Русская беседа
 
10 Мая 2024, 18:33:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Мы живём в эпоху смерти реальности». Беседа с певицей Еленой Мкртчян  (Прочитано 448 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103980

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Октября 2021, 20:23:05 »

«Мы живём в эпоху смерти реальности»

Беседа с певицей, лауреатом Пушкинской премии Еленой Мкртчян


Елена Владимировна Мкртчян и Алексей Валерьевич Артемьев

Лина Мкртчян – выдающаяся певица, лауреат Пушкинской премии. Её редкий голос контральто звучал в лучших залах европейских столиц – исполнение от русской духовной музыки и лауд (итальянских духовных песен XIII века) до величайших музыкальных шедевров XIX и XX вв. на стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Блока, А.К. Толстого, Марии Петровых, Есенина и Рубцова…

А Цикл вечеров «Возвращение на Родину» автора и ведущей Лины Мкртчян, которому она посвятила два десятилетия жизни, соразмерный её великому таланту, – это попытка сохранить великую русскую культуру для будущего всего мира.

Мы начинаем цикл бесед с Еленой Владимировной Мкртчян о глубинных процессах отечественной истории и культуры.


***

– Первое. Для меня большая честь разговаривать с Ириной Ушаковой и, быть может, стать на мгновение полезной ей.

Второе. Я рада, мне весело на душе от того, что наша встреча происходит в канун праздника Божией Матери «Неопалимая купина», и именно в этот день некоторые русские люди будут вспоминать замечательного человека – графа Сергея Семёновича Уварова, который был просветителем общественным деятелем. Многие, к сожалению, помнят его только по знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». И если Вы захотите спустить на мгновение наши «алые паруса», то на слове «самодержавие» мы остановимся, и я скажу, что это значит в моём понимании.

– Благодарю Вас за тёплые слова. Раз уж мы начали с темы самодержавия, спрошу Вас, Елена Владимировна, что для Вас значит имперская культура (определение мыслителя конца XX века Эдуарда Володина), которая не прерывалась от царской России до советской, и далее, до сегодняшней России?

– Отчасти я написала об этом в книге «Три жизни Артемьева», потому что, описывая отрочество Алексея Валерьевича (он поступил в Строгановское училище, когда ему было 14 лет, в 1948 году), я подробно и с наслаждением писала о том (разумеется, с его слов), как в годы студенчества, в течение нескольких часов одного учебного дня перед ними происходил лучезарный, светоносный калейдоскоп преподавателей. Сначала входил рафинированный, слегка грассирующий человек, в отглаженной белоснежной рубашке, с красивыми манжетами, в которых были старинные запонки, с бабочкой, ёжиком постриженный, седой, высокий, стройный, как струна. Он говорил о немыслимых, заоблачных, совершенно непостижимых мирах. Этот человек начинал преподавать ещё при государе. А следом за ним входил смуглый, красивый, молодой преподаватель, в гимнастёрке, от которой пахло ещё кожаной портупеей, ветром войны, песнями войны, он был весь пронизан величайшей советской любовью, Великой Победой, которая родила гениальную культуру.

Александра Сергеевич Пушкина, как поэта, родила победа в войне 1812 года. А поколение гениальных русских мальчиков – Виктора Гаврилина, Николая Рубцова (это всё детдомовцы) родила победа в Великой Отечественной войне. Представляете, какое было общество, какой был народ «безбожный», если из детских домов выходили такие русские гении, такие глыбы, такие колоссы. А Татьяна Глушкова, Александр Вампилов, Никита Сергеевич Михалков!!!

Георгий Васильевич Свиридов, как подлинный гений, любил Гаврилина, он плакал над его произведениями, писал ему: «Я никогда не смогу написать так, как ты». Он имел в виду, конечно, «Русскую тетрадь», потому что он не был в этих экспедициях, в которых был Гаврилин, не записывал все свадебные и поминальные плачи.

Ответ на Ваш вопрос лежит в судьбе самого художника Алексея Валерьевича Артемьева. Потому что через судьбу этого человека проявляется судьба страны, как в лучших советских фильмах о войне (а лучше наших фильмов о войне нет ничего в мировом кинематографе, совсем нет). Это эталон величайшей культуры, воспитавшей очень многих подлинных режиссёров. Я говорю о тех фильмах, которые мы «видим», стоит только прикрыть глаза: «Отец солдата», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «На семи ветрах», «Альпийская баллада», «Пани Зося» с Бурковым и Крючковой, «Случай с Полыниным» – какой шедевр, какая там великая песня звучит!.. Гениальный фильм «На войне как на войне».

