Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 21:35:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Варлам Шаламов: «Блатной мир должен быть уничтожен!»  (Прочитано 4844 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 08 Октября 2009, 07:22:21 »

Варлам Шаламов: «Блатной мир должен быть уничтожен!»
«Очеркам преступного мира» – 50 лет!

Говоря о Варламе Шаламове (1907-1982), чаще вспоминают о его «Колымских рассказах» и замечательных стихах, много реже об «Очерках преступного мира». Между тем эти «Очерки» занимают в русской литературе, в публицистике, исключительное место. Исключительность обусловлена прежде до этого небывалым методом вскрытия запредельной сущности блатного мира и выводом – постановкой задачи, радикальнейшей: уничтожить этот блатной мир.

В мемуарно-полемической статье А.Солженицына «С Варламом Шаламовым» об «Очерках» сказано с большой похвалой, но мельком: «Очень ценно было отдельное его “физиологическое” исследование о блатном мире».

«Подземный орден»

Сказав об исключительности метода, уточним. Это исследование предмета с соседних нар – в течение четырнадцати лет – на Урале и Колыме. Как итог, Шаламов первым указал на давнюю ошибку: « Художественная литература всегда изображала мир преступников сочувственно, подчас с подобострастием», при этом совершенно не понимая, что «уркаганы», «воры», «люди», «преступный мир», «блатари», «жулики» (это синонимы) не считают всех прочих людей за людей. «Блатные» – «подземный орден», Шаламов иногда добавляет эпитет «гнусный», речь как об особой касте. « Вор ведь, – пишет Шаламов, – не человек, который украл. Можно украсть и даже систематически воровать, но не быть блатным, то есть не принадлежать к этому подземному гнусному ордену <…> Для того чтобы быть "хорошим", настоящим вором, нужно вором родиться; только тем, кто с самых юных лет связан с ворами, и притом с "хорошими, известными ворами", кто прошёл полностью многолетнюю науку тюрьмы, кражи и блатного воспитания, достаётся решать важные вопросы блатной жизни <…> Там есть свои блюстители чистоты нравов. И особо важные воровские секреты, касаемые выработки общих законов этого мира (которые, как и жизнь, меняются), выработки языка воров, "блатной фени", – дело только блатарской верхушки, состоящей из потомственных воров, хотя бы там были только карманники. И даже к мнению мальчика-подростка (сына, брата какого-нибудь видного вора) блатной мир будет прислушиваться больше, чем к суждениям "порчаков" – пусть они будут хоть «Ильями Муромцами» в грабительском деле».

Потомственные блатари – «принцы жульнической крови», «голубая кровь» воровского мира. Все прочие, не входящие в воровской мир, – «фраера», добыча, «его "передачи", его "вещи" – боевой трофей блатных… Раздеть, ограбить фраера в тюрьме – первое и весёлое дело блатарей. Это делают щенки, резвящаяся молодежь... Те, что постарше, лежат в лучшем углу камеры, у окна, и присматривают за операцией, готовые в любую минуту вмешаться при упорстве фраера». Шпана развлекается на виду. Но «хулиганство – это слишком невинное, слишком целомудренное дело для вора. Вор развлекается по-другому. Убить кого-нибудь, распороть ему брюхо, выпустить кишки и кишками этими удавить другую жертву – вот это – по-воровски, и такие случаи были. Бригадиров в лагерях убивали немало, но перепилить шею живого человека поперечной двуручной пилой – на такую мрачную изобретательность мог быть способен только блатарский, не человеческий мозг. <…> Блатари могут приласкать собаку и тут же её разорвать живую на куски, у них моральных барьеров нет, а любознательность их велика, особенно в вопросе "выживет или не выживет?" Начав ещё в детстве с наблюдений над оборванными крыльями пойманной бабочки и птичкой с выколотыми глазами, блатарь, повзрослев, выкалывает глаза человеку из того же чистого интереса, что и в детстве». Или вот : «Блатари услыхали, что, если в вену человека ввести воздух, пузыри воздуха закупорят сосуд мозга, образуют "эмбол". И человек – умрёт. Было решено немедленно проверить справедливость интересных сообщений неизвестного медика… Блатари схватили ночью в изоляторе какого-то голодного фраера, связали его и при свете коптящего факела сделали жертве укол. Человек вскоре умер – словоохотливый фельдшер оказался прав». Или вот: «Капсюль вложили в ладони старика, связали обе его кисти друг с другом – протестовать он не посмел – и подожгли шнур. У старика были оторваны обе кисти…»

