Русская беседа
 
17 Мая 2024, 14:22:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Не Пешков я - Иегудиил Хламида!»  (Прочитано 7588 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104051

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Мая 2011, 16:52:46 »

Станислав Смирнов

«Не Пешков я - Иегудиил Хламида!»

Какое место в сознании нашего современника занимает Максим Горький?



Рискну навлечь на себя чей-то гнев, но все же выскажу крамольное: читающей публикой как феномен изящной словесности Горький почти забыт. И, думаю, заслуженно.

Что касается все еще тлеющего культа «великого пролетарского писателя», то сохраняется он в основном искусственно, благодаря включению горьковских произведений в школьные программы да кипучей деятельности многочисленной и беспокойной корпорации горьковедов, «понаехавших», словно, незваные гости, из ушедшей эпохи.

Нижнему Новгороду выпала участь - одновременно почетная и тягостная - родины Алексея Максимовича Пешкова. Одни пожинали на ниве изучения его прославления богатый урожай званий и гонораров. Другим приходилось платить своего рода дань - жить с «горьким» привкусом ко многому, что их окружало и окружает.

Набальзамированный Буревестник

Так было на рубеже XIX-XX веков, в пору навязанной обществу моды на автора «Песни о Буревестнике». Так стало с конца двадцатых, когда вернувшийся из эмигрантского небытия писатель был стремительно поднят на щит сталинским агитпропом. Как и всюду, в нижегородской печати произошел всплеск славословий, горьковская тема стала сквозной. В 1928 году открылся музей А.М. Горького. В 1932-м в его честь переименовали сам город с более чем семивековой историей, что немедленно вызвало цепную реакцию других переименований. Вмиг «Горьковскими» стали ведущая областная газета, крупнейший в СССР автогигант, изначально называвшийся «НАЗ», все вузы, предприятия, театры и т.д.

Сегодня в Нижнем Новгороде три горьковских музея - музей детства «Домик Каширина», литературный, Дом-музей. В честь пролетарского классика переименованы площадь (бывшая Новая), улица в центре (бывшая Полевая), улица в Канавине (Пирожниковская). Набивший оскомину псевдоним носят драматический театр - в прошлом Городской Николаевский, педагогический университет, городская детская библиотека, центральная библиотека в Сормове; есть и библиотека имени Алеши Пешкова. С тем же псевдонимом живут круизный четырехпалубный теплоход, железная дорога, одна из крупнейших в стране, детская железная дорога. Почетному прозвищу Буревестник воздают должное кинотеатр, станция метрополитена. Угадайте, как будет называться строящаяся станция метро, первая в нагорной части? Правильно, «Горьковская». Многочисленные объекты помельче, вроде клуба речного порта им. Горького, конечно, не в счет. То же и на периферии. В Павловском районе появился медико-инструментальный завод имени Горького, в Борском - стекольный. Число «горьких» улиц, ДК, библиотек и прочая в иных городах и весях области не поддается учету.

Но и это не все. С 1952 года на площади Горького высится 7-метровый памятник молодому Буревестнику Революции. Еще тройка бронзовых изваяний - в здании мэрии, на волжском откосе, в парке Кулибина. При том, что остальные именитые уроженцы земли нижегородской - Павел Мельников-Печерский, Борис Садовской, Василий Розанов, да мало ли их - не удостоены не то что памятника - подчас скромной памятной доски.

К дням рождения и смерти прославленного на все лады земляка в Нижнем организуются «Горьковские чтения», причем в юбилеи очень пышные, с приглашением иностранцев. Музеи и библиотеки проводят дни открытых дверей и выставки. Начинает кампании сообщество горьковедов, подхватывают официальные инстанции.

По инерции о Горьком пишут и последние из могикан большого советского горьковедения (вроде Вадима Баранова), норовящие дать отповедь хоть самому Солженицыну. И журналисты уходящей формации, впитавшие идеи непогрешимости и космической глубины горьковского творчества со школьной скамьи. Панегирики в прессе могут выйти даже за подписью губернатора, видимо, для того, чтоб никому больше и в голову не пришло говорить о «великом» неуважительно.

Но и без того любое критическое высказывание о Буревестнике принимается в штыки. Один лишь пример: мою небольшую статью 1995 года «Кому сегодня нужен «великий» Максим Горький?», опубликованную на волне гласности в городской газете «Нижегородский рабочий», теперь демонстрируют на слайдах во время горьковских мероприятий как возмутительный образчик плохого тона. Мол, вот до чего докатился!

