Русская беседа
 
03 Мая 2024, 00:06:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Опасная критика  (Прочитано 8029 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 17 Декабря 2008, 17:35:11 »

Петр Мультатули   

    Опасная критика

    Меня неприятно поразила статья на «Правой.ру» Григория Северова «Местоблюститель из Ватикана». Можно и нужно выносить острые волнующие вопросы на всецерковное обсуждение. В том числе и по вопросам экуменизма, отношений с католиками и так далее. Но делать это надо в рамках церковной дисциплины и с уважением к священническому, а тем более к епископскому сану.

    Меня неприятно поразила статья на «Правой.ру» Григория Северова «Местоблюститель из Ватикана», посвящённая Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Кириллу. Я лично не знаю владыку Кирилла, я никогда не встречался с ним. Но меня, как православного человека, задел тот тон, в котором написана эта статья. Тон, который, по моему мнению, является неуместным, когда речь идет о любом священнослужителе, тем более о митрополите. На мой взгляд, независимо от тех целей, которые преследовал автор, статья получилась антицерковной, во всяком случае, по форме изложения.

    Во-первых, автор выбрал очень неподходящий момент для написания подобной статьи. 10 декабря, когда была опубликована статья, не прошло даже ещё 9 дней с кончины Святейшего Патриарха Алексия II. В дни, когда вся Церковь и страна скорбели по усопшему Патриарху, было весьма, на мой взгляд, неуместно начинать разбирать личность одного из ведущих иерархов нашей Церкви, долгие работы прослужившего бок обок с Почившим.

    Во-вторых, на мой взгляд, вся статья написана в недопустимом для православного человека тоне. Почему владыко Кирилл почти всюду пишется «м. Кирилл»? А Диомид обозначен полным словом «епископ»? Хотя совершенно понятно, что для людей, находящихся в лоне Русской Православной Церкви, независимо от личного их отношения и к митрополиту Кириллу, и к бывшему епископу Домиду, первый должен именоваться Митрополитом и архиепископом, а второй — просто монахом Диомидом. Этого требует церковная дисциплина.

    В-третьих. На мой взгляд, совершенно недопустимо для православного человека повторять сплетни и слухи «Московского комсомольца» о митрополите Кирилле, о его якобы торговле сигаретами, счетах в банках и т.д. По своему тону эти перепевы «Московского комсомольца» очень напоминают журнал «Безбожник» 20-х годов. Всё, что пишет о Церкви «Московский комсомолец» справедливо воспринимается православными людьми как ложь. Получается, что автор статьи на «Правой», православный человек, повторяет ложь на своего иерарха, причём ложь явных врагов Русской Православной Церкви. Автор статьи даже не пытается критически отнестись к этим сплетням. Он пишет о них как об установленном факте.

    Совсем уж недопустимо прозвучал в статье посыл о сотрудничестве владыки Кирилла с органами советской госбезопасности. Даже псевдоним его приводится. Напомню, что точно такую же информацию, а вернее клевету, распространяли и против Святейшего Патриарха. Вообще эта тема о сотрудничестве русского духовенства с КГБ уже набила оскомину. Вспоминается, как в начале 90-х один начинающий журналист, теперь очень известный, положив нога на ногу в наглом тоне «допрашивал» покойного владыку Питирима о его «сотрудничестве» с КГБ. Помню с каким смирением и спокойствием отвечал владыка на выпады журналиста и как было больно за то, что этот выдающийся пастырь совершенно беззащитен перед наглостью и клеветой.

    И вот теперь подобные вещи я читаю в статье православного человека. Любопытно, что в качестве доказательства своей «информации» о сотрудничестве владыки Кирилла с КГБ, автор ссылается не на кого-нибудь, а на отлученного от Церкви раскольника Глеба Якунина. Вот уж действительно «авторитет» для православного человека! Если так пойдёт дело дальше, то и Филарета Денисенко можно будет в качестве эксперта приглашать.

