Русская беседа
 
19 Мая 2024, 09:56:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Отошёл ко Господу митрофорный протоиерей Георгий Бреев  (Прочитано 773 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104059

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Мая 2020, 10:13:03 »

Отошёл ко Господу митрофорный протоиерей Георгий Бреев


Митрофорный протоиерей Георгий Бреев

Москва, 29 апреля 2020 года

Сегодня отошёл ко Господу 83-летний митрофорный протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, духовник Западного викариатства города Москвы. Около 3 часов дня Николай Бреев, сын отца Георгия, сообщил в своем блоге: «Помолитесь о новопреставленном протоиерее Георгии, ушёл ко Господу только что».

В начале апреля отец Георгий попал в больницу с двусторонней пневмонией. Согласно записи его сына от 25 апреля, «последние полторы недели у отца Георгия было тяжелое состояние, несколько дней он находился на ИВЛ в состоянии искусственной комы». После чего наступило кратковременное улучшение ситуации, во время которого больной начал самостоятельно дышать и говорить.

Особой радостью для отца Георгия стало свидание с супругой 24 апреля, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который был особенно дорог почившему, в течение 20 лет, с 1990-го под 2009-й годы, настоятельствовавшему в храме храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

Краткая биография

Георгий Павлович Бреев — митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви, известный духовник, публицист, кандидат богословия. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (1998—2020), бывший настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (1990—2009).

Являлся одним из главных духовников священства города Москвы (в последние годы был духовником Западного викариатства) и дважды в год исповедовал московское духовенство и принимал ставленнические исповеди перед хиротонией.

Отец Георгий родился в Москве 8 января 1937 года в неверующей семье. Его отец Павел (ум. 1971) был родом из Тульской губернии, окончил церковно-приходскую школу, однако после приезда в Москву в 1935 году вступил в ВКП(б). Мать будущего священнослужителя родилась в крестьянской семье в Рязанской губернии. После приезда в Москву она познакомилась с Павлом Бреевым, овдовевшим после смерти первой жены и имевшим двоих сыновей.

К вере Георгий пришёл сам и крестился в 18 лет. Примером для него стала верующая семья Голиковых, которую они хорошо знали. Бреев общался с детьми Голиковых Вячеславом и Натальей — своей будущей невестой. Вячеслав Голиков впоследствии окончил семинарию и духовную академию, принял постриг. Ныне он — игумен Питирим, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Вскоре после крещения Бреев принял решение стать священником. После службы в армии в 1960 году он поступил в Московскую духовную семинарию и академию. Его духовным отцом с 1962 года был схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря. Георгий хотел принять монашество, но его духовник отец Савва благословил жениться. На предпоследнем курсе академии Георгий сделал предложение Наталье Голиковой, и они поженились.

Через схиигумена Савву чета Бреевых познакомилась с протоиереем Владимиром Ивановым, служившим в Берлине и преподававшим в Мюнхенском университете. Другими близкими друзьями семьи Бреевых стали художник Михаил Шварцман и научный сотрудник Института востоковедения Всеволод Семенцов, ставший крёстным отцом его сына.

В 1968 году Бреев окончил семинарию, а 17 декабря 1967 года был рукоположён в сан иерея. Вскоре после рукоположения отец Георгий был направлен в клир московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где он и прослужил 22 года.

У отца Гергия и матушки Натальи родилось двое детей.

За диссертацию «Психология греха по творениям Макария Египетского», отец Георгий был удостоен звания кандидата богословия.

В 1990 году отец Георгий получил благословение Святейшего Патриарха Алексия II на восстановление и организацию прихода храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Он же был и назначен настоятелем этого храма. Под его руководством храм был восстановлен, в нём начались регулярные богослужения, была создана воскресная школа, развернулась просветительская и издательская деятельность. В 1998 году реставрационные работы в храме завершились, а на базе воскресной школы по благословению отца Георгия была создана школа «Живоносный источник».

В 1998 году отец Георгий был назначен также настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Под руководством батюшки небольшой храм в Крылатском был расширен при сохранении его архитектуры. Было выстроено отдельное здание крестильного храма и воскресной школы. Было организовано духовное образование детей, молодёжи и взрослых, и на регулярной основе организована благотворительная работа. С 1998 года по благословению протоиерея Георгия Бреева проводятся для школьников праздники славянской письменности и культуры, за что отец Георгий получил особую благодарность патриарха Кирилла.

Митрофорный протоиерей Георгий Бреев был одним из старейших московских клириков. Как епархиальный духовник Москвы дважды в год он исповедовал все московское духовенство и принимал ставленические исповеди перед хиротонией.

Вечная память, вечный покой новопреставленному протоиерею Георгию!

https://pravoslavie.ru/130738.html
« Последнее редактирование: 02 Мая 2020, 16:27:18 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104059

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Мая 2020, 16:24:37 »

Протоиерей Алексий Потокин

«ВСЁ ПОДЛИННОЕ СОВЕРШАЕТСЯ В СВОБОДЕ» И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНИКА ГРАДА МОСКВЫ

Памяти протоиерея Георгия Бреева († 29.04.2020)

Более полувека служению Церкви Христовой посвятил митрофорный протоиерей Георгий Бреев. Сегодня батюшку отпевают и похоронят у алтаря храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, где последние более 20 лет он был настоятелем...

Примерно столько же отец Георгий настоятельствовал в восстановленном им храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно. Его помощник по царицынскому храму – протоиерей Алексий Потокин – делится воспоминаниями о глубоко почитаемом церковным народом старце, духовном отце и наставнике многих.


Достаточно одного


Протоиерей Георгий Бреев

– С отцом Георгием мы познакомились в начале 1980-х. Тогда я и все мои ближайшие друзья были еще некрещеными. Но втайне друг от друга каждый уже начал искать: как вообще мир устроен, есть Бог, нет Бога?

Когда я убедился, что Бог есть, то как-то заговорил об этом со своим товарищем, а он вдруг и отвечает:

– Ты знаешь, у меня то же самое! Как только подумаю, что Бог есть, у меня как-то так на душе становится совершенно иначе, чем до того...

Потом еще один человек, тоже из моего ближнего круга, стал склоняться к вере. Но наш интерес к религии был еще на уровне: «А что там, у протестантов?» и т.д. Мы и к католикам в храм наведались. Мусульманство довольно быстро отвергли. О буддизме вскользь поговорили. Остановились на христианстве. Но и тут некий перекресток...

Каждый из нас, конечно, по-своему был знаком с Православием. У меня, допустим, родственники были из верующих. Дома у них я начинал уже замечать иконы. Но то, как они между собою жили, ставило меня перед фактом: Православие вряд ли когда-то меня зацепит. Мы все уже имели представление о лжи и лицемерии попов. Так что по крайней мере для себя я уже твердо решил: уж куда я пойду в последнюю очередь (а скорее всего не пойду вовсе), так это в православный храм...

Время шло. Я раздумывал о Христе. Беседовал об этом со своим приятелем. Потом он мне как-то предложил:

– Ты знаешь, я слышал, что тут есть один священник в Москве... Пойдём, посмотрим?

Я довольно скептически отнесся, но согласился:

– Сходить – давай сходим. Поглядим.

