Русская беседа
 
02 Мая 2024, 18:32:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Святой благоверный князь Александр Невский  (Прочитано 27955 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103852

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 06 Декабря 2021, 11:30:43 »

Св.блгв.вел.кн. Александр Невский как новый Константин


В этом году исполнилось 800 лет со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Священнослужители, общественные деятели, ученые воздают должное его заслугам, однако преимущественно говорят о консервативном характере его деятельности, временами не замечая, что святой князь Александр Невский, которому действительно приходилось решать задачи сохранения Руси, в то же время в глубине своих деяний был ее обновителем.

В связи с этим хотелось бы привлечь внимание к одному эпизоду в житии благоверного князя, написанным между 1263-м и 1280-м его его другом и соратником – святым Митрополитом Кириллом II (он же летописец Даниила Галицкого). Когда он возвращается с победой с Ледового побоища и приближается ко граду Пскову,

«игумени же и попове и весь народ срѣтоша и пред градомъ съ кресты, подающе хвалу Богови и славу господину князю Александру, поюще пѣснь: ‟Пособивый, Господи, кроткому Давыду побѣдити иноплеменьникы и вѣрному князю нашему оружиемь крестным и свободи градъ Псков от иноязычникъ рукою Александровою”».

Отметим, что текст этой стихиры в несколько измененном виде находится в службе святому равноапостольному Царю Константину (21 мая).

На этот эпизод исследователи ранее не обращали внимания, и совершенно напрасно. Хотя обычай петь победные церковные песнопения характерен для Древней Руси, например, в Сказании о Мамаевом побоище говорится: «Иные же весело идяху и тропари, иные же мученичны пояху», но это единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому, в особенности – равноапостольному Императору. В связи с этим возможен единственный вывод: русские люди, современники святого благоверного князя Александра Невского, видели в нем нового Константина.

Единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому

За доказательствами ходить далеко не надо: святой равноапостольный князь Владимир именуется в «Слове о Законе и благодати» – «Подобниче Константина Великого»[1] … Пересечения жития Александра Невского с образами святого князя Владимира и его сыновей – святых Бориса, Глеба и Ярослава Мудрого – достаточно очевидны. Стоит вспомнить видение Пелгусия: «брат Глеб, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему Александру», – а также молитву святого князя перед Ледовым побоищем:

«Князь же Александръ воздѣвъ руцѣ на небо и рече: ‟Суди ми, Боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадѣду нашему Ярославу на окааннаго Святополка”».

Мы видим, что здесь присутствует тот же 34 псалом с идеей Божия Суда: «Суди, Боже, обидящия мя, побори борющия мя», с которым святой князь Александр выходил на Невскую битву, и сходное сравнение крестоносцев с братоубийцей Святополком Окаянным. Здесь присутствует еще один образ, взятый из Исхода – Моисей и Амалик. С одной стороны, князь Александр выступает как защитник Закона Божия и Правды Божией, а крестоносцы уподобляются язычникам-амалекитянам, с другой стороны, уподобляясь Моисею, крестообразно простиравшему руки во время брани, святой князь Александр является подлинным защитником Креста, в отличие от самозванцев-крестоносцев.

Но вспомним о явлении Животворящего Креста св. равноапостольному Императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312-м году, когда он увидел на небе Животворящий Крест и услышал слова «Сим победиши» (правильнее «Сим побеждай» – Ἐν τούτῳ νίκα). Во время битвы его враги потонули в Тибре, «подобно тому, как при Моисее и при почитавшем Бога народе евреев ‟колесницы фараона и силу его бросил в море и избранных всадников его колесничников погрузил в Красном Море”» (Евсевий Кесарийский). И святой Император Константин, и его биограф Евсевий рассматривали битву на Мульвийском мосту как Суд Божий.

Итак, параллель между святым Александром Невским и святым равноапостольным Константином Великим достаточно очевидна. Что это значило для наших предков, и что означает для нас?

1. Святой равноапостольный Константин – основатель христианской Империи и «крестоносный Император», как он именуется в самой первой службе в его честь, написанной, по-видимому, прп. Иоанном Дамаскиным. Империя является, прежде всего, оболочкой для жизни нового Израиля – боголюбивого народа ромеев – во главе с новым Моисеем – Императором, являющимся его вождем в Землю обетованную. Она носит имя Христа и находится под знамением Креста. Из этого явствует, что христианская Империя призвана к сораспятию Христу и к воскресению с Ним. Соответственно, несчастья, обрушивающиеся на Империю, в некотором смысле носят характер крестных страданий, а победы – пасхального торжества.

Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия

Если мы рассмотрим жизнь и деятельность святого князя Александра Невского, то увидим, что, во-первых, он в течение своей жизни выстраивает свою державу, которая объемлет почти всю Русь – Новгород, Киев, Владимир – и в которой он стремится распоряжаться самовластно, как некий царь. Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия. Но для него его держава – это государство правды. Вспомним его слова перед Невской битвой:

«Не в силах Богь, но въ правдѣ. Помянемъ Пѣснотворца, иже рече: ‟Сии въ оружии, а си на конѣх, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти быша и падоша, мы же стахом и прости быхом”».

Житие Александра Невского являет нам и русский крест, и воскресение Руси.

