Русская беседа
 
04 Мая 2024, 03:51:29  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
  Начало Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Радоница в Белоруссии отмечается как государственный праздник : 24 Декабря 2008, 20:56:38
Простите за запоздалый ответ, Александр Васильевич!
"великий литургист нашего времени Епископ Афанасий (Сахаров)" - Ваши слова!
из его книги, "Поминовение усопших по уставу Православной Церкви"
2  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Опасная критика : 24 Декабря 2008, 20:43:40
Прочитал обсуждаемую статью. Ужасно.
Возникает вопрос - если  все в ней клевета и ложь, или хотя бы некая часть, почему бы митрополиту Кириллу не призвать этого автора (Григория Северова) к ответу?
3  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Радоница в Белоруссии отмечается как государственный праздник : 08 Мая 2008, 18:19:22
Воистину Воскресе!
Дорогой Александр Васильевич, позвольте мне привести здесь довольно обширную цитату:

"Чины церковные и правила молитвы создавались не случайно и не как-нибудь. Все они, все то, что заключается в Типиконе и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла все в жизни, которые возгоревшись желанием горнего, жестость пустыни паче всего мира сладких предпочли  и удалившись совершенно от людей и соделавшись жителями пустыни, вселенную утвердили молитвами своими, и которых внегда пети им святые молитвы, сослужителями были Ангелы которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах , на пути к месту казни, во время самых мучений, склоняя под меч свою голову, или растерзываемые зверями, иногда смешивая свою кровь с кровью Владыки своего при незаконченной еще Литургии. Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы. А Церковь принимала и сохраняла и те священные слова, в которых они изливали Богу свои души, и тот опытно проверенный ими строй и порядок молитвы и богослужений, которые они слагали для себя, а иногда рекомендовали своим собратиям и чадам духовным. Из собранного таким образом богатства молитвенного опыта лучших своих сынов, руководимая Духом Божиим Святая Церковь избрала лучшее, потребнейшее, систематизировала, исправляла недоконченное, приводила к стройному единству и давала в руководство своим послушным чадам, которые и принимали все с любовию, не как иго неудобоносимое, а как бремя благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери. Так слагался наш церковный Устав, которые наши старые русские книжники не без основания называли "КНИГОЙ БОГОДУХНОВЕННОЙ". Наш Типикон - это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными между прочим и для нас.

В богослужении, в Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность. Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении. Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, - это также нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе, как случайно проведенная на картине ненужная черта или клякса, как не на месте устроенное окно или карниз в стройном здании.

В грубой, топорной работе и большие неточности незаметны. В работе тонкой, в художественном произведении, в точном механизме неточность и в 1 миллиметр бросается в глаза (конечно понимающему), нарушает красоту, может остановить механизм. Наше богослужение - высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И одно "Господи помилуй" опущенное или прибавленное, для церковных людей то же, что для художника одна черточка не на месте поставленная, что в сложном точном механизме ошибка на 1 мм. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, - это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе.

Чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного

Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь. В частности, важно и необходимо и дело поминовения усопших совершать именно так, как повелевает Святая Церковь в Уставе церковном, за святое послушание Ей, а не так, как каждому из нас нравится или хочется.

Нередко говорят: "Зачем эти стеснения? Почему в данный день нельзя помянуть усопших, или можно поминать, но не так, как желательно мне, не по-моему? Я люблю моих усопших сродников и друзей и чувствую потребность именно сегодня помянуть любимых мною. Что худого, если я исполню эту потребность любви, хотя бы и с некоторым нарушением уставных правил? Любовь выше всего. Не человек для субботы, а суббота для человека!"

Но неразумно и неосновательно оправдывать свое самочиние ссылкой на христианскую любовь. Апостол наставляет, что любовь не бесчинствует, а христианская свобода не должна быть поводом к распущенности. И может ли быть польза для души умерших или живых от попрания священных правил, внушенных Церкви Божественным Духом? Святая Церковь любит своих чад, живых и усопших, больше, чем любим мы самых близких и дорогих нам людей. И нас она усиленно призывает любить своих собратий. Но всему должна быть мера. Должна быть мера и любви. Какая любовь выше любви родительской? Но чрезмерная, неразумная любовь родителей к детям часто только портит последних, и вместо пользы приносит величайший вред.