ВОРОВСКИЕ МИФЫ

Шаламов истребляет мифы «подземного ордена». Например, миф о «честном слове вора» (нарушить, обмануть начальника-фраера, ничего не стоит) или миф о культе матери. «На первый взгляд, чувство вора к матери, – пишет Шаламов, – как бы единственное человеческое, что сохранилось в его уродливых, искажённых чувствах. Блатарь – всегда якобы почтительный сын, всякие грубые разговоры о любой чужой матери пресекаются в блатном мире… Понимая, что во всей бурной и короткой жизни вора только мать останется с ним до конца, вор щадит её в своем цинизме. Но и это единственное якобы светлое чувство лживо, как все движения души блатаря. Прославление матери – камуфляж, восхваление её – средство обмана и лишь в лучшем случае более или менее яркое выражение тюремной сентиментальности. И в этом возвышенном, казалось бы, чувстве вор лжёт с начала и до конца, как в каждом своем суждении. Никто из воров никогда не послал своей матери ни копейки денег, даже по-своему не помог ей, пропивая, прогуливая украденные тысячи рублей». Вспомним, Василий Шукшин через четверть века после Шаламова в своёй «Калине красной» показал то же: вор по кличке Горе, Егор Прокудин, за 18 лет не послал своей матери не то что копейки, слова не послал.

Для многих утверждения Шаламова покажутся неожиданными, бытовые зарисовки 1930–40-х – чудовищными: «Блатари все – педерасты. Возле каждого видного блатаря вьются в лагере молодые люди с набухшими мутными глазами: "Зойки", "Маньки", "Верки" – которых блатарь подкармливает и с которыми он спит. В одном из лагерных отделений (где не было голодно) блатари приручили и развратили собаку-суку. Её прикармливали, ласкали, потом спали с ней, как с женщиной, открыто, на глазах всего барака… Был женский прииск, многолюдный, с тяжелой "каменной" работой, с голодом. Блатарю Любову удалось попасть туда на работу. "Эх, славно пожил зиму, – вспоминал блатарь. – Там, ясное дело, всё за хлеб, за паечку. И обычай, уговор такой был: отдаёшь пайку ей в руки – ешь! Пока я с ней, должна она эту паечку съесть, а что не успеет – отбираю обратно. Вот я утром паечку получаю – и в снег её! Заморожу пайку – много ли баба угрызет замороженного-то хлеба..." Трудно, конечно, представить, что человеку может прийти в голову такое. Но в блатаре и нет ничего человеческого». «Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда-либо убийцей».

ВОПРОС КРОВИ

Блатарь – «жульническая кровь». Шаламов разъясняет: «"жульническая кровь" не синоним "голубой крови". "Жульническая кровь", "капля жульнической крови" может быть и у фраера, если он разделяет кое-какие блатные убеждения, помогает "людям", относится с сочувствием к воровскому закону. "Капля жульнической крови" может быть даже у следователя, понимающего душу блатного мира и втайне сочувствующего этому миру. Даже (и не так редко) у лагерного начальника, делающего важные послабления блатным не за взятки и не под угрозой… "Жульническую кровь" имеют все "завязавшие", то есть покончившие с блатным миром, переставшие воровать, вернувшиеся к честному труду…»

Существует политкорректное утверждение, что у бандитов нет национальности. И это вполне согласуется с понятием об особой «крови». Преступный мир и сознаёт себя особым народом. Понятие о Родине – пустой звук. В «Очерках» «подземный орден» как бы подспудно зарифмован с «орденом меченосцев», который был создан другим, по И.Р.Шафаревичу, «малым народом», захватившем власть на Руси в 1917 году. Вероятно, русской мысли, если этого ещё не произошло, стоит проследовать по стопам Шафаревича и посмотреть на жизнь «подземного ордена» как на деятельность особого «малого народа».

«Очерки преступного мира» Шаламов завершает словами: «Карфаген должен быть разрушен! Блатной мир должен быть уничтожен!»

Римский сенатор Катон Старший, непримиримый враг соседнего государства, все свои выступления, о чём бы ни говорил, заканчивал фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». Возможно, это государство упомянуто Шаламовым ещё и по той причине, что религия Карфагена требовала приношение в жертву детей. Преступный мир втягивает в себя русских детей, завлекая их пресловутой воровской романтикой, создавая себе из них как бы наёмную армию. Армия Карфагена в основном была наёмной.

ПРОШЛО ПОЛВЕКА

Некоторым недостатком «Очерков» следует признать, что в них не названа причина сочувственного отношения русского общества ко всем «кандальникам». Отношение это, судя по всему, проистекает из покаянного вздоха: «все грешны» («он убил или украл, а я жене изменил, тоже смертный грех»), из Евангелия, из древней традиции посещать тюрьмы в пасхальные дни, жалея грешника и не всегда осуждая его грех. Жалость и сочувствие на Руси чувства более сильные, нежели осуждение.

Под «Очерками» стоит дата «1959». Прошло полвека. Мир переменился. «Подземный орден» трансформировался, окреп, расцвёл, вышёл на поверхность, вошёл в экономику и власть.

Шаламов писал, что воры не любят читать. Из десятков тысяч виденных им, он запомнил лишь двоих, которые читали книги, украдкой, в стороне от своих. При этом воры любят кино. В новое время они использовали это «важнейшее из искусств» для романтизации своего мира, для популяризации сочувственного отношения к нему.

Подсчитано, что из воровского арго в литературный и просторечный язык проникло около 5,5 тысяч слов. На слуху их немало – «кидарово», «мент», «лох», «шалава», «разборка», «параша», «мочить», «тусовка», «беспредел»… На этом последнем, – которое ныне употребимо и на высоких этажах власти, стоит остановиться. Возникло оно в ходе знаменитой «сучьей войны», разгоревшейся между ворами-фронтовиками, участниками ВОВ, после Указов 1947 г ., и теми, которые не взяли в руки оружия для защиты Родины, кто отказался и в этом сотрудничать с властью. Примечательно, что те, кто сражался за Родину, получил в «подземном ордене» название «сук». Слово укрепилось и вошло даже в официальный язык чиновничей переписки. «Сучья война» была кровопролитной, с многими тысячами жертв, велась с переменным успехом. В какой-то момент появились воры, которые придумали, как прекратить эту «гражданскую» воровскую войну: нужно убить главарей обеих сторон… В те годы «беспредельщики»-одиночки потерпели поражение…

Но в 1990-е преступный мир пополнился многими сильными, голодными и злыми, которые не пожелали быть в воровском мире на вторых и третьих ролях. Наступил «беспредел»…

По официальным данным с 1993   по 1998 отмечен уверенный рост числа «воров в законе». Утверждают, что «корону» стало возможным приобрести и за деньги. Число «коронованных воров» за те пять лет выросло с 1200 человек до 1560-ти. Но уже в 1999 году их осталось 1106…

Статистика знает всё, в том числе и количество «воров в законе», которые контролируют экономическую преступность и оказывают влияние на политические процессы.

