Русская беседа
 
09 Мая 2024, 04:04:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Янки препарируют Центрально-Восточную Европу  (Прочитано 1583 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103973

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Декабря 2011, 11:55:37 »

Владислав ГУЛЕВИЧ

Геополитические перспективы Чехии: взгляд из Вашингтона



По своему географическому положению Чехия играет ключевую роль в системе общеевропейской безопасности. 20 июля 2011 г. правительство Чешской Республики приняло документ, определяющий основные приоритеты и стратегические цели чешской внешней политики. Это первая попытка за последние восемь лет обозначить новые концептуальные рамки внешней политики Праги.

Главными стратегическими партнёрами Чехии на европейской арене остаются Германия и Польша, внешняя политика Праги по-прежнему координируется с двумя наиболее сильными соседями – Берлином и Варшавой, географически «нависающими» над территорией Чехии. Соседям, располагающимся «ниже» (Венгрия, Австрия), отводится роль региональных экономических партнёров (наряду со Словакией и Словенией). Гарантами национальной безопасности Чехии, как и прежде, признаются Североатлантический альянс и Соединённые Штаты, а странам Евросоюза отводится ключевая экономическая и политическая роль (1).

 Геополитическая конструкция Прага – Варшава периодически бередила умы как польских, так и чешских политиков, хотя не менее часто Варшава смотрела на Прагу как на нежелательного соседа, препятствующего образованию общей границы двух католических государств – Польши и Венгрии. Поэтому польский геополитик-германофил Владислав Гизберт-Студницкий в 1930-х годах выступал за тесный союз Польши с Третьим Рейхом и призывал к аннуляции Чехословакии. Позже, в 1940-х, глава МИД Польши Юзеф Бек выдвинул русофобскую идею создания «Третьей Европы» (Польша, Венгрия, Румыния, Подкарпатская Украина, Италия, Турция, Швеция и Финляндия), куда Чехословакия не включалась. Тогда же генерал Владислав Сикорский, премьер польского правительства в изгнании, разработал концепцию Центрально-европейского союза, куда на этот раз должна была войти и Чехословакия. Характерно, что В. Сикорский исключал Украину из этого союза как чуждый западноевропейской цивилизации организм.

Менее известна концепция польского профессора экономики Мирослава Орловского, выдвинувшего в 1957 г. идею создания «центрально-европейской федерации стран народной демократии». В её состав должны были войти Варшава, Берлин, Будапешт, Бухарест и Прага. Причём «несущим винтом» всей конструкции выступала Чехословакия как путь к контролю над Балканами и бассейном Дуная. Видимо, чехословацкой элите подобные идеи импонировали. Москва же в таком стремлении сплотить вокруг единого геополитического центра (Варшавы или Праги) такое количество центрально-европейских государств справедливо увидела очередное издание доктрины Средней Европы (Mitteleuropa) Фридриха Науманна, предложенной им в 1915 г. – в самый разгар Первой мировой войны. Целью геополитических манипуляций Ф. Науманна было изолировать Россию от Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) и распространить на весь регион влияние Германии. Советское правительство сработало на упреждение, введя в 1968 г. на территорию Чехословакии, решившейся на обострение отношений с Москвой, войска стран-участниц Варшавского договора (в том числе и поляков) и Праге пришлось отказаться от попыток организовать в Европе антисоветский блок.

Праге нужна была не свобода, а смена сюзерена - сегодня, когда Чехия входит в Североатлантический альянс и участвует в реализации колониалистских планов Вашингтона, это понятно всем. И сейчас новый сюзерен – Соединённые Штаты – определяет дальнейшее поведение Чехии, служащей разделительной линией между Западной и Восточной Европой. Американцев устраивает лидирующее положение Праги, которое она делит с Варшавой в Вишеградской четвёрке – военно-политическом союзе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии с явным антироссийским креном. Вишеградская четвёрка – это геополитическое сердце ЦВЕ, поэтому Вашингтон выступает за укрепление отношений по линии Варшава – Прага (2). Поскольку основной тактической задачей англосаксонской политики в Европе является предотвращение появления континентального блока Москва – Берлин, Чехия и Польша могут служить разделительным клином между Россией и Германией. При этом Чехия формулирует повестку дня для Вишеградской группы, а Польша поддерживает эти инициативы на общеевропейском уровне как государство, имеющее 27 голосов в Совете Европы и делегировавшее 50 представителей в Европарламент (Чехия соответственно 12 и 22).

Параллельно Чехии рекомендуется развивать отношения с Болгарией и Румынией, привлекая их к реализации планов Вишеградского блока. Болгария лоббирует присоединение к ЕС Сербии и Македонии, имеет определённое влияние на Балканах и выступает за нормализацию отношений с Турцией. Румыния активно продвигается на восток (Молдавия, Украина), старается вытеснить Россию из Приднестровья и пользуется поддержкой Польши (в 2009 г. между Бухарестом и Варшавой было подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве).

Географически американские эксперты разделяют ЦВЕ на три микрорегиона – Восточно-Европейскую равнину (Польша, Прибалтика), Дунайский бассейн (Румыния, Болгария, Венгрия, Словения, Словакия) и Чешскую возвышенность (Чехия). Менее всего на диалог с Россией настроены страны Восточно-Европейской равнины – т.е. Польша и республики Прибалтики. Страны Дунайского бассейна более расположены к переговорам с Москвой, за исключением Румынии, объявившей Россию угрозой №1 румынскому влиянию в Европе. Чехия же в качестве естественных географических барьеров имеет горы на западе и севере, а на востоке и юге - союзнические государства. Чувствуя себя в большей безопасности, Прага не считает Москву угрозой №1, но, пытаясь не лишиться американской опеки, подстраивается под антироссийский курс Вашингтона и в связи с этим идёт на углубление отношений с Варшавой. По мнению Белого дома, чехам также необходимо в условиях экономического кризиса укреплять связи с Парижем и Берлином, особенно в области энергетической безопасности, вплоть до создания консультационного механизма для выработки совместных планов уменьшения энергозависимости от «внешних источников» (читай: от России). Это означало бы появление спайки Париж – Берлин – Прага – Варшава, то есть внушительного геополитического механизма, подчиняющего себе одновременно запад и восток Европы. Пока, правда, данные пожелания Вашингтона в отношении Чехии остаются пожеланиями.

1)      Илья Тарасов «Ориентиры внешней политики Чехии» Фонд исторической перспективы 17.09.2008

2)      The Center for European Policy Analysis (CEPA) «Translating Opportunity into Impact: Central Europe in the European Union, 2010-2020», 6 December 2011

_______________________________

http://www.fondsk.ru/news/2011/12/19/geopoliticheskie-perspektivy-chehii-vzgljad-iz-vashingtona.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103973

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 20 Декабря 2011, 15:28:57 »

Янки препарируют Центрально-Восточную Европу



В еврозоне – кризис. Берлин не очень-то соглашается идти на поводу у Вашингтона и ссориться с Москвой. И даже Варшава устами министра иностранных дел Радослава Сикорского высказалась за усиление германского влияния в Европе…

Все эти происшествия не радуют американцев. Хаотичная перетасовка так тщательно разложенных европейских карт Вашингтону ни к чему. Поэтому уже сейчас американские эксперты вырабатывают целый ряд рекомендаций для европейских политиков. Что примечательно, только для политиков из стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).

В рекомендациях, разработанных Центром анализа европейской политики (The Center for European Policy Analysis (CEPA), прослеживается стремление прочно привязать страны ЦВЕ к США, и не дать им под влиянием кризиса съехать с пути русофобии.

Так, американцев устраивает лидирующее положение Праги в Вишеградской четвёрке – военно-политическом союзе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Вишеградская четвёрка – это геополитическое сердце ЦВЕ, поэтому Вашингтон выступает за укрепление отношений по линии Варшава–Прага.

Чехия и Польша могут служить разделительным клином между Россией и Германией. При этом Чехия формулирует повестку дня для Вишеградской группы, а Польша поддерживает эти инициативы на общеевропейском уровне как государство, имеющее 27 голосов в Совете Европы и делегировавшее 50 представителей в Европарламент (Чехия соответственно 12 и 22).

По мнению Белого дома, чехам необходимо в условиях экономического кризиса укреплять связи с Парижем и Берлином, особенно в области энергетической безопасности, вплоть до создания консультационного механизма для выработки совместных планов уменьшения энергозависимости от внешних поставок, то есть, от России.

Параллельно Праге рекомендуется развивать отношения с Болгарией и Румынией, привлекая их к реализации планов Вишеградского блока.
Болгария лоббирует присоединение к ЕС Сербии и Македонии, имеет определённое влияние на Балканах и выступает за нормализацию отношений с Турцией. Румыния активно продвигается на восток (Молдавия, Украина), старается вытеснить Россию из Приднестровья и пользуется поддержкой Польши (в 2009 г. между Бухарестом и Варшавой было подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве).

Руки румынам развязали сами же потенциальные мишени великорумынской доктрины. Поспешно отрекшись от своего советского прошлого, Молдавия и Украина признали пакт Молотова-Риббентропа «преступным сговором двух тоталитарных режимов», хотя подобные пакты были заключены также между Германией и Италией, с одной стороны, и Британией и Францией – с другой. Но молодые национальные демократии предпочитали этого не замечать. С осуждением пакта Молотова-Риббентропа молдавской и украинской сторонами последовала логическая реакция из Бухареста: если отреклись от пакта, необходимо отречься и от его плодов. Особенно это коснулось Украины, поскольку Южная Бессарабия и Северная Буковина оказались в её составе как результат реализации на практике советско-германских договорённостей 1939 года.

На сегодняшний день Румыния располагает в Совете Европы 14 голосами и 33 представителями, делегированными в Европарламент. Однако, будучи второй по размерам страной ЦВЕ, Румыния не обладает пропорциональным влиянием на общеевропейском уровне. Но у нее есть геополитический козырь, которым она, вне всяких сомнений, привлекает к себе внимание Запада – это прозападная политика Бухареста в Черноморском регионе и в зоне молдавско-приднестровского конфликта.

