Русская беседа
 
05 Мая 2024, 22:46:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя по Богоявлении  (Прочитано 1758 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Января 2016, 12:10:38 »

О крещении огнем

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю по Богоявлении



«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорит Предтеча. И первые слова Господа, выходящего на общественное служение — на служение спасения рода человеческого, которые мы слышим сегодня в Евангелии, — буквально те же самые: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Слушающие проповедь Иоанна Предтечи приглашаются жить между двумя крещениями. Прежде всего, это крещение в воде во оставление грехов, которое Предтеча совершает в пустыне. Но это первое крещение не будет последним. После Иоанна придет Христос, Сильнейший его, несравненно более великий. Он будет крестить Духом Святым и огнем. Попаляющим, испепеляющим все, что не приносит плодов, достойных покаяния, огнем. Однако этот огонь, прежде всего, не умерщвляет, но животворит. Ибо это — Сам Дух Святой. Он очищает от вредных примесей, сообщает Свою пламенность, расплавляет как сталь в огне, говорят святые отцы, чтобы отлить новую форму и прочно соединить с Собой.

Христос в свою очередь принял два крещения. Первое было также в воде от Предтечи, но — бесконечно более действенное, чем у других. Над Христом открылись небеса, и был глас Отца Небесного, крестящего Его, погружающего в Свою любовь: «Ты еси Сын Мой возлюбленный», и помазующего Духом Святым, Который отныне всегда будет пребывать на Нем.

Это первое крещение для Христа также не будет последним. Оно только открывает путь к Его Пасхе. И Он будет идти, пока не достигнет второго, все решающего крещения, — крещения Своею Кровью, в водах смерти. Этого крещения Он будет так сильно желать, что душа Его будет томиться, пока оно не совершится (Лк. 12, 50). Начавшись в водах Иордана, крещение Господне завершится в Пасхе Его Крестных страданий и славы, в тайне искупления и преображения человека, — чтобы стать источником нашего крещения.

Мы тоже приняли таинство крещения. Прежде всего, крещения в воде, но бесконечно более глубокой, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что она содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения.

И для нас это также не будет последним крещением. Ибо для ученика Христова существует второе крещение — крещение Духом Святым и огнем, к которому он всегда стремится. Это крещение завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающем его Кресту Христову и Воскресению, уподобляющем его тленное естество славе преображения Господня.

Таким образом, мы тоже живем между двумя крещениями. Мы всё уже приняли в первом, но только в начатках. Вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила, принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов и забвением о покаянии. И зажигает все, к чему ни прикасается. Этот огонь — Сам Дух Святой — воспламеняет нас небесной любовью, истребляя в нас все, что мешает этой любви. Этот огонь делает нас послушными воле Божией и соединяет нас с Богом, Который, согласно Писанию, есть «огнь поядающий».

Этот огонь — огонь Христов. Господь пришел, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот скорей возгорелся (Лк. 12, 49). И это крещение — тоже крещение Господне. Господь принял его в Своей Пасхе, и теперь одного только ищет — чтобы она совершилась в жизни каждого из нас.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/23/o_krewenii_ognem/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 24 Января 2016, 12:25:27 »

Слово в Неделю по Богоявлении



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16), - так апостол и евангелист Матфей, передавая слова святого пророка Исаии, изображает состояние людей - верующих и неверующих. Богодухновенный Пророк провидел благодатное действие проповеди Иисуса Христа, от которой сердца всех с верою слушающих озаряются неизреченным благодатным светом и всякая тьма прогоняется. Земля Завулонова и земля Неффалимова, куда Господь пришел после Своего Крещения и сорокадневного искушения, лежали по соседству с землями языческими, а потому и переняли жившие на них от своих соседей многие языческие обычаи и убеждения. С явлением Христа Спасителя сей языческий мрак был рассеян, и люди увидели великий свет.

Для нас из этого евангельского повествования открывается та непреложная истина, что не верующие во Христа находятся во тьме, а верующие видят свет. Не верующие во Христа люди всех времен сидят во тьме, предаются заблуждениям и всяческим порокам. Они не ведают необходимых для спасения истин, а потому их жизнь и исполнена нечестия и беззаконий. Они не знают истинного Бога, обоготворяя всякую бездушную тварь, свой ум, свои знания, самих себя. Они не знают происхождения и достоинства человека, не знают, каково назначение его в настоящей жизни и каково - в будущей, не знают и пути к достижению сего назначения.

