Как болгарские «братушки» и прочие предавали и предают нас...
Александр Васильевич:
Чем болгары обязаны Российской империи?
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://dzen.ru/video/watch/61969faae8731f715566a147?clid=1400&rid=3126738634.60.1717340559814.95535
Александр Васильевич:
«Продавить раскол!» Что стоит за изгнанием русских священников из Болгарии?
Это программа, где мы разбираем старые и новые фейки о Церкви. Всё то, что обратило на себя внимание за последние недели или последние столетия. У нас мало времени и всего одна тема. Приступим.
12 сентября власти Северной Македонии запретили въезд в страну священнику Русской Православной Церкви архимандриту Вассиану (Змееву). Как говорилось в сообщении «такое решение было принято после сигнала от неких компетентных органов».
21 сентября власти соседней Болгарии также ссылаясь на сигналы компетентных органов приняли решение выдворить архимандрита Вассиана и других представителей Русской Церкви из страны, заявив, что они «представляют угрозу национальной безопасности».
Смотрите, какая интересная картина вырисовывается. Ведь кто такой архимандрит Вассиан? Это по сути представитель Московского Патриарха при патриархе Болгарском, то есть, человек, который имел возможность доводить до славянских Церквей официальную позицию Русской Православной Церкви по всем текущим вопросам. Такие же представители целого ряда братских церквей есть и в Москве. А для чего в целом нужна эта система представителей? А для того, чтобы методом дипломатии решать сложные межцерковные вопросы, через диалог, через возможность быть услышанным служить гарантом неоднобокой оценки. То есть, по большому счету, это ничто иное, как важнейшее условие существования самой свободы выбора для Церквей. Потому что свобода – это возможность слышать мир двумя ушами, а не одним оттопыренным в чью-либо сторону. И вот на глазах всего мира, некие «компетентные органы» увидели в этой возможности угрозу. Западные спецслужбы испугались русских священников… Не каких-то там таинственных диверсантов, не засекреченных агентов, а тех, кто всегда на виду, передвижения и действия кого всегда открыты, тех, кого даже не надо втихаря прослушивать или снимать скрытой камерой, так как их голос и позиция – всегда звучали громко и четко.
Выходит, что причина выдворения священников – это попросту страх, и ничего кроме страха! Страх, что иная точка зрения, иная позиция, альтернативное мнение – окажутся настолько убедительными и сильными, что спутают кому-то игру. А о какой игре в данном случае может идти речь? Ну, очевидно, что духовенство русской церкви не принимает никакого участия в шпионских играх геополитического масштаба, а иначе бы так называемые «компетентные органы» раздули бы из этого грандиозный скандал и выложили бы компрометирующие доказательства. В нашем же случае почтенной публике кроме общих фраз о «национальной безопасности» ничего толком и не предоставили. Так что очевидно, речь идет не об участие в тайных государственных союзах, не о столкновении мировых элит. Речь идет о межцерковных отношениях.
А какая сегодня главная тема в межцерковных отношениях? Ну естественно, повестка, которая затрагивает сегодня весь православный мир – это интрига Константинопольского Патриарха Варфоломея, которую он проворачивает на Украине. Перед ним поставлена одна единственная задача – сделать все возможное, чтобы разорвать духовные связи между русским и украинским народами, а перед Церквями стоит выбор – принять участие в этой корриде или отвергнуть ее как извращенное изуверство … Этим двум целям подчинена вся игра. Вся эта бесконечная эквилибристика канонами, пересмотр церковной истории, выведение новых экклезиологических мутаций, предательство тех, с кем еще вчера пил из одной чаши, признание тех, кого всегда почитал за «беззаконное сборище» - всё это ради очередного гвоздя в тело «неблагодарным северным братьям».
В конце концов, более глобально, задача ставится такая, чтобы весь православный мир, не больше – не меньше, принял и утвердил «хулу на Духа Святого». И это не преувеличение. Константинопольский патриарх Варфоломей заставляет все православные Церкви признать в качестве благодатной Христовой Церкви тех самых раскольников, кого эти же Православные Церкви, включая и самого Патриарха Варфоломея, на протяжении многих десятилетий единодушно признавали, как безблагодатное сборище политических интриганов и самосвятов. Представляете какого масштаба и какой наглости стоит задача? Фактически, это сотрясение самих основ церковной жизни, попрание благодатного характера Церкви, сокрушение фундаментальных принципов веры. А на практике, это приказ всем заткнуться, забыться, оглохнуть и ослепнуть, и повиноваться всему тому, что приказывает турецкоподанный из Стамбула по приказу антихристианских мировых элит. Такая циничная афера даже Остапу Бендеру не снилась.
Ну а как же может иерарх Церкви достичь подобной цели, какие у него могут быть средства для реализации такой весьма далекой от Евангелия и Православия миссии? Идти по линии прямого диалога? Давать возможность высказать всем сторонам конфликта? Позволить другим ознакомится с аргументами противоположной стороны? Это возможно лишь тогда, когда Правда и Истина на твоей стороне, когда тебе не страшно, когда тебе нечего скрывать, когда твоя точка зрения не требует насилия и манипуляций.
А тут, что мы видим? А видим мы то, что раскольников из ПЦУ поддержали только те иерархи, которые находится в рабской зависимости от Константинопольского патриарха. Большинство же Православных Церквей мира высказали либо осуждение действиям патриарха Варфоломея, либо свою озабоченность новым расколом.
А почему они остались верны Правде Божией, почему глобальная пропагандистская машина не сломали им еще хребет? Ответ очевиден. В том числе и потому, что существует межцерковный диалог, существует церковная дипломатия, существует живой контакт и обмен мнениями между братскими церквями, есть возможность напрямую услышать одну и вторую сторону, выбрав свою собственную. Скорее всего, силы, стоящие за патриархом Варфоломеем, в этой честной игре беспощадно проигрывают. И понимая это, они выбирают иные средства - тотально зачистить информационное поле своего врага, лишить его права не то что голоса, а даже писка, и продавливать свою точку зрения всеми силами на всех трибунах.
А причем же тут отец Вассина, спросите вы? А при том, что именно он еще в прошлом году активно посещал Северную Македонию и часто встречался с архиепископом Стефаном, с македонскими митрополитами Григорием и Петром. Он имел возможность живого диалога и с Синодом Болгарской Православной Церкви. Для всех них - он был возможностью альтернативной точки зрения, иного взгляда, свидетелем свободного определения церковного сообщества. И это была честная играю. Вы же понимаете, что наряду с отцом Вассианом, огромное количество эмиссаров доносило до этих Церквей и точку зрения патриарха Варфоломея. Так что, можно было сказать, диалог был равным и выбор был свободным. И это твыбор кому-то очень и очень не нравился. Потому что, если вы посмотрите список тех Церквей, которые не приняли Варфоломеевских раскольников и не пошли на сослужение с самосвятами из ПЦУ – вы там до сей поры не обнаружите ни болгарских ни северомакедонских иерархов. И с этим надо было что-то делать. И вот тут, подключились пресловутые спецслужбы, так называемые «компетентные органы», карательные структуры европейской бюрократической машины. Они по различным надуманным предлогам, не поясняя никому ни одного нюанса или детали своих обвинений, попросту снесли русских священников с поля большой и серьезной игры. Теперь на их доске стоят только черные...
В данном случае, я применяю образ «игры», не как пример чего-то ненастоящего, наигранного, а как образ честной интеллектуальной дуэли, богословской дискуссии, на которой веками строилась вся вселенская ортодоксия, деяния всех соборов. И именно такой открытой конкуренции испугались силы, нажавшие в случае с русскими священниками на кнопку «cancel». Однако тем самым, вся схема данной манипуляции оголила себя словно пузо толстяка, висящего в короткой майке на турнике. Не имея прямых рычагов влияния на целый ряд независимых славянских Церквей, тоталитарные элиты посчитали единственным возможным для себя шагом лишить славянских иерархов права на свободу, права на открытое общение. Они решили уничтожить всех, кто был гарантом честных правил межцерковного диалога. Вот почему архимандрит Вассиан объявлен «врагом государства». Ибо сила тоталитаризма - в насилии и безответной клевете, в страхе перед альтернативой и в подавлении любого голоса, кроме собственной пропаганды.
К чести Болгарской и Северомакедонской Церквей там все еще раздаются голоса иерархов, возмущённых данным решением светских властей. Однако, исполнители данной интриги прекрасно понимают силу действия еще одного принципа массовой манипуляции. И звучит он так - «при хорошо прижатых жилах полное безгласие твоего врага – это лишь вопрос времени».
Сбросят ли независимые славянские Церкви этот башмак, поставленный им на горло, смогут ли устоять перед грандиозным облучением новой пропагандой – покажет жизнь и их собственный духовный иммунитет.
Таков наш век, его ложь, его правда и наш век.
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://dzen.ru/video/watch/6526dc959bc67b648926f2ef
https://yandex.ru/video/preview/5097575775710498170
https://vk.com/@spastv-prodavit-raskol-chto-stoit-za-izgnaniem-russkih-svyaschennik
Александр Васильевич:
Архимандрит Вассиан рассказал, как его выдворили из Болгарии
Архимандрит Вассиан: клириков РПЦ выдворили из Болгарии грубо и безосновательно
Настоятель подворья РПЦ в Софии архимандрит Вассиан (Змеев). © Фото : Московская духовная академия
МОСКВА, 24 сен – РИА Новости. Болгарские власти действовали грубо и не смогли привести факты, подтверждающие обвинения в адрес клириков РПЦ, которых они попросили покинуть Болгарию, заявил настоятель подворья РПЦ в Софии архимандрит Вассиан, которого болгарские власти выдворили из страны, в эфире телеканала "Россия 24".
