Оптина Пустынь и «политтехнологи»
От редакции: Мы предлагаем читателю распечатку записи беседы на радио «Радонеж» с обозревателем, иконописцем Виктором Александровичем Саулкиным. Передача вышла в эфир почти два месяца назад, но в связи с последними событиями вокруг публикации подпольной записи выступления Патриарха Кирилла в Оптиной пустыни неожиданно стала актуальной.Вопрос: Виктор Александрович, в последнее время в некоторых СМИ появился ряд материалов, в которых очень критично отзываются о современной Оптиной Пустыни. Один из таких материалов подписан автором «Виктор Оптинский». Вы много лет бываете в Оптиной, сопровождаете паломников от паломнической службы «Радонеж», посвящали передачи Оптиной Пустыни. Как Вы могли бы оценить достоверность подобных критических отзывов о современной жизни монастыря?В. С. Действительно, в последнее время появилось много подобных материалов в СМИ, и они явно исходят из одного источника. Признаюсь, я не удивлен полетом творческой фантазии этих журналистов. После информационной компании, развязанной против Боголюбова, многие предсказывали, что следующей попыткой выставить православные монастыри «оплотами мракобесия» станет клеветническая компания на Оптину Пустынь. Не трудно догадаться, кто стоит за подобными публикациями. Поверьте, никому из тех, кто бывает в Оптиной, кто с благоговением относится к памяти преподобных старцев, никогда бы не пришло в голову подписываться таким псевдонимом: «Виктор Оптинский». Оптинский для православных - это преподобный батюшка Амвросий, оптинские для нас преподобные старцы, чьи мощи почивают в святой обители, а не какой-то бесфамильный журналист. Это даже не дерзость со стороны автора статьи, а обыкновенная наглость и к тому же невероятная глупость. Ясно, кто пишет подобные статьи, кто способен так подписывать свои материалы. Не один православный человек никогда такого бы себе не позволил.
Вопрос. Но почему именно Оптина стала объектом этой травли?В.С. Нетрудно догадаться. Ведь Свято-Введенская Оптина Пустынь - второй монастырь, который вернули Церкви. Первым отдали Свято-Даниловский монастырь в Москве. Обе обители стали возрождаться из руин и невероятного запустения. Я думаю, нет необходимости напоминать о том, что в те годы для нас означало восстановление Даниловского монастыря и возвращение Церкви Оптиной пустыни. Как выглядела Оптина 20 лет назад, тому, кто сегодня приезжает в монастырь, представить невозможно.
Полуразрушенные монастырские стены. На месте Владимирского храма - ровно утоптанная земля. На месте Казанского - четыре разрушенные кирпичные стены без крыши. Пустырь, заросшие травой развалины, от могил Оптинских старцев не оставалось даже и следа. В те годы я был очевидцем, как бравый полковник-артиллерист в папахе, с чапаевскими усами, глядя на монастырскую разруху, объяснял своей семье: «Работала, вероятно, авиация...». Ни артиллерия, ни авиация по Оптиной не работали. Разрушала монастырь дикая и неутолимая ненависть богоборцев к православной святыне. С архимандритом Евлогием, который возрождал и восстанавливал Свято-Даниловский монастырь, в Оптину Пустынь прибыли несколько монахов, вынесли битые кирпичи и мусор из уцелевшей надвратной башни, отмыли полы и отслужили первую службу.
В наши дни богослужения совершаются в Введенском и Казанском соборах, во Владимирской церкви, в новом Преображенском храме. Но в Оптиной Пустыни восстановлены не только храмы. У монастыря в Воскресный день обычно стоят не меньше 20-25 автобусов и десятки машин. Паломники приезжают из Сибири, с Урала, с Украины. Оптина в современной России возродилась и стала таким же духовным центром, каким была в Российской империи, когда тысячи людей стремились попасть к оптинским старцам.
Приезжают, конечно же, и сегодня. Прежде всего, к преподобным старцам Оптинским. Приезжают к ним как к живым. Батюшке Амвросию, и всем старцам Оптинским молятся и в Австралии, и в Канаде, и на Дальнем Востоке, получая в ответ благодатную помощь. Но, приезжая в Оптину, мы приходим в родную обитель преподобных старцев. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, знают, что в Оптиной все, что происходит с тобой, происходит по благословению преподобных старцев Оптинских. Ты у них в гостях. Причем, не всегда то, что происходит, совпадает с твоими желаниями и планами. Случается, что только спустя некоторое время ты понимаешь, почему все складывалось именно так, в чем был Промысел Божий. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, могут подтвердить мои слова. Молитву Оптинских старцев, их благодатное присутствие чувствуют все, кто приезжает в монастырь. И паломники стараются вести себя, если можно так сказать, внимательно и вежливо, как гости в присутствии хозяев святой обители - преподобных старцев.
Вопрос. Виктор Александрович, когда Вы первый раз побывали в Оптиной Пустыни?В.С. Моя жизнь с Оптиной связана с 1988 года, когда я по благословению одного из наших архиереев, написал икону святых, прославленных к 1000-летию Крещения Руси. Среди них был и преподобный Амвросий Оптинский. Надо заметить, что владыка, через своего духовного отца, был связан со старой Оптиной. По-видимому, по его молитвам и привел меня Господь в Оптину Пустынь. С тех пор особенно почитаю преподобного старца Амвросия, всех Оптинских старцев и считаю милостью Божией то, что все эти годы почти каждый месяц удается посещать Оптину. Да и деятельность общества «Радонеж» тесно связана с Оптиной. В 1989 году в Москве, а затем в Петербурге «Радонеж» организовывал две выставки «Царский архив» и «Оптина Пустынь и ее время». В Петербурге выставка, посвященная Оптиной, проходила в только что возвращенном Церкви Владимирском храме. Среди тех, кто устраивал выставку, был о. Геннадий Беловолов, тогда еще мирянин. А в 1996 году, когда торжественно прославляли собор старцев Оптинских, о. Геннадий служил раннюю литургию в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной... Одно из первых мероприятий общества «Радонеж», в том же 1989 году, - вечер в клубе «Меридиан», посвященный Сергею Александровичу Нилусу. Жизнь Сергея Александровича тесно связана с Оптиной, для многих знакомство с Оптиной начиналось с его книги «На берегу Божьей реки». Почти 20 лет в Оптинском лесу располагается летний лагерь православной гимназии «Радонеж»,
Как молитвы старцев влияют на жизнь всех, кто приходит в эту святую обитель на берегу «Божьей реки», могут, конечно же, рассказать очень многие из паломников. Все знают, как Оптина связана с Русской литературой. Могилки Киреевских, находятся рядом с могилой их духовника - старца Макария. Чем была Оптина для Гоголя, Достоевского, думаю, тоже нет необходимости напоминать. Скит удалось сохранить в советское время, потому, что там располагался литературный музей. Сегодня о том, что значит Оптина в их жизни, много могли бы рассказать профессор Владимир Алексеевич Воропаев и писатель Виктор Николаев. Виктор две свои последние книги написал, почти все время находясь в Оптиной. Да и не только писатели, очень многие мои знакомые благодарят Бога, за то, что обрели для себя этот «островок Неба» на земле. И, мы все, повторю, понимаем, что в Оптину приезжаем в гости к преподобным старцам. Каждый из нас имел возможность в этом убедиться.
Тем более, это осознают современные насельники Оптиной Пустыни, и считают себя смиренными послушниками в обители преподобных старцев Оптинских, и чувствуют всю ответственность перед святыми старцами и Оптиной, куда привел их нести послушание Господь.
Конечно, я не стану утверждать, что в Оптиной все только замечательно и благостно, нет никаких проблем. Монастырь-то живой, значит идет и духовная брань, преодолеваются всевозможные искушения. Приходится решать многочисленные хозяйственные задачи. Мне, например, сегодня очень не хватает той простоты, которая была в Оптиной в первые годы. Но это, наверное, естественно. Одно дело, когда в монастыре подвизается два-три десятка иноков и послушников, приезжает два-три автобуса паломников, совсем другое, когда число братии переваливает за сотню, огромное подсобное хозяйство, монастырские подворья в Москве и Петербурге, а летом на автобусной площадке стоят по воскресным дням не меньше двадцати - двадцати пяти автобусов и десятки машин. Другие заботы, другие сложности и другие искушения.
Преподобный Амвросий написал, что после отмены крепостного права в обитель стали приходить люди простого звания, гораздо хуже приспособленные к монашеской жизни; меньше природного смирения и терпения. Что же говорить о наших современниках. Но именно современные насельники Оптиной и возродили обитель. А каких трудов (даже не духовных, о которых нам неведомо), а просто физического тяжелого труда, болезней, стоило это первым насельникам Оптиной, думаю, многие могут представить.
Но рассуждать о монастырской жизни, о ее сложностях и искушениях, нам, мирянам, не пристало. Преподобный старец Лев Оптинский любил повторять, что если бы люди знали, какие искушения и скорби ожидают тех, кто вступает на монашеский путь, то никто бы не решился на постриг. Господь до времени эти скорби скрывает. Но, если бы люди знали, какие духовные утешения Господь и Пресвятая Богородица посылает монахам, то в миру бы никого не осталось. Нам с вами это тем более неведомо.
Монашеская жизнь нам знакома по «Добротолюбию», по «Патерикам». Поэтому рассуждать об этом за чаем в семье, или с паломниками в монастырской гостинице, приехав на два-три дня, даже на неделю, легко и приятно. Но понять невозможно. Монашеская жизнь - это прежде всего духовная брань, молитвенный подвиг, подвиг послушания, нам неведомый и нами не пережитый. И о жизни монастыря невозможно поверхностно рассуждать, а тем более осуждать то, во что тебе вникнуть не под силу.
В монастыре иноки живут «иной» жизнью. И эта жизнь непонятна и недоступна журналистам, особенно тем, которые умудряются так подписывать свои статьи: «Виктор Оптинский».
В современную Оптину на послушание приходят тоже разные люди, в определенные периоды они переживают и свои искушения, и напряженную борьбу. Каждого человека Господь ведет своим путем. Об этом могут судить только их духовники. В духовной жизни человека бывают и падения. Но мы же знаем, как последние могут чудом покаяния становится первыми. Батюшка Амвросий говорил, что на послушание приходят люди разные, а в монастыре, как в морской волне острые угловатые камешки со временем друг о друга обтираются и становятся гладкими и ровными. В келье преподобного старца Амвросия на столе лежит его автограф, из письма одной из духовных чад: «Отец Небесный не судит никому же, но весь Суд предаде Сыну Своему. А ты кто такая!!! (заметьте, три восклицательных знака). Помни, судить других, значит осуждать свою душу».
Конечно, все мы не свободны от греха осуждения, и очень часто, рассуждая о чем-то, в этот грех впадаем. Не рассуждать же для нас невозможно, да и, наверное, нельзя.
Но страшно, когда миряне пытаются вмешиваться в монастырскую жизнь. Однажды, одна знатная дама посчитала, что имеет право рассуждать о жизни Оптиной, и после интриги в петербургских салонах из Оптиной Пустыни был переведен в Голутвин старец Варсонофий. Кстати, переводил преподобного Варсонофия, поверив клевете, священномученик митрополит Серафим Чичагов. Так, что и в то время все было непросто. Клевета - главное оружия врага рода человеческого, особенно в борьбе с монашествующими.
Клевета и нестроение были и при преподобных старцах. Старец Моисей, наместник обители, вынужден был довольно долго защищать старца Льва от доносов мирян и некоторых из окрестных священников. Федор Михайлович Достоевский («Братья Карамазовы») описал искушение, в которые впали некоторые из братии, побежденные грехом осуждения, сразу же после кончины батюшки Амвросия. Все это - испытания монашеской жизни, они были попущены старцам Богом. Свои испытания проходят и современные монахи. И не только в Оптиной.
Мы часто приезжаем в Оптину со своими страстями, голова забита мирскими заботами и мирской суетой. Как-то одна крестьянка жаловалась старцу Амвросию, что выкармливает у помещицы индюшек, а птицы дохнут, что помещица может ее выгнать. И батюшка очень долго и обстоятельно объяснял крестьянке, как правильно выкармливать индюшек. Братья огорчились, им было жаль, что немощный, больной старец тратит свое драгоценное время на каких-то индюшек. Старец Амвросий сказал: «Вы не понимаете, у нее сейчас вся душа - в индюшках». На следующий раз крестьянка приехала к старцу - «Ну что, индюшки не дохнут?» - «Нет, батюшка!». - «Ну, давай исповедуйся».
Повторяю, нам никогда не понять со стороны жизнь монастыря. Приезжать надо в Оптину к старцам не со своими «индюшками», а с просьбой, чтобы молитва старцев помогла нам уврачевать душу. Тем более очевидно, что сегодня за всеми публикациями, которые нагнетают страсти вокруг Оптиной, стоят люди с очень «своеобразным» представлением о Православии. В современной Оптиной есть, разумеется, и определенные разномыслия. Это естественно. Но Оптина, как и при преподобных старцах, сегодня является оплотом традиционного русского Православия. В Оптиной невозможно представить разговоры о переходе на «новый стиль» или с церковнославянского на русский язык в богослужении. В Оптиной все эти годы с благоговением почитали память святых Царственных мучеников. В Оптиной помнят слова святителя Филарета Московского, который говорил: «Худой гражданин земного Отечества негоден для Отечества Небесного».
(Окончание следует)