Русская беседа
 
05 Мая 2024, 00:07:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 12
  Печать  
Автор Тема: Государь Иоанн Васильевич Грозный и "тошная сила"  (Прочитано 49927 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #30 : 12 Ноября 2009, 17:31:07 »

Ещё о Лунгине и его фильмах (я это полностью поддерживаю):

Марина Зырянова
11 ноября 2009 г.



Как ожидали: антимонархизм и русофобия


Фильм П. Лунгина "Царь", вышедший на экраны 4 ноября, Правая.ру решила проигнорировать в силу очевидных запрограммированных в нем антимонархизма и русофобии. Однако, об этом мы предупреждали ещё два года назад, когда только начались съемки. Предлагаемая рецензия-прогноз написана 24.09.2007 г.!!!

Режиссера Павла Лунгина всегда отличала тончайшая русофобия. Но тут он стал православным, снял фильм «Остров», получил из рук патриарха высокую награду. Вроде бы, исправился. Ан нет, воцерковление таким людям впрок не идет. Тянет, тянет их, аки псов, на старыя блевотины.

Впрочем, проницательные умы ещё тогда, в период всеобщей эйфории по «Острову» говорили: зачем это режиссёр предателя Родины сделал святым, зачем ему нужны были фашисты? Зачем он противопоставил Остров спасения – всей остальной России?

Теперь Лунгин, в зените славы, снимает очередной фильм против русской государственности. Против царской власти.

Оговорюсь сразу, во избежание упреков: я как человек, церковнопослушный, не дерзаю считать царя Иоанна Грозного святым. Но факты есть факты, он почитался как местный московский святой вплоть до середины XVII века, когда патриарх Никон фактически деканонизировал его, дабы воздействовать на сознание глубоко чтившего своего предка царя Алексея Михайловича. Этот факт с недоумением приводит в своей книге известный церковный историк проф. Голубинский, с оговоркой, что здесь-де, видимо, какая-то ошибка. Не может всем известный «тиран» почитаться как святой! Нельзя, по словам святейшего патриарха Алексия, канонизировать одновременно жертву и палача. Согласна: нельзя.

И я уверена, что Павлу Лунгину, когда он был в Даниловом монастыре, кто-то подсказал этот ход. Он берет исторический эпизод, где все акценты можно расставить предельно четко. Действительно, о многом можно спорить, но если выйдет художественно убедительное изображение убийства святого, то итоговый приговор будет ясен, каковы бы ни были прочие достоинства и «шекспировский размах» Грозного Царя (здесь вспомним Репина с его лживой картиной-имхо). Он выйдет просто кесарем из греческой и римской житийной литературы первых веков христианства – языческим императором, мучающим своих подданных-христиан. Недаром он вел свой род от римских императоров, начиная с Августа. Святитель Филипп же станет для зрителей христианским мучеником, на стороне которого все симпатии, а царь – мучителем, предтечей антихриста, напоминающим о репрессиях 30-х годов, когда были умучены тысячи священников и архиереев.

Может быть, кто-нибудь ещё подскажет Павлу Лунгину взять на роль святителя Филиппа еврея. Тогда сойдутся все концы с концами.

И теперь единственный, кто может изменить этот план очередного подкопа под традицию русской государственности, — это Петр Мамонов, который недаром ведь Рюрикович по рождению(-кто-нибудь про такое его происхождение знает?). Как спас он фильм «Остров», так и теперь его персонаж может стать стократ убедительнее и ярче, чем образ святителя. И режиссер, кстати, понимает, что это проблема. И что образ святого до сих пор смог сыграть только сам Мамонов в присно памятном «Острове». Как померкли все духовные лица на фоне старца Анатолия в «Острове», так может произойти и на сей раз. Кстати, нельзя не отметить верный глаз режиссера: “Когда снимался “Остров”, — говорит Павел Лунгин, — я неожиданно для себя увидел в Петре Мамонове образ Ивана Грозного. Во всем — в лице, в поведении. Мне показалось, что они необыкновенно внутренне похожи”. Возможно, сходство объясняется тем, что оба — юродивые? Мамонов много лет реализует на сцене образ юродивого, а Иван Грозный, как известно, подписывался псевдонимом Парфений Уродивый.

Грозный Мамонов затмит всех остальных действующих лиц почти наверняка ещё и потому, что нынешнее время имеет превратное представление о святых как о неких изначальных небожителях, что в искусстве, которое не терпит никакой фальши, сразу же приводит к ходульности, «картонности». Вообще святость в трехмерном пространстве различима с трудом: ей хорошо живется в четко прорисованных контурах двумерного пространства икон или в очищенном от избыточной трехмерной конкретики жанре жития. Там где появляются оттенки, полутона, там святость порой затушевывается, теряется, поскольку святые на самом деле внешне такие же люди, как и все. Они ходят, едят, разговаривают. И лишь в определенные минуты, в определенных ситуациях святость проявляется, раскрывается в полноте Божественной благодати. Собственно, жития и сотканы сплошь из таких эпизодов, а остальное пропускают мимо внимания.