Психоз по заказу

О мотивах, побуждающих апологетов до последней капли чернил биться за особый статус автора «Челкаша» и «На дне», поговорим ниже. А пока уже в который раз зададимся вопросом: а был ли Горький великим, каким его подавали и стремятся подавать сегодня всеми правдами и неправдами? Был ли он великим художником слова? Великим мыслителем, гуманистом, патриотом?

Оговорюсь, что не изучал про Горького всего, до последнего факта и последней печатной строчки. Но нужно ли знать все о клюкве, чтобы понять, что она кислая? Предлагаемые заметки - не горьковеда, а рядового читателя. Просто русского человека. Пишу о том, что чувствовал, читая с малых лет обязательные в школе рассказы и пьесы, что думал, оценивая те или иные поступки именитого земляка, а позднее, как воспринимал суждения о нем собратьев по перу и просто соотечественников, чьи вкус и мнение уважал.

В литературе Алексей Пешков-Горький дебютировал рассказами о подонках общества. Публика была ошарашена восторженным гимном босячеству, которого автор наделил необыкновенными и возвышенными качествами - независимостью, гордостью, душевной щедростью. Горьковский босяк был одновременно и укором, и протестом, и социальным фоном, на котором тот выступал, рисовался в исключительно мрачных красках.

Левая пресса, которая, по свидетельству Ивана Солоневича, вся была еврейской, и радикальная интеллигенция встретили челкашей с восторгом. «Могуч и оригинален художественный талант Максима Горького, - писал в 1898 году критик Поссе, - нова и оригинальна та действительность, которая, преломившись в его сознании, переливается в нашем сознании таким поразительным разнообразием красок».

«Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видели ни Толстой, ни Чехов, - комментировал феномен горьковского успеха другой критик, Дмитрий Философов.

В наблюдении схвачена суть. Переполох, вызванный публикацией первых же рассказов нижегородского выскочки, Философов справедливо именует лестью и модой, сопровождая оценку прилагательными «безмерный» и «сумасшедший». Речь именно о моде, а точнее, психозе.

Причины последнего крылись в настроениях, овладевших во второй половине XIX века радикальными слоями интеллигенции и проявившихся, с одной стороны, в нигилистическом отношении к власти и стране в целом, а с другой, - в симпатиях к ее разрушителям вплоть до террористов. Вспомним оправдание судом присяжных (под напором прогрессивной печати) Веры Засулич, ранившей из револьвера петербургского градоначальника. Или восторги тех же кругов по адресу другой террористки, Марии Спиридоновой, застрелившей жандармского офицера.

Настроения возникали не стихийно. На это работала громадная пресса, а на ту проливался обильный золотой дождь. Пешков-Горький уловил поветрие. И сделав на него ставку, не просчитался. К началу XX века он стал знаменитым. И сказочно богатым.

Окающий агитатор

Трудно плыть против течения. Многие поверили в подлинность и народность горьковского дарования, которое «выше Пушкина». Даже прозорливец Лев Толстой на первых порах писал в дневнике: «Был Горький. Очень хорошо говорил. Настоящий человек из народа». Даже правый публицист Михаил Меньшиков поддался психозу, написав в «Новом времени»: «Из глубин народных пришел даровитый писатель и сразу покорил себе всю читающую Россию».

Позже тот и другой разглядят сущность нижегородского мещанина, вознесенного на гребень славы. В 1903 году Толстой запишет в дневнике: «Горький - недоразумение», а по поводу пьесы «На дне» спросит без обиняков: «Зачем вы это написали?». Известны слова Толстого, сказанные Чехову: «Горький - злой человек... У него душа соглядатая, он пришел откуда-то в чужую ему, Ханаанскую землю, ко всему присматривается, все замечает и обо всем доносит какому-то своему богу. А бог у него урод».

Дмитрий Философов верно заметил, что «социал-демократия изжевала Горького без остатка». Если вдуматься, оценка по сути близка к толстовской. Оба обнаруживают превращение писателя в агитатора. Толстой говорит о служении идолу, который «урод», Философов - о партийной тенденциозности.

Иными словами, в том, что писал Алексей Максимович в молодости и зрелости, не было жизненной правды, а была пропаганда. Причем, пропаганда не в пользу родного, не в защиту собственного народа, не в помощь воюющему с внешним врагом Отечеству, а во имя целей прямо противоположных.

Не важно, что слог был топорным, а образы - фальшивыми. Ангажированная критика все без разбору провозглашала гениальным. Легко объяснить феномен горьковской славы, «беспримерной по незаслуженности», по выражению Бунина. Просто кто-то использовал громкое имя в качестве тарана для разрушения государства и весьма в этом преуспел.