Настоятель подворья РПЦ в Софии архимандрит Вассиан (Змеев), секретарь подворья протоиерей Евгений Павельчук и сотрудник подворья (водитель, гражданин Белоруссии) 21 сентября были вызваны в иммиграционную службу Болгарии, где получили предписание в 24 часа покинуть страну, так как они якобы представляют угрозу национальной безопасности. Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала это вопиющим недружественным актом. Русская православная церковь выразила протест против выдворения своих клириков.
"Ничто не предвещало такого невероятного развития ситуации. Мы утром совершали литургию. После службы нам позвонили, пригласили в миграционную службу, нас там по сути арестовали. Когда мы спрашивали, какие факты, в чем нас обвиняют, нам отказывались что-либо сказать. По сути дела арест был без предъявления обвинений. Консул РФ (приехал – ред.), когда он потребовал назвать факты, они (болгарские правоохранители – ред.) на повышенных тонах стали говорить: "А почему мы обязаны вам говорить!?". Потом нам сказали: "Или мы вас помещаем в тюрьму, лагерь для беженцев, либо вы немедленно покидаете территорию Болгарии". Мы согласились уехать", - рассказал архимандрит Вассиан.
Потом, по его словам, болгарские власти приставили полицейского, который сопровождал группу во время поездки за личными вещами. "Ко мне на квартиру заходил полицейский, смотрел, как я собираю личные вещи в чемодан. Он забрал у меня паспорт и выдал его только на границе. …Мы попросили заехать в храм, я должен был забрать некоторые личные вещи, документы, дать распоряжения. Полиция побоялась повезти нас в храм, потому что собрались люди, журналисты, и мы ездили, пока не стемнеет. Только под покровом ночи нам разрешили по одному зайти в храм. …Сейчас храм не функционирует, я не мог никому поручить управление храма", - рассказал представитель РПЦ.
По его словам, приход РПЦ в Софии посещали русские, болгары, украинцы, "храм не вызывал никаких проблем", а у представителей РПЦ сложились хорошие отношения с Болгарской православной церковью. "Как я ни пытался узнать, почему меня выдворили – так и не сказали. Судя по публикациям в СМИ, которые пытались защищать действия властей, нам вменяли в вину то, что мы отстаиваем позицию Русской церкви по расколу на Украине, что мы объясняем, что архиереи (раскольнической – ред.) православной церкви Украины – не архиереи, а самозванцы, самосвяты, которые не имеют апостольской преемственности, а это очень опасно, так как мировое православие может превратиться в секту, где трудно будет определить, где добро, а где зло", - предположил настоятель подворья.
Он подчеркнул, что болгарские власти действовали "безосновательно, грубо, унизительно". "Никогда не мог подумать, что православная Болгария, которую русские воины освободили без малого 150 лет назад, так унизительно и оскорбительно выдворит русских священников, без предъявления какой-то существенной вины. Стоит отметить, что благодаря активной позиции Русской церкви тогда, 150 лет назад, и стал возможен освободительный поход (русской армии – ред.) на Балканы, чтобы освободить православных славян от османского ига", - подчеркнул представитель РПЦ.
По словам настоятеля, болгарские власти могли отказать гражданину другой страны в пребывании, но "важно, как они это сделали – нарочито, демонстративно, оскорбив, пытаясь создать конфликт, чтобы разорвать отношения". "Но связи Русской и Болгарской церкви – тысячелетние. Пытаются переписать историю, но народ это не принял. Была активная поддержка, сопереживания болгарских православных христиан и духовенства, возмущение по поводу действий властей", - подытожил архимандрит.
Ранее иерарх Болгарской православной церкви (БПЦ) митрополит Видинский Даниил выразил сожаление в связи с выдворением из страны архимандрита Вассиана.
https://ria.ru/20230924/bolgariya-1898370560.html
Александр Васильевич:
Раскол 1990-х годов в Болгарской Православной Церкви: Свобода совести и свечной заводик «Илияннцы»
Сегодня, в условиях кризиса межправославных отношений, вызванного неканоническими действиями Константинопольского патриархата, всё чаще раздаются голоса иерархов разных поместных Церквей о необходимости соборного, всеправославного обсуждения и решения проблем. Первой к этому призвала Русская Православная Церковь, затем по инициативе Иерусалимского Патриархата было проведено Амманское совещание. Раздавались голоса и архиереев Болгарской Православной Церкви.
Эта поместная Церковь по историческим меркам совсем недавно – в 1990-х годах – претерпела очень тяжёлый раскол, который угрожал, по украинскому сценарию, перерасти в многолетнее разделение христиан Болгарии. Однако благодаря стойкости болгарских иерархов и лично патриарха Максима, а также поддержке поместных Православных Церквей (прежде всего Русской) болгарский раскол был преодолён. Ключевое значение для этого имел всеправославный собор в Софии в 1998 году.