Он его не видел, я его не видел... Тогда отец Георгий еще служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Мне было достаточно посмотреть на него, как я понял: вот она – вера

И вот я в первый раз прихожу... Мне было достаточно посмотреть на него, как я – это было почти озарение! – понял: вот она – вера! Всё встало на свои места. Улеглось в душе. Больше не было этой знакомой каждому, кто не знает истинной Церкви Христовой, сумятицы.

С тех пор я для себя так и условился: не нужно, чтобы все священники были такими, что можно их слушать беспрекословно и воспринимать всё сказанное ими за правду во всей ее полноте, – достаточно одного. Вот если один знает веру, то – всё, решено!

...Тогда надо немедленно креститься

Так мы с отцом Георгием и познакомились. Я ему сказал, что интересуюсь верой, потому что почувствовал: есть Христос.

– Что мне делать? – спрашиваю.

– Ты присмотрись немного к Церкви, – не стал торопить меня он. – Просто походи, посмотри.


Отец Алексий Потокин (слева) сослужит отцу Георгию Брееву

Я еще довольно долго оставался некрещеным, но уже посещал богослужения. «Оглашенный» это называется. Отец Георгий мне предлагал почитать книжечки. Рассказывал о вере – мы с ним садились в храме, и он со мной порою подолгу беседовал.

В конце концов я решил связать свою жизнь уже не только с Богом, но и с Церковью. Я с ней примирился. Понял, как к ней буду относиться, как она относится ко мне, что в ней есть, а что во мне... Прихожу к отцу Георгию и прямо уже настаиваю:

– Я хочу креститься.

– Почему? – спросил он. – Какая причина?

Я ему объяснил. Сейчас не буду говорить, что я сказал, – это тайна, которая останется только между мной и отцом Георгием.

– Да, – согласился он, – тогда надо немедленно креститься.

В ближайшие дни это и произошло. А незадолго до этого принял Крещение тот самый мой друг, с которым мы впервые к отцу Георгию и пришли поглазеть на священника, – так что он стал моим крестным отцом. Других верующих знакомых у меня тогда не было...

Искать и обретать личную веру

Так я и продолжил ходить в храм, уже участвуя в таинствах. Отец Георгий мне в рукаве все также передавал книжечки. Время-то тогда было еще советское. Потом мне уже удалось купить Евангелие за 55 рублей, – помню, тогда это была огромная сумма!

Первое, что я себе уяснил, и это меня больше всего держало, – Исповедь! Отец Георгий всегда очень искренне, по-простому обращался к тем, кто собрался исповедоваться, и это слово объясняло всю веру.

Он говорил, конечно, и в проповедях о том, что такое литургия, почему так много праздников в Церкви, святых... Слушая всё это, я для себя так наметил: «Сразу я это не вмещу, мне еще и расчищать завалы души надо, а потихонечку, если буду серьезно ко всему в Церкви относиться, то так всё и познаю». Многое мне открылось только спустя 10, а то и 20 лет, а иное лишь через 30, – но я считаю, что это не поздно.

Все дело в том, чтобы искать и обретать личную веру. Отец Георгий, как духовник, только помогал. Понятно, что всевозможные ошибки тут как тут – посыпались, как из рога изобилия. Скажем, через какое-то время я догадался, что всюду неправ, исправиться не могу и только пропадаю. Сильно заунывал и, стараясь быть как можно более честным, сам себе поставил относительно Церкви ультиматум: «Если хорошим не буду, то и ходить не стану». Так и перестал бывать в храме. Месяца через три-четыре потянуло. Прихожу...

– Ты куда пропал? – встречает меня отец Георгий.

– Да чего вас еще мучить... – вздыхаю, – если внутри Бог знает что творится...

Он как засмеется:

– Ты что! Наоборот, хорошо! То, что ты сам назвал, того в душе уже нет. Это то, что тебе открылось! Туда свет проник, там уже – благо.

Не вдруг и не сразу

Следующим у меня был такой безумный шаг, когда я поставил себе было в обязанность всё и досконально выполнять: все посты, все молитвенные правила... Ясно, что я надорвался! И тут же накрыло: «Ну, что, если я не знаю, не понимаю, не могу... Что я буду сам мучиться и других терзать?» Так у меня всё погасло внутри... «Такая, – думаю, – передо мной глыба, а я ничего вместить не могу...». Пришел как-то к отцу Георгию, завел было такой разговор, а он:

Если вера живая, то она незаметная, тихая

– Ты держись того, что тебе открылось. За всё не хватайся, оно потихонечку должно прирасти. Смотри, как растут деревья, листва: они не вдруг и не сразу вырастают, так, чтобы раз – и огромный ствол, а клеточка за клеточкой тянутся к солнцу. Если вера живая, то она незаметная, тихая. Себя не обманывай, не загоняй. Взялся за что-то, если для тебя это естественно, то это и вырастет, расцветет в душе, даст плод. Но ничего не надумывай. А вот так, чтобы заламывать себя, делать всё волевым образом, как говорят, «через не хочу», – это ничем хорошим не закончится.

Такой волевой, с надрывом, путь веры, – я сразу просек, – что-то нездоровое. Потом уже, читая что-то там из духовной литературы, нашел определение: ревность не по разуму.

Да какие мы мученики! Об осознании главной из подмен

Я уже был крещен, ходил в храм, а моя семья даже ни о чем не догадывалась. Я это как-то носил в себе, дома не распространялся. Отцу Георгию рассказал, разумеется, что женат, дочке уже годик будет.

– Ну, а что ты не крестишь? – спрашивает у меня.

Я кое-что уже повычитал, так что нашелся с ответом:

– Зовут-то ее Наталия. Я посмотрел в святцах, а там только одна Наталия – святая мученица. Я не хочу, чтобы она мученицей стала.

Он засмеялся вовсю. Показал так кусочек мизерный ноготочка:

– Ты, – кивает, – попробуй научить ее хорошему хоть на ноготок. Ка-ка-я му-че-ни-ца!

И здесь – улеглось. Я впоследствии понял: проблема не в том, что мы плохие, немощные, – это не опасно, это легко исповедовать; лукавство человека состоит в том, чтобы нагромоздить себе своих мыслей о вере, выставив ее неудобоносимой, столь жесткой и неподъемной, чтобы и самому же надорваться под такой ношей... А тут еще и совесть изолгавшаяся поддакивать начинает: «Вот видишь, вера невозможна!..»

Христос сказал: «иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30), – вот Кого слушать надо. А не наветы лукавого, который то и дело изворотливо противится и так веру нашу норовит извратить, чтобы ее в жупел какой-то превратить, – в страшилище пугающее, которое человека давит, подчиняет, уничтожает. Да не будет этого нам.

«Мы тебя милуем, мы тебя прощаем!»

Помню, это было где-то году в 1987-м, я впервые решил поехать в Троице-Сергиеву лавру. Попросил благословения отца Георгия, его наставлений...