    Конечно, любой сын Русской Православной Церкви может высказывать свое мнение, может не соглашаться с частными мнениями ее иерархов, вплоть до самых высших. У нас, слава Богу, в отличие от католиков непогрешимость папы отсутствует. Можно и нужно выносить острые волнующие вопросы на всецерковное обсуждение. В том числе и по вопросам экуменизма, отношений с католиками и так далее. Но делать это надо в рамках церковной дисциплины и с уважением к священническому, а тем более к епископскому сану. Все вопросы о поведении и поступках того или иного священнослужителя должны решать соответствующие церковные институты. Иначе, это будет та гордыня, которая размоет Церковь изнутри не менее успешно, чем пресловутый экуменизм. Если следовать тем путём, который предлагает автор статьи, то мы придём к тому, что прихожане начнут шельмовать приходских священников, приходские священники благочинных, благочинные епископов и так далее.

    Можно себе представить, сколько радости доставила эта статья врагам Церкви! Как им приятно, что русские православные нападают на своих иерархов, да еще в союзники привлекают Глеба Якунина, да «Московский комсомолец».

    А главное, автор статьи не добился своей цели. Ведь ясно, что этой целью было выразить протест против возможного избрания митрополита Кирилла Патриархом. Но, прочитав эту статью, многие люди, даже не испытывающие симпатий к митрополиту (хотя слово «симпатия» совершенно не подходит для определения отношения паствы к пастырю) скорее всего, будут относиться к нему лучше, чем до статьи. Потому что критика на уровне шельмования и сплетен никогда еще не приносила пользы ее авторам.

    http://www.pravaya.ru/dispute/16708
Записан
Елена_В7
Постоялец
***
Сообщений: 167


Просмотр профиля
православная, РПЦ
« Ответ #1 : 17 Декабря 2008, 18:50:16 »

Петр Мультатули   

    Опасная критика Потому что критика на уровне шельмования и сплетен никогда еще не приносила пользы ее авторам.

    http://www.pravaya.ru/dispute/16708
Да, что верно то верно.
Записан
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #2 : 17 Декабря 2008, 19:07:09 »

Петр Мультатули   

    Опасная критика Потому что критика на уровне шельмования и сплетен никогда еще не приносила пользы ее авторам.

    http://www.pravaya.ru/dispute/16708
Да, что верно то верно.

Уважаемая Елена! Спаси Вас Господи за понимание. Статья размещена мною без специального согласования с остальными модераторами, так как я почти уверен, что все они они придерживаются такого же взгляда на рассматриваемый вопрос. Автор статьи профессионально владеет пером, поэтому он, наверно, смог сформулировать почти все соображения, которые имелись у нас, но не поддавались четкому высказыванию. Дело в том, что на форуме уже была попытка начать подобное обсуждение, модераторами пресеченная. Можно рассматривать эту статью как декларацию взглядов Администрации на затронутый вопрос. 
Во Христе
Владимир К., модератор Русской Беседы
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #3 : 17 Декабря 2008, 21:07:55 »

Петра Мультатули я весьма уважаю за его деятельность по защите доброго имени Св.Царя Николая II и Св.Царственных мученников. Но после этой статьи по ссылке есть обсуждение её посетителями сайта (весьма противоречивое) и там упоминаются некие материалы Гос.Думы о Митрополите Кирилле. О чём там речь, не знает ли кто?
Записан

Андрей
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #4 : 20 Декабря 2008, 15:44:32 »

Да. Критика всегда дело опасное. Шаг влево, шаг вправо и ересь, самомнение. Но Братья и сёстры! Не стоит забывать слова Христа-Спасителя:"Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их." Лк.6,26 Так и по-поводу критики в адрес Владыки Кирилла. Наличие критики лишь подчёркивает его вес в мире.
Записан

С ув. прот. Георгий
Nlv
Гость
« Ответ #5 : 20 Декабря 2008, 16:21:17 »

Интервью Митрополита Кирилла радиостанции "Эхо Москвы".

22.03.2001, [14:08-14:45]

В гостях: Митрополит Кирилл
Ведущий: Алексей Венедиктов

М. КОРОЛЕВА - Владыка, здесь вопрос от одного из наших слушателей. Иван Сидоров из Нижнего Новгорода спрашивает. "Говорят, что католики занимаются прозелитизмом. Что это такое?"

