Русская беседа
 
19 Мая 2024, 00:01:22  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: 11(24) июля 1613 года венчался на царство Михаил Феодорович Романов  (Прочитано 2331 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104056

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Июля 2011, 04:25:21 »

11/(24) июля 1613 года в Успенском Соборе Кремля венчался на царство Михаил Феодорович Романов



Великое Московское посольство

...Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь - Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой - костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители.

Те, ради кого москвичи проделали этот неблизкий путь  - инокиня Марфа и ее сын Михаил вышли из монастыря навстречу процессии, поклонились святыням и приняли благословение архиепископа Феодорита. Все взгляды были прикованы к ним. Люди молились Богу о том, чтобы Он даровал Свое благословение Михаилу и всей Российской земле.

Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей - знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан?

Боярыня Ксения Романова

Монашеская одежда, как покров, скрывала известную и знатную женщину. Еще несколько лет назад боярыня Ксения Ивановна Романова славилась как одна из первых красавиц на Москве. Родилась она в Костроме. Невестой привезли ее в столицу и выдали замуж за боярина Феодора Никитича Романова. Так она оказалась в знаменитых палатах бояр Романовых, возвышающихся на Варварке неподалеку от стен Кремля. Убранная коврами светелка в женской части палат, куда долетал тонкий утренний звон колоколов окрестных церквей... В ней рукодельничали, читали Евангелие и растили детей. Камчевые скатерти, книги в тяжелых переплетах, кованые сундуки для приданого, зеркала, нитки бус и детские лошадки, - все эти милые сердцу черты привычного московского быта были признаками достатка семьи. Романовы пользовались в Москве уважением. Не только потому, что умели вести дела и имели большой дом, но и потому, что от сердца, не скупясь, раздавали милостыню и жертвовали средства на строительство храмов. Уважали их и за ровный, спокойный нрав. Жили они тихо, благочестиво и готовы были лучше терпеть неправду, чем воздавать злом за зло.

При Борисе Годунове пятеро сыновей Никиты Романова попали в опалу. - Известные своим благочестием, они вызвали у Годуновых опасение как «политические соперники». Семен Годунов - родственник царя Бориса - подкупил одного из слуг Романовых и подбросил в кладовую братьев тюк с «колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении ядов. Всех их ждал неправедный суд и обвинение в покушении на убийство государя. Старший сын боярина Никиты - Федор был разлучен с семьей и пострижен в монахи с именем Филарета. Остальных братьев ждали ссылка на Урал и на Белое море и многие скорби. Один из братьев - Михаил Никитич - принял мученическую смерть в Ныробе неподалеку от Перми. Около года содержали могучего боярина в трехпудовых кандалах в сырой удушливой яме, приковав его за пояс к столбу и оставив наверху отверстие лишь 20 сантиметров для воздуха и для подачи пищи, которую затем и вовсе перестали ему давать.

Однако все эти испытания послужили к прославлению рода. Тогда, в годы смуты, после смерти Ивана Грозного и его сына Феодора, известные боярские роды оспаривали друг у друга право на царский венец. Государи менялись: Борис Годунов, князь Шуйский, самозванец Лжедмитрий, получивший поддержку в Польше в обмен на обещание отдать Россию во власть католикам... Ко всему этому добавились неурожай, эпидемии, бушевавшие по всей России. Пол-России оказалось под властью поляков. А в Нижнем Новгороде уже собирали народное ополчение посадский староста Козьма Минин и князь Димитрий Пожарский. Романовы же удалились от суеты: жили своим миром, уединенно, тихо, молитвенно. Ксения Ивановна, видя страдания вокруг, решила принять монашество. Достаток, уют, семейное счастье и покой остались в  другой жизни. Прежней красавицы Ксении Романовой больше не было на свете. Теперь она была простой монахиней.

Земский Собор

...Летом 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило северные районы страны и двинулось от Ярославля к Москве. Поляки обратились к своему королю с просьбой о подкреплении, но помощь запоздала  - ополченцев поддержал большой отряд казаков, отбросивший королевские войска, пытавшиеся извне прийти на помощь польскому гарнизону. Началась осада народными ополченцами Кремля и Китай-города. В октябре 1612 г. войска интервентов капитулировали.

После освобождения Москвы, в начале 1613 г., было решено собрать Земский Собор для выбора достойного кандидата на русский престол. Преобладали на Соборе дворяне и посадские люди, поэтому части влиятельных бояр, настроенных на союз с Польшей, не удалось провести кандидатов - польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа.  Народная война вызвала такой подъем патриотизма, что было ясно - царь должен быть русским, православным. Не много шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты прославился участием в политических интригах. И вот тогда взгляды обратились к семье Романовых, безвинно и безропотно претерпевших страдания.

Шестнадцатилетний Михаил Феодорович был избран большинством как самый достойный кандидат на царский престол. Он был еще очень юным, но дела и честь семьи Романовых шли перед ним...11/(24) июля 1613-го года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Кремля. Событие это положило начало новой династии

Феодоровская икона Божией Матери



Что должна была чувствовать инокиня Марфа в тот момент, когда посланники Земского Собора передали ей грамоту о том, что сын ее, Михаил Феодорович, единодушно был выбран народом царем Московским как достойнейший из лучших?

Отдать Михаила миру, отпустить в Москву, где не улеглись еще политические «вихри», поднятые пресечением власти наследников Иоанна Грозного, возможно, подвергнуть новым опасностям, потерять... И она молилась, подолгу у чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, как и прежде, тогда, когда  Михаил находился в плену у поляков.

«Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!», - с этими словами благословила инокиня Марфа Михаила Феодоровича на служение России.

О «случайных совпадениях»

Как будто усыновленные Небу через монашеское благословение Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна», как бы, отрываясь от земных корней.

И через века благословение, данное в Ипатьевском монастыре, раскрылось в судьбе прославленных ныне в сонме русских святых мучениц, государыни Александры и ее сестры Елисаветы. С переходом в Православие их христианское устремление обрело полноту. Устроенные ими обители и странноприимные дома, приюты и госпитали по всей России были свидетельством о глубине их веры.

Господь говорит с людьми показательно. Но мы не всегда видим, не всегда замечаем знаки Его промысла, видим в них лишь случайные совпадения. - Созвучны названия монастыря, где получил благословение на царство первый представитель рода Романовых и места убийства семьи последнего русского царя - Николая II: Ипатьевский монастырь и Ипатьевский дом в Екатеринбурге. Последнее, как бы возвращает нас к истокам крестного пути царственных мучеников. Этот царский род был возведен на престол из-под сводов православной обители. - Не для угождения прихотям, тщеславия и пустого блеска поставляется царь среди народа, но для христианского служения, для того, чтобы быть ходатаем за народ перед престолом Божиим, по слову Евангелия: «Добрый пастырь душу свою полагает за овец».

http://3rm.info/13369-1124-iyulya-1613-goda-v-uspenskom-sobore-kremlya.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!