Русская беседа
 
26 Мая 2024, 23:49:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : Сегодня в 21:21:03 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Новодевичий монастырь. 500 лет истории. Документальный фильм Аркадия Мамонтова



Новодевичий ставропигиальный женский монастырь города Москвы -  одна из старейших и красивейших обителей России, с богатой историей и святынями. Стены монастыря и его храмы - архитектурный шедевр. Новодевичий был основан в 1524 году Великим Московским князем Василием III в честь  возвращения Смоленска в состав русских земель. В советские годы Новодевичий был филиалом Исторического музея. И только в 2010-м году комплекс зданий был передан Русской Православной Церкви и здесь снова возродилась монашеская жизнь.  500-летие Новодевичий монастырь отметит в 2024-м году.  Сейчас в обители ведутся масштабные реставрационные работы, во время которых были сделаны уникальные открытия. Об истории Новодевичьего монастыря, о реставрации и духовном значении обители смотрите в фильме Аркадия Мамонтова.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vk.com/video-121018873_456243926

https://yandex.ru/video/preview/15059496929730933477

https://www.youtube.com/watch?v=tLHP3iOB90g

 2 
 : Сегодня в 21:13:05 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Международное обозрение с Фёдором Лукьяновым от 24.05.2024



Крушение вертолёта президента в Иране. Кто виноват в катастрофе? Подозрение пало на Израиль,  мир перебирает разные версии. Проститься с Ибрахимом Раиси пришли миллионы людей.

Роковая ошибка Международного уголовного суда. В военных преступлениях заподозрили премьер-министра Израиля. Фактор наднационального правосудия сработал бумерангом. Возможно ли вторжение в Гаагу? 500 сравнительно честных способов отъема денег у России ищут в Европе. Еврокомиссия встала на скользский путь Остапа Бендера. Как сделать так, чтобы все было, а тебе за это ничего не было?

Гости:

Николай Кожанов
Старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Владимир Беляк,
депутат Кнессета (Израиль)

Алексей Можин
исполнительный директор от России в МВФ

Ведущий:

Фёдор Лукьянов

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=luDVo8ynm7s


 3 
 : Сегодня в 21:06:51 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
«Мы покажем ему кузькину мать». Майкл Бом впервые в Донбассе



НОВЫЕ РУССКИЕ СЕНСАЦИИ

Самый знаменитый американ бой российских ток-шоу: 10 лет он кричит против России со всех каналов. Впервые американец Майкл Бом под американскими бомбами в Донбассе! Как его встретят по ту сторону экрана и как он заговорит, когда увидит все своими глазами?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.ntv.ru/peredacha/rus_sensations/m19400/o764552/


 4 
 : Сегодня в 20:58:40 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Транзит Пекин — Москва — Минск: Путин "сверяет часы" с союзниками.



В Минске прошла встреча двух президентов. Владимира Путина и Александра Лукашенко. О чём пойдёт речь на их переговорах? Об экономике? О безопасности? Узнаем прямо сейчас!

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vk.com/video-75679763_456305893

https://tsargrad.tv/shows/tranzit-pekin-moskva-minsk-putin-sverjaet-chasy-s-sojuznikami-prjamaja-transljacija_1004823


 5 
 : Сегодня в 20:48:42 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

"Встань и ходи!": Неделя о расслабленном. Православный календарь на 26 мая



26 мая в 2024 году приходится на Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (четвёртый воскресный день после Светлого Христова Воскресения, включая сам день Пасхи Господней). Согласно церковному Уставу, день не является постным. Также сегодня совершается память ряда христианских святых, известных по именам.

Неделя о расслабленном. Воскресный день, в который по древней церковной традиции воспоминается евангельская история, когда Спаситель в Иерусалиме чудесным образом исцелил парализованного человека (в церковнославянском языке именуемого "расслабленным"). В 5-й главе Евангелия от Иоанна это событие описывается следующим образом (приводим по Синодальному переводу Священного Писания на современный русский язык):

Был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус...

