Русская беседа
 
05 Мая 2024, 23:15:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Путь Вьетнама  (Прочитано 1450 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Апреля 2013, 19:23:06 »

Антон Цветов

Путь Вьетнама

Социалистическая республика ищет себя в мире победившего капитализма



Можно считать и пересчитывать ВВП и количество авианосцев того или иного государства. Но зачастую на новый уровень в глазах мирового сообщества выводят такие вроде бы абстрактные материи, как политико-психологический портрет страны. Важно не только определиться со своими позициями, целями, ценностями и образом действий на международной арене, но и донести их до партнеров.

Как себя воспринимает современный Вьетнам, кем он себя ощущает, куда движется? Каково быть социалистической страной в капиталистическом мире? Скажут: Китай большой и сильный, ему легко. А как быть значительно меньшей стране, Вьетнаму?

После исчезновения социалистического лагеря определение политической идентичности любого государства заметно усложнилось. Во время «холодной войны» все было четко: два лагеря, социалистический и капиталистический, либо вы там, либо здесь. После 1991 года лишь четыре государства продолжают называть себя социалистическими – Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба и Вьетнам.

Однако в нынешних геополитических условиях этим государствам приходится или формировать новую политическую идентичность или модифицировать старую, чтобы не превратиться в страну-изгоя. КНДР фактически и стала таковой, выпав из адекватной международной жизни, не сумев подстроиться под новый мировой порядок. А вот Китай и Вьетнам, напротив, активно вовлечены в международные отношения, их новая идентичность принимается значительной частью мирового сообщества. При этом СРВ обладает значительно меньшими политическими и экономическими ресурсами, чем КНР, именно поэтому интересно проанализировать, как формируется политическая идентичность этой небольшой азиатской страны.

Когда в середине восьмидесятых в Советском Союзе возникли «перестройка» и «гласность», руководство СРВ поняло: начинается деидеологизация международной жизни, отступление социалистического лагеря в «холодной войне», и той материальной и политической поддержки от СССР, которую Москва оказывала Ханою, больше не будет.

Параллельно в Китае уже несколько лет успешно осуществлялись реформы. И тогда вьетнамские руководители на VI съезде Компартии Вьетнама – КПВ - в декабре 1986 года провозгласили курс на обновление, «дой мой». Основной задачей была поставлена адаптация экономической системы к капиталистическому окружению, за которой, в свою очередь, должны последовать и политические реформы. Другим важным фактором в процессе создания идентичности была необходимость нормализовать дипломатические отношения с Вашингтоном и Пекином, с которыми в 80-е годы Вьетнам еще находился в состоянии «холодной войны».

На последнем, XI съезде КПВ, который состоялся в январе 2011 года, из многих документов партийного форума исчезли упоминания о необходимости защиты страны: руководство утверждает, что постоянно присутствовавшая внешняя угроза устранена. Капиталистическое окружение теперь способно к мирному сосуществованию с СРВ - и наоборот. КПВ считает, что у капитализма остается еще значительный потенциал развития, в том числе - экономический. Однако, по мнению коммунистов, мир неизбежно придет к социализму. Именно поэтому СРВ представлена в документах съезда как передовая страна: парадокс, ведь большинство современных политологов считают социализм, скорее, архаичным общественным строем. Но аргументация вьетнамцев крайне проста, они приводят в пример Китай, который выбился в мировые лидеры при необходимости кормить пятую часть населения Земли.

Для вьетнамской политической идентичности возросло значение демократии. Если раньше этим термином пренебрегали, заменяя его понятием демократического централизма, то теперь он все чаще встречается в документах КПВ.

Так, в одной из важнейших вьетнамских формул светлого будущего - «богатый народ, сильная страна, демократическая, справедливая, цивилизованная» - слово «демократическая» подвинулось на одну позицию к началу фразы.