Приехал, всё мне там нравится, ничего не понимаю: что где происходит. Стою: храм большой, людей много, всего не охватишь. У нас же как: в одном месте исповедуют, потом всех причащают, – этому я уже был обучен... А там рыскал-рыскал по храму, вглядывался – нигде не исповедуют. Думаю: «Уже всех поисповедовали, что ли?» Еще раз весь храм обыскал. А там же, в этом вытянутом, как палата, Сергиевском трапезном храме, еще и за боковыми приделами, перед центральным, пространство есть, но туда не проникнуть... А тут уже и Причастие начинается!

Такое раздвоение у меня внутри: «Я же несколько дней ко Причастию готовился! Но на Исповеди-то не был!» Господи, что делать? Метался-метался. Все-таки в конце концов подошел и причастился. Вот так: без Исповеди. Что тут началось! Меня опять такая тоска и уныние накрыли! Понял, что был неправ... Когда вышли отцы при отпусте с крестами, к тому, у кого причащался, подхожу: так и так, – говорю: «Нарушил... виноват... что скажете, то и будет».

Что самое трудное человеку верующему принять – так это милость

А он:

– У тебя духовник есть?

– Есть.

– Вот обратись к нему.

Я доехал до Москвы. Бросился стремглав к первому телефону-автомату.

– Батюшка, согрешил безмерно! – кричу отцу Георгию в трубку. – Что делать? Накладывайте, пожалуйста, на меня епитимию! Какое-то наказание, чтобы искупить...

Он выслушал меня.

– Ой! Я ж тебе забыл сказать! Там исповедуют в другом месте. Это надо знать еще... Ну, ладно, – говорит, – мы тебя милуем, мы тебя прощаем!

Это меня возмутило. Я не ожидал, тут же опротестовать пустился:

– Да как же! Я ж такое нарушил... Какое-то искупление необходимо!

И тут он глубоко вздохнул и произнес:

– Да-а-а-а-а, что самое трудное человеку верующему принять – так это милость.

Чего не понимают физики?

Помню, я еще любил было порассуждать о жизни: что с чем связано, да как всё действует... Однажды у меня даже целая картина мира сложилась, я ее долго обкатывал, но теперь всё сошлось! Еще несколько недель в тишине я над ней поразмыслил и решил: пора презентовать. Заговорщически объявляю отцу Георгию:

– Ба-тю-шка, я понял, как жизнь устроена.

Он так смотрит на меня равнодушно... Это меня задело.

– Рассказывать? – уточняю.

– Ну, расскажи...

Я стал делать выкладки, и даже с неким энтузиазмом... А он всё также скучно смотрит на меня... Чрезвычайно спокойно. Это не вяжется с моей разгоряченностью, так что я даже уже заводиться начинаю: просто волна недовольства и возмущения прямо-таки вздымается во мне!

Я столько лет физику изучал, МФТИ и ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского – Ред.) за плечами, научный сотрудник, и вот, наконец, додумался: что и к чему... А тут такое равнодушие к наиважнейшим вопросам бытия. Меня царапнуло!

– Что не так?! – в раздражении тогда выпалил я.

И тут он вдруг, наконец, обрадовался так – и закивал:

– Да-да, не так!

Тут уж я окончательно разобиделся и в сердцах махнул рукой:

– Ну, тогда я ни-че-го не понимаю!

Он обнял меня крепко-крепко:

– Алексей, дураками и умрем!

И меня отпустило! Я понял, что не хочу быть этим умником, ученым... Я уже иное ощутил.

Цена компромисса

Хотя научные амбиции всё еще брали верх. Когда, уже спустя десятилетие после нашего знакомства, отец Георгий мне внезапно предложил:

– Хочешь, есть возможность стать диаконом? Будешь мне помогать.

Я, конечно, сразу согласился, но с условием:

– Батюшка, я 20 лет потратил на то, чтобы профессию получить... Я стану диаконом, но можно, я буду продолжать работать?

– Хорошо, – отвечает он, – ты пять дней у себя там трудишься, а на два дня приходишь ко мне, будешь тут со мною служить.


Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно перед восстановлением

Я поговорил с семьей: согласны ли, не согласны? Они не возражали. Меня рукоположили в диакона. Это был декабрь 1990 года. Отца Георгия уже перевели восстанавливать храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно.

Самому же мне надо было 40 дней проходить ежедневное служение в Елоховском соборе – так называемый «сорокоуст» новопоставленных. Там все – маститые священники: служат быстро, легко. А я же ничего не знаю. То есть я старался разбираться в вере, корпел над толкованиями Евангелия, но в службе ориентироваться, как в родной стихии, – это совсем другое, этим надо изо дня в день жить. В общем, я там послужил-послужил недельку, и таким для меня это камнем стало – моё недотепство. Звоню отцу Георгию с повинной:

– Батюшка, я, видимо, ошибся, я не могу. Всё не так! Всё неправильно. Я больше не пойду.

Он как взмолится:

– Ну, потерпи! Хоть как-нибудь там дослужи!

К сороковому дню я уже более-менее обтесался, весь был сосредоточен: когда вовремя достать книжку, выйти, принести то, это... Лишь бы только службу не позорить, грубых ошибок не допускать...


Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно

Веселая такая Пасха...

Вскоре начался Великий пост. В тот год была Кириопасха – это когда Пасха приходится на Благовещение. Служба сложнейшая. И так-то для новоиспеченного диакона из физиков все непостижимо, пасхальная служба и без того иначе совершается, а тут еще и это испытание...

Настоятеля я тогда замучил... А он всё стоически выдержал

Я просто в каком-то полубреду был. Мне только запомнилось: там диакон постоянно со свечой носится. То есть в обычные дни ты с кадилом выходишь, иногда просто орарь держишь, книжечку – а тут ко всему этому и со свечой разбираться надо... Крестным ходом идти! Мне бы в службе что не пропустить... А тут и этот факел в придачу. У меня голова совсем закружилась. Поскольку диакон неотлучен от настоятеля, я этой свечой отца Георгия то и дело поливал... Прямо на лицо. Он так аккуратно снимет эти красные штучки, сбросит и дальше идет. И никаких замечаний: ни словом, ни видом – ничего!

Я, конечно, пытался взять себя в руки, только к концу службы, может быть, как-то мне и удалось приструнить эту свечу, но я убежден, что настоятеля я тогда замучил так, как это вообще только было возможно... А он всё стоически выдержал! Это был для меня урок.

А Пасха всё равно у нас выдалась замечательная, веселая такая!


Отец Георгий Бреев. Благовещение

Прошло время половинчатых мер

Сразу после этой памятной на моем диаконском счету Пасхи меня отец Георгий далее продвигает:

– Ну, посмотри, хочешь быть священником? Есть возможность тебя рукоположить.


Протоиерей Георгий Бреев на престольном празднике в восстановленном им храме иконы Божией Матери Живоносный источник в Царицыно. Фото Ольга Орлова

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104059

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 02 Мая 2020, 16:26:29 »

(Окончание)

Это еще Советский Союз, начало 1991-го...

– Батюшка, да я же хочу вам помогать (на таком я тогда был уровне понимания: считал, что диакон – это такой на все руки помощник иерея). – Давайте я все-таки диаконом останусь?

– Ты что, не хочешь быть священником?!

– Хочу. Но я вам помогать собирался.

– Вот священником и будешь помогать.

Опять я поговорил с семьей, они уже на всё были готовы. Меня посвятили во иереи. Иду я с рукоположения такой веселый весь, отец Георгий меня встречает, тоже такой обходительный, улыбается мне в ответ:

– А вот теперь ты работу свою должен оставить.

Я ушам своим не поверил... Так и остановился с застывшей улыбкой на устах... Поскрипел-поскрипел – делать нечего. Написал заявление об уходе, и так на светскую работу больше и не возвращался.

Тут уже началось священническое служение – всему и вся я у отца Георгия учился.

Не спешите в «мастера»

В первые годы моего священнического служения я для себя так запланировал: буду, прежде всего, учиться. Вот приходят, например, люди с каким-то сложным случаем, а я сразу себя одергиваю: «Я не могу на их вопросы ответить!» И подвожу их к отцу Георгию.

Смотрю, как молодые священники сразу пускаются давать советы, – оторопь берет

А то вот сейчас смотрю, как молодые священники, бывает, сразу же пускаются давать советы, – меня оторопь берет. Их еще и спросить не успели, а они уже так бодро начинают человеку суть и развитие его дальнейшей жизни излагать... Мне такой способ общения с самого начала претил...

Надо же понять каждого, вникнуть: сам-то чего он хочет, какие у него обстоятельства в жизни, что может понести, что нет... Нельзя же «невидимого» человека наставлять. У всех – своя мера, нет универсального подхода ко всем. В Церкви это известно: на один и тот же вопрос старцы давали даже братьям-близнецам разные ответы.

Мне вот моих знаний жизни до сих пор не хватает, а уж тогда, в самом начале служения, – тем более. Поэтому, когда вопросы были не очень серьезные, я отвечал из общих соображений: какой вопрос – такой ответ. Но только лишь люди требовали какого-то личного участия, разбора дел, – мне их не стыдно было подвести к отцу Георгию и отрапортовать: «Батюшка, вот такой-то вопрос...».

Заодно я и сам слушал. Хотя свой ответ всегда перед тем, как обратиться, тоже формулировал, чтобы сравнить, – и так потихонечку выправлял свою планку. Это длилось не год и не два, и мне не совестно, что моя учеба так затянулась. Я же и соглашался – быть подмастерьем.

Своя евангельская история

Вообще, ни один из нас не может быть никогда полностью убежден в том, что он прав. Когда у человека появляется правота? Только если он живет покаянно, – тогда он помилован и прощен. Но про себя-то я так точно не помышляю. С такой высоты своей праведности мне с кем-либо беседовать не придется, это я для себя сразу установил. Да и просто на знаниях в пастырстве далеко не уедешь, нужен свой опыт жизни по заповедям. Пусть он и будет горьким... Но мне это ближе, чем всезнайство титулованных ныне ребят.

Скажите, если человек никогда не знал дружбы, то что он может людям в Православии объяснить? «Я назвал вас друзьями» (Ин. 15, 14): вот что Христос говорит Своим близким. А иначе вся, даже бурная, деятельность на приходе будет лицемерием, в лучшем случае – пустой тратой сил.

Просто на знаниях в пастырстве далеко не уедешь, нужен опыт жизни по заповедям

Есть два пути веры: 1) внешний – это когда ты многим интересуешься, утучняешь свою эрудицию в вопросах церковного образа жизни, например; и 2) внутренний – это твои личные отношения с Богом и ближними, в том числе с твоим духовным отцом, – это всегда уникальная встреча троих. Только если идти этим вторым путем, всё будет живо и значимо, но всё не враз и сразу, а в становлении, с приложением обоюдного труда и благодати.

Раньше нас, священников, было мало, а людей приходило много. Мы просто жили в храме, месяцами не выходя за ограду. Ютились в какой-то там сторожке, нам было не до быта. Мы слушали друг друга, говорили. Молились вместе. И смешного, и горького – всего было вдоволь. «Пишемых книг, – сказано, – миру не вместити» (Ин. 21, 25). Это про Господа. Но также и про личную евангельскую историю любого из нас.

Другому надо дать раскрыться

Кстати, если к нам приходил человек, и у него было желание что-то сделать, батюшка нас, духовенство, наставлял:

– Желание нужно всегда поощрять.

Не под себя строить да переделывать, а наоборот – другим надо дать всегда возможность раскрыться. Так действовал отец Георгий. Он мог даже какими-то своими нуждами поступиться. И нас так учил. Пусть мне даже что-то и не нравится, я с чем-то не согласен, но если обратившийся горит идеей – хорошо бы его стремление поддержать.

Поэтому, наверно, у нас и в царицынском храме чего только не было: и библиотека, и гимназия, и воскресная школа, и различные лектории, и беседы с оглашаемыми... Это были еще 1990-е годы – тогда не было циркуляров из Патриархии. Мы просто никому не отказывали. Если человек приходил и начинал к тебе подступать – то всё. У отца Георгия была установка: ни в коем случае нельзя вопрошание отставить без ответа.

Помню, он всё приглядывался ко мне, а потом как-то так не без удовольствия резюмировал:

– Вижу, ты тоже выбрал принцип людям не отказывать.

Еще было важно всё доводить до конца. Нельзя было что-то не договорить, не доделать, не дослушать кого-то... Требовалось довести всё до данного в образец: «хорошо весьма»

(Быт. 1, 31).

Перевоссоздание,
или Как здорово дать Богу действовать вместо нас


Правда, именно тогда, когда я из кожи вон лез, чтобы сделать что-нибудь эдакое, изо всех своих сил старался – нечто гнусное и вылезало наружу... По гордости – но так ее, наверно, и можно потихоньку выдавливать из себя...

Помню, как-то раз стоим мы все в алтаре. Отец Георгий службу возглавляет. Он, как предстоятель, вот уже благословил Дары... И тут я, в каком-то чрезмерном таком порыве, взял вдруг и тоже их перекрестил... Ай! Как он тогда на меня посмотрел! Я тут же осознал, что натворил что-то жуткое, весь сжался, осекся. Это же, получается, переосвящение Даров, что ли, да? Категорически запрещено... Что со мной было? Я просто вдребезги рассыпался там весь на месте...

– Отец, ну ты чего? – спустя какое-то время отец Георгий подошел. – Это же уже прошло... Господь простил тебя, меня. Идет литургия. Чего ты там горюешь?..

Вот так, через миллионы таких – посложнее и попроще – моментов, и выковывали тебя, перевоссоздавали, – и ты уже радостно понимал, что ничего своего у тебя, слава Богу, не остается!

Вся жизнь христианина – в сокрушении

Вся жизнь христианина, если она честно протекает, то совершается в сокрушении. И благодарение бывает в сокрушении, и радость – в сокрушении, и никак иначе. Без этого сокрушения – всё нечестно, всё неправильно. Так нас учили. Поэтому если я не вижу в священнике сокрушения (а очень часто сейчас христианство преподается с каких-то позиций силы, такого вот благостного заряда), – то я во всё это просто не верю. Я не хочу ни с кем спорить, никого переубеждать. Мы живем, как научены отцом Георгием, и не можем верить иначе.



Знаете, как во времена апостольские не было особо священных книг, так и в наши, тогда еще на излете советской власти, дни не найти было духовной литературы. Фактически всё, что я усвоил, перенималось мною из личного опыта отца Георгия. Я берегу это всё, «как зеницу ока» (Пс. 16, 8 ).