– А какой фильм – «Двадцать дней без войны»!

– Это одна из вершин и Юрия Владимировича Никулина, и Людмилы Марковны Гурченко. Это два великих трагических русских актёра. Чтобы это понять и так рискнуть, так головой в бездну окунуться, надо от многого отречься. Потому что то, что претерпел Герман и даже сам Симонов, который ногой открывал дверь во все кабинеты, чтобы отстоять «клоуна» на роль Лопахина, и Гурченко с её «Мэри, Мэри»… Все ведь считали, что она просто вторая Орлова, но она неизмеримо выше Орловой. Любовь Петровна никогда не была трагической актрисой, и потом она всегда была в руках Г.В. Александрова, своего супруга, режиссёра, она снималась только у него и участвовала только в мизансценах, которые он ставил. Она была красивой, обаятельной женщиной из дворянской семьи, а Людмила Марковна была только советской. В ней было то трагикомическое начало, которое заложено в нашем любимом с Алёшей литературном герое. Кто это? Конечно, это Илья Ильич Обломов. Он из почвенной, корневой, великой русской культуры.

– Это и мой любимый литературный герой. Поразительно, мы сотрудничали и дружили с выдающимся славистом Ильёй Числовым, человеком острого ума и железной воли, который очень много понимал о судьбах славян. Однажды мы заговорили о литературе. И он сказал: «А Вы знаете, что мой отец назвал меня в честь Ильи Обломова? Для меня нет более глубокого героя в русской литературе, и для меня нет ничего ближе мира русской деревни, в которой только и могла воспитаться эта душа». А ведь мы – три совершенно разные поколения: Алексей Валерьевич, Вы с Ильёй Числовым и я.

– Вы знаете, что нас всех связывает? Цикл «Возвращение на Родину»…

Здесь же упомяну и весь круг абсолютно гениальных фильмов Никиты Сергеевича Михалкова, даже не в связи с Обломовым, поскольку Обломов – это эпизод его жизни. А «Пять вечеров» разве это не Чехов? Кто сегодня так поставит Чехова, как Михалков поставил «Пять вечеров»? А кто снимет советского фронтовика Володина? Уже никто и никогда! Все его фильмы трагикомичны. Потому что такова русская культура. Она связана пуповиной с традицией русского юродства. Это то, что свойственно традиции русской святости, блаженные и юродивые были всегда ТОЛЬКО в России. И всё самое главное в русской культуре – юродивое. Я очень быстро могу это доказать. Даже символ России – храм, построенный величайшим русским государем Иваном Васильевичем Грозным, храм Покрова, который все называют Храмом Василия Блаженного, совершенно юродивый храм. Это может доказать студент архитектурного института, там ни одна главка не соответствует другой. А внешне это красота неизреченная. Это и есть символ России. А юродство – это всегда красота, все юродивые и блаженные были гениями.

И ещё одно о самодержавии, с моей точки зрения, очень важное. Мы живём в эпоху смерти реальности. В эпоху мифов, не мифологии, потому что мифология – это неотъемлемая часть великой русской культуры. Без мифологии культура вообще не может существовать, и никакое искусство не может существовать. В противном случае это «утка» – обманка, фальшивка, то, что Алёша называл «копия». Он говорил: «Вот этот человек – “подлинник”, а этот – ”копия”».

Кто подвергается самой большой клевете, самому большому осквернению? Кто более всех оболган, оплёван, унижен, и, казалось бы, намертво погребён?

– Гении, святые.

– Совершено верно. Прежде всего, это русские гении и русские цари, среди которых, да простит меня милосердный Господь, двух я не люблю и считаю их врагами русской истории и русского народа. Это прежде всего Алексей Михайлович «Тишайший», который первый привёз на Москву иностранцев со всей их мерзостью, а его сын Петруша только продолжил традицию отца, и, как гениальный человек, естественно, превзошёл его.

А второй человек, который нанёс непоправимый удар по русской истории и русскому самостоянию, это Александр II. Потому что сначала он предал свою святую супругу, уже с 1857 года он ей изменял с гулящей Долгорукой, которую он сделал светлейшей княгиней Юрьевской, и которой отвёл покои рядом со своей супругой, и там она ему рожала… И это было на глазах всего мира.