Говорят также: воскресные и праздничные дни уступают же иногда часть своих песнопений в пользу празднуемых святых. Можно думать, что и Господь и святые не погневаются, если они будут как бы несколько потеснены чрез внесение в праздничное богослужение некоторых заупокойных молений.

Но в том-то и дело, что и это возражение уже предусмотрено в нашем Уставе. Святая Церковь, с мудрой рассудительностью составившая правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых, с той же мудрой рассудительностью разработала и стройную систему поминовения усопших, в которой точно определила когда, где, как и кого можно потеснить в пользу прославленных святых или непрославленных усопших. Так например в субботы вселенские ради усопших Она вытеснила почти совсем минейные памяти. Потеснив в других случаях усопших, Она сделала это потому, что хорошо знает, убеждает и нас поверить ей, что усопшие не погневаются, когда в соответствии с церковным Уставом потеснят их в пользу праздника, не погневаются на отсутствие гласного моления о них даже в особо знаменательные для них дни, но с любовью порадуются и утешатся нашей любовью и послушанием к любимой их и Нашей Матери.

Отменяя и даже воспрещая в известные дни усиленные моления за умерших, сосредотачивая исключительно и безраздельно все внимание верующих на праздничном событии, Святая Церковь тем самым проявляет свою заботу о том, чтобы праздничная радость их была полной, совершенной, ничем не омрачаемой. "Несоответственное и чуждое, — говорит святитель Григорий Нисский, — кроме того, что не приносит никакой пользы, составляет нарушение порядка и приличия не только в речах, имеющих предметом служение Богу и благочестие, но и в тех, кои относятся до внешней и мирской мудрости. Ибо неужели найдется столь неразумный и смешной ритор, который, будучи позван на светлое торжество брака, оставит приличную и блестящую сочувственную радости праздника речь и начнет жалобно петь плачевные песни и оглашать брачные покои печальными рассказами о несчастиях, описываемых в трагедиях... Если же в мирских речах хороши порядок и знание дела, то гораздо более приличны они, когда дело идет о великом и небесном”.

Своими правилами о поминовении усопших, как и вообще всеми своими установлениями, касаются ли они богослужения или дисциплины, Святая Церковь предлагает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли православных христиан. Не забывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но только в те времена и в тех формах, какие даны Святой Церковью и не преступай положенных пределов.

А кто и в воскресные дни, и в великие праздники не хочет оставить усиленных молений об усопших и ограничиться только дозволяемым Церковью, кто говорит, что он не может этого сделать по причинам сильной любви к усопшим, тот показывает своим своеволием и оправданием, что он не только не хочет слушаться Святой Церкви, но даже дерзает судить Ее, считая Ее уставы не в достаточной мере исполненными духом христианской любви. Не следует ли по этому поводу сказать словами Митрополита Филарета: “Так думать значило бы слишком мало думать о Церкви и слишком много о себе”. Для проявления естественной, но в законных пределах христианской любви к усопшим Святая Церковь всегда (как показано будет далее) оставляет и за богослужением общественным и в частной молитве достаточно свободы и места. Она сама не опустит ни одного случая, когда и где можно, не нарушая установленного Ею строя богослужения и молитвы, вознести моления об усопших. Но кто во что бы то ни стало, вопреки уставу церковному, требует, например, провозглашение вслух всех богомольцев имен усопших, и неразрешенных Церковью в данный день заупокойных молений, задерживая таким образом около усопших внимание молящихся вопреки намерению Церкви, отвлекая его от главного предмета праздничных воспоминаний, тот показывает этим, что он, очевидно, любит своих усопших больше, чем Господа, забывает или не считает важными Его слова: “Кто любит отца или матерь... сына или дочь более Меня, несть Меня достоин”. А это уже не будет христианская любовь. Это будет только искание своих си. Это будет только угождение себе, эгоизм, желающий сделать по-своему, как ему нравится, как ему хочется, не считаясь даже с тем, будет ли это отрадно или только причинит скорбь якобы любимым усопшим. Не опечалятся ли они от мысли о том, что их братья, оставшиеся на земле, любят их более чем Господа, свои желания ставят выше послушания Церкви. Усопшие, как разрешившиеся от уз плоти и телесной ограниченности, лучше живых понимают смысл, значение и ценность данных Церковью правил и уставов. И если, как мы веруем, дела и поступки живых находят тот или иной отклик в сердцах усопших, то несомненно их радует проявление только подлинной христианской любви, только то, что чуждо эгоизма, что совершается как послушание Святой Церкви. Все же самочиние в поведении живых причиняет усопшим только печаль. "


И то что Типикон сейчас нарушаяться постоянно и повсеместно в Беларуси и понудил меня написать о том, что и выходной день на Радоницу стал общегосударственным вероятно ввиду того, что он неуставной. И хвалиться, на мой взгляд  тут особо нечем.