До недавнего времени на Украине было 10-15 коронованных воров. На днях глава МВД Украины Ю. Луценко сообщил, что его ведомством проведена тотальная зачистка и теперь на свободе осталось два «вора в законе», числится за Украиной и третий, но он уехал за границу. Прочие арестованы (5 человек) или выдворены за пределы Украины (19), трое отказались от своего «криминального статуса».

Почти синхронно с заявлением Луценко, 25 сентября с.г. Госдума РФ в первом чтении одобрила законопроект, внесённый на рассмотрение Президентом Д.Медведевым, об усилении уголовной ответственности за организацию преступного сообщества. При вступлении закона в силу срок наказания для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, увеличивается до 20 лет или до пожизненного заключения.

Судя по всему, начат очередной штурм «Карфагена».

Олег Слепынин (Украина)

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"
http://voskres.ru/idea/slepinin4.htm
Записан
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #1 : 08 Октября 2009, 11:12:56 »

Цитировать
Но и это единственное якобы светлое чувство лживо, как все движения души блатаря. Прославление матери – камуфляж, восхваление её – средство обмана и лишь в лучшем случае более или менее яркое выражение тюремной сентиментальности. И в этом возвышенном, казалось бы, чувстве вор лжёт с начала и до конца, как в каждом своем суждении. Никто из воров никогда не послал своей матери ни копейки денег, даже по-своему не помог ей, пропивая, прогуливая украденные тысячи рублей».
Весьма точное замечание. К сожалению своему, имел скорбь наблюдать описанное Шаламовым, лично. Некий человек, отсидев свое(в первый раз), до краев напился этой "блатной романтикой". Мать-инвалид его не получала от него никакого содержания и заботы, а вот случаи воровства денег у матери и их употребления на разврат, имели место.
P.S. С Кантоном Старшим и с Шаламовым солидарен полностью.
« Последнее редактирование: 08 Октября 2009, 11:14:54 от Виктор Викторович » Записан
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #2 : 15 Октября 2009, 11:44:48 »

В связи со смертью Иванькова-Япончика еще раз нагло проявилось то, что требовал уничтожить Шаламов. Вчера на Русской Линии были размещены комментарии православных священников.

"Идеализация преступников недопустима"
Православные священнослужители о "блатной романтике"

В последние дни едва ли не главной новостью на федеральных телеканалах оказались убийство и похороны Вячеслава Иванькова - "вора в законе" по кличке "Япончик". Эфир заполнили трогательные истории из его жизни, и вообще он на экране выглядел персонажем в целом положительным, пишет Regions.ru. "СМИ и массовая культура, - отмечает издание, - начиная с 1990-х немало потрудились над созданием положительного образа бандита. "Блатной шансон" зазвучал отовсюду, приключения симпатичных преступников стали сюжетами телесериалов и дешевых книжек в бумажных обложках". В связи с этим корреспондент агентства обратился с вопросом к известным священнослужителям как они расценивают это явления и нужно ли с ним бороться.

Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что для большого числа людей постперестроечной эпохи нравственные нормы советского строя, которые в общем восходили к христианским нормам, в большей или в меньшей степени обесценились. "Освоение традиционных христианских ценностей требует значительных внутренних усилий, но ни со стороны государства, ни со стороны активной части общества практически ничего не делалось для поддержания и укрепления народной нравственности. Ситуация также осложнялась тяжелыми социальными проблемами и фактической реабилитацией криминального образа жизни. Многие люди оказались как бы нравственно обезоруженными", - считает он.