Не ведая и не видя того, что нужно человеку для настоящей и будущей жизни, они потому и живут так, как если бы не имели разумной бессмертной души, предаются порокам, имея ложное понятие о благочестии; иногда же и самые пороки и страсти оправдывают и действие их считают за явление нормальное.

И конечно, такое состояние человека есть истинная духовная тьма и тень смертная, ибо душа может просвещаться и жить только через познание истинного Бога и через приближение к Нему верою, надеждою и любовью.

Напротив, евангельская проповедь, или учение Иисуса Христа, есть истинный свет для нашей души. Кто с верою слушает евангельское учение, тот видит великий свет, по слову Писания. Учение Христово открывает нам всё, что необходимо человеку знать для своего спасения. Оно показывает, что человек создан по образу Божию для того, чтобы благочестивой и добродетельной жизнью служить Богу, прославлять Его, через это сподобляясь благоволения Божия, и как последней цели достигать вечного спасения в небесных обителях.

Человек согрешил, навлек на себя гнев Божий и подвергся вечному осуждению, сделавшись не способным познавать Бога и соблюдать Его святую волю. Милосердный же Господь сперва обещал, а потом послал в мир Единородного Своего Сына Иисуса Христа, чтобы научить людей истинному ведению о Боге и о спасении их через веру в Него, Искупителя и Спасителя мира. И Он Своими страданиями и крестной смертью, подъятой за грехи мира, удовлетворил правосудию Божию и примирил нас с Отцом Небесным, открыл нам путь к вечной жизни.

Всё в книгах Нового Завета раскрывается ясно. Кто с верою внимает этому учению, тот видит благодатный свет, познаёт Бога Отца и Господа Иисуса Христа и Духа Святаго, видит свое назначение - в вечной жизни - и пути к достижению этой цели: через веру в Иисуса Христа и через исполнение Его заповедей. Следуя своему назначению, он старается удаляться от пороков и усовершает себя в добродетелях, исполняя заповеди Христовы. Кто так живет, тот не заблуждается, но, как при дневном свете, видит путь к Небесному Отечеству и идет по нему. При свете учения Христова он ясно различает распутья, ведущие к погибели, и старается удалиться от них, всегда держась пути, которым шел Сам Спаситель, к которому Он и теперь всех зовет, говоря: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Дорогие братия и сестры, мы с вами просвещены светом учения Христова, но надо остерегаться того, чтобы, и познав правила и нормы христианской жизни, мы не оказались в жизни своей не поступающими по духу Христова учения. Мы должны так мыслить, чувствовать, говорить и поступать, как чувствовал, говорил и поступал Сам Господь, как Он заповедал и нам в Святом Своем Евангелии, чтобы неверующие не укоряли нас, что живем мы не по вере. Ибо вера без дела мертва (Иак. 2, 20). А поэтому должны мы стараться, чтобы вера наша сопровождалась добрыми делами. Если у нас допускаются вражда, клевета, ненависть, зло, обман, кража, то наша вера ложная, а не истинная. Будем всегда веру свою подтверждать добрыми делами, чтобы таким образом исполнить вечный завет Христов: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Аминь.
     
1962 г.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

http://www.pravoslavie.ru/1843.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 24 Января 2016, 12:33:03 »

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ



На вечерне великих праздников читаются так называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета. В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число паремий, обычно не превышающее трех, очень увеличивается и в день Воскресения Христова достигает пятнадцати, а в день Богоявления — тринадцати.

   При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых.

   Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то «земля же была безвидна и пуста... и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

   Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб.

   Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны.

   Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему.

   И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии.

   А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств.

   Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды.

   В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева.

   В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей.

   В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?!

   Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских.

   В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: «Остави нынë тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3:15).

   Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа. Своим погружением в воды Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого таинства крещения.

   При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым.

   Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения.

   В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого.

   С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских.

   И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.

   Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3:17).

   Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы — Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.

   А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути.

   Аминь.

   1957 г.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/2_6
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 24 Января 2016, 12:45:09 »

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение 1-е в неделю по Богоявлении.

О покаянии





Покайтеся, приближися бо царствие небесное [1].

С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самою жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святый апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа [2].

Братия! Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние.

Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании. Священное Писание научает нас, что посла Бог Сына Своего в мир, да спасется Им мир, что веруяй в Онь, не будет осужден, а неверуяй уже осужден есть. Свет – Христос - прииде в мир, и возлюбиша человецы, паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света; и не приходит к Свету, да не обличатся дела его,яко лукава суть [3]. Одержимым страстью тщеславия Писание засвидетельствовало: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете! [4]. Объятые страстью сребролюбия не только не уверовали в Господа, но и насмехались над Господом, когда Он преподавал им нужнейшее и святейшее учение о памятовании вечности и о устроении земных дел сообразно назначению человека для вечности [5]. Увлеченные страстью лютой зависти не только не уверовали в Господа, но и составили заговор богоубийственный, и исполнили его. Все, зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним [6]. Не можете Богу работати и мамоне! [7] не можете служить вместе двум владыкам, Богу и греху! Покайтеся: приближися бо царствие небесное! Покайтеся, и веруйте во Евангелие [8].

Но и уверовавший во Христа, решившийся постоянно доказывать веру поступками, поведением, опять нуждается в покаянии. Как вы думаете, братия, какой первый плод живой веры? какой первый плод исполнения Христовых заповедей? Ответ заимствую у святого Симеона, Нового Богослова, который почерпнул познание произнесенной истины из собственных святых опытов. Он сказал: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи” [9]. Точно! Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как внезапно открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек! [10] От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит [11]. В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. И так покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. Покайтеся, приближися бо царствие небесное.

Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Господа нашего завещание покаяния и возвещение о близости царства небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос - Агнец Божий, вземляй грехи мира, [12] - сделал все для нашего спасения. Он примирил нас с Богом, уготовал и приобрел для нас царство небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд - труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки к нам - несравненно ближе, нежели как мы полагаем. Се стою при дверех сердца человеческого, возвещает этот Царь, и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною [13]. Совершается отверзение дверей сердца для небесного Царя - покаянием. Покайтеся, приближися бо царствие небесное. Аминь.

Примечания

[1] Матф. IV, 17

[2] Деян. XX, 21

[3] Иоан. Ш, 17, 20

[4] Иоан. V, 44

[5] Лук. XVI, 9, 14

[6] Матф. XXII, 5

[7] Лук. XVI, 14

[8] Марк. I, 15

[9] Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4

[10] Рим. VII, 22, 24

[11] Пс. L, 20

[12] Иоан. I, 29

[13] Апок. III, 20 

____________________________________

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=491
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 24 Января 2016, 12:50:34 »

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Слово в неделю по Богоявлении



«Людие, седящие во тме, видеша свет велий, и седящим в стране и сени смертней, свет возсия им.» Мф.4,16.

Наша Святая Церковь только что отпраздновала праздник Крещения Господня или Богоявления, который в древности называли также днём Просвещения и праздником Светов. Его называли так потому, что «Бог есть свет» (I Ин.1,5). И благодатью явившегося Бога просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Первое воскресенье (по славянски — неделя) после праздника Богоявления или Просвещения поэтому и называется неделей по Просвещении. И в назначенном на это воскресенье евангельском чтении от Матфея говорится, как вы слышали, о Спасителе, о Господе Иисусе Христе как о свете.

Православная церковь исповедует веру во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Света от Света, Бога истинна. (Символ веры). Спаситель Сам называет Себя светом: «Я свет миру» (Ин.8,12) — говорит Он однажды. А в другой раз Им сказано: «Я свет пришёл в мир...» Евангелист Иоанн свидетельствует о Господе Иисусе Христе, о Боге-Слове: «В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин.1,4). Апостол Павел учит о Боге «Который обитает в неприступном Свете» (I Тим. 6,17).

Учение, называющее Бога светом, учение о Божественном свете содержится также в Ветхом завете. В 35-м псалме (стих 10) псалмопевец взывает к Богу: «Во свете Твоем узрим свет». Пророк Исаия пророчествует: «Тогда откроется как заря, свет Твой... и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58,8). То же встречаем у многих других пророков, больших и малых. И во время наших православных богослужений мы воспеваем Спасителя с особым чувством именуя Его светом: «Свете Тихий», «Свете истинный». Святые отцы очень часто употребляют слово Свет, называя им Самого Бога и откровения Божества миру — те священные откровения, посредством которых Бог присутствует в творении, хотя и сокровенно, посредством которых и творение реально приобщается Самому Божеству.

В слове на Святое Крещение св.Григорий Богослов учит: «Свет — явленное ученикам на горе Божество». В поучениях св. Максима Исповедника, в поучениях и изумительных стихах св. Симеона Нового Богослова постоянно говорится о Божественном свете. То же у преп. Андрея Критского и у столпа и утверждения православной истины св. Иоанна Дамаскина.