Нужно время, чтобы взгляд стал шире. Уже в эмиграции честный русский писатель Борис Зайцев будет определять стиль горьковских книг словами «ходули и слащавость», «литературно Буревестник его убог», «врожденная аляповатость и вульгарность», «внутренняя безвкусица, цинизм».

А уж сколько язвительных строк посвятил горьковскому слогу и вкусу Иван Бунин - величайший из русских стилистов! Досталось от нобелевского лауреата и нашумевшим в свое время «Песням», и фальшиво-романтическим рассказам. Да и личности их автора тоже. С сарказмом писал Бунин о придуманной биографии Горького, театральности его поведения, превращении из новичка, стыдившегося своей безграмотности, в склонного к конъюнктуре литературного дельца, в любящего роскошь сибарита, вальяжного и нетерпимого литературного сановника.

Горький и Розенберг

Современники и биографы не раз писали про слухи, упорно циркулировавшие в Петрограде в голодную и холодную зиму 1918 года. Говорили о скупке Горьким у голодающих столичных интеллигентов дорогого антиквариата, о бесконтрольном дележе при его попустительстве, после назначения на пост председателя оценочно-антикварной комиссии, громадных конфискованных ценностей - уникальных картин, бронзы, фарфора, ковров и т.п.

Да, бессребреником Горький точно не был. Как и подлинным гуманистом. Насколько соответствует истине его будто бы частое заступничество за арестованных ЧК, его ходатайства перед всесильным Дзержинским и даже Лениным? Возможно, за кого-то из своих и заступался гуманист. А вот краевед Мила Смирнова в своей книге приводит иной факт. Однажды к Горькому на квартиру пришел несчастный, у которого арестовали близкого человека. Классик с раздражением слушал, слушал и вдруг закричал на просителя, мол, надоели вы мне со своими жалобами...

Россию и русских он не любил. Исторический романист Марк Алданов за присущую Горькому русофобию сравнил его с маркизом де Кюстином. И подобных оценок было много. Уже после второй мировой войны Иван Солоневич, анализируя причины краха Третьего рейха, называл в их числе и отношение нацистов к русским как унтерменшам. Черпались же такие клише из обличительной русской литературы.

В том числе и сочинений Горького, рано вобравшего агрессивные идеи Ницше и Шпенглера, презиравшего российское прошлое («унылые тараканьи странствования, которые мы называем русской историей») и создавшего вслед за Салтыковым-Щедриным галерею отталкивающих русских типов - жителей одного большого «городка Окурова».

Солоневич пишет, что «мысли партайгеноссе Розенберга почти буквально списаны с партийного товарища Максима Горького». Но в 1941-м нацистов ожидал сюрприз: с ними воевали не Обломовы, Каратаевы и горьковские «лишние люди», а реальные русские, которые вскоре отпраздновали Победу в Берлине.

Свой среди чужих

Защищать униженных и оскорбленных всегда похвально. Но у Горького такая защита была на удивление однобокой. Всю жизнь он был ярым борцом против антисемитизма. Писал статьи и памфлеты, организовывал коллективные письма. О многом говорит круг его нижегородских знакомых и ближайших сотрудников: семейство Свердловых, издатель «Нижегородского листка» Евсей Ещин, будущий глава ОГПУ Генрих Ягода. Не настоящее ли имя последнего - Енох Гершонович Иегуда - надоумило писателя взять себе вполне ветхозаветный псевдоним - Иегудил Хламида?

Но для родного народа, Отечества у Горького не находится ни любви, ни добрых слов, ни жалости. Очернение собственного народа и родного дома - вот его страсть.

В революцию 1905 года Буревестник среди заговорщиков и отъявленных террористов. И провокаторов. В канун 9 января на горьковской квартире укрывается Григорий Гапон, однако вскоре Горький напишет воззвание с обвинениями в кровопролитии не провокаторов, а Николая II. Темная история... В декабре та же квартира, охраняемая кавказцами, становится местом, куда свозится оружие для революционных боевиков. После подавления кровавых беспорядков Горький бежит в США, где развертывает кампанию против России. Потом с комфортом и надолго поселяется на Капри.

Получив амнистию по случаю 300-летия Дома Романовых, наш диссидент возвращается к родным пенатам, но с началом мировой войны вновь берется за свое. Теперь он в рядах деятельных пораженцев. Для Горького, как и Ленина, русское правительство - враг прогресса, а кайзер Вильгельм - меньшее из двух зол. Главное - добиваться поражения «царизма».

Накануне и вскоре после революции Буревестник напишет две характерные для него статьи, о евреях и о русских.

