Русская беседа
 
02 Мая 2024, 21:27:39  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна...»  (Прочитано 2268 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103859

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 28 Марта 2011, 08:00:32 »

Ульяна  Дроздова

«Светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна...»



Так красиво и торжественно поется в тропаре Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской. День почитания иконы - 14 (27) марта, а также 16 (29) августа.

Воистину, это одна из судьбоносных для России Богородичных икон, которая стала родовой покровительницей русской императорской династии Романовых. Считается, что икона эта, написанная, по преданию, как и Владимирская и Андрониковская, апостолом Лукой, была обретена святым благоверным князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII в. на месте обретения был основан Богородичный Феодоровский монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но, по одной из легенд, в 1239 г. костромской князь Василий Георгиевич Квашня во время охоты на берегу реки Запрудни обнаружил в лесу висевшую на сосне икону. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Накануне костромичам было видение: перед явлением иконы князю ее нес по городу «светлый муж в богатых воинских одеждах», похожий на иконописный образ святого великомученика Феодора Стратилата. Только после того, как костромичи пришли крестным ходом и отслужили молебен, икону удалось снять с сосны. По имени великомученика Феодора икона получила название Феодоровской. Вскоре в Кострому пришел человек из Городца, который опознал в иконе пропавшую из их города.


Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
Фото С.М. Прокудина-Горского. 1910 г.


Сейчас на этом костромском месте стоит каменная двухэтажная церковь Спаса на Запрудне, возведенная в нынешнем виде в 1754 г. По легенде, изначально приказал поставить Спасскую церковь сам князь Василий, а позже учредил при ней и монастырь. Утверждают, что и по сей день под главным престолом храма сохраняется пень от той сосны, на которой явилась князю Василию чудотворная икона.

Между прочим, алтарь снесенного в 1930-х кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север - в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. Туда ежегодно совершался крестный ход. Крестные ходы возобновлены с 1990 г.


Кострома. Церковь Спаса на Запрудне.
Место обретения Феодоровской иконы


В 1239 г. Феодоровская икона была принесена в Успенский собор Владимира, затем она стала молельным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах (кстати, в этом соборе хранились и св. мощи князя Александра, которые, как мы знаем, перенесены в 1723 г. императором Петром I в учрежденную им Свято-Троицкую Александро-Невскую обитель в Санкт-Петербурге; с 1797 г., при Павле I, она стала Лаврой). После смерти князя в 1262 г. его младший брат Василий вернул чудотворный образ в Кострому. Предание гласит, что в 1272 г., когда к Костроме подступили татары, князь Василий Ярославич, выступивший против оккупантов, взял с собой икону Феодоровскую, и враги, «пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали».

Существует еще две версии обретения иконы, и обе связаны с биографией князей, близких родственников Александра Невского. В любом случае название «Феодоровская» закрепилось впоследствии за иконой в связи со «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Икона написана, как утверждают искусствоведы, в каноне «Елеуса» (Умиление), очень близком к Владимирской иконе Божией Матери. Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» - «шагающие ножки», из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же. На обороте Феодоровской иконы исследователями обнаружено поясное изображение великомученицы Параскевы, сохранившееся в лучшем качестве, чем Богородичный Образ, общая сохранность Которого в настоящее время низка.

Судьба Феодоровской иконы, как мы видим, с самого начала значительна для русской государственности, а со времен Великой Смуты - прямо провиденциальна. Дело в том, что именно перед ликом Феодоровской иконы инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. История прошения Михаила на царство длительна и поучительна, Россия тогда претерпевала страшные нестроения, братоубийства, предательства, нашествия поляков и их союзников, целую череду новых царей, воцарений Лжедмитриев.

 
Портрет инокини Марфы Ивановны,
матери царя Михаила Федоровича
.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1913 г.


Шестнадцатилетний сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой) Михаил, приходившийся двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору I Иоанновичу, руководимый своей матерью, отклонял прошения народа и Церкви и не решался принять этот тяжелый, ответственный, опасный для жизни рода венец.