2. Тезис «не в силе Бог, а в правде» и призыв Александра Невского не вступать в чужие пределы является утверждением законности на международном уровне. Это – призыв к праву и правде. Он глубинно близок к правосознанию Константина Великого, выразившегося в его знаменитом Миланском Эдикте. В нем святой равноапостольный Император Константин, с одной стороны, основывается на естественном праве, апеллируя к здравому смыслу. С другой стороны, естественное право в конечном счете восходит к сверхъестественному источнику. Философский монотеизм равноапостольного Императора явно обладает христианскими чертами.

3. Святого князя Александра и Константина Великого объединяет стремление хранить православную веру. Когда равноапостольный Император окончательно убеждается во вредоносности ереси Ария, он собирает в Никее Вселенский Собор для ее осуждения, несмотря на все риски, смуты и возможные потери. В 1249-м или в 1251-м г. к Александру прибывают легаты Агальдад и Гемон, по-видимому, с достаточно выгодными предложениями от Папы Иннокентия IV – союза (в т.ч. против монголов) и помощи, в т.ч. военной. Однако святой князь не поддался на их авансы. Когда после приезда легатов и собеседования с ними он понял, что Рим ни в чем уступать не намерен, никакой истины не ищет, и речь идет о простом подчинении Римскому Папе и его заблуждению, то дает следующий простой, мудрый и исполненный достоинства ответ:

«Отъ Адама до потопа, от потопа до разделения языкъ, от разьмѣшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда Царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова Рожества, от Рожества Христова до Страсти и Воскресения, от Въскресения же его и на небеса възшествиа и до царства Константинова, от начала царства Константинова до перваго Збора и седмаго — си вся добрѣ съвѣдаемь, а от вас учения не приемлем».

Иными словами, мы достаточно наставлены в Божественной истине, и иную веру, кроме учения Семи Вселенских Соборов, не принимаем, а латинская вера ей противоречит. В отличие от Даниила Галицкого, святой благоверный князь Александр не прельстился блеском короны, не поверил в призрачную помощь Запада, а избрал единственно верный путь – внешнее унижение и внутреннюю свободу.

Однако ответ не так прост. Во-первых, после Рождества Христова вспоминается «царство Константиново», как начало совершенно иной эпохи в жизни христианства, – намек на связь святого благоверного князя Александра с равноапостольным Императором Константином. Во-вторых, упоминаются Соборы – от I до VII. Вспомним, что в Византии, в Ромейской Империи прерогативой созывать Соборы обладал Император, и впервые ею воспользовался святой равноапостольный Константин, созвавший 1 Вселенский Собор. Соответственно, и здесь, в этом воспоминании святого князя о Вселенских Соборах, незримо присутствует образ святого равноапостольного Константина: «от начала царства Константинова до перваго Збора и седмаго». И, соответственно, наследником этого царства выступает святой благоверный князь Александр Невский.

И тот, и другой святой правитель пожелали в конце жизни отрешиться от всего земного и предстоять Богу

4. Наконец, упомянем еще одну значимую параллель. На смертном одре святой князь Александр принимает монашество. Перед смертью равноапостольный Император Константин принимает Крещение, которое в IV в. для многих значило почти то же, что для людей XΙΙΙ века схима. И тот, и другой святой правитель пожелали в конце жизни отрешиться от всего земного и предстоять Богу.

Подведем итоги. Святой равноапостольный Император Константин явился грандиозным обновителем жизни Римской Империи, поставив ее под охранительное знамение Креста, вводя в ней христианские законы и собирая Соборы против ересей, стремясь сделать ее крестоносной державой, государством правды, оплотом истинной веры и праведности. Сходным образом и святой князь Александр Невский не только сохранял Русь, но и стремился собрать ее, обновить, как христианскую державу, как православное государство, где первенствует вера и правда Божия.

Протодиакон Владимир Василик

6 декабря 2021 г.


https://pravoslavie.ru/143256.html

https://ruskline.ru/opp/2021/12/05/svblgvvelkn_aleksandr_nevskii_kak_novyi_konstantin
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103852

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 27 Декабря 2021, 21:09:36 »

Святыня изъята насильно: Патриарх Кирилл призвал вернуть Церкви раку князя Александра Невского


© RUSSIAN GOVERNMENT/GLOBALLOOKPRESS

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл настаивает на возвращении раки благоверного князя Александра Невского из Эрмитажа в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что святыня была изъята насильно. Необходимо восстановить историческую справедливость и вернуть раку Церкви. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что рака должна быть возвращена "при соблюдении требований специалистов по обеспечению её сохранности".

Руководство Эрмитажа, в свою очередь, предлагает создать копию святыни, но Патриарх Кирилл считает, что это недопустимо.

Рака уникальна, и эта уникальность не должна теряться созданием копии,

- сказал Святейший Патриарх.

Тот факт, что рака хранится в Эрмитаже, оскорбляет память Императрицы Елизаветы Петровны, утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Рака благоверного князя Александра Невского - это уникальное произведение русского искусства, которое выполнено из серебра в середине XVIII века, её вес - 1,5 тонны.

Ранее Святейший Патриарх предположил возможность новых гонений на христиан в XXI веке. Он рассказал, откуда ждать антихристианского наступления.

https://tsargrad.tv/news/svjatynja-izjata-nasilno-patriarh-kirill-prizval-vernut-cerkvi-raku-knjazja-aleksandra-nevskogo_469573
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103852

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 12 Сентября 2022, 18:08:53 »

Александр Невский вновь напоминает нам: Покорить Россию невозможно


ФОТО: ЦАРЬГРАД

В Москве состоялось открытие бюста Александра Невского, где мы в очередной раз вспоминали об истине, выведенной Святым благоверным князем: Россию покорить невозможно.