Как же, братия, разуметь нам церковное учение о Божественном свете, по слову сегодняшнего евангельского чтения, воссиявающем сидящим во тьме и сени смертной? Конечно, называя Бога светом, Церковь не делает простого сравнения. Божество именуется светом не в переносном и не в отвлеченном, а в прямом и действительном смысле. Церковь знает опытно и учит о том, что свет этот существует сам по себе, то есть независимо от нашего сознания, способного или неспособного воспринять его. Существует в действительности, извечно и вне какого бы то ни было места, как и Божество, «неизреченным, несозданным, присносущным, безлетным, неприступным» (Св. Григорий Палама, M. Том. P.G. 150,1238,3). Это — присущий Богу присносущный Свет, невещественный, нечувственный, нетварный. Преподобный Макарий Египетский (IV в.) поэтому и мог сказать, что из него сотканные «венцы и диадемы, которые получают христиане, не суть создания» (P.G. 34, 521. A).

Этим Божественным светом сияло лицо Моисея. И на славу сияния его не могли взирать сыны Израилевы. Им озарено было лицо первомученика Стефана, и смотревшие на озарявший его свет, не могли вынести силы его сияния. Его сияние ослепило Павла на пути в Дамаск. Он наполнил собой пещеру гроба Господня в час воскресения. Его удостоилась увидеть св.Мария Магдалина. Им осияваются лики всех святых угодников Божиих, иногда являющих это благодатное озарение даже при своей жизни, как, например, сделал св.Серафим Саровский. Это тот самый несозданный, невещественный, Божественный свет, который явил в дивном Своем преображении на Фаворской горе Господь Иисус Христос. Что же такое сей Божественный Свет?

Бога называет Церковь Светом не в сущности Его Божественной, а в откровениях Божества миру, то есть в действиях, в силе осенения твари Духом Святым. Божественный свет мы можем понимать, по учению блаженного Феодорита, как проявление и действие высшей благодати (P.G. 82,1328 B.C.). Догматическое раскрытие истины о Божественном свете Церковь даёт нам в определениях в связи с известными паламитскими спорами в XIV веке. И вот, одно из этих определений гласит, что несозданный, Божественный Свет не есть «сущность Божия, ибо Она пребывает совершенно невидимой и непричастной, но скорее, естественная слава сверхсущной сущности, нераздельно из неё происходящая и являемая по человеколюбию Божию лицам, очищенным умом» (Ф. Успенский, Синодик в Неделю Православия. Одесса. 1893. стр.38).

Этот свет есть слава Божия. Он есть Божия Красота, Он есть явление Красоты в мире. По слову того же св. Григория Паламы о Божественном свете, учившем с такой силой и проникновением, он есть «первообразная и неизменяемая красота, слава Бога, слава Христа, слава Духа, луч Божества» (тот же его знаменитый Томос в P.G. 1950, 1232 C).

И видение Божественного Света поэтому не может быть одним только зрительным восприятием, возникающим в сознании как субъективное представление, которое может сразу же и исчезнуть. Нет. Видение Божественного Света, оказывающегося доступным зрительному восприятию, означает озарение сознания человека силой Духа Святого. Увидеть Божественный Свет, значит, посредством силы озарения Им соединиться с несозданным, с нетленным, с безначальным, с невидимым, то есть с Божеством. Это значит ощутить в себе касания Славы Божией и самому коснуться Её сердцем, умом и даже телесно. Это значит чудесно переступить порог, ведущий в Царство Божие, вдруг открывающееся в силе Своей. Созерцание Божественного Света означает созерцание Самой предвечной славы Божией и по соборному определению — «истинной и вожделенной Красоты Бога» (Определение собора 1352 г.; у Ф. Успенского — «Синодик» стр. 38). Такое созерцание её святые отцы считают таинством будущего века, «видением и наслаждением святым в непостижимом веке» (Св. Григорий Палама. P.G. 151, 428 A.B.4 и 150, 1224 B). Но в известной мере оно возможно и сейчас. Для избранных Божиих человеков грядущий образ мира как молния сверкает в видимом ими свете Божией Красоты. Об этом мы знаем твёрдо из всех жизнеописаний святых. Об этом мы отлично знаем из опыта, который имеет наша Св. Церковь.