О том, как возник и был преодолён раскол в БПЦ, читайте в следующей далее статье Янины Алексеевой. Многие факты впервые доступны широкой русскоязычной аудитории. Следует в том числе обратить внимание на весьма неоднозначную роль, которую сыграл в болгарской истории патриарх Константинопольский Варфоломей.
Редакция сайта Православного исследовательского центра «Хризма»
* * *
Христофор Сыбев дает интервью через окно захваченного раскольниками здания.
Раскол в Болгарской Православной Церкви так же, как и на Украине, возник из перестроечной смуты, при столь же активном участии светских властей и с теми же целями – политическими (и геополитическими), экономическими, идеологическими, с целью ослабления влияния России на Балканах. Ошалевший от свободы (которую позже сам же иронично назовет «свободией») народ истово крушил все старое коммунистическое, и вместе с памятниками вождям и мавзолеем досталось, как «красной», более других пострадавшей в предыдущее лихолетье Болгарской Православной Церкви. Ночные, с огоньками свечей многочисленные митинги-молебны болгарского Гапона – депутата-иеромонаха Христофора (Сыбева), прозванного «Фори Светулката» (светлячок), для многих стали началом и символом «возрождения» страны. Спустя годы, зимой 1997-го на той же площади перед Патриаршим собором св. Александра Невского, во имя светлого евроатлантического будущего огромная толпа будет подскакивать, скандируя: «Кой не скача е червен! Кой не скача е червен!» (кто не скачет – тот «красный») Но уже без свечей и «светлячка», поскольку возведенный в 1992-ом болгарскими раскольниками во «епископство» и отлученный канонической БПЦ Фори Сыбев к тому времени получит политическое убежище в США (это при победившей-то в Болгарии демократии!) и создаст в штате Юта свою «Болгарскую православную церковь заграницей». Да, теперь уже точно – свою.
А в начале 90-х новая «церковь» (какой-нибудь демократический Софийский «патриархат») не создавалась. Тогда осуществлялась попытка захватить все и сразу – власть и имущество канонической Церкви. И не только провинциальные и сельские храмы, а Патриарший собор, Синодальную палату, резиденцию патриарха, столичные храмы, монастыри, духовные учебные заведения, синодальный свечной завод и т. д. С Патриаршим собором и митрополией, правда, не вышло, Софийскую духовную семинарию семинаристы вместе с родителями позднее у захватчиков отбили, но в здании Синода (соответственно, в канцелярии и архиве документов) раскольники хозяйничали два года.
Реституция - принятие в Болгарии законов о правах на собственность, изъятую после 1944 г., в том числе и церковную, - делала БПЦ особенно привлекательной «добычей». В наследстве БПЦ значились не только здания в стране и за рубежом, но и земля, участки с лесным массивом и виноградниками. Раскол БПЦ втянул в свою орбиту большое число клириков и мирян, преподавателей духовных школ, многие из которых искренне уверовавали в необходимость очищения, обновления и возрождения Церкви, «опороченной», «запятнанной», а то и «неканоничной». «Опороченность» и «неканоничность» раскольники видели в том, что выборы патриарха Максима в 1971 г. проходили «по благословению» коммунистической власти. Но выборы 1971 г. проходили на Патриаршеском выборном соборе по всем церковным правилам, избирательные протоколы были подписаны всеми тогдашними митрополитами БПЦ, в том числе и митрополитом Пименом – одним из главных действующих лиц раскола 90-х. Избрание патриарха Максима было признано всеми Поместными Православными Церквами. Что касается «благословения» коммунистической власти, то можно напомнить, что в период османского ига Болгарский Экзархат был учрежден в 1870 г. фирманом турецкого султана, а восстановление Болгарского Патриархата произошло при той же коммунистической власти в 1953 году.
Формально раскол в БПЦ начался 18 мая 1992 года, когда несколько болгарских архиереев во главе с Неврокопским митрополитом Пименом выступили с требованием отставки патриарха Максима и проведения новых выборов.19 мая Дирекция вероисповеданий при Совете министров Республики Болгарии издала распоряжение № 84, которым признавала легитимным Синодом БПЦ сторонников митрополита Пимена. А 25 мая того же года Дирекция издала постановление № 92, в котором неправомерно провозгласила нелегитимным действовавший на тот момент состав Священного Синода БПЦ, блокировав и его банковские счета. То есть канонического Патриарха Максима вместе со Св. Синодом новая светская власть, представленная Союзом демократических сил, попросту «уволила». В первый, но, как оказалось, не в последний раз. Церковь оказались в прямой зависимости от того, какая партия получит большинство депутатских мест в Народном собрании демократической Республики Болгарии. Такой «свистопляски» не было ни при социализме, ни при турках.
В октябре 1992 г. правительство СДС ушло в отставку, а новый руководитель Дирекции вероисповеданий отменил постановление № 92, признавая тем самым БПЦ в качестве юридического лица. Но судебная система продолжала работать на раскольников. В декабре 1994 г. на очередных парламентских выборах победила Болгарская социалистическая партия и ее партнеры по предвыборной коалиции. Новое правительство отказалось поддерживать раскольников, признало существование в Болгарии только одной Православной Церкви – БПЦ и предоставило Церкви самой решать свои внутренние проблемы, без внешнего вмешательства. Некоторых раскольников это подвигло к принесению покаяния и возвращению в лоно канонической Церкви. Других же – искать себе единомышленников за пределами Болгарии. Например, на Украине. Так изверженный из архиерейского сана Архиерейским собором БПЦ 1992 г. Пимен в июле 1996 г. посетил Киев, сослужил с «патриархом» Филаретом Денисенко, а вскоре и сам избрался «патриархом» своим «церковно-народным собором». И был отлучен каноничной БПЦ.
Зимой 1996-1997 гг. грянул упомянутый выше евроатлантический «майдан», вернувший власть в стране Союзу демократических сил и укрепивший положение раскольников. Новоизбранный президент Болгарии Петр Стоянов произносил присягу в присутствии «патриарха» Пимена. А Высший административный суд республики отменил государственную регистрацию канонического Св. Синода во главе с Патриархом Максимом – «уволил» во второй раз.
Афиша митингов "Фори-светлячка".
Необходимо, однако, отметить, что все Поместные Православные Церкви встали на сторону Патриарха Максима и канонической БПЦ и отказались от признания раскольнического синода. Подтверждением всеправославной поддержки БПЦ явился созванный в 1998 году в Софии Всеправославный Расширенный Надъюрисдикционный Собор, проходивший в Патриаршем соборе Св. Александра Невского с 30 сентября по 1 октября. В нем участвовали Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Среди них Патриархи: Константинопольский Варфоломей, Александрийский Петр VII, Антиохийский Игнатий VI, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Сербский Павел, Румынский Феоктист; Архиепископы: Кипрский Хризостом, Афинский Христодул и Албанский Анастасий, а также Митрополит Варшавский Савва и другие и представители автокефальных и автономных Православных Церквей. Патриарх Иерусалимский Диодор и Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей не смогли прибыть в Софию по состоянию здоровья, направив на Собор своих официальных представителей. Собор подтвердил легитимность Патриарха Болгарского Максима и дал возможность впавшим в раскол клирикам Болгарской Православной Церкви принести покаяние и вернуться в лоно каноничной Болгарской Церкви.
На соборе председательствовал Константинопольский Патриарх Варфоломей. «В начале заседания было небольшое смущение – вспоминает в интервью сайту Софийской митрополии митрополит Америки, Канады и Австралии Иосиф (БПЦ), - когда председатель собора публично сказал нашему Патриарху Максиму: «Ваше Святейшество, на вашем месте я подал бы в отставку!» Наш Патриарх ответил: «Хорошо, что вы не на моем месте, потому что я в отставку не подам. Мы пригласили вас и попросили, чтобы вы приехали и помогли Болгарской Церкви и Болгарскому Патриарху, а не чтобы нас увольнять!»
Болгарская газета «Труд» 1 октября 1998 г. сообщала, что по прибытии в Софию Патриарх Варфоломей встречался с президентом П. Стояновым и обсуждал с ним привилегии, которыми будет пользоваться Патриарх Максим, если оставит свой пост. О чем еще договаривались – неведомо, но 2 октября об отставке Патриарха Максима писали и другие болгарские газеты, она явно ожидалась. Как оказалось позже, это было условием раскольников для их покаяния и возвращения в лоно Церкви. Накануне собора состоялась встреча Патриарха Варфоломея и с раскольничьим митрополитом Калинником. Дважды резиденцию раскольников посетила делегация Собора во главе с Александрийским патриархом Петром и Афинским архиепископом Христодулом.
30 сентября явившиеся в Патриарший Александро-Невский собор представители раскольников заявили готовность к раскаянию от своего имени и от имени прочих клириков, пребывавших на тот момент вне Церкви. Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на заседаниях Собора, был способ приема в церковное единство епископов, священников и мирян, оказавшихся в расколе. Константинопольский Патриарх Варфоломей выступил за максимальное снисхождение к раскольникам. Он предложил принять в церковное общение в сущем сане всех клириков, рукоположенных как до ухода в раскол, так и во время пребывания в расколе. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел были категорически против признания епископских хиротоний, совершенных в расколе, и призывали к перерукоположению принимаемых в общение архиереев. Победила, однако, точка зрения Патриарха Варфоломея.