А святая и гениальная Мария Александровна основала в России «Красный крест» и громадное количество благотворительных учреждений, которые до сих пор называют Мариинскими. И она ему не только ничего не выговаривала, но ждала, когда он опомнится ради России, ради чести Дома Романовых, потому что она прекрасно понимала, что эту краплёную козырную карту из рукава вытащит каждый либерал, каждый сванидзе, каждый быков, и скажет: «Вот видите, какие были Романовы». И те, кто ненавидит Романовых, будут им показывать вот эту козырную карту. Это страшное предательство. Предав венчанную благоверную супругу императрицу Марию Александровну, Александр II предал и детей, среди которых был будущий государь Александр III, убитый не без помощи любовницы своего отца, потому что Александр II абсолютно все акции железных дорог отдал трём представителям Дома Ротшильдов, с которыми она была связана напрямую и получала за это дивиденды. У неё были миллионные состояния, по нашим деньгам миллиардные. В частности, и акции той самой железной дороги, где на станции Борки, произошло известное крушение поезда. Отец великого русского государя был не только отравлен, будучи таким молодым и таким богатырём, его здоровье ещё было подорвано этим происшествием. Долгорукая была пуповиной связана с домом Ротшильдов, и все акционеры были поставлены от Ротшильдов.

Если бы не трагедия 1861 года, которой был посвящён один из вечеров моего цикла «Возвращение на Родину», революция произошла бы неизмеримо позже. Она была неизбежна, в том числе и благодаря Александру II, потому что весь капитал и все СМИ были в руках Запада. Всё дворянское общество было масонским. К тому времени, когда возлюбленный наш государь Николай Александрович сел на трон, ситуация была такова: буквально через несколько дней Александра Фёдоровна могла в каждой газете видеть утром «очерки» о том, что она немецкая шпионка, или картинку, где раввин держит в руках петуха, а голова у петуха – голова государя Николая Александровича.

Русский народ тысячелетиями жил на земле (крестьяне – это христиане), их дети воспитывались с детьми дворян. Они пели одни и те же песни, водили одни и те же хороводы.

– Барчука приучали к крестьянскому труду, чтобы он знал, как управлять хозяйством. У меня есть фото, где внук Л.Н. Толстого и К.А. Рачинского с крестьянским мальчиком в окрестностях усадьбы Татево стогуют сено.

– Это всё была единая симфония абсолютно неделимого царства. И когда этих людей, живущих на земле, стали сгонять на фабрики и заводы, с 1861 года, благодаря Александру II и его чудовищной реформе, часть этих людей стала неизбежно спиваться, а часть просто сходить с ума, тут же появлялись бронштейны-троцкие со своими прокламациями.

Ещё, говоря о наших государях, вспомню фильм Николая Бурляева «Лермонтов». Конечно, нужно учитывать время съёмок этого замечательного фильма. Быть может, этот фактор оказался довлеющим на восприятие личности величайшего воина, государя Николая I Павловича, роль которого играл гениальный русский человек, которого я знала лично, и который внёс громадный вклад в мировую культуру. (И детей его я знаю, люблю и глубоко почитаю, они принимали участие в одной из моих пушкинских монографий). Речь идёт о великой семье Лиепа. С большой печалью повторю, и здесь, увы, Николая I мы видим едва ли не как убийцу Лермонтова, а, значит, и Пушкина. Это катастрофа для восприятия человека, сердцем русского. Фильм был целиком, дважды, без купюр показан в моём цикле. Зачем же я его показывала? Затем, что фильм замечательный, и Бурляева я люблю и почитаю, но эта ложка чёрного горького дёгтя оказалась роковой. Это всё та же краплёная карта из рукава – против Романовых, как и правда о всех чудовищных деяниях Александра II.

Последнее, что я хочу сказать о моём понимании самодержавия.

В книге «Три жизни Артемьева», надеюсь, мне удалось через его судьбу показать судьбу русской культуры. Для меня период с 1939 по 1953 годы – это самое имперское время, какое только может быть, самое духоносное. И Алексей Валерьевич, и я воспитывались в Церкви именно в это время. А чем отличалась Церковь советского периода от теперешнего времени?

– Тогда нужно было многим пожертвовать, чтобы быть в Церкви.

– Мать Алексея Валерьевича, красавица с непостижимым голосом, Марья Михайловна Вилламова (они сами пятигорские, но их род идёт из-под Полтавы, шведский род) была всю жизнь солисткой Всесоюзного радио. А как можно было быть солисткой Всесоюзного радио и каждые субботу, воскресенье и праздники петь в церкви?

– Во все времена всё зависело от людей на местах. В одном райкоме понимающие люди были и прикрывали верующих, а в другом злостные, корыстные, осатанелые.

