Анатолий Григоренко. Справка об инвалидности

(1/1)

Александр Васильевич:
Анатолий Григоренко

СПРАВКА ОБ ИНВАЛИДНОСТИ

Украинский правящий класс успешно входит в образ больного с отклонениями в развитии



ЧАЕПИТИЕ У МАРТОВСКОГО КРОЛИКА

Пожалуй, уже никого из политиков Запада не нужно убеждать в том, что в суверенной Украине наблюдается четкая закономерность: чем больше демократии, тем меньше закона. Еще не успели забыться пертурбации предыдущего лета, когда попытка президента Виктора Ющенко инициировать роспуск парламента привела к полному параличу всех институтов, включая судебную власть, правоохранительную систему и вооруженные силы. Компромисс Партии регионов, добровольно согласившейся на досрочные перевыборы парламента, казалось бы, был призван вернуть ситуацию в правовое поле. Но ровно год спустя все повторилось, как по нотам.

В отличие от прошлогодней ситуации, паралич управления случился без всякого вмешательства извне. Просто два депутата решили покинуть кое-как слепленную Западом коалицию двух «оранжевых» партий – по иронии, как раз в период поездки Ющенко в Россию. И оказалось, что этого достаточно для вывода в аут всего процесса принятия решений. Поскольку было понятно, что сторонники экс-премьера Виктора Януковича, не преминут воспользоваться возможностью для отмщения своей обидчице – Юлии Тимошенко, вернувшей себе в прошлом году пост главы правительства. Остальное было предсказуемо: попытка поставить вопрос о недоверии, а в ответ – блокирование трибуны и полный саботаж законодательного процесса.

То, что происходило в течение последующих пяти недель, наблюдатели весьма деликатно сравнивали с сериалом «Санта-Барбара». На самом деле в пресловутом сериале была хотя бы какая-то логика. Между тем то, что происходило в Верховной Раде, выходило уже за всякие рамки не только целесообразности, но и разума. Вряд ли во всей истории европейского парламентаризма кто-то сможет припомнить ситуацию, когда фракция правящей партии устраивает сама себе законодательный стопор; когда заседание закрывается ровно через две минуты после начала; когда через час после закрытия заседания на трибуну являются главы фракций, собранные спикером, и зачитывают отчет, обращаясь к совершенно пустому залу. Последняя мизансцена граничит уже не с «Санта-Барбарой», а с безумным чаепитием у Мартовского Кролика в «Алисе в стране чудес».

Эффект гротеска создается прежде всего тем, что политики, давно ставшие посмешищем населения, воспринимают свои действия с полной серьезностью – более того, рассчитывают на доверие публики. Президент Виктор Ющенко, вновь ощутив, что власть утекает из рук, не находит ничего лучшего, как заявить о том, что три с половиной года назад его таки отравили, причем виновные негодяи находятся в Москве. Одновременно, по случаю Дня Независимости, президент повелевает укрепить на горе Говерла национальный флаг, а ниспровергателей предыдущего флага подвергнуть уголовному преследованию. Понятно, что его пугалки ровно ни у кого не вызывают священного трепета, в том числе у собственных соратников, деловито растаскивающих пополам и без того дискредитированные остатки президентского блока НУНС.

Поиски отравителей заканчиваются задержанием и допросом корреспондента интернет-издания «Украинская правда», который взял интервью у одного из утративших доверие бывших ближайших друзей и спонсоров президента. Это то самое издание, основатель которого странным образом в буквальном смысле слова потерял голову, которую до сих пор не могут найти. История, рядом с которой меркнут чудеса из «Ночи перед Рождеством», как раз накануне припоминалась президенту в высоких кругах Европейского Союза. Однако даже это обстоятельство пролетает мимо разума президента, хотя его собственная голова, изрытая загадочными оспинами, вроде бы на плечах.

Между тем в прессе поднимается правозащитная истерика; естественно, обозревателя популярного сайта тут же отпускают. Местные защитники свободы слова на самом деле не верят, как и все общество, в способность Виктора Ющенко установить не то что диктатуру, но хотя бы порядок даже в собственном окружении.

Тем не менее, именно страх перед его – Ющенко – диктатурой становится оправданием для капитуляции Верховной Рады перед Юлией Тимошенко. Во всяком случае, именно так объясняет свое поведение лидер украинской Компартии Петр Симоненко, фракция которого в полном составе отказывается голосовать за недоверие правительству 11 июля – в тот единственный удобный момент, когда сама «леди Ю» наконец галантно предоставляет подобную возможность. Из последнего обстоятельства возникает ощущение неприкрытой бутафории: Тимошенко явно осведомлена о том, что на самом деле отрешение от власти ей не грозит.

СТРАХ, ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯЩИЙ В ЛОЯЛЬНОСТЬ

Итак, 11 июля левоцентристская оппозиция в Верховной Раде, имея полную возможность взять реванш за поражение прошлой осени, странным образом проваливает голосование. Партия Регионов Виктора Януковича, поставившая вопрос об импичменте, остается в одиночестве. Мало того, та вялость, с которой выдвигает антиправительственные аргументы верный сторонник Януковича Николай Азаров, заставляет предположить, что исход известен заранее. Роль спасителей премьера от «грозной» оппозиции достается Компартии и Народной партии Владимира Литвина, которые вроде как должны были поддержать Партию регионов, но внезапно прозрели и передумали.

Отдельные представители «регионалов», явно не предупрежденные об исходе, обнаруживают политический подвох, подозревая «народников» и коммунистов в сговоре. В самом деле, лидер «народников» если и может вернуть себе часть некогда серьезного политического влияния, то исключительно в роли младшего партнера Юлии Тимошенко. Несложно просчитать и формат совершенной сделки: само название Народной партии происходило из мечты центриста Литвина вступить в Европейскую народную партию – альянс правохристианских партий Европы, наследницу Христианско-демократического интернационала. Сейчас в ЕНП откровенно сочувствуют Юлии Тимошенко, партия которой туда с удивительной легкостью принята. Немудрено догадаться о том, кто предоставил Юлии Владимировне нужные связи и что она попросила взамен.

Коммунистам вроде бы никто не обещал никаких европейских «морковок». Тем не менее партия Петра Симоненко не только играет решающую роль в избавлении Тимошенко от отставки, но и голосует за предложенные ею поправки к бюджету, для принятия которых большинства голосов, однако, не набирается. Это совпадение выходит за рамки всяких тактических разъяснений лидера левых. Единственным оправданием внезапной лояльности является вовсе не страх перед ющенковской диктатурой, а боязнь новых выборов и новых расходов, с которыми партия может не справиться.

Другими словами, каждый из партийных боссов играет сам за себя. Что и позволяет Юлии Тимошенко в непредсказуемой ситуации «удержаться в седле» и остаться при премьерской должности по крайней мере до конца парламентских каникул, когда, как утверждает Петр Симоненко, и должна-де придти пора объявление недоверия. Пока Симоненко оправдывается, Тимошенко отправляется в Варшаву, где президент Качиньский публично одобряет евро-атлантический путь Украины.

На этом фоне на горизонте объявляется еще один горячий сторонник НАТО – экс-президент Леонид Кравчук. Тот самый Леонид Кравчук, что к выборам позапрошлого года создал собственную партию под названием «Не так» – в противовес оранжевому лозунгу «Так!» («Да!»). Недавний центрист, как выяснилось, только что пересмотрел свои позиции и пришел к выводу, что только НАТО может спасти Украину. Его признание озвучивается ровно тогда, когда судьба вотума недоверия решается негативно. То есть, по существу, его политический выбор делают за него Симоненко и Литвин.

Любопытно, что за несколько дней до откровений Кравчука бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк прямо-таки в отчаянии сетует, что кампания по популяризации НАТО на Украине провалилась. Не тешат украинский истэблишмент надеждами и высокие гости с Запада. И тем не менее, чем меньше рядовые граждане настроены на присоединение к Евро-Атлантическому блоку, тем больше ему лоялен – независимо от партийных знамен – политический истэблишмент.

Нет, разумеется, Петр Симоненко не призывает коммунистических соратников агитировать за вступление в НАТО. Однако действия познаются по результату. Еще за два дня до голосования в Верховной Раде президент Польши отклонил приглашение посетить Киев. На тот момент было непонятно, с кем ему демонстрировать свою солидарность и кого призывать к альтернативным энергетическим проектам. Но голосование 11 июля поставило точки над украинским «i».

Впрочем, зыбкая ясность высвечивается только в политической области, ибо голосование за бюджет, ради которого премьер, по ее словам, и снимает «самоблокаду», проваливается. Поскольку, в отличие от коммунистов, против проекта поправок голосуют партнеры премьера по коалиции – депутаты от НУНС.

ИМИТАЦИЯ ГЛУХОНЕМОТЫ

Поредевшая президентская фракция в тот день пыталась внести собственный проект поправок в бюджет. Скороспелая инициатива была притом вполне разумной: Виктор Ющенко забеспокоился о выделении дополнительных средств на закупку газа, пока он не поднялся в цене. Все законодатели отлично знают, что этот дамоклов меч занесен над украинской экономикой с того момента, как среднеазиатские республики отказались отпускать «голубое топливо» по 100 долларов за тысячу кубометров. Но фракциям, вожди которых говорят сами с собой, насущные экономические потребности не указ: каждая крепка своим коротким разумом, не простирающимся ни на сантиметр дальше завтрашнего дня.

Нельзя сказать, чтобы у украинского руководства не было возможности закачать впрок газа в незалежные закрома: и «Газпром», и партнеры из Евросоюза давно предупреждали о том, что льготным ценам скоро придет конец. Но президент был больше поглощен проблемами национальной символики, а премьер – нападками на президента. В частности, по поводу разбазаривания собственных, украинских залежей нефти и газа на шельфе Черного моря. Предметом возмущения Юлии Тимошенко стало то обстоятельство, что огромный кусок шельфа был отдан всего лишь одной компании, притом задешево.

