Русская беседа
 
06 Мая 2024, 09:57:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Эксперты: Транспортная отрасль РФ при нынешнем руководстве пришла в упадок  (Прочитано 1414 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Июля 2011, 16:46:57 »

Эксперты: Транспортная отрасль РФ при нынешнем руководстве пришла в упадок



Бедственное положение отечественной транспортной отрасли - прямое следствие неумелой, а подчас и откровенно популистской политики руководства профильного министерства. Такой вывод содержится в представленном на днях Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО) докладе "Транспорт России: застой и деградация", который приводит сегодня "Независимая газета".

По мнению экспертов, транспортная отрасль не смогла стать одной из движущих сил развития экономики в "сытые" 2004-2008гг. А во время мирового финансового кризиса соответственно не выполнила свои задачи по созданию базы для повышения экономической устойчивости.

Однако главная беда в том, что и в будущем сколько-нибудь позитивных изменений в отрасли, похоже, не предвидится. Ведь все эти годы главное отраслевое ведомство - Министерство транспорта - возглавляет Игорь Левитин, деятельность которого все больше сводится к написанию невыполнимых программ.

Между тем в 2004г., когда Игорь Левитин был назначен руководителем главного транспортного министерства страны, отрасль ожидала от нового начальства поистине революционных изменений. И действительно, в годы экономического подъема страна объективно нуждалась в кардинальной модернизации транспортной системы, ведь значимых реформ в отрасли не проводилось аж с советских времен. Итогом первого года работы нового назначенца стало появление на свет в мае 2005г. Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020г. Документ выглядел чрезвычайно оптимистично. Если бы все заявленные планы были в действительности реализованы, то уже сегодня значительно сократилась бы доля загрязнения транспортом окружающей среды, в стране построили бы километры новых дорог, объем транзитных перевозок через Россию увеличился бы чуть ли не в десятки раз. Бурное развитие получили бы авиа- и судостроение. "Однако реализация масштабных планов приняла в значительной мере имитационный характер. Фактически поставленный экономическим подъемом вопрос об ускорении транспортного развития России так и не был решен", - констатируют авторы доклада.

Более того, как указывают представители экспертного сообщества, Транспортная стратегия изначально была написана таким образом, что ожидать ее практической реализации можно было только в самых смелых мечтах. Все дело в том, что одним из ключевых механизмов реализации грандиозных планов провозглашалось привлечение крупных государственных и частных инвестиций. Однако программный документ, описывающий развитие отрасли на ближайшие 15 лет, был "отменен" спустя всего три года после его принятия - в 2008г. на свет появляется новая Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030г.

Теоретически в подобном "жонглировании" программными документами могло бы и не быть никакого "криминала", если бы реальные показатели работы отрасли хоть немного приближались бы к заявленным в стратегиях. На деле же все происходит с точностью до наоборот: российская транспортная система медленно, но верно продолжает разваливаться. Например, в экономически благоприятном 2008г. объем транзитных перевозок через нашу страну составил всего 10 млн тонн, снизившись с 2000г. в шесть раз. И это в то время, как по планам Минтранса, в которых особо подчеркивалась важность развития этого сегмента отрасли, объем транзитных перевозок должен был увеличиться до 100 млн тонн в год.

Не заладилось и с дорожным строительством. Хотя формально, в отчетах чиновников, фигурируют весьма оптимистические показатели: за период с 2005 по 2008г. протяженность автомобильных дорог в стране выросла на 82 тыс. км. Но аналитики ИГСО указывают, что произошло это отнюдь не благодаря широкомасштабным строительным работам, а в результате включения с 2006г. дорог местного значения в разряд дорог общего назначения. А вот удельный вес дорог с твердым покрытием все эти годы продолжал планомерно снижаться. Как указывается в докладе, если в 2005г. доля таких дорог составляла 91,3%, то уже в 2008г. этот показатель снизился до 83,4%. Заметим, что при этом стоимость строительства 1 км дороги с твердым покрытием в России является чуть ли не одной из самых высоких в мире. По данным Центра исследований постиндустриального общества со ссылкой на Союз инженеров-сметчиков, средняя стоимость строительства 1 км дороги в нашей стране составляет около 13 млн долл. Для сравнения: в Германии этот показатель равняется 12 млн долл., в Польше - 7 млн долл., в США - 6,5 млн долл., в Китае - и вовсе 2,9 млн долл.

Одна из причин такой дороговизны - коррупция. В среднем, по данным СМИ, "откат" за дорожный подряд составляет 10-30% от стоимости работ. При этом система субподрядов при строительстве, отмечают эксперты, также строится отнюдь не на поиске добросовестного исполнителя. "Задачей Министерства транспорта в его нынешнем виде, как можно полагать, является обеспечение рентабельности частных компаний, работающих в сфере дорожного строительства, а не эффективное дорожное строительство", - говорится в докладе. В документе также указывается, что денежные расчеты в рамках действующей системы, очевидно, являются главным приоритетом, в то время как наличие свободного рынка и конкуренции - "ненужной" формальностью.

"Единичные уголовные дела при массовости хищений на строительстве автомобильных дорог указывают на то, что данный вид работ в большой мере является формой государственной финансовой поддержки привилегированных предприятий. Потребности российского внутреннего рынка в развитии автодорожных сообщений игнорируются чиновниками", - делают вывод в ИГСО.

Аналитики рынка уверены, что профильное ведомство сегодня занято обслуживанием частных интересов, а не решением извечной российской проблемы плохих дорог. Отсюда и непомерно завышенные стоимости дорожных работ, фигурирующие в официальных документах. Так, по подсчетам Союза инженеров-сметчиков, в 85% случаев стоимость работ завышена как минимум на 15-30%. Интересно заметить, что при этом министр транспорта Игорь Левитин не далее как в мае текущего года уверял премьер-министра Владимира Путина, что в стране вот-вот появится стандарт, определяющий затраты на строительство 1 км дороги - 10 млн руб. Вопрос, каким образом данное заявление согласуется с тем, что, например, стоимость километра магистрали Краснодар - Новороссийск составила 32 млн долл., первого участка трассы Москва - Санкт-Петербург - 65 млн долл., видимо, должен быть отнесен к разряду риторических.

Не стоит забывать и о том, что дорожное сообщение - отнюдь не единственная "вотчина" транспортного министерства. Однако развитие железнодорожного сообщения, авиа- и судостроения на сегодняшний день также находится в упадническом состоянии. Достаточно сказать, что, например, согласно Транспортной стратегии к 2030г. в стране должно быть построено 20 730 км новых железнодорожных линий, в том числе высокоскоростных, по которым должны курсировать двухэтажные вагоны. "Однако по вине экономического кризиса и действий руководства Министерства транспорта большие планы так и остались на бумаге", - констатируется в докладе. Никак не был решен вопрос и со старением флота: по состоянию на начало 2009г. по стране курсировало 50,6% судов, построенных до 1979г. При этом политика министерства такова - обновлять флот невыгодно: при строительстве судов для внутреннего рынка с импортными комплектующими рост стоимости судна может составлять около 10%, тогда как при постройке судна на экспорт пошлины на ввоз комплектующих не взимаются.

Авторы доклада особо отмечают не только тот факт, что наиболее благоприятное, докризисное время для модернизации отечественной транспортной отрасли было упущено, но и то, что сегодня отрасль фактически функционирует "на старых запасах", истощение которых, как известно, произошло еще пять-шесть лет назад. Но, к сожалению, рассчитывать на положительные изменения при нынешнем руководстве Министерства транспорта, очевидно, не приходится, говорится в статье "Независимой газеты".

http://top.rbc.ru/economics/20/07/2011/606516.shtml
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103919

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 20 Июля 2011, 16:50:10 »

За аварии на транспорте будет отвечать И.Левитин



Министерство транспорта не справляется с задачей регулятора, о чем свидетельствуют последние катастрофы на транспорте, считает первый замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров.

По его словам, Минтранс, как основной регулятор, должен выступать с законодательными инициативами, менять ситуацию в транспортной сфере. "У нас же что-то меняется только тогда, когда об этом скажет президент, премьер или какая-то ужасная катастрофа произойдет. И тогда начинают искать виновных", - отметил М.Рохмистров.