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Прозелитизм - это похищение душ. Есть такой термин. Когда люди принадлежат одной церкви, а их похищают для другой церкви, это и есть прозелитизм. Мы считаем, что наш несчастный народ, силой оторванный от православной веры в 20-30-е годы, и крещеный в православной церкви на 80%, имеет право вернуться к своим духовным истокам, снова вернуться к той церкви, от которой он был силой оторван. Поэтому мы считаем, что всякая религиозная пропаганда, направленная на то, чтобы этот наш народ, формально крещеный, а чаще всего безбожный, простите, или очень далекий от религии, мы против того, чтобы этот народ обращался в какую-то другую веру. Причем не случайно, как, кстати, Кондрусевич...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кондрусевич об этом говорил, что приходят люди...

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Да. Об этом речи не идет. Пускай приходят, если это будут какие-то случаи. К нам тоже приходят в Западной Европе, но у нас очень твердые указания всему нашему духовенству в Западной Европе - не заниматься прозелитизмом. (Если "к нам приходят" - это прозелитизм?])

А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть запрет?

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Практически мы запрещаем нашим священникам обращать людей. Бывают, конечно, исключения, когда приходят люди и говорят: "Вы знаете, я просто по убеждениям хотел бы стать православным человеком" - "Ну, пожалуйста". Никакой стратегии не существует.

...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А есть ли какая-нибудь статистика того и другого на последние 5-7 лет?

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Я Вам могу просто привести в качестве примера следующее. После войны в Западной Европе образовалась православная церковь западного обряда. Она стала возникать еще до войны. Очень известный представитель первой волны русской эмиграции, талантливый священник и богослов Евграф Ковалевский. У него возникла идея создать православную церковь западного обряда, чтобы всех католиков перевести в православие. И после войны существовала группа монахов латинского обряда, близких к доминиканцам по традиции, которые были православными. Через некоторое время мы отказались от такого рода инициативы. Потому что мы поняли, что мы разделяем христианское сообщество в данном месте, мы как бы раскалываем людей. И почувствовали, что это не христианский подход. И в настоящий момент… кстати, эта группа до сих пор существует, ее возглавляет епископ Жармен. Они до сих пор просят вернуться в Московский патриархат, и мы говорим: "нет, потому что мы не хотим идти по тому пути, по которому идут униаты на Западной Украине".

М. КОРОЛЕВА - Тогда еще один вопрос от нашей слушательницы Анны Антоновой из Москвы. "Как Вы относитесь к экуменизму?" Если можно, вкратце разъясните этот термин.

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Экуменизм есть ответ на призыв Господа о единстве всего христианского наследия. Христиане разделились в течение истории. И это разделение христиан является огромным вызовом христианскому посланию, христианской идее. Давайте представим себе, каким был бы мир, какой была бы Европа, Россия, если бы не было разделения среди христиан, если бы не разделился Восток и Запад в XI веке, а потом через крестовые походы. Ведь то, что произошло в XI веке, - это не просто богословское разделение. Это цивилизационный разлом, который до сих пор существует в Европе. Во время бомбардировок Югославии я задал вопрос одному американцу: "Скажите пожалуйста, вы бомбили бы Сербию, если бы Сербия была католической?" И он вздрогнул. Потом подумал и говорит: "Не знаю, как Вам ответить, но, наверное, не бомбили бы". Все эти новые разделения, которые намечаются в Европе, даже принятие в НАТО, странным образом повторяют границы разделения 1054 года между церквами.

М. КОРОЛЕВА - Владыка, но ведь это, в общем-то, высокие материи. А у наших слушателей (Вера, Адам) очень простые вопросы. Вера говорит: "Я православная, муж католик. Между нашими семьями полное согласие. Когда же согласие будет достигнуто нашими церквами-сестрами?"

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Вера и Адам ставят очень правильный вопрос. И именно поэтому и существует межхристианский диалог. Потому что за эти тысячи лет мы разошлись и в богословских вопросах. И теперь надо посмотреть с высоты этой пройденной исторической дистанции, что же на самом деле нас принципиально разделяет, а что не разделяет. Надо провести такую археологическую работу, наподобие археологических раскопок. Надо весь культурный слой, который действительно вырос за эти тысячи лет, тихонечко и аккуратно расчистить и посмотреть: а что же фундамент, цел?