Нельзя сказать, чтобы инвесторы стояли в очереди за неразведанными черноморскими богатствами. Опыт уже всех приучил к полной непредсказуемости властей. К тому же один из участков территории шельфа не хотел выпускать из рук военное ведомство во главе с давним соратником Ющенко Юрием Ехануровым.

Очевидно, именно поэтому из проекта по-английски ушли представители банка Rothschild, а роль миноритарного акционера столь же незаметно перешла к дочерней компании финансовой группы донецкого олигарха Рината Ахметова.

Факт партнерства либерала Ющенко со спонсором Партии регионов никого, впрочем, не шокировал. Как и перепечатка с американского сайта Huffington Post о том, что американский политтехнолог Рик Дэвис не меньше года обслуживал команду Виктора Януковича за 35 тысяч долларов в месяц в период, когда тот занимал должность премьера. Если кого-то этот факт и беспокоит, то только штаб кандидата в президенты США Джона Маккейна, где трудится господин Дэвис. Самих украинцев уже ничем не удивить. Они привыкли к неразборчивости своих названных вождей в полном диапазоне – от дипломатической всеядности до неумеренности в удовлетворении личных потребностей.

Украинские политики, на первый взгляд, – вполне адекватные люди, с вполне дифференцированными знаниями и эстетическими пристрастиями. Некоторых можно слушать часами, даваясь диву лишь о том, почему от столь просвещенной натуры так мало толку в исполнении элементарных управленческих функций и почему эта натура, смело и даже беспардонно комментирующая одни события, при упоминании других, прямо касающихся ее самой обстоятельств впадает в ступор, таращит глаза и имитирует глухонемоту.

ЗНАКОМАЯ ЖАЛОБНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Вторично опальный сайт «Украинская правда» с небольшим интервалом подробно проинтервьюировал двоих крупных представителей бизнеса, попавших в политику – «донеччанина» Андрея Клюева и бывшего партнера Березовского Давида Жванию. Два персонажа, на первый взгляд сделанные из разного теста, продемонстрировали одинаковую болтливость, касаясь имени Ющенко, и одинаковую скованность, когда речь заходила о более влиятельных экономических персонах. Ощущение от их откровений также сводится к одному знаменателю: совершенно очевидно, что вроде бы самодостаточным «сильным мира сего» чего-то остро не хватает – и именно это чувство незащищенности и толкает их на необязательную откровенность, за которой большими буквами читается стремление представить себя в лучшем свете. Если депутаты-бизнесмены при помощи СМИ силятся «очеловечить» себя перед внутренней аудиторией, то политикам важнее припудрить свой сомнительный имидж на внешнем терминале: о своем отравлении, на которое можно списать и повреждение умом, Ющенко поведал австрийской газете Der Standard.

По существу, украинский правящий класс опасается не столько новых пертурбаций в регулярной политике, которые и в самом деле стали привычным сериалом, а напротив, некоей неожиданности, которая этот сериал может прервать и спросить с каждого за все разом: за непринятые законы и неподписанные соглашения, за политическое приспособленчество и личную непорядочность, за повседневное публичное вранье, за мелкость человеческой натуры, за неумеренность в роскоши на фоне лишений народного большинства. И нет ничего удивительного в том, что каждый из них, начиная с главы государства, то и дело валяет ваньку, изображая себя жертвой то ли московского империализма, то ли ненадежности западных партнеров, то ли подлости местных конкурентов. Общая жалобная интонация призвана подчеркнуть, что политик-жалобщик собственными усилиями справиться с ситуацией, в создании которой сам принимал непосредственное участие, решительно не может.

Столь же неудивительно, что то один, то другой украинский вождь, как за спасательный круг, хватается за НАТО. Он хватается не за трансатлантические военные отношения, а за любой способ надежной защиты от рисков, исходящих как от Москвы, как от своих же «любих друзiв», так и, паче чаяния, от собственного народа.

Защитный контур регулярно приобретает специфические религиозные расцветки. Отнюдь не только киевский мэр Леонид Черновецкий прославился партнерством с сектантами. В окружении Юлии Тимошенко, которая тщетно пыталась отстранить мэра от должности, помимо пастора-евангелиста Александра Турчинова, вращается и руководитель протестантского Фонда добра и любви Александр Дубовой. Пока министр энергетики Юрий Бойко изобличает «леди Ю» в коррупционных схемах, глава фонда обеспечивает ей симпатии во влиятельных кругах «поставщиков» неопротестантизма. На поверку за беспрепятственным прозелитизмом «харизматов» на Украине скрывается дополнительная палочка-выручалочка для истэблишмента. Или, скорее, подпорка, бытовое приспособлением для увечного.

Составители ежегодного Отчета о национальных угрозах США, предсказывая сохранение нестабильности на Украине, вряд ли сильно смутили украинский истэблишмент. «Поможите, пожалуйста, нам!» – универсальный лозунг проворовавшегося насквозь украинского политического класса. А экспертное заключение американского разведывательного сообщества убедительно, как инвалидная справка, обосновывает потребность в постоянном вспоможении по случаю неизлечимого уродства, и одновременно служит основанием для снисходительного отношения. Урода в цивилизованном обществе принято жалеть, а не попрекать.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10217

Навигация

[0] Главная страница сообщений