Из статьи «О евреях»:

«Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необратимая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле». Или: «Я уверен, что мораль иудаизма помогла бы нам побороть этого беса (пассивного анархизма. - Авт.), если мы хотим побороть его».

Зато в эссе 1922 года «О русском крестьянстве» другие взгляд, тон, лексика. «Тяжелый русский народ, лениво, нерадиво и бесталанно лежащий на своей земле» - вот приговор пролетарского классика нашим предкам, нашему национальному характеру. В той гнусной и до предела русофобской статье русское крестьянство, одухотворенное Православием, создавшее «на своей земле» самобытную культуру, взрастившее и Ломоносова, и Есенина, бывшее на протяжении девяти веков кормильцем и защитником Отечества, безропотно, но, как правило, вполне сознательно несшее бремя государственных обязанностей во имя строительства - для себя и своего потомства - крепкой державы под скипетром царя, рисуется склонным к изощренной жестокости и садизму. Русский, по Горькому, - дикарь, равнодушный к чужому страданию, хитрый ханжа с показной религиозностью. Отталкивающий национальный тип. Не то, что европейцы и уж тем более евреи.

В красном терроре, развязанным интернациональным сбродом и залившим Россию кровью, Горький винит исключительно имманентную жестокость русского человека. Цитата: «Я очертил среду, в которой разыгрывается трагедия русской революции. Это - среда полудиких людей. Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Когда в «зверствах» обвиняют вождей революции... я рассматриваю эти обвинения как ложь и клевету».

«Черти драповые...»

Солженицын описывает, как во время приснопамятной поездки в 1929 году на Соловки к гуманисту прорвался заключенный подросток, рискнувший рассказать правду о концлагере смерти - о «жердочках», «комариках», расстрелах. Горький выслушал, но и пальцем не пошевелил. Зато, как пишет исследователь Альберт Максимов со ссылкой на воспоминания бывшего зека, соловецких чекистов сильно хвалил: «Хорошо-то как! Молодцы, замечательное дело творите! Опишу, опишу!»... А мальчика-жалобщика после отъезда Максимыча расстреляли.

Сомневаюсь, что это легенда. Через два года после окончательного возвращения с Капри в СССР Горький, уже в роли «наркома» совлитературы, организовал поездку 120 советских писателей на Беломорстрой. Строило канал ОГПУ с применением рабского труда заключенных, в основном политических, - кулаков, спецов-«вредителей». Говорили, что стройка была сплошь усеяна их костями. Незадолго до этого руководителей ГУЛАГа за ударный труд наградили - Ягоду, Бермана, Когана, Рапопорта, Фирина, Френкеля. И вновь Горький говорил о них с восторгом, едва сдерживая слезы умиления: «Черти драповые, вы сами не знаете, что сделали...».

Его симпатии были однобоки, как и жалость. На родину Буревестник вернулся в разгар насильственной коллективизации. Разворачивалась одна из величайших трагедий - перелома народного хребта. Сотни тысяч семей ссылались на севера, на верную погибель. Нарастал очередной вал репрессий.

А что же великий гуманист? В статьях начала тридцатых Горький злобно нападает на Православие, русское зарубежье, одобряет политические процессы, коря ОГПУ за медлительность в расстрелах по отношению к подсудимым по делу Промпартии. «Если враг не сдается, его уничтожают», - таков лозунг писателя, приговор всем несогласным или просто безмолвным жертвам бесчеловечного режима. Статью под воинствующим заголовком напечатали «Правда» и «Известия», и она стала индульгенцией тем, кто раскулачивал, ссылал, сажал, расстреливал.

О главных жертвах, русских крестьянах, Алексей Максимович писал: «Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень...». Чем не идейное обоснование геноцида?

Горький и пароход современности

В начале 1990-х, на гребне перестройки, профиль крупнейшего из советских классиков вдруг исчез с обложки журнала «Наш современник». Не стало его и рядом с «шапкой» «Литературной газеты».

Но, видимо, велика мощь тех, кто возносил автора «Песни о Соколе», лепил его «всемирную славу», воздавая по заслугам. Будь по-другому, постигло бы Горького-художника слова участь какого-нибудь Решетникова или Помяловского, а Горького-общественника - посмертная репутация профессионального русофоба, неистового революционного агитатора, певца ГУЛАГА.

Оправившись от временно замешательства, те влиятельные силы перехватили инициативу, сочиняя новые и новые панегирики «великому писателю». Кто стоит за новыми апологетами Басинским, Быковым, Калюжной - имя им легион, понять несложно с учетом того, кому Буревестник служил верой и правдой всю жизнь.