...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я бы хотел сейчас закончить ту тему, которую мы подняли, отношения Русской православной церкви и католиков. Вопрос Николая Антонова из Москвы, который пришел нам на сайт. "Русская православная церковь критикует католиков, но подписывает договор о сотрудничестве с католической же организацией "Пакс Кристи". Нет ли здесь противоречия?"

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Во-первых, я очень рад тому, что наши радиослушатели так хорошо отслеживают церковные новости. Действительно, мы тесно работаем с международной католической организацией "Пакс Кристи Интернационалес" и со многими другими католическими агентствами и ведомствами, с католическими епархиями. Наши расхождения с Римской Курией не означает, что мы не находимся в рабочем контакте со многими рабочими органами католической церкви, как в центре, так и на местах. Диалог осуществляется, потому что две таких огромных духовных силы в Европе, как католическая церковь и Русская православная церковь, не могут не находиться в контакте, не могут не взаимодействовать.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Вас обвинят в чем-нибудь. В экуменизме…

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Трудно обвинить. Обвинить можно в том случае, если бы мы предавали свои ценности и православие. А я всегда говорю так: в диалоге обе стороны должны быть сильными. Потому что если хоть одна сторона в диалоге слабая, то диалог превращается в диалог всадника с лошадью. И один проигрывает, становится рабом, он теряет. Кстати, это была проблема Советского Союза. Диалог с Западом не получился. В результате этого диалога не стало Советского Союза. Потому что мы оказались духовно слабее.

Источник: http://www.zavet.ru/news/news-s010322.htm
               http://www.mospat.ru/archive/nr103191.htm
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2008, 16:27:57 от Лев Никитин » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #6 : 20 Декабря 2008, 16:53:11 »

Интервью Митрополита Кирилла радиостанции "Эхо Москвы".


Простите, а что этим интервью Вы хотели сказать?
Записан

С ув. прот. Георгий
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #7 : 20 Декабря 2008, 19:43:34 »

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Экуменизм есть ответ на призыв Господа о единстве всего христианского наследия.
-----------------------
Потому что за эти тысячи лет мы разошлись и в богословских вопросах. И теперь надо посмотреть с высоты этой пройденной исторической дистанции, что же на самом деле нас принципиально разделяет, а что не разделяет. Надо провести такую археологическую работу, наподобие археологических раскопок. Надо весь культурный слой, который действительно вырос за эти тысячи лет, тихонечко и аккуратно расчистить и посмотреть: а что же фундамент, цел?

Уважаемый Лев! Я присоединяюсь к батюшке Георгию с его вопросом по поводу цели Вашего сообщения. Если Вы хотели уличить митроп. Кирилла в его потворстве экуменизму, понимаемому как религиозное уравнительство с подчинением в конце концов папизму, то подчеркнутые Вами слова говорят, в первую очередь, об осторожности, с которой митрополит Кирилл хочет сказать о поврежденности католицизма. К сожалению, пока отсутствует Александр Васильевич, который как дипломат и богословски просвещенный человек мог бы более четко объяснить, почему в своем интервью такому враждебному православным русским людям информационному органу митрополит Кирилл применил именно эту тактику.
Во Христе
Владимир К.
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2008, 19:45:41 от Владимир К. » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #8 : 20 Декабря 2008, 23:47:43 »


Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл призвал верующих не поддаваться на различные провокации и слухи о жизни Церкви, запускаемые в преддверии выборов патриарха.

"Опыт нашей жизни учит нас жить по закону Божьему, по Божьей правде. Это нам особенно важно сейчас, в преддверии Поместного Собора, когда поднимается всякого рода пена, разносятся всякие небылицы", — сказал владыка Кирилл в проповеди после праздничной Божественной литургии в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде.

Он призвал всех верующих "хранить себя в чистоте и не давать этому злому дьявольскому миру прокрасться в наши сердца".