В случае со святителем Филиппом таких эпизодов на самом деле всего два. Первый – это заступничество за народ, второй – непосредственно его мученическая кончина (доказано: Царь Иоанн IV к убийству святителя Филиппа не причастен!). Оба эти эпизода имеют отчетливо атикесарийский оттенок, причем первый являет скорее не святость, а чисто человеческое мужество. Они идеально, начиная с Карамзина, вписываются в просвещенческо-демократическую идеологию: заступился за “страждущий народ” и пострадал от “царского сатрапа”. Неправота «тирана» здесь выступает со всей рельефностью. А в контексте сегодняшнего дня ничего лучшего для смычки церкви и демократии просто нельзя придумать. Либеральная идеология вновь хочет использовать церковь в своих интересах – как это уже случилось в перестройку. Объектом атаки вновь становится «тысячелетняя русская парадигма» (А.Н.Яковлев).

Мамонов, кстати, как классический представитель андеграунда с советских времен не любит государство и его официоза. И вот антигосударственничество андеграунда идеально накладывается на антиимперство Церкви периода катакомб, т. е. церковного андеграунда. Все это так, но нельзя не отметить, что сейчас уже не времена СССР, андеграунда (то есть подпольного искусства) никакого нет, и Церковь, мягко говоря, не бедствует. Да и власть периода Московского царства, в отличие от нынешней, была властью от Бога. Однако, так сказать, в предвосхищение возможной тирании и в назидание потомкам готовится такая вот «фильма». Важнейшим из искусств, как известно, является кино.

Однако, нельзя не отметить, что союз андеграунда и Церкви с духом демократической буржуазности гораздо более противоестественен, чем их союз с царской властью. Все это протестантизация православия. Либеральное обновленчество, вид сбоку.

Иногда я грешным делом, задумываюсь, может, таким людям, как Лунгин и ему подобным, — вообще не следовало обращаться в Православие? Если, обратившись, они развивают активность, которая приносит отечественной традиции только вред?

Впрочем, увидим: Петр Николаевич Мамонов, как и его далекий предок царь Иоанн Васильевич, умеет молиться. Может быть, Божий промысел и в этот раз изменит режиссерский замысел.

P.S. автора, 2009 г. : Теперь уже ясно, что замысел осуществлен, очередная диверсия против отечественной истории и глумление над царской властью успешно проведены. Мамонову объяснили, что его дело — не заслонять настоящего святого. "В фильме царя нет", — признал потом П. Мамонов. И к совету моему прислушались: на роль одного из митрополитов (хоть и не свт. Филиппа) был взят известный А. Дворкин.

http://www.pravaya.ru/comments/17533
Записан

Андрей
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #31 : 16 Ноября 2009, 15:55:46 »

Открытое письмо
по поводу фильма Павла Лунгина «Царь»


Президенту Российской Федерации
Дмитрию Анатольевичу Медведеву

Копия:
в Комиссию при Президенте Российской Федерации
по противодействию попыткам фальсификации истории
в ущерб интересам России


Уважаемый господин Президент!

В романе советского писателя Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» есть образ манкурта — человека, лишенного памяти о прошлом и обращенного в раба. Но точно так же и любой народ, лишенный своей исторической памяти, превращается в коллективного «манкурта», в материал для удобрения т.н. «цивилизованных наций». Именно это пытаются проделать сегодня с русским и другими коренными народами России. В качестве орудия используется искусство, в частности — кинематограф.

В последнее время целью фальсификаторов стал ключевой момент в отечественной истории — создание в XVI веке Московского царства и олицетворяющий этот процесс первый русский царь — Иоанн IV Грозный. Фильм П. Лунгина «Царь», широко разрекламированный всеми российскими СМИ, не только искажает историческую правду, но и роняет престиж России в глазах всего мира. Вот лишь некоторые примеры откровенной фальсификации истории, из которых целиком состоит фильм «Царь».

1. Фильм начинается со лжи — когда бегущие по экрану титры создают для зрителя «вводную», не соответствующую действительности: якобы, в 1565 году польский король Сигизмунд завоевывает русские города, в стране царит голод, опричники залили страну кровью. Как результат — поляки захватывают стратегически важный Полоцк, что приводит к ужесточению террора. На самом деле война для России шла успешно, русские заняли у поляков города в Прибалтике, а Полоцк останется во владении России еще 14 лет — до 1579 года.

2. Массовые казни. Согласно источникам, за весь период правления царя Иоанна Васильевича было казнено не более 4—5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением, например, современника царя Иоанна IV, французского короля Карла IX, по распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики перебили во Франции 30000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были повешены 70000 человек. Эти цифры доказывают, что особая «кровожадность» Грозного царя — домыслы фальсификаторов.

3. Другая ложь — избиение опричниками во главе с царем митрополита Филиппа в храме и сцена посещения свергнутого митрополита государем. Никаких документальных подтверждений этих сцен, как и того, что царь Иоанн IV имел какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа, не существует.

Однако создателей фильма это не волнует. Они творят на экране кровавую фантасмагорию: безумный царь-параноик с вечно открытым ртом, из которого торчит блестящий вампирский клык, злобная истеричка-царица, кровожадные псы-опричники... Непрерывный калейдоскоп кадров, в которых мелькают виселицы, куры с отрубленными головами, кровь. Авторы фильма старательно создают образ кровавого Апокалипсиса во главе с царем-Нероном, сидящим над деревянным Колизеем, где медведь рвет на части живьем верных и праведных слуг царя.

Вместе с царем наслаждается кровавым зрелищем и простой народ: вопит от восторга, машет руками, пучит глаза — вот-вот начнет делать ставки. И это не единственные в фильме кадры, где русский народ выглядит как дикое кровожадное быдло. Таким же его изобразили в сцене поставления на митрополию святителя Филиппа, когда толпа бежит ловить брошенные монеты.

Царь Иван Грозный вызывал и вызывает ненависть врагов России по одной причине: он возвеличил ее политическую роль в мире, ее экономическое и военное могущество. (думаю, при этом главное - что он был Правослшавным Царём и осознавал переход роли Удерживающего от Византии к России. Именно за это, по-моему, жидовский кагал в 1563 году объявил ему ХЕРЕМ, т.е. проклятие на вечные времена - ИМХО). При этом царе территория государства увеличилась в 2 раза — с 2,8 млн км2 до 5,4 млн км2, были завоеваны царства Казанское, Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба, регулярная армия, основано 155 новых городов и крепостей. Иоанн Грозный был великий государственный деятель и патриот, он заложил основы современного Российского Государства, и мы не можем позволить порочить его честь и достоинство, честь и достоинство нашего народа, извращать историю нашей Родины и умалять заслуги наших предков, создавших великую страну.

Фильм «Царь» должен быть изъят из публичного проката в кинотеатрах и, наравне с порнографией, разрешен только для частного просмотра на домашних видеоустройствах.

Вячеслав Манягин,

главный редактор православного журнала «Первый и Последний»,
писатель, журналист, автор исторических исследований о царе Иоанне
Грозном: «Апология Грозного царя», «Царь воинствующей церкви:
Иоанн Грозный в иконографии XVI—XVII вв.», «Правда Грозного царя»,
«Иоанн Грозный без лжи и мифов».
Записан

Андрей
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #32 : 16 Ноября 2009, 16:23:16 »

Не удивлюсь,если Лунгин полезет с "Царем" на какой-нибудь европейский кинофестиваль.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #33 : 16 Ноября 2009, 16:32:53 »

Не удивлюсь,если Лунгин полезет с "Царем" на какой-нибудь европейский кинофестиваль.


И естественно отхватит кинонобелевку - херем то Царю Иоанну IV объявлен на ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА. Так что все жиды обязаны стараться.
Записан

Андрей
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #34 : 16 Ноября 2009, 16:46:56 »

Иерей Алексий Успенский: "Им страшен не Иоанн Грозный, а идея, за которую он боролся".

За одно только хочется поблагодарить режиссера Павла Лунгина: нельзя обойти молчанием его последнее вышедшее в свет творение. Потому как молчанием предается Бог. Это как раз не тот случай, когда молчание – золото. На мой взгляд, не имеет особого смысла возмущаться тем, что фильм исторически однобок, тенденциозен и не дает ни малейшего представления о личности настоящего Ивана Грозного. Мне кажется, что не личность Царя – главная мишень экранизации. В данном случае личность монарха используется как рычаг, а опорой сему рычагу избрана твердая почва лучших и святых чувств зрителей. В первую очередь тех из них, которые являются потомками жителей Московского царства ХVI века. И вот изо всех сил упираясь этим кривым рычагом в самое чистое и святое, что у людей ещё осталось, пытаются с корнем выворотить идею самодержавия в умах и сердцах русского народа.

Таким же искривленным рычагом служила в своё время личность Григория Распутина. Не в том было дело, чтобы очернить сибирского мужика сверх всякой меры, а в том, чтобы через это свалить престол Русских Царей. Но помилуйте, – скажут некоторые, – ведь именно это и удалось. Вот уже скоро 100 лет как народ бросил в грязь и скипетр и державу Российские, он и думать забыл о самодержавии в стране. Если бы оно так до конца и было, то режиссер Павел Лунгин мог бы спокойно сегодня показать правду о Грозном царе, как, например, его американский коллега Мэл Гибсон своим, действительно, шедевром "Храброе сердце" не вдохнул достаточно храбрости ни в одно сердце ни единого шотландца для того, чтобы выступить против Британской короны. Равно как после показа фильма с говорящим названием "Последний самурай" вряд ли кто-то серьезно обеспокоится тем, что в Японии вдруг возродится самурайский дух. Да, шотландцев селекционировали, японцев приручили. А нас? А вот нам оказывается ещё надо показывать такие фильмы, как лунгинский "Царь".

По этому поводу неизвестный поэт сказал: "Нас опоили крепким ядом, нас кормят жирной беленой и спать укладывают рядом, укрывши смертной пеленой". Значит, мы ещё достаточно дики, опасны и непредсказуемы для тех, кто пытается нас выпасать и кого нельзя назвать добрыми друзьями. Видимо, эшпаевский бездарный сериал показался "добрым друзьям" из правительства Москвы не достаточно "жирной беленой", если они профинансировали фильм Павла Лунгина. Ему ведь доверяют, он снял такой православный, такой правдивый "Остров".

