Русская беседа
 
05 Мая 2024, 21:38:43  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Навечерие Богоявления. Крещенский Сочельник  (Прочитано 4486 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103918

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 18 Января 2022, 12:03:49 »

О Крещенской воде



Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?

Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.

И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.

Богоявленская и Крещенская вода

Люди часто спрашивают:

Какая вода крещенская?

Крещенская вода — это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?


Фото Владимира Ештокина

Крещенская и Богоявленская вода — это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет.

Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды — и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?


Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань — специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния — Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.

Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?

Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером.

В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.

Когда вода становится крещенской?

Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.


Фото Владимира Ештокина

Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.

Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.

Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.

Молитва на освящение крещенской воды

Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году — в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.

Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, — Крещении Господнем.

Затем словами «Миром Господу помолимся...» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов...

Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:

«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.

Когда идти за крещенской водой?

Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.

Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.


Andrey Krashenitza, www. flickr. com

У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

Чем отличается крещенская вода от святой?

Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.

Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.

Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец — прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым — это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.


Фото Владимира Ештокина

Как правильно пить крещенскую воду?

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году — в Крещенский сочельник и в сам Праздник — верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

Связано это с тем, что Агиасма — это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Молитва на принятие Крещенской воды

Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.

Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?


Крещенскую воду пить можно и нужно.

Два дня в году — в канун праздника и в Богоявление — крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т. п.). Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи — неправильно.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 18 Января 2024, 15:26:48 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103918

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 18 Января 2022, 12:04:52 »

(Окончание)

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «...благодать <...> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Можно ли разбавить крещенскую воду?

Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.

Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения — это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

Можно ли окропить квартиру крещенской водой?

Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов... и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры — это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.

Что делать с прошлогодней крещенской водой?

Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой — продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?..

Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено — натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т. е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма — это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Когда можно пить крещенскую воду?

Существует традиция пить Крещенскую воду утром натощак с молитвой. Два дня в году — в крещенский Сочельник и в сам день Крещение ее можно пить в течение всего дня. Однако Богослужебном Уставе говорит, что отлучать себя от святой воды лишь по причине вкушения пищи неправильно. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

При этом читается молитва:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Как пить крещенскую воду?

Первое правило — это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.

Но, в целом, это дань благочестивой традиции — употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное. Употребление святыни — это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.

Что можно делать с крещенской водой
Как использовать крещенскую воду дома?


Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.


Фото Saint-Petersburg Theological Academy, www. flickr. com

Как освятить крещенской водой?

Нужно смочить кисточку или что либо подобное в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею то, что вы хотите.

В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог...», можно совершать освящение, произнося эту молитву.

Есть ещё молитва на освящение всякой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).


Можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.

Однако следует помнить, что есть предметы, которые можно попросить освятить священника в храме — иконы, нательные крестики.

Как освятить квартиру крещенской водой?

На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».

При это напомним, что существует специальный чин освящения квартиры — он уже совершается священником и один раз. Во время этого чина мы призываем благословение Бога на дом и всех живущих в нем. А окропить крещенской водой свою квартиру, дом может каждый верующий.

Можно ли истопить баню крещенской водой?

Крещенская вода — святыня, которую следует употреблять с благоговением. Получится ли так употребить ее в бане? Вряд ли... От того, что мы попаримся святой водой, сами мы святее не станем. А вот смывая крещенскую воду в канализацию, поступим неправильно.

Можно ли купаться в Крещенской воде?


Фото Владимира Ештокина

Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное — сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) — оттого, что нет веры.

А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

Свойства крещенской воды
Почему крещенская вода испортилась /позеленела?


У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит. Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.

Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше".

Помогает ли крещенская вода забеременеть?

Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице — это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.

У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.

На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.

То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному — это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.

Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.


Фото Ilya Teplov, www. flickr. com

Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?

Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.

Всех в праздником, дорогие друзья!

https://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103918

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 18 Января 2022, 12:17:59 »

Протоиерей Григорий Дьяченко

Навечерие Богоявления Господня, пред освящением воды



(О благоговейном поведении христиан при водоосвящении).