Депутат убежден, что ответственность за подобные трагедии должны нести все - от "конкретного механика, который гайку не докрутил", до министра транспорта, если выяснится, что система в целом не работает. "Если система плохая, то необходимо менять систему", - считает депутат."Сегодня информация о транспортной сфере напоминает сводку с фронта: столько-то погибло, столько-то пострадало", - говорит член ЛДПР.

М.Рохмистров подчеркнул, что одной из основных проблем является коррумпированность контрольно-надзорных органов. Он высказался за необходимость передачи надзорных функций оппозиционным партиям.

По словам М.Рохмистрова, фракция ЛДПР будет ставить вопрос о приглашении главы Минтранса Игоря Левитина на правительственный час в Госдуме в сентябре. "Но все, как всегда, будет зависеть от политической воли парламентского большинства. А их вечная отговорка - что у нас что-то по графику другое", - отметил депутат.

В КПРФ также считают необходимым пригласить представителей Минтранса РФ и в частности главу ведомства Игоря Левитина на правительственный час в Госдуму в связи с катастрофами "Булгарии" и АН-24. Об этом РБК сообщил зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов (КПРФ). По словам депутата, после каждой катастрофы или теракта на транспорте государство законодательно ужесточало ответственность собственников и арендаторов объектов транспортной инфраструктуры. "Это самый легкий путь - усилить ответственность", - сказал С.Гаврилов. Вместе с тем общее состояние всех транспортных перевозчиков крайне тяжелое - и в авиации, и на водном транспорте. "Наши перевозчики просят облегчения доступа на рынки", - сказал коммунист.

И сейчас, продолжил он, стоит вопрос о помощи перевозчикам, например, предоставить им возможность получать в лизинг транспортные средства. "Сейчас же увеличивается в разы количество контролеров, а архаичной базой никто и не занимается", - заключил зампред транспортного комитета.

Ситуация с транспортом и дорогами в России критическая. Транспорт стареет и выходит из строя, дороги не строятся, а СМИ постоянно пишут о коррупционных скандалах в отрасли. По мнению авторов статьи в журнале "Компания", посвященной Игорю Левитину, нынешний министр не получит место в следующем правительстве, которое будет сформировано после президентских выборов.

Среди недавних претензий к И.Левитину - и крушение "Булгарии", и задержка со строительством объектов к саммиту АТЭС-2012. За год до открытия мероприятия, на подготовку к которому тратят свыше $22 млрд, построено немногим больше половины объектов, а мосты на остров Русский могут оказаться недостроенными. “Игоря Левитина будет проще убрать из правительства в связи с провалом строек к АТЭС, чем нести риски всем ответственным за проведение этого мероприятия, - рассказал "Компании" ведущий эксперт "Центра политической конъюнктуры России" Дмитрий Абзалов. - Его позиции в правительстве довольно слабы, и вряд ли его возьмут в следующий состав правительства".

Множество претензий и к главному проекту министра - повсеместному распространению платных дорог. До сих пор отечественные дороги считаются одними из самых дорогих и худших в Европе. Можно вспомнить министру и скандалы с "танцующим" мостом в Волгограде, строительством питерской трассы и т.д. Новая пятикилометровая дорога от МКАДа до инновационного центра "Сколково" также уже требует капитального ремонта. Проверка установила, что причиной преждевременного разрушения трассы стоимостью более 6 млрд руб. стала халатность строителей. Только в данный момент расследуются два уголовных дела: в Хабаровске и Санкт-Петербурге. На Дальнем Востоке дорожники своровали 120 млн руб., выделенных на строительство дороги "Амур", в Питере – 211 млн руб., предназначенных для Кольцевой автодороги (КАД).

Будет ли сменен министр, покажет время. “У Игоря Левитина серьезные покровители, начиная от вице-премьера Игоря Сечина и заканчивая владельцами крупных транспортных компаний, связанных со строительством автомагистрали через Химкинский лес, - говорит политолог Станислав Белковский. - Речь идет об "Н-Трансе", где работал министр, и "Северо-Западной концессионной компании".

19 июля 2011 г.

http://top.rbc.ru/economics/19/07/2011/606354.shtml
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!