Азербайджан - США - Россия - Турция. Угроза "майдана" в Баку
Александр Васильевич:
Вашингтон прижал Баку к ногтю: Надо порвать с Россией
Законопроект HR4264, представленный в конгрессе США, имеет громкое название «Акт по демократии в Азербайджане» и предлагает ввести ограничительные санкций в отношении официальных лиц Азербайджана в связи с ситуацией с правами человека в стране.
Подготовлен этот документ, который может создать серьезное охлаждение в отношениях между Вашингтоном и Баку, Хельсинской комиссией, возглавляемой конгрессменом от Республиканской партии (штат Нью-Джерси) Кристофером Смитом.
Как заявляет сенатор, «США не могут оставаться равнодушными к негативной ситуации в сфере прав человека в Азербайджане». Поэтому он предлагает ввести запрет на предоставление виз и отмены уже действующих представителям всего политического истеблишмента страны - президенту, премьер-министру, вице-премьерам, председателям комитетов, министрам, сотрудникам президентской администрации, сотрудникам органов безопасности, судьям и так далее, а также их семьям.
И дело, по большому счету, не в озабоченности американских властей правами человека в стране. Более всего США не нравятся достаточно тесные отношения Азербайджана с Россией, и американский законопроект является элементом шантажа, чтобы Баку поменял свой внешнеполитический курс.
Официальное отношение со стороны правительства Азербайджана пока не озвучено, однако свое мнение уже сказали политологи и эксперты.
«Законопроект, подготовленный Хельсинкской комиссией при конгрессе США, - это вызов, брошенный всему Азербайджану. И если внимательно изучить текст резолюции, то можно прийти к недвусмысленному выводу - Акт о так называемой демократии в Азербайджане направлен не столько против правительства Азербайджана, сколько против всего азербайджанского народа», - заявил известный правозащитник Эйнулла Фатуллаев.
При этом он заметил, что, «по сути, авторы этого воинственного акта предлагают правительству Азербайджана принять некие кабальные условия и подписаться под полной капитуляцией, после которых эти санкции могут быть отменены». «Что это за кабальные условия, нам приходится всего лишь догадываться, ибо мы не знаем, о чем идет речь за закрытыми дверями на переговорах между руководством двух стран», - отмечает правозащитник.
Европа тоже решила не оставаться в стороне. Едва ли недавнее решение генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда инициировать официальное расследование соблюдения Конвенции о правах человека в Азербайджане нельзя назвать простым совпадением.
По мнению еще одного азербайджанского политолога, Тофига Аббасова, американские власти не очень довольны независимой политикой Азербайджана, отвечающей внутренним интересам страны и внешним ее приоритетам, которые где-то могут не совпадать и расходиться с интересами американцев, и это раздражает определенные политические круги в США.
Азербайджан связан с Европой вопросом обеспечения энергобезопасности, более того, он активно участвует в инфраструктурных проектах. Кроме того, Азербайджан не распрощался с рынком СНГ и продолжает сотрудничать с Россией, имеющей определенные рычаги воздействия, в том числе и экономические, даже в условиях санкций.
Говоря о претензиях в отношении Азербайджана о якобы имеющих место нарушениях прав человека, эксперт указал, что посредством этого американские политики пытаются надавить на Азербайджан. "Использование надуманного предлога о подавлении прав журналистов и правозащитников - это традиционный для американских политиков стандарт, с помощью которого осуществляется нажим на суверенные страны. В случае с Азербайджаном по части нахождения журналистов и правозащитников под следствием или же в местах заключения имеют место прецеденты, когда сами так называемые пострадавшие оказались не в ладах с требованиями законов страны".
Некоторые политики высказывают и более резкое мнение. К примеру депутат Милли Меджлиса Захид Орудж убежден: "Мы столкнулись сейчас с очень тревожной ситуацией, где от нас требуется максимум усилий, чтобы минимизировать опасность для нашей безопасности. Кроме того, принятие такого законопроекта притормозит реформы, которые начал президент Ильхам Алиев. Этим могут воспользоваться одиозные и пророссийские силы, которые будут убеждать, что с Западом никаких дел не стоит вести. США не должны доводить ситуацию до того, чтобы начатые у нас реформы были остановлены".
Кроме того, основанием для определенных претензий к руководству страны послужило и то, что власти Азербайджана проводят довольно жесткую политику по отношению к НКО, финансируемых из-за рубежа, большая часть из который вынуждена была прекратить свою деятельность. Не забыли Баку и скандал, вызванный закрытием в конце прошлого года офиса Радио Свобода в Баку, финансированием которой занимается госдеп США.
http://www.pravda.ru/news/world/18-12-2015/1286541-sankcia-0/
Александр Васильевич:
У Америки сдали нервы из-за Азербайджана
Набор санкций Штатов против Азербайджана не назовёшь иначе как истерикой: это даже не «секторальные санкции», как с Россией, и не «списки». Законопроект «Акта по демократии в Азербайджане», представленный в Конгрессе председателем Хельсинской комиссии США, конгрессменом Крисом Смитом, предусматривает:
- полный запрет на въезд для всего высшего руководства страны, включая всех членов их семей – начиная от президента Алиева, премьер-министра, вице-премьеров, всем министрам, сотрудникам президентской администрации, сотрудникам органов безопасности, судьям и т.д.;
- полное замораживание всех межгосударственных отношений, прекращение финансирования всех программ, отмена всех встреч и саммитов, конгрессов – в том числе и в гуманитарных сферах;
- также администрация США намерена блокировать все проекты Азербайджана во всех международных финансовых и торговых институтах: ВОТ, МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, а также всех региональных организациях;
- предполагается полная заморозка как государственных активов, так и частных – то есть «под раздачу» попадёт не только сама страна, но и её бизнес и все граждане без разбора. Финансы, недвижимость, производственные активы, отгруженные товары – всё замораживается;
- с учётом того, что по традиции вслед за США идентичные санкции всегда немедленно вводят Канада, Австралия и ЕС, трагедия приобретает глобальный масштаб.
Что же привело Америку в такое беспримерное бешенство? Кажется, даже Северную Корею и Кубу они так не обкладывали санкциями. Причины у «исключительной страны», как всегда, предсказуемые.
Азербайджан начал заметный политический дрейф в сторону России, о чём мы уже писали, и предоставил своё воздушное пространство для переброски в Сирию воздушной техники, отказавшись от «настоятельных рекомендаций» США «воздержаться» от этого шага. Воистину, злопамятность Вашингтона и несоразмерность его реакций уже дают повод для беспокойства о душевном здоровье его обитателей: ну не так же реагировать на подобные ситуации!
А ещё ранее того Азербайджан отказался от «заманчивого» предложения США присоединиться к антироссийским санкциям и «не вести с ней дела как обычно». Понятно, что о значении слова «суверенитет» в Белом доме давно забыли и права государства самому решать, вводить санкции или нет, они не только не признают, но и уже не понимают. Для них есть только маленькая страна, позволившая себе непослушание, когда ей был отдан чёткий приказ, обязательный к выполнению.
К тому же в Баку начали всё активнее рассматривать возможность вхождения страны в ЕАЭС, что для Вашингтона уже звучит как практически неприкрытый бунт против системы. Ведь Обама сказал, что он «изолировал Россию», а Азербайджан ответил, что подумывает вступать в российский интеграционный проект.
А уж год назад неприкрытую ярость Штатов вызвало решение «прикаспийской пятёрки», которая по результатам саммита в Астрахани постановила не допускать в воды Каспийского моря никакие военные суда, кроме кораблей самой «пятёрки». Создание такого оазиса безопасности в регионе, к раскачиванию которого США прилагают столь последовательные и весомые усилия, вызвало в Вашингтоне настоящую ярость, а для России стало одной из крупнейших дипломатических побед.
При этом же ещё два года назад Азербайджан отказался от «почётной» роли камикадзе на алтаре демократии, которая, подобно нынешней Украине, должна была пышно, красочно и бездарно сгореть, создавая «пояс нестабильности» вокруг России. О том, что в Баку уже после Грузии слишком хорошо представляли себе, чем заканчивают режимы, существующие по принципу «жить ярко и умереть молодым» – это, разумеется, ни капли не интересовало США. Их вообще безмерно удивляло, что местные элиты проявляют какое-то беспокойство о судьбах страны, а не только о своём личном политическом и финансовом благополучии. Америка, с её главным божеством – бизнесом – просто не понимает, как это другие страны, кроме неё, могут иметь интересы и желать для себя перспектив. Они всё представляют себе очень просто: чиновник «поджигает» страну – Штаты потом щедро вознаграждают чиновника, дисциплинированно выполнившего приказы из Вашингтона и предавшего свою страну.
Но хуже всего – Карабах. Алиев наотрез отказался ссориться и воевать с Саргсяном! После их недавних переговоров продолжилась успешная деэскалация в регионе, которую Штаты так старательно нагнетали последние три года с обеих сторон. Но обе стороны в итоге выбрали «худой мир». И это переполнило чашу терпения Вашингтона.
Последней каплей стал недавний визит Алиева в Пекин, где среди прочих межгосударственных соглашений был подписан и важнейший Меморандум о взаимопонимании по совместному поощрению создания Экономического пояса «Шелковый путь». Даже недели не прошло с того дня, как из Вашингтона грянули громы и разнеслись раскаты верховного гнева «лидера свободного мира». Ярость Вашингтона весьма понятна: проект Экономического пояса «Шелковый путь» в потенциале станет важнейшей транзитной артерией между Азией и Европой, и одно из ключевых мест в этом проекте занимает Азербайджан, который, несомненно, укрепит влияние Китая в регионе.
Пока что в Баку стараются придерживаться осторожного оптимизма в отношении ситуации. Помощник президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанов заявил.
«Азербайджан в таких вопросах берет за основу не подход отдельных проармянских политиков, а официальную позицию стран-партнеров, и исходя из этого выстраивает свою политику».
Но при этом отмечает:
«Ни у кого не должно вызывать сомнений, что если США официально поддержат этот предвзятый проект, приняв «игру» проармянских сил, то, естественно, власти Азербайджана в этом случае продемонстрируют необходимую реакцию».
Судьбу законопроекта в Конгрессе оценивают по-разному, однако самым оптимистичным остаётся прогноз, что его примут в изменённом виде. Сам факт того, что Вашингтон настроен мстить Азербайджану никто, увы, не отрицает. Вероятно, такая ситуация создаст для России определённые возможности для укрепления отношений: США своими действиями просто толкают Азербайджан в наши объятия.
Альберт Нарышкин
http://krasvremya.ru/u-ameriki-sdali-nervy-iz-za-azerbajdzhana/
http://politrussia.com/world/amerika-psikhanula-iz-za-883/
Александр Васильевич:
Вячеслав МИХАЙЛОВ
К визиту президента Эрдогана в Азербайджан
Визит президента Турции Эрдогана 18 февраля в Азербайджан продолжит серию встреч руководителей двух стран. В декабре Баку посетил турецкий премьер Ахмет Давутоглу. Ещё раньше состоялись консультации сторон по линии военных ведомств и дипломатических служб.
Официальная цель визита Эрдогана – участие в очередном заседании Совета стратегического сотрудничества двух стран. Региональный фон, события на Ближнем Востоке, резкое обострение российско-турецких отношений предполагают широкую повестку предстоящих турецко-азербайджанских переговоров.
Комментаторы в Баку старательно подчёркивают, что Азербайджан остаётся стратегическим партнёром Турции. Однако с осени прошлого года региональный контекст турецко-азербайджанского партнёрства изменился. До ноября 2015 года Азербайджан с переменным успехом маневрировал между Россией и Западом. После того как 24 ноября турецкие военные сбили российский самолёт, перед азербайджанским руководством обрисовалась перспектива ещё одного маневрирования – на этот раз между Турцией и Россией. Какой может стать ситуация в Кавказском регионе, если Баку рано или поздно окажется перед необходимостью делать выбор?
Некоторые азербайджанские издания отмечают, что политика лавирования между центрами силы, которую проводил Азербайджан многие годы, исчерпала себя. В последние два года противоречия между Западом и Россией углубились. С учётом же обострения отношений Россия – Турция проводить «сбалансированную политику» стало для Баку ещё более сложно.
Деликатность проблем, встающих перед Азербайджаном, понятна. Разумеется, Москва не станет создавать для Баку ситуацию выбора по принципу «или – или». Азербайджан – член Содружества независимых государств, у него выстроены торгово-экономические и гуманитарные связи с Россией и другими участниками Евразийского экономического союза (за исключением Армении). Азербайджан в целом остаётся в системе евразийских геополитических координат. Всё это нельзя не принимать во внимание.
Пока турецкие власти хотели бы видеть в лице своих азербайджанских партнёров, скорее, потенциального посредника в деле урегулирования отношений с Россией. Те же ожидания просматриваются и в действиях Анкары на казахстанском направлении. Другое дело, что Турция сама должна признать объективно сложившиеся условия урегулирования, сформулированные Москвой после турецкой атаки на российский самолёт. Ни Азербайджан, ни Казахстан не сделают за Турцию её работу.
Некоторые эксперты поспешили предположить, что Эрдоган едет в Гянджу в том числе с целью склонить своего азербайджанского партнёра к изменению военного статус-кво в зоне карабахского конфликта. Известно, однако, что любой серьёзный шаг в противостоянии Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха по действующим между Баку и Анкарой соглашениям подлежит предварительному согласованию. Может ли Турция, если она рассчитывает на возобновление военных действий в Закавказье, попытаться отвлечь этим Москву от ситуации в Сирии?
Имея свои интересы на Кавказе, Турция может повести себя по-разному, но полагать, что Азербайджан готов поставить интересы Турции выше собственных национальных интересов, никаких оснований нет. Любая вспышка войны в Карабахе будет сегодня восприниматься Россией таким образом, что Азербайджан поддался уговорам турецких лидеров. Что извлечёт из этого Баку, кроме оказания «услуги» Анкаре и создания долгосрочных проблем в отношениях с Москвой?
Антироссийские акценты в политике турецких властей усиливаются. Будучи на днях с визитом в Киеве, премьер-министр Турции Давутоглу высказывался в том смысле, что Россия нарушила территориальную целостность Грузии, Украины, Сирии. Чтобы разогреть украинскую аудиторию и, видимо, подготовить визит Эрдогана в Азербайджан, Давутоглу заявил также, что «сейчас под угрозой находится территориальная целостность Азербайджана из-за Армении, помощь которой предоставляет Россия».
В ответ на эти выпады представитель МИД РФ Мария Захарова предостерегла турецкую сторону от попыток вбить клин в российско-азербайджанские отношения, которые носят дружественный взаимоуважительный партнёрский характер.
В Азербайджане не могли не обратить внимания и на заявления генерального секретаря ОДКБ, прозвучавшие недавно в Ереване. Потенциала 102-й российской военной базы в Армении достаточно для решения поставленных перед ней задач, а именно обеспечения стабильности в регионе. Об этом 12 февраля в рамках видеомоста Москва – Астана – Ереван сообщил Николай Бордюжа. При этом, по его словам, ОДКБ не будет наращивать военную группировку на южном направлении, в частности на границе с Турцией. Бордюжа также напомнил, что буквально месяц назад в эфире одного из российских федеральных каналов он вновь подтвердил недопустимость военной эскалации на армяно-азербайджанской границе и вокруг Нагорного Карабаха.
Прошлые годы были отмечены укреплением военно-политического союза Азербайджана и Турции. Их отношения развивались под лозунгом «Одна нация – два государства». Азербайджанские военные аналитики ещё в конце 2013 года высказывали мнение о том, что заключённый 16 августа 2010 года Договор о стратегическом партнёрстве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном недостаточен, ибо обозначает лишь общие контуры военного сотрудничества сторон.
Возможно, визит Эрдогана прояснит перспективу заключения между союзниками «большого договора», в котором будут прописаны нормы о гарантиях безопасности и взаимопомощи в случае войны. Об этом соглашении много говорилось в период относительно удачного лавирования Баку между разными центрами силы. Теперь будет важно проследить, что изменилось в подходах азербайджанской стороны к «большому договору» с Турцией в условиях усиления в политике Анкары антироссийских мотивов.
Азербайджан не может позволить себе шаг в неизвестность, окунуться в тёмные воды турецких замыслов. В эпоху дешевеющей нефти азербайджанской экономике приходится держать удар, что не так просто. За 2015 год республика пережила две значительные девальвации национальной валюты. В пересчёте на доллары ВВП на душу населения в Азербайджане по итогам 2015-го показал двузначное снижение в процентном выражении. Согласно прогнозу международных рейтинговых агентств, в результате падения цен на нефть профицит Азербайджана по счёту текущих операций сократится в 2015-2018 годах до 5% ВВП - и это по сравнению с двузначными значениями данной величины на протяжении последних восьми лет. Дефицит бюджета в 2015 г. составил около 9% ВВП, тогда как в предыдущие годы бюджет сводился с профицитом (1).
К проблемам социально-экономического порядка добавляются вызывающие обеспокоенность властей Азербайджана воинственный исламизм и звучащие с Запада нравоучения по вопросам «прав человека». Трудно предположить, что в такой ситуации азербайджанские руководители могут пойти на одностороннее изменение статус-кво в зоне карабахского конфликта, позволив соблазнить себя турецкими играми против России.
_________________
(1) В бюджете Азербайджана на 2016 год заложена цена барреля нефти в $50, а предыдущий бюджет верстался из расчёта $90 за баррель.
http://www.fondsk.ru/news/2016/02/17/k-vizitu-prezidenta-erdogana-v-baku-38663.html
Александр Васильевич:
Илья Ухов
Азербайджан снова колеблется между Россией и Турцией
По мере разрастания противоречий между Россией и Западом, в лучших традициях Холодной войны, а вернее будет сказать, ее современного переиздания, геополитические интересы и зоны противостояния начинают неуклонно расползаться по карте, выходя постепенно за рамки собственно Ближнего Востока и сферы украинского кризиса и начиная затрагивать иные зоны постсоветского пространства. Регион Закавказья исторически был ареной ожесточенного противостояния России, Турции и Персии — эти противоречия в немалой степени пережили весь 20-й век, а теперь к стародавним противникам в регионе добавился еще и Запад в лице тех же Соединенных Штатов. В Закавказье сложным гордиевым узлом переплетены интересы многих держав и тлеют многие застарелые военно-политические конфликты. Состоявшийся накануне визит вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина в Азербайджан продемонстрировал нарастающее внимание российского руководства к странам региона.
Необходимо отметить тот факт, что лейтмотивом и ключевым внешним индикатором встречи Дмитрия Рогозина с руководством Азербайджана и лично президентом страны Ильхамом Алиевым стал вопрос об активизации военно-технического сотрудничества, а также решения накопившихся на этом переговорном треке проблем. В последнее время в сфере российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества возникли определенные заминки, связанные, в первую очередь, с тем, что из-за зависимости местной экономики от цен на углеводороды Баку оказался не в состоянии оплачивать некоторые экспортные оружейные контракты с Россией. Именно по этой причине костяк делегации Рогозина составили представители «Рособоронэкспорта» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Не будет большим откровением в связи с этим указать на существенную увязку торговли оружием с политическими вопросами. Многие вопросы на этом уровне взаимодействия можно решить только на уровне правительств и президентов, все же поставки танков и артиллерии — это вам на экспорт оливок или томатов, специфика совершенно другая. Те же американцы и европейцы, при наличии заинтересованности и ниш на рынке вооружений, не гнушаются пускать в ход любые доступные дипломатические и политические средства, и потому визит Рогозина можно рассматривать в контексте, если так можно выразиться, перенимания опыта у западных коллег. А оружейный рынок Азербайджана, даже в свете последних событий на сырьевых биржах, остается крайне перспективным.
Как отмечает в своем материале «Коммерсант», в период 2010-2014 годов Азербайджан заключил с Россией контракты на закупку двух дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ». Было заказано порядка ста боевых и транспортных вертолетов. Солидный задел был сформирован по контрактам на обновление бронетанкового парка азербайджанской армии — было заказано не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С», а также тяжелые огнеметные системы ТОС-1А. Суммарная величина всего пакета оценивалась в сумму более 4 миллиардов долларов, что делало Азербайджан одним из крупнейших импортеров российского оружия наряду с Индией, КНР и Вьетнамом.
Впрочем, как отметил сам российский вице-премьер в своем Твиттере, ответственный за ВПК, встреча прошла конструктивно, и стороны остаются привержены партнерству и сотрудничеству:
«Главный итог визита в Баку: стороны подтвердили, что являются ответственными и надежными партнёрами в такой чувствительной области как ВТС».
Рогозин Дмитрий Олегович
Как отмечают эксперты, проблемы с поставками российского вооружения, а также оплатой со стороны Азербайджана вполне могут быть как следствием бюджетных трудностей, так и представлять собой некоторые сигналы, которые азербайджанское руководство посылает Москве в контексте застарелой проблемы Нагорного Карабаха и фактического неурегулированного конфликта с Арменией.
Проблема, с точки зрения Баку, может заключаться в пресловутом оружейном кредите в 200 миллионов долларов, который был выдан России своему союзнику по ОДКБ и в рамках которого Армении должны быть поставлены установки реактивной системы залпового огня «Смерч», переносные зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные система ТОС-1А, а также гранатометы РПГ-26 и снайперские винтовки Драгунова, плюс к тому предполагается закупка некоторого количества боевой бронированной техники, в частности, бронеавтомобилей «Тигр». Понятно, что разница между 200 миллионами долларов и 4 миллиардами составляет 20 раз и никакого нарушения баланса интересов в регионе не произойдет, и тем не менее, Азербайджан всегда крайне нервно реагирует на любое военное усиление своего визави. Связано это отчасти и с уникальным геополитическим положением Армении, которая также является форпостом России и имеет теряющийся в дымке истории принципиальный конфликт с Турцией, что приобретает особое значение в свете резкого ухудшения российско-турецких отношений.
Как подчеркивают в самом азербайджанском экспертном и медиа-сообществе, Турция последовательно поддерживает притязания Азербайджана на Нагорный Карабах и в рамках этой стратегии осуществляет скоординированную с Баку политику блокады и изоляции Армении, благо география позволяет. Особенно на этом внешнеполитическом поприще отметился премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который прямо и недвусмысленно заявляет о том, что «карабахская проблема остается приоритетом для Анкары и в ее реализации у нее имеются рычаги воздействия». И если еще пару месяцев назад это можно было бы оценивать как ритуальное выражение поддержки своему закавказскому союзнику, то теперь, в свете откровенно авантюрной политики Анкары в Сирии и Ираке, в контексте поддержки экономики ИГИЛ и фактического участия в трансфере боевиков и боеприпасов исламистам – нет вообще никаких гарантий, что турецкое руководство не пойдет на провокации и не постарается втянуть в них Азербайджан и Грузию, чтобы отвлечь внимание и ресурсы России с ближневосточного театра военных действий.
Кстати, такая работа Анкарой уже ведется — имеется в виду сколачиваемый Турцией некий союз Грузии, Азербайджана и собственно самой Турции некая трехсторонняя межгосударственная комиссия, которая призвана заниматься вопросами энергетики транспорта, туризма, охраны окружающей среды и безопасности. Последнее особенное интересно. Какие такие вопросы «безопасности» собираются обсуждать эти страны и главное: какие приоритеты и цели ставят они в своей предполагаемой стратегии. Нет нужды сомневаться, что идеи Анкара там будет продвигать антироссийские. Совсем недавно, кстати, в Тбилиси как раз прошла встреча этой «тройки» глав внешнеполитических ведомств: Михаила Джанелидзе, Эльмара Мамедъярова и Мевлюта Чавушоглу. Кстати, если посмотреть на содержательную часть переговоров, то там чуть ли не главным пунктом было во-первых, чтение мантр относительно признания территориальной целостности Грузии и Азербайджана (почему-то территориальную целостность Республики Кипр Турция не признает, оккупировав с 1974 годе его северную часть). А во-вторых, главы внешнеполитических ведомств этой «тройки» сделали публичное заявление о строительстве обходного пути для трассы так называемого «Нового Шелкового Пути», который должен пойти в обход России. И все это на фоне откровенно провального эксперимента по транспортировке первого украинского поезда в Китай, который шел чуть ли не 2 месяца, успев потеряться в степях Казахстана, задолжать денег за транзит и доставить в Поднебесную целых 46 пустых контейнеров. То есть, экономической базы у проекта (кроме разве что нефтяной, но и она на фоне плачевной ситуации на мировых рынках не особенно перспективна) нет, создается он исключительно как очередной рычаг влияния на южных рубежах России.
В общем-то, если с Грузией в обозримой перспективе какие-то конструктивные отношения вряд ли удастся наладить (слишком уж сильно и плотно окопались там наши заокеанские «партнеры), то вот с Азербайджаном и его руководством важно и нужно вести диалог, разъясняя руководству этого государства невыгодность и противоестественность потенциального антироссийского разворота, к которому Баку подталкивает Турция и выглядывающие из-за ее плеча Соединенные Штаты. Потому-то и состоялся этот визит Дмитрия Рогозина, ведь будучи ориентированным на ВПК и оборонку, он как никто другой сможет представить конкретные аргументы в пользу сохранения и усиления военно-технического — да и любого другого — сотрудничества с Россией.
Мы, как известно, может, и не можем так же эффективно торговать или, к примеру, осуществлять подковерные внутриэлитные манипуляции, как наши западные партнеры, но зато Россия великолепно умеет воевать и, что самое важное, не давать в обиду своих союзников и партнеров. А это в нашем неспокойном мире сейчас ценится дороже любой валюты и золота.
http://politrussia.com/world/zakavkazskiy-vektor-politiki-790/
Александр Васильевич:
«Гюленисты» готовили переворот в Азербайджане
Сразу после попытки госпереворота в Турции в Азербайджане также началась борьба с движением Фетхуллаха Гюлена.
Были закрыты учебные заведения и СМИ «гюленистов».
Официальная Анкара приветствовала борьбу Баку с этим движением. Однако турецкий публицист Фуат Угур считает все это недостаточным и утверждает, что в Азербайджане сеть Фетхуллаха Гюлена все еще сильна.
Фуат Угур уверен, что если бы в Турции удалось совершить переворот, то гюленисты при поддержке США свергли бы правительства в Киргизии, Туркменистане и Азербайджане. Их основная цель — выбить эти тюркоязычные государства из сферы влияния России.
Фуат Угур ссылается на Умита Акдемира, который некогда возглавлял секту нурсистов в Нахичеване.
«Когда Умит Акдемир был членом секты, он возглавлял ее ячейку в Нахичеване. Туда часто приезжали эмиссары Гюлена из Турции и интересовались ситуацией. Один из имамов в Коджаэли и вовсе сказал, что ситуацию в Азербайджане гюленистам удалось довести до точки кипения. Этот разговор состоялся в 2006 году», — сказал он.
Фуат Угур утверждает, что секта «гюленистов» имеет большое влияние в Азербайджане:
«Секта гюленистов годами действовала в Азербайджане и имеет около 3000 „домов света”. Эта сеть имеет колледжи и лицеи, выпускники которых годами просачивались в армию и другие силовые структуры Азербайджана. И если бы в Турции удалось совершить госпереворот, то эти люди в Азербайджане также бы активизировались».
http://rusvesna.su/news/1469998665
http://haqqin.az/news/76606
Навигация