Русская беседа
 
07 Мая 2024, 12:06:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Духовный лик и демократия в Польше (историческая ретроспектива)  (Прочитано 3441 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 24 Октября 2008, 14:09:08 »

Молодая издательская группа “Скимен”, занимающаяся изданием богословских, философских, исторических трудов, мемуаров и дневников, в последнее время обратилась к наследию выдающегося русского духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова, 1880—1961 гг.).
Это имя после публикации книги его воспоминаний “На рубеже двух веков” сразу стало широко известно в среде православных читателей.
Владыка Вениамин, занимавший во врангелевском Крыму пост епископа армии и флота, прожил долгую и яркую жизнь. Эмиграция 1920 года в Турцию, рождение русской зарубежной церкви, жизнь в католической Европе, переезд в США, где он занял пост экзарха Московской патриархии, поддержка мощного патриотического движения за рубежом во время Великой Отечественной войны — участие в январе 1944 года в работе поместного собора русской православной церкви, служение после войны владыкой в Рижской и Ростовской епархии и, наконец, уход на покой в Псковско-Печерском монастыре, где его приняла родная земля — вот головокружительные этапы его судьбы.
Владыка Вениамин был в Америке членом Национального Комитета славянского конгресса, собирал средства для советских госпиталей, помогал нашим дипломатам в организации встреч с Рузвельтом, к которому был вхож в любое время.
Но одновременно он никогда не забывал о стратегических опасностях для России, исходивших от буржуазной Европы, от Ватикана и католичества, от вечной русофобской соседки России — Польши. Именно анализу отношений с последней посвящена только что вышедшая в “Скимене” его работа “Духовный лик Польши”… Вечная тема — “Шляхта и мы”, но разработанная аж в 1939 году.

http://www.nations.healht.ru/culture_national_safety/832-dukhovnyjj-lik-polshi.html
[…] Итак, в советской литературе, ещё в 1928 году, была издана книга, в которой не всё сводилось к экономике, а устанавливалось и историческое значение религии, культуры, школы и проч. И потому я тем более, как духовное лицо, буду иметь право ссылаться на духовные причины жизни польского народа — как в его развитии, так и в падении.
И в этом отношении я не буду одинок. Помимо советского историка Польши Друнина, я за собою имею почти всех решительно исследователей этого вопроса, за единственным почти исключением. И, прежде всего, укажу на такого выдающегося глубокого человека, как Ю. Ф. Самарин. Вот что он пишет по вопросу о значении веры: “Не станут же отрицать, что вера несколько глубже прохватывает всю внутреннюю жизнь человека, чем, например, его политико-экономические убеждения, и гораздо сильнее действует на его сознание о себе и об отношениях его к ближним в пределах семьи, общества и государства. Эти... жизненные выводы из вероучения переходят в быт, обращаются в предания, проникают в плоть и кровь народа” (Польский вопрос. “Вестник Европы”, т. 82.) (Соч. т. 1, М.,1900, с. 330).
В частности, по отношению к Польше и России, Самарин говорит так: “Польша потому враждует с Россией, что та и другая носят в себе совершенно различные идеалы — религиозные и политические: обе при этом сознают эту разницу” (336). […]

[…] И сами поляки ставят в связь свою историю с западным мировоззрением вообще, и католичеством — в особенности. А уж они знают себя больше нас.
Вот недавно лишь закрылась временно всемирная выставка в Нью-Йорке. Многие из нас посещали и польский павильон. Напомню кое-что из своих впечатлений. Только что вы подходите к нему, вас перед высокой башней из узорчатой меди (должно быть, эта башня без крыши есть сторожевая военная вышка, или по-польски, кажется, “выглендач”) встречает фигура какого-то короля на лошади. Не дивно. Но вот что сразу бросилось в глаза мне: у этого военного витязя не одна сабля в руке, как это бывает и в других памятниках, а целых две, по сабле в руке; и притом — перекрещенные... Сабля и крест... Крест из сабель. Разве это не важно?! Но вот вы вошли в павильон: центральная часть залы заполнена большими картинами об истории Польши за 1000 лет. И что же вы видите? Почти сплошь войны, военные... И католические ксендзы, монахи, архиереи... И это везде, во всю историю, за 1000 лет: военные и духовные... Совершенно ясно, что это не случайная связь, а постоянная, основная, коренная... Кто же этого не знает?! Очевидно! И советский историк Друнин в указанной выше книге своей с самого начала истории Польши отмечает следующее: “Так уже на заре польской истории завязывается прочный союз меча и рясы” (ст. 10).