В Москве на Смоленской-Сенной площади, в стенах Министерства иностранных дел России, состоялось открытие бюста Святого благоверного князя Александра Невского. В церемонии открытия принимал участие и учредитель "Первого русского" Константин Малофеев, помогавший в реализации инициативы.

С речью на открытии выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он поблагодарил за участие в проекте Константина Малофеева, отметил роль вдохновителя идеи протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма Александра Невского при МГИМО, и всех коллег, выступавших с инициативой и помогавших в создании монумента.

Приветствовал Сергей Лавров и председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимира Легойду, который также присутствовал на церемонии открытия.

В своей речи Лавров напомнил о роли благоверного князя в истории России:

Александр Невский сыграл без преувеличения судьбоносную роль в сохранении русской государственности, консолидации нашего народа перед лицом внешних угроз, сбережении его культурной, религиозной самобытности, укреплении позиций Православия - важнейшего объединяющего начала. Обращение к духовному и политическому наследию Великого Князя не раз помогало нашей стране в наиболее трудные периоды её истории.


РОЛЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ ПЕРЕОЦЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО. ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Открытие бюста состоялось в День памяти Святого благоверного князя Александра Невского, о чём напомнил Константин Малофеев, добавив, что несколько лет назад в ходе всероссийского голосования именно Александр Невский был признан "именем России" - ведь с этим замечательным русским героем большинство из нас ассоциируют само Государство Российское:

И это неслучайно. В далёком XIII веке были и другие тенденции на русской земле, когда князь Даниил Галицкий выбрал путь сближения с Западом, получив титул короля Руси от папы римского. В то же время Александр Невский с самой юности выбрал путь верности Православию. Поэтому и митрополит Кирилл Второй, Первоиерарх Русской Православной Церкви, перевёл свою кафедру с юго-запада Руси на северо-восток. Таким образом, при Александре Невском и случился переход российской государственности с разорённого татаро-монголами юго-запада Руси - с Киева - в северо-восточную Русь, во Владимир, а затем, при его сыне Данииле, и в Москву.

Александр Невский был искусным дипломатом, поэтому, общаясь с Ордой, покорившей тогда всю Евразию, князь сумел построить Государство Российское, напомнил Малофеев.


БЮСТ ОТКРЫТ НА ТЕРРИТОРИИ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ, И В ЭТОМ ЕСТЬ ОСОБЫЙ СИМВОЛИЗМ. ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Собственно, на плечах Орды и происходило строительство, при этом князь Александр Невский умудрялся защищать и интересы России:

Защищать так, что, по мнению Льва Николаевича Гумилёва, даже Сартак - сын Батыя - был побратимом и, как говорят, христианином. Александр Невский и скончался ещё в очень цветущем возрасте, возвращаясь из Орды, где в очередной раз путём невероятных дипломатических усилий защищал интересы русского народа. И его усилия не прошли даром. Такой поворот в политике Александр Невского на восток позволил России, Московской Руси, которая 200 лет была под татаро-монгольским игом, за 200 же лет пройти всю Орду до Тихого океана. 200 лет мы были под игом, и за 200 лет мы покорили всю монгольскую Орду. И основателем этой политики был великий дипломат Александр Невский.

И сегодня храмы, памятники Александру Невскому стоят как по всей Руси, так и за границей, добавил Малофеев.

См.ссылку:

https://t.me/kvmalofeev/978?single

https://tsargrad.tv/news/aleksandr-nevskij-vnov-napominaet-nam-pokorit-rossiju-nevozmozhno_623175
« Последнее редактирование: 12 Сентября 2022, 18:12:07 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 13 Сентября 2022, 01:55:53 »


Участниками этой битвы должны быть мы

Слово в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского

Протоиерей Александр Шаргунов
 



Почитать святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, значит не только обращаться к его молитвенной помощи, но приобщаться его подвигу всей своей жизнью. Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из ее среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молимся мы среди сегодняшних потрясений — не менее ужасных, чем те, что пережило наше Отечество в самый трудный период своего существования — в XIII веке. Русская земля навсегда обязана благоверному князю Александру Невскому своим объединением и величием. Значение подвига этого святого для русской истории точно выразил извещенный свыше во время богослужения о его преставлении митрополит Кирилл: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». (В памяти невольно как эхо звучат слова, сказанные по поводу кончины другого Александра, тезоименитого святому князю: «Солнце русской поэзии закатилось»).

Это было время, когда с востока на русскую землю двинулись бесчисленные татаро-монгольские полчища. А с северо-запада вплотную подступили к нашим границам — как сегодня войска НАТО — немцы, шведы и литовцы. Еще недавно каждый школьник знал эти даты: 1240 и 1242 год — сокрушительные победы русского воинства во главе с юным князем Александром над шведским полководцем Биргером, вторгшимся в новгородскую землю, и над ливонскими рыцарями, уже занявшими Псков. Битва на берегах реки Невы, после которой святой князь стал именоваться Невским, и битва на льду Чудского озера — знаменитое Ледовое побоище. А попытки присланных папой миссионеров «просветить» католичеством русскую землю столь же решительно были отвергнуты им.