Всеправославный Собор 1998 г. в Софии: «Обсудил совершенное этим расколом с точки зрения догматов православной веры, предания святых и богоносных отцов и священных канонов. Оценил, что наличие расколов в лоне Святых Поместных Церквей представляет самый большой грех, который лишает пребывающих в расколе освящающей благодати Святого Духа и вызывает в совести наименьших наших братьев, которые веруют во имя Господа, большой и иногда трудноизлечимый, даже и вообще неизлечимый соблазн, и поэтому долг православных пастырей всяческими способами и с приложением полной икономии устранять расколы и восстанавливать единство во всякой Поместной Церкви».
Собор постановил принять всех раскаявшихся раскольников в церковное общение в сущем сане. Митрополит Калинник был оставлен правящим архиереем во Врачанской епархии, из которой была выделена Плевенская епархия для «замещавшего» его на время раскола на Врачанской кафедре митрополита каноничной БПЦ Игнатия. 92-х летнему «патриарху» Пимену собор определил титул «бывший Неврокопский митрополит». Остальные «архиереи» были приняты «в церковное общение по крайнему снисхождению для служения в епископской степени, в которую были противоканонично возведены». Всего – 14 епископов с усвоением им номинальных титулов древних Болгарских епископий. Также в каноническую БПЦ были приняты все пребывавшие в расколе пресвитеры и диаконы. Все совершенные ими антиканонические священнодействия были провозглашены «действующими, действительными и передающими благодать и освящение». Были также прощены монахи и миряне, выражающие согласие воссоединиться с Болгарской Православной Церковью. По возвращении в Москву Патриарх Алексий II сообщил Священному Синоду Русской Православной Церкви о работе Всеправославного Собора и о принятых там решениях. Синод высказал по этому поводу особое мнение: «иерархи и клирики, состоявшие в расколе с канонической Церковью, которые были извержены из церковного клира Архиерейским Собором Болгарской Православной Церкви от 22 июля 1992 г. и были отлучены от Церкви через анафематствование Архиерейским Собором Болгарской Православной Церкви от 23-26 июля 1996 г., — должны были бы войти в клир Церкви через совершение канонических рукоположений». Но особое мнение Русской Православной Церкви Константинопольский Патриархат не поддержал. По поводу возвращения раскольнических «епископов» без перерукоположения болгарский церковный публицист и богослов Георгий Тодоров писал («Медиапул»), что это допустили, как меньшее зло. «Болгарская Церковь находилась под прессом сильных мира сего, а Царьградский патриарх Варфоломей оказал давление на болгарский Синод с целью достижения быстрого и видимого результата собора, на котором он председательствовал. Этот компромисс был сделан в большой степени против воли болгарских владык и патриарха Максима, который не разделял все действия своего царьградского коллеги».
(Продолжение следует)
Александр Васильевич:
(Продолжение)
Последующие события показали, что в жизни БПЦ долгожданный мир так и не наступил. Далеко не все из принятых в лоно Церкви и узаконенных в сущем сане оценили проявленное к ним крайнее снисхождение. Они продолжали требовать отставки Патриарха Максима и созыва Церковно-народного собора. Патриарх Максим заявил, что не имеет намерения освобождать свой пост, а что касается собора, то он будет проведен, но позже и по решению Синода. Противоположная сторона с этим не согласилась и решила все устроить по-своему, а светская власть Союза демократических сил в очередной раз поддержала «начинание» морально, организационно и, что немаловажно, финансово.
9 ноября 1998 года в Софии, в столичном оперном театре открылся так называемый «Внеочередной церковно-народный собор». В нем участвовали 11 архиереев раскольнического «синода», 384 священника и 730 мирян. Печатный орган Болгарской социалистической партии газета «Дума» в статье «Заговор СДС против Болгарской Церкви» прокомментировала это так: «Перемена тактики: вместо «переворота сверху» - «переворот снизу», через так называемые советы по обновлению БПЦ, составленные из пименовских священников и активистов СДС». «Собор» был созван Временным соборным советом. Согласно действующему Уставу БПЦ собор может созвать только патриарх. Патриарх Максим этого собора не созывал, благословения на него не давал, присутствовать на этой опере не собирался, как и признавать постановления данного собрания. Вице-премьер Республики Болгария Веселин Методиев пообещал, что признает новый, принятый этим собором устав, даже если Патриарх Максим его не признает. Вице-премьера поддержал начальник Дирекции по вероисповеданиям Любомир Младенов и председатель Комиссии по правам человека Иван Сунгуларски. Преподаватель (позже – доцент) Богословского факультета Софийского университета Дилян Николчев сообщил прессе, что правительство Болгарии готовит новый закон о вероисповеданиях, который поддержит принятый «собором» новый устав для БПЦ. А газета «Монитор» утверждала, что у директора Дирекции по вероисповеданиям Младенова есть «эффективный план по окончательному разрушению БПЦ».
Акт об избрании Патриарха Максима в 1971 г.
Газета «Демокрация» в день открытия «собора» опубликовала интервью с председателем Временного инициативного совета деканом Богословского факультета Софийского университета, профессором Иваном Деневым. В интервью, озаглавленном «Кто-то должен остановить разложение Болгарской Православной Церкви», профессор отверг позицию по поводу нелегитимности собора и сказал, что при ожидаемом количестве участников он не видит причин, чтобы новый устав БПЦ не был бы зарегистрирован государством, и что митрополиты Патриарха Максима после этой регистрации наверняка присоединяться к принятым решениям. Заголовки других болгарских газет в эти дни были такими: газета «Новинар» - «Власть устроила церковный собор», газета «Пари» (деньги) –«Священники собрались на неканоничный собор в опере», газета «Монитор» - «10 ноября – новая попытка переворота в Церкви». Здесь необходимо отметить, что болгарские СМИ в 1998 г. имели больше свободы и гораздо больше совести, нежели сегодняшние.
«Собор» 9-10 ноября проголосовал за отставку Патриарха Максима, принял новый устав и постановил создать десять новых епархий. В том числе одну зарубежную – Восточноевропейскую с центром в Будапеште, объединяющую болгар из Бессарабии, Украины, Таврии и Баната. С целью контроля над бюджетом и реституцией имущества БПЦ были созданы (для своих доверенных лиц) Высший административный хозяйственный совет и пост верховного обвинителя с правом созывать этот совет и Верховный церковный суд. В отношении принятого устава и органов управления газета «Монитор» писала, что устав получился пресвитерианским, вводящим в управление Церковью светские лица. «По-моему, это хорошее начало для единения БПЦ. – прокомментировал принятие раскольниками нового церковного устава вице-премьер Методиев. - Не считаю, что государство вмешивалось в дела Церкви, потому что я еще год назад мог это решить одним росчерком пера. Церкви нужно понять, что она должна идти вперед, а чтобы идти, нужно откуда-то начать». Газета «Континент» утверждала, что «Собор положил начало обновлению БПЦ». Автор этой публикации Константин Сыбчев посчитал случившееся естественным следствием восьмилетнего упорства болгарского епископата, что якобы ярко демонстрирует его безнадежную отсталость. Из Дирекции по вероисповеданиям сообщили, что новый устав будет зарегистрирован в течение двух недель. Газета «Новинар» предупреждала о возможных последствиях такой регистрации: новый раскол, блокировка счетов каноничного Синода, тогда бюджет и реституцию имущества Церкви будет контролировать новый административно-хозяйственный совет раскольников, в котором нет представителей БПЦ. Болгария рисковала остаться без признанной в православном мире Церкви, а несоблюдение решений Всеправославного собора 1998 г. могло закончиться схизмой.
В апреле 1999 г. умер «альтернативный патриарх» Пимен. Его преемником раскольники объявили Иннокентия (зарегистрированного Софийской мэрией «митрополитом Софийским»), в качестве местоблюстителя, до избрания нового «патриарха». Октябрь 2000 г. ознаменовался очередным этапом «эффективного плана по разрушению БПЦ». Верховный административный суд Определением №6300 объявил регистрацию Св. Синода ничтожной и допустил регистрацию второй «церкви» под таким же наименованием. Документ пояснял: «Раз в Республике Болгарии есть граждане, которые не желают быть в церковном общении с Патриархом Максимом, они имеют суверенное право отделиться от религиозной общины, руководимой этим Патриархом, и создать самостоятельную церковь как религиозную общину со своим уставом и руководящими органами». «Оставим без комментария каноническую абсурдность этого решения – пишет газета «Сега» (Ясен Бориславов). Но для юристов оно комично и с правовой точки зрения. Коротко церковную политику болгарских властей с 1992 г. можно охарактеризовать как «государственно-административную шизофрению». Возможно пора болгарским властям сказать, является ли их антиправославная политика частью евроинтеграции, или она - результат самовоспроизводящейся глупости на различных государственных уровнях». Св. Синод ответил на очередное антицерковное действие власти обращением к народу и клиру: «БПЦ распята злонамеренными чиновниками, амбициозными раскольниками, послушными магистратами и недальновидными политиками». Но это обращение не попало в эмиссии новостей Национального телевидения, радио и Болгарского информационного агентства, а распространялось в качестве оплаченного сообщения в двух самых популярных газетах.
14 декабря 2000 г. тревожным колокольным звоном в Софии начался крестный ход против вмешательства государственных чиновников в дела Церкви, признания существования в стране двух православных синодов и двух православных Церквей, против незаконного изгнания митрополита Неврокопского Нафанаила и его священников из Введенского собора Благоевграда, незаконного присвоения имущества БПЦ. Студенты Богословского факультета и учащиеся духовных школ с хоругвями и иконами шли во главе этой процессии, насчитывающей около 2000 человек. За ними – высшее духовенство священники, дьяконы, миряне со всей Болгарии. Ради участия в крестном ходе прилетел из США митрополит Иосиф. Президенту и Совету министров республики от БПЦ была подана протестная декларация.