I. Сейчас из уст св. церкви вы услышите, братие, «глас Господень на водах», призывающий всех и каждого к принятию «духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа». Так как глас сей гремит не для одного приличия, и, к чему так торжественно все призываются, то, без сомнения, и подается неоскудно каждому, кто благорасположен к принятию: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божия, не будем иметь нужды в указании, как вести себя при наступающем священнодействии и как употреблять освященную воду. Но печальный опыт говорит другое: ни в какой день не происходит столько неприличного замешательства в наших храмах, как ныне. Посему прежде нежели изыдем для освящения воды, мы почли за долг изыти пред вас для показания ее важности и для защищения ее от злоупотреблений.

II. «Что же мы сделаем для сего?»

а) Укажем, во-первых, на происхождение предстоящого священнодействия. Кто учредил его? Люди ли какие-нибудь обыкновенные? Нет, мы прияли его от мужей великих и святых, от апостолов и их преемников. А первый, высочайший пример к тому подан Самим Господом, когда Он погружением Своего пречистого тела во Иордане освятил все естество вод. После сего возмущать каким-либо беспорядком столь важное, по самому происхождению, священнодействие, значит не иметь уважения к тому, пред чем благоговели мужи самые великие и святые, что в продолжение многих веков служило к освящению целых стран и народов.

б) Если многие из нас не знают сего, то по крайней мере у каждого есть очи и слух, дабы видеть и слышать, что творится и произносится ныне над освящаемою водою; а этого одного уже достаточно, чтобы заставить обращаться с нею со всяким уважением.

Ибо как освящается вода? Обыкновенным ли каким-либо благословением? – Хотя и всякое благословение, когда оно преподается во имя Отца и Сына и Святого Духа, важно для христианина, но здесь большее благословение и большее священнодействие. Здесь не один человек, а вся церковь изливает теплыя молитвы о том, чтобы существо воды освящено было «силою и наитием Святого Духа, очистительным действием» всея Пресвятыя Троицы, и чтобы ей сообщено было благословение Иорданово. Тут самым торжественным образом призывается над освященною водою страшное и достопокланяемое имя Того, пред Кем трепещет вся тварь. Тут наконец совершается троекратное погружение в освящаемую воду самого креста Христова, креста, пред коим благоговеют все силы небесныя, и от коего убегают все силы преисподния. Скажите: что еще больше можно бы употребить для освящения – и, следовательно, для внушения уважения к тому, что освящается?

И для чего освящается вода? Для малых ли каких-либо и обыкновенных целей? Нет, для самых важных. «Во еже», как возглашает диакон, «быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, к отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг, приводящей нас в» самую «жизнь вечную». Можно ли испрашивать больших даров? И можно ли после того не благоговеть к орудию таких даров?

Как, наконец, употребляет освященную ныне воду сама святая церковь? – Употребляет с крайним уважением к ней, – в случаях весьма важных; например, вода сия употребляется при освящении св. мира для таинства миропомазания, – при освящении для церквей святых антиминсов, на коих совершается безкровная жертва; сия же вода дается вместо причастия тем, кои по суду церкви признаны недостойными приступать к св. тайнам. Так высоко ценит нынешнюю святую воду сама церковь!

Как после сего и надлежало бы приступать ныне к сей воде? Не с верою ли и благоговением, как к великой святыне? Не с духом ли разума и страха Божия, к принятию коих по тому самому, при самом начале священнодействия, призывает всех и каждого святая церковь? Так действительно и приступают к святой воде те, кои понимают, где находятся и к чему приступают: они причащаются ей, как великой святыне, и приготовившись к тому постом и молитвами, хранят ее в самых почетных местах своих домов, вблизи св. икон и креста Христова; употребляют ее в важных случаях, именно во исцеление души и тела, во освящение себя и своей собственности. Но что сказать о других, каковых большая часть? Как назвать то, что бывает ныне в храмах по освящении воды? – Можно подумать, что в храме вдруг произошло что-либо особенное или что он окружен внезапно со всех сторон каким-либо ужасным неприятелем: такое поднимается волнение между стоящими в храме, такой шум, такое толкание друг друга! И так поступают не одни малые, неразумные дети, а юноши, даже отцы и матери, даже старцы!..