– А это, казалось бы, самые страшные годы «сталинских репрессий». На самом деле самые страшные годы – это раскол XVII века при Алексее Михайловиче, чудовищный, который до сих пор не уврачёван. Это время Александра II. И это Хрущёв – такого антихриста не знала Россия.

Моя бабушка всю войну служила донором, а дедушка чуть ли не после дня Победы был посажен по навету, за то, что просто искал своего друга. Он вышел из лагеря совершенно точно зная, что если кто-то когда-то плохо скажет об Иосифе Виссарионовиче, то дедушке не жить, он просто умрёт за Сталина. Это после лагеря, где он только укрепился в своём понимании его роли.

Потому что в лагере сидели люди, посаженые предателями, подонками Берией, Ягодой, Ежовым... Самый страшный творческий союз, где больше всего было «посадок» из-за стукачества – Союз писателей СССР. Сталину удалось спасти Шолохова и Булгакова, он лично их «пас». Но за всеми он усмотреть не мог, хотя во время войны спал два часа в сутки. А потом ему нужно было за четыре года восстановить гигантскую страну. Разве он мог это сделать без Божьей помощи? Никогда в жизни.

– И архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину».

– Когда Чавчавадзе прочитал стихи Иосифа Джугашвилли, то решил сам к нему прийти. Когда он пришёл к его матушке Екатерине (мать Иосифа Сталина считают в Грузии святой, это может подтвердить любой грузин) Иосиф прочитал свои стихи. Чавчавадзе спросил его: «Ты, наверное, хочешь стать настоящим поэтом?». Тот ответил: «Нет». «А кем же ты хочешь стать?» Иосиф показал на портрет государя. Кстати, Чавчавадзе способствовал, чтобы стихи Иосифа Джугашвили изучались в церковно-приходских школах и семинариях. А когда к юбилею Сталина решили издать его стихи и привлекли Арсения Тарковского для перевода с грузинского, Сталин запретил издавать.

– Великая личность. Но будем объективны, Сталин в пору своей юности боролся с самодержавием. А в разговоре с американским послом А. Гарриманом в самый разгар Великой Отечественной войны он сказал: «Они воюют не за нас, а за свою матушку Россию»… То есть для него «они» – русские люди и «мы» – коммунисты – это было разное. Получается, в какой-то момент Сталин что-то переосмыслил…

– Коммунисты – это в том числе и те, кто закрывал своими телами амбразуры. Тело Александра Матросова, которое покоится в городе Великие Луки, – нетленно. Это мистический акт русской истории, который из нашего «сегодня» не видим.

Недаром Иван Бунин, уж какой антисоветчик (!), писал, живя во Франции в 1943 году: «Сталин летит в Тегеран на конференцию, а я волнуюсь, как бы с ним чего по дороге не случилось»…

Остановимся на печально известных и роковых (а для Пушкина всё роковое, как и для Лермонтова) строках «И на обломках самовластья // Напишут наши имена». Нам всё время внушали, что речь идёт о монархии. Так что же такое самовластие?..

Беседу вела Ирина Ушакова

Продолжение следует

https://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/my_zhivem_v_epohu_smerti_realnosti
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103980

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Октября 2021, 20:31:00 »

Россия – духовный колодец человечества

Беседа вторая


Лина Мкртчян

Мы продолжаем цикл бесед с выдающейся певицей, создателем просветительного Цикла «Возвращение на Родину», автора и составителя книги «Три жизни Артемьева» Линой Мкртчян.

***

– Остановимся на печально знаменитых и роковых (а для Пушкина всё роковое, как и для Лермонтова) строках «И на обломках самовластья // Напишут наши имена!». Нам всё время внушали, что речь идёт о монархии. Так что же такое самовластие?.. Кто эти люди? Разве государи самовластны? Разве они сами беру в руки державу и скипетр. Нет. Их помазывают по византийской традиции. Кто брал власть самовластно?

– Самозванцы.

– Лжедмитрий и Емельян Пугачёв, потому его и воспел Пушкин. Это был трагический герой.

А кто же во времена Пушкина были эти «герои» самовластья? Это была грязная семья Геккерн, которая с Нессельроде и со всем масонским кругом задумали, как убить Александра Сергеевича. Они придумали эту историю с подмётными письмами. А также Идалия Полетика, которой Пушкин, как и многим другим женщинам, отказал в близости. И она ему мстила. В то время женщины были чудовищны в дворянском сословии. Один из примеров – Элен в «Войне и мире». Это спиритические «философские» салоны и так далее. Точно также и Лермонтову мстили женщины за то, что он не хотел вступать с ними в близость. Почему именно Лермонтову и Пушкину? А они обладали такой магической внешностью, таким обаянием и таким проникающим лазерным лучом, что иные женщины падали в обморок. Это было абсолютно секуляризированное общество: большинство дворян не говорили по-русски, и Пушкин звал мамушкой только Арину Родионовну, потому что только она в семье говорила с ним по-русски.