Перед сражением со шведами святой благоверный князь молился в соборе святой Софии, и, выйдя из храма, сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Бог благодатно дал ему узнать: сохранить в чистоте Православие и остаться верным ему — значит быть со всепобеждающим Богом. И потому угроза с Запада была опаснее, чем с Востока. Не случайно Запад воспользовался для своего прозелитизма ослаблением русских вследствие нашествия с Востока. Так будет и в 1917 году, когда папскому престолу покажется, что революция открывает широкое поле для его миссионерской деятельности. Так будет и после крушения Советского Союза, которое будет отмечено новой католической экспансией — особенно на Украине, в Казахстане и в Сибири. Страшно было татарское разорение Рязанского княжества, Москвы, Владимира и Киева. Но воистину соблазнители страшнее, чем разрушители. Политический компромисс был неизбежен, но — не компромисс со злом. Потому что из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.

Не напрасно говорили о святом Александре новгородцы: «Наш князь без греха». Прежде чем быть представленным хану для утверждения на великое княжение, он должен был поклониться кусту и огню. Совсем недавно отказ повиноваться этому стоил святому князю Черниговскому Михаилу жизни. Многие, в том числе князья, известные своим патриотизмом и благочестием, умоляли князя Михаила уступить, обещая взять его грех на себя. Но святой князь отвечал им: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник». И точно так же теперь князь Александр решительно объявил татарам, что ему, христианину, не подобает поклоняться твари, а только Богу Единому. Батый велел привести его к себе, и, глядя на его мужественное прекрасное лицо, сказал: «Правду мне говорили о нем. Нет князя ему равного». После этого татары уже не требовали ни от кого исполнять свои языческие обычаи, и не вмешивались во внутренний уклад русской жизни. Только по-прежнему облагали народ тяжелой данью <…> Сохраняя чистоту православия, русский народ копил в себе духовные силы, пока не обрел крепость сбросить с себя татарский гнет. И затем, неся свет Христов, русские люди под покровом Божией Матери двинулись в места, населенные татарами — до Казани и далее на восток. Освобождение Москвы и России в великую смуту XVII века от западного польско-литовского нашествия неразрывно связано с той же тайной. Мы помним явление томившемуся в плену епископу Арсению преподобного Сергия накануне решающего сражения: «Услышаны наши и ваши молитвы. Предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Несомненно, «нашими молитвами» преподобный Сергий Радонежский называл прежде всего молитвы всех русских святых.

Сражение со шведами в 1240 году было 16 июля, в день памятной кончины крестителя Руси — великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб, и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи, и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа. Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский. Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на поместном соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почетнейших наград стал орден в его честь, учрежденный еще в 1725 году согласно с волей Петра Великого). И в сегодняшней нашей войне все бесчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Даниил перед лицом все сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

После страшного поражения от татар на берегах реки Калки, как пишет летописец, «на двести лет стала печальной русская земля». Сегодня никто не даст нам двести лет для собирания наших сил, потому что сроки сократились. И это значит, что от нас требуется еще большее мужество и мудрость. Святая решимость и святое терпение. И как некогда во время пожара (в 1491 году) было видение святого благоверного великого князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху, так и ныне, веруем, он совершает свое восхождение, собирая на последнюю битву за Отечество наше всех святых на небе. Но эта битва совершится на земле, и участниками ее должны быть мы.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

12.09.2022


Источник
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103852

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 06 Декабря 2022, 12:04:29 »

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

РУССКИЙ ВЫБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО



12 сентября - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского

Великий князь и знаменитый полководец, одержавший великие победы в Невской битве и Ледовом побоище. Искусный дипломат и смиренный схимник. А главное - человек, чей исторический выбор стал для Руси вторым по значимости после ее Крещения равноапостольным князем Владимиром.

Все это - святой Александр Невский, благоверный правитель, чье житие стало основой многих исторических исследований, художественных книг и фильмов, скульптурных композиций и полотен. И конечно, православных икон, с которых на нас порой смотрит грозный воин, а порой - монах в схимническом облачении. Одно не исключает другого. Ведь то, что этот святой правитель смог сохранить Русь в условиях сложнейших внешних вызовов, - следствие единства военных и дипломатических талантов Александра Невского и его искренней православной веры.

А потому неслучайно Патриарх Кирилл, выступая на заседании попечительского совета программы "Александр Невский" в сентябре 2014 года подчеркнул именно это:

"Страна находилась под оккупацией внешней и, кроме того, под постоянной угрозой нападений с Запада. Однако, по молитвам и горячей вере благоверного князя, готового жизнь свою отдать за свой народ и Отечество, милость Божия почила на нем.



И совсем молодой человек сумел не только одержать две исторические победы, но и выстроить такие отношения с Золотой Ордой, которые на определенное время создали некий режим благоприятствования в отношениях между Золотой Ордой и великим князем".

Действительно, поддержка Православной Церкви для Александра Невского всегда была ключевой. Так, во многих государственных делах он держал совет с митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом. И исторический выбор князя связан именно с выбором православным. Не секрет: ордынцы не покушались на веру русского народа, а с Запада, напротив, шла активная католическая экспансия. Экспансия, которую Александру Невскому удалось преодолеть - во многом благодаря тому, что он согласился подчиниться Орде на условиях, которые на тот момент никак нельзя было назвать игом. Известный историк-евразиец Георгий Вернадский (1887-1973) так писал об этом цивилизационном выборе князя Александра Ярославича:

"Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра Невского - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели единственную цель - сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа".