Можно снять сотню лживых фильмов, но факты упрямая вещь. Первый Русский Царь присоединил к России царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайскую орду и Пятигорье, более чем вдвое раздвинул пределы своей державы. Прирост населения по разным подсчетам составил 30-50%. Основано было более 150 новых городов и крепостей, плюс учреждение Земских соборов, плюс административные реформы, судебная реформа, создание регулярной армии, почтовой службы, сети образовательных школ, книгопечатание и т.д. За почти полвека своего царствования по приказу Царя Иоанна IV казнено порядка пяти тысяч человек, включая уголовных преступников. Для сравнения в Англии первой половины XVI века повешено только за бродяжничество 70 тысяч. Во Франции в том же XVI веке всего за три дня без суда и следствия уничтожено 30 тысяч протестантов.

А чем похвалиться сегодня России? Оттяпали от себя миллионы квадратных километров с десятками миллионов человек, зато мы теперь независимы. Вымирает коренное население – не беда, у нас толерантность и свобода передвижения и другие "прелести". Инфляция и безработица – зато свободный рынок. Коррупция и преступность – зато нет смертной казни и есть права человека. С армией не всё в порядке? Но у нас же нет внешних врагов, и есть много милиционеров. Прибыль и сырьё уходит за границу, но ведь у нас есть "главная ценность", ради неё можно многим пожертвовать, у нас есть демократия! Вот, примерно, то, чем можно сегодня в России похвастаться.

Нельзя не сказать и о Церкви. В отличие от времен дореволюционных она ныне отделена от государства и это имеет для неё на современном этапе несомненное благо. Происходящие процессы в Церкви во многом обратны тем, что мы наблюдаем в государстве. Но всегда ли можно верующему человеку разграничить понятия "страна" и "Родина"? И во всяком случае позволительно ли отмежеваться в сердце своём от государства, сохраняя любовь к христианскому Отечеству? В этом смысле никакая политическая или религиозная фигура не заменит того, кто называется Помазанником Божиим. Во всяком случае, на российской почве это так и было. Если представить себе невозможное, и завтра воссядет и венчается на престол самодержавный владыка, Церковь не сможет отделить себя от его помазанничества, а государство от его самодержавной власти. Вот то, что сегодня пугает многих. Не Царь и Великий князь Иоанн Васильевич IV так страшен, как идея, за которую он боролся всю жизнь. Если она опять восторжествует и гром великий грянет, сколько и чьих голов слетит тогда с плеч? Страшно? Страшно!

В 1530 году 25 августа в день и час рождения первого Царя Российского Иоанна Васильевича разразилась такая страшная гроза, какой, современники говорили, не было от создания мира. Так его тогда и прозвали – Грозный. Грозно и молневидно являлось на свет Русское Царство. Раскаты тех далеких громов достигают и до нас, слышны и поныне нашим городам. Их звуки не дают забыть никому величие, славу и грозную поступь Великой Империи. Но самое страшное для недругов это то, что звуки эти, кроме всего прочего ещё и предвещают нечто. Это им просто невыносимо. Невыносимо сознавать, что жирная кровавая точка, поставленная на русском самодержавии, расплывается и исчезает. Само небо о том свидетельствует тем, кто ещё не потерял веру.

1530 год, село Коломенское, Василием III заложен храм Вознесения Господня в честь рождения наследника – будущего первого Царя Российского. 1917 год, 2 марта, село Коломенское, чудесное явление Державной иконы Божией Матери сразу после отречения последнего Царя Российского. Она принимает в свои руки державу и скипетр Православного царства именно в том самом храме. Этот упрямый факт русской истории мог бы стать великолепной темой для экранизации. И наверняка есть у нас честные профессионалы, которые могли бы это сделать, но как мы выяснили, русский человек ещё не достаточно приручен, чтобы ему открывать глаза на прошлое, а тем самым на настоящее и будущее. В этой связи хочется поделиться впечатлением человека, который имел участь быть зрителем киноленты "Царь". "Ощущение возникает какой-то принудительной психиатрии, как будто тебя хватают и насильно делают болезненный укол прямо в мозг и даже в саму душу. Короче, делают прививку от болезни, которою 370 лет болели наши предки, она называется любовью к Царю".

Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Источник: http://3rm.info/

http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=2287
Записан

Андрей
Елена_В7
Постоялец
***
Сообщений: 167


Просмотр профиля
православная, РПЦ
« Ответ #35 : 16 Ноября 2009, 17:00:49 »

А мне фильм очень понравился, сложный, заставляет задуматься. А что касается царя Иоанна IV, личность он был незаурядная, спорная. Во все времена споры о нем не умолкали.
Вот, что писал о нем А.С. Пушкин: «Причудливый, ипохондрик, набожный, даже верующий, но пуще всего боящийся дьявола и ада, умный, принципиальный, понимающий развращенность нравов своего времени, сознающий дикость своей варварской страны, до фанатизма убежденный в своем праве, подпадающий, как чарам, влиянию Годунова, страстный, развратный, внезапно делающийся аскетом, покинутый изменившим ему Курбским, другом, который давно понял его, но под конец не мог не оставить его, - странная душа, исполненная противоречий!»

Один, Господь знает, как оно было на самом деле.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #36 : 16 Ноября 2009, 17:27:59 »



Один, Господь знает, как оно было на самом деле.

А теперь выяснилось,что и Лунгин знает,как оно там было на самом деле.
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #37 : 16 Ноября 2009, 18:35:09 »

Один, Господь знает, как оно было на самом деле.
А теперь выяснилось,что и Лунгин знает,как оно там было на самом деле.