Для меня главное не там, где чудеса, а там, где открываются в нас какие-то темные стороны, бездна, и потом всё это преодолевается, – вот он, путь жизни, который избавляет нас от смерти.

«Как я могу внедряться в отношения человека с Богом?»

Отец Георгий считал, что всё подлинное совершается в свободе. Позволял человеку даже иногда чудить. Так как батюшка был духовником града Москвы, к нам в храм то и дело направляли священников, чтобы он их наставлял.

– Вот так не надо делать, – помню, что-то подскажет. – Так тоже не следует... – объяснит.

Ему самые сложные случаи доверяли... А священники все равно всё по-своему продолжали делать!

Отец Георгий считал, что всё подлинное совершается в свободе

– Батюшка, а почему вы так мирно себя с ними ведете?! – иногда просто, помню, закипаю.

– Так они же в таком же иерейском чине, как и я, – чуть ли не растерянно отвечает он, – мы же равны... Что я еще могу сделать? Я, как отец, делаю замечание, но у них же есть совесть. Они рукоположены Господом. У них одна жизнь. Они за нее перед Создателем отвечают. Перед Ним стоят и падают. Как я могу внедряться в отношения человека с Богом?

Он позволял каждому самому выстраивать сценарий своей жизни


Протоиерей Георгий Бреев

Дисциплина, которая навязывается, заставляя всех и каждого быть правильным, – это было что-то чужеродное для него, из чужого, управленческого лексикона. Отец Георгий всегда желал, чтобы человек исправлялся сам, готов был помочь, шел навстречу, но каждого принимал таким, какой он есть. Не насиловал ничью волю, позволял тебе быть собой, самому выстраивать сценарий своей жизни.

Помню, я как-то прихожу к батюшке (сам я тогда уже проповеди произносил) и признаю свое фиаско:

– Батюшка! Я вот всё пытаюсь вам подражать, а у меня никак не получается!

– Вот и правильно! – он тут же оживился. – Вот и хорошо! Ты же другой – не такой, как я. Это так надо. Ты себя найди. У тебя должно быть всё своё, особенное, как ты можешь, а не как у меня подсмотрел.

Силки, лишающие свободы

Когда мы говорили о каких-то соблазнах, которые легко человека захватывают и подчиняют, так что он тонет и теряет себя, то батюшка говорил, прежде всего, о двух таких силках: о политике – раз, и церковной политике – два. Если хочешь, чтобы твоя жизнь складывалась по-евангельски, бери духовную траекторию в основу, а всю политику и всю церковную политику выведи куда-то за скобки.

При любом политике мы вольны быть счастливыми. Вот о чем Евангелие, а не о строе мира сего

Я вижу, что это правда, потому что в политику и церковную политику «ударяются» и погружаются в нее с головой в основном те, для кого вера есть нечто пустое, холодное. А сама по себе-то вера столь богата и ценна, что это та жемчужина (ср. Мф. 13, 46), за которую ты отдаешь всё и не размениваешься уже более.

При любом политике мы вольны быть счастливыми. При самом лютом деспоте мы можем с вами дружить. Вот о чем Евангелие, а не о строе мира сего. И никакие власти предержащие нашу с вами веру, дружбу нашу, любовь у нас не отнимут. Понимаете?

Глупого слепого послушания тоже быть не должно

В церковной политике облеченные властью тоже могут поступать в широком диапазоне, но совесть каждому христианину должна подсказывать: есть определенные вероучительные вещи, от которых я ни при каких обстоятельствах не отступлю. Иначе это уже соблазн снизу – такого глупого, слепого послушания во всем и вся: как мне там сверху откуда-то указку спустят, так всё и будет, – этого тоже быть не должно.

Если мне сейчас, допустим, предпишут снять иконы: «Больше иконам молиться не будем», – я такое церковное начальство не послушаю. Это просто пример. Варианты могут быть другие, но только речь идет о чем-то архиважном. Или вот объявят, что теперь священство будет и такое, и сякое: и мужское, и женское и т.д. Простите, мне такая Патриархия тогда не указ.

Этим ты еще можешь поступиться, а от этого уже отказываться нельзя, – надо всегда четко отдавать себе в этом отчет

Вот этому учил отец Георгий: должен быть внутренний стержень, – ты сам для себя должен понимать, чему ты следуешь, потому что это ты по своей доброй воле принимаешь, а что уже неприемлемо для тебя. Этим ты еще можешь поступиться, а от этого уже отказываться нельзя, – надо всегда четко отдавать себе в этом отчет.

Тут, как в любом таинстве: есть слова, без которых таинство не таинство, – если они не произнесены – таинство не совершено; если они произнесены – всё остальное ушло, пропало, нет ничего, а таинство все равно уже действует! Вот это главное. Поэтому искать этого главного и жить главным, а не второстепенным – это и есть то, чему учил нас отец Георгий.

Жить настоящим, а значит, вечным

Жизнь, конечно, захлестывает людей. Многие как будто только и плавают, что в политике да в церковной политике, но это же преходящее: было и не стало. И не о чем тут говорить. Жизни в этом нет настоящей. Это разные языки – пообщавшись с отцом Георгием, ты даже не можешь уже на эту волну настроиться. Самое лучшее – разве что помолчать, не обостряя ничего.

После всех праздников, как закончится литургия, мы всегда, помню, непременно все на трапезу собирались, отец Георгий сидел во главе стола, и никогда мы не говорили ни о политике, ни о церковной политике, – ни-ко-гда. О вере, о праздниках – здесь столько тем, столько возможностей, такая глубь – это пожалуйста! Это в тысячу раз интереснее.

Вот рассказал я что-то, и почти ничего не сказал – так, фрагментики... Как тут охватить такой простор, если то, что в Духе, неохватно. Главное – батюшка веру вселял. Просто так, незаметно, потихонечку.

Подготовила Ольга Орлова

+++

Из-за карантинных мер к участию в отпевании будут допущены только исключительно члены семьи. Для молитвенного участия прихожан и духовных чад отца Георгия будет организована онлайн-трансляция с сайта храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском: http://www.hramnaholmah.ru

https://pravoslavie.ru/130773.html
« Последнее редактирование: 02 Мая 2020, 16:28:25 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 07 Мая 2020, 01:43:37 »


«К Богу надо ближе быть. С Богом надежнее»

К тезоименитству протоиерея Георгия Бреева


Сегодня тезоименитство новопреставленного протоиерея Георгия Бреева. В эти дни многие в памяти перебирают слова, наставления батюшки. Вновь свою жизнь в соответствии с ними переосмысляют, – и к этому может быть сопричастен каждый читающий эти воспоминания. О тезоименитом духовнике сегодня говорят пастыри-сослужители и чада-сотрудники.


Протоиерей Георгий Бреев


Он прозревал суть происходящего

Протоиерей Олег Воробьев, благочинный храмов Даниловского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове:

– Отец Георгий – сама любовь. Снисходителен был всегда и ко всем.