Неделя о расслабленном напоминает нам, православным христианам, что наши души из-за обилия грехов зачастую напоминают состояние парализованного, но исцелить это состояние может только Господь. И для этого очень нужен наш покаянный молитвенный настрой на то, что мы сами хотим избавиться от столь привычных (а порой и любимых нами) болезней – грехов.

* * *


ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Мученица Гликерия дева и с нею мученик Лаодикий, страж темничный. Одна из раннехристианских святых II столетия, пострадавших за исповедание Христа Распятого и Воскресшего. Однажды, в день, когда на языческом капище должно было совершаться идолопоклонническое жертвоприношение, святая Гликерия явилась туда с начертанием креста на лице и силою молитвы сокрушила идолов. Деву схватили и начали пытать, но Ангел Господень явился и не позволил повредить святой:

Во время мучений ей явился Ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как Ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в г. Ираклию (Гераклею), где за отказ принести жертву идолам её бросили в раскалённую печь. По молитве святой Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с её головы, мученицу, связанную и обнажённую, положили на острый камень. Ночью Ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков.

Видя это, один из темничных стражей по имени Лаодикий провозгласил себя христианином, присоединился к святой и принял мученическую кончину. Сама же святая Гликерия испросила у Бога мученического венца, и дикая львица, выпущенная на страдалицу, умертвила её, но не растерзала. Это произошло в 177 году от Рождества Христова.

* * *

Мученик Александр Римский. Раннехристианский святой страдалец из числа римских воинов, принявших мученические венцы в период правления в Римской империи императора-язычника Максимиана Геркула, царствовавшего в 284-305 годах от Рождества Христова. Напомним, именно этот нечестивый правитель издал указ, что каждый может беспрепятственно убить христианина.


МУЧЕНИК АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Святитель Павсикакий, епископ Синадский. Архипастырь Константинопольской Церкви, прославившийся добродетельной заботой о своей пастве, среди которой в итоге не стало ни еретиков, ни развращённых людей. Господь сподобил святого дара исцелять и совершать чудеса. Святитель Павсикакий отошёл ко Господу в 606 году от Рождества Христова.

Исповедник Георгий Константинопольский. Святой IX столетия, пострадавший вместе с супругой и чадами за православное почитание святых икон в период господства в Ромейском царстве (Византийской империи) еретиков-иконоборцев.

Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский). Святой X века, один из первых грузинских христианских подвижников, совершавших монашеские подвиги на Святой горе Афон. Преподобный Евфимий был сыном святого Иоанна, основателя знаменитого Иверского Афонского монастыря.

https://up.tsargrad.tv/uploads/IS/0519/3900.jpg
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ НОВЫЙ, СВЯТОГОРЕЦ, ИВЕРСКИЙ (АФОНСКИЙ). ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Праведная Гликерия, дева Новгородская. Русская святая первой четверти XVI столетия, житийные сведения о которой довольно скудны. Известно лишь, что она была дочерью Пантелеймона, старосты улицы Легощей в Новгороде, и скончалась около 1522 года от Рождества Христова. Спустя полвека были обретены её честные мощи, от которых сразу же стали совершаться многочисленные исцеления.

* * *

Перенесение мощей преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Честные останки этого святого впервые обретены и перенесены в храм в 1688 году от Рождества Христова, спустя 10 лет после его мученической кончины. Напомним, на протяжении нескольких десятилетий отец Макарий в сане архимандрита был настоятелем нескольких монашеских обителей Малой и Белой Руси, где последовательно отстаивал Православие от многочисленных нападок со стороны католиков.

В 1678 году на Каневский монастырь, настоятелем которого на тот момент был святой Макарий, напали турки. Батюшка сам встретил врагов на паперти храма с крестом в руках, после чего турки схватили его и долго издевались, повесив мученика между двух столбов за руки и за ноги. Через два дня 73-летнему старцу Макарию отсекли голову. Вместе с отцом Макарием погибло немало христиан, их тела сожгли в церкви, но честные мощи старца чудесным образом остались нетронутыми огнём.