Загадкой, правда, остается факт возвращения профиля «классика» на фасад «Литературной газеты». Гадая над мотивом, подтолкнувшим к такому сомнительному, на мой взгляд, шагу весьма уважаемого мной главного редактора «ЛГ» Юрия Полякова, могу объяснить это лишь некими парадоксами фракционной борьбы, характерной для писательской среды.

Как бы то ни было, культ Горького живет и процветает вопреки объективным фактам и мнению российского читателя, в массе своей от Буревестника отвернувшегося. Впрочем, таких аномалий в нашей жизни много. До духовного исцеления России еще далеко.

Станислав Александрович Смирнов, обозреватель газеты «Нижегородская правда»

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/05/12/ne_peshkov_ya_iegudil_hlamida/?p=0#310614
« Последнее редактирование: 12 Мая 2011, 18:32:33 от Владимир К. » Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #1 : 12 Мая 2011, 17:37:02 »

Христос Воскресе!
Дорогой Александр Васильевич! При том, что в статье сказано очень много верного, автор, как я думаю - конечно, не руководствуясь какими-то идеологическими принципами, а только на основании того, что получил в свое духовное распоряжение благодаря образованию и довольно объемному чтению, - к Горькому несправедлив. То, что Горький был связан и с сионистами, и с масонами, и немало поработал на "революцию" - сейчас известно хорошо. Но вычеркнуть Горького из культурной жизни России - это приговорить к смерти литературу последних двух-трех десятилетий Российской Империи. Горький совершенно не отображается только его стороной сотрудничества с еврейскими дельцами от литературы и театра. На Горького замыкаются судьбы множества наших выдающихся писателей и поэтов, которым он иногда и помогал. Но главное здесь то, что став "литературным генералом" того времени, он нередко осуществлял поддержку тех писателей и поэтов, которыми мы можем совершенно безбоязненно гордиться. Назову для тех, кто особенно придирчив, имя Шмелева. Поэтому нельзя в принципе огульно отрицать все, что связано с Горьким. Тут, наверно, можно провести отдаленную аналогию с отношением к Сталину. Я, правда, лично считаю, что заслуги Сталина в значительно большей мере перевешивают его отрицательные действия, но такой же подход к оценке деятельности Горького кажется мне оправданным. Я бы даже провел еще одну аналогию - как добивающиеся "десталинизации" приведут к вычеркиванию из истории СССР, а затем и уничтожению России как объекта истории, так отрицатели положительного вклада Горького в нашу культуру приведут в конце концов к уничтожению имен таких писателей и поэтов, как Шмелев, Есенин, Маяковский, Алексей Толстой и вообще почти все деятели Серебряного века, а затем - к закономерному уничтожению значения всей Русской литературы 19 века и далее. А то, что Горького вынуждены, грубо говоря, пиарить сегодня литературные наемники кагала, говорит о том, что не так он прост был, Горький. Он и тогда не только на кагал работал, но и кагал заставлял давать хоть какие-то преференции русской литературе и теперь заставляет их напоминать о себе. А иначе им придется забыть всю ту местечковую литературную братию, которая вокруг "генерала" Горького вилась. Возможно, эта статья даже заход "против Сталина" с такой замаскированной "литературной" стороны - я не берусь утверждать - хочу только отметить, что она работает на это определенно, потому что слишком односторонне освещает деятельность Горького.
Во Христе
Владимир К.  

Нужно еще отметить, что в своем очерке о Ленине Горький приводит его слова, что "в России нет ни одного умного человека, а если и найдется кто, то непременно еврей или с еврейской кровью". Естественно, после "окончательной победы революции" в печатавшемся многомиллионными тиражами очерке Горького эти ленинские слова уже отсутствовали. Я не знаю, были ли эти слова в тех изданиях очерка, которые печатались при жизни Горького (в тридцатые годы).  
« Последнее редактирование: 12 Мая 2011, 18:39:38 от Владимир К. » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104051

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 12 Мая 2011, 18:32:45 »

Воистину Воскресе!

Дорогой Владимир Леонидович!