У Лермонтова среди таких мстительниц была Екатерина Сушкова (не путать с её родной сестрой Евдокией, с которой Лермонтов дружил, и она писала о нём). У Пушкина таким исчадием ада была Идалия Полетика, это она добровольно разносила подмётные письма. В 1880 году в Москве открывался памятник Александру Сергеевичу, а далее, благодаря знаменитой речи Фёдора Михайловича Достоевского, начало развиваться пушкиноведение. И на открытии этого памятника была дряхлая, совершенно разрушенная желчью Идалия Полетика. Зачем она туда пришла? Представляете, сколько ей было лет? Она подошла к памятнику и плюнула на него. И вскоре скончалась. Вот масштаб ненависти!

А потом «пушкинисты», такие, как Шкловский, к примеру, писали примерно так: мы должны сделать всё, чтобы Пушкин остался в памяти как просто хороший русский поэт, поэтому в наш круг никого нельзя допускать.

Вот почему, когда Пушкин говорил: «И на обломках самовластья // Напишут наши имена!», он имел в виду – на обломках самовластья Геккернов и прочих, им подобных, должны взойти имена истинных почитателей поэта, имена тех, кто отдал жизнь за своё Отечество.

То же самое и со стихами Михаила Юрьевича. В строфе стихотворения, сделавшего его знаменитым на всю империю, которое шло в списках буквально часами, отражено абсолютно то же, что произошло и с ним, и с Пушкиным: «И вы не смоете всей вашей чёрной кровью // Поэта праведную кровь». Приписали это, конечно, одному из самых выдающихся русских государей, солдату, почившему в 49 лет в шинели на узенькой солдатской койке, отодвинувшему на какое-то время революцию. Это Николай I. Якобы это он не смоет «чёрной кровью поэта праведную кровь». Но это адресовано тем людям, которые убили поэта. Известно, что пуля прошла навылет снизу, а Мартынов стоял напротив Лермонтова. Есть даже версия, что Лермонтова убили из того же пистолета, что и Пушкина. Это был ритуальный, мистический акт.

Почему Александра Сергеевича Пушкина я считаю исторической личностью мира, Вселенной, человечества? Потому что Пушкин обладал наиредчайшим даром видения всей полноты картины мира. Для того, чтобы этого достичь, нужно уметь встать на котурны и посмотреть на всё происходящее с высоты некоего полёта души. «И он мне грудь рассёк мечом… И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул». Только тогда поэту можно было «глаголом жечь сердца людей». Кто может видеть картину мира во всей полноте, тот понимает, почему Господь попустил это, а почему после этого было то-то и то-то, а зачем был вот этот период истории, казалось бы, страшный. И как только человек расширяет своё сердце (это больно, скажу я Вам прямо), он сразу начинает вмещать в него утраченные фрагменты картины мира, он теплеет и теплеет, и ему открываются такие смыслы, такие тайны божественные, о которых даже говорить страшно.

– Елена Владимировна, Вы пели в Европе, в Америке. Как мир в 1990-х годах воспринимал русскую музыку?

– Русская культура, как величайшая субстанция таинственной русской души, всегда поражала, потрясала, приводила в полуобморочное состояние Европу. И я не знаю ни одного периода русской истории, когда русская культура не ошеломляла бы во всех своих проявлениях. Первый хрестоматийный пример: несчастная, не знающая даже, что это слово означает, Америка, куда от гильотины бежали преступники со всех стран Европы, и где снимали с детей скальпы. Но даже этим людям хотелось прикоснуться к русской культуре. Когда американцы весной 1891 года открывали знаменитый Карнеги-холл (я помню, когда я распевалась там перед концертом, какая невероятная в этом зале акустика), они пригласили Петра Ильича Чайковского. Я не могу сказать, что Пётр Ильич как дирижёр был равновелик себе как композитору, это будет преувеличением. Он замечательный, прекрасный, профессиональный дирижёр. А как композитор он был гениален. И американцам хотелось иметь у себя самое первое, самое лучшее.

Я не случайно об этом вспомнила. Без русской культуры мировая культура никогда не существовала.

– А как же Ренессанс?