В России никогда не забывали Александра Невского. Так, в годы Великой Отечественной войны эскадрилья самолетов, созданная на средства верующих, была названа его именем. А сегодня одна из самых современных атомных подводных лодок стратегического назначения также носит имя этого великого князя. Но самое главное для православных христиан - то, что Александр Невский (в схимническом постриге - Алексий) прославлен Русской Церковью в лике святых. И сегодня каждый верующий может вознести ему свои молитвы о нашем Отечестве.

https://tsargrad.tv/articles/russkij-vybor-aleksandra-nevskogo-2_25430
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 07 Декабря 2022, 00:16:43 »


Александр Невский вдохновлял наших воинов защищать наш духовный суверенитет

Князь прозрел подлинную опасность, почувствовав, что Запад пришёл за нашими душами

Святейший Патриарх Кирилл
 



6 декабря 2022 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь


«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня память святого благоверного великого князя Александра Невского, с именем которого связана одна из самых трудных и опасных страниц нашей истории. И одновременно с его именем связано избавление от страшных обстоятельств, которые могли бы погубить страну, народ и веру православную. В нашей истории были такие моменты и такие периоды, и один из самых ранних эпизодов, связанных с решением вопроса, быть или не быть стране, народу, Церкви, имел место в то время, когда благоверный князь Александр Невский нес ответственность за державу Российскую.

Князь был совсем молодым человеком, когда ему пришлось вступить в бой с захватчиками — со шведами, пришедшими с запада. Северо-запад России был тогда достаточно пустынным. В Новгороде кипела жизнь, а берега Балтийского моря были мало заселены, хоть и принадлежали Российскому государству. Там не было ни крепостей, ни застав, ни воинства, и, воспользовавшись этим, наши западные соседи-шведы решили оккупировать Россию. И вот во время Божественной литургии в Новгороде пришла весть о том, что шведы напали на Русь. Святой князь Александр Невский молился в Софийском соборе Новгородского кремля. Услышав эту весть, он вышел из храма, перекрестился и сказал удивительные слова: «Не в силе Бог, а в правде». У него было совсем мало шансов победить тех, кто был гораздо сильнее, лучше вооружен, имел больше знаний о военном деле, но слова «не в силе Бог, а в правде» ярко отобразились во всем, что затем произошло. Великий князь Александр Невский с небольшой дружиной на берегах Невы наносит сокрушительное поражение шведам и ограждает Россию от агрессии со стороны Балтийского моря», — сказал Патриарх.

«Эта победа имела историческое значение, но возникает вопрос. В то время страна была оккупирована татаро-монголами, и святому князю Александру, как и всем русским князьям, приходилось ездить к хану, привозить подарки. Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов. А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни.

Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. Сейчас обо всем этом мы говорим в современных категориях мысли, такого языка Александр Невский не использовал и не знал, но разумом своим, сердцем своим, интуицией своей, если хотите, прозревал подлинную опасность. И народ наш сохранил подлинный суверенитет, так что даже самые страшные мировые войны не сумели нанести ему духовный вред. Пролилось много крови, но пример Александра Невского и в грозные годы Великой Отечественной войны вдохновлял наших воинов защищать не только богатства земли нашей, не только политический суверенитет, но и наш духовный суверенитет, нашу веру, нашу традицию, духовное основание нашей личной и общественной жизни», — отметил Первосвятитель..

«Вспоминая святого благоверного князя Александра Невского, мы возносим молитвы, чтобы он, предстоя Господу, защитил и сегодня страну нашу. Мы вошли в полосу очень непростых отношений с целым рядом стран, и дай Бог, чтобы милость Божия отвела от Отечества нашего страдания и скорби, отвратила тяжелейшие последствия для национальной жизни. Сегодня мы возносим молитвы святому Александру Невскому с той же самой просьбой, с которой возносили ему молитвы многие поколения православных людей, когда сталкивались с опасной силой, могущей радикально повлиять на духовную жизнь народа.

Верим, что молитвами святого благоверного князя Александра Невского Господь и сегодня защитит Отечество наше, сохранит всех нас в мире. Всех нас, то есть всех людей по одну и по другую сторону границ, потому что не может быть мира в одном месте, когда идет тяжелая война в другом. Молитвами тех, кто много сил положил ради установления мира в Отечестве нашем, мир, покой, справедливость воцарились в человеческих сердцах и мир Божий снизошел на мятущийся, такой непростой, раздираемый противоречиями современный мир.

Молитвами святых угодников Божиих да хранит Господь землю нашу и да ниспосылает мир и благословение на современных людей, живущих в разных странах, но подвергающихся одним и тем же опасностям, связанным с разрушением веры и нравственных основ жизни. Да хранит Господь весь род человеческий, да сохранит Он людей от всякой войны и всякого насилия и всякой неправды, и да воцарится мир Божий в сердцах человеческих. Аминь», — заключил Патриарх Кирилл.


06.12.2022

Источник
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103852

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 06 Декабря 2023, 09:36:35 »

Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в схиме Алексию


Кондак 1

Избранному воеводе земли Российския, светлому украшению Церкве Православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому, похвальная восписующе, яко верою враги, видимыя же и невидимыя, победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь явившему со умилением и радостию возопиим:

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Икос 1

Со Ангелы и всеми святыми предстоиши ныне Христу, блаженне Александре, моляся с любовию чтущих тя: темже, поминающе, яко, измлада Христа возлюбив, к небесным духом прилепился еси, безплотных подражав житию, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, корене благочестиваго отрасле пречестная;

Радуйся, благоверия предков наследниче.

Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю;

Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче.

Радуйся, вождю к Небесем стада своего христолюбиваго;

Радуйся, в житии всех рабов Божиих друже и ревнителей благочестия собеседниче.

