Русская беседа
 
19 Мая 2024, 16:00:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Неразумное ревнование о чистоте Православия погружает в самую грязь»  (Прочитано 1653 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104060

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Апреля 2011, 19:59:37 »

«Неразумное ревнование о чистоте Православия погружает в самую грязь»

По словам диакона Владимира Василика, ижевские священники выбрали революционный героизм и презрели христианское подвижничество



Ознакомившись с воззванием ижевских священников, я пережил почти что физическую боль. После их выступления и разрыва евхаристического общения с Предстоятелем Русской Православной Церкви, владыка Николай, Митрополит Ижевский, по своему пастырскому долгу не мог не отправить их под запрет. И все же – больно за то, что деятельные, заслуженные священнослужители провозгласили раскол и ушли в него. И больно за то, что для Русской Православной Церкви они потеряны. Пока. Надеюсь, что не навсегда.

Ижевские события глубоко печальны и скорбны. Три священника, которые в меру своих сил служили Церкви, имели заслуги и награды, вдруг почему-то решились на этот безумный и деструктивный поступок. Я не знаю, почему они его совершили. Но не менее больно за то, что умные, опытные церковные люди повели себя, как революционные студенты XIX века. Вместо того, чтобы учить других спасению, да и самим учиться этому самому важному искусству в жизни, они предпочли бунт и протест и пошли анархической дорожкой многих светских и церковных революционеров. Как заметил Лев Тихомиров: «Это был бунт против русской действительности во имя идеальных начал».

Ижевские священники выбрали революционный героизм и презрели христианское подвижничество. Вместо того, чтобы преображать действительность вокруг себя, работать над прихожанами, над своими семьями и над самими собой, они дерзновенно решили преобразить в одночасье и Русскую Православную Церковь, и ее Патриарха, причем, как увидим, заведомо неудачными средствами. Всю свою пастырскую судьбу, ответственность и за пасомых духовных чад, и за окормляемых воинов они преобразили в протестный крик.

А теперь посмотрим на качество этого крика. Вглядываясь в этот текст, поневоле приходишь в недоумение. Кому он адресован? Формально – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Но любой мало-мальски разумный человек, даже без кандидатской богословской степени, должен понять – с таким текстом соваться к Святейшему Патриарху Кириллу не имеет ни малейшего смысла. Во-первых – это заведомо непочтительный текст, не оставляющий адресату, тем более такого уровня, ни малейшей возможности сохранить лицо, оставаясь в диалоге с его создателями. Во-вторых, Святейший Патриарх Кирилл – человек четкий, логичный, рациональный, требующий обоснования для каждого обращения к нему. Каждое из выдвинутых серьезных обвинений требовало серьезной доказательной базы – или приложений письму, не менее чем десять страниц каждое, с подробной фактологией вопроса, или, по крайней мере, приведения самых ярких, известных и доказанных фактов. Этого сделано не было. Поэтому все или почти все обвинения прозвучали голословно. Если они реально заинтересованы в исправлении церковных недостатков, тем более таких серьезных и страшных, о которых они говорят, то подобную информацию надлежит распространять по закрытым сетям, самым закрытым образом и при этом предельно доказательно.

Далее, чего авторы хотели от Патриарха? Чтобы он в одночасье изменил духовно-нравственный климат в обществе и Церкви? Не слишком ли высокую планку предлагают они для могущества Патриарха? То они требуют от него стать новым Марком Эфесским и Патриархом Гермогеном, вождем и спасителем русского народа, то требуют от него покаяния в страшных грехах, за которые в принципе положено извержение из сана. Так и хочется сказать: отцы, определитесь. Или спаситель России и вождь русского Православия, или кающийся. Нельзя поступать так, как сделали американцы: вначале выполоскали Билла Клинтона в грязи, заставили каяться, а потому вынули из-за печки и вновь поставили руководить великой державой. Такая модель говорит только об одном – отсутствии легальной и суверенной власти и о манипулировании формальным сувереном. Авторы хотят этого в Церкви? Тогда, может быть, это окружное послание к Церкви? Странно было бы и это.

