Светлая Седмица

(1/3) > >>

Александр Васильевич:
Светлая Седмица



Све́тлая седми́ца – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».







https://azbyka.ru/svetlaya-sedmica

Александр Васильевич:
Светлая Седмица - особенная неделя для христиан



См.видео по нижеприведённым ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15277978860858722178&text=светлая%20седмица&path=wizard&parent-reqid=1587317264781717-1344511210124212134000181-production-app-host-vla-web-yp-47&redircnt=1587317932.1

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6573239772804083645&text=светлая+седмица&path=wizard&parent-reqid=1587317264781717-1344511210124212134000181-production-app-host-vla-web-yp-47&redircnt=1587317932.1

Александр Васильевич:
Беседы с батюшкой. Светлая седмица



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3484021076639347830&text=светлая%20седмица&path=wizard&parent-reqid=1587317264781717-1344511210124212134000181-production-app-host-vla-web-yp-47&redircnt=1587318304.1

Александр Васильевич:
Неделя первая. Светлая



Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель.

С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами.

Неделя первая. Светлая

Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?

В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель.
Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?

Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются!

А что меняется в нашей повседневной жизни?

Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы.

На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.


Фото Натальи Макаренко

Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны?

Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.

Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу.

Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).

Артос. Хлеб



Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.

Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.


Фото Юлии Кузенковой

Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.

https://foma.ru/svetlaja-sedmica.html

Александр Васильевич:
Светлая седмица



Так называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны.

Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Некоторые особенности богослужения в Светлую седмицу

Со времен апостольских торжественное празднование христианской Пасхи, подобно ветхозаветной, продолжается целую седмицу. Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Радуяся и торжествуя о Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище.» Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому воскресением Иисуса Христа, древние христиане в великий праздник Пасхи простирали руки помощи и благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи доселе осталось раздавание освященных брашн, обычных продуктов пищи и денежных пособий бедным, дабы тем сделать и их в этот светлый праздник участниками радости, которая всегда есть плод милостей и благодеяний.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Пасха: как провести Светлую седмицу?

«Кто благочестив и боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством!» — говорит святитель Иоанн Златоуст в ликующем Огласительном слове на Пасху. И дальше продолжает: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» О том, как праздновать Пасху и проводить Светлую седмицу, говорит 66-е правило Шестого Вселенского собора: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до следующего воскресного дня, всю неделю верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах, и пении, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и внимая чтению Божественных Писаний, и наслаждаясь Святыми Тайнами». Значит, Церковь призывает нас причащаться на Светлой каждый день? Но ведь обычно мы перед причастием постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая довольно продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица — это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания. Как же быть?

К сожалению, часто Пасха предоставляется человеку не Праздником праздников и Торжеством из торжеств, а всего лишь поводом наконец-то поесть непостного

Поясняет протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия в Первой градской больнице, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности:

— Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие — все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха — это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит — повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.
Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Такое частое причастие на Светлой седмице — это награда тем, кто соблюл пост. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

Что касается исповеди на Пасху — у разных священников разная практика.

Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах.

У нас в храме мы обычно разрешаем причащаться в любые три дня Светлой седмицы. Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору — и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса — и все. А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.

Светлая седмица — это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха — это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры — но там радости будет больше, чем здесь на земле! Святые ради этой радости уходили от мира. Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. Эту радость ощутил Мотовилов, когда преподобный Серафим Саровский явил ему, что значит быть в Духе Святом. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.

В дни Светлой седмицы хорошо вспомнить и об обездоленных, по возможности постараться поделиться с ними своей радостью

В эти дни, конечно, можно делать добро, можно гулять на природе, ходить в гости — но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.

Смысл христианства — это Пасха.

Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Христианство — это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о воскресении Христа.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

http://imgs.prav-news.ru/news/2019/5/2954443771-73_b.jpg



Светлая Седмица. Святые пасхальные дни

Епископ Александр (Милеант)

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» — приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице «все и всяческая» — Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери «Живоносный источник,» и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово — краеугольный камень православной веры.

Апостол Павел учит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами:

«Радость моя! Христос воскресе»

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

В пятницу По традиции к пасхальной службе добавляется служба Пресвятой Богородице в честь обновления храма, именуемого «Живоносный источник».

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

После Литургии в этот день обычно совершается освящение воды.

В Субботу По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса.

http://boguslava.ru/svetlaya-sedmica/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница