С Праздником Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла!
Александр Васильевич:
Сергей Мазаев
Апостол Петр: все дороги ведут в Рим
Часть 3-я
1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария путешествуют по Италии. Сенкевич обдумывает роман о пребывании в Риме апостола Петра и об основании им христианской общины в столице империи. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Прежде супруги Сенкевич посетили собор святого Петра и базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они отправились в южный пригород Рима, в катакомбы святого Каллиста.
– Видишь эти зеленые холмы, Марыся? Под ними находятся древние катакомбы. Первые христиане углубили их и использовали для захоронения мучеников, казненных в Риме. Никто точно не знает размер и сложность получившегося лабиринта.
– Чем же провинились христиане перед Римом? Не могу поверить, что их истребляли просто так. Дыма без огня не бывает.
– О, да, дорогая, все началось именно с дыма, окутавшего столицу мира, – отвечает Сенкевич, – и с огня, охватившего город в ночь на 19 июля 64 года…
Семирадский Г.И. Светочи христианства (Факелы Нерона)
Великий пожар Рима начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем была охвачена большая часть города. Бедствие продолжалось шесть дней и семь ночей, опустошив десять из четырнадцати кварталов города. Счету погибшим в огне не было числа.
– По-моему, Генрик, прежде я уже читала об этом у Светония. Нерон мнил себя великим поэтом, собирался описать в стихах гибель Трои и в поисках вдохновения повелел поджечь Рим. Сам император наблюдал за огнем с безопасного расстояния, одетый в театральный костюм и с лирой в руках.
– Кто знает, Марыся? Во всяком случае, многие обвиняли в пожаре именно его. Посмотри, что пишет Тацит: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых. Он предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Их облачали в шкуры диких зверей, чтобы отдать на растерзание львам, распинали на крестах, привязывали к столбам и поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады…»
– Я видела это! Знаешь, Генрик, четыре года назад я была в Кракове и видела в Национальном музее большую картину художника Семирадского. На картине изображен сад перед Золотым дворцом Нерона в преддверии чудовищной театрализованной оргии. Слева, около дворца и на его ступенях, расположились многочисленные зрители во главе с императором. В красочной толпе – сенаторы и полководцы, философы и музыканты, игроки в кости, танцовщицы и гетеры. В правой части картины изображены последние приготовления к казни. Христиане привязаны к шестам и обмотаны коконами из просмоленной соломы. Рабы запаляют огненные факелы, и один из них уже поднимается по лестнице, готовый поджечь первого несчастного – старика с белой бородой. На раме картины было написано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
– Семирадский изобразил факелы, устроенные Нероном из живых людей. Сгорая в страшных мучениях, они осветили самую безобразную оргию Рима и в то же время распространили по миру свет учения Христа. Поэтому картину художник назвал «Факелы Нерона, или Светочи христианства».
Посетив катакомбы святого Каллиста, супруги Сенкевич возвращаются в Рим по Старой Аппиевой дороге. Писатель сидит с правой стороны экипажа. Неожиданно его задумчивый взор падает на небольшую белую церковь, отмеченную геральдическим щитом с изображением трех пчел – гербом аристократического семейства Барберини.
– Странно. Я ездил по Аппиевой дороге не раз, но прежде не замечал этой церкви. Марыся, ты не знаешь ее названия?
– И это у меня спрашивает пан великий писатель? Возможно, этот храм – единственный в мире с посвящением-вопросом: «Domine, quo vadis?» или «Камо грядеши?», что означает: «Куда идешь, Господи?» Кажется, Ориген первым записал эту историю из Священного Предания. Апостол Петр, спасаясь от преследования Нерона, уходил из Рима и на рассвете в этом самом месте увидел Спасителя, идущего к Вечному городу…
Радуясь возможности поучить чему-то знаменитого писателя, Мария продолжила свой рассказ, указывая на аккуратно выложенную дорожку в центре храма, символически изображающую Аппиеву дорогу. Но Сенкевич уже не слышал жены. Он задумчиво осматривал изображения, украшающие стены церкви слева и справа от него: на одном – бегущий из Рима святой Петр, напротив – являющийся ему Спаситель. Мощная волна вдохновения уносила писателя в Рим 67 года от Рождества Христова…
***
– Мир тебе, учитель! Я принес грозную весть с Палатина. Император узнал, что вы с Павлом из Тарса пережили гонения и находитесь в столице. Он приказал найти вас и бросить в Мамертинскую тюрьму. Сейчас отряды преторианцев обыскивают все дома в Заречье.
– Отче, пусть завтра на рассвете Назарий выведет тебя из города к Альбанской горе. Там мы тебя встретим и заберем в Анций, где нас ждет корабль, чтобы повезти в Неаполис и на Сицилию.
– Скройся, пастырь наш, ведь в Риме тебе не уцелеть. Сохрани живое слово истины, дабы не исчезла она вместе с нами и с тобою. Послушайся нас, просим тебя как отца!
Апостол качал головой, однако он не говорил, что не покинет Рима, и сам колебался, потому что уже давно в его душе поселилось сомнение, даже тревога. Паства рассеяна, дело погибло, Церковь, которая до пожара возросла могучим древом, обращена в прах властью Зверя. Не осталось ничего, кроме слез, воспоминаний, мук и смерти. Уже не раз рыбарь Господень воздевал в одиночестве руки к небу и вопрошал:
– Господи! Что мне делать? Как мне здесь остаться? И как мне, немощному старику, бороться с несметной ратью злого духа, которому Ты разрешил владеть и побеждать? Нет уже тех овец, которых Ты приказал мне пасти, нет Твоей Церкви, пустыня и скорбь в столице Твоей, так что ж Ты ныне прикажешь мне? Оставаться ли здесь или увести остатки стада, дабы где-нибудь за морями мы славили имя Твое тайно?
Комаров Н. Апостол Петр
Часто ему мечталось, что вот покинет он Рим, верующие пойдут за ним, и он уведет их далеко-далеко, в тенистые рощи Галилеи, к тихим заливам Генисаретского озера. И все сильнее жаждало сердце рыбака тишины и отдыха, все больше тосковало по озеру и по Галилее, все чаще заливали слезы старческие глаза. А между тем небольшая горстка оставшихся христиан, стоя на коленях, умоляла апостола покинуть Рим. И Петр решился. Простирая руки над коленопреклоненными людьми, он произнес:
– Да будет прославлено имя Господне и да свершится воля Его!
На другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим – апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.
– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам?
– Нет, отче, я ничего не вижу.
– Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.
Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола.
– Учитель, что с тобою?
Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:
– Камо грядеши, Господи?
Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:
– Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо:
– Камо грядеши, господин мой?
– В Рим.
***
Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков мира и удостоен Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем польского писателя стараниями благодарных читателей установлен в стене церкви «Quo vadis?» на старой Аппиевой дороге.
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект "Радио России" и Русской Православной Церкви
http://www.pravoslavie.ru/62766.html
Дмитрий Н:
Апостолы Петр и Павел – воплотившаяся в человеках Божественная любовь
Слово митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) на День святых Первоверховных апостолов Петра и Павла …
Всечестные отцы, братья и сестры!
С Днем святых Первоверховных апостолов Петра и Павла!
Святые апостолы Петр и Павел – пример величайшей любви ко Христу. Они больше всех апостолов потрудились над устроением Церкви Христовой, потому называют их Первоверховными.
Разные были у них пути к Богу, разное имели они происхождение и положение в обществе.
Апостол Петр был простым рыбаком. Но Господь призвал его, и он пошел за Ним. Петр устремился за своим Учителем и везде был с Господом. Вспомним, как он стал свидетелем славы Божией на горе Фавор. Как шел по волнам, выйдя из лодки. И как потом Господь протянул ему руку, потому что усомнившийся Петр стал тонуть. Петр был на Тайной Вечере и вместе с другими апостолами переживал о том, кто же предатель Христа. Вместе со Христом он был в Гефсиманском саду.
Петр первый, кто открыто исповедовал Христа: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», - говорит он Спасителю, отвечая на Его вопрос: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»
То было глубокое исповедничество веры в Сына Божьего, показавшее, что любовь Петра ко Христу открывает Истину.
Господь сказал Своему ученику: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:13). И после Господь говорит: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19).
Апостол Петр был очень темпераментным, импульсивным. Он горячо утверждал Христу, что никогда не отречется от Него. И выхватывал меч из ножен, когда слуги синедриона пришли за Христом. Но в трудных обстоятельствах Петр отрекся от Своего Божественного Учителя.
И вот в Петре мы видим пример величайшего покаяния. Он слезами и рыданиями омыл свой поступок. Он раскаялся. И Господь простил Петра и после троекратного вопрошения «любишь ли Меня?» (Ин. 21:15), восстановил его в апостольском звании.
По церковному преданию, когда в Риме император Нерон начал гонения на христиан, Петра уговорили покинуть город, чтобы спастись. Уходя из города, на окраине Рима, он встретил Господа, несущего крест. И с трепетом спросил Его: «Камо грядеши, Учитель?» «Иду, чтобы вновь быть распятым» - ответил Петру Спаситель. И Апостол как бы устыдился, осознал, что пришел его час. Он решил вернуться в Рим и быть распятым.
Непостижимо человеческому уму самоотвержение Петра. Как непостижимо превращение ревностного гонителя христиан Савла в Павла, ставшего преданным последователем Христа.
Павел, еще будучи Савлом, дышал ненавистью и угрозами к христианам. Он отправился в Антиохию, чтобы совершить там гонения на христианскую общину, но по дороге был ослеплен Божественным светом. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город» (Деян. 9: 4–6).
Апостол Павел пошел в город, где чудесным образом прозрел. И последовал за Христом. Он пошел к языческому миру с великой проповедью христианской, с апостольским словом и благой вестью о Воскресении Христовом. Павел терпел лишения и гонения больше других апостолов. Он был побиваем камнями и палками, сидел в темницах, терпел кораблекрушения.
Святой апостол Павел основал много церквей, посещал и обходил их не раз, писал им свои послания. И он был весь предан Господу, не страшась смерти. «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Филип. 1:20-21).
Апостол Павел с радостью переносил обиды и оскорбления, живя любовью ко Спасителю. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) – говорил он.
Святой апостол Павел окончил свои дни в Риме. Он был жестоко казнен. За веру во Христа, за проповедь Христову ему усекли главу.
Апостолы Петр и Павел – воплотившаяся в человеках Божественная любовь. Любовь всепобеждающая, попаляющая всякий страх, всякую гордость и себялюбие. Оба они прошли путь, полный скорбей. И оба окончили свою жизнь мученически. В скорбях и мученичестве апостолы прославляли Христа. Воспевали Его словом и делом, всей своей апостольской жизнью. Силой Божией они сотворили множество чудес. Своей проповедью и жизнью во Христе, они привели к Богу народы. Они исполнили заповедь Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел – величайшие проповедники Христа, пребывали в смирении и кротости, не превозносясь, не испытывая гордости.
Такой апостольской любви ко Христу, смирения и терпения требует наше православное миссионерство. Каждый православный христианин – миссионер, следуя за Христом, он идет апостольским путем. Своим поведением, своим образом жизни, христианин должен проповедовать Христа.
Будем подражать святым апостолам, будем жить не ради своего «я», не ради утоления своих желаний и похотей, а ради Христа. И для этого нам необходимо покаяние. Такое покаяние, как у апостола Петра, чтобы Христос принял нас и вошел в наши сердца. Нужно покаяние и любовь, чтобы отворить сердце Богу, чтобы как апостол Павел сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
Весь наш русский народ еще со времен святого равноапостольного князя Владимира был призван на апостольский путь в истории человечества. Но мы свернули с этого пути в 1917 году. Отреклись от Бога и от Царя. И до сих пор блуждаем в потемках каких-то новых учений, отвращающих нас от истинного Бога.
Будем каяться, будем лить слезы и просить Бога, чтобы Он простил нас, как простил апостола Петра. Чтобы он вывел нас на крепкий путь, указанный князем Владимиром, и вернул Руси ее апостольское призвание. Будем молиться, чтобы Россия вновь стала Русью Святой, как Савл, гонитель христиан, стал святым апостолом Павлом.
Пойдемте же, братья и сестры, апостольским путем, дорогой утверждения Истины, дорогой любви и спасения!
Аминь.
С любовью во Христе, +митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин
11.07.2018
http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/11/apostoly_petr_i_pavel_voplotivshayasya_v_chelovekah_bozhestvennaya_lyubov/
Дмитрий Н:
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, или В чем состоит главная церковная реформа?
Иерей Андрей Чиженко
12 июля мы чествуем святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост, который в нынешнем году по продолжительности почти не уступал Великому.
И в течение всего Петрова поста в Украине бушевал и продолжает бушевать автокефальный «пожар» в умах людей, умело раздуваемый СМИ. По этому поводу в свете большого церковного праздника святых апостолов хотелось бы поговорить вот о чем.
Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на цепочку летних праздников. Чуть более месяца назад мы праздновали главный праздник, завершающий Триодь Цветную – это День Святой Троицы. На мой взгляд, последующие праздники являются своего рода событиями-спутниками, сателлитами Дня Святой Троицы.
В чем главный смысл вышеупомянутого праздника? День рождения Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов. Но это не было точкой, а явилось началом, открытием Неба. Святой Дух продолжает сходить и на нас, потому что в Церкви соблюдается законная священническая иерархия. И в каждом епископе, иерее или диаконе Украинской Православной Церкви можно проследить цепочку рукоположений (хиротоний тех, кто рукополагал конкретного священнослужителя) до святых апостолов. Таким образом, ток благодати Святого Духа нигде не был прерван. Он шел прямо от Христа. В этом суть Церкви.
Петров пост предваряет День Святой Троицы. Потом мы празднуем День Всех святых и День Всех святых, в земле Русской просиявших, как символ того, что благодать Духа Святого из Сионской горницы Пятидесятницы продолжает изливаться на сотни поколений православных христиан, соделывая их святыми. Она продолжает изливаться и на нас.
7 июля мы празднуем Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна как Провозвестника нашего спасения.
И, наконец, завершается пост живым камнем фундамента Церкви – днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые будто бы нам говорят, что благодать Святого Духа, Излившегося в день Пятидесятницы, хранится и передается в апостольской преемственности. И без нее не может быть Церкви. Вспомним девятый член Символа Веры: «Верую… Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Без апостольской преемственности Церкви нет. И как бы определенные круги ни пытались легитимизировать раскол, из него Церковь не получится, потому что Ее на грехе не построишь. Грех всегда остается грехом. И врачуется он только покаянием и присоединением через покаяние к каноничной Православной Церкви.
И закон этот не человеческий, но Божий. На догматах как богооткровенных истинах и канонах, как правилах, установленных Соборами святых отцов по внушению Святого Духа, стоит Церковь. И фундамент ее апостольская преемственность. Без нее нет священства.
Ситуация в Украине не нечто новое. История знает много примеров, когда короли, курфюрсты, князья, императоры и прочие люди власти пытались вмешаться в дела Церкви. Из этого ничего хорошего не выходило. Попытка соединить Христа и Велиара рождала урода, организацию, которая внешне, может, и напоминала Церковь, но была лишена Ее внутренней спасительной силы. Такая религиозная организация превращалась в общественно-политическую институцию, в которой на полном серьезе на самом высоком уровне могло идти обсуждение о надобности из огласительных молитв убрать отрицание от сатаны или делали попытки «догматизировать» учение о том, что Христос и диавол – равноправные «сыны» Божии, либо, к примеру, женщину-лесбиянку выбрать «епископом».
Хотим ли мы этого? Хотим ли мы притянуть Церковь в мир? Окунуть Ее белую и святую одежду в грязь?
Мне кажется, что церковную реформу нужно начинать не с политической трибуны, но с самого себя: начать читать утренние и вечерние молитвы, жить жизнью Церкви, исповедоваться, причащаться, читать Псалтирь, творить дела милосердия, быть внимательным к жизни собственной души…
Объем работы здесь огромен! Стоит только с Божьей помощью приступить.
Вспомним, от чего пала Византия? Там была такая поговорка: «В Константинополе много богословов, но мало христиан». Вот и некоторые современные люди в каком-нибудь баре за бокалом пива с колбаской или в очереди супермаркета обсуждают вопрос автокефалии. Но хочется спросить такого человека: «Дорогой, когда ты последний раз крестился, призывал Святую Троицу, раскрывал молитвослов или был в храме?»
Если человек стоит в храме, подобно мытарю, плачет и внутренне бьет себя в грудь, а его душа вопиет к Богу: «Боже, милостив буди мне, грешному», то ему не до автокефалии. Он ищет исцеления и спасения.
Вот и нам нужно искать прежде всего спасения души. И в этом для нас должна состоять главная церковная реформа – реформа, метанойя, изменение самого себя.
Источник: Портал «Православная жизнь»
12 июля 2018 г.
https://pravoslavie.ru/114342.html
Дмитрий Н:
Послание апостола Петра... к пастве апостола Павла
Диакон Павел Сержантов
Святой апостол Петр
1-е Послание апостола Петра... Посмотрим внимательно, кому пишет святой Петр? «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1: 1). Перечислены места, где были основаны многолюдные христианские Церкви. Основаны не Петром, а Павлом.
О перечисленных общинах по-отечески заботился апостол Павел. Поэтому среди книг Нового Завета мы читаем Павловы Послания к галатам, к ефесянам (Ефес находился в упомянутой Асии). Апостол Павел и в посланиях из тюрьмы наставлял свою паству, переживал за нее. И вот наступил момент, когда Павла больше нет с ефесянами, с галатами... Он принял мученический венец в Риме - за проповедь о Христе. Его паства тяжко печалилась, потеряв духоносного наставника. Паству смущали речистые завистники апостола, которые доказывали, что Павел не вполне правильно учил, да по большому счету и не апостол он.
Во время этих искушений паству апостола Павла очень поддержал апостол Петр. Он подтвердил апостольское достоинство Павла и то, что учение Павла - от Христа. Святой Петр укрепил сердца людей, напомнил, что за страданиями Христовыми последовала слава (см.: 1 Пет. 1: 11). Сходным образом будет и с каждым христианином: с апостолом Павлом и с теми, кто ему поверил. Сначала скорбь, а потом радость (см.: 1 Пет. 1: 6). Господь всегда дает мученикам и исповедникам войти в небесную радость. Так апостол Петр утешил своих братьев во Христе.
И слова утешения они получили из того самого города, где пострадал за Евангелие Павел. На ветхозаветном языке апостол Петр обозначил этот город как Вавилон (см.: 1 Пет. 5: 13). Для знакомых с Писанием название - хорошо известное. Столица древней империи, место пленения народа Божия, территория страданий, откуда был совершен «второй исход» в Землю Обетованную. А задолго до того на земле Вавилона богоборческий порыв воздвигал пресловутую башню. Господь не позволил ей вырасти «до неба», Он смешал языки строителей башни. Строители перестали понимать друг друга, и амбициозный проект обвалился.
Во дни апостола Петра был свой Вавилон. Имперский Рим тоже затевал грандиозные проекты, там тоже смешивались все языки, смешивались и все религии. Нашлись среди жителей Римской империи «креативные» граждане, смешали и Евангелие с язычеством. Им понравилась в Евангелии весть о том, что Господь освободил нас. Они к этому добавили свою трактовку свободы: «Всё мне позволительно». На что апостол Павел возразил: «Но не все полезно... ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Грешить мне не полезно. Как свободный человек и христианин, я не могу позволить греху возобладать надо мной, поработить меня, погубить меня.
***
Нам до боли знакома древняя и весьма популярная в наши дни полуязыческая трактовка свободы: «Полная свобода - это когда всё позволено».
Против языческой вседозволенности выступали апостолы Павел и Петр. Обращаясь к христианам, апостол Петр напоминает им, что они - «свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2: 16). Свободные!
Сколько же злодеяний затеяно и доведено до победного конца только потому, что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе? А сколько еще будет? Неисчислимое множество. Слишком удобная ширма - свобода. Вот ей и пользуются все подряд. Итак, свобода не может быть прикрытием зла, но что тогда?
Что такое свобода подлинная? О ней пишет боговдохновенный Петр: она делает людей свободными... рабами Божиими.
Убиение святого апостола Павла
Вот и затронута любимая тема радикальных критиков Православия: «Ваш Бог вас порабощает, вы Его рабы. Христианство - религия рабов». Что ж, с техниками порабощения человечество прекрасно знакомо. За последние 200 лет были популярны техники порабощения по формуле: «Свобода! Равенство! Братство!» Через свободу к тоталитарному рабству вели людей вожди-поработители. Сам поработитель наслаждался свободой слова без ограничений, высказывал на свой вкус то одни идеи, то прямо противоположные. А вот подданные не смели и голоса подать против очередных социальных проектов своего вождя, им сызмальства внушали: свобода - это осознанная необходимость. А начиналась новая жизнь под диктат «Большого Брата» с того, что людей «покупали» на красивые слова о свободе.
С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал собратьям: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. 1: 18-19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни, сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было. И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на серьезный риск, но на верную смерть - никогда. Все поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были. Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о Спасителе. Порабощение здесь ни при чем.
Христианство - не религия рабов, не религия людей, начисто лишенных человеческого достоинства. Свободные... рабы Божии - это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого рабства? От горького рабства греху, от рабского служения страстям.
Господь Иисус Христос освободил людей: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (греч.: ти дикеосини зисомен): ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека. Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов.
Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты - свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной свыше жизни - первоверховные апостолы Петр и Павел.
12.07.2018
http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/12/poslanie_apostola_petra_k_pastve_apostola_pavla/
Дмитрий Н:
Путь креста
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла …
Какое блаженство в исповедании истины! «Ты Христос, Сын Бога Живаго», — говорит апостол Петр, которому не плоть и кровь открывают истину, но Отец, Сущий на небесах. И устами апостола Павла, «избранного не человеками и не чрез человеков» до скончания века за каждой Божественной литургией Церковь благословляет всех верных истиной: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Восхождение к совершенному приобщению истине заключается в следовании за Христом. Потому что пути Божии — не наши пути.
Мы знаем, что произошло тотчас же после благодатного исповедания Петра. Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа в сторону и начинает выговаривать Ему: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи. Ты Помазанник Божий. Ты не можешь быть убитым. В Твоей власти победить мир. Ты — Сын Божий. Ты можешь восстановить былую мощь и славу Израиля. Ты можешь накормить голодных, одеть нагих. Ты можешь установить на земле царство правды и справедливости». Это не слова Петра. Это наши слова, произносимые нами в разных местах и в разные эпохи. Какого царства, силы и славы ищем мы для России, для Церкви и для себя? Самую главную нашу молитву «Отче наш» мы завершаем возгласом: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Единственная слава, которую ищет Христос, — слава Креста. Единственная сила, которая исходит от Креста, — немощь Его поражения и смерти. Единственное Царство, открываемое этой смертью, принадлежит к другому миру.
У апостола Павла первоначально была такая же реакция. Он по своему опыту знал, что проповедь о Христе распятом — «иудеям — соблазн и эллинам — безумие». Так естественно человеку желать царства и силы и славы без ужаса смерти. Но есть только один путь для Христа, для Его победы над миром — путь Креста. Противостояние Петра Кресту становится соблазном и искушением для Христа. И Христос обращается с самым гневным обличением к Петру: «Отойди от Меня, сатана. Ты враг Божий! Ты хочешь идти только человеческим путем, отвергая путь Божий». Петр, первоверховный апостол, становится орудием диавола, искусителя. Лучший ученик Христов служит аду, его попытке уничтожить Церковь. И Павел, первоверховный апостол, гнал Церковь Божию. Его вражда против Христа Бога исходила из его ревности по закону и естественной человеческой правде. Пока воскресший Христос не остановил его на пути в Дамаск.
Мы все, в том числе самые праведные из нас, — грешники, за которых Христос умер. Мы — враги Божии, которых Бог спас. Мы рабы греха и диавола, которых Бог искупил честною Своею Кровию. Мы хотим избежать пути креста не только для себя, но и для Христа. Но Он избирает только путь страданий — ради нас. Подобно Петру и Павлу — до подлинного их просвещения — мы соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняется из этого мира. Но таков наш Бог. И Ему не находится места в мире, кроме как на Кресте.
Путь Христа должен стать путем первоверховных апостолов Петра и Павла, всех апостолов, мучеников, всех святых. Путь креста — единственный путь, каким мы можем идти. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но умерли. У учеников Христовых не должно быть иллюзий, как это часто бывает у нас, что означает крестоношение. В первом веке несущий свой крест обыкновенно нес его к месту своей казни. Многие из нас сетуют на болезни, на трудности в семье, на безденежье, называя это крестами, которые мы должны нести. Все эти скорби реальны, но не о таком кресте говорит Христос. Крест, о котором Он говорит, — крест смерти. Он дает это ясно понять, когда говорит, что кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее.
Все должно быть перевернуто Крестом в этом перевернутом грехом мире. Приобретение оказывается утратой, спасение жизни — гибелью ее. И наоборот: поражение — победой и смерть — жизнью. В Царстве Божием блаженны вечным блаженством нищие, плачущие, оклеветанные, гонимые ради Христовой правды. И все это означает несение креста и следование за Христом до смерти. Но это не означает подражание Христу. Мы не можем умереть, как умер Он. Петр подошел к Его смерти совсем близко. Предание говорит, что он был распят, по его просьбе, вниз головой. Ему лучше было принять смерть на кресте как совершенный дар от Христа, чем пытаться подражать совершенству Христа даже в смерти.
Мы помним, как на Тайной Вечери Христос говорит Петру, готовому умереть за Господа, но не отречься от Него: «Умереть? Ты не сможешь этого сделать сейчас, Петр. Ты отречешься от Меня, прежде чем умрешь за Меня. Ты хочешь умереть за меня, но прежде Я должен умереть за тебя. Ты не сможешь защитить Меня. Моя смерть защитит тебя и всех любящих истину от предательств и отречений, от страданий и смерти, которым ты предашь Меня. Но придет день, когда ты уже не будешь желать так умереть, когда смиришься вконец, — тогда другой препояшет тебя и поведет тебя на смерть за Меня». Другой — по толкованию святого Иоанна Златоуста — это Дух Святой. Но прежде Христос должен умереть за Петра.
И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое» (Деян. 9, 13—14). Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».
Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19).
Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
11.07.2018
http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/11/put_kresta/
Навигация