* * *

Священномученики Василий Соколов, Александр Заозерский и Христофор Надеждин, пресвитеры, преподобномученик Макарий (Телегин), иеромонах, и мученик Сергий Тихомиров. Православные священнослужители и мирянин, пострадавшие за верность Церкви в начале советских богоборческих гонений в 1922 году по трагически известному "делу о церковных ценностях". Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также сегодня совершается память 103 новомучеников Черкасских.

https://tsargrad.tv/articles/vstan-i-hodi-nedelja-o-rasslablennom-pravoslavnyj-kalendar-na-26-maja_1003878

 6 
 : Сегодня в 20:27:38 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 26 мая (13 мая по старому стилю)


Мученица Глике́рия Гераклейская, дева


Праведная Глике́рия Новгородская, дева


Преподобномученик Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, игумен


Праведная Тави́фа Иоппийская

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Поста нет. Глас 3-й

Мученицы Глике́рии девы и с нею мученика Лаодики́я Гераклейского, стража темничного (ок. 177).

Праведной Глике́рии девы, Новгородской (1522);  Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Ка́невского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688); мч. Алекса́ндра Римского (284–305); свт. Павсика́кия, епископа Синадского (606); свв. Гео́ргия исп. с супругою Ириною и чадами (IX); прп. Евфи́мия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.); перенесение мощей мученика Авраа́мия Болгарского, Владимирского чудотворца (1230); прав. Тави́фы Иоппийской (I).

https://azbyka.ru/days/2024-05-26

 7 
 : 25 Мая 2024, 14:17:46 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Акафист священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу


Кондак 1

Изрядный воеводо ратоборцев за веру Христову, теплый утешителю всех напаствуемых и обремененных скорбьми многими, непоколебимый столпе православныя веры, еяже ради положил еси душу твою за други своя, и нас свободил еси от козней и сетей вражиих. И ныне от Господа прославлен еси явлением чудес твоих, имиже собрал еси нас умиленною душею пети тебе:

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Икос 1

Ангела хранителя Российския земли яви тя милосердый Христос в древния дни мятежа и нестроения, да спасет ю от блуждания греховнаго. И ныне яви тя молитвенника тепла и чудотворца, яко знамение жизни нашея; да и ныне грядут по тебе вси блуждающии, яко овцы неимущия пастыря, и обретше тобою спасение, да поют тебе сице:

Радуйся, Церкве нашея премудрое возглавление;

Радуйся, о чадех Церкве теплое промышление.

Радуйся, страны нашея церковное утверждение;

Радуйся, сынов царства православное озарение.

Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение;

Радуйся, царем нашим совете и утешение.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 2

Видя Русь, яко вдовицу, зельне плачущу о разорении дома своего, умилосердився, на рамена своя подъял еси скорби ея и даже до смерти понесл еси я. Сего ради вечно радуешися на небесех, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом любве, наказующия и милующия, управлял еси, святителю, Казанскою паствою твоею, яко кораблем, в пучине зол потопляемым, и привел еси его к тихой пристани святыя православныя Церкве, темже благодарственно поем ти:

Радуйся, ума Христова вместилище;

Радуйся, разума Церкве хранилище.

Радуйся, главо, светом истины всех озаряющая;

Радуйся, премудросте, немудрыя просвещающая.

Радуйся, благовестниче православныя правды;

Радуйся, обличителю человеческаго суемудрия и неправды.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 3

Силою веры и разума духовнаго укрепляя во граде Казани новокрещенную паству твою, всеоружием Божия благодати победил еси козни врагов православныя веры Христовы и поучал еси чад твоих непрестанно взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея благодать священства, добре носиму в благоухающем сосуде души твоея, сподобился еси, отче Ермогене, взяти от земли святую икону Пречистыя Богоматере, во граде Казани чудесно явленную, и прославити ю по достоянию. Темже и подвизаеши нас взывати тебе сице:

Радуйся, чудотворныя иконы Казанския первое прославление;

Радуйся, чудес от сея иконы неложное извещение.

Радуйся, славы Богоматере умиленный песнотворче;

Радуйся, пред Нею о пастве твоей теплый молитвенниче.

Радуйся, Матерь Божию, яко Заступницу православного царства Российскаго, почитаяй;

Радуйся, о утверждении сего царства пред Пречистою слезы проливаяй.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 4

Бурею помышлений сумнительных и стремлений мятежных волнуема и в пучину инославнаго суемудрия погружаема, Русь утопаше. Узрев же тя, святителю Божий, яко «столпа непоколебима и адаманта тверда», возрадовася надеждею и, тобою укрепляема, поет Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав беззаконное умышление самозваннаго царя поругатися над верою православною, дерзновенно вещал еси ему, яко не подобает царю православному оженитися еретичкою, и тако обличил еси его неверие и нечестие. Сего ради и воздвиже на тя гонение и из престольнаго града тя, святителю, изверже. Мы же, почитающе сие твое правдолюбие, поем ти, сильному о Господе:

Радуйся, крепкий поборниче противу самозваннаго повелителя;

Радуйся, дерзновенный заступниче за православную веру.

Радуйся, суемудраго инославия праведное обличение;

Радуйся, спасительнаго православия немолчное назидание.

Радуйся, правды ради изгнанный;

Радуйся, от Господа вечною славою на небесех венчанный.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 5

Боготечную зведу показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царя и царство светом православия и путеводствующая ко угождению единому Богу, во еже воспевати Ему непрестанно: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, безоблачно сияющее в просвещение омраченных страстьми, призваша тя в царствующий град Москву, егда нечестивый самозваный повелитель низвержен бысть, да на свещнице первосвятительскаго служения освещаеши путь жизни новому царю и всему Российскому царству. Сего ради и мы, до сего дне озаряемии светом твоим, неустанно взываем ти:

Радуйся, почитаяй царя, яко Божие дарование;

Радуйся, мняй быти ему благочестиву и поборателю по вере православней.

Радуйся, новопоставленна царя Василия твердости учивый;

Радуйся, в радости и в горе другом ему бывый.

Радуйся, православнаго царя нашего пребывающее благословение;

Радуйся, во всех делех небесное ему поможение;

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 6

Проповедник быв спасительнаго покаяния, егда разгореся новый мятеж на Руси, призвал еси во град Москву древняго и немощнаго старца первосвятителя Иова и купно с ним молился еси в храме Успения Богоматере о чадех твоих, «да отвратит Господь от них праведный гнев Свой, да подаст им мир и любовь, да устроит в царстве древнее единение, да благословит царя победами над враги», и тако да прославится в людех российских Имя Господне песнию: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во граде Москве светильник пресветлый был еси, святителю Ермогене, всем блуждающим во тьме греховней, в твоих «богомольных» посланиих путь спасения им показуя и дух уныния и малодушия от сердец их отгоняя. Сего ради и мы грешнии, в дни скорби и блуждания греховнаго, припадаем к тебе, святителю Божий, и слезно взываем: охраняй и ныне отечество наше от шатания умов и сердец, буди в жизни нам вождь добрый и благонадежный, да «не погибнет, по словеси твоему, Русь православная и Богом любимая» и да не престанет величати тя сице:

Радуйся, от потопления бурями житейскими российския люди спасаяй;

Радуйся, унывающих и мятущихся укрепляяй и от заблуждений отвращаяй.

Радуйся, преступающих крестное целование со властию обличаяй;

Радуйся, за дом Пречистыя Богородицы и за Московское царство даже до смерти стояти научаяй.

Радуйся, зерцало совести нелицеприятныя;

Радуйся, добрый кормчий корабля Христова.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 7

Хотя быти пастырь добрый, емуже суть овцы своя, видев волка грядуща, не оставлял еси овцы и не бегал еси, но пред ними ходил еси во всеоружии силы и истины, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго человека, по образу Создавшаго его, а не новаго царства инославнаго измышления, возжелел еси, святителю Ермогене. Сего ради ополчился еси на иноземное суемудрие и ратовал еси за царство древлеправославное, еже тщится во всех людех и во всем житии их вообразити Христа Бога. Поем и славим сие православное ратоборство твое и благодарственно вопием ти:

Радуйся, волков хищных нещадное изгнание;

Радуйся, коварства их мудрое распознание.