Многие из нас, духовенства, у него окормлялись. Он был духовником града Москвы – Великим постом исповедовал духовенство. Да и так круглый год к нему за советом все ехали. Священников нашего Южного округа батюшка постоянно исповедовал, наставлял. Это очень опытный духовник. Он прозревал суть происходящего. Обязательно тебе причину объяснит. Примеры приведет. Допустим, поисповедуешь или пособоруешь кого-то из явно сильно духовно поврежденных людей, и у тебя самого начинаются какие-то непонятные состояния, что и не знаешь, куда деться… Бегом – к отцу Георгию, а он объясняет:

– Ну, а что ты думаешь? Смотри, вот бьют кого-то хулиганы, к примеру, какие-то, а ты ввязался, стал его защищать. Конечно, и тебе достанется! Тебя начнут бить! – и сразу всё понятно.

Доходчиво объяснял. Понимал сложные вещи, но растолковывал всё очень просто. Помню, поисповедуешься у него, все эти смущающие-мучающие тебя моменты сразу как рукой снимало.

С самыми сложными вопросами мы и наших прихожан к отцу Георгию отправляли. Так что и сами, пастыри, пользовались его духовными советами, и пасомым тоже от этой трапезы духовной перепадало.

У меня, помню, был еще такой случай. Матушка себя плохо стала чувствовать. Она и до этого полгода болела, а тут я что-то совсем перепугался. Врачи ничем не могли помочь. Вроде и анализы сдаем – все нормально, медики руками разводят.

– Отец Георгий, – обращаюсь к нему, как к последней надежде, – матушке плохо…

Объяснил, что да как. Он так подумал-подумал да и говорит:

– Ты знаешь, она, может, беременная?

И действительно!

Молились мы с батюшкой друг за друга постоянно.

Отец Георгий восстановил в нашем округе храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, открыл там гимназию, воскресную школу, различные лектории по изучению Священного Писания и т.д. Вокруг него жизнь кипела. Всем просто хотелось как-нибудь да поучаствовать. Людям много помогали, многодетным, старикам, в больницах. А сколько он хороших священников воспитал, – все разные и каждый по-своему уникален.

Вечная память отцу Георгию.


Подлинное измерение жизни

Иерей Валерий Ершов, клирик храма иконы Матери Божией «Живоносный источник» в Царицыно:

– Отец Георгий – это человек, который жил Богом. Сохранял общение с Ним и такую простоту, что и любому из людей готов был в любую минуту сказать «ты» на ухо, – довериться, чем-то сокровенным поделиться. Это возможно, только если ты в другом образ Божий видишь, любишь каждого.

У батюшки Георгия и мудрецы, и простецы разрешали недоумения. Бывало, скажет что-нибудь – и переспросит: «А что я сказал?» – это потому, что он в этот момент с Богом разговаривал, не от себя говорил. Переспросит – и улыбнется. Душа любого человека наполнялась жизнью рядом с ним. Если у меня как у священника возникал какой-нибудь сложный вопрос, или кто-то из прихожан спрашивал то, что я сам не мог разрешить, – «Езжай к отцу Георгию, – говорил я самому себе, – скажет тебе ответы на всё, что ищешь».

Встречи с ним всегда были очень глубокими. Всё принимал, одного не мог выносить – неправды. У него к ней на уровне нутра какое-то отвращение было. Говоришь ему что-то, а он вдруг переспросит, – ты сразу настороже: значит, что-то сказал не то. Потому что так-то он всё точно духом воспринимал. Но если ты в самом своем повествовании уклонялся куда-то, – мы-то можем даже не замечать, как осудили кого-то, – а он тут же тебя своим вопросом перенаправит. Знай, значит, думаешь ты неправильно. Иногда он тебе и не давал какое-то неверное слово произнести, – точно на опережение, уточнит, поправит. У него было это мерило, – он жил Евангелием. И это было Слово воплощенное. От него даже особых наставлений порою не надо было слышать. Он сам собою являл пример. Только поропщешь на что-то, смотришь – а ему еще тяжелее, а он молчит, – и сам замолкаешь. То ноги у тебя прихватит, а он так приподнимет штанину, и всё: никаких вопросов у тебя уже не осталось. А то и скажет:

– И у меня тоже ноги болят, но не это же главное. Мы поставлены с тобой перед Престолом Господа. Предстоять перед Богом Живым. За души молиться. Что может быть выше души? Ничего.

А ко всему преходящему батюшка просто как к должному относился: как идет, так идет. Кто из нас слов Иова Многострадального не знает: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно» (Иов 1, 20). А батюшка не только говорил так, но и жил так. Эти слова вошли в его жизнь. Ничего себе ни требовал, ни выгадывал.

Только, помню, заикнешься об отсутствии выходных, и тут же тебе открывается – а он вообще уже месяц без отдыха: как только кто заболеет, отец Георгий тут же собрата подменял. Обычно кого-то назначают на смену, а он сам шел. Казалось бы, он всех старше, здоровьем не пышет, сил нету, – а он как-то воодушевлялся весь, когда речь о службе шла:

– Троица – так хорошо послужили! А завтра – День Духа Святаго. Пойдемте Ему помолимся. Вчера – с людьми, а сегодня потише, пред Богом сосредоточиться можно.

Такая у него была любовь к молитве, к богослужению.

– Пойдемте, помолимся, – то и дело слышалось от него.

А если совсем уж устанешь, напряжение накопится, – так он сам заметит:

– Устал? Пойди полежи часок. А лучше пройдись. Или возьми книгу хорошую, почитай.

И вот так во всем: простые, но работающие советы. У него всё от сердца шло, поэтому и было таким действенным и живым. Сердцу многое в молитве к Господу открывается и того, что ты так, сам по себе, своим умом и решить не сможешь.

Вот, допустим, с детьми какие-то непонятные проблемы начались. А отец Георгий как-то так по-мирному возьми да скажи:

– Да не переживай ты. Это не оттого, что ты думаешь, а потому что враг тебе мстит за то, что ты доброе дело сделать собрался.

Тот и не подозревает, что это враг ему досаждает; себя винит. А как мстит лукавый? Батюшка и подсказывал: через детей. Сам бы ты до такого объяснения ситуации не додумался. А батюшка сказал – и сразу отлегло у человека. И никакого уныния. Дело Божие делает, враг мстит – всё понятно.

– Продолжай, не унывай, молись, – батюшка наставлял.

Так все козни лукавого и распутает.

Помню, вызывает меня как-то протоиерей Олег Воробьев, наш благочинный:

– Ну, давай, отец. Группа жителей обратилась – надо в Зябликово общину собирать, храм строить.

– Я так не могу, мне надо помолиться сначала, – отвечаю.

А он так на меня смотрит весело, всё понял:

– Что, к отцу Георгию поедешь? Будешь узнавать у него?

– Да, – признаюсь я.

– Хорошо.

Только – к отцу Георгию, а он тут же:

– Я поздравляю.

– С чего?! Еще решения нет.

– Давай, вперед. Сколько тебе лет? – я отвечаю, но как-то всё еще нет уверенности во мне, батюшка это чувствует: – Да ты все знаешь, службу знаешь.

– Но я же клириком до этого был, а настоятельство – это совсем другое…

– Отец, я за тебя рад.