А это, согласно вьетнамской традиции политической риторики, очень важно. Возможная причина - многочисленные упреки со стороны западных стран, особенно США, в связи с «нарушениями прав человека» в СРВ.

Тем не менее, Ханой постоянно подчеркивает социалистический характер настоящего и будущего страны. Вьетнам именуется страной с рыночной экономикой социалистической ориентации. А в качестве одной из целей развития ставится построение правового социалистического государства. По-прежнему в официальных документах содержатся ссылки на Хо Ши Мина - как на строителя независимого государства, главного идеолога, чьим заветам партия верна по сей день.

Проблем с национальной идентичностью особых нет. Коренной этнос, вьеты, составляет почти 90 процентов населения страны, это аустроазиатская группа, родственная народам других стран Юго-Восточной Азии. Граждане страны не отрицают своей культурной и цивилизационной близости КНР, но при каждой возможности напоминают мировой общественности, что «Вьетнам – это не Китай». Что, кстати, было бы неплохо понять и нашим согражданам.

Во Вьетнаме представлены и другие народности, но серьезных противоречий в межэтнических отношениях практически нет, во избежание притеснений по национальному признаку власти ведут довольно толерантную политику. Во всех установочных документах подтверждается многонациональный характер вьетнамского государства, а многие высокие государственные посты по традиции отдаются представителям национальных меньшинств. Партия ставит своей задачей курс на формирование именно единой нации, подчеркивая при этом и заботу о вьетнамской диаспоре за рубежом.

Религия тоже играет не последнюю роль в формировании политической идентичности - что парадоксально, ведь мы привыкли считать коммунизм атеистическим учением. Но во Вьетнаме социализм модифицирован за счет традиций восточной культуры. Основная религия вьетнамцев – культ предков. Его исповедует почти все население страны, хотя в опросах большая часть из них называет себя буддистами.

Этот культ отправляют и вьетнамские христиане - которых в стране насчитывается до 8 процентов населения, и мусульмане. Алтарь предков можно встретить и в домах стойких партийцев.

Культ предков выполняет интегрирующую функцию в обществе, более того, играет ключевую роль в политической жизни. У него существует три уровня: почитание предков семьи, предков общины и предков императора. В сочетании с конфуцианской иерархией все это формирует так называемую «имперскую религию», которая в современной модификации значительно укрепляет авторитет КПВ. Также активно почитаются великие лидеры страны. В первую очередь - Хо Ши Мин. Он даже возведен на пьедестал почета как дух-хранитель нации. И в посольстве СРВ в Москве отдельная комната отведена под алтарь Хо Ши Мина. Такая сакрализация власти позитивно влияет на имидж правящей элиты. В народе периодически возникают слухи, что такой-то человек в нынешнем руководстве страны - родственник Хо Ши Мина, хотя это вряд ли возможно, так как детей у вождя не было.

Правда, вот с католиками у КПВ возникают проблемы: католическая церковь во Вьетнаме традиционно настроена антикоммунистически, и время от времени устраивает акции протеста, которые жестко подавляются. Это, в свою очередь, вызывает критику в адрес Ханоя со стороны Запада.

Формирование современной политической идентичности Вьетнама осложняется борьбой двух фракций в верхушке КПВ – прогрессистов и консерваторов. Первые тесно связаны с национальным бизнесом и выступают за ускорение экономических и политических реформ. Но их позиции немного ослабли после того, как глобальный финансовый кризис добрался и до Вьетнама. Что сработало на поддержку консерваторов, исповедующих классический вьетнамский социализм. СРВ все еще считается социалистическим государством, несмотря на фактически рыночную экономику и признание как де-юре, по конституции, так и де-факто частной собственности на средства производства.

Пожалуй, трудности могут возникнуть и на фоне растущего социального расслоения. Уже сейчас в крупных городах страны есть большие магазины дорогих товаров иностранных фирм и салоны элитных автомобилей. Вьетнамские нувориши хотят активнее влиять на политическую жизнь, а КПВ, в свою очередь, старается вводить во власть интеллигенцию и представителей рабочего класса.