Создается впечатление, что первоначально текст был мягче, и лишь позднее его захотели ужесточить и вставили раскольничью концовку, которая начисто обесценивает и уничтожает письмо даже на взгляд самого благожелательного читателя. Так для кого это письмо? Для церковной полноты? Думаю, что и не для нее. Достаточно показательна в данном плане реакция на это письмо. Все мои знакомые церковные люди, священники и миряне, с ним ознакомившиеся, отреагировали на него в самом мягком варианте с недоумением, а в большинство с возмущением. Во-первых, здесь позорится и бесчестится Патриарх Кирилл, во-вторых, церковная иерархия, в-третьих, дискредитируется советское священство. Авторы письма, по сути дела, предлагают перетряхнуть всех священников, рукоположенных до 1991 года, на предмет принадлежности к КГБ. Я вырос в советской Церкви, видел много чего и испытываю огромное уважение к тем старым священникам, которые, несмотря на сложнейшие условия советского бытия, смогли сохранить совесть, веру и честь. Для меня поиск среди них агентов КГБ означает повторение «хамова греха». Интересно, каким образом Святейший Патриарх Кирилл может поспособствовать покаянию тех священнослужителей, которые сотрудничали с КГБ? Неужели он заставит Президента Дмитрия Медведева вскрыть архивы КГБ? Это мы уже проходили в странах социалистической демократии. Немедленно после этого вскрытия жизнь начинала меняться в худшую сторону, в том числе с нравственной стороны. О своих чешских впечатлениях на сей предмет я уже рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Создается впечатление, что авторы письма получили заказ на участие в десоветизации и десталинизации. Особенно показательно мифическое обвинение в «ереси сергианства». Между тем, даже представители РПЦЗ были вынуждены признать, что подобной ереси не существует. Стоит вспомнить слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Будущие поколения еще оценят по достоинству страдальческий и исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Сергия». Это говорил человек, который прошел НКВДшные застенки в 1949 году. Его свидетельство дорогого стоит. Авторы призывают нас ориентироваться на РПЦЗ, но при всем уважении к РПЦЗ, разве она была свободна от политики, от влияния сил, враждебных Церкви? Разве не сотрудничали иерархи РПЦЗ с Гитлером, а потом со спецслужбами США, которые были проникнуты отнюдь не христианским духом? Но почему-то авторы не призывают искать среди них агентов ЦРУ. Не призываю и я, но уж если быть справедливыми и равновесными так надо помнить обо всем.

Впрочем, судя по всему, это, казалось бы, безумное с церковной точки зрения, но на самом деле весьма хитрое по своему замыслу послание, исходило явно не из Зарубежной Церкви. Написано оно явно какими-то околоцерковными журналистами, которые пользуются штампами и проблемами 90-х годов. Некоторые пассажи как будто бы списаны с желтой прессы тех годов, с «Московского комсомольца». Поэтому можно предположить, что те же силы, которые в свое время раскручивали, финансировали и поддерживали Бычкова, сейчас стоят за заявлением трех ижевских священников. Их цель понятна – устроить раскол в Русской Православной Церкви. Второй же целью является отвлечение внимания от весьма важной проблемы универсальной электронной карты. В этом смысле, я не знаю, совпадение это или нет, но возникла попытка скомпрометировать отца Всеволода Чаплина после его заявлений по вопросу универсальных электронных карт и заявлений о свободе человека. Зачем-то отец Андрей Кураев указывает на фотографию отца Сергия Кондакова с отцом Всеволодом Чаплиным. Подобные намеки я полагаю, являются в лучшем случае неэтичными, это попытка дискредитировать собрата, к тому же занимающего важный и ответственный пост в Церкви. А в худшем случае это является провокационным действием. Но православные люди отлично понимают, кто чем живет. Мы понимаем ценность церковного единства. В то же время мы понимаем ценность правой веры и нелицемерного благочестия. Надеемся, нас с этого пути никто не собьет.

Как показывает история, ревнительство не по разуму о чистоте веры временами заводит ревнителей в такую грязь, из которой им зачастую не выбраться. В качестве примера можно привести случай с лже-епископом Григорием (Лурье), которого я издали наблюдал более 20 лет. Этот талантливый византолог, ревностный православный христианин, которого покойный митрополит Иоанн с большим трудом удерживал в Церкви, после кончины владыки принялся ревновать не по разуму и, более того, соблазнил отца Александра Жаркова, бывшего настоятеля церкви Александра Невского в Шувалово. Уход в раскол стоил отцу Александру жизни. Неизвестные застрелили его и потом проехались по нему автомобилем. Неизвестно, почему погиб отец Александр, то ли потому что не мог выплатить долг, который взял на строительство церкви, то ли вмешалась некая третья сила, которой было выгодно подобное громкое убийство. Но после кончины отца Александра Лурье провозгласил его «мучеником от Патриархии убиенным». Поначалу Лурье ушел к зарубежникам, но потом они увидели его революционность и не стали спешить с его посвящением в священный сан, и тогда он пустился во все «тяжкие». Перешел в суздальский раскол к Валентину Русанцову, что было полным безумием. Человек, искавший чистоты Православия, погрузился в самую грязь, подчинившись Русанцову, по справедливости обвиняемому в содомском грехе и во многих канонических преступлениях. Но окончилось это дело совершенно комически – безумные «валентиновцы» обвинили Григория Лурье в ереси имябожия. В ответ он собрал некий «малый синод» из двух суздальских «епископов», которые сделали его третьим «епископом». Недаром говорят, что от великого до смешного – один шаг. Начинается с ревнования о великом, но если это ревнование является нечистым, то оно может завершиться смешным. Стоит вспомнить, чем является стихия смеха – стихией дьявольской. «Ад всесмехливый видев Тя ужасеся» (Пс 92:1), – говорится в стихире Великой пятницы. Вот о чем стоило бы вспомнить новоявленным ревнителям Православия. Им надо бы задуматься о том, в какое болото, грязь и мерзость они могут погрузиться, да собственно уже погружаются своим неразумным ревнованием о чистоте Православия. Ведь чистота веры Православной достигается совершенно иными средствами и, прежде всего, собственным очищением, как говорил Серафим Саровский: «Чадо, стяжи мир души и тысячи вокруг тебя спасутся».

Диакон Владимир Василик

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/nerazumnoe_revnovanie_o_chistote_pravoslaviya_pogruzhaet_v_samuyu_gryaz/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!