Развал СССР: преступление без срока давности
Александр Васильевич:
Евгений Крутиков
Как соратники Ельцина уничтожили КГБ
Ровно тридцать лет назад ушла в небытие организация, наводившая страх на половину планеты – Комитет государственной безопасности СССР. Почему столь могущественная структура оказалась бессильной против пришедших в 1991 году к власти политиков и как выглядел хаос, наступивший в стране в результате этой реформы?
3 декабря 1991 года считается официальной датой роспуска КГБ СССР, поскольку именно в этот день Совет Республик Верховного Совета СССР принял печальный закон № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности». Именно эта бумага и оформила юридически уничтожение КГБ, хотя после августа 1991 года постепенно от союзного Комитета отгрызали отдельные структуры, подразделения, функции и полномочия. В основном в пользу только что образованного КГБ РСФСР со штатом в 14 человек, но и Михаил Горбачёв попробовал переключить лично на себя управление госохраны, правительственную связь и некоторые другие отделы. Сказывался опыт «заточения в Форосе», хотя это его уже не спасало.
Все это, конечно, было абсолютно незаконно. Во-первых, пока еще действовавшая Конституция СССР не знала никакого Совета Республик. Этот странный орган, присвоивший себе высшую власть «в переходный период» (откуда и, главное, куда?), вплоть до права денонсации международных договоров, был сформирован согласно Закону СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» от 5 сентября 1991 года.
Не ясно было и то, каким образом и из кого этот Совет Республик формировался. Например, делегация от РСФСР не была утверждена Съездом народных депутатов РСФСР, как того требовал сам по себе странный и антиконституционный закон. Туда просто кого-то назначили, что дополнительно ставило под сомнение легитимность нового высшего органа власти.
Правда, никто и не скрывал, что Совет Республик создан именно для того, чтобы окончательно руинировать как остатки СССР, так и отдельные его структуры. И удивительным образом у Совета Республик всегда был кворум, что выгодно отличало его от второй палаты союзного парламента – Совета Союза Верховного Совета СССР. Эти люди просто самоустранились – и в обсуждении и принятии «актов переходного периода» осенью-зимой 1991 года участия не принимали.
Во-вторых, согласно всё той же Конституции СССР, «отменить» КГБ можно было только постановлением всего Верховного Совета СССР, а не какой-то одной его палаты, к тому же юридически ничтожной. Примечательно, что даже после 3 декабря Верховный Совет СССР не изъял из майского 1991 года закона «Об органах государственной безопасности СССР» сам термин КГБ.
То ли руки не дошли, то ли это была такая фига в кармане, но дело закончилось тем, что 26 декабря была принята окончательная резолюция о прекращении существования СССР, и юридическая интрига умерла вместе с ним. Припарки покойнику ставить уже было бессмысленно и некому.
Помимо этого, все акты, принятые в этот период Советом Республик, изобиловали ошибками, юридическими и лингвистическими неточностями и казусами, что дополнительно делало их ничтожными документами. Но на это в революционной эйфории того времени никто уже внимания не обращал. Вообще Совету Республик удалось практически невозможное: эти люди (де-юре 122 человека, де-факто в этой деятельности принимало участие 174 человека) во главе с делегатом от Казахстана Ануарбеком Алимжановым (писатель, бывший корреспондент «Литературной газеты», а затем «Правды» по Средней Азии) за неполных три месяца работы законодательно уничтожили самую большую страну мира, после чего самораспустились и разъехались по домам. Алимжанов умер через полтора года в Алма-Ате в должности председателя Социалистической партии Казахстана в возрасте 62 лет.
Запихнуть обратно в тюбик все эти события тридцатилетней давности невозможно. Сама обстановка осенью–зимой в стране была такой, что любые «революционные» действия воспринимались обществом на ура, а какие-то там юридические ошибки или нелегитимность «переходных» органов власти вообще не обсуждались. Другой вопрос, что случилось чуть потом.
С конца августа и вплоть до нового 1992 года постепенно весь контроль за бывшим КГБ СССР перешел к структурам КГБ РСФСР во главе с генералом Виктором Иваненко. Он был одной из ключевых фигур в команде Бориса Ельцина при защите Белого дома в августе 1991 года и закономерно претендовал на ключевую роль в новой структуре – Межреспубликанской службе безопасности. Однако МСБ возглавил Виктор Бакатин, как фигура союзного масштаба (все-таки бывший министр внутренних дел СССР, хоть и партийный кадр), а Иваненко стал руководить очень специфической, чисто ельцинской структурой – Агентством федеральной безопасности РСФСР (АФБ).
Сейчас даже аббревиатуры эти мало кому что говорят. А на практике это означало жуткую чехарду непродуманных административных реформ по дезинтеграции бывшего КГБ. Кадровые перестановки и назначения проводились по двум основополагающим принципам: «из грязи в князи» и «кто первый встал – того и тапки».
Иваненко привел в структуру чисто российской службы безопасности своих коллег по Инспекторскому управлению КГБ СССР. Попадали в инспекторы в основном люди мало способные к оперативной работе, но которых нельзя было просто выгнать по каким-то третьим причинам. С другой стороны, специфика работы Инспекторского управления давала им допуск к личным делам сотрудников и позволяла обрасти массой неформальных связей.
Иваненко прекрасно сыграл на этом во время августовского путча. Он просто 24 часа сидел на телефонах спецсвязи в Белом доме и обзванивал знакомых ему сотрудников КГБ СССР, внося между ними разлад, интригуя, обещая, угрожая и вербуя. В результате ему удалось частично дезорганизовать работу КГБ на человеческом уровне, просто дезориентировав тех сотрудников, до кого смог достучаться. И затем – примерно на ближайший год – бывшие сотрудники Инспекторского управления составили костяк новой российской структуры госбезопасности, хотя ее функции и позиция были до конца не определены.
Текущая деятельность бывшего КГБ СССР практически прекратилась где-то на год. Рядовые сотрудники просто не знали своей дальнейшей судьбы. Технические службы были переподчинены новой российской структуре, но само их существование было под вопросом в силу отсутствия юридической базы и полного разгула либеральной демократии вплоть до разговоров об окончательном демонтаже системы наружного наблюдения, радио и телефонного перехвата, а также снятия контроля за действиями нового «главного союзника» – США. Внутрироссийское направление не работало в принципе по идейным соображениям, ибо демократия.
Несколько лет тотальной дискредитации в СМИ создали и соответствующий массовый образ «охранки». Люди если не пили, то внимательно наблюдали за событиями в Чехословакии и Польше, где прямо в тот момент шла массовая люстрация бывших сотрудников органов безопасности и разведки. А люди, волею судеб оказавшиеся в «поле», в горячих точках или длительных командировках, просто потеряли связь с Москвой и были предоставлены сами себе.
Бакатин пытался, как говорится в старом анекдоте, нарисовать на картине в углу маленькую розовую собачку, чтобы всю картину не уничтожили. Он выступал против тотального запрета КГБ и люстрации сотрудников, на чем настаивала та часть победившего народа, которую скоро стали ласково называть демшизой. В тот период эти люди не считались маргиналами и опасными психопатами, а были знаковой и влиятельной частью истеблишмента. Бакатин предложил дезинтегрировать бывший КГБ на множество маленьких агентств, что позволяло формально избежать запретов, люстрации и прочего преследования сотрудников и полного разрушения системы.
На этот же период пришлась и печально знаменитая передача Бакатиным американскому послу Коллинзу схем прослушивающих устройств в посольстве США в Москве, что навсегда приклеило к Бакатину различные неприятные ярлыки. Но он в свое оправдание демонстрировал документ за подписями Горбачёва и Ельцина, согласно которому он якобы и действовал. Интриговавший против Бакатина Виктор Иваненко поставил затем под сомнения легитимность этого документа, поскольку, по его, Иваненко, мнению, президент СССР и глава РСФСР должны были посоветоваться с профессионалами и не имели полномочий принимать такое решение.
До сих пор неизвестно, кто именно заронил в сознание Бориса Ельцина мысль о том, что необходимо срочно создать единую мощную структуру, которая подчинялась бы только руководству РСФСР. Это исключало бы любые попытки третьих ли (имеется в виду Горбачев в первую очередь) реанимировать некую надреспубликанскую структуру. Возможно, светлый ум Геннадия Бурбулиса всё еще был направлен на уничтожение остатков союзных структур. Но это только предположение. Хотя есть и другая версия.
Так или иначе, но Борис Ельцин расформировывает Межреспубликанскую службу безопасности и оправляет Бакатина в отставку. Формально эти указы должен был визировать Горбачёв, но на него, как и вообще на остатки союзных органов власти, никто уже внимания не обращал.
19 декабря 1991 года Указом президента РСФСР создается Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР (МБВД) путем слияния Агентства федеральной безопасности и МВД. Проект писался в недрах милиции и не рассматривался правительством Силаева. Типичная «рокировочка», в результате который образовавшийся монстр возглавил бывший министр внутренних дел генерал Виктор Баранников. Он был в те месяцы очень близок к Ельцину, поскольку в дни августовского путча открыто его поддержал и руководил арестами лидеров ГКЧП.
Баранников был типичным милиционером, прошедшим путь от простого участкового до последнего министра МВД СССР. Он наглядно объяснил Ельцину, что грядут тяжелые времена вплоть до голодных бунтов и развала страны по национальному и региональному признакам (в 1988 году Баранников работал первым замминистра внутренних дел АзССР в Карабахе и насмотрелся всякого). И в такой обстановке, говорил генерал Баранников главе РСФСР, требуется суперструктура, которая стала бы опорой и оплотом власти Бориса Ельцина. И для этого требуется собрать остатки милиции и КГБ (кроме внешней разведки, личной охраны и погранвойск) в одно сверхведомство. Баранников даже успел написать штатное расписание и прочие нормативные документы будущего единого ведомства.
Ельцину эта идея показалась настолько привлекательной, что он практически сразу же воплотил ее в жизнь, не поставив в известность даже ближайшее окружение. Образование МБВД стало громом посреди не очень ясного, но все-таки хоть как-то прогнозируемого неба. А сейчас мало кто даже вспомнит эту аббревиатуру.
Напомним: в стране разгул либерализма и всеобщей демократии. И тут вдруг глава РСФСР, получивший ядерную кнопку чуть ли не из рук либеральной интеллигенции, создает репрессивного монстра, очертаниями напрямую повторяющего ненавистное сталинское время. Только при Иосифе Виссарионовиче, да и то недолго, МВД и госбезопасность (включая разведку) были объединены в одно ведомство под руководством Лаврентия Берии. Скандал.
Группа либеральных депутатов Верховного Совета РСФСР поднимает крик и обращается в Конституционный суд. Буквально через две недели, 14 января 1992 года, Конституционный суд признаёт образование МБВД не соответствующим Конституции (а до этого где вы были, дорогие судьи?) и объявляет указ Ельцина недействительным. Раздраженный Ельцин подчиняется и восстанавливает прежнее статус кво. АФБ возглавляет Баранников (Иваненко отправляют в отставку), а МВД – Ерин.
Закрепим для окончательного понимания: весь этот бардак происходит практически за календарный месяц. С 3 декабря 1991 года по 14 января 1992 года. Прежняя система государственной безопасности и части внутренних дел оказывается едва ли не полностью разгромлена (разве что люстрация и поражение сотрудников в правах не случилось, хотя могло, такое желание у либеральной части общественности до сих пор не угасло), работа дезорганизована, люди деморализованы. А начинается самый страшный период в жизни страны и общества. Есть ли в этом хоть что-то положительное?
Если постараться, то можно найти и позитив. Выделение разведки в отдельное ведомство – безусловно положительный момент. Спорный случай – деидеологизация. С одной стороны, из работы особенно разведки должны были уйти устаревшие представления о мироустройстве и весь этот бытовой кошмар в виде парткомов и месткомов. С другой стороны, образовавшийся вакуум не заполнен до сих пор, что очень прискорбно.
Многие считают хорошим «компромиссом» тот факт, что система государственной безопасности не была сметена либеральными маргиналами до основания в обмен на ослабление влияния остатков бывшего КГБ СССР.
Раздавались же голоса объявить КГБ «преступной организацией», люстрировать всех без разбора и вообще отказаться от подобной структуры государственной власти, как несоответствующей высоким идеалам победившей демократии. Другое дело, что всё равно в самый тяжелый исторический период страна надолго осталась без профессиональной контрразведки, и считать это положительным моментом могут только те, кто до сих пор копается в «архивах сталинских репрессий», делая себе на этом имя и карьеру.
Вся эта история не про то, как следует оценивать роль КГБ СССР в общем контексте истории страны. Однозначных выводов из всего этого сделать не то что сложно, а порой и невозможно, из-за многослойности событий. Слишком много факторов сошлись осенью–зимой 1991 года, и практически все они вели к одной цели – разрушению Союза и всех его структур.
https://vz.ru/politics/2021/12/3/1132199.html
Александр Васильевич:
30 лет распада СССР: амбиции и предательство
Крупнейшая геополитическая катастрофа двадцатого века еще не получила своей юридической оценки
МОСКВА, 7 декабря 2021, Институт РУССТРАТ. 8 декабря 2021 года исполняется 30 лет пресловутому Беловежскому сговору, официально названному «Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств», где констатировалось прекращение существования СССР как субъекта международного права.
Встречались три команды. От России президент Б.Ельцин, первый вице-премьер Г.Бурбулис, глава МИД РФ А.Козырев, госсоветник С.Шахрай. От Украины – президент Л.Кравчук, премьер-министр В.Фокин, глава МИД Украины А.Зленко. От Белоруссии – предсовмина республики В.Кебич, председатель Верховного Совета С.Шушкевич и глава МИД Белоруссии П.Кравченко. Президента в Белоруссии тогда не было.
Никакую прессу на этот раз с собой не брали, на что в Москве обратили внимание. Подписание было тайным. Президент СССР М.Горбачёв ничего не знал ни о встрече, ни о подписании Соглашения. Уже один этот факт не только говорит о незаконности роспуска СССР, но и о том, что происходящее было самым настоящим заговором, государственным переворотом.
А уже тот факт, что Ельцин после подписания Соглашения тотчас же позвонил не Горбачёву, а президенту США Дж. Бушу-старшему и рассказал, что СССР распущен, но Горбачёв пока ничего не знает, и вовсе не требует доказательств факта госпереворота при иностранном участии. Это госизмена!
До сих пор нет правовой оценки действиям Бурбулиса, Шахрая и Козырева. Правовая оценка также необходима по всем участникам Беловежского сговора, в том числе с белорусской и украинской стороны. Да и сам факт роспуска СССР не денонсирован и не объявлен незаконным. После этого любая борьба с предателями выглядит, по меньшей мере, непоследовательно.
Вообще, сама встреча на белорусской охотничьей правительственной даче «Вискули», расположенной в центре Беловежской пущи, не представлялась как роспуск СССР. Встречались якобы для обсуждения поставок российской нефти и газа в Белоруссию и на Украину – это была версия прикрытия. Собрались на сутки раньше – 7 декабря.
Кравчук признавался, что о встрече тайно договорились ещё в Москве, в перерывах между заседаниями, когда в Новом Огарёво вели переговоры с Горбачёвым о заключении нового Союзного договора. Уже тогда решили встретиться подальше от глаз, в Беловежской пуще. И все понимали для чего.
Шушкевич и Кравчук потом говорили, что якобы не было замысла распускать СССР. Собирались как бы для обсуждения выхода из новоогаревского переговорного тупика, хотели написать декларацию с новыми идеями, но по ходу получилось то, что получилось – распустили СССР и создали СНГ.
Объяснения лживые – согласовать декларацию о переговорном тупике можно было в соседней комнате. Никто бы и слова не сказал. Для этого, собственно, все в Ново-Огарёво и собирались. Покидать Москву и прятаться в партизанской глуши Белоруссии для этого не требовалось.
В общем, рояль в кустах. Поверить в эту ложь можно лишь при очень большом желании. Соглашение о роспуске СССР было общим и заранее подготовленным решением. Только текст Соглашения должны были готовить не на коленке. Очевидно, этим занимались Бурбулис и Шахрай. Кравчук до последнего боялся ареста и потому сам готовить ничего не стал. Его устраивало, что всё взяла на себя российская сторона.
Известно ещё, что Кебич был противником роспуска СССР и долго этому как мог сопротивлялся. Шушкевич не возражал. Но уже такой расклад говорил о том, что и они не могли готовить проект Соглашения о роспуске СССР. А вот у Ельцина все мотивы для этого были.
Так что все экспромты были заранее подготовлены, и застенчивые позы голубых воришек Кравчука и Шушкевича не должны вводить в заблуждение. Этот «Тайный Союз меча и орала» лишь прикрывался «помощью детям», а на самом деле готовил госпереворот. Ильф и Петров удивительно точно описали грядущую процедуру роспуска СССР.
Возникает вопрос: почему вдруг в повестке дня возникла сама идея переподписания Союзного договора? Чем старый не устраивал? Чему мешал?
Шла перестройка. Шестую статью из Конституции убрали, региональный хозрасчёт вводили с колёс. Провели реформу цен. Партия была выведена из управления политическим процессом, но система Верховных Советов сохранялась и не требовала реконструкции. Зачем потребовался новый Союзный договор, сразу поставивший Москву в слабую позицию просителя по отношению к союзным республикам?
Через 30 лет видно: утративший социальную опору Горбачёв искал новой легитимности. Народ его уже ненавидел, партию он уничтожил, базу силовиков подорвал, сдав НАТО Восточную Европу и предал глав всех союзных государств. Ему был нужен новый корабль взамен почти утонувшему, утопленному самим же Горбачёвым. На этот корабль Горбачёв хотел комфортно перебраться и устроиться там в новом качестве.
Для этого он пустился в торговлю суверенитетом. Он сначала сдал его Западу, а потом уже не мог остановиться в силу набравшего инерцию процесса. Повиснув в воздухе, Горбачёв стал искать поддержки у региональных элит. Это не Ельцин, а Горбачёв первым обещал им суверенитета столько, сколько смогут проглотить. Только называл он это другими словами.
Всё началось с разработки концепции регионального хозрасчёта для Эстонии. Там получили это задание и постарались от него отвертеться, полагая, что после выполнения их всех пересажают. Откровенный сепаратизм выпирал как шило из мешка. Но в Москве дали понять, что всех пересажают не за разработку концепции, а за отказ от её разработки. Джин был выпущен из бутылки. Точка невозврата пройдена.
Региональные элиты поняли, что Москва настолько ослабела, что даже не торгуется, а просит. Упускать такой шанс было нельзя. Горбачёв в борьбе с Ельциным не только СССР, но и Россию был готов превратить в конфедерацию. Был разработан план придания российским автономиям статуса союзных республик. Всё это – в обмен на политическую поддержку против Ельцина.
В свою очередь Ельцин устремился защищать свою власть любыми способами. Он видел, как главы автономий уже толпились в приёмной Горбачёва, диктуя свои условия. Счёт шёл на часы. Буквально за сутки до намеченного Горбачёвым объявления об изменении статуса российских автономий Российский Верховный Совет 12 июня принял решение о суверенитете России. Опоздай тогда Ельцин на одну ночь, Россия распалась бы, как и СССР. Акт о суверенитете выбил у Горбачёва из рук все козыри. Территориальная целостность России была спасена, но ценой принесения в жертву СССР.
Ельцин предавал СССР и спасал Россию не из патриотизма, а из жажды власти. Парад суверенитетов начался раньше, когда в Ново-Огарёво Горбачёв дал понять республиканским партсекретарям, что СССР кончился. И новая форма может быть учреждена только с их согласия и на их условиях.
Можно ли себе представить, чтобы древний Рим вдруг решил предложить провинциям заключить союзный договор? Тем самым поставив регионы на один уровень с центром, – а по факту и выше, так как те могли не соглашаться на условия и требовать свои.
Где, на каких рубежах и по какой причине отступление центра могло быть остановлено? Не ясно ли заранее, что пока все провинции не выйдут полностью из империи, а их наместники, прокураторы и префекты не обретут статуса местных императоров, соглашения не будет? Что будет лишь одно соглашение – акт о ликвидации страны?
Причина произошедшего в том, что КПСС уже настолько превратилась в кастрированное сообщество, что даже всё понимая, подписала себе смертный приговор и пошла одевать верёвку на шею. Историческая отрицательная селекция собрала в КПСС по большей части карьеристов, понимавших, что вне КПСС у них есть альтернатива обмена власти на собственность.
Огромное число партфункционеров, верхушки комсомола, директоров уже занималось бизнесом, создав кооперативы и совместные предприятия с инофирмами по импорту компьютеров, ширпотреба и веря в то, что без СССР и КПСС они обретут новый статус. Партийная же массовка, поддакивающая и трусливая, подбиралось такой стерильной, что сильнее смерти боялась не угодить начальству.
У убийства СССР почти не было активных противников. Все устали от бардака и дефицита, от затянувшегося застоя и хотели, чтобы произошло что угодно, но произошло. Популярный бард Юлий Ким пел тогда: «Уходите, ваше время истекло, уходите за стекло и под стекло, и дров мы наломаем, и дурочку сваляем, но главное – без вас, без вас, без вас». Народ аплодировал и соглашался уже на всё, лишь бы без Горбачёва. То, что с водой выплеснули и ребёнка, поняли потом.
Сейчас большая часть российской элиты родом из перестройки. Её успех возник на распаде СССР. Не на созидании, а на мародёрстве приватизации. Нет ничего удивительного, что ворон ворону глаз не выклюет – по незаконности и преступности Беловежского сговора пока нет юридических решений.
Но меняются поколения, и то, что не могут современники, смогут потомки. Процесс по Беловежскому соглашению неминуем, как Нюрнбергский трибунал. Он будет, так как роспуск СССР в том виде, в каком он произошёл, это преступление, по которому нет срока давности.
В. Путин в 2005 году в послании Федеральному собранию сказал: «Распад СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа века». По смыслу получается, что хуже, чем Великая Отечественная война со всеми её жертвами. И это не метафора. Это база для вынесения юридической оценки развалу СССР. А также приговора всем его участникам. Независимо от того, будут они к тому периоду живы они или нет. Для истории это не важно.
СССР не вернуть, и никто не собирается этого делать. Как не собирается ставить под сомнение фактический суверенитет бывших советских республик – нынешних суверенных государств. Но то, каким образом был получен этот суверенитет, как печать будет на них всегда. Им и нам с этим жить.
Пусть дипломаты выкручиваются как умеют, это их работа. А юристы должны назвать вещи своими именами. Чтобы однажды с Россией этого не повторилось.
Прецедент суда над участниками Беловежских соглашений навсегда закроет возможности преступлений против государственности, совершаемых высшими государственными деятелями по методике Горбачёва, Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Их имена, как имя Герострата, должны стать предупреждением потомкам. Пока мы этого не сделали, Россия остаётся в опасности.
https://russtrat.ru/analytics/7-dekabrya-2021-1100-7509?utm_source=politobzor.net
Александр Васильевич:
СССР. Хроника крушения. Документальный фильм ТВЦ
TV Center
На момент распада СССР – это одна шестая часть обитаемой суши Земли с населением 294 миллионов человек, 2-е место в мире по уровню промышленного производства – 16,5 % мирового объёма и 7-е место в мире по уровню национального дохода. Как такое могло произойти? В чем причины? Во всем виновата только перестройка? Кто инициировал Беловежские соглашения?
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=OX8hs4gDhZA
Александр Васильевич:
«30 лет без Союза». Документальный фильм Наили Аскер-заде
Новый документальный фильм «30 лет без Союза» посвящён тридцатой годовщине подписания Беловежских соглашений и последовавшему за ним распаду СССР. Как проходила встреча в Вискулях и как писались Беловежские соглашения? Новые подробности рассказывают участники той исторической встречи. Что в этот момент происходило в Кремле и почему Горбачев отказался от силового сценария? Как передавалась власть от президента СССР к президенту России? Почему Ельцин отказался лично забирать ядерный чемоданчик у Горбачева? И возможно ли было предотвратить экономический коллапс, который случился сразу после распада союза. Об этом и не только рассказывают люди, которые непосредственно принимали решения в те годы.
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=Un4kWeU5LnQ
Александр Васильевич:
Елена Мирошниченко
Путин назвал распад СССР трагедией
Президент России Владимир Путин заявил в интервью в фильме «Россия. Новейшая история» на канале «Россия 1», что распад СССР для него стал трагедией, как и для большинства граждан страны.
«(Стало) такой же трагедией, как и для большинства граждан страны. Ведь что такое распад Советского Союза? Это распад исторической России под названием Советский Союз», – цитирует его РИА «Новости».
Также он отметил, что в 1990-е годы в России, по сути, шла гражданская война, сложная ситуация была в экономике и в вооруженных силах.
«Ситуация была очень сложной, и это касалось внутреннего состояния всего государства, всех его составляющих. Это касалось экономики, это касалось правоохранительной сферы и вооруженных сил... Это касалось того, что, по сути, в стране шла гражданская война», – сказал Путин.
Ранее Путин рассказал, что в европейских странах были убеждены в распаде России в 1990-е годы.
https://vz.ru/news/2021/12/12/1133831.html
Навигация