Сошлюсь и на свидетельства самих поляков. Знаменитый польский поэт и эмиграционный вождь поляков Мицкевич писал к польскому профессору историку Лелевелю в марте 1832 года: “Я полагаю, что стремлениям нашим следовало бы придать религиозно-нравственный характер, отличный от финансового либерализма французов, и основать их на католицизме”. И он проповедовал во Франции, что Польша несёт “мессианскую” идею не только на восток, но даже и в весь мир.
Поляк Урсин (эта фамилия с добавлением “Немцевич” принадлежала ближайшему сотруднику генерала Костюшко) прямо пишет: “Размышляя о несчастной судьбе родины и о средствах к её спасению, лучшие люди польского народа, — говорит он не о себе лишь, а вообще о лучших поляках, — стремились с замечательной последовательностью согласовать с учением Христа (в католическом, конечно, истолковании. — М. В.) итоги своих размышлений... Их политическая оболочка неотделима от религиозной сердцевины. Поэтому невозможно говорить о политических идеалах польского патриотизма иначе, как в совокупности с его религиозными стремлениями” (“Религиозно-политические идеалы польского общества”. Лейпциг, 1896, с предисловием Л. Н. Толстого). И далее автор указывает на Мицкевича, Красинского, Словацкого, лжемистика Андрея Товянского, Юрия Мошинского... Или вот что говорит член известного четырёхлетнего сейма Сташиц, не из шляхты, а из мещанского происхождения:
“Мы далеко ищем причины падения государств, а не хотим видеть и верить, что она в нас самих. Были голоса, призывавшие к порядку (от анархии. — М. В.) и сознанию своих заблуждений; но никто не внимал им”. (“Внутренние причины падения Польши”. “Исторический Вестник”. 1900, т. 108). И враги Польши знали, в чём коренится главная опасность её. Германский канцлер Бисмарк взялся за гигантскую работу борьбы именно против католицизма, как корня духовного разложения Европы.
Так, со всех сторон линии сводятся именно “в Рим”. Это говорит и советский историк: “Политическое влияние польского духовенства было несравненно сильнее, чем — духовенства русского” в тех частях, где были русские право-славные элементы. Это объясняется тесными связями, которые поддерживало первое с Римом; а Рим в то время имел достаточно в своём распоряжении способов, чтобы заставить польских князей считаться с своей волей” (Ист., 26)
Так мы подошли теперь не только к важному принципу, что помимо хозяйственных двигателей истории, существуют ещё и другие, каковы: национальность, нравственное состояние общества, религия; но что в истории именно Польши эти последние, внутренние, духовные причины имели преимущественное значение и силу. И без них не понять истории Польши и её распада […]
------------------------------------------------
Обычно в миру гордость не считается большим пороком. Даже нередко ставится человеку в плюс, что он не даст себя в обиду, что это признак силы характера. На самом деле, гордость, да ещё и легковоспламеняющаяся, есть опасная и жестокая болезнь, вредная не только самому страдающему ею, но и окружающим. Самолюбивый человек и сам постоянно расстраивается от всяких поводов и других мучает: это мы видим в повседневной жизни постоянно. Но то же самое должно сказать и о целом народе; с этой национальной психологией связывается целая цепь других болезней и последствий. В самом деле.
Возьмем, например, известное польское право, так называемый “либерум вето”, “не позвалям”. Каждый шляхтич на сеймах мог один сорвать все решения, если он не согласен. Вот примеры: из 18 сеймов за 17 лет при Августе II (1717—1733 гг.) 11 сорвано и 2 окончились безрезультатно. При Августе III только 1 сейм 1736 года окончился благополучно, и т. п. … Решительно в мире не было другого народа, который бы пользовался таким неограниченным, точнее — необузданным, правом голоса... И это “безумное”, по словам одного исследователя, право называлось “золотой свободой”!!
А из этой “золотой свободы” выросла другая болезнь: безначалие, о чём постоянно говорят не только чужие историки, но и сами поляки: у них даже сложилась невероятная поговорка: Польша непорядком держится (“Полска нержадем стои”!!!). Где ещё можно слышать подобное искажение души?!
И если бы кто захотел возражать против этой “вольности”, того назвали бы предателем... Поляк, скрывший своё имя, записал: “Того, кто хотел бы упразднить “либерум вето”, должно признавать врагом отчизны”. И наоборот, — “кто питал и растравлял гордыню, хоть бы это был злейший враг, считался хорошим”. Лесть любит, чтобы её, как и всякую страсть, питали: иначе она бывает недовольна.

А из этого свойства и права проистекало страшное безначалие, анархия: всякая власть, была ли она выборная, или наследственная, но она должна быть сильна. Между тем, от своеволия панов даже королевская власть в Польше стала мало-помалу обращаться в игрушку. Борьба против королевских привилегий сделалась почти законом для жизни Польши. Панам даже предоставлено было законное право борьбы против них на так называемых “конфедерациях”. Недовольные королём ехали в какой-либо город, созывали единомышленников своих, делали постановление и начинали открытую борьбу против короля. Один из важнейших магнатов Польши, Сапега, говаривал: “Я не считал бы себя настоящим Сапегой, если бы не чувствовал охоты к борьбе с королём”. Не раз короли делали попытки усиливать свою власть; но всегда встречали отпор. Когда умирал бездетный Сигизмунд, этот вопрос был поставлен в сейме. И один из депутатов Калиша, Сухоржевский, открыто заявил:
“Не убоюсь признаться вам: не хочу существования Польши, не хочу имени поляка, если мне быть невольником короля”... Почти то же сказал уже умиравший князь Радзивилл. И даже архиерей Коссаковский, который бы, казалось, должен был показывать пример признания и почитания власти, заявил:
“Врагом отчизны следует считать того, кто дерзнёт предлагать наслед-ственность престола” (“Русская Старина”. 1900, т. 103).

Из той же гордыни выросло и другое злое зелие: презрение к низшим и унижение других. Ведь подумать только, что народ простой, особенно из русских областей, получил название “хлопов”, холопов... Уж не знаю: от какого слова? От слова ли хлопать, или падать до земли, или от слова “хлопать”, бить? Но слово унижающее... Или другое слово было в том же Западном крае про народ: это — “быдло”, то есть скотина (от слова бодать, бык? — не знаю)... Какое нужно иметь неуважительное отношение к личности, чтобы именовать так своего брата, да ещё и христианина же!
А между тем, такое презрительное отношение не выпарилось из польской души чуть ли не до последних дней. Позволю рассказать случай из собственной жизни. Как-то в Сербии, а может быть в Австрии, я вхожу в вагон и беру место в отделении, где сидел только всего один старый, с большими седыми усами, человек. Вот, думаю, духовному лицу со старичком-то особенно уместно и приятно будет. Но не успел я ещё и разложиться, вижу, мой сопутник повернул лицо своё от меня к окну и очень явственно прошептал, конечно, в мою сторону: “Пся крэв”, — это известное польское бранное слово...
Признаюсь, и тогда я не обиделся, и сейчас тоже не загоревал бы о себе. Но мне стало за него больно: какая, подумал я, больная душа! И так я уже больше не заговаривал с ним... А мы, русские, были беженцами, изгнанниками... Прошло 20 лет самостоятельной великодержавной Польши: что же, изменилось ли их сердце? Я не жил в Польше. Но вот недавно читаю книгу про путешествие одного русского, советского писателя в Европу. И что же вижу? Лучше выпишу.
Граница. Станция Здолбунов. В купе, кроме автора, едет какая-то интеллигентная женщина, довольно смелого характера, свободно владеющая немецким, французским, итальянским языками. Жандармы заговаривают с нею о паспортах. Она говорит на всех языках. Не понимают. Наконец, она обращается уже по-русски. Пан-агент страшно краснеет. Оказывается, он русского языка совсем ничего-де не понимает. Раздосадованная путешественница нервничает и по-русски говорит открыто:
“Вы должны знать какой-нибудь язык, если занимаете такую должность!” О, лучше бы она этого не говорила...
“Вы слышали, прошу, пане! — обращается агент к другому чиновнику, — она нас будет учить!”...
Пламя из глаз пана агента перелетает на щёки других панов, контролёров и агентов. Они бледнеют, как смерть, а затем вспыхивают огнём гнева. Весь ревизионный зал гудит и шипит... И вдруг раздаются эти старые, старые слова:
“Пся крэв, хочешь ехать через Польшу, так сама учи польский язык. Должна знать, если хочешь ехать через Польшу...”
Пан агент бросает вокруг себя такие взгляды, точно хочет пронзить наши бедные сердца острием своего гонора. Нам становится страшно” (Книга “Голуби мира” Микитенко, Москва, написана всего лишь в 1933 году: наши дни почти).
Прошу (слушателей и читателей) не думать, что я желаю вызвать у них раздражение против поляков. Нет