Радуйся, преподобных лика богосветлаго сопричастниче;

Радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче.

Радуйся, волею мучениче, сликовствуяй ныне сонму мучеников добропобедному;

Радуйся, христианскаго упования и любве всем нам девственный проповедниче.

Радуйся, уставов и чина церковнаго благолепнаго ревнителю;

Радуйся, верных чад Церкве и угодников Божиих сонаследниче.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 2

Видевше лепоту лица и телеснаго возраста твоего, новоградстии людие радовахуся и славляху Бога, взирающе на тя: мы же, поминающе светлейшия паче солнца добродетели твоя, блаженне Александре, прославившему тя Господеви поим: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси, богомудре Александре, яко преходит образ мира сего, едино же есть на потребу человеком, еже благоугодити Господеви: сего ради измлада от любве к миру и яже в мире уклонился еси, вожделев же зде сущими стяжати небесная, яко верный раб Господу во всем житии неленостно послужил еси. Темже вопием ти:

Радуйся, подвижниче веры, угождение Богу паче всего предызбравый;

Радуйся, подобне Аврааму во всем житии непорочно пред Богом поживый.

Радуйся, Исааково послушание показавыи;

Радуйся, путем Иаковля смиренномудрия ходивый.

Радуйся, Иосифову чистоту и целомудрие стяжавый;

Радуйся, Моисееву любовь к людем своим в себе явивый.

Радуйся, якоже Самуил чиста себе от всякаго любостяжания соблюдавый;

Радуйся, кротостию Давидовою враги своя победивый.

Радуйся, Петровой пламенней вере поревновавый;

Радуйся, с Павлом игу Христову себе поработивый.

Радуйся, богомудрие Иоанново подвигом поучения в слове Божием снискавый;

Радуйся, многих святых добродетели в себе совокупивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 3

Силою веры стяжал еси, блаженне Александре, высшее любомудрие, егоже ради, презирая плоть, прилежал еси о души безсмертней: темже ублажающе тя, яко стяжавша ныне безсмертие, вопием прославившему тя Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй всегда пред очима своима Господа, трезвенно пожил еси, блаженне Александре, и вся яже творил еси, творя во славу Божию, угодил еси Богу, Емуже предстоиши ныне с лики от века угодивших: темже радующеся о тебе, зовем ти:

Радуйся, истиннаго трезвения подвижниче;

Радуйся, спасительнаго созерцания любителю.

Радуйся, наставниче наш в подвиге от мира удаления;

Радуйся, стяжателю совершеннаго дара бодрственнаго себе внимания.

Радуйся, всякаго безсловеснаго вожделения твердый противоборниче;

Радуйся, благочестия добрый подвижниче, преуспевый в разуме и деянии.

Радуйся, яко силою молитвы препобедил еси диавольская искушения;

Радуйся, яко себе от греха оградил еси последних воспоминанием.

Радуйся, яко возлюбил еси душею еже о небесных помышление;

Радуйся, яко преуспел еси в неленостных яже к Богу молитвенных предстояниих.

Радуйся, яко все житие свое освящал еси непрестанным Имене Божия призыванием;

Радуйся, яко угождал еси Господеви всяким благоугождением.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 4

Бури искушений воздвигоша врази и противу тебе, блаженне Александре. Ты же препобедил еси сия силою благодати Христовы: темже ныне, к тихому пристанищу притек, с лики искушенных в мире, победивших же мир, вопиеши Христу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Павла, глаголюща: “Всяк подвизаяйся от всех воздержится”, вся в уметы вменил еси, блаженне Александре, да Христа приобрящеши: подвигами же отвержения себе и ко благим делом принуждения стяжал еси свободу славы чад Божиих: темже ублажающе тя, вопием ти таковая:

Радуйся, образ отвержения себе нам показавый;

Радуйся, ношению креста в последовании Христу нас научивый.

Радуйся, плоть со страстьми и похотьми ея поправый;

Радуйся, житием твоим суету мира обличивый.

Радуйся, всякое пристрастие земное от себе отгнавый;

Радуйся, разум свой в послушание веры пленивый.

Радуйся, волею своею благое иго заповедей Христовых подъявый;

Радуйся, сердце свое от всякия страсти душевредныя чисто сохранивый.

Радуйся, себе Богу всесовершенне предавый;

Радуйся, чрез все житие свое Богу послуживый.

Радуйся, совершением заповедей любовь к себе Божию стяжавый;

Радуйся, наследие Царствия благоугождением Богу улучивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 5

Боготечною звездою прешел еси в мире, блаженне Александре, блистающ славою и добродетелию: темже ныне сияеши на Небесех славою вечною с лики праведник, с нимиже выну воспеваеши Христу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя, блаженне Александре, николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа, невернии единаго имене твоего устрашахуся, мы же, поминающе исполненное веры мужество твое, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, доблественный в защиту веры и Церкве воителю;

Радуйся, своея земли мужественный защитителю.

Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю;

Радуйся, мира безпомощных сильный оградителю.

Радуйся, воинства свейскаго на брегах Невских славный победителю;

Радуйся, безопасности всея северныя страны земли Российския охранителю.

Радуйся, злых козней иноверия, подвигших чуждую рать на землю нашу, разрушителю;

Радуйся, законов правды богоукрепляемый утвердителю.

Радуйся, Пскова, отечества святыя Ольги, свободителю;

Радуйся, ненавидевших мира умирителю.