III. Так ли воспоминают крещение своего Господа? Так ли ищут освящения души и телу? И для чего все это безчиние? Чтобы скорее других почерпнуть святой воды. – Как будто, почерпаемая после менее священна! Или как будто для кого-либо не достанет ея?

Да прекратится же беспорядок! Да войдет все в надлежащие пределы!

Да будет все у нас и в настоящий день, подобно как в прочие, по завещанию апостола, «благообразно и по чину». Аминь. (Сост. по пропов. Иннокентия, архиеп. херсонского и таврическаго. Т. I. 1872 г. стр. 318–322).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/8_10
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103918

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 18 Января 2022, 12:34:15 »

18 января. Навечерие Крещения Господня (Крещенский сочельник)



tvsoyuz

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 18 января, в Русской Православной Церкви день навечерия Крещения Господня, или крещенский сочельник.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) – связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти все же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается все, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с ХI века водоосвящение происходит два раза: и в крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=mh_B_8Cc8KA

https://tv-soyuz.ru/kalendar-18-01-2022
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 18 Января 2022, 23:44:11 »


Прежде страх Божий и покаяние, потом любовь

Протоиерей Александр Шаргунов




Навечерие Богоявления. В этот день все крещеные, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять Богоявленскую воду. Так ли приходят, как хотя бы приходил народ из Иерусалима и Иудеи, и всей окрестности Иорданской, принимая Крещение покаяния от Иоанна, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5)? Как Иоанн говорил приходившему креститься от него народу, так Церковь говорит почерпывающим крещенскую воду о покаянии, об обновлении нашего Крещения: покаяние – второе Крещение. Чтобы не в суд и не во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов, в радость жизни вечной.

Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться – значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как понятны должны быть сегодня нам эти слова!

Как написано у пророка Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), – это о сердце сокрушенном и смиренном. Но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизна всей жизни да выпрямится, и «неровные пути сделаются гладкими, и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 4–5).

Святой Иоанн Предтеча – бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к Первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля.

Весть о спасении обращена не только к Израилю, не только к тем, кто называет себя чадами Авраама. Бог силен и «из камней сих» – из омертвевших в язычестве людей – воздвигнуть детей веры.

В эти дни мы слышим слово суда над миром, над нами: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви. И еще не такое увидим.

    Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности

Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, – говорит апостол Павел, – на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что могут быть на земле. Над всеми нами тяготеет иная, ничем вовеки не устранимая угроза, более страшная, чем самые страшные беды, грядущие на землю.

И сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности.

Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды Божией, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность. Однако Предтеча, оттого что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим.

Но и у всякого, даже самого грешного человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом – значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла – не только открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, но и в самых малейших его проявлениях – неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Невозможно, чтобы это отвержение оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека.

    Примириться со злом – значит быть побежденным злом

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, в котором живет человечество, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда – вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Святой Иоанн Предтеча возвещает Крещение Духом, бесконечно превосходящее его Крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в Крещении, в Богоявленской воде – Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде покаяние, потом любовь. Прежде страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом утешение Христовой любовью.

Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад – «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы.


18 января 2022 г.

https://pravoslavie.ru/143968.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 18 Января 2023, 05:11:04 »


О злоупотреблении благочестивой традицией крещенского купания

Протоиерей Димитрий Василенков





Священник Антоний Коваленко высказался о традиции крещенских купаний. По словам священнослужителя, купание зимой опасно для здоровья и совсем необязательно.

«В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой — значит, требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем», — цитирует отец Антоний «Настольную книгу священно-церковно-служителей».

Кроме того, по словам священника, сейчас большинство людей погружаются в холодную воду, чтобы испытать себя. «Когда я увидел, как вокруг крещенской проруби стоят люди, некоторые из них пьяные, подзуживают друг друга, кричат, веселятся, я особенно остро понял, что в таком купании ничего от христианства точно нет. Этому "погружению" многие приписывают магическое действие. И ведь никто не гарантирует, что такая глупость не принесёт вреда для здоровья. Нет, конечно, можно погружаться в проруби благочестиво, с крестным ходом, осторожно, но главное событие всё равно происходит в этот день в храме», — объясняет отец Антоний.

«... Суть праздника в том, что в этот день Иисус Христос принимает на Себя грехи всего человечества, Бог открывает Себя нам. И в напоминании об этой свободе от греха мы молимся, радуемся, освящаем воду, чтобы, попросив о мире в своей душе, поделиться этим миром с нашими близкими, с теми, кому сейчас нелегко», — говорит отец Антоний Коваленко.

По мнению священника, настоящий праздник Крещения «проходит в храме, в службе, общей молитве, участии в Таинствах». В этот день, по его словам, важно не нырнуть в прорубь, а задуматься о себе и сделать что-то для близких. «И если кому-то очень хочется окунуться, то лучше это делать под присмотром МЧС и медиков», — резюмирует священнослужитель.

О крещенских купаниях рассуждает сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:



Надо придерживаться «золотой середины». Как справедливо заметил отец Антоний, порой люди к празднику Крещения подходят формально, считая, что достаточно окунуться в прорубь и не обязательно жить по-христиански. Это в корне неверно. При этом часто такие люди умножают свои грехи алкоголем при окунании. Подобное отношение может плачевно закончиться.

Прежде всего, в праздник Крещения нужно посетить храм Божий и желательно причаститься Святых Христовых Тайн. Если человек живет по-христиански, благоговейно относится к Богу и у него есть возможность в этот день с молитвой и верой окунуться в святом источнике, то в этом нет ничего плохого. Вера, молитва и благодать Божия укрепят человека. Главное, не бросаться в греховные крайности.

Я был свидетелем, когда на Крещение солдаты погружались в купель с благоговением, и это укрепляло их веру. Но погружение в купель сопряжено с воспитанием воинов и их духовным становлением. При таком подходе погружение в купель будет для человека полезным.

Сейчас крещенское купание превращено в некую традицию, которая не требует от человека ни изменения жизни, ни даже веры в Господа Нашего Иисуса Христа. Это просто традиция. Пришли, выпили водочки, окунулись, после этого опять выпили водочки и завалились с девушками в баньку. Вот такое безобразие! Мы должны избегать всего греховного. Если погружение совершается во грехе, с кощунственным отношением, то получается, что отношение человека не христианское, а беззаконное.

От человека требуется вера и жизнь по вере. Церковь говорит о том, что человек должен совлечь с себя греховного человека и облечься в человека нового. Если человек не трудится и живет по-свински, то все бесполезно. Известно, что если человек причащается, но при этом ведёт беззаконную жизнь и меняться не собирается, душу свою не готовит ко встрече со Спасителем, то он причащается во осуждение себе. Это большая беда для человека.

То же самое можно сказать и относительно праздника Крещения Господня. Во что в наших храмах превращается раздача крещенской воды? Порой превращается в такой ужас, что можно за голову схватиться. С криками, воплями и матами люди бьются за святую воду. На что они надеются? Набрали воды, а дальше жить по-свински? Люди меняться не собираются и думают, что все свершится автоматически. Они думают, что если не меняться, то Господь все равно сделает так, чтобы жизнь была еще вкуснее и слаще. Чтобы было здоровье, опять-таки для того, чтобы можно было грешить долго, сладко и со вкусом. Выходит, что этого ждёт человек? Но Господа-то не обманешь!

Получается, что мы берём святую воду, а толку для нас от этого никакого нет. Если человек относится к крещенской воде с благоговением, молится за ближних, то тогда она может воздействовать. Великий дар — агиасма, святая вода, даруется людям для спасения, очищения и укрепления в духовном делании. Это очень важный момент! Когда нет внутренней работы над собой, то внешние действия, внешние символы не приносят никакой пользы для человека.