Во Вьетнаме политическая идентичность во многом определяется исторической памятью.

Постоянно подчеркивается, что Вьетнам – это страна, которая на протяжении XXII веков своего существования боролась за свободу и независимость.

Авторитет КПВ сейчас держится на понимании того, что именно эта политическая организация привела страну к независимости, освобождению и единству. По мере того, как экономическая и политическая мощь СРВ в регионе крепнет, начинает эксплуатироваться тема регионального лидерства Ханоя. Ведь Вьетнам когда-то был империей, оплотом конфуцианской культуры, гегемоном Индокитайского полуострова. Особенно часто этот вопрос поднимается в связи с острой конкуренцией среди стран АСЕАН за лидерство в организации. Когда речь заходит о том, что Индонезия, например, экономически в разы сильнее Вьетнама, КПВ тонко напоминает: именно вьетнамский народ смог дать отпор французам, американцам и даже китайцам - около десяти раз. А ведь Китай - сильнейшая держава в Азиатско-Тихоокеанском регионе, именно с ним АСЕАН так стремится конкурировать.

Героическое прошлое вообще популярный элемент исторической памяти в современной внешней политике Вьетнама. Руководители государства часто говорят о том, что их страна достойна уважения не только из-за силы духа своего народа, но и из-за способности прощать агрессорам их старые «грехи». Китаю простили агрессию 1979 года и поддержку режима Пол Пота в Камбодже, Соединенным Штатам - ввод войск на территорию Вьетнама, бомбежки, колоссальный экономический урон, огромные площади зараженной земли и три миллиона убитых.

Подчеркивается, что после долгих лет войны и разрухи Вьетнам смог выйти в мировые лидеры по темпам роста экономики. Все это формирует базу для претензий СРВ на ведущую роль в политической жизни Юго-Восточной Азии. При этом во внешней политике Вьетнам позиционирует себя как страну, открытую для сотрудничества со всеми государствами, готовую ответственно участвовать в решении глобальных и региональных проблем. Так что политическая идентичность современного Вьетнама складывается из множества факторов.

Почему же Вьетнам предпочел сохранить социалистический характер политической идентичности в постсоциалистическом мире, где над красными флагами и портретами вождей мирового пролетариата откровенно посмеиваются? Сильнейшие страны АСЕАН всегда стояли на антикоммунистических позициях, не говоря уже о Вашингтоне, столь желанном для Ханоя партнере. Казалось бы, ничто не препятствовало Вьетнаму отказаться от своих идеалов и просто интегрироваться в капиталистический мир, как это сделали страны Восточной Европы.

Видимо, дело не только в авторитете КПВ и верности силовых структур и армии партии. Нация, чья идентичность родилась в неустанной борьбе, похоже, лучше всего проявляет себя именно будучи мотивированной, в боевом ключе.

Бесконечный позитив, который наблюдается в политической риторике КПВ, не кажется вьетнамцам наигранным и пропагандистским. Они верят, что путь, избранный партией, правилен, ведь результаты налицо.

Вьетнам активно развивается, уровень жизни основной массы населения повышается, страна не находится в изоляции, несмотря на свой политический уклад. В 1990-2000-х годах Вьетнам вступил в период очень быстрого экономического развития, и только мировой финансовый кризис немного притормозил этот рост.

Вместе с тем, есть два привходящих момента, которые могут со временем вызвать проблемы. Во-первых, политическое развитие, судя по всему, пока имеет инерционный характер – ведь поколение, видевшее войну, и сейчас составляет наиболее влиятельные слои населения. Даже генерал Во Нгуен Зиап, автор стратегии сопротивления Франции и США, еще жив, хотя ему и 101 год. Во-вторых, СРВ все еще находится в фазе догоняющего экономического развития. Проблемы высокой инфляции и закредитованности экономики скоро дадут о себе знать.