Румынский порт Констанца официально признан Брюсселем главными восточными воротами ЕС в Черноморском регионе, что имеет самые негативные последствия для портов Украины (Одесса, Южный и Ильичевск), которые создавались как южные морские ворота России и СССР.

Венгрия – давний стратегический партнёр Польши, что обусловлено историческими обстоятельствами. Сегодня Будапешт оказывает значительное влияние на политику Вишеградской четвёрки, а путь в объединённую Европу для балканских государств лежит через Будапешт. Кроме того, Венгрия – главный инициатор одобренной Брюсселем Дунайской стратегии. И если совсем недавно, в первой половине XX века, Варшава и Будапешт стремились к покорению Праги, чтобы иметь общую, польско-венгерскую границу, сегодня, в условиях объединённой Европы, их мечта сбылась при посредничестве Праги – полноправного члена евроатлантического сообщества, не разделяющего, а скрепляющего польско-венгерский геополитический ареал.

Надо отметить, что польские симпатии к Будапешту всегда находили своё отражение в польской геополитике. Венгрия, по замыслу маршала Пилсудского, должна была стать составной частью конфедеративного государства «Междуморья». В 1925 году МИД Польши под руководством дипломата Яна Цехановского подготовил специальный меморандум, согласно которому активизация внешнеполитических усилий Польши на юго-восточном направлении, а именно оживление польско-югославских контактов, приведёт к укреплению влияния Польши в Италии, и снимет напряжение в отношениях по линии Белград – Будапешт и Будапешт – Бухарест.

В 1930-х министр иностранных дел Польши Юзеф Бек рассматривал Венгрию как важный стратегический элемент своей концепции Третьей Европы – новым изданием «Междуморья» Пилсудского. Стратегическим апофеозом концепции Третьей Европы было образование совместного польско-венгерского фронта, направленного против двух континентальных держав – Германии и России.

Параллельно с этим премьер польского правительства в изгнании генерал Владислав Сикорский заявил о необходимости формирования т.н. Центрально-европейского союза. Ядром данного образования должны были стать Польша, Венгрия и Чехословакия, чей территориальный, экономический и демографический потенциал превышал потенциал Германии. Центрально-европейский союз был бы, после Франции и СССР, второй державой федерального типа во всей Европе.

Менее известен другой факт: тезисы польского экономиста профессора Мирослава Орловского, которые он озвучил в 1957 г., о создании «центрально-европейской федерации стран народной демократии» в составе, в том числе и Венгрии, но планам этим не суждено было сбыться.

Вашингтон, настаивая на более прочной интеграции государств ЦВЕ, пытается уберечь так долго и кропотливо выстраиваемую буферную зону между Европой и Россией: без политически сплочённой ЦВЕ сойдут на «нет» транслируемые Вашингтоном атлантистские импульсы, адресованные Украине, Белоруссии и Молдавии. Регион ЦВЕ мог бы послужить островком относительной стабильности на фоне погружённой в скептицизм Западной Европы. Количество граждан, позитивно воспринимающих идею европейской интеграции и доверяющих европейским институтам, в Болгарии составляет, соответственно, 55% и 60%; в Чехии – 29% и 45%; в Венгрии 35% и 54%; в Польше – 48% и 52%; в Румынии – 56% и 62%; в Латвии – 26% и 42%; в Литве – 45% и 52%; в Эстонии – 38% и 61%; в Словакии 47% и 61%; в Словении – 41% и 44%;

Усилия, направленные на сплочение стран ЦВЕ в военно-политической и экономической сферах, потребуют пересмотра функций уже существующих интеграционных институтов. Так, звучат рекомендации создать общий рынок вооружений в рамках Вишеградской четвёрки с привлечением Болгарии и Румынии, теснее интегрировать газотранспортную систему всего региона от Польши до Хорватии через уже запущенные пункты перекачки газа на польско-чешской и венгерско-хорватской границе. С учётом намерений чешских властей развивать атомную энергетику и желанием Польши приступить к добыче сланцевого газа предполагается, что страны Вишеградской четвёрки могут заложить основы будущего микрорегионального рынка энергоресурсов, максимально независимого от внешних поставок.

Как гипотетически единый механизм Евросоюз держится на трёх китах – военной мощи США, европейских технологиях и китайской рабочей силе.
Кризисные явления в экономике вошли в диссонанс с геополитическими императивами объединённой Европы, которых на самом деле две: Западная и Восточная. Встречающееся в англоязычной литературе их обозначение как «Европы двух скоростей» вполне уместно. Западные европейцы, как учредители «общего европейского дома», стараются проводить более независимую политику, а наибольшую лояльность Вашингтону выказывают те, кого принято в Евросоюзе считать новичками и, до недавнего времени, гостями за общеевропейским столом.

Пётр Розживин

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=15322
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!