– Дело в том, что это самый тёмный период великой старой европейской культуры, когда начался культ тела и когда образ Богородицы стал походить на владелицу кондитерской. Говорить об образе Спасителя у меня нет сил.

Что же происходит в это время на Руси? Это время, когда на Руси творят такие художники, как Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Феофан Грек. Через этот пример нам легко понять, как же всё-таки отличить красивое от прекрасного. Чем отличается религиозная живопись от иконописи? Чем вообще принципиально отличается великая русская культура от западноевропейской культуры? Всё дело в том, что во все времена, даже в самые сложные и тяжёлые, Россия была (даже ещё в 1990-е годы) духовным колодцем человечества. И если положить на одну чашу весов прекрасный, цивилизованный демократический Запад с его столь необходимым для жизни рационализмом, а на другую чашу абсолютно арациональную, аномальную, алогичную, юродивую Россию, и если перевесит первая чаша, то человечество погибнет. А если перевесит вторая, можно будет увидеть то, что своим искусством показывала миру одна из величайших пророчиц XX века Кэтлин Ферриер. В XX веке были две величайшие пророчицы-певицы Мария Каллас и Кэтлин Ферриер. Мария Каллас пророчествовала миру о том, что с ним будет, если он не остановится, а Кэтлин Ферриер пела о том, каким мир может стать, если он остановится.

– Вы в ряду этих певиц-пророчиц. И Ваш дар принадлежит русскому народу (в первую очередь). Как реагировали слушатели на Ваши исполнения?

– То, как реагировали на мои монографии за рубежом, есть один эпизод, запечатлённый на видео. Один итальянец встал (все сидят, а он встал), у него был открыт рот и текли слёзы. Это была реакция не на меня, и я очень это понимаю, это была реакция на русскую культуру. Он ничего подобного не слышал, он не понимал, что с ним происходит, он себя самого таким не знал, он впервые почувствовал такое. Это сделала с ним русская музыка, русская поэзия. Я пела что-то из Чайковского, из Мусоргского.

– Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые оказывали на Вас влияние.

– Это, конечно, один из последних русских философов – Мераб Константинович Мамардашвили, общение с которым стало событием в моей жизни. Это Владимир Борисович Микушевич, первый германист страны, лучший переводчик Райнера Рильке. Если бы сейчас кто-нибудь из русских умел так любить свою Родину, как любил её Рильке, она бы переломила этот распад…

Когда Рильке приехал в Россию, ему кто-то рассказал про Спиридона Дрожжина, он тут же поехал к этому крестьянину, рыдал с ним, потом писал: «Что такое Россия? Что это, Господи? Как мне жить после этого?»

– Со школьных лет помню книгу писем Райнера Рильке, и как он писал одному русскому адресату: «Перед маленькой часовней Иверской Богоматери в Москве: коленопреклонённые люди в ней выше тех, которые стоят, а те, что склоняются, выпрямляются до гигантской величины, так это бывает в России…».

– Лучший переводчик Рильке – Владимир Микушевич, хотя он переводчик и Ницше, но Рильке – это его вершина. Сам Микушевич – замечательный философ, мистик, поэт. И общение с ним… Я не могу даже выразить, что это было. Не говоря уже о том, что Владимир Борисович, невзирая на возраст, ездил на мои немецкие монографии в Питер, в Капеллу на Мойке, где состоялись главные премьеры моей жизни, в том самом месте, от которого буквально в нескольких шагах находился диван, на котором в 1837 году умирал убитый Пушкин…

Я работала с лучшими дирижёрами своего времени, с лучшими хорами своего времени, с лучшими пианистами своего времени. С одним из них – Евгением Талисманом – мы создали дуэт, и он существовал 24 года. Этого не было ни у Марии Каллас, ни у Элизабет Шварцкопф, ни у Питера Шрайера, ни у Кэтлин Ферриер, ни даже у Фёдора Ивановича Шаляпина.

Среди планет влияния были и люди, с которыми я лично не была знакома. Это Паола Дмитриевна Волкова. С ней я не столько по мировоззрению была близка, сколько по восприятию культуры, неким аллюзиям в искусстве. Ведь мне говорили мультипликатор Андрей Юрьевич Хржановский, Александр Николаевич Сокуров, с которым и я работала, а потом уже и Алексей Валерьевич, что у меня врождённый «кинонюх». Может быть, поэтому в течение двадцати лет я сама придумывала и монтировала киноэпиграфы к каждому вечеру Цикла «Возвращение на Родину». Паола Дмитриевна, будучи историком культуры и искусствоведом, подвизалась именно на режиссёрском факультете. Мир кино и мир живописи для неё – не просто два равновеликих мира, а близкие, чрезвычайно связанные миры. И эту тончайшую связь, для меня и для неё очевидную, как гигантскую субстанцию русской и мировой культуры, она смогла передать другим и оставила огромный след в культуре.

К «планетам влияния» я хотела бы обязательно отнести Александра Леонидовича Кайдановского, с которым очень близко дружила, как и со многими другими актёрами. Что нас сближало? Музыка. Стихией этого человека, как и Алексея Валерьевича Артемьева, был мир великой музыки. В его комнате в коммунальной квартире на Поварской (там кроме книг и музыки ничего не было, ещё кошка и собака), мы по многу часов слушали музыку, говорили о литературе, об Арсении Александровиче Тарковском, которого я боготворила. Александр Леонидович Кайдановский оказал на меня большое влияние из-за моей подсознательной тяги к кинематографу, что потом и отразилось в моей судьбе в работе с режиссёрами, в частности, с мультипликаторами.

Советская мультипликация до сих пор остаётся совершенно недосягаемым и неповторимым достижением великой советской культуры. Это мультфильмы, которые во всём мире воспринимаются как книги Чехова, Достоевского, Толстого и так далее. Однако надо признаться, что и после уничтожения Советского Союза, оставались режиссёры, которые ещё долгое время работали – Назаров, Хитрук, Норштейн, Хржановский. Казалось бы, никто не может сохранить эту традицию, но Россия всегда парадоксальна, и никто никогда не поймёт, как из насмерть закатанной асфальтом земли вырастают эти белые лилии. И сегодня в отечественной анимации есть такие гении, как Александр Петров из Ярославля, которого мы знаем по совершенно гениальному мультфильму «Сон смешного человека», я показывала его в Цикле «Возвращение на Родину», и который дублировал один единственный человек Александр Леонидович Кайдановский. Это гениальное произведение мировой культуры. Хотя «Оскар» Александр Петров получил за «Старик и море». Здесь я не могу ещё не назвать имя гениальной Александры Аверьяновой, которая сняла великий мультфильм «Оттенки серого». Каким-то чудом это всё продолжает существовать, но приобрести в свой дом для детей можно только мерзкую, подлую подделку под русские народные сказки и под великую советскую мультипликацию – индустриальную «Машу и медведь».

– Не раз на педагогической конференции в Свято-Алексеевской гимназии, где мне доводилось выступать, психологи говорили о разрушительном влиянии на детскую психику мультфильма «Маша и медведь». Это насаждение феминизма, не говоря уже о том, что это разрушение пространства мифологии русского сознания. Ведь медведь – хозяин леса, русский народ обращался к нему «батюшка Медведюшка», и не иначе. А в этом сумасшедшем мультике из медведя сделали недоумка, которым руководит хулиганка.

– Через эту индустрию подделок они и убивают русскую культуру. А ведь у нас есть мультфильмы «Жил-был пёс», «Слон и пеночка», «Про солдата», «Солдатская песня», «Путешествие муравья» и многое другое, созданное уже после уничтожения уникальной киностудии «Союзмультфильм».

– Елена Владимировна, чем отличается певица от вокалистки?

– Певец – это всегда вестник. Это тот, у кого есть идея, он совершенно точно знает, ради чего он умирает. Порой говорят: «Какой хороший певец, только у него плохая дикция». Что вы говорите? Это же нонсенс. Плохая дикция – это первый признак того, что человек не понимает и просто не думает, о чём он поёт. Он думает о том, как он выглядит сейчас, что какую-то ноту нужно продлить дольше всех, и, наконец, где он будет ужинать. В инструментарий певца входит совершенное владение искусством вокала. Вы скажете: что это за каламбур? Певец – это человек, у которого всё должно быть равномерно распределено: в мозгах, в сердце, в связках, а у вокалиста всё сосредоточено в связках. Певец – это человек, который выходит к людям с одной единственной целью: отдать. Когда меня спрашивали безграмотные люди: «Где же Вы берёте силы для такого исполнения, кто же Вас так заряжает, наверное, публика с её овациями?» Отвечаю: «Я прихожу не брать, а отдавать». И одно из свидетельств этого – я пела без аплодисментов, таково было моё условие. Владимир Борисович Микушевич приезжал в Питер на мои немецкие монографии и в каждом антракте дарил мне свиток написанных мне сонетов. С Владимиром Карпецом он написал два посвящённых мне сценария: «Хованщина» и «Кармен» (блоковская Кармен).