Тем не менее, руководство делает все возможное, чтобы авторитет КПВ и доверие к вьетнамской модели развития не упали. Планируются политические реформы, а сама внешнеполитическая стратегия постоянно модифицируется. Есть надежда, что молодая Социалистическая Республика Вьетнам сможет избежать ловушек развития, сохранив при этом свою идентичность.

С такой страной будут разговаривать на равных, а не относиться к ней, как к пешке в своей большой геополитической игре.

http://www.stoletie.ru/zarubejie/put_vjetnama_438.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Мая 2016, 20:28:18 »

Михаил Богданов

Россия и США соперничают за Вьетнам



Вьетнам имеет стратегическое значение как для России, так и для США. Для нас страна представляет собой державу, которая могла бы стать экономическими воротами в АСЕАН, а значит, и к огромному рынку с 700-миллионным населением. В условиях, когда взаимодействие с европейскими странами осложнено санкциями, такая перспектива выглядит весьма и весьма заманчивой.

Кроме того, стоит отметить, что Вьетнам и Китай имеют между собой давние трения, вызванные в основном жестким спором вокруг принадлежности островов Спратли и Парасельских. Нашей же стране выгодно нивелировать любую вероятность возникновения напряженности в регионе. В этих условиях Россия, имеющая хорошие отношения с обеими странами, могла бы выступить эффективным посредником, помогая решать серьезную проблему и одновременно повышая свой дипломатический вес в АТР.

Мы, особенно старшее поколение, привыкли думать, что Россию и Вьетнам связывают прочные «узы дружбы», имеющие долгую историю. Отчасти это действительно так: у России крепкие связи с Вьетнамом как по линии высшего руководства, так и в сфере военно-технического сотрудничества (значительная часть парка военной техники СРВ имеет отечественное происхождение).

Однако на сегодняшний день, как это ни покажется странным многим читателям, Вьетнам и США объединяют не менее мощные экономические и политические связи. Причина этого в том, что Соединенные Штаты искали довольно мощного союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы увеличить свой контроль в данной зоне и заодно получить ещё один рычаг давления на Китай. Двое старых союзников явно не справлялись с такой ролью: в Тайланде постоянно происходят перевороты, поэтому руководство страны никак нельзя назвать стабильным, а у Филиппин есть серьезные проблемы с собственной обороноспособностью.

В этих условиях Вьетнам, имеющий глубоководные порты, выходящие мощным фронтом в Южно-Китайское море, сильную и контролируемую армию, а также экономику с перспективами дальнейшего развития представляет собой очень интересный вариантом для США.

Вьетнам же, в свою очередь, тоже заинтересован в сотрудничестве со Штатами. На это его толкает как минимум тот же территориальный спор с Китаем. При этом не стоит думать, что Китай и Вьетнам не выносят друг друга (товарооборот между странами составляет 58 миллиардов долларов), но их отношения сложны, и, имея хорошие взаимосвязи с США, Вьетнам приобретает дополнительную карту на переговорах с Китаем.

Соединенные Штаты, естественно, не очень хотят видеть Россию в качестве важного игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, скорее всего, будут препятствовать возрастанию роли РФ, борясь за Вьетнам. Давайте взглянем и сравним нынешнее положение.

Начнем с товарооборота. Итак, товарооборот России и Вьетнама по состоянию на 2015 год составляет 3,9 миллиарда долларов, а по итогам первого квартала 2016 года увеличился на 30 %. После ратификации соглашения всеми странами ЕАЭС (как ожидается, это произойдет к июню 2016 года) Вьетнам вступит в зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Стороны ожидают, что благодаря этому товарооборот между странами вырастет к 2020 году до 10 миллиардов долларов.

Однако теперь стоит обратиться к аналогичным показателям Вьетнама и США: товарооборот между этими странами на сегодняшний день составляет 36 миллиардов долларов, то есть очти в 10 раз больше, чем с Россией. Кроме того, следует отметить, что Вьетнам недавно подписал соглашение о вхождении в Транстихоокеанское партнерство.