Уважаемая Анна! Полностью поддерживаю Ваше замечание, включая и содержащуюся в нем иронию. Помнится, Вы сражались за фильм Лунгина "Остров", хотя зоркие люди (не я - именного этого я в первый момент не разглядел в фильме) сразу увидели содержащуюся в нем апологетику предательства. Но вот, как я понимаю, несмотря на то, что фильм "Остров" Вам понравился, имя Лунгина Вас не гипнотизирует и Вы прекрасно понимаете, что такое его новый "шедевр". Конечно, это тоже предательство. Если Россия для Лунгина Родина, то этим фильмом он родину продает.  Простите, если почему-то обидел, но говорю искренне.
Владимир К.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #38 : 16 Ноября 2009, 20:43:41 »

Это известный прием. Сначала снимается ( пишется) хороший фильм ( статья,книга),чтобы расположить к себе  граждан и войти в доверие, а уж потом...
 Я  говорила об этом приеме.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #39 : 16 Ноября 2009, 20:49:53 »

Помнится, Вы сражались за фильм Лунгина "Остров", хотя зоркие люди (не я - именного
По-моему я писала о "Тарасе Бульбе". Про Остров я мало что писала. Хотя считаю,что Остров тоже неплохой фильм,может Лунгин и хотел как-то напакостить в "Острове",но не вышло.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #40 : 17 Ноября 2009, 00:40:01 »


Один, Господь знает, как оно было на самом деле.


Конечно же так, Елена. Но кое-что можем сказать и мы: сына не убивал, Св.Филиппа не убивал (и Малюта тоже), народ не казнил и не зверствовал - только государственных преступников (к тому же весьма мало для того времени), опричнина была делом полезным и временным, в святцы монастыря был записан мучеником. Что же остаётся? Многоженство и разврат? Можно поспорить. А если и этого не было, то и вообще ничего не остаётся от обвинений. Кроме жидовского херема от 1563 года.
Записан

Андрей
Святослав.Р
Старожил
****
Сообщений: 396


Просмотр профиля
Православие, РПЦ
« Ответ #41 : 17 Ноября 2009, 01:40:09 »


Один, Господь знает, как оно было на самом деле.

Конечно же так, Елена. Но кое-что можем сказать и мы: сына не убивал, Св.Филиппа не убивал (и Малюта тоже), народ не казнил и не зверствовал - только государственных преступников (к тому же весьма мало для того времени), опричнина была делом полезным и временным, в святцы монастыря был записан мучеником. Что же остаётся? Многоженство и разврат? Можно поспорить. А если и этого не было, то и вообще ничего не остаётся от обвинений. Кроме жидовского херема от 1563 года.

Цитировать
в святцы монастыря был записан мучеником
Вместе с архимандритом Киево-Печорской Лавры V века.

Доказательства у Вас есть или опять будете тащить мусор с непонятных сайтов?

Модераторам.  Извините за возможно резкие слова, но уже надоело читать хулителей Российской Истории и историков.
Записан
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #42 : 17 Ноября 2009, 11:33:20 »

А как вам Пётр Мамонов в роли Иоанна? По мне - неубедителен... Какой-то юродивый, а не Царь. Митрополит Филипп - рефлексирующий интеллигент, прости Господи.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #43 : 17 Ноября 2009, 15:12:10 »

Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм Лунгина - это материалы для следствия или для его медицинского освидетельствования

По мнению петербургского священника, картина "Царь" носит провокационный и антихристианский характер…


Протоиерей Геннадий Беловолов

Мы жили во времена Горбачева, который может быть назван воплощением слабой и безвольной власти, при которой отсутствует понятие силы. По сути, безволие Горбачева привело к крушению великой страны. Думаю, что ни один человек, переживший крушение исторической России, хотя и под названием СССР, не может не понимать, что слабая власть – это катастрофа для страны и для народа. Нас, переживших эту катастрофу развала России, не испугаешь такими ужастиками, которые нарисовал Павел Лунгин. Понятно, что слабая безвольная власть, которая в перспективе означает развал и того, что осталось от России уже под названием "РФ" – Российская Федерация, – эта перспектива весьма удовлетворяет наших недругов. Но планы разрушителей России еще не достигнуты, в них входит дальнейшее ее дробление на уделы. Видимо, их идеалом представляется Киевская Русь периода междоусобиц, ряд удельных княжеств, враждующих между собой. Понятно, что такая стратегическая цель может быть достигнута только через серьезную идеологическую войну, через подготовку общественного мнения к тому, что власть должна быть никакой. И фильм "Царь", уж не знаю, сознательно или бессознательно, в любом случае льет воду на эту концепцию, что в России должна быть слабая власть.

Что касается Ивана Грозного, то в фильме допущен ряд идеологических смещений в толковании самого понятия "Грозный". "Грозным" называли и архангела Михаила, грозным является всякий судья для подсудимого, поскольку он являет собой грозу справедливости. В функции Царя, как Самодержца, безусловно, входила и возможность миловать и необходимость наказывать. Было бы странно, если бы Царь никого не наказывал. Если власть не является ни для кого грозной, а только белой и пушистой, то, что это за власть такая? Но, мы не выступаем за догмат непогрешимости русских царей, безусловно, можно найти у Ивана Грозного какие-то исторические ошибки.

Мы не идеализируем ни Ивана Грозного, ни даже Николая II, который является святым нашей Церкви. Мы понимаем, что они не были застрахованы от каких-то исторических ошибок. Но Иван Грозный был очень глубокой духовной фигурой русской истории, безусловно, он был глубоко верующим человеком, и этому свидетельство не только синодики, которые говорят о его покаянии. Нет больше таких примеров покаяния, я бы сказал, на государственном уровне. Можно ли представить, чтобы, например, Сталин вспомнил поименно тех, кого он загубил? На этом тут же заканчивается любое сравнение Ивана Грозного со Сталиным. Для Ивана Грозного каждый человек был верноподданным, чадом, членом большой народной семьи. Он, безусловно, молился, переживал, болел даже за тех, кого по закону государственного правосудия подвергал казни или опале, это, с одной стороны. А, с другой стороны, мы знаем ведь и богослужебные тексты, которые он составлял. Это богослужебный Канон Ангелу Грозному воеводе и Молитва архангелу Михаилу. Не отсюда ли у него этот эпитет "Грозный"? Возможно, он возник от сравнения архангела Михаила с разящим мечом в руке, с Царем на престоле, который тоже разит неприятелей, внешних и внутренних врагов. Как можно лукавить пред Богом, составляя синодик, богослужебный канон, совершая многочасовые молитвы? Поэтому назвать Ивана Грозного актером, наверное, мог только сам актер. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. Видимо, актеру Лунгину ничего более не открылось в образе Иоанна Грозного. Слава Богу, что этот фильм снимал не клоун, а то бы мы узнали, что Иван Грозный вообще был клоуном. Здесь надо, конечно, понимать некоторую особенность менталитета актера, естественно, что Лунгин увидел то, что ему ближе и понятней, кем он сам является. Может быть, самое существенное состоит в том, что Иван Грозный воспринимал себя как Помазанника Божия. Он первый венчанный Царь, и это придавало его сознанию особое качество, он осознавал себя как орудие Промысла Божьего, гнева и милости Божьей, это, конечно, полностью проигнорировано в фильме.

Руководствуясь евангельским словом "судить по плодам", мы должны все-таки посмотреть, что оставил Иван Грозный России. На востоке он ликвидировал угрозу России со стороны Казанского ханства, расширил просторы страны в Сибири. Я думаю, наши нефтяники и "Газпром" должны бы воздвигнуть там памятник Ивану Грозному и вступиться в защиту Царя, благодаря которому мы вообще сейчас хоть что-то из себя представляем в мире. Если бы Россия осталась в пределах Уральских гор, только в европейской части, чем бы мы сейчас торговали с той же самой Европой, конечно, не машинами "Лада"? Именно Иван Грозный совершил одно из самых серьезных деяний на пути России к Империи, к той России, которую мы до сих пор имеем. Поэтому его, безусловно, надо называть в числе тех судьбоносных личностей, определивших как историю, так и величие Русской земли. Поэтому к его титулу "Грозный" мы должны добавлять Иван Великий. Это, безусловно, Великий Царь, сделавший, как немногие другие, столько всего в истории для величия России. По большому счету, мы понимаем, что его главной заботой была Русская земля, Русский народ. Называть его деспотом не логично.

В фильме Лунгина жизнь Ивана Грозного представлена выборочно. Такое представление позволяет из любого образа сделать страшилку. Увы, историческая личность не может сама себя защитить. Если бы такой поклеп был совершен в отношении любого ныне здравствующего политика, он бы тут же подал в суд и предъявил Лунгину иск о моральном ущербе. У Ивана Грозного такой возможности нет, но это не значит, что можно нести все, что попало. Думаю, что здравомыслящие историки и православная общественность должны как-то все поставить на свои места и не допускать такого очернения исторических личностей. То, что предъявляет Лунгин, граничит практически с материалами для следствия или для его медицинского освидетельствования. Он, по сути, покушается на историческую личность Русской истории, которую выставляет как сумасшедшего тирана. Думаю, что должны найтись люди, которые готовы защитить достоинство и честь русского Царя. Жалко, конечно, что нескоро появится следующий фильм о Царе. Жалко, что те ожидания, которые были посеяны Лунгиным после фильма "Остров" и его некоей христианской направленности, не оправдались. Отчасти фильм "Царь" бьет и по фильму "Остров". Ну, не может один и тот же режиссер снять сначала христианский фильм, а затем и антихристианский. В фильме "Царь" мы не видим даже христианского сострадания к Ивану Грозному, даже к его недостаткам, к которым христианское сознание совершенно иначе бы подошло. Фильм "Царь" надо бы назвать антицарским. Это фильм, который, наверное, вполне бы удовлетворил пламенных революционеров 1920-х годов. Этот фильм, по сути, можно назвать антирусским. Для нас этот фильм не должен заслонить образ Иоанна Грозного и в целом значение Русских Царей для Русской истории.

Думаю, что этот фильм направлен не столько против самого Ивана Грозного, сколько против самой идеи монархии. Очевидно, что мы сейчас в поисках своей исторической перспективы все более обращаемся к своему историческому опыту, к историческим идеалам. Мы понимаем, что для России исторической формой правления, выверенной, показавшей свои реальные плоды, является именно монархия. Против этого никто не может поспорить. Сама Россия доказывает правоту монархии, но, видимо, это не всем нравится, это пробный шар и, думаю, не последний. Можно этот фильм поставить в один ряд с такими провокациями, как фильм "Последнее искушение Христа", "Код да Винчи" и другими антихристианскими картинами.