Благодатный духовный опыт жизни во Христе свидетельствует о том, что Бог не есть постигаемое одной только разумной способностью. Бог есть источник и первообраз истинной и совершенной Красоты. И Красота, в которой Бог открывает Себя, ощутима и может быть зримой людьми с чистым сердцем.

Бог в мире присутствует в дарах благодати и в явлениях Красоты, открывающих извечную Его Славу. В чудных созерцаниях Ее, мир Ею просвещается и освящается, как и дарами благодати. Мир преображается осиянием Красоты, хотя и неслиянно, но нераздельно соединённой в Боге с Истиной и Добром.

Смотрением Божиим да просветится каждый из нас, братия, светом Красоты первообразной и надмирной, но в мире пребывающей. В дни Светов, празднуемые Церковью, да дарует Господь каждому из нас ощутить совершенную радость от светозарных касаний сердца и ума всё преображающим светоносным лучом Божией Славы. Да украсится вся жизнь пресветлой Его, предоброй Его, истинной Красотой. Да воссияет всем нам, грешным, просвещающий и освящающий Свет Его присносущный. Аминь.

(Примечание. Цитаты св. Григория Паламы взяты из монографии о нём о. Василия Кривошеина. Проповедь произнесена в Патриаршем Соборе в Москве).

http://enisey.name/book_shpiller/ch01s36.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 21 Января 2023, 23:48:12 »


Толкование Евангелия в Неделю по Богоявлении






Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Евангелие от Матфея, глава 4, ст. 12–17



В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь. Когда она звучит? Когда до слуха Христа доходит весть о страданиях Его святых – большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение – «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его». А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды – Христос – все звезды и луна исчезают. Перед нами – только Господь.

Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Церковь Его никогда не бывает оставленной. Он приходит Сам, и напоминает слова Пророка: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».

Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия. И он выше того света, который был прежде в Законе, открывающем естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос, – великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос, – начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» – до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.

Люди – все, кто без Христа, – находятся во тьме. Они сами тьма, и они сидят во тьме. Они могут заниматься активной деятельностью, быть какими угодно подвижниками – они сидят во тьме. У каждого человека – состояние того, кто сидит во тьме, кто не имеет никакой реальной надежды когда-либо выйти из нее. Люди – во тьме, потому что они возлюбили тьму больше света. Почему они тьму возлюбили больше света? Потому что дела их были злы, и они боятся придти к свету. Но если человек ненавидит зло, которое он творит, то свет, возвещаемый Христом, открывается ему как спасение.

«Покайтесь, – говорит Господь, – ибо приблизилось Царство Небесное». Он говорит те же самые слова, что и Предтеча, когда выходит на проповедь. Проповедник истины не ищет новых слов. Он ищет истину. Он повторяет слова, которые уже были сказаны до него, но теперь они внезапно раскрываются на новой, бесконечно лучшей глубине.

Царство Божие приблизилось – вот основание для покаяния. И чем ближе к нам Царство Божие, чем ближе кончина мира, чем больше в мире сгущается тьма, тем к большему покаянию призывает Церковь Свою, весь род человеческий, каждого из нас Господь.

Ну а как нам покаяться, если нет у нас покаяния? И разве не сказал Сам Господь: «Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его»? Но Господь также сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» – обремененные многими скорбями этой жизни, самыми великими из которых являются скорби греха. «Приходящего ко Мне не изгоню вон» – говорит Он. Всякого, кто ненавидит тьму, кто обращается ко Господу, Господь принимает. Только по дару Христа, по Его благодати бывает подлинное покаяние. Но оно открывается по мере того, как человек желает света, устремляется к нему. Это соединение совершенной, благой Божественной воли с волей человеческой, ищущей света, и есть тайна покаяния. Этим соединением сокрушается медная стена, как говорят святые отцы, отделяющая человека от Бога, которая есть смерть, и смерть вечная. Крепость этой стены – во всех наших грехах во главе с гордыней, с отказом от покаяния.

Подлинное покаяние дается только крещеному человеку. Да, крещению должно предшествовать покаяние, как Предтеча предшествует Христу – осознание человеком, что есть добро и зло, что самое главное в человеке – его совесть, его жизнь по правде, доступной ему. Но подлинное покаяние начинается только тогда, когда человек принимает крещение, когда он запечатлевается светом Божественным – все его существо, и душа и тело, все члены его тела. Этот свет судит жизнь человека, и в свете Божием человек измеряет все, что происходит с ним. И таким образом он обретает покаяние.