В военной сфере сотрудничество России и Вьетнама очень плотное, продолжается оно с советских времен. Один из недавних крупных контрактов — договор на поставку 6 подводных лодок класса «Варшавянка». Более 90 % вооружений СРВ на сегодняшний день закупает именно в России. Советская, российская военная техника, которую нужно обновлять, привычка военных Вьетнама к отечественным разработкам — всё это мощная база для выстраивания и развития долгосрочного военно-технического сотрудничества.

Однако Вашингтон и здесь наступает нам на пятки. Относительно недавно в исторической перспективе произошло невиданное событие — США частично отменили эмбарго на поставки вооружений своему бывшему врагу. Однако пока Вьетнам настаивает на полном снятии запрета, заявляя, что без этого нормализация отношений невозможна. В конце апреля 2016 года министр обороны Америки Эштон Картер произнес следующую фразу:

    «Как я уже говорил вам, я поддерживают снятие эмбарго на поставки оружия Вьетнаму».

Небезынтересно отметить, что это был ответ на вопрос о нормализации отношений, заданный … Джоном Маккейном. Тем самым, который был сбит в небе над Вьетнамом и провел 6 лет в плену. Кстати, сенатор выступал, например, также против собственных лоббистов, чтобы поддержать вьетнамских рыбопроизводителей. Здесь можно воскликнуть от того, как, порой, переменчива наша жизнь. Джон Маккейн вместе с Джоном Керри (тоже ветеран вьетнамской войны) сегодня играют первые роли в Вашингтоне, прилагая максимум усилий в деле восстановления отношений с Социалистической Республикой.

Если эмбарго будет полностью снято, а сомнения в этом улетучиваются со временем всё сильней, Вьетнам получит полный доступ к американской военной технике. В результате роль и доля России на военном рынке Вьетнама может существенно уменьшиться.

Ещё одна мощная сфера сотрудничества России и Вьетнама — энергетика. Специалистам хорошо известна компания «Вьетсовпетро», которая благополучно занимается добычей нефти и газа на шельфе Южного Вьетнама с 80-х годов прошлого века. Есть и другие совместные проекты в энергетике, в том числе и на территории нашей страны. Однако, пожалуй, самым важным из них на сегодняшний день является постройка АЭС «Ниньтхуан-1», которую реализует «Атомстройэкспорт». Тем не менее и здесь все не так безоблачно. Уже сейчас в атомной энергетике заметна конкуренция со стороны Южной Кореи, Японии, вскоре на сцену здесь выйдут и Соединенные Штаты. В области нефтедобычи конкурентом становится Индия.

Таким образом, во всех трех рассматриваемых аспектах российско-вьетнамского взаимодействия наблюдается неустойчивость. Преодолеть её Россия сможет, предложив Вьетнаму что-то такое, что не могут предложить другие страны. При этом необходимо помнить, что наша страна не может ради геополитических амбиций растрачивать свои резервы впустую, необходимо извлекать и нормальную экономическую выгоду из отношений с растущим азиатским партнером.

России следует серьезно задуматься над соотношением цены и качества поставляемых товаров, иначе они окажутся просто вытесненными с вьетнамского рынка. На сегодняшний день одними из самых значимых статей российского экспорта во Вьетнам являются машины и оборудование, продукция химической промышленности. Было бы прекрасно, если бы экспорт в данных направлениях развивался, но необходимо присоединять к нему и другие виды продукции.

Нужно внимательно отнестись и к сотрудничеству в военной сфере, а также в области энергетики, усиливая в них свое присутствие. Тогда у нас есть надежда, что США не смогут нас вытеснить, и взаимодействие с Вьетнамом даст России возможность увеличить свое влияние в одном из важнейших регионов мира.

http://politrussia.com/world/ssha-i-rossiya-895/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!