"Сегодня вся наша Церковь должна оказаться сильнее наших врагов, не пустить врага в свое сердце, не дать ему помрачить наш мир и наше спокойствие", — сказал Патриарший Местоблюститель. При этом он добавил, что "горячая молитва" должна стать единственно возможным способом влияния на выборы патриарха со стороны тех, кто хотел бы воздействовать на их исход.

Интерфакс-Религия

Записан

С ув. прот. Георгий
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #9 : 21 Декабря 2008, 03:03:30 »

Мне кажется, что сейчас решается очень важный вопрос, по какому пути пойдем: традиционализма или модернизма. К сожалению, многим Владыка Кирилл представляется выразителем второго пути, пути связанного с политическим лавированием, возможным встраиванием Русской Православной Церкви в некую общемировую псевдохристианскую структуру.

Как дополнение, приведу несколько цитат из недавней статьи архимандрита Рафаила (Карелина) "О традиционализме и модернизме":
Цитировать
Традиционализм выражает себя как стремление сохранить истину, полученную в Откровении, или истины, связанные друг с другом в единое целое. Он основан на двух первоначальных заповедях, данных Адаму в Эдеме до грехопадения: "Храни и взращай". ...
Традиционализм основан на безусловной вере в разум Церкви ("разум Христа") и подчинении Ему малого, ограниченного, засоренного заблуждениями и омраченного грехом рассудка человека.
...
Модернизм основан на принципе эволюции, на представлении о том, что история это восходящая линия, называемая прогрессом, что мир развивается от простого к сложному, от несовершенного – к более совершенному, и Церковь, будучи земным институтом, также подвержена законам эволюции. Поэтому, чтобы физически выжить и существовать в изменяющемся мире, она должна непрестанно приспосабливаться к нему, то есть изменяться. По мнению модернистов, не мир должен преображаться по образу Церкви, а Церковь должна идти за миром, сообразуясь с его запросами и требованиями, с его духовным и нравственным состоянием. Поэтому модернизм стремится к постоянным реформам, как средству борьбы за выживание, и Церковь представляется здесь не единым целым в своем историческом бытии, а цепью метаморфоз.
...
Модернизм ориентирован на сохранение и если возможно на увеличение числа членов Церкви, то есть на количество, при этом главная цель христианства – как внутреннее преображение души и осуществление богоподобия посредством благодати и личного подвига – в модернизме отступает на второй план. Она прямо не отрицается, но стушевывается, будучи поглощенной задачей – удержать любой ценой современных людей с секуляризированным сознанием в ограде Церкви. В этом отношении модернизм постоянно двигается по направлению гуманизма и либерализма. Свою задачу – сохранить количество верующих – он видит в беспрерывных компромиссах, поэтому модернизм это путь перманентных уступок антихристианскому миру, это стремление осуществить союз с духом мира, попытка, обреченная на неудачу и поражение. Христос сказал: "Мир Меня возненавидел и вас возненавидит". Мир примирится с Церковью только тогда, когда поглотит ее, или же, когда в Церкви оскудеет Дух Христа.

Традиционализм в этом отношении ориентирован не на количество, а на качество верующих. Церковь в миру всегда представляла собой, по словам Спасителя, "малое стадо", а евангельское учение – узкий путь, по которому идут немногие.
Записан
Nlv
Гость
« Ответ #10 : 22 Декабря 2008, 16:30:33 »

К сожалению, многим Владыка Кирилл представляется выразителем второго пути, пути связанного с политическим лавированием, возможным встраиванием Русской Православной Церкви в некую общемировую псевдохристианскую структуру.
Именно так и кажется. Ведь, если отбросить "дипломатическую завесу", то я воспринял приведенное интервью по поводу действий католиков так, что мол католики плохо поступают, потому, что претендуют на "нашу территорию".
Хотя я не дипломат, может здесь имеется другой "дипломатический смысл"...

Это только одно интервью, лишь как пример...