Кто не кается, пусть он даже крещеный человек, на самом деле он как некрещеный. Дары, которые он получил, в суд ему и во осуждение. Лучше было бы ему быть некрещеным, чем, приняв этот дар света, жить без покаяния, без устремления к совершенству, которое открывается в Богочеловеке Христе.

Но когда человек кается, он узнает радость покаяния. Преподобный Исаак Сирин говорит, что многие, особенно когда они начинают путь ко Христу, узнают, что значат слова: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это дар слез, который Господь дает душе, оттого что в глубину естества человеческого проникает благодать Божия. И это слезы радостные, слезы, в которых надежда, что все обетования Божии исполнятся.

Мы должны увидеть, что на самом деле нет таких слез, которые могли бы омыть наши грехи. Ни один, самый малейший грех не может быть уничтожен самыми великими нашими усилиями. Потому что в самом малейшем грехе присутствует смерть, и смерть вечная. Это возможно только по дару Христову. По благодати, которая действует в человеке, соединяясь с его свободной волей, избирающей добро.

Покаяние и крещение – вот единая тайна всей нашей духовной жизни. Церковь Христова с самого начала была удивительно облагодатствована Богом за то, что люди приняли крещение. Как она избыточествовала благодатью, чрезвычайными дарами Духа Святого, оттого что люди были крещены. И как она запечатлелась печатью веры – мученичеством, оживотворяющим весь род человеческий. И теперь, может быть, Церковь живет в ожидании новой эпохи, нового, еще более духовно богатого периода своей истории – периода покаяния, который не уступит ни в чем ни древним временам, прославленным мученичеством, ни недавним временам, когда столько мучеников воссияло в нашей Церкви во главе с Царственными мучениками. Смысл их мученичества заключается в том, чтобы привести к покаянию всех людей, когда слава Божия открылась бы с несравненною доселе силою.

Сатана знает об этом, и потому все усилия его направлены на то, чтобы не было покаяния, чтобы как бы и не было в нем нужды. Для этого ему надо утвердить грех как норму в массовом сознании, чтобы люди не страшились греха.

Что победит – благодать Божия, или диавол, как он, кажется, побеждает сейчас? Или благодаря покаянию, которое явим мы, уже знающие крещение и знающие благодать крещения и покаяния, произойдут потрясающие, невиданные перемены?

Пусть никто не стыдится, что бы с ним ни произошло, возвратиться к Пастырю Доброму, Который всегда его радостно примет. Чтобы восторжествовала слава Креста над бесчестием греха. Чтобы прославилось милосердие Божие, которого хватит у Господа для каждого грешника.

Разумеется, мир не замечает человека, приносящего покаяние. Как будто ничего не переменилось в мире. Но великий праздник бывает на небесах, когда человек истинно кается. Как если бы это было самое благороднейшее, самое достойнейшее дело из всего, что есть на свете. А это ведь действительно так! Тот, кто кается, пусть это всего один человек, больше соответствует замыслу Божию о роде человеческом, чем все другие самые достойные люди, как будто не имеющие нужды в покаянии. Замыслу о спасении грешников, открываемому в Превечном Совете, в Откровении Агнца Божия, вземлющего грехи мира. И такой человек принимает плоды древа жизни, плоды Креста Христова, и получает освящение Божие.

Так велик дар покаяния, что святые отцы, все подвижники с самых древних времен, видя, что первыми входят в Царство Божие блудницы и мытари кающиеся, как Сам Христос говорит, стали приносить такое покаяние, как будто они сами блудники и мытари, как будто они хуже всех, ни на что не годные люди. И они так преуспели в этом, что многие стали думать, что покаяние – для святых; а что касается нас, мы будем угождать Богу прежде всего своими добрыми делами. Забывая, что все обнажено пред очами Божиими и что нет ничего доброго в человеке, как Сам Господь говорит: «Нет праведного, нет ни одного» (Пс. 52, 4), и всякая праведность наша – как грязная одежда блудницы, по выражению Пророка. (Ис. 64, 6).

Когда человеку даруется покаяние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: «От них же, грешников, я первый», когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой нечистоты. Ему открывается новая жизнь, где нет места греху, и он слышит голос Спасителя, что Царство Божие приблизилось и уже сейчас входит в сердца тех, кто неложно кается.


Протоиерей Александр Шаргунов

https://pravoslavie.ru/3933.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!