Я очень рад, что Вы взяли на себя труд откомментировать эту статью. Честно говоря, я тоже хотел это сделать, но не собрался с мыслями. Вот несколько слов, которые я хотел бы добавить к Вашему комментарию (тезисно):

- Из достоверных источников (от родственника художника) знаю, что Горький оказал неоценимую поддержку молодому тогда гениальному русскому художнику Павлу Дмитриевичу Корину. Многие знают его великолепнейшие картины триптих "Александр Невский", "Жуков", "Горький". Монументальные работы П.Д.Корина украшают станции московского метро "Комсомольская", "Смоленская", витражи станции "Новослободская". Горький помог П.Д.Корину получить матерскую по адресу Москва, ул. Малая Пироговская, д. 16, флигель 2), ныне — филиал Государственной Третьяковской (если у кого появится возможность очень рекомендую посетить этот музей - впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь). Будучи сам из Палеха, Павел Дмитриевич в годы атеистического лихолетья собрал пусть небольшую, но яркую коллекцию палехских икон. Самым потрясающим в мастерской является его работа над грандиозным полотном "Русь уходящая", художник не успел написать её, имеется лишь эскиз картины и огромный подрамник с натянутым полотном, деньги на который тоже дал Горький. Вот он:



На картине изображена последняя Божественная Литургия в Успенском Соборе Кремля. Художник сделал много эскизных записей во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре Москвы. Вот лишь некоторые из них:









А это по-моему иеромонах, будущий Святейший Патриарх Пимен (Извеков):



Будущий Патриарх Пимен лично позировал тогда художнику в его мастерской, об этом он написал в своих воспоминаниях, уже будучи Предстоятелем нашей Церкви.



К сожалению, приведённые здесь интернетовские иллюстрации совершенно не отражают реального впечатления от оригинальных произведений Павла Дмитриевича Корина.

Кстати, супруга Павла Дмитриевича Прасковья Тихоновна была послушницей в Марфо-Мариинской обители милосердия под начальством преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны. Романовой.

- В моей домашней библиотеке есть очень интересная книга еп.Варнавы (Беляева) "Тернистым путём к Небу". К сожалению, я не нашёл эту книгу в сети, поэтому постараюсь отрывок отсканировать или набить вручную и разместить здесь же, но для этого потребуется время. Там приводится потрясающий рассказ Горького о чудотворной Семиезерной иконе Божией Матери и чуде исцеления парализованной девушки во время Крестного хода с иконой в Казанской губернии, свидетелем которого стал сам Горький.

Вот и всё, что я хотел добавить к написанному Вами, дорогой Владимир Леонидович.

Простите, если что не так написал.

Ваш во Христе
А.В.
« Последнее редактирование: 12 Мая 2011, 23:28:22 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104051

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 13 Мая 2011, 00:39:01 »

Христос Воскресе!

Дорогие братия и сёстры!

Слава Богу, мне удалось отсканировать текст из книги. Привожу его, как и обещал.

Во Христе Иисусе
А.В.

___________________________________________________________


Семиезерная икона Божией Матери.

В жизни пролетарского писателя Максима Горького был т.н. период «богоискательства», когда, по свидетельствам его окружения, он буквально «замаливался». Вот отрывок из написанного им очерка об одном поразительном чуде от Семиезерной иконы Божией Матери, свидетелем которой был Алексей Максимович Пешков ещё до того, как попал под власть безбожников масонов и революционеров.

Отрывок из книги еп.Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к Небу» (Издательство «Паломник», М 1996, стр. 191-193).

Велик народ русский, и неописуемо прекрасна  жизнь!

В Казанской губернии пережил я последний удар в сердце, тот удар, который завершает строение храма.
 
Было это в Седмиезерной пустыни, за крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери: в тот день ждали возвращения иконы в обитель из города, - день торжественный.

Стоял я на пригорке над озером и смотрел: все вокруг залито народом, и течет темными волнами тело народное к воротам обители, бьется, плещется о стены ее - нисходит солнце и ярко-красны его осенние лучи. Колокола трепещут, как птицы, го¬товые лететь вслед за песнью своей, и везде - обнаженные головы людей краснеют в лучах солнца, подобно махровым макам.

У ворот обители - чуда ждут: в небольшой те¬лежке молодая девица лежит неподвижно; лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее - в тихом трепете длинных ресниц.

Рядом с нею отец, высокий мужчина, лысый и седобородый, с большим носом, и мать - полная, круглолицая; подняла она брови, открыла широко глаза, смотрит вперед, шевеля пальцами, и кажется, что сейчас закричит она, пронзительно и страстно.
 
Подходят люди, смотрят больной в лицо, а отец мерным голосом говорит, тряся бородой:

- Пожалейте, православные, помолитесь за несчастную, без рук, без ног лежит четвертый год; попросите Богородицу о помощи, возместится вам Господом за святые молитвы ваши, помогите отцу-матери горе избыть.

Видимо, давно возит он дочь свою по монастырям и уже потерял надежду на излечение; выпевает неустанно одни и те же слова, а звучат они в его устах мертво. Люди слушают прошение его, вздыхая крестятся, а ресницы девушки все дрожат, окрыляя тоскливые глаза.