И однажды архиепископ Феодорит, взяв в руки Феодоровскую икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Мать Михаила, уже постриженная в монашеский чин как инокиня Марфа, поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним».

Избранный Земским собором молодой царь был возведен на престол. Обряд призвания на царство был совершен 14 марта (ст. ст.) 1613 г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, который с тех пор почитается как «Колыбель Дома Романовых».


Народ и бояре умоляют Михаила Романова и его мать
на царство перед Ипатьевским монастырем
.
С рисунка 1673 г.


В целом Михаил Романов со своей матерью, изгнанные Б. Годуновым, прожили в кельях Ипатьевского костромского монастыря, построенных в 1583 г., более 6 лет. Там, к слову, похоронены родители Б. Годунова, а также Иван Сусанин, тоже сыгравший спасительную роль в судьбе молодого М. Романова, которого польские отряды разыскивали для уничтожения.


Богородица Феодоровская. Фрагмент росписи Троицкого собора
Ипатьевского монастыря. Гурий Никитин. Cредина XVII в.


В московском Кремле, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, привезенный из Костромы самой Марфой. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный список с Феодоровской - в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.

Имелись чудотворные списки с Феодоровской и в Вознесенском монастыре в Сызрани, и в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, и в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, и в Троицкой церкви в Казани (поставил ее туда святитель Гермоген), и в Моршанске, и в Ярославле и во многих других местах.


Царь Михаил Федорович.
Из «Царского титулярника» царя Алексея Михайловича. 1672 г.


Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых как фактическая хранительница Дома Романовых, и в послепетровское время принимавшим православие иноверным невестам наследников русского престола именно в Ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. К ним относятся Мария Федоровна (жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III), царственная страстотерпица Александра Федоровна (жена Николая II) и преподобномученица Елисавета Федоровна.

Феодоровская икона сопровождала до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону и выстроила в Царском Селе Феодоровский собор с городком. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого царица никуда не выезжала.


Феодоровский собор в Царском Селе

В 1891 г. для иконы была изготовлена золотая риза весом около 10 кг, украшавшая образ до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. Куда канула? В те ли реки золота, которые направляла безбожная власть заграницу по разным поводам и предлогам?

В 1930-х Успенский собор в Костроме - место постоянного многовекового пребывания иконы - был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 г. главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после сильного пожара 1982 г. и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Возобновленные в начале 1990-х гг. крестные ходы с Феодоровской иконой, по слову Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

 
Харьковские крестоходы с иконами Царственных
страстотерпцев - государя Николая II и его супруги
Александры Феодоровны.

Фото 4 мая 2008 г. Харьков, Благовещенский собор,
крестный ход «Под звездой Богородицы»


До 2001 г. Феодоровская икона не покидала Костромской земли, за исключением годов, когда ее отправляли на реставрацию в московские мастерские И.Э. Грабаря, где работы выполнил В.О. Кириков. Икона была на реставрации недолго; из-за отсутствия более древних слои живописи нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах.

О значимости этого образа говорит и такой факт. Даже в безбожное время, в 1948 г., Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил Кострому и выразил пожелание украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

С 2001 г. появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. Сначала чудотворная посетила Москву и Екатеринбург. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев.

Затем святыня побывала на праздновании 320-летия Архангельской и Холмогорской епархии - из Ярославля, где около четырех часов находилась в Феодоровском кафедральном соборе, Образ в специальном вагоне был доставлен в Архангельск, где состоялся крестный ход на набережной Северной Двины (первый в Архангельске с 1917 г.). Два дня Феодоровская икона находилась в архангельском кафедральном Свято-Ильинском соборе, за это время ей поклонилось более ста тысяч архангелогородцев. А затем чудотворная была доставлена по воздуху в Соловецкую обитель.


Богоматерь Феодоровская со сказанием. 2-я половина XVIII в.,
Музей-заповедник «Коломенское»


В молитве ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Феодоровская есть и такие проникновенные слова: «О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый...»

http://rusedin.ru/2011/03/27/%C2%ABsvetlo-krasuetsya-preimenityiy-grad-kostroma-i-vsya-russkaya-strana%E2%80%A6%C2%BB/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!