Исаак Сирин говорил о том, что можно сделать много добрых дел, но от этого не будет никакого толку, если плодом этого не будет смирение. В нашем мире то же самое – если нет внутреннего изменения, то все внешние действия бесполезны, так как они не направлены на внутреннее изменение.

Если цель крещенского купания — стремление не ко Христу, а к получению удачи, здоровья и материального благополучия, то никакого толка в нем нет. Наоборот, подобное может быть в осуждение человеку. Человек таким образом превращается в свинью. Иисус Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). А  получается, что мы сами себя делаем свиньями. Это очень важный момент.

Мы, христиане, должны учить и просвещать людей. Я вижу в этом великую пользу. Как военный священник, я часто бываю у военных, которые для своих солдат делают купели, и вижу, что это приносит большую пользу для ребят, когда они подходят с верой к этому погружению. Я не вижу в этом ничего греховного. Но когда это происходит другим образом — это беда.


Источник
« Последнее редактирование: 18 Января 2023, 11:56:39 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 18 Января 2023, 05:11:20 »


Как может человек снова родиться

Слово протоиерея Александра Шаргунова о Богоявленской воде в Навечерие Крещения Господня





«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку грех ради наших, Человеколюбче».
 
Как Моисей, прообразуя Христа, разделил воды Чермного моря, ударив жезлом как крестом, и после перехода народом «яко по суху» вернул воды, поглотившие фараона и воинство его, в их прежнее состояние, так при схождении Господа в воды Иордана, они не могли вынести огонь Его Божества и, согласно Пророку, «возвратились вспять» (Пс. 113, 3). Иными словами, были восстановлены уставы естества, разрушенного падением Адама. Воды — носители смерти и тления, вместилища нечистых духов — стали носителями света и очистителями грехов, при схождении в них Солнца правды. Об этой крестной тайне пророчествовали и горькие воды Мерры, ставшие сладкими от куска дерева, брошенного в них Моисеем. Возводя с Собой человечество, сидящее в сени смертной, к познанию света Святой Троицы, Господь преображает ныне и законы чувственного мира. Как возвещали пророки, восстановленная и пронизанная светом Христовым вода становится причастной спасению и радости человечества. Вся природа участвует в этом празднике, ибо из воды составлен мир.

В праздник Крещения Господня мы предстоим перед тайной жизни и смерти. Как непостижимо таинственно наше новое рождение от воды и Духа, так таинственна эта Богоявленская вода! Мы помним в Евангелии вопрос праведного Никодима: «Как может человек снова родиться?» Послушаем, что отвечает ему не Христос, а святой Иоанн Златоуст: «Как естество огня действует, отделяя золото от примесей, так крещение преображает тех, кого оно омывает. Огонь Духа Святого, сходящего на нас, сжигает "тело земное" и возрождает "тело небесное" (1 Кор. 15, 40), совершенно новое, горящее нетленной жизнью».
 
А о крещенской воде святой Иоанн Златоуст так говорит: «Если кто-нибудь спросит меня: как может вода что-либо рождать, я отвечу ему вопросом: как могла земля что-либо произрастить? Как могло быть столь великое и столь многообразное зарождение от одного простого вещества земли? Откуда образовались кости, нервы, артерии, вены? Тот же Дух и вода, соединяясь, легко совершают эти чудеса, превосходящие наше разумение. Поэтому не спешите говорить, что вы не верите в то, что не видите. Вы не видите душу, и тем не менее не можете не признавать, что она существует отдельно от тела. То же следует сказать о новом рождении: да, сегодня нет нужды ни в матери, ни в родах, ни во сне, ни в браке, ни в объятиях. Дело нашего естества совершается на небесах и образуется от воды и Духа. Вода зачинает и рождает младенца. Что чрево матери для зародыша, то вода — для верующего. Он зачат и рождается водою. Требуется время, чтобы то, что зачато во чреве матери образовалось и завершилось. Но не так бывает с тем, что рождается в этой воде. Все образуется здесь в одно мгновение. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).
 
Вновь становясь водою живою (Ин. 4, 10), купелью нового рождения, — вода, которую мы освящаем перед каждым крещением, в день праздника Богоявления, погружая в нее крест и призывая Духа Святого, обретает Божественную силу исцеления и очищения душ и тел наших. Освященная вода становится носительницей силы искупления, благодати Христовой, благословения Иорданова. Она — «источник нетления, освящения дар, грехов оставление, недугов исцеление, демонов попрание». Вот почему после окропления в храме мы пьем сегодня эту воду, наполняем ею сосуды и уносим с собой, чтобы окроплять ею наши дома и все предметы нашей обыденной жизни. Она может оставаться чудесно нетленной в течение месяцев и даже лет. Будем благоговейно хранить эту великую святыню вместе с пасхальным артосом на случай болезни, скорбей и искушений. С благодарной молитвенной памятью обо всем, что даровано нам Господом. Для того эта вода освящается Церковью, чтобы она могла быть употреблена во всех обстоятельствах для обновления и освящения мира. Она может превратить все дни христианина, живущего даром крещения, в непрестанное Богоявление, откровение света и славы Божией. Богатство нашего крещения неисчерпаемо, ибо оно будет питать вовеки нашу жизнь.
 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 18 Января 2023, 05:11:35 »


"Освящается вод естество"


19 (6 по Юлианскому календарю) января православные христиане отмечают один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.





Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). И люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог.

Также можно услышать и третье название этого праздника — Просвещение, возникшее потому, что Бог есть Свет и явился просветить народ, сидящий во тьме, после чего сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (ср.: Мф. 4, 16). Накануне этого дня в древности по обычаю проводилось крещение оглашенных, таким образом подтверждалось, что крещение и есть духовное просвещение, так как крещение становится для человека рождением в жизнь вечную.

В этот день и накануне (в крещенский сочельник) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие — Чин освящения воды. В навечерие Богоявления освящение воды проходит в храмах, а в самый день праздника, в конце литургии, после заамвонной молитвы,— у водоема (если храм находится от него в непосредственной близости). Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую иордань), к которой шествуют с торжественным крестным ходом. Этот крестный ход получил название "ход на Иордань". Святая вода также имеет особые названия — "агиасма Иордань", "Великая агиасма", "иорданская святыня".

Ни для кого не секрет, что вода является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение, и об этом говорится в Священном Писании.

В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), имея в виду рождение для вечности через Крещение.

Таким образом, освящение воды происходит для того, чтобы придать ей это высшее значение: "очищение водою роду человеческому дарует", как поется в песнопениях службы празднику Крещения.

Крещенская вода — одна из величайших святынь. Известно, что она долгое время не портится, исцеляет душевные и телесные недуги, ею окропляют жилище и вещи при освящении. Ее свойства поистине удивительны. В истории Церкви есть масса тому примеров. Так, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им крещенской воды, преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному бутылку со святой водой — и человек излечился. Некоторые подвижники советовали окроплять пищу крещенской водой, например старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. А когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час и был твердо уверен, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

Как и к каждой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, например рядом с домашним иконостасом. Употреблять ее, как и просфору, принято натощак, после утреннего молитвенного правила. Но если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно — и нужно! — в любое время.

***

За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе широкое распространение получили различные предрассудки и суеверия, связанные со значением святой воды. Ниже приводятся ответы на наиболее часто возникающие вопросы и недоумения.

— Почему воду освящают и 18, и 19 января?

— И в тот, и в другой день совершается одно и то же чинопоследование Великого водоосвящения. Все молитвы, которые при этом читаются, абсолютно одни и те же. Обычай дважды освящать воду появился в глубокой древности. Тогда Таинство Крещения предварялось длительным обучением желающих покреститься основам православного вероучения и совершалось всего несколько раз в году, и более всего крещений приходилось на день Богоявления. Чтобы успеть покрестить всех, не жертвуя красотой и торжественностью обряда, для этого стали отводить два дня. Поэтому, чтобы избежать чрезмерного скопления людей в храмах в день Богоявления, можно приходить за святой водой в храм и в предыдущий, и в последующие дни.

— Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

— Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одинаково. Нужно понимать, что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января.

— Правда ли, что купание в проруби на Крещение смывает с человека все грехи?

— Конечно же, это не так! Купание в проруби — это старинная благочестивая традиция, но церковным таинством она не является. Изначально это была норма церковного благочестия: трижды окунаться в прорубь, подражая крещению Христа. Сегодня это можно объяснить так: готовясь к празднику, мы очищаемся духовно, а омовение в проруби — это и телесное очищение, подобно тому, как утреннее молитвенное правило служит духовному очищению, а вкушение святой воды и просфоры натощак — освящению нашего телесного естества. А оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.

— Когда вода в полынье теряет свойство освященности?

— Дары, подающиеся воде, даются по молитвам, входящим в Чин Великого освящения воды. Таким образом, можно считать, что вода в водоеме сохраняет свои свойства в течение всего праздничного дня, то есть до 20 января.

— Есть мнение, что в Крещение вся вода на планете становится крещенской, даже из-под крана. Так ли это?

— Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере христианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом. Но если у человека нет физической возможности посетить храм (он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства), он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана (и вода будет иметь те же свойства), но делать это надо с верой и молитвой. В истории Церкви можно найти множество примеров помощи Господа, поданной по молитвам христиан посредством воды, не освященной церковным чином.

— Правильно ли считать, что святая вода, освященная в другие праздники, менее благодатная?

— Подобное сравнение некорректно. Нельзя сравнивать Божественную силу святынь. В церковной практике существует два вида водоосвящения: малое и великое. Малое совершается в течение всего года неоднократно (на следующие праздники: Происхождение Дерев Честнаго и Животворящаго Креста, Преполовения Пятидесятницы, в пятницу Светлой Седмицы в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", в храмовые праздники, как частная треба по просьбе прихожан). Великое же — только в праздник Крещения Господня. Само название подчеркивает особую торжественность обряда. Но малое и Великое освящение отличаются не только временем проведения, но и молитвенными прошениями. Во время Великого освящения возносятся особые прошения, мы молимся о спасении, великую агиасму благословляется пить не только натощак, но и весь день, этой водой освящается все, а во время малой агиасмы прошения направлены на удовлетворение повседневных потреб (для исцеления телесных недугов, для духовного укрепления и т. д.). Поэтому в этом случае мы говорим о различных дарах Благодати.

— Что делать с крещенской водой, оставшейся с прошлого года? Сохраняет ли она свои свойства?

— Воду, освященную в праздник Крещения Господня или накануне его, можно использовать в течение любого времени, причем не обязательно только до следующего праздника. При условии бережного хранения она не портится. Если же вам кажется, что крещенская вода более непригодна к употреблению, ее можно вылить, но ни в коем случае не туда, куда мы выливаем все отходы. Для этой цели при храмах существуют сухие колодцы. Также можно вылить ее в проточную воду (открытый водоем).

— Бывает ли, что святая вода не помогает?

— Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)". Таким образом, святая вода поможет христианину, истинно верующему в силу Божественной благодати. В этом случае возможны чудеса исцелений. Если же человек действует из любопытства, "на всякий случай", не раскаявшись в содеянных грехах, то ждать помощи не приходится.


***


В связи со всем вышесказанным нельзя не упомянуть еще об одном моменте. Праздник Крещения Господня — один их самых любимых в народе. В этот день десятки тысяч верующих стремятся посетить храмы, чтобы набрать святой воды, выстаивая очереди, растянувшиеся на десятки, а то и сотни метров. Конечно, это отрадно, поскольку наглядно демонстрирует все возрастающий интерес людей к Православию. Но как всегда, у медали две стороны. И с прискорбием можно заметить, насколько низка не только церковная культура, но и культура поведения вообще. Ругань, давка и толкотня в очередях, распространение предрассудков — вот что приходится наблюдать в этот святой праздник. Вода становится своего рода трофеем, добыть который нужно любой ценой. Но ведь Православие начинается не с чего-то внешнего, а с исполнения заповедей Божиих: с любви к Богу и любви к ближнему. Не роптать, а молиться, не гордиться своей образованностью, а помочь несведущему — это не подвиг, а долг каждого христианина.


Источник
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!