Может быть, двадцать расслабленных девиц видел я, десятки кликуш и других немощных, и всегда мне было совестно, обидно за них, - жалко бедные, лишенные силы, тела, жалко их бесплодно¬го ожидания чуда. Но никогда еще не чувствовал я жалость с такой силой, как в этот раз.

Великая немая жалоба застыла на белом, полу¬мертвом лице дочери, и безгласная тоска туго охватила мать. Тяжело стало мне, отошел я, а забыть не могу.

Тысячи глаз смотрят вдаль, и вокруг меня плы¬вет, точно облако, теплый и густой шепот:
 
- Несут, несут!

Тяжело и медленно поднимается в гору народ, словно темный вал морской, красной пеной горит над ним золото хоругвей, брызгая снопами ярких искр, и плавно качается, реет, подобно огненной птице, осиянная лучами солнца, икона Богоматери.

Из тела народа поднимается его могучий вздох - тысячеголосое пение:

- Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
 
Рубят пение глухие крики:
 
- Шагу! Прибавь шагу! Шагу!

В раме синего леса светло улыбается озеро, тает красное солнце, утопая в лесу, весел медный гул колоколов. А вокруг скорбные лица, тихий и пе-чальный шепот молитвы, отуманенные слезами глаза, и мелькают руки, творя крестное знамение.
 
Одиноко мне. Все это для меня - заблуждение безрадостное, полное бессильного отчаяния, усталого ожидания милости. Подходят снизу люди; лица их покрыты пылью, ручьи пота текут по щекам, дышат тяжко, смотрят странно, как бы не видя ничего, и толкаются, пошатываясь на ногах. Жал¬ко их, жалко силу веры, распыленную в воздухе.

Нет конца течению народа!

Возбужденно, но мрачно и как бы укоряя, несется по воздуху мощный крик:

- Радуйся, Всеблагая, радуйся! И снова:

- Шагу! Шагу!

В целом облаке пыли сотня черных лиц, тысячи глаз, точно звезды млечного пути. Вижу я: все эти очи - как огненные искры одной души, жадно ожи-дающей неведомой радости.
Идут люди, как одно тело, плотно прижались друг к другу, взялись за руки и идут так быстро, как будто страшно далек их путь, но готовы они сейчас же неустанно идти до конца его.
Душа моя дрожит великой дрожью непонятной тревоги; как молния вспыхнуло в памяти великое слово Ионино:

- Богостроитель народ!?
 
Рванулся я, опрокинулся встречу народу, бро¬сился в него с горы и пошел с ним, и запел во всю грудь:

- Радуйся, благодатная сила всех сил!

Схватили меня, обняли - и поплыл человек, тая во множестве горячих дыханий. Не было земли под ногами моими, и не было меня, и времени не было тогда, но только - радость, необъятная, как небеса. Был я раскаленным углем пламенной веры, был незаметен и велик, подобно всем, окружавшим меня во время общего полета нашего.

-Шагу!

И неудержимо летит над землею народ, готовый перешагнуть все преграды и пропасти, все недоумения и темные страхи свои.

Помню - остановилось все около меня, возник¬ло смятение, очутился я около тележки с больной, помню крики и ропот:

- Молебен, молебен!
 
Было великое возбуждение: толкали тележку, и голова девицы немощно, бессильно качалась, большие глаза ее смотрели со страхом. Десятки очей обливали больную лучами, на расслабленном теле ее скрестились сотни сил, вызванных к жизни повелительным желанием видеть больную восстав-шей с одра, и я тоже смотрел в глубину ее взгляда, и невыразимо хотелось мне вместе со всеми, чтобы встала она, не себя ради и не для нее, но для чего-¬то иного, пред чем и она, и я - только перья птицы в огне пожара.

Как дождь землю влагою живой, насыщал народ иссохшее тело девицы этой силою своей, шептал он и кричал мне и ей:

- Ты - встань, милая, вставай! Подними руки-то, не бойся! Ты вставай, вставай без страха! Болезная, вставай! Милая! Подними ручки-то!

Сотни звезд вспыхнули в душе ее, и розовые те¬ни загорелись на мертвом лице; еще больше раскрылись удивленные и радостные глаза, и, медлен¬но шевеля плечами, она покорно подняла дрожащие руки и послушно протянула их вперед - уста ее были открыты и была она подобна птенцу, впервые вылетающему из гнезда своего.

Тогда все вокруг охнуло, - словно земля медный колокол и некий Святогор ударил в него со всей силой своей, - вздрогнул, пошатнулся народ и смешанно закричал:

- На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Поднимайте ее!
 
Мы схватили девицу, приподняли ее, поставили на землю и держим легонько, а она сгибается, как колос на ветру, и вскрикивает:
 
- Милые! Господи! О, Владычица! Милые!