Вот и весь разговор, а ты как на крыльях. Вручил он мне тогда две иконы великомученика Георгия Победоносца и точно описал мне, куда я их в еще не построенном храме да трапезной при нем рядом повешу! А у нас еще только мытарства по выбору территории начинались…

– Следующее место будет, его берите обязательно, – как раз мне так уверенно заявил отец Георгий.

Вот так всё по его молитве и решалось.

Или был еще у меня момент – место служения мне как-то предложили поменять. А батюшка и отвечает:

– У меня тоже такое было. Но тебя кто поставил сюда?

– Патриарх.

– Вот. А Патриарх – значит, Бог. Ты с уважением отнесись к предложению, которое тебе поступило, но раз тебя Бог поставил здесь служить, тут и оставайся. А дальше, куда Ему угодно будет, Он тебя Сам направит. Служение – это волю Божию исполнять. Господь никуда не уходит из жизни человеческой, Он всегда с тобой.

И так все сомнения, как туман, под солнцем, исчезали.

Он не осуждал, не исправлял никого – всё на твою совесть оставлял: «Думай сам, выбирай». А ты видел, как он за всех нас переживает. Потому что любовь – она все время болезнует о людях, молится, сострадает. Невозможно сказать: «Я тебя люблю» – и не скорбеть о всех наших бедах, несовершенствах. А он всех любил. И эту боль не скроешь.

Мне сегодня позвонила одна женщина, наша прихожанка. Она рассказывала, что приехала как-то к отцу Георгию, а он спросил:

– Ольга?

– Нет, я не Ольга, – говорит (ее зовут Ирина).

– Вы врач?

– Нет, я не врач, – отвечает.

– Ну, хорошо, – улыбнулся, погладил, дал просфорку и ушел в алтарь.

А для нее это было потрясение: дело в том, что мама ее Ольгой хотела назвать, и в семье уже была договоренность, а отец уже в последний момент вдруг переиграл: «Ольг много. Назову-ка ее Ириной». Но мама ее так Ольгой всю жизнь и считала. Вот батюшке Господь и открыл это имя… А еще она мечтала стать врачом, но как-то не сложилось, и она жалела потом об этом всю жизнь. И вот, батюшка точно с подлинной ее личностью поговорил – с той, какой она, может быть, и была бы сама собой… У нее так и остался в памяти тот разговор.

Многие люди приходили к нему. И воцерковлялись, и снова падали. Видно было, как он долготерпит каждому человеку. Он учил принимать людей такими, какие они есть, – и вот, когда тебе это хоть на чуть-чуть удается, каждый раз изумляешься: разве же это не чудо? А он так жил постоянно. Говорят, постоянство – это то, что и отличает святых от нас.

Со стороны отца Георгия никогда не было никакого насилия. Он ждал, пока ты сам обратишься к Богу, отважишься заглянуть в свое сердце. Он никогда человека не унижал, не посмеивался над ним. Такое, только если твоей души любовь Божия коснулась, и бывает. Тогда и открывается тебе: «Да кого я вообще судить-то могу?»

Только себя отец Георгий грешником и называл. Помню, услышишь от него такое – и думаешь: «А я-то тогда кто?!»

Батюшка молился за людей. Так что, бывало, кто-то и ленивый, а сам себе дивится, как это он так за всё хватается на приходе: то сделал, это – дело в руках спорится. Мы очень долгое время сами, священники да прихожане, территорию храма в Царицыно убирали. И батюшка, будучи митрофорным протоиереем, трудился наравне со всеми.

С одной стороны, батюшка велик, а с другой стороны – неимоверно прост. Когда он молился у престола, я думал: «Неужели так можно?» Это такая высота открывалась… Он жил Богом – и нам так просто возьмет и скажет:

– И вы живите Богом.

Это самое главное.


С Богом надежнее

Иван Макаров, сотрудник храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

– Знаю отца Георгия с детства, еще по храму иконы Матери Божией «Живоносный источник» в Царицыно. Я там в воскресную школу ходил, одно время даже в алтаре помогал. Потом была служба в армии. Возвращаюсь, узнал, что батюшку перевели в Крылатское. Приехал я туда к нему. Поговорили. Хотел было у него взять благословение на поиски работы, а он и спрашивает:

– Ты кто по профессии?

Отвечаю. А он:

– Давай к нам.

Сам он точно больше о людях думал, а сотрудники уже о деле заботились, – такое отношение редкость среди руководителей. Ты для него прежде всего человек, а потом уже специалист. Поинтересуется всегда: как жизнь, родные? Всё ему было небезразлично. Я как-то ногу сломал, дома сидел, на больничном. Так батюшка домой звонил мне, спрашивал: как самочувствие, нужны ли деньги на лекарства? Если ты какую-нибудь большую работу завершал, да нужно еще было в срок поспеть, – так отец Георгий потом еще и подойдет:

– Вот, вас хочу поблагодарить немножко, – смотришь потом, а там сумма, которая как раз какую-то твою проблему решает.

Батюшка ко всем ровно, спокойно относился. Терпел все наши тяготы, недостатки. Он был собиратель, созидатель по натуре. У меня такое ощущение, что у нас в храме штат сотрудников больше, чем вообще при каком-либо другом храме Москвы. Когда отца Георгия перевели на приход в Клылатское, он не стал ничего разорять из того, что уже сложилось. Переделывать: мол, новая метла, поговаривают же, метет по-новому. Воспринял всё, как есть, – сказал: «Это крест мой». Не других под себя заламывал, а сам во всех местах, куда его Господь приводил, людям ко спасению послужить старался. Батюшка не выгонял никого. Он верил в возможность исправления человека.

Ты к нему с легкостью шел на Исповедь. Правда, иногда переживаешь, сокрушаешься весь, а батюшка тебе вдруг ласково так ответит, – а в другой раз, наоборот, смело подходишь: вроде буднично все, дежурные прегрешения, что называется, «по списку», а он вдруг строго вразумит, – возвращал так нас в нужное русло: расслабишься, а он струночку подтянет. Всегда знал, что кому надо в данный момент сказать. Но дело не только в том, что он уже стольких людей за жизнь исповедовал, – тут не просто чутье, а то как Господь через отца Георгия действовал, тебе порою приоткрывалось. «К Богу надо ближе быть. С Богом надежнее», – батюшка наставлял.

Это даже в житейских вопросах всегда подтверждалось. Помню, одна прихожанка тогда еще царицынского храма хотела продала квартиру и переехать как раз в Крылатское, в тот год сюда батюшку назначили настоятелем. Она тянула-тянула, а он ее вдруг как-то внезапно заторопил, что вообще-то на всегда размеренного, обстоятельного отца Георгия было непохоже:

– Срочно покупай здесь!

Она послушалась, засуетилась, и буквально день в день – только она купила квартиру, и кризис разразился. Это был 1998-й год. Деньги разом обесценились, хоть чуть-чуть промешкай, она бы потом уже ничего не смогла с жильем решить.

Слово батюшки даже в каких-то мелочах, сказанных, бывало, мимоходом, смотришь потом, а сбывается, всё складывается именно так. Вот, например, из последнего: у нас при храме животные есть, – белочки. Еще даже карантина никакого никто не объявлял, а батюшка уже вдруг запереживал: пристраивать куда-то надо живность. Обо всех у него сердце переживало. Помню, залетел к нам как-то шмель в кабинет.

