Русская беседа
 
04 Мая 2024, 16:49:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Храм, который построили Богородица и двенадцать греков  (Прочитано 2201 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103907

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Февраля 2011, 17:09:58 »

Ангелина ДЕМЬЯНОК

Храм, который построили Богородица и двенадцать греков

27 февраля по новому стилю православный мир отмечает день Двенадцати греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Лаврой обитель стала, конечно, не сразу, а в 1688 году, однако с 1061 года - момента основания монастыря любечским иноком Антонием и его учеником Феодосием, место это просияло святостью Христовых подвижников, и именно отсюда широко пошло монашество на Руси.


Икона 12 греков, строителей Свято-Успенской церкви

Удивительна судьба главного храма Свято-Успенской Киево-Печерской обители, прошедшего украсившуюся чудесами историю создания, а также трудный путь разрушения и восстановления, начиная от татарских нашествий, после которых церковь «233 года оставалась только в щебне» и по сотне лет в разрухе после сожжений, заканчивая трагедией ХХ в.

Собор называли Великой церковью, и говорили о нем возвышенно и восторженно: «Сия небеси подобная церковь…»


Успенский собор сегодня

Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. «Действительно полно чудес повествование о Печерской церкви, которую Господь показал в явлении прежде ее создания и которой из земли варяжской прислал от Своего честного образа венец и пояс, а в земле греческой подобие церкви показала Сама пресвятая Богородица, приславшая свою икону и мощи святых мучеников».

Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне, в том числе юный князь Владимир Мономах.

По преданию, строительству храма предшествовало духовное событие, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году, а возведена была в 1073—1078 годах. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083—1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий.

Предание рассказывает, как вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний, размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном от Богородицы, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На этом месте и был заложен храм, в основание фундамента которого были положены мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, данные греко-византийским зодчим Богородицей в храме города Влахерна.


Преподобные Антоний и Феодосий Печерские.
Черниговская икона. Последняя четверть XVII в.


Предание рассказывает и о таком чуде: когда иконописцы, в числе которых был тогда в учении и один из Печерских подвижников преподобный Алипий, расписывали алтарь, то на виду у всех им явился дивный образ Матери Божией. Образ засиял необычайным светом, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и скрылся за ней. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли. Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком «Ловите его» обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц.


Роспись купола. Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались в Киево-Печерской обители, приняв иноческое пострижение, и так исполнилось предсказание, которое они слышали от иконы Богоматери: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».

Греческие мастера — и зодчие, и иконописцы,  потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония (так называемые Ближние пещеры), где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один возле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля по старому стилю в день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему возле них.

В Акафисте двенадцати грекам, подарившим нам своими земными и духовными трудами Великую церковь, и сегодня православные поют (кондак, глас 4-й): «Радуйтеся, двоенадесятице честная, великия церкве Печерския здатели и ликов иноческих похвало и утверждение!»

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723—1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Собор приобрел черты южнорусского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы украсились лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.


В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»,
1905 год


Настенная живопись обновлялась и в конце XIX — начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина). Сохранились (в 1949 г. возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII в. с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик.


Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Следует помнить, что с древних времен Успенский собор служил усыпальницей. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI в. Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия — былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында — ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. После взрыва 1943 года ничего не уцелело, лишь сохранилась могила погребенного у стен собора, ближе к Трапезной церкви, выдающегося русского политического деятеля П. А. Столыпина.


Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Могила П.А. Столыпина

В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами.

Новая история, в которой Великой церкви пришлось выстаивать и возрождаться, все-таки изыскала для этого храма свою трагическую точку. 3 ноября 1941 г. в соборе произошли два взрыва, второй из которых фактически полностью его разрушил. Осталось неясным до сих пор, кто осуществил этот акт вандализма — немецко-фашистские оккупанты или киевские подпольщики, покушавшиеся на жизнь словацкого президента, пребывавшего в храме в этот день примерно в течение часа. Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) — личного врага Сталина. Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал и гауляйтер Украины. Документальных подтверждений всем этим версиям все же пока нет.


Фото на память. Немецкие оккупанты на руинах Великой церкви

В 1999 году храм стали восстанавливать, и 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен. Показательно, что освящение пытались сорвать представители так называемого «киевского патриархата», выступивший днем раньше глава этой организации отлученный от Церкви раскольник Филарет (Михаил Денисенко) публично протестовал против освящения Собора. В утро освящения храма несколько сотен приверженцев раскольничьей и униатской идеологии, большинство из которых приехало на автобусах из Галичины, встали перед стенами Лавры и выкрикивали антиправославные и антирусские лозунги. Между тем прибывший для освящения Собора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) вышел к пикетчикам и благословил гонителей.


Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир
освящает вновь отстроенный Успенский собор, 24 августа 2000 г.


Увы, бывало и так, что нашей общей Великой церкви, Свято-Успенскому собору Киевской Лавры, доводилось веками лежать в руинах. Верно указывает комментатор: «Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим».


Гало над Успенским собором 16 мая 2007 года,
в день Святого Феодосия


Как проникновенны идущие от сердца стихи широко известной в православной среде журналистки и поэтессы Татьяны Александровны Лазаренко:

Синий май почил у стен обители,
Теплый ветер бродит над рекой.
Ангелы земные, небожители
Обрели в пещерах свой покой.
Долу опуская очи дерзкие,
Вознесу к ним покаянный глас:
Преподобные отцы наши печерские,
Помолитесь Господу за нас!


http://odnarodyna.com.ua/topics/11/415.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!