Записан
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #11 : 22 Декабря 2008, 18:31:35 »

Уважаемые участники Русской Беседы! Сначала я не хотел размещать эту статью из-за развернувшейся по ней дискуссии, на мой взгляд совершенно несоответствующей содержанию. Тут только можно посочувствовать автору статьи. Но если взять статью отдельно от навязанной прот. Георгию Городенцеву дискуссии, статья, как я думаю, вполне соответствует тому подходу к освещению жизни Церкви, которого придерживается Администрация. Как мне кажется (прошу извинить, если это покажется пафосным) - такой подход как раз выводит на царский путь, которым шел и покойный Патриарх Алексий. Возможно, многие уже знакомы с этой статьей, но в качестве ответа смущающимся я ее размещаю, так как сам, естественно, ответить не могу. Очень надеюсь, что меня поддержит и Александр Васильевич, и остальные модераторы.
Во Христе
Владимир К.

Протоиерей Георгий Городенцев 15.12.2008 

О неизбрании Церковью недостойных лиц

Краткая историческая справка
После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия, в течение 18 лет мудро и добре правившего Русской Православной Церковью, у многих ее чад возникло чувство смятения, ибо паства потеряла своего доброго пастыря. У некоторых стали появляться мысли: а будет ли новоизбранный на соборе в январе 2009 г. Предстоятель Церкви обладать такими же качествами, как почивший Патриарх? Не будет ли он покровительствовать модернистским течениям в РПЦ? Будет ли он патриотом России? Все эти мысли и сомнения проявляются на форуме РЛ. Поэтому, абсолютно не претендуя ни на какие предсказания, хотелось бы напомнить сомневающимся некоторые догматические истины и, главным образом, исторические факты, свидетельствующие о том, что во Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви без особого попущения Божия невозможно избрание недостойных лиц, особенно в качестве первоиерархов.

Это связано в первую очередь с тем, что Церковь есть Тело Христово, а «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-нибудь подобного, но дабы она была свята и непорочна… Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 25-27; 29-30). Поэтому Господь Иисус Христос, чтобы Церковь была «не имеющею пятна или порока» обычно не допускает к высшим иерархическим должностям недостойных, хотя бы людям они казались вполне благочестивыми, мудрыми и достойными, Господь ведь, как Он Сам сказал при избрании Давида царем, смотрит «не так, как человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16, 7).

Приведу некоторые исторические примеры. В середине второго века по Р.Х. на престол Римской Церкви претендовал некто Валентин, казавшийся весьма умным, образованным и благочестивым. Поэтому многие мнили, что он наиболее вероятный кандидат для рукоположения во епископа. Однако Римским епископом стал другой, достойный христианин, а Валентин, обиженный этим, явил яд своей ереси, который он до этого скрывал. Оказалось, что он тайный еретик (сторонник гностической ереси) и даже ересиарх, основатель еще одного ответвления гностицизма, так называемой системы Валентина. Люди из-за лукавства еретика этого не знали, но Бог, видящий сердце человеческое, провидел, поэтому и отверг недостойного.

Несколько позднее эта же история повторилась в лице Ария, который соблазнил гораздо больше людей, чем Валентин. Очень многим он казался строгим подвижником, аскетом и даже учителем, поскольку примитивные арианские рассуждения в отличие от таинственных православных догматов казались массе невежественных неофитов вполне понятными и доступными. Поэтому, опираясь на своих приверженцев, Арий хотел захватить сначала престол Александрийской, а затем Константинопольской Церквей. И оба раза неудачно, и оба раза Бог помешал.

Еще один пример, уже из нашего времени. После кончины в 1990 году Святейшего Патриарха Пимена местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Киевский Филарет. И опять очень многим, особенно светским журналистам, обозревателям и аналитикам он казался наиболее вероятным кандидатом в патриархи. Чем это закончилось для Филарета известно всем. Как показали дальнейшие события, раскольник Денисенко был совершенно недостойным человеком, что и провидел Господь, отринувший негодного и избравший достойного.