– Да что вы его гоняете? – заступился за него батюшка.

Сам полез, при его-то возрасте, на стол, осторожно взял на руку это Божье созданьице и выпустил в форточку.

Батюшка очень любил красоту природы. Часто ходил вокруг храма, молился, любовался, Бога благодарил.

Служить очень любил. Он весь, полностью погружался в службу. Алтарь – это Святая Святых. У него такое было благоговение! Никаких разговоров. Батюшка очень печаловался, что сейчас священники себе даже в алтаре по телефону разговаривать позволяют. Чувствовалось, как для него это было больно: мирская суета – на месте святе.

Это нам всё в этой жизни сложным кажется, так мы главное и упускаем, а батюшка просто жил, но такая ему духовная глубина открывалась!


Где наше место?

Юлия Миляева, сотрудница храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

– Батюшку Георгия я лет с семи помню, еще по царицынскому храму. К нему всегда можно было подойти, рассказать о трудностях, проблемах. Всегда утешит. Обнадежит. Не даст тебе унывать.

Детей очень любил. И по своему детству помню, и сейчас, уже со своей детворой, придешь к нему, а он сразу:

– Ой, детишки пришли. Как ваши дела? Полечка какая большая уже стала, ходит! – дочери всего годик, а батюшка и к малышам внимателен был, примечал, как они растут, чему учатся, благословлял: – Дай Бог всего хорошего.

Как-то так по-простому общался.

– Ну, чё? Квашенной капустки? Соленых огурчиков? – помню, выйдет из келлии, увидит, я тут беременная иду.

– Не, батюшка, – стесняюсь.

– А то сейчас махнем в магазин. Селедочку возьмем, а? У меня матушка, когда ждала детей, очень любила.

Это когда я уже дочерью беременная была. А то, помню, первенца Мишеньку родила, из декрета выходить, поехала как раз к батюшке в Крылатское на Исповедь, да благословение на поиск работы испросить, а он вдруг:

– Да приходи к нам! Нам такие помощники нужны!

Так я при батюшке и работала последние 7 лет.

Он и раньше моей маме говорил как-то, когда она работу искать стала:

– ЭКГ снимать будешь, – она у меня медиком была, но эта специализация для нее тогда еще была чем-то новым.

Хотел даже было ее к знакомым на Скорую пристроить, чтобы они ее там всему научили. Да она в тот раз куда-то в другое место метнулась. А батюшку всегда надо было очень внимательно слушать и исполнять сказанное. Ему Господь открывал волю Свою о человеке. Все равно мама потом помыкалась по разным работам, лет 15 так прошло, а все свои последние годы она как раз на ЭКГ и работала, точно место свое нашла. Настоящим специалистом именно по этому направлению стала.

И так во всем: если послушаешься батюшку, то всё хорошо и сразу устроится, а нет – потом всё равно убедишься, что сразу слушаться надо было. И так – во всем: и в большом, и в малом; всежизненном и сиюминутном.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 07 Мая 2020, 01:44:17 »

(Окончание)


Помню, что-то срочное надо сделать, отчет какой-то подготовить.

– Юль, ну, горит, – батюшка обратился.

А у меня как раз сын заболел – причем как-то странно: температура за 39°, лежит какой-то обездвиженный, безразличный. Вроде и не простуда. И тут как раз батюшка звонит.

– Юля, срочно надо… – и объясняет: ситуация критическая.

Взяла Мишку с собой, положила его там у нас в кабинете на диванчике… Батюшка заходит:

– Что с ним?

– Не знаю. Температура высокая, ни кашля, ни насморка…

– Ладно, – говорит.

Пошел к себе в келлию, взял свечу из Иерусалима, маслице тоже от какой-то святыньки. Пришел – и с молитвой прямо этой свечечкой, обмакивая ее в маслице, помазал Мишеньку трижды, как на Соборовании помазуют.

Я вся ушла в работу – это я где-то с середины дня часов до десяти вечера с документами там возилась. Потом взяла Мишу, он спал… А на следующее утро он проснулся совершенно здоровым! Сразу есть захотел. Это, знаете, как в Евангелии: Господь коснулся, и люди тут же исцелялись, им не надо было еще восстанавливаться, набираться сил, как это обычно бывает после болезни. Нет, – вот была в горячке, а тут же «встала и служила им» (Мф. 8, 14–15) – про исцеление Христом тещи апостола Петра. Так и здесь было – явное чудо.

Отец Георгий весь был в служении и ближним, и просто приходящим к нему. Никому не отказывал. Любому и каждому помочь старался. Холодно – не холодно, ветер – не ветер, одет он по-теплому или нет, – остановится, выслушает человека. Всегда был открыт людям. Не уйдет, пока на все вопросы не ответит.

Причем говорил так доходчиво, что даже совершенно нецерковным людям мог самую суть веры донести. Придут, помню, на Крещение, Пасху в храм те, кто раз-два в году в церкви-то, может, и бывают. Смотришь, поначалу чуть ли не смешливо настроенные, веселые зашли, а потом – стоят здоровые такие, огромные мужики и – плачут! Домой вернулись.

У моего знакомого отец когда-то очень сильно пил: запои, драки, чуть ли уже не вещи из дома распродавал. Тот только родился, а отцу сон снится, как он идет по крыше, а в руках новорожденный сын, вдруг эта кровля проваливается, а когда отец пришел в себя, то в руках у него был мертвый младенец… Это его так потрясло, что он тут же в храм побежал. Тогда как раз ближайший к их дому – царицынский иконы Божией Матери «Живоносный источник» открылся.

– Мне бы священника! – забегает.

Служба только закончилась, народ еще какой-то был.

– Я священник, – поворачивается к нему отец Георгий.

Тот начинает ему тараторить про сон, про всю свою жизнь непутевую:

– Я же сына убил… – как-то ему ясно стало, что знак такой: в тартарары летит со всею этой пьянкой…

– Выходи на середину храма, – вдруг говорит ему батюшка, – и говори трижды: «Я больше пить не буду».

Тот послушался, и действительно – пить перестал. А чем-то же надо заниматься в это освободившееся время. Стал приходить – просто какие-то камни поначалу таскал, – тогда еще храмовую территорию только расчищали. Общались с батюшкой. Отец Георгий всегда работников на трапезу приглашал, – так тот и воцерковился, и всю семью свою к Богу привел. И сколько так батюшка жизней спас. А просто трудился там, куда его Сам Господь приведет.

Уже работая у батюшки, постоянно видела, какой поток к нему шел и шел: иные в слезах придут, а точно обновленные, воодушевленные такие выпорхнут; другие, наоборот, могли и в слезах от батюшки выйти – раскаялся человек; иногда и грустный кто-то, смотришь, побредет, – явно что-то осознал, с чем надо, но очень не хотелось смириться… Отец Георгий всегда к работе над своей душою побуждал, – чтобы быть поближе к Богу.

При самом-то батюшке мы все себя, как у Христа за пазухой, ощущали.


Подготовила Ольга Орлова

6 мая 2020 г.[/i]

https://pravoslavie.ru/130874.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!