Радуйся, всех стояти непоколебимо за православную веру Христову учивый;

Радуйся, иновернаго царя возсести на престол Российский недопустивый.

Радуйся, стада Христова церковное ограждение;

Радуйся, царства православнаго верное спасение.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 8

Странно есть маловерным и малодушным зрети, како святитель Ермоген, сей воистину «крепкий воин Христов», дерзновенно обличает измену вере Христовой и, егда устремися нань нечестивый изменник, имый нож в руце, токмо знамением крестным ограждает себе от нападения вражия, и тако побеждает его злобу и безумие, нас же воздвизает к пению: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святителю Ермогене, егда узрел еси запустение царства и поругание святых храмов Божиих, огнем сея ревности воспламенил еси и сердца верных чад твоих, мужественно стати за веру православную и изгнати из престольнаго града нечестивых ляхов, во спасение Российския земли, поющия ти ныне любовию:

Радуйся, святою ревностию о спасении царства Российскаго пламеневый;

Радуйся, возжещи сию ревность и в чадех твоих восхотевый.

Радуйся, вся угрозы и прещения врагов твоих; презревый;

Радуйся, изыти им из града Москвы повелевый.

Радуйся, российское воинство на освобождение царствующаго града от нечестивых врагов благословивый;

Радуйся, святыни его от поругания тем оградити желавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 9

Всякия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпел еси, спасения ради чад твоих; но и в терпении и в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии мира сего безмолвствуют, в страсе и трепете видяще разорение царства Российскаго, громозвучный же глас святителя Ермогена, уже в заточении сущаго, не престает проповедати покаяние во отпущение грехов, ихже ради излился на Русь праведный гнев Божий, и молит пасомых «в чистоте души своя хранити и положити я за Пречистыя дом и за чудотворцев, и за веру». И мы веруем, яко слезами покаяния, по глаголу святителя, согрешившая Русь омыся, очистися и обновися, и ныне поет во славу своего по Бозе наставника:

Радуйся, грешныя к покаянию призываяй;

Радуйся, властию от Бога грехи царства разрешаяй.

Радуйся, за грехи чад твоих и в заточении Бога моливый;

Радуйся, слезными теченьми землю темницы твоея оросивый.

Радуйся, рыданьми покаяния лице царства обновивый;

Радуйся, гнев Божий на милость к нам грешным преклонивый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 10

Спасти хотя Русь от безначалия греховнаго, не к нечестивому западу, но к богобоязненному дому боляр Романовых обратил еси очи твои, святителю Ермогене, да будет он властию от Бога, во утверждение Христова закона, и да поют царие и людие единеми усты и единем сердцем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена неодолимая Церкве был еси, отче наш Ермогене, еюже царство наше оградися, в православии утвердися и от врагов спасеся, и ныне со благодарением взывает ти:

Радуйся, злыя козни нечестиваго запада отвергнувый;

Радуйся, православие в земли нашей утвердивый.

Радуйся, святых преданий отеческих хранителю;

Радуйся, уставов Церкве Православныя ревнителю.

Радуйся, в доме боляр Романовых благочестивую отрасль древняго царственнаго рода узревый;

Радуйся, в нем Божиею милостию Царя всея Руси указавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 11

Пение исходное и рыдание надгробное творит православная Русь у гроба священномученика Ермогена, положившаго душу свою за други своя. Не плачите, православнии, не плачите, но паче дерзайте верою, праведник бо и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник Христов, на верху горы стояй и всей Руси светяй был еси в житии твоем, святителю Ермогене. И се полагаешися под спудом могильным плотию, да возсияеши духом, яко солнце в царствии Отца Небеснаго, нас же да просветиши сице воспевати болезни и труды твоя:

Радуйся, с престола патриаршаго беззаконно низверженный;

Радуйся, в темное подземелие, яко во гроб, вверженный.

Радуйся, травною пищею от врагов питанный;

Радуйся, глада мученьми даже до смерти изнуренный.

Радуйся, священномучениче, за православие царства пострадавый;

Радуйся, страстотерпче, в руце Господу дух свой предавый.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 12

Благодати Божией сокровище явися всечестная рака мощей твоих, святителю отче Ермогене, и источник приснотекущия силы, еюже беси изгоняются, недужнии исцеляются, хромии ходят, глухии слышат, слепии прозирают, озлобленнии умиряются, скорбящии утешаются и вси ликуют о Господе и прославляют Бога, дивнаго во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое прославление, святителю Ермогене, сия песни приносим ти, чудотворче святый, яко благоухание христианския радости: зрим бо Божию силу, во святых мощех твоих пребывающую. И ныне озаряеши нас светоизлиянием твоея благодати, обвеселяя сердца наша пети ти со умилением:

Радуйся, ты бо Сладчайшаго присно созерцаеши;

Радуйся, ты бо лицем к лицу Христа воспеваеши.

Радуйся, ты бо Божественною силою преображаешися от славы в славу;

Радуйся, ты бо, яко солнце новое, украшаеши Господню державу.

Радуйся, твоим бо сиянием и мы незримо просветляемся;

Радуйся, твоею бо силою и мы чудесно оживотворяемся.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 13

О, преславный угодниче Божий, святителю отче наш Ермогене. Приими наше твоей славе сорадование, яко воздыхание души, жаждет бо неотъемлемыя радости, и умоли венчавшаго тя славою Господа низпослати и нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление, даровати же благодать утешения и радования, да с веселием выну поем Богу: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангела хранителя Российския земли яви тя милосердый Христос в древния дни мятежа и нестроения, да спасет ю от блуждания греховнаго. И ныне яви тя молитвенника тепла и чудотворца, яко знамение жизни нашея; да и ныне грядут по тебе вси блуждающии, яко овцы неимущия пастыря, и обретше тобою спасение, да поют тебе сице:

Радуйся, Церкве нашея премудрое возглавление;

Радуйся, о чадех Церкве теплое промышление.

Радуйся, страны нашея церковное утверждение;

Радуйся, сынов царства православное озарение.

Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение;

Радуйся, царем нашим совете и утешение.

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.

Кондак 1

Изрядный воеводо ратоборцев за веру Христову, теплый утешителю всех напаствуемых и обремененных скорбьми многими, непоколебимый столпе православныя веры, еяже ради положил еси душу твою за други своя, и нас свободил еси от козней и сетей вражиих. И ныне от Господа прославлен еси явлением чудес твоих, имиже собрал еси нас умиленною душею пети тебе:

Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли.


Молитва священномученику Ермогену

О, великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази. Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойная чада твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающая. Крепость бо наша в нас оскуде, и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и за вся теплый молитвенник; яко да молитвами твоими ограждаеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое Имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-moskovskij-i-vseja-rossii

 8 
 : 25 Мая 2024, 11:05:07 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)

Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами патриарха началось чтение Пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.

Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.

В воскресенье, 25 мая 1913 года, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества.

Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 2 марта – преставление (сведения о жизни и подвиге помещены в этот день) и 25 мая – прославление в лике святителей.

Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейном отношении к богослужению.

Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594); послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591); сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613) и другие произведения.

Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке летописцем «Воскресенской летописи» называли святейшего патриарха Ермогена. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.

С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской».

Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше Отечество у Престола Святой Троицы.



Тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, глас 4

Росси́йския земли́ первопресто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче!/ За ве́ру Христо́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ страну́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ Те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// священному́чениче Ермоге́не, о́тче наш.



Тропарь святителям Московским, глас 4

Первопресто́льницы Росси́йстии,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, на прославление, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Москва́ ра́дуется,/ и с ним Русь Правосла́вная ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в явле́нии честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Ермоге́на,/ я́коже со́лнце незаходи́мое возсия́ светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас, я́ко предста́тель наш, вели́кий Ермоге́не.

Кондак священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, глас 6

Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ Те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси́ зове́м ти́:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.


Кондак святителям Московским, глас 3

Во святи́телех благоче́стно пожи́сте,/ и лю́ди к Богоразу́мию наста́висте, и до́бре Бо́гу угоди́сте,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́вистеся,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.