Я ввела в международную практику три отделения. Мне это было важно особенно за рубежом, чтобы, к примеру, исполнить три цикла Свиридова сразу. Пела я и три цикла, мне посвящённых, выдающегося композитора Владимира Рябова, к сожалению, эмигрировавшего в Америку. Я пела его цикл на стихи Марины Цветаевой, цикл на стихи Марии Петровых, выдающийся, ни с чем не сравнимый цикл Виктора Семёнова «Строки печали», подаренный мне и написанный в расчёте на моё мировоззрение, на мой тембр голоса. Тембр голоса отражает мировоззрение человека, его судьбу, его характер, с тембра я могу считать любые знания о человеке. Информация – это то, что можно взять из Интернета, а знания – это то, что добывается другими усилиями и остаётся навек.

В цикл Семёнова, мне посвящённый, вошли такие программные произведения Пушкина, которые никогда в жизни никто не писал и не исполнял. Самые программные: «Не дай мне, Бог, сойти с ума», «Дар напрасный, дар случайный»… Вы не представляете себе, что это за цикл.

Дело в том, что я была певицей русского языка. Но за пределами этой стихии есть ещё немецкий романтизм. Я пела все немецкие циклы Шуберта, Шумана, Брамса, и была единственной женщиной, которая пела «Любовь и жизнь поэта».

Надо признаться, я была трагической певицей, таково моё мировоззрение. Я вообще считаю, что в большом искусстве остаётся только трагическое. Но после «Песен и плясок смерти» или после «Песен об умерших детях» Малера, на бис я пела фрагмент из цикла Валерия Александровича Гаврилина «Вечерок» – «ни да, ни нет, ни нет, ни да» – изображая Пьеро. Этим я подсознательно хотела сказать: «Нет, нет, что вы, всё не так страшно, всё будет хорошо». Хотя потом я не выдерживала и пела «Колыбельную», или ещё на бис пела «Как дух Лауры». Но все «бисы» кончались колыбельными, это железное правило всей моей жизни. Я пела все великие колыбельные мира – Чайковского, Глинки, Брамса, Даргомыжского, Гречанинова, безусловно, лермонтовскую «Казачью колыбельную». Потому что колыбельная – это как река, как вечность.

– Материнское начало.

– Да. Почему между бабушками, дедушками и внуками такая тесная связь? Потому что эти только что оттуда, а те готовятся туда. Эта таинственная связь создаёт и невыразимый язык, который между ними существует. Он не доступен среднему, «страстному» поколению – маменькам и папенькам.

Огромное влияние на меня оказала Анастасия Ивановна Цветаева, очень много для меня сделавшая, очень меня жалевшая, может быть, даже любившая. Нас познакомила наша общая подруга Доброслава Анатольевна Донская. Царство им Небесное! Как у Тургенева: «И все они умерли, умерли…».

Несколько лет, пока мы состояли в переписке, я была под влиянием Валентина Яковлевича Курбатова. Безусловно я нахожусь под влиянием первого и, как Алёша говорил, последнего поэта, мученика, исповедника, гения, столпа – отца Леонида Сафронова, кстати, гениального певца.

– Со всем почитанием отношусь к подвижнику, исповеднику, отцу Леониду Софронову. Но не рискну замкнуть его именем движение русской поэзии. Ныне живущие поэты: Валентин Сорокин, Светлана Сырнева, Юрий Лощиц, Станислав Куняев… Кстати, из недавно почивших, Вами упомянутый Владимир Карпец. У него есть несколько пронзительных, настоящих стихотворений. Простите.

– И Станислав Юрьевич, и Владимир Игоревич были неоднократно героями моего Цикла «Возвращение на Родину», а Юрий Лощиц – один из любимых моих поэтов.

– Елена Владимировна, второй год отсутствия Вашего Цикла «Возвращение на Родину» сродни провалу в русском культурном пространстве, это как «чёрные дыры» в русском космосе. За два десятилетия Вы собрали и вывели к своему современнику великие имена: от Григория Сковороды до Вячеслава Клыкова, не было темы, волнующей современное общество, которую не обсуждали на вечерах Вашего Цикла учёные, философы, литераторы, кинематографисты. И это во время тотального засилья самой низкопробной массовой культуры. Как Вы решились проводить такие духовно-просветительные действа?..

Об этом наш разговор в следующей публикации.

Беседовала Ирина Ушакова

https://ruskline.ru/analitika/2021/10/04/rossiya__duhovnyi_kolodec_chelovechestva
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!