В фильме "Царь" есть положительный образ митрополита Филиппа, но нельзя такой ценой предавать образ Царя. Мы и так почитаем митрополита Филиппа как святого, его образ написан на иконе, нам не нужно доказывать его святость. А за Ивана Грозного нужно постоять, и дело чести – не отдавать наших Царей на поругание. Мы все должны быть им благодарны за то, что живем в великой стране, за то, что мы не умираем с голоду и за то, что с нами до сих пор считаются в мире. Заслуга в этом только русских Царей. После них пришли разрушители, и Царское наследие умаляется все более и более.

Сразу было понятно, что мы не увидим в фильме Лунгина Ивана Грозного таким, каким бы мы хотели, как национального лидера, национального героя, нужного в наше время. Но я думал, что фильм будет хотя бы психологически глубже, с каким-то состраданием. После фильма "Остров" создалось впечатление, что Лунгин – христианин и психолог, который живет духовным идеалом русского народа. Фильм "Царь" показал, что ему идея Царя абсолютно чужда. Иначе он бы никогда не поднял руку на эту идею. Даже если он не понимает Ивана Грозного, но он мог бы понимать правду Александра III, Петра I, Николая II, но, видимо, ему все это чуждо. Конечно, фильм "Царь" получился ниже всяких ожиданий, просто воспринимается как какая-то провокация. Очень жалко, что Петр Мамонов во всем этом участвует. А ведь он после фильма "Остров" стал у нас чуть ли не "старцем", он даже религиозные передачи стал вести.


Священник Иоанн Охлобыстин


Стоит отметить, что фильм "Царь" поставил и другую проблему. Дело в том, что в этой картине царского шута Вассиана сыграл клирик Русской Православной Церкви священник Иоанн Охлобыстин. С канонической точки зрения, конечно, ответ на вопрос, возможно ли священнику играть на сцене, очевиден, но в жизни всякое бывает. Может, это своего рода проповедь. Когда выйдет фильм про Распутина, тогда эта проблема встанет во весь рост, тогда Священный Синод как-то задумается над тем, что же делать с отцом Иоанном Охлобыстиным.

У меня два года назад была близкая ситуация. Тогда снимался телефильм по "Преступлению и наказанию" Достоевского, и режиссер обратился ко мне с просьбой сыграть священника, который причащает Мармеладова в романе. Тогда передо мной встала эта проблема, возможно ли сыграть? По сути, вроде я и играть не буду, просто буду священником в кадре. С другой стороны, в фильме нужно было исповедовать и причащать, и меня ужаснула сама мысль, что я буду только изображать, имитировать исповедь, причастие, т.е. это будет всего лишь игра. Я почувствовал, что это невозможно ни в каком случае, невозможно имитировать церковные таинства. Невозможно играть в литургию и причастие. Поэтому я отказался от участия в фильме. Тогда меня попросили дать им мое облачение, потир, но я не мог сделать и это, потому что все это освящено, если бы я им отдал, то это значило бы отдать святыни на поругание, это будет святотатство. Постановка этой проблемы в то время сама себя и разрешила – не может священник что-то играть, он может только служить. В итоге священника сыграл актер. Ну и, слава Богу, актер пусть изображает батюшек в меру таланта и понимания. Слава Богу, актер оказался верующим, он приходил, молился, был на службах, его роль небольшая, но мне показалось, что сыграл он ее достойно.


Священник Иоанн Охлобыстин в роли шута Вассиана

Есть все-таки грань, которую священник не должен переступать, я имею в виду в плане игры. Конечно, это дело личной совести отца Иоанна Охлобыстина, у него, наверное, есть какая-то внутренняя мотивация, надо его об этом спросить. Может, он не играет, а таким образом проповедует. Случай, конечно, неординарный, насколько я знаю, в истории Церкви впервые актер, став священником, не прекратил актерскую деятельность. Безусловно, здесь есть предмет для богословского осмысления. Конечно, когда мы отсылаем тот или иной вопрос к священноначалию, то это подразумевает сразу обращение к административному ресурсу Церкви и призыв к неким административным решениям. Священноначалие, наверное, в курсе этой темы, но тут нужно и какое-то общественное обсуждение и богословское осмысление, чтобы это не стало запрещением по факту. В данном случае, я думаю, что отец Иоанн Охлобыстин человек искренний, внутренне честный, вряд ли он это себе позволяет от какой-то внутренней развязности и отсутствия веры. Безусловно, он это пытается согласовать, я верю в его внутреннюю добропорядочную мотивацию. Интересно услышать его мнение, насколько это согласовано с церковными канонами и вероучительными положениями. Надо не просто отослать этот вопрос в Синод для вынесения "буллы", а принять соборное решение, мнение.

