С Праздником Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла!
Александр Васильевич:
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в новоосвященном храме свв. апп. Петра и Павла в Сестрорецке
11 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью.
***
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня большое событие: в этот воскресный день мы торжественно освятили храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке рядом с тем местом, где в далеком 1718 году по повелению Петра Великого впервые на воду было спущено судно, явившееся прототипом подводных лодок. Это было особое событие. Здесь, в водах озера, и произошло первое испытание этого судна, и потому было правильно и справедливо именно здесь, у этого берега, построить храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, храм, который был бы посвящен всем тем, кто погиб, служа в подводном флоте, борясь за свободу своего Отечество. Мы вспоминаем сегодня всех героев, которые жизнь свою положили за Отечество, служа Родине в этом очень непростом подразделении Вооруженных Сил — Подводном флоте России.
Сегодняшнее чтение из второго послания апостола Павла к Коринфянам содержит такие замечательные слова: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Мы освятили храм в честь апостолов Петра и Павла, эти два человека всю свою жизнь сеяли слово Божие. Никакие самые страшные обстоятельства жизни — ни избиение, ни гонения, ни заточение в темницу, ни, наконец, смерть — ибо апостол Петр был пригвожден ко кресту вниз головой во времена императора Нерона в Риме, а апостол Павел во времена того же жестокого императора также погиб в Риме усеченный мечем — не сломили и не могли сломить дух апостолов. Они всю свою жизнь отдавали, ничего не получая взамен, крова не имея над головой, переходили из одного города в другой, из одного селения в другое, сея слово, которое способно было отобразиться великой жизненной мудростью в сознании, в сердцах людей, и привести их ко спасению, к полноте жизни здесь, на земле, и в Царствии Божием.
Церковь вспоминает это удивительное сеяние святых апостолов с величайшей благодарностью, а также вспоминает и всех тех, кто сеял, творил доброе, нес людям свет, устрояя их земное благополучие и содействуя их спасению в вечности. И перед мысленным взором проплывают имена многих великих угодников Божиих, святых людей, но также и государственных мужей, и полководцев.
Мы вспоминаем имя Петра I. Он не был святым человеком, но сеял обильно, а потому и щедро пожинал, и мы с вами сегодня пожинаем, в каком-то смысле, те уже развившиеся плоды, которые он некогда посеял.
Каждый к самому себе может применить эти великие Божии слова, что слышали мы сегодня. Нет ни одного человека, который бы не хотел щедро пожинать, только одни действительно пожинают, а другие только хотят, и, более того, устремляясь к этой обильной жатве, готовы собирать без всякого сеяния, готовы пожинать то, что другие посеяли, и еще бороться за этот урожай, творить беззакония, клеветать на тех, кто сеял, отталкивать их кулаками или локтями, а иногда даже и на жизнь посягать, думая, что самое главное завладеть этим урожаем: причем тут сеяние? пусть другие сеют, это мне принадлежит. По этой страшной логике развивается сегодня многое в современной, человеческой цивилизации, потому что обладание является в глазах многих ценностью, а не сеяние.
Ничего в нашем мире не может совершаться вопреки Божиему Закону, мы все это хорошо понимаем, когда речь идет о Богом созданных физических законах жизни. Все понимают, что яблоко падает на землю, а не в небо. И никому в голову не приходит опровергать этот очевидный закон тяготения. Но мы с легкостью игнорируем Божии нравственные законы, которые Он вложил в природу человека. А результат игнорирования тот же самый: если человек захочет спрыгнуть с высокого дома, думая, что не сработает закон тяготения, он разобьется (и это очевидно для каждого), но точно также мы разбиваемся как личность, теряем стержень жизни, опору жизненную, разрушаем себя и своих ближних, разрушаем свои семьи, страну неоднократно разрушали только потому, что считаем недейственными Божии нравственные законы. Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, — это закон. Это не гипотеза, это не предположение — это закон, и вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и доброго собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.
Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто проявил замечательную инициативу и здесь, на берегу Разлива, в таком памятном месте, где были посеяны семена нашего подводного флота, построил этот замечательный храм.
Удивительным образом сегодня в том же самом апостольском чтении находим другие слова, которые могут быть большой поддержкой тем, кто трудился, созидая этот храм, кто вносил свои деньги, кто вносил какую-то иную лепту в его созидание. А слова вот какие: Доброхотное делание любит Бог (см. 2 Кор. 9:7). Когда мы по доброй воле делаем доброе дело, приносим в храм свою жертву, участвуем в строительстве храма не потому что кто-то нам приказал и не потому что какие-то скрытые мысли толкают нас к такому доброделанию, что, мол, сделаю — люди узнают, слава мне будет, почет, уважение, а вместе с тем может быть и по службе куда продвинусь, может и богаче от этого стану; если не такая логика стоит за добрыми делами, а искреннее желание сделать во славу Божию, доброхотно, добровольно, то такого человека любит Бог. Это не мои слова, не слова человеческой мудрости, а опять-таки Божии слова, Божий закон жизни. Как многому можно научиться из двух фраз, именно потому, что эти фразы Богу принадлежат.
Если мы научимся строить свою жизнь так, чтобы щедро сеять и получать щедрый урожай и собирать, помня, что скупо сеющий скупо и пожнет; если будем помнить о том, что доброхотно делающих любит Бог, то как изменится наша жизнь, как много прекрасных свершений мы сделаем в своей личной семейной жизни, в общественной государственной жизни. Мы так нуждаемся в этом Божием свете в нашей жизни, в радости, мире, покое, в законном благополучии, в тех ценностях, которые нашими же трудами по воле Божией и созидаются. Мы нуждаемся сегодня во всем этом и как народ, и как страна, и как государство.
И да поможет нам Бог в этом доброхотном созидании добра, в надежде на то, что Господь поможет нам преодолевать скорби сего временного человеческого жития и обрести полноту жизни. Аминь.
http://www.sedmitza.ru/news/825688.html
Александр Васильевич:
С Праздником Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла!
Тропарь, глас 4
Апостолов первопрестольницы/
и вселенныя учителие,/
Владыку всех молите/
мир вселенней даровати//
и душам нашим велию милость.
Величание
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле,/
весь мир ученьми своими просветившия/
и вся концы//
ко Христу приведшия.
Александр Васильевич:
Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Великие апостолы и проповедники Христовы, связанные в истории христианства, в своей жизни не были связаны столь тесно, и сильно отличались друг от друга по характеру и обстоятельствам жизни.
Апостол Петр - уроженец города Вифсаиды, старший брат апостола Андрея, жил со своим семейством в городе Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Самого Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он - все время рядом с Христом, особенно сильно привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу.
Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фавор во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха - отступничества, который он искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Божественного Учителя. Но лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: "Идите и скажите ученикам и Петру..." Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих".
И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5.000, а потом еще 3.000 человек. Петр прославился и многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бесстрашно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 57 г. Приговоренный ко кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть как Господь. Апостол Павел носил имя Савл, что значит "выпрошенный", "вымоленный", и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителем того времени. Савл вырос неистовым защитником отеческого закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрывались от иудеев многие из учеников Христовых, с тем чтобы привести их в оковах в Иерусалим. Но вот на пути его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В то же самое время Господь Иисус открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит. С этого времени Павел сделался новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников. Вскоре последовало чудесное возвращение зрения и крещение Павла, и вот мы видим его ревностно проповедающим ту самую христианскую веру, которую он первоначально гнал с такой жестокостью. Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою жизнь. Чудеса им совершенные, церкви им основанные, речи им произнесенные, послания им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа и, наконец, действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною в Риме в 64 г. - все это несомненно доставило ему право на высокое звание первоверховного апостола, а 14 посланий апостола Павла чтутся Церковью как источник истинного христианского учения. Наставляя так-же и нас своими посланиями и житием, первоверховные апостолы показывают одновременно, как мы должны поступать в тех случаях, когда сталкиваемся с вызовом от врагов нашей веры, к числу которых, тогда и ныне, принадлежат оккультисты, т.е. колдуны, чародеи и экстрасенсы, а также и сторонники идолослужения, т.е. кришнаиты и неоязычники. Апостол Павел предупреждает их и нас: "Дела плоти известны; они суть: идолослужение, волшебство... поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5, 19-21).
Сегодня, когда чародеи соблазняют десятки тысяч, жаждущих пищи духовной, не пора ли обличать их столь же бесстрашно силой веры и слов Христовых? Ведь не страшился когда-то Апостол Петр громко молиться перед огромной толпой римлян: "Господи Иисусе Христе, Боже мой! Открой народу ложное чудо, творимое волшебником, чтобы он не соблазнял больше народа, в Тебя верующего". И тотчас, возносимый бесами на небо, Симон-волхв рухнул вниз и разбился насмерть, сопровождаемый насмешками обманутого народа, к которому апостол тут же обратился с проповедью о Спасителе. Мы же, по своему маловерию и малодушию, избегаем обличать современных лжеучителей и кудесников, забыв, повидимому, обетование Господа: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам" (Лук. 10, 19).
Этому обетованию следовали первоверховные апостолы Петр и Павел, как истинные ученики и благовестники Христовы.
http://baku.eparhia.ru/christian/celebration/apostle_petr_pavel/
Александр Васильевич:
Протоиерей Александр Шаргунов
Блаженство в исповедании истины
29 июня / 12 июля - празднование Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Какое блаженство в исповедании истины. «Ты Христос, Сын Бога живаго», - говорит апостол Петр, которому не плоть и кровь открывают истину, но Отец, Сущий на небесах. И устами апостола Павла, «избранного не человеками и не чрез человека» до скончания века за каждой Божественной литургией Церковь благословляет всех верных истиной: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Но восхождение к совершенному приобщению истине заключается в следовании за Христом. Потому что Божии пути - не наши пути.
Мы знаем, что произошло тотчас же после благодатного исповедания Петра. Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа в сторону и начинает выговаривать Ему: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи. Ты помазанник Божий. Ты не можешь быть убитым. В Твоей власти победить мир. Ты - Сын Божий. Ты можешь восстановить былую мощь и славу Израиля. Ты можешь накормить голодных, одеть нагих. Ты можешь установить на земле царство правды и справедливости». Это не слова Петра. Это наши слова, произносимые нами в разных местах и в разные эпохи. Какого царства, силы и славы ищем мы для России, для Церкви и для себя? Самую главную нашу молитву «Отче наш» мы завершаем возгласом «яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Единственная слава, которую ищет Христос, - слава Креста. Единственная сила, которая исходит от Креста, - немощь Его поражения и смерти. Единственное Царство, открываемое этой смертью, принадлежит к другому миру.
У апостола Павла первоначально была такая же реакция. Он по своему опыту знал, что проповедь о Христе распятом - «иудеям - соблазн и эллинам - безумие». Так естественно человеку желать царства и силы и славы без ужаса смерти. Но есть только один путь для Христа, для Его победы над миром - путь Креста. Противостояние Петра Кресту становится соблазном и искушением для Христа. И Христос обращается с самым гневным обличением к Петру: «Отойди от Меня, сатана. Ты враг Божий! Ты хочешь идти только человеческим путем, отвергая путь Божий». Петр, первоверховный апостол, становится орудием диавола, искусителя. Лучший ученик Христов служит аду, его попытке уничтожить Церковь. И Павел, первоверховный апостол, гнал Церковь Божию. Его вражда против Христа Бога исходила из его ревности по закону и естественной человеческой правде. Пока воскресший Христос не остановил его на пути в Дамаск.
Мы все, в том числе самые праведные из нас, - грешники, за которых Христос умер. Мы враги Божии, которых Бог спас. Мы рабы греха и диавола, которых Бог искупил честною Своею кровию. Мы хотим избежать пути креста не только для себя, но и для Христа. Но Он избирает только путь страданий - ради нас. Подобно Петру и Павлу - до подлинного их просвещения - мы соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняется из этого мира. Но таков наш Бог. И Ему не находится места в мире, кроме как на Кресте.
Путь Христа должен стать путем первоверховных апостолов Петра и Павла, всех апостолов, мучеников, всех святых. Путь креста - единственный путь, каким мы можем идти. Ибо «если кто хочет идти за Мной, - говорит Христос, - да отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной. Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но умерли. У учеников Христовых не должно быть иллюзий, как это часто бывает у нас, что означает крестоношение. В первом веке несущий свой крест обыкновенно нес его к месту своей казни. Многие из нас сетуют на болезни, на трудности в семье, на безденежье, называя это крестами, которые мы должны нести. Все эти скорби реальны, но не о таком кресте говорит Христос. Крест, о котором Он говорит, - крест смерти. Он дает это ясно понять, когда говорит, что кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее.
Все должно быть перевернуто Крестом в этом перевернутом грехом мире. Приобретение оказывается утратой, спасение жизни - гибелью ее. И наоборот: поражение - победой и смерть - жизнью. В Царстве Божием блаженны вечным блаженством нищие, плачущие, оклеветанные, гонимые ради Христовой правды. И все это означает несение креста и следование за Христом до смерти. Но это не означает подражание Христу. Мы не можем умереть как умер Он. Петр подошел к Его смерти совсем близко. Предание говорит, что он был распят, по его просьбе, вниз головой. Ему лучше было принять смерть на кресте как совершенный дар от Христа, чем пытаться подражать совершенству Христа даже в смерти.
Мы помним, как на Тайной Вечери Христос говорит Петру, готовому умереть за Господа, но не отречься от Него: «Умереть? Ты не сможешь этого сделать сейчас, Петр. Ты отречешься от Меня, прежде чем умрешь за Меня. Ты хочешь умереть за меня, но прежде Я должен умереть за тебя. Ты не сможешь защитить Меня. Моя смерть защитит тебя и всех любящих истину от предательств и отречений, от страданий и смерти, которым ты предашь Меня. Но придет день, когда ты уже не будешь желать так умереть, когда смиришься вконец, - тогда другой препояшет тебя и поведет тебя на смерть за Меня». Другой - по толкованию святого Иоанна Златоуста - это Дух Святой. Но прежде Христос должен умереть за Петра.
И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».
Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19).
Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви - святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте - жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь.
http://www.ruskline.ru/analitika/2011/07/11/blazhenstvo_v_ispovedanii_istiny/
протоиерей Георгий Завгородний:
http://f-georgiy.livejournal.com/80592.html
Навигация