Радуйся, буйства неустроенныя в тыя дни Литвы укротителю;

Радуйся, во всех сих бранех христолюбиваго воинства своего мудрый предводителю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 6

Проповедника кротости и терпения явил еси себе, блаженне Александре, посреди преславных побед твоих: темже и стяжал еси сугубый венец от Царя Христа, Емуже предстоиши ныне, вопия: Аллилуиа.

Икос 6

Провозсиял еси, блаженне Александре, паче мужества, терпением твоим, егоже стяжал еси, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия ему радосте претерпе Крест: темже восхваляюще тя, усердно вопием:

Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый;

Радуйся, терпению Христову верно подражавый.

Радуйся, силу заповеди Христовы, яже о любви ко врагом, премудро уразумевый;

Радуйся, и согрешшим противу тебе избавленным тобою людем любовь истинную показавый.

Радуйся, во искушении от народа своего хитрость лукавого прозревый;

Радуйся, мирным отбытием своим из земли своея злобу врага поправый.

Радуйся, и во всем житии своем ухищрения сатаны проразумевый;

Радуйся, злое благим, по апостолу, выну препобеждавый.

Радуйся, паки, в годину скорби, в помощь оскорбившему тя Новуграду предуспевый;

Радуйся, сего ради пламенную любовь от народа своего себе снискавый.

Радуйся, Божия посещения, болезни и лишения, со упованием терпевый;

Радуйся, сего ради светлый венец от Господа стяжавый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 7

Хотяй провозсияти тебе всеми добродетельми, блаженне Александре, Владыка Христос призвал есть тебе к служению людем своим во дни посещения: ты же притяжал еси к терпению смирение, егоже ради ныне превознесен еси, предстоя Богу с песнию: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно бе видети, како непобедимый воитель смиренно преклоняет главу свою пред неверными, ихже посла Господь на люди своя ради грех их: дивно же есть и воспомянути непобедимое смирение твое, блаженне Александре, имже и Господеви благоугодил еси, и люди своя спасл еси. Темже благодарно вопием ти:

Радуйся, смирения Господня подражателю;

Радуйся, подобающаго богопоставленным властем почитания учителю.

Радуйся, всякаго превозношения противоборче;

Радуйся, истиннаго послушания подвижниче.

Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения;

Радуйся, начальствующим наставниче в богоприятном людем предстоянии.

Радуйся, подвластных руководителю в богозаповеданном предержащим властем повиновении;

Радуйся, яко многажды ради блага людей своих путьшествовал еси к безбожным, ни во чтоже вменяя яже от них испытания.

Радуйся, яко не устрашился еси, призвав Бога, прийти к Батыеви, исполняя его веление;

Радуйся, яко многащи воспринимал еси на себе страшный ответ о неразумных народа своего востаниих.

Радуйся, яко оградил еси люди твоя от зловреднаго с неверными общения;

Радуйся, яко мудре оградил еси в земли своей отеческия доблести и предания.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 8

Странническое житие прешел еси на земли, блаженне Александре, не ведый покоя в трудех своих и не имый зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуяй: сего ради ныне, блаженне, вселился еси в вечных обителех, выну поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею послужив Господу и всем житием своим благоугодив ему, прославился еси благочестием, егоже ради и исповедник явился еси веры Христовы, блаженне Александре: поминающе убо подвиг исповедничества твоего, вопием ти:

Радуйся, злобы неверных не устрашивыйся;

Радуйся, твари паче Создавшаго не послуживый.

Радуйся, солнцу и огню в стане безбожных не поклонивыйся;

Радуйся, веру свою во искушении сохранивый.

Радуйся, велению безбожному не покоривыйся;

Радуйся, твердый проповедник веры пред неверными себе явивый.

Радуйся, с сугубою славою, по исповедании своем, в землю свою возвративыйся;

Радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый.

Радуйся, от лести иноверия премудре уклонивыйся;

Радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый.

Радуйся, твердый защитник правоверия явивыйся;

Радуйся, лжесловесие врагов Православия словом здравым препобедивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 9

Всего себе повинув Богови, яко раб благий и верный послужил еси Ему, блаженне Александре, паче сверстник твоих для земли твоея потрудився: темже и внити сподобился еси в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне, со Ангелы поя: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не возмогл бы восхвалити дела твоя, блаженне Александре, яже совершил еси, полагая по братии душу свою: смиренно убо поминающе сицевая исправления твоя, умиленную песнь приносим ти, глаголюще:

Радуйся, братолюбия христианскаго приискренний ревнителю;

Радуйся, Моисеевы и Павловы любве ко братии подражателю.

Радуйся, заповедей Христовых яже о любви верный исполнителю;

Радуйся, и всех нас в любви к присным дивный наставниче.

Радуйся, примером своим паче слова явивыйся стязающихся о наследии братии своих примиритель;

Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся.

Радуйся, общаго мира во днех своих устроителю;

Радуйся, изгнаннаго страхом нашествий татарских народа своего собирателю.

Радуйся, безпомощных присный защитителю;

Радуйся, нищих и алчущих питателю.

Радуйся, сирых сильный покровителю;

Радуйся, и ныне всех скорбящих и нуждающихся мощный пред Господом предстателю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, ведый же, яко не имущему любве к Богу никиими же подвигами и добродетельми улучити спасение возможно есть, стяжал еси венец добродетелей, еже есть любовь к Богу, Емуже предстоя ныне, радостно вопиеши: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго возлюбив от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею мыслию твоею, принесл еси Ему, блаженне Александре, последи многоразличных приношений веры и усердия, себе самаго в жертву живу, святу, благоугодну: темже ублажающе тя, вопием ти:

Радуйся, в житии своем всеми богоугодными делы Господеви послуживый;

Радуйся, обетами иночества святое житие свое увенчавый.