"Кроме того, и СМИ, и деятели массовой культуры, быстро освоив законы рыночной экономики, стали эксплуатировать криминальную тему, приносившую стабильный доход. Для многих из них это стало веской причиной, чтобы забыть и о нравственности, и о высокой культуре", - добавил священник. "Но это вовсе не значит, что христианскую нравственность кто-то отменил. Это не значит, что христианские ценности утратили свою силу и актуальность", - подчеркнул он.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области в свою очередь отметил, что в истории человечества неоднократно происходили радикальные изменения в системе ценностей. "То общество, которое было у нас построено в 90-е, возникло во многом благодаря революционной ломке старой системы ценностей, которая мешала строителям новой социальной и экономической системы. Не случайно, видимо, то время называли временем "великой криминальной революции". Вписаться в эту новую систему смогли люди с "измененным сознанием", не предполагавшем наличия каких-либо нравственных ориентиров. Люди, добившиеся успеха на этой революционной волне, становились "героями нашего времени". А деньги и власть были объявлены приоритетными элементами нашей жизни, воспринимаемой через призму массовой культуры", - сказал он.

"К счастью, эти элементы не стали определяющими для всех. Проповедь христианских ценностей все также актуальна и востребована. Напомню также, что Сам Христос обращался и к разбойникам, и к мытарям, и к властителям с проповедью любви к Богу и ближнему, ставя ее выше всех мыслимых ценностей", - добавил священник.

Между тем, иначе считает игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, выступивший в защиту "Япончика". "В наше время еще большой вопрос, кто больше бандит: господин Иваньков или господа в погонах. С другой стороны, я все-таки верю, что буду жить в таком обществе, где не будет коррупции, не будет бандитизма. Кстати, насколько я знаю, господин Иваньков сам не очень одобрял мир бандитов, и всем тем людям, кто в этом мир попадал, желал творить меньше зла",- сказал он.

"Один мой хороший знакомый, священник, по ходу своей деятельности посещал изолятор, в котором сидел Иваньков. Он рассказывал, что тот очень живо интересовался церковной жизнью, Православием. Порой в трудные времена помогал самому священнику и его детям материально. У этого священника было достаточно уважительное мнение о личности Вячеслава Иванькова. Он говорил о нем, как о справедливом человеке", - сообщил отец Сергий.

"Криминал и преступность я одобрить, конечно, не могу. Хотя, как известно первым в рай вошел покаявшийся бандит, пожалевший о том, что он делал, но если бы "Япончик" покаялся, то он должен был бы с преступным миром порвать. Поэтому я его не оправдываю. Хотя теперь судит его Бог, а не мы", - подытожил он.

В свою очередь известный публицист протодиакон Андрей Кураев по поводу освещения в прессе убийства и похорон Вячеслава Иванькова высказался отрицательно. "Идеализация преступников - это, конечно, недопустимо. По поводу личности Вячеслава Иванькова вспомнились слова одного поэта "Да смерть - и та! - нейдет им впрок, Лишь мясо в яму", то есть дурная жизнь, дурная смерть",- сказал он.

"Причин у "блатной романтики" очень много, в том числе родство мира преступного с нынешней элитой. Бороться с подобным явлением необходимо. Способы борьбы могут быть разными и их очень много: от милицейских мер до полемики. Самым действенным мне представляется проповедь альтернативного ценностного ряда, иного стиля жизни - не отбирающего, а дарящего",- заключил отец Андрей.
Русская линия
Записан
Виктор Викторович
Ветеран
*****
Сообщений: 624


Просмотр профиля
православный христианин (РПЦ)
« Ответ #3 : 15 Октября 2009, 16:25:41 »

Цитировать
Между тем, иначе считает игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, выступивший в защиту "Япончика". "В наше время еще большой вопрос, кто больше бандит: господин Иваньков или господа в погонах.
Что-то  о. игумен стал полюблять риторические вопросы. Неспроста.
Цитировать
С другой стороны, я все-таки верю, что буду жить в таком обществе, где не будет коррупции, не будет бандитизма. Кстати, насколько я знаю, господин Иваньков сам не очень одобрял мир бандитов, и всем тем людям, кто в этом мир попадал, желал творить меньше зла",- сказал он.
Вот после такого хоть стой, хоть падай.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!