В 2001 г. появилась надежда на нормализацию отношений между Болгарской Православной Церковью и Болгарским государством. Премьер-министром Республики Болгария стал Симеон II Саксен-Кобург-Готский, последний царь Болгарии в (1943—1946 годах), коронованный 6-ти летним сын царя Бориса III - крестника русского Государя Николая II. Принесение присяги нового премьер-министра в Народном собрании проходило (по его личному желанию) в присутствии Патриарха Максима. В 2002 году новым главой Дирекции вероисповеданий стал декан Богословского факультета Софийского университета доцент Иван Желев Димитров. Дирекция признала законным Собор 1971 г., на котором был избран Патриарх Максим и регистрацию Святейшего. Был осуществлен ряд официальных и рабочих встреч в Св. Синоде и в личном кабинете премьера в Совете министров с предоставлением документов о жизни и проблемах БПЦ. Св. Синод рассмотрел на своем заседании и одобрил проект нового закона о вероисповедании, представленный депутатом от НДСВ (Национальное движение Симеон Второй) Бориславом Цековым – юристом, специалистом по конституционному и административному праву. Проект был внесен в парламент в первый рабочий день Народного собрания 5 июля 2001 г. А 26 апреля 2002 в НС поступили еще два проекта этого закона. Один внесли депутаты ДПС (Движения за права и свободы) Лютви Местан и Ахмед Хюсейн – краткий и соответствующий либеральным западноевропейским моделям. Другой был от депутатов НДСВ Кирилла Милчева и Рупена Крекоряна, председателя Армянского духовного совета в Болгарии. Важное положение, заложенное в основу законопроекта Б. Цекова было признание БПЦ ex lege- по закону, чтобы отпадала необходимость в ее регистрации. Это означало получение статуса, независимо от текущего положения БПЦ после решения Верховного административного суда о существовании в стране двух православных церквей. После первого чтения парламентом были приняты все три законопроекта в качестве основы для будущего общего проекта.
Недовольство проектом нового закона подвигло Посольство США в Болгарии и Американский институт принципов права созвать (как сообщали надежные источники, и оплатить) конференцию с представителями 31 зарегистрированных в Болгарии вероисповеданий. Конференция состоялась 4 -5 июня 2002 г. в Софии, в парк-отеле «Москва» (напротив Посольства Российской Федерации), на ней присутствовали: главный муфтий, главный раввин, лидер европейского баптистского альянса, главный секретарь пименовского раскольничьего «синода», начальник Дирекции по вероисповеданию доц. Иван Желев, второй политический секретарь Посольства США Алан Норман, шеф Американского института Майкл Сайденстрикер и др. Представителей БПЦ не было. Болгарские и зарубежные адвокаты критиковали все три внесенных в парламент РБ проекта о вероисповедании. Но больше всего досталось проекту Борислава Цекова, согласно которому православие признается в Болгарии официальной религией, что якобы противоречит Конституции и международному праву и ущемляет права других религий. (Для справки: Конституция Республики Болгарии гласит: «Традиционной религией в Республике Болгарии является восточноправославное вероисповедание»).
Патриарх Болгарский Максим (+2012).
11 декабря 2002 г. проект закона был принят во втором чтении парламентской Комиссией по правам человека и вероисповеданиям. Были одобрены предложения временной комиссии по возвращению имущества Болгарской Православной Церкви. Согласно предложениям, в законе о вероисповеданиях предусматривались гарантии против злоупотреблений с имуществом и наименованием религиозных институций отделившимися от них лицами. Это напрямую касалось раскольников. 14 декабря началось рассмотрение закона во втором чтении Народным собранием РБ и продолжилась борьба за Болгарскую Православную Церковь – в парламенте и за его стенами. Религиозные организации и НПО, представители «альтернативного синода» криками в адрес депутатов НДСВ и плакатами с надписями: «Убийцы!», «Свободу вере!» «Бог да хранит Болгарию» выражали свой протест против принятия нового закона и требовали равнопоставленности всех вероисповеданий. Депутату Цекову по телефону неоднократно угрожали залить его серной кислотой и поджечь, как живой факел. Депутаты ДПС и СДС выражали несогласие с некоторыми местами в законопроекте. Это касалось положения в государстве Болгарской Православной Церкви и заключительных распоряжений, косвенно относящихся к расколу – возможности лишить раскольников использовать название и имущество БПЦ. Депутаты СДС пообещали оспорить в Конституционном суде тексты Закона о вероисповеданиях, если Народное собрание проголосует за него. С декларацией против признания православия традиционной религией выступил Высший мусульманский совет. Депутаты ДПС стали оказывать давление, требуя признания наряду с православием традиционной религией Болгарии ислама. Уступкой им стала преамбула к закону, в которой «выражается уважение к христианству, исламу, иудаизму, веря в важность этого для поддержки взаимопонимания, терпимости и уважения в вопросах, связанных со свободой совести».
(Окончание следует)
Навигация