Радуйся, многи храмы Божии, безбожными раззоренныя, обновивый;

Радуйся, к просиянию подвигов постничества обители святыя созидавый.

Радуйся, подвизающихся измлада в благочестии ради Бога возлюбивый;

Радуйся, ангельский образ и себе чистою душею предызбравый.

Радуйся, в конец жития своего всего себе Богу посвятивый;

Радуйся, приятием схимы, с новым именем Алексия, всесовершенне себе Богу предавый.

Радуйся, обетом девства чистоту сердца своего явивый;

Радуйся, обетом нестяжания высоту духа своего показавый.

Радуйся, обетом послушания всецелое служение свое Единому Богу во веки утвердивый;

Радуйся, к венцу мудраго и благаго князя мзду инока притяжавый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 11

Пение погребальное слезами растворяшеся у гроба твоего, блаженне Александре; людие твои плакахуся о тебе, солнце земли Русския, в полудни зашедшем, и рыдания прерываху умиленную песнь их к Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свет славы небесныя осия тя вскоре, блаженне Александре, утешая плачущия люди твоя: темже видяще при гробе твоем знамения и чудеса, сынове российстии достойне призываху тя, яко в молитвах предстателя; мы же, поминающе скорое заступление твое, вопием ти:

Радуйся, угодниче Божий, в самом погребении прославление от Бога получивый;

Радуйся, скорый предстателю наш, егоже призываху отцы наши в нуждех и озлоблениих.

Радуйся, в борьбе с татары князю Димитрию Донскому вспоможение явивый;

Радуйся, царю Иоанну и казанцы одоление исходатаивый.

Радуйся, исцеления многоразличныя всем подаваяй;

Радуйся, слепым зрение молитвою твоею возвращаяй.

Радуйся, хромым, припадающим ко гробу твоему, хождение даруяй;

Радуйся, разслабленных неможение врачуяй.

Радуйся, одержимым от бесов свобождение подаваяй;

Радуйся, безнадежных надеждою спасения оживляяй.

Радуйся, в погубльших разум разумение возставляяй;

Радуйся, от гроба твоего многообразныя чудотворения присно источаяй.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 12

Благодать познавше, живущую в нетленных мощех твоих, людие владимирстии с любовию прихождаху ко святей раце твоей и, радостно лобызающе ю, славляху о тебе Бога, прославляющаго святыя Своя, со умилением вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще добродетели и чудеса твоя, радостию сретаху и провождаху отцы наши святое тело твое, егда, преселяхуся святыя мощи твоя на новое место покоища в славном святаго Петра граде: и мы ныне, радующеся о небесней славе твоей и обитании нетленных мощей твоих в богоизбранном граде сем со онеми вопием ти:

Радуйся, российский Иосифе, на новое место упокоения преселивыйся;

Радуйся, всех концев земли Российския покровителю.

Радуйся, Петрова града благонадежное утверждение;

Радуйся, тогоже во бранех Небесный защитителю.

Радуйся, северныя столицы неоцененное украшение;

Радуйся, тезоименитыя тебе обители славо и утверждение.

Радуйся, народу русскому здравие же и спасение молитвами твоими подаваяй;

Радуйся, всех упование на тя возложивших, богомудрый учителю.

Радуйся, иноком, яко инок, полезное, примером жизни своея, наставление преподаваяй;

Радуйся, мирским людем, яко в мире потрудивыйся, к добродетелем общежития руководителю.

Радуйся, нетлением своим всем нам надежду воскресения подаваяй;

Радуйся, всех нас в напастех и скорбех поборниче, хранителю и свободителю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 13

О, святый благоверный великий княже Александре! От благоговейных сердец приносимую ти, аще и недостойную, хвалебную песнь сию, приими от нас, яко усердную жертву сердец, любящих тя и ублажающих святую память твою. Охраняй всех нас молитвами твоими: огради ходатайствы твоими град твой и вся люди земли Российския, да тихое и безмолвное житие поживше в нынешнем веце блаженство вечное наследим и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Со Ангелы и всеми святыми предстоиши ныне Христу, блаженне Александре, моляся с любовию чтущих тя: темже, поминающе, яко, измлада Христа возлюбив, к небесным духом прилепился еси, безплотных подражав житию, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, корене благочестиваго отрасле пречестная;

Радуйся, благоверия предков наследниче.

Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю;

Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче.

Радуйся, вождю к Небесем стада своего христолюбиваго;

Радуйся, в житии всех рабов Божиих друже и ревнителей благочестия собеседниче.

Радуйся, преподобных лика богосветлаго сопричастниче;

Радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче.

Радуйся, волею мучениче, сликовствуяй ныне сонму мучеников добропобедному;

Радуйся, христианскаго упования и любве всем нам девственный проповедниче.

Радуйся, уставов и чина церковнаго благолепнаго ревнителю;

Радуйся, верных чад Церкве и угодников Божиих сонаследниче.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Кондак 1

Избранному воеводе земли Российския, светлому украшению Церкве Православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому, похвальная восписующе, яко верою враги, видимыя же и невидимыя, победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь явившему со умилением и радостию возопиим:

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjatomu-blagovernomu-velikomu-knjazju-aleksandru-nevskomu-v-shime-aleksiju.html
Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!