И меня простите.
4  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Радоница в Белоруссии отмечается как государственный праздник : 07 Мая 2008, 19:58:01
Если смотреть строго по Уставу, то такого дня в Типиконе нету  - Радоница. Нету его и в Цветной Триоди соответственно. А в этом году вторник фоминой недели выпал на день памяти Георгия Победоносца - праздник как минимум полиелейный, согласно уставу в такой день ничего заупокойного быть не может, и вот его перенесли на 7 число, хотя конечно логичней перенести было бы Радоницу. И что у нас в Белоруссии получается - с утра служиться литургия с заупокойной ектеньей минут на 10 (вопреки уставу), после литургии ( опять же вопреки уставу) хоть и сокращенная но длительная панихиду  с  малопонятным перечислением имен, и все это заканчивается примерно в час дня, учитывая то, что часы начинают читать в 9-30 - весьма утомительно. То есть практика служить панихиду и другие требы после литургии настолько прочно укоренилась в Беларуси, что мало кому даже приходит в голову, что после литургии вообще ничего служить не положено (если только краткую литию в положенное время после заамвоновой молитвы), а по уставу панихида совещается после вечерни или после утрени, может и какое другое время, но никак не после литургии.
Написал я это все к тому, что, наверное, нечем особо белорусам хвалится...
5  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Взаимное влияние и последствия воссоединения с РПЗЦ : 16 Октября 2007, 16:04:45
Александр Васильевич Вы пишите :
"Евангелие дает нам два примера предательства. Иуды Искариотского и апостола Петра. Оба фактически совершили одинаковые поступки Только Иуда не покаялся в своем грехе, а апостол Петр оплакивал свой грех до конца дней своих."
Это Ваше личное мнение?
По моему разумению эти поступки никак не могут быть совершенно одинаковы, да и Иуда тоже покаялся, иудиным покаянием -  "согреших, предав кровь неповинную (Мф.27:4)", бросил сребренники, пошел и удавился. Не имея правильной веры во Христа покаяние его привело его к полному отчаянию и унынию.
Апостол Петр не предавал Христа. Он отрекся от Него.
"Мт. 26, 75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько." Отречение это случилось по человеческой немощи, но не было заранее обдумано, ап.Петр в отличие от Иуды не хотел и не думал отрекаться от Христа.
Если вы все таки считаете, что эти поступки одинаковые подтвердите свое мнение  толкованием святых отцев.

6  Общий раздел / Церковная жизнь / Re: Официальное заявление Патриархии по поводу скандального "обращения" вл.Диомида : 11 Марта 2007, 17:38:10
Уважаемый Александр С, Поскольку Ваше ИМХО не соответствует Православному мировоззрению вынужден Вам ответить, что Церковь никому и ничего не должна. Точно так же никому и ничего не должен Иисус Христос, он по своему неизреченному человеколюбию «нас ради человек и нашего ради спасения» принял образ раба, сошел с Небес и «волею благоволил еси плотию взыти на Крест», подъял на себя все грехи мира, принес за всех нас искупительную жертву Богу «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», и на камене веры основал для  спасения  христиан Церковь Свою  - Святую Соборную и Апостольскую, Сам стал Ее главой и дал нам неложное обетование, что врата ада не одолеют Ее во век. Помысл говорит мне, что  как раз  для сохранения Своей Церкви и воздвигает Господь в наше апостасийное таких архиереев как епископ Диомид, и возвышают они свой голос для сохранения Истины.
А в той церкви, которая «не только должна, но просто обязана выработать ту стратегию и тактику, что бы не только выжить в этих новых условиях но и влиять на них» Вы не найдете спасения, потому как стратегия и тактика Православных это Христос – а что общего у Христа и велиара?
Поста приятного Вам, простите меня грешнаго.
Страниц: [1]
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!