Русская беседа

Общий раздел => Церковная жизнь => Тема начата: Александр Васильевич от 04 Октября 2020, 22:53:21



Название: Воссоздание в Белоруссии Туровского креста – обращение к древнерусской эпохе
Отправлено: Александр Васильевич от 04 Октября 2020, 22:53:21
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ

Воссоздание в Белоруссии Туровского креста – обращение к древнерусской эпохе

В пределах Русской земли не было деления святых на «своих» и «чужих»

(https://www.fondsk.ru/images/news/2020/09/28/or-51932.jpg?86793)
фото: Петр Лысенко

26 сентября накануне православного праздника Воздвижения Креста Господня в Минске в духовной академии состоялась презентация исторического креста (http://www.church.by/news/v-minske-sostojalas-prezentacija-turovskogo-kresta), восстановленного по технологиям XII века.

(https://www.fondsk.ru/images/myfls/2020/ak28092001.jpg)

Это событие, отмечавшееся в скромной обстановке, прошло на фоне бушующих политических страстей, которые, увы, затмевают собой сейчас культурные события в жизни страны. Между тем создание артефакта в виде христианской святыни Древней Руси, имеет не только сугубо церковное значение. Куратором проекта был бывший премьер Сергей Румас; в изготовлении креста приняла участие Национальная академия наук Беларуси, и один из двух созданных экземпляров Туровского креста будет теперь там находиться.

(https://www.fondsk.ru/images/myfls/2020/ak28092002.jpg)

Ранняя история Туровского княжества не пользуется в Белоруссии таким же повышенным вниманием, как история Полоцкой земли. В Полоцке сидели князья Брячислав и Всеслав, неоднократно нападавшие на Новгород, воевавшие с великими князьями киевскими. Создаётся обманчивое впечатление, что Полоцкая земля представляла собой нечто совершенно обособленное от системы древнерусских княжеств… Однако даже с учётом этой сомнительной трактовки нужно помнить, что Полоцкое княжество не охватывало и половины современной белорусской территории. Значительная её часть была подконтрольна туровским князьям, которые до середины XII в. почти всегда являлись одновременно князьями киевскими. Значит, нет повода говорить о самостоятельности и независимости западных русских земель, входивших в состав Туровского княжества.

Первое летописное упоминание Турова относится к 980 г. и имеет явно легендарный характер, будто бы некий Тур сел в Турове, отчего город и его жители получили своё имя. Действительно, археологические исследования датируют возникновение города в конце X в. Очевидно, его появление и развитие связано с западным торговым путём из Польши на Русь по Припяти. Когда в Киеве была принята христианская вера, в Туров был послан усыновлённый Владимиром Святополк, получивший впоследствии прозвище Окаянный. Повесть временных лет объясняет это имя тем, что Святополк развязал междоусобную войну в роде Рюриковичей после смерти Владимира Святого и сделался причиной убийства братьев Бориса и Глеба.

(https://www.fondsk.ru/images/myfls/2020/ak28092003.jpg)

Традицию держать под контролем Туровскую землю продолжил киевский князь Ярослав Мудрый, который отдал Туров своему сыну Изяславу. Когда Изяслав стал киевским князем, он, в свою очередь, передал Туров своему сыну Святополку. Когда Святополк сделался киевским князем, он удержал Туров за собой и управлял им через своего посадника. Последующие киевские князья – Владимир Мономах, Всеволод Ольгович, Ростислав Мстиславич, Юрий Долгорукий – либо посылали в Туров одного из своих сыновей, либо назначали наместника из своего окружения. Туровская земля рассматривалась киевскими князьями как принадлежность великокняжеского престола.

Частая смена князей не могла нравиться жителям Туровщины. Поэтому когда в 1158 г. в городе появился князь Юрий Ярославич из линии потомков князя Изяслава (сына Ярослава Мудрого), они оказали ему поддержку, и в Турове утвердилась своя княжеская династия, независимая от Киева. В дальнейшем Туровская земля подверглась общей участи удельного периода древнерусской истории. Она была разделена между потомками Юрия Ярославича. Выделились отдельные волости – Пинская, Дорогобужская, Пересопницкая. Сам Туров в XIII в. постепенно отходит на второй план, уступая своё ведущее положение богатеющему и усиливающемуся Пинску.

(https://www.fondsk.ru/images/myfls/2020/ak28092004.jpg)

Идея создания Туровского креста принадлежит белорусскому историку-археологу, многолетнему исследователю древностей Турова Петру Фёдоровичу Лысенко. В ходе первых раскопок города в 1962 г. ему удалось обнаружить четыре небольших свинцовых иконки, которые обычно отливали ювелиры в качестве пробы при изготовлении изображений из золота или серебра. На одной из иконок, по мнению Петра Лысенко, был запечатлён «русский Златоуст» – святой Кирилл епископ Туровский (https://www.fondsk.ru/news/2018/12/07/svjatoj-kirill-turovskij-russkij-zlatoust-47252.html). Учёный также высказал предположение, что свинцовые изображения готовились для большого креста, который обычно выносится на крестопоклонные праздники на центр храма. Идея создания такого креста не сразу нашла поддержку и своё воплощение. К сожалению, престарелый исследователь, сделавший так много для создания Туровского креста, не дожил несколько месяцев до полного воплощения своей идеи.

Обращает на себя внимание то, что на созданном кресте изображены святые, связанные с Туровской землёй. Кроме Кирилла Туровского тут представлены святая Варвара и благоверный князь Андрей Боголюбский. Имя Варвары носила греческая принцесса, на которой был женат туровский князь Святополк Изяславич. Эта Варвара основала в Турове Варваринский женский монастырь. Князь Андрей Боголюбский в 1151 г. правил в Турове по распоряжению своего отца киевского князя Юрия Долгорукого. Примечательно, что Андрей Боголюбский в древнерусской истории известен, прежде всего, как основатель сильного Владимиро-Суздальского княжества, нового государственного центра на севере Руси. Поэтому его чествование в Турове может показаться кому-то неожиданным. Но в пределах Русской земли не было деления святых на «своих» и «чужих».

В ходе презентации первого экземпляра креста, перешедшего в ведение Белорусской Православной Церкви, патриарший Экзарх митрополит Вениамин выразил надежду, что молитва перед этой святыней будет содействовать умиротворению белорусского общества. Призыв церковного иерарха к духовному сплочению страны звучит сегодня как нельзя более актуально.

https://www.fondsk.ru/news/2020/09/28/vossozdanie-v-belorussii-turovskogo-kresta-obraschenie-k-drevnerusskoj-epohe-51932.html