оргазма”. Публикации его работ ставят под угрозу лояльность психоанализа.

Отношение к этому вопросу самого Фрейда проясняется в ходе дискуссии о культуре (1929). “Очень немногие знают, что Фрейдовская работа “Недовольство культурой” (1931) возникла в ходе упомянутой дискуссии... и была предназначена для того, чтобы дать отпор моей успешно развивавшейся работе и “опасности”, которую она порождала”, - Райх (56; 163). Действительно, в этой работе Фрейд мягко вразумляет своего ученика и весьма определенно отвечает на поставленные им вопросы: “...Что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защититься от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре...” Основная мысль работы создателя психоанализа не оставляет сомнений: “Человек обычно идет от “принципа удовольствия” к “принципу реальности” Ему надлежит отказаться от удовольствия и приспосабливаться”. [7]

Вильгельм Райх категорически не согласен с формулой Фрейда. Сбывается мрачный прогноз противников психоанализа о его угрозе для культуры. Еще более радикальный фрейдомарксизм оспаривает у фрейдовского учения право на “переворот в культуре”, путем изменения существующих в обществе условий воспитания.

Следствием настойчивых публикаций и пламенных выступлений Вильгельма Райха, одержимого маниакальным стремлением сексуально осчастливить человечество становится: 1933 г. – исключение из коммунистической партии Германии, 1934 г. – исключение из психоаналитического общества и диагноз шизофрения, который ставит ему один из коллег.

Райха запрещают коммунисты, фашисты, полицейские власти, социалисты и буржуазные либералы. Его осуждают или изгоняют из Австрии, Германии, Дании, Швеции - отовсюду, где он пребывает.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РЕШИТЕЛЬНО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ РАЗРУШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.

4. ЗАБЛУЖДЕНИЯ.

Между тем, социальное мышление Райха крайне простодушно. Так, он искренне считает, что все беды и хронические несчастья человечества происходят от нерегулярной половой жизни. При этом надо отдать должное знанию предмета и страстному сочувствию, с которым осуществляется “чисто врачебная защита биологических интересов” пациентов. Положения его теории легко опровергаются:

Райх считает сексуальный интерес важнейшим для человечества, однако потребность в половой жизни следует лишь за удовлетворением других базовых потребностей - голод, жажда, сон (Маслоу).
Культурный идеал Райха – примитивное общество, где половые потребности удовлетворяются сразу, по мере возникновения, благодаря отсутствию репрессивной патриархальной культуры, однако настоящая причина такой свободы - отсутствие в примитивном обществе знания о зачатии. Как только общество овладевает знанием об оплодотворении семенем, матриархату и свободной сексуальности приходит конец [8]. Экономика выходит на первый план. Появляется раздельное воспитание полов, запрет половой жизни до брака.
Более позднее начало половой жизни в европейской культуре связано не с подавлением сексуальности авторитарной психической структурой, как считает Райх, а со временем, необходимым для овладения более сложным уровнем культуры.
Предполагая, что немедленное удовлетворение сексуальных потребностей будет способствовать всеобщему счастью, Райх забывает о других физиологических потребностях.
Таким образом, причина подменяется следствием. Подавляющее экономическое господство правящих классов существует не потому, что авторитарная психическая структура характера подавляет сексуальность, а сексуальные потребности не могут быть полноценно удовлетворены потому, что их подавляет существующее экономическое господство.

В условиях избыточного потребления с одной стороны и подавления базовых потребностей с другой, секс приобретает свойства товара повседневного спроса для одних и предмета недоступной роскоши для других. “Постоянный идеологический мотив”, оборачивающийся сигналом-стимулом, признак явного неблагополучия общества. Целая Индустрия занята оживлением пресыщенной потенции верхних и дешевым удовлетворением сексуальных потребностей нижних классов. Фрейдизм, а за ним и теория Райха, лишь частные проекции общественных отношений.

5. ФЕНИКС

Личность Райха, возникшая в исторической перспективе Австро-Венгерской империи, являет парадоксальное стремление к гармонии через ее разрушение. Авторитарная структура семьи становиться ненавистной после самоубийства матери, вызванного изнуряющим бытовым угнетением в духе Кафки. Личное участие в Первой Мировой Войне окончательно подрывает все табу и путает нравственные понятия. Кажется, что теперь свобода и счастье могут быть достигнуты лишь тотальным разрушением этой «иррациональной реальности, устраивающей... оргии уничтожения» (56; 162).

В 1939 году, упорствующий в своем мессианстве теоретик и автор «Сексуальной революции» достигает берегов Америки, где наконец-то находит понимание и поддержку. «Сегодня, в марте 1949 г., мы в Соединенных Штатах Америки оказались в самом центре трудной борьбы за признание БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», - с воодушевлением пишет Райх. Адъюнкт-профессор медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, в 1950 г. он основывает Институт Оргона, где занимается самостоятельными изысканиями.

В 1954 году все разлетается в прах. Конфискованы и сожжены публикации об исследовании оргона, запрещены большинство книг, журналов, теории и методы лечения. Сам Вильгельм Райх заключен в федеральную тюрьму по обвинению в неуважении к суду.

В 1957 году он умирает в тюрьме от сердечного приступа.

В том самом году, когда адъюнкт-профессор медицинской психологии Вильгельм Райх был отправлен в тюрьму, на кафедру Брандейского Университета взошел приглашенный професор философии Герберт Маркузе. И уже в 1955 г. на прилавках появился его труд “Эрос и цивилизация”, в точности воспроизводящий ключевые положения теории Райха. Вот, например:

Райх пишет о тысячелетнем подавлении сексуальности в интересах авторитарного общества, а Маркузе о подавлении сексуальных инстинктов в интересах “господства”.

Райх говорит об авторитарной психической структуре, не позволяющей обрести свободу, а Маркузе называет это явление “психическим термидором”.

Райх призывает к сексуальному раскрепощению, а Маркузе к “тотальной революции психической структуры”. Как видим, изменена лишь словесная форма, суть одинакова. Идеи “Сексуальной революции” воскресают как сказочный Феникс.

(Продолжение следует)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница