Русская беседа
 
08 Мая 2024, 02:00:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Приватизация 90-х была аферой и авантюрой»  (Прочитано 1622 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 09 Октября 2012, 16:20:58 »

«Приватизация 90-х была аферой и авантюрой»

Православные священнослужители о распродаже государственной собственности в 1990-е годы …

09.10.2012






1 октября исполнилось 20 лет российскому ваучеру. В начале 90-х годов бывшие советские предприятия превращались в акционерные общества, и вскоре 60 процентов государственной собственности перешло в частные руки.

Между тем именно эта приватизация, как пишут «Аргументы недели», «поставила крест на всех высокотехнологичных достижениях страны. Позволила так называемому западному миру без всяких затрат пользоваться добывающей промышленностью России. При том, что на поиски, добычу и разработку природных ресурсов за минувшие 70 лет в СССР были затрачены триллионы рублей и угроблены десятки миллионов человеческих жизней..... Руками миллионов раскулаченных и «врагов народа» задарма создавались глубоководные порты на берегу Ледовитого океана, строились угольные шахты в Воркуте, заполярный Норильский никелевый завод. А сколько людей погибли, перетаскивая на руках буровые для разведки нефти и газа в ядовитых болотах Западной Сибири или отбивая кайлом под Магаданом урановую руду. Добавьте сюда водные каналы, дороги, металлургические, авиационные, оборонные и химические заводы. Научные центры».

Распоряжаться и эффективно владеть собственностью на деле смогла лишь небольшая часть населения страны, сообщает «Голос России». Многим стать акционерами так и не удалось. Ваучеры не были именными, поэтому продавались и перепродавались за копейки. В результате они скапливались только у осведомленных и очень предприимчивых граждан. В народе эту реформу прозвали «прихватизацией». Главной её задачей было в короткие сроки перевести страну с социалистического на капиталистический путь развития.

Как говорит академик Российской академии наук (РАН), доктор экономических наук Олег Богомолов, многие российские ученые предупреждали об опасных последствиях такого эксперимента:

«Проект, к сожалению, имел фальшивую аргументацию, что приватизируется ничейная собственность. Но на самом деле эта собственность давала доходы, чтобы осуществлять социальные программы: бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, и пенсию, и льготный отдых, и пионерские лагеря, и все прочее. На самом деле Чубайс уже в те годы провозгласил: мы совершаем приватизацию, чтобы создать социальную опору новой власти. Создали олигархов типа Смоленского, или Гусинского, или Березовского. И целого ряда других».

Приватизация, по мнению эксперта, прошла без существенных выгод для государства и подавляющей части населения страны. Класс олигархов стал символом расслоения российского общества.

Сейчас готовится новый этап приватизации. По замыслу разработчиков, он будет принципиально отличаться от реформы 90-х годов прошлого века. Современную приватизацию обещают сделать открытой и, главное, понятной обществу.

«Как вы относитесь к приватизации 90-х? Что вы думаете по поводу готовящегося нового этапа приватизации?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.



Протоиерей Артемий Скрипкин
, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, подчеркнул, что высказывает личную точку зрения - как гражданин и верующий человек: ему «не хочется впутывать Церковь в политику».

«Так вот, приватизация 90-х была аферой и авантюрой, и уж сейчас-то, по прошествии 20 лет, можно об этом с уверенностью говорить. Боюсь, что и следующая приватизация будет очередным этапом той же аферы и авантюры: нет никакого повода думать, что будет как-то иначе. Хотелось бы быть оптимистом, но реальность такого оптимизма совершенно не внушает. Более того, последние остатки той великой державы, которая у нас еще сохранилась, эти осколки империи, их хотят так же пустить с молотка? Кроме того, если посмотреть с духовной точки зрения, истинная власть от Бога в Российской империи была представлена властью русского царя, который был расстрелян со своей семьей и стал мучеником. И это преемство сакральной власти было утеряно. Коммунистическую власть и власть демократов вряд ли с точки зрения духовной вообще можно назвать легитимной. И в этом смысле приватизация выглядит еще более двусмысленно, потому что это распродажа не просто остатков империи, но и распродажа священной собственности, карт-бланш на которую имеет только русский государь, который как был, так и остается хозяином земли русской. И сейчас, после низвержения его, Божья Матерь взяла в руки силы царской власти, она управляет до того времени, пока не произойдет покаяние русского народа, пока от Бога не будет назначен истинный правитель и не произойдет возвращение и восстановление исторической справедливости. Так что приватизация - это хищение у Бога его прав на эту землю как на священную реальность. В этом смысле приватизация у православных вызывает, мягко говоря, еще большее сомнение: не будет ли помимо такого авантюрно-экономического еще и духовного подлога?» - задается вопросом отец Артемий.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что ничего не может сказать по поводу нового этапа приватизации. «…Чтобы судить об этом, надо хорошо знать проблему, а я с нею незнаком. Вообще же приватизация - это чисто экономический термин, но у нас это слово употребляется, как правило, с осудительной, негативной окраской. Это точка зрения не столько экономическая, сколько идеологическая - точка зрения проигравших битву за построение коммунизма и не желающих в этом признаться. Миллионы жертв были принесены на пустой алтарь, который для одних был самообманом, а для других – самым настоящим обманом. Партия коммунистов была преступной и по отношению к народу, и по отношению к богатствам страны. Я согласен, что приватизация с помощью ваучеров была уродливой. Но иной она в то время и не могла быть. Страна была разграблена и фактически разрушена коммунистами. И при таком состоянии надо было вводить демократические институты и строить новые экономические отношения», - заключил священник.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что приватизация все-таки была необходима. «Другое дело, что кто-то ухватил львиную долю, а кому-то достались крошки. Но, по крайней мере, люди смогли хотя бы приватизировать жилье, хоть какую-то собственность. Не думаю, что слабое экономическое развитие сегодня обусловлено приватизацией 90-х. Причина, по-моему, в свертывании демократических механизмов. Отсутствие здоровой политической конкуренции препятствует и экономическому развитию страны. Поэтому мы и превратились в сырьевой придаток всего мира. А власть имущие ищут, что еще можно продать. Нефть, газ, лес, земли – что дальше? Это, конечно, печально. На мой взгляд, мы не вышли еще из переходного периода. Может быть, лет через 15-20, при более демократическом устройстве мы придем и к более рациональному использованию всех наших богатств. О новой приватизации я толком ничего не знаю, но доверие к правящим структурам у значительной части населения утрачено. Едва ли можно ждать от них чего-нибудь хорошего. Я, во всяком случае, не жду», - заключил священник.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, выразил опасение, что и новый виток приватизации станет очередным актом мошенничества. «Мы помним, как льготы пенсионеров были заменены деньгами, которые тут же были съедены инфляцией. Это было мошенничество в рамках целого государства – и никого за это не наказали. Мы же живем на оккупированной, с экономической точки зрения, территории, на которой жулики и воры пытаются устанавливать свои порядки. И все, что они ни делают, все оборачивается против русского человека. Поэтому, все, что нам предлагают, надо внимательно изучать и выслушивать и делать все строго наоборот», - подчеркнул о. Олег.

Иерей Валерий Буланников
, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает очевидным, что приватизация 90-х была грабительской и проводилась в интересах узкого круга лиц. «Но не думаю, что если бы она была справедливой, общество стало бы более нравственным. А здесь как раз поощрялось сребролюбие. На этом принципе собственно и строится современная цивилизация. Но это противоречит евангельскому духу и препятствует духовному развитию общества и человека. И социализм, и капитализм равно далеки от христианского идеала. Социалистическая система была, может быть, даже более справедливой, но и в ней на первом месте стояло именно материальное благополучие. Так что я не могу ни приветствовать, ни не приветствовать приватизацию», - заключил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, полагает, что в каком-то виде тогда приватизация была необходима, должен был образоваться слой частных предпринимателей. «Но необходимо было предусмотреть законом ответственность на первые годы владения. То есть закрепить возможность наказания за закрытие предприятий, потому что из-за приватизации быстро исчезли целые населенные пункты, где закрылись градообразующие фабрики и заводы, и это вызвало социальные потрясения. А все, что осталось, надо бы сохранить в руках государства. Мы говорим, что от нефти и газа зависит государство, которому принадлежит контрольный пакет акций «Газпрома». Будем приватизировать последние ценные ресурсы? Неважно, как это будет происходить, прозрачно или нет. При любом способе приватизации люди, имеющие финансовые рычаги в руках, смогут легко завладеть львиным куском по сравнительно удачной для них цене. Это неизбежно. Или может они хотят космическую область приватизировать? Ну что ж, пусть. Космос когда-то осваивали для престижа нашего государства, а сейчас такого разговора нет. Я не верю, что приватизацию можно провести так, чтобы это прошло в интересах всего общества, - особенно тех людей, которым не дотянуться до финансовых рычагов, а таких в нашей стране большинство», - заключил о. Георгий.


http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/09/privatizaciya_90h_byla_aferoj_i_avantyuroj/
« Последнее редактирование: 09 Октября 2012, 16:23:42 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 09 Октября 2012, 16:26:11 »

Масштабное ограбление простого народа

Экономист Валентин Катасонов о ваучерной и денежной приватизации …

09.10.2012




Как сообщалось, 1 октября с.г. исполнилось ровно двадцать лет со дня начала ваучерной приватизации в России. О сущности и значении прватизации 1990-х годов в интервью «Русской народной линии» размышляет известный экономист, д.э.н., профессор МГИМО Валентин Катасонов.


Я помню те времена. Для того, чтобы понять смысл, цели, а также чтобы выявить основных инициаторов ваучерной приватизации, не требовалось особых знаний. Многие обычные люди понимали, куда нас тянут, понимали грабительский смысл ваучеризации. Враг действует поэтапно. Сначала говорят о необходимости реформирования экономики, замене командно-административной системы на рыночную, не объясняя, что это такое, потом говорят о необходимости многоукладной экономики. Постепенно многоукладность заменялась на приватизацию государственной собственности, поскольку все остальные формы собственности якобы не эффективны и даже социально несправедливы. Далее говорили о технике приватизации, под которой понимали ваучеры.

За рубежом в это же время проходила приватизация с использованием ваучеров и похожих инструментов, но там ваучеры были именные, персонифицированные и представляли собой инструмент, который может торговаться на рынке. У нас же постепенно ваучеры стали просто инструментом, который скупался людьми, имеющими доступ к деньгам. В течение нескольких лет произошла подмена понятий, и людей одурачили.

Что касается ученой публики, то она работала в пользу реформаторов на 90%. Научная интеллигенция получала звания, титулы, гранты, продвижение по службе. Богомолов первоначально был идеологом рыночной экономики, еще при Горбачеве возглавляя какую-то комиссию по реформированию экономики. Да, он спохватился, но, как всегда, постфактум. Уже была в разгаре ваучерная преватизация, и тогда он понял, что она рано или поздно коснется науки и института, которым он руководил, и лично его. Так что наша научная интеллигенция не была на нравственном уровне. Я не говорю об отдельных представителях интеллигенции, которые предупреждали о негативных последствиях ваучерной приватизации еще в начале 90-х годов. В целом экономическая наука занималась обоснованием политических решений, принимаемых «наверху».

Через 20 лет после ваучерной приватизации начинается новая волна приватизации. Сейчас пытаются доказать, что грядет другая, «хорошая» приватизация. Однако она по определению не может быть справедливой. У меня есть статья, которая скоро будет опубликована на РНЛ, в ней развивается тема о приватизации Сберегательного банка. Я хочу прокомментировать некоторые моменты. Говорят, что это «справедливая» приватизация. На самом деле она не справедливая, потому что акции, принадлежавшие Банку России - главному акционеру Сбербанка, - были реализованы, с моей точки зрения, по крайне низким ценам: 93 рубля за акцию. Хотя господин Улюкаев, председатель Банка России, в январе текущего года говорил, что они не начнут продавать эти акции, пока они не начнут стоить хоты бы по 15 долларов за штуку. Специалисты говорят, что равновесная цена на акции Сбербанка соответствует 130 долларам за штуку.

Короче говоря, кто-то на этом деле очень хорошо заработал. Даже можно сказать, кто - господин Джордж Сорос, который является основным бенефициаром всей этой операции. На самом деле государство выполняет свои обязательства только перед иностранными инвесторами. Перед собственными гражданами своих обязательств оно не выполняет. Сберегательный банк - это яркий тому пример, потому что, когда были озвучены цены в начале 90-х годов, то вклады клиентов этого банка, чуть ли не миллиона человек, были похищены у них. На сегодняшний день, по оценкам некоторых авторитетных экономистов, порядка триллиона долларов – обязательства государства перед советскими вкладчиками Государственного банка СССР. Триллион долларов был украден!

Спрашивается, если вы проводите приватизацию Сберегательного банка, то почему вы забыли о ваших обязательствах перед вкладчиками? Понятно, что если даже продать весь Сбербанк, то государство все равно не покроет всех своих обязательств. Но, все же интересы вкладчиков должны были соблюдаться. А поскольку наверху никто вообще не заинтересован затрагивать эту тему, то наша оппозиция, та же самая компартия, которая в Государственной Думе занимает достаточно хорошие позиции, этот вопрос должна была бы поднимать, показывать антинародную сущность второй волны приватизации.

Это очень интересный вопрос: неужели нет никакой альтернативы между частным олигархическим капиталом и государственной собственностью? Как раз на примере Сбербанка можно было попробовать использовать другую модель - так называемые «народные предприятия». Хотя бы для того, чтобы погасить перед российскими вкладчиками свои долги и сделать миллионы вкладчиков акционерами, пайщиками Сбербанка. Вот это был бы Народный банк.

Сейчас и другие предприятия будут идти под нож приватизации. Там тоже надо поднимать вопрос об обязательствах государства перед своими гражданами. Есть понятие «государственный внутренний долг». Про него власть предпочитает вообще не вспоминать. Наш российский гражданин знает, какой примерно внешний долг у Российской Федерации, государственный, корпоративный, а о том, что существует понятие «государственный внутренний долг», он не знает. Как не знает и о том, что, если проводить приватизацию, то нужно эти обязательства покрывать. Я понимаю, почему власть не вспоминает, но почему оппозиция молчит об этом вопросе, не понимаю. Все проходит тихо, как само собой разумеющееся. Нас убедили в том, что приватизация Сберегательного банка была справедливой, эффективной и так далее. Я долго могу говорить, как на этом примере нас просто кинули. К сожалению, через 20 лет опять наступаем на те же самые грабли, хотя и без ваучеров.

Отчасти, в том, какой вред принесла первая приватизация простому люду, виноват обычный обыватель, потому что я помню, как миллионы людей вошли в раж и стали думать, что каждый сможет стать владельцем квартиры, дома, автомобиля. Были использованы технологии, пробудившие в людях алчные чувства, на которых можно играть. Я знаю некоторых людей, которые на свои ваучеры получили и машины, и яхты. Не буду называть компанию, в которой я тогда работал консультантом. Но ее руководитель вызвал меня и спросил, есть ли у меня ваучер, и поставил условие: если я хочу продолжать работать в этой компании, я должен отдать свой ваучер ему.

Было по-всякому, но люди забыли, что было 20 лет назад, а молодежь вовсе этого не знает. Мне приходится объяснять, что такое приватизация, что такое кризис 1998 года, когда был объявлен «технический дефолт». Тогда многое высветилось, обнажились многие технологии и связи, но, к сожалению, устроители дефолта постарались, чтобы народ побыстрее об этом забыл. А теперь снова начинают свою игру.


http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/09/masshtabnoe_ograblenie_prostogo_naroda/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!