Эти примеры говорят сами за себя. Но еще раз вернемся к примеру Ария, вдруг у кого-то остается сомнение, мол, может быть, проявится какое-то лукавство, которое скажется на будущих выборах и т.д. Несомненно, Арий был одним из самых лукавых деятелей в истории Церкви. Чего стоит одна лишь история лицемерного примирения его со святым равноапостольным царем Константином Великим. После того, как арианство было осуждено на I Вселенском соборе, его основатель был отправлен в ссылку. Однако его сторонники, близкие к царю, постоянно ходатайствовали за него, утверждая, что Арий раскаялся в своем лжеучении и готов признать вероопределения Вселенского собора. Император поверил им и вызвал Ария в Константинополь. И здесь еретик, как повествует церковная история, по своему лукавству обольстил благочестивого царя Константина следующим образом. Константин спросил его, – так ли он верует, как заповедовали веровать святые отцы на соборе Никейском? Арий же, держа на груди у себя под одеждой хартию с написанием своего зловерия, ударил себя рукою в грудь и сказал: «Я так верую». Таким образом, сей еретик, по видимости, выражал согласие с верованием, утвержденным в Никее, но в уме своем говорил, что веровал так, как написал своею рукою, каковая запись и находилась у него на груди. И клялся нечестивый перед царем, говоря, что «веровал так». Не подозревая о таком лукавстве, царь поверил словам Ария и послал его к Святейшему Патриарху Константинопольскому Александру, повелев ему принять в общение церковное Ария, как православного. При этом назначен был и воскресный день, в который Ария должны были ввести в храм для общения с верными.

Казалось бы, еретик с помощью лукавства и хитрости победил православных! Его сторонники уже торжествовали, считая «примирение» своего вождя лишь первым шагом на пути его к патриаршему престолу Константинопольской Церкви, где он вскоре, по их мнению, должен был сменить престарелого Патриарха Александра. Однако Бог судил иначе.

Святой Александр отказывался принять в общение Ария, прозревая его лукавое еретичество. Между тем суббота проходила, и наступало воскресенье. В ночь на воскресенье архиерей Божий повергся на молитву в алтаре перед престолом. Со слезами молил он Бога взять душу его из тела, лишь бы не видеть ему того дня, в который Арий приступит к общению церковному и к причащению святых Таин; или же, по милосердию к Церкви Своей, истребить Ария из среды живых. Святой Александр молился так всю ночь; наступило утро, и приближалось время литургии. Из палат царских Арий вышел с великою гордостью, направившись к храму. Он был окружен царскими сановниками, сочувствующими его ереси, и множеством оруженосцев.

Когда Арий подошел к тому месту, которое называлось «Торжищем Константиновым», то его охватил великий страх от угрызений совести. По причине страха Арий почувствовал необходимость в удовлетворении потребности телесной (говоря по-нашему, у него крепко схватило живот), и начал искать некоего скрытого места (туалет). Неподалеку оттуда находилось общее народное место (общественный туалет). Войдя туда, Арий был неожиданно поражен лютою болезнью внутренностей, и разверзлась утроба у нечестивого, как у Иуды, так что все внутренности вышли из него. Так ужасно погиб еретик.

Стоявшие поблизости и ожидавшие выхода Ария, видя, что он долго не выходит, сами вошли к нему, и нашли его мертвым, лежавшим в гное и крови. И тотчас по городу прошло известие о страшной и неожиданной смерти еретика Ария. Еретики были посрамлены, православные же весьма радовались, что Христос, Бог истинный, явил мщение Своему врагу и хулителю. Наиболее остроязычные из них сказали об этом так, учитывая, что ересиарха застали в туалете сидящем на очке посреди лужи крови и испражнений: «Арий хотел воссесть на престоле Константинопольской Церкви, но сел на другом «престоле», более его достойном». А благочестивый царь Константин Великий, узнав о такой смерти Ариевой, еще более укрепился в благочестивой вере и уже до самой кончины своей защищал догматы собора Никейского. Так что и лукавство мало что дает еретикам и прочим недостойным в деле претензий на высшие иерархические церковные места, но заканчивается для них плохо. Это еще раз доказал совсем недавно и Филарет (Денисенко), лукавству которого и умению плести интриги до сих пор нет равных на всем постсоветском церковном пространстве, и о котором преп. Лаврентий Черниговский предрек, что «кончина его будет с шумом».