Молитва священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Ермоге́не! К тебе́, моли́твеннику те́плому и предста́телю пред Бо́гом непосты́дному, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбех на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. В дре́внюю годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу нечести́вии врази́, Госпо́дь яви́ тя Це́ркви Свое́й столпа́ непоколеби́ма и лю́дем росси́йским па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы положи́вша и лю́тыя во́лки дале́че отгна́вша. Ны́не у́бо при́зри и на ны, недосто́йная ча́да твоя́, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тебе́ призыва́ющая. Кре́пость бо на́ша в нас оскуде́, и вра́жия ловле́ния и се́ти обыдо́ша нас. Помози́ нам, засту́пниче наш! Утверди́ нас в ве́ре святе́й: научи́ нас всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся преда́ния церко́вная, от отец нам запове́данная. Па́стырем на́шим бу́ди архипа́стырь, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и за вся те́плый моли́твенник; я́ко да моли́твами твои́ми огражда́еми, непреста́нно воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание святителям Московским

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-moskovskij-i-vseja-rossii


 9 
 : 25 Мая 2024, 11:03:58 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Священномученик Ермоге́н, патриарх Московский и всея Руси


Дни памяти:

18 октября - Собор Московских святителей
17 октября - Собор Казанских святых
2 марта (переходящая)
25 мая - Прославление


Житие

Священномученик Ермоген (Гермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Ермогена совпали с выдающимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астрахани, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов. Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там Православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Ермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству.

Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.

Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. Через несколько лет Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман (татар), приводя их к православной вере.

Во время служения будущего патриарха в Казани совершились явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В сказании же он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...»

В 1591 году святитель Ермоген собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.

19 января 1592 года святитель Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению святейшего патриарха Иова († 1605) и по повелению царя мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил святейшему патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца († 3 января 1327), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.

Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»...

Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.

Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.

Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III – они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда.

Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – список с подлинной), которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 27 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода и жажды.

Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 6 ноября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее – при вскрытии в 1652 году его раки: через 40 лет после смерти патриарх Ермоген лежал как живой, и вскоре его тело было перенесено в Успенский собор Московского Кремля.

В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру.

(Окончание следует)

 10 
 : 25 Мая 2024, 10:08:28 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Александр Васильевич
МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

"Святитель-Победитель". Священномученик Ермоген Московский. Православный календарь на 25 мая


ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Сегодня в Русской Церкви празднуется день великого святого и чудотворца. Священномученика Ермогена, Патриарха Московского, замученного польско-литовскими захватчиками, но сделавшего всё для освобождения Земли Русской и прекращения Смуты. Сегодняшний день церковного календаря, приходящийся на субботу 3-й седмицы по Пасхе, не является постным.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России, чудотворец. "Муж, зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный". Миссионер и просветитель, сделавший очень много для распространения Православия в Казанских и Астраханских землях. И, наконец, широко почитаемый священномученик, положивший жизнь за освобождение нашей страны от западных оккупантов, духовный лидер русского народного ополчения.


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕРМОГЕН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЕЦ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Всё это – Патриарх Московский и всея России Ермоген, Первосвятитель Церкви Воинствующей. Сражающейся не только против "духов злобы поднебесных", но и вполне реальных, "облечённых плотью" врагов нашего земного Отечества, тех польско-литовских захватчиков, которые в начале XVII века покусились на русский политический и духовный суверенитет. Покусились и получили по зубам по прямому благословению святителя Ермогена, обратившегося с воззванием ко всем русским людям одолеть Смуту и подняться за Землю Русскую и Веру Православную.

Увы, Патриарху Ермогену не было суждено увидеть освобождение России. Он был замучен захватчиками в Чудовом монастыре Московского Кремля в начале 1612 года от Рождества Христова. Но не прошло и года, как Москва была освобождена. И то, чьи памятники сегодня находятся в непосредственной близости от Московского Кремля, наглядно подтверждает, кому наша страна обязана своим спасением в годы Первой русской смуты – князю Пожарскому, гражданину Минину и их духовному лидеру Святейшему Патриарху Ермогену.

Подробнее об этом великом святителе Земли Русской, её подлинном духовном подвижнике и национальном герое, очередная годовщина прославления которого празднуется сегодня, вы можете узнать из нашего материала "Предстоятель, посеявший Победу", опубликованного на страницах Царьграда.

* * *

Святитель Епифаний, епископ Кипрский. Архипастырь Церкви Христовой, совершавший своё святительское служение на Кипре во второй половине IV – начале V столетий. В ранние годы будущий епископ избрал монашеский путь, принял постриг и за духовные подвиги сподобился от Господа дара чудотворений. Когда отца Епифания решили избрать епископом, ему это открылось, и он удалился в Пафийскую пустыню, где провёл два месяца в посте и молитве, пока не понял, что в этом решении состоит Божия воля. Только после этого отец Епифаний согласился стать архиереем и был рукоположен в епископский сан около 367 года от Рождества Христова. Как говорится в Житии этого святого:

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишён этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства"...


СВЯТИТЕЛЬ ЕПИФАНИЙ, ЕПИСКОП КИПРСКИЙ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Святитель Епифаний отошёл ко Господу в 403 году от Рождества Христова. В его день также совершается память Святителя Савина, епископа Кипрского, ученика и преемника святого Епифания, прочих святителей Кипрских, а также ещё одного ученика этого угодника Божия – Святителя Полувия Ринокирского.

Святитель Герман, Патриарх Константинопольский. Один из Первосвятителей Константинопольской Церкви, пострадавших в годы господства в Ромейском царстве (Византийской империи) ереси иконоборцев (хуливших святые образа и считавших их почитание язычеством). Патриарх Герман отстаивал православное отношение к святым иконам, за что был смещён с Патриаршего престола, после чего провёл остаток земной жизни в монашеских трудах и молитвах. Скончался Святитель Герман в 95-летнем возрасте в 740 году от Рождества Христова.


СВЯТИТЕЛЬ ГЕРМАН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Мученик Иоанн Влах. Румынский святой страдалец XVII столетия, благочестивый юноша, пострадавший в 1662 году от Рождества Христова за верность Истинной вере и христианскому целомудрию. Вот как описывает Житие святого Иоанна его подвиг:

Одна нечестивая агарянка, очарованная наружностью 15-летнего Иоанна, предложила ему жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал Имя Христа. Юношу бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз приходила и снова повторяла своё предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем нападкам как боли, так и сладострастия. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его.


МУЧЕНИК ИОАНН ВЛАХ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Преподобный Дионисий Радонежский. Русский святой первой половины XVII столетия, в 1610 году от Рождества Христова (в период Смутного времени) ставший игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда эта великая обитель была в осаде польско-литовских захватчиков. Благодаря трудам отца Дионисия оборона Лавры была успешной, а в дальнейшем во многом по его молитвам и благословениям вся Русская земля была освобождена от интервентов. Помимо этого, святой Дионисий прославился трудами по исправлению богослужебных книг. Эти труды вызывали серьёзные споры, а сам игумен был подвергнут заключению, но в итоге освобождён и полностью оправдан. Преподобный Дионисий Радонежский скончался в 1633 году от Рождества Христова.

Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского. Честные останки этого святого вновь обретены в 1992 году. Напомним, этот великий русский праведник первой половины XVII столетия был дворянином, скрывавшим своё происхождение и ведшим смиренную жизнь бедняка. Святой праведный Симеон Верхотурский отошёл ко Господу совсем молодым, на 36-м году своей земной жизни, в 1642 году от Рождества Христова, а уже в 1694 году был прославлен в лике святых.


ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Священномученик Петр Попов, пресвитер (1937), и мученица Евдокия Мартишкина (после 1937). Православные священнослужитель и мирянка, пострадавшие за верность Церкви в разные годы советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-pobeditel-svjashhennomuchenik-ermogen-moskovskij-pravoslavnyj-kalendar-na-25-maja_1003834

Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!