Многие священники приходят в Церковь, уже имея какую-то первую профессию в миру. Мы знаем батюшек, которые в миру были врачами, и они продолжают эту деятельность. Никто здесь не возражает. Например, архиепископ Лука снимал подрясник и оперировал в белом халате, на какое-то время формально он переставал быть архиереем. Есть батюшки, которые, будучи священниками, занимаются с байкерами и сами гоняют на мотоцикле, есть священники, которые являются известными учеными. Я сам был музейным работником и сейчас сотрудничаю с музеем Достоевского, мы в течение несколько лет создали музей Иоанна Кронштадтского, то есть я осуществляю музейную деятельность. Для меня тоже была проблема, надо или нет мне, как священнику, заниматься музейной деятельностью.

Необходимо уяснить, должен ли священник быть только служителем алтаря или все-таки выходить за его пределы. В лучшем случае, понятно, он должен служить только Богу, но служить и проповедовать можно опосредованно через какие-то формы человеческой и даже профессиональной деятельности. Мы знаем, что игумен Анатолий Берестов, будучи психиатром, создал общество помощи и воплощает свой профессиональный потенциал. Это становится проповедью, многие люди через это приходят к Богу.

Я допускаю подобную внутреннюю мотивацию и у отца Иоанна Охлобыстина, но здесь встает вопрос уже о пределах и границах. Где границы того, что дозволяется священнику помимо служения в алтаре? Какие формы деятельности все-таки не могут быть согласованы с именем и саном священника? Я думаю, тут надо исходить, прежде всего, из уважения к отцу Иоанну, который, наверное, мог бы работать в театре и достичь творческих высот, но он посчитал для себя нужным служить и в Церкви. Сама постановка проблемы настолько новая и необычная, что мы не готовы ее оценить сразу. Священник, играющий в фильме, может вызвать искушение у верующих людей, и это все нужно учитывать. С другой стороны, почему, если священник может петь на сцене с гитарой, то почему он не может сыграть кого-то на сцене? Мы уже знаем целую плеяду батюшек-бардов, и никто их не осуждает. Пение на сцене – это один род искусства. Актерство – совсем другой вид. Почему священник не может играть? Мое внутреннее чувство тоже это не принимает. Но хотелось бы осмыслить это гораздо глубже, с богословской точки зрения. Почему священник может писать книги и романы, почему он может играть на гитаре, ездить на мотоцикле, и не может быть актером? Получается, что за актерством мы признаем какую-то сниженную функцию, качество, недостойное сана священника. Но в чем оно состоит? Эмоционально это чувствуешь, но думаю, что отец Иоанн вряд ли удовлетворится нашими эмоциональными пожеланиями. Необходимо богословское осмысление того, совместимо ли актерство со священством.

В актерской среде отец Иоанн пользуется авторитетом, и как один из аргументов "за" его актерской деятельности, может быть следующим. Он, возможно, таким образом воцерковляет актеров, дает им шанс, что если священник играет, то не все актеры пойдут в ад. В каком-то смысле, может, это реабилитация священнического служения? Можно тут вспомнить Гоголя, который говорил, что театр может быть христианской кафедрой добра. Можно вспомнить, что существовали издавна представления на Рождественские темы, вертепы, где были фигуры Матери Божией, так называемые марионетки. Может, правда, возникнуть ощущение, что отец Иоанн Охлобыстин и в жизни тоже играет, но уже священника, что не только для других, но и для него может потеряться грань. На сцене, в кадре он входит в один образ, а в алтаре – в другой. Тут глубокая опасность и для самого отца Иоанна. Как бы не запутаться, где ты играешь, а где ты служишь. Почему священник не может играть кого-то? Возможно, что, принимая священнический сан, человек уже себе не принадлежит, он принимает Божие служение, человек, принимая сан, даже снимает обручальное кольцо, хотя он и состоит в браке, но для него уже важнее брак с Богом и с Церковью. Он снимает мирскую одежду, таким образом, отрекаясь от мирской жизни. По канонам священник не имеет права носить мирскую одежду. Он уже принадлежит Богу и Церкви, его тело – не его тело, по идее он не может отдавать его каким-то ролям, он ведь изображает Христа во время службы, произносит слова, которые были сказаны Христом на Тайной Вечере. Священник не может распоряжаться своим телом, чтобы изображать каких-то других людей. Он соединяется с ними другим образом, духовно, мистически, причащаясь с ними на литургии, совершая таинство исповеди, входя в их заботы, принимая их бремя на себя, отпуская им грехи, т. е. есть совсем другой образ соединения с паствой, не внешний, а внутренний.

Думаю, что для батюшки актерство небезопасно. В понятие жертвы, когда чем-то жертвуешь, входя в Церковь, наверное, входит и оставление актерского ремесла. Может быть, отец Иоанн еще не сделал главную жертву ради Христа. Если у него есть большой потенциал актерского искусства, тогда зачем он принял сан? Эта тема требует осмысления. И не хочется, чтобы она стала осудительством: давайте побросаем в отца Иоанна камни и, довольные, удалимся! Тут надо с какой-то мерой сочувствия, сострадания и доверия подходить к нему, что батюшка все-таки желает действительно служить Богу, но, правда, считает допустимым служить в актерской среде. Для него это видимо допустимо, а для Церкви, наверное, недопустимо.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185914
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #44 : 17 Ноября 2009, 15:50:01 »

Фильм не видил. Но судя по последнему отзыву - это какое-то массовое помешательство. Не только у Лунгина.
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 12
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!