Так что, думаю, сомнения некоторых чад церковных в том, какими будут выборы нового Патриарха, неосновательны. Благое, всемогущие и премудрое промыслительное действие Божие не оскудело и в наше время. И об этом свидетельствуют совсем недавние события. Напомню их нашим патриотам, сначала сделав следующее замечание. Почему-то когда говорят об опасности для Церкви, то вспоминают одних лишь модернистов. Но ведь кроме модернистов есть еще опасность с другой стороны – справа, со стороны неумеренных «ревнителей», примером и олицетворением которых явился бывший епископ Диомид. И, на мой взгляд, весьма промыслительно то, что он за несколько месяцев до собора, на котором будет избираться будущий Предстоятель Русской Православной Церкви, был лишен сана. Человек он, несомненно, недостойный и епископского сана, но многим, в том числе и достойным людям кажется достойным чуть ли не патриаршества. Не думаю, что на будущем соборе, будь он в сущем сане, Диомид мог бы рассматриваться в качестве реального кандидата, но определенную смуту из-за этого своего обаяния произвести он мог. А теперь, слава Богу, обойдется без этой смуты.

Конечно, если вспомнить всю историю Церкви, то в ней были недостойные иерархи и даже предстоятели, но обычно они хитростью или насилием занимали те или иные кафедры вследствие помощи мирских властей; чаще всего злочестивых царей-еретиков. Какими были, например, цари-иконоборцы, смещавшие законных благочестивых иерархов, защищавших православие, и незаконно поставлявшие на их место своих сообщников по ереси. Так что по выражению современников «на святом месте становилась мерзость запустения».

Но и с этой стороны опасаться нам нечего, ведь отношения между Церковью и государством сейчас не такие, чтобы последнее могло столь бесцеремонно и нагло вмешиваться в дела первой. Проблема, по моему мнению, заключается не в этом, а в том, что кому-то (мол, не по его воле избрали) может не понравиться новоизбранный Патриарх. В этой связи мне вспоминается одна давняя история. Лет 15-20 тому назад у нас в Одесской семинарии преподавателем был некий иеромонах, человек строго православный и настоящий русский патриот. И вот как-то вскорости после интронизации в 1990 году Святейшего Патриарха Алексия он рассказал мне о своих душевных переживаниях. «Я, – говорил он, – очень страдал душой, когда узнал, что в столь тяжелое и судьбоносное для русского народа время патриархом избрали человека с нерусской фамилией. Я со слезами молился Богу об этом, и вот однажды ночью мне было откровение от Бога, что Патриарх Алексий – это тот святитель, который, как добрый пастырь, взявший на рамо свое заблудшее овча, понесет на себе боль народа Божия и добре упасет и сохранит Церковь». И кто сейчас станет это отрицать?! Так что нам всем надо быть внимательным к своим помыслам, суждениям и осуждениям, ибо аще «Бог оправдаяй. Кто осуждаяй» (Рим. 8, 33-34).

Сейчас начали рассуждать о том, что желательно было бы, чтобы окончательное избрание будущего первоиерарха нашей Церкви определил жребий. Я также согласен с этим, хотя и считаю, исходя из вышесказанного, что и при избрании его общим голосованием, и при избрании жребием в одинаковой степени решающей будет именно воля Божия. Но в первом случае это не будет столь очевидным для всех, как во втором.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=105567

« Последнее редактирование: 23 Декабря 2008, 07:49:25 от Владимир К. » Записан
Евгений Н.З.
Пользователь
**
Сообщений: 97


Просмотр профиля
Православный, УПЦ МП
« Ответ #12 : 22 Декабря 2008, 20:58:07 »

... статья, как я думаю, вполне соответствует тому подходу к освещению жизни Церкви, которого придерживается Администрация.

Дорогой Владимир!
Полностью разделяю высказанное Вами мнение.
Всем управляет воля Божия.

Во Христе
Евгений Н.З.
Записан
Nlv
Гость
« Ответ #13 : 23 Декабря 2008, 07:00:38 »

Аминь!
Записан
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #14 : 23 Декабря 2008, 11:49:26 »

...во Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви без особого попущения Божия невозможно избрание недостойных лиц, особенно в качестве первоиерархов.

   Вот что пугает. Достаточно вспомнить, как куролесят наши братья греки. Впрочем мы, слава Богу, не греки. Быть может, минует нас чаша сия...
Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!