- Иди, - кричит народ, - иди!

Помню пыльное лицо в поту и слезах, а сквозь влагу слез повелительно сверкает чудотворная сила - вера во власть свою творить чудеса.

Тихо идет среди нас исцеленная, доверчиво жмется ожившим телом своим к телу народа, улыбается, белая вся, как цветок, и говорит:

- Пустите, я - одна!

Остановилась, покачнулась - идет. Идет, точно по ножам, разрезающим пальцы ног ее, но идет одна, боится и смеется, как малое дитя, и народ во-круг нее тоже радостен и ласков, подобно ребенку. Волнуется, трепещет тело ее, а руки она простерла вперед, опираясь ими о воздух, насыщенный силою народа, и отовсюду поддерживают ее сотни светлых лучей.
 
У ворот обители перестал я видеть ее и немного опамятовался, смотрю вокруг - всюду праздник и праздничный гул, звон колокольный и властный говор народа, в небе ярко пылает заря, и озеро оде¬лось багрянцем ее отражений.

Идет мимо меня некий человек, улыбается и спрашивает:
 
- Видел?

Обнял я его и поцеловал, как брата после долгой разлуки, и больше ни слова не нашлось у нас сказать друг другу; улыбаясь, молча разошлись.



« Последнее редактирование: 13 Мая 2011, 03:33:21 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104051

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 13 Мая 2011, 00:44:29 »

26 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СЕМИЕЗЕРНОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ



В конце XVI века в городе Устюге жил мальчик по имени Евфимий. В совсем еще юном возрасте покинул он родителей и удалился в монастырь. Когда же родители умерли, Евфимий, схоронив их, взял свое наследство - Смоленскую икону Божией Матери - и переехал в Казань. Здесь, в 17 верстах от города, он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона получили название “седмиезерных”.

             Выбрав это место, Евфимий усердно помолился и уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Тогда Евфимий водрузил здесь крест и поставил себе келью. А неподалеку стоял дуб, считавшийся окрестными жителями - черемисами - священным. Они приносили здесь жертвы, закалывали коней и волов и вешали их шкуры на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.

             Слухи о благочестивой жизни подвижника собрали к нему братию. Но вскоре Казанский митрополит взял Евфимия к себе. Как ни дорожил он родительской иконой, но по любви к братии решил расстаться с ней и благословил ею пустынь.

             В 1654 г. на Руси началась моровая язва, опустошавшая целые селения. Мор свирепствовал и в Казани. Горожане решили привезти в город Седмиезерную икону. Ночью инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении, похожий на святителя Николая, и сказал: “Встань скорее и скажи видимое тобой дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали на помощь Бога и Его Пречистую Матерь”. Но инокиня не выполнила этого поручения и на следующую ночь видение повторилось. Святитель Николай грозно сказал ей: “Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе... Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим”.

             Когда жители Казани узнали об этом, они взяли чудотворную Казанскую икону Божией Матери и крестным ходом двинулись навстречу Седмиезерной иконе, которую уже несли в город. Все духовенство и народ, преклонив колени, плакали и молились перед чудным образом. На месте встречи двух икон Богоматери позже был построен Кизический монастырь.

             По молитвам Пречистой Девы мор прекратился, и благодарный народ на следующий день совершил крестный ход с чудотворной иконой вокруг города. И тогда все видели, как за пределами Казани собрались мрачные тучи, а над самим городом было совершенно ясно. “Яко преграда некая, - говорит летописец, - ста сюду и обоюду от гнева Божия”. Это было принято за предзнаменование милости Господней заступлением Владычицы.

             После того как Седмиезерную икону с молебнами обнесли по всем домам Казани, было решено вернуть ее в пустынь. Множество жителей города собрались проводить свою Заступницу, но как только образ подняли, разразилась ужасная буря, наступила темнота и пошел такой дождь и снег, что было невозможно выйти из собора. Продолжалась буря три дня, и решили, что Пресвятой Деве не угодно покидать город. Чудотворная икона осталась в Казани еще на некоторое время, прежде чем ее вернули в пустынь.

             В 1656 г. смертоносный мор вновь появился в Казани и свирепствовал сильнее прежнего. И вновь принесли святую икону из пустыни, и вновь тотчас прекратился мор. С тех пор Седмиезерную икону, в память о чудесном заступничестве Богоматери, каждый год летом, стали приносить крестным ходом в город.

             Чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери прославилась также многочисленными исцелениями слепоты и других болезней.

http://orthodox.etel.ru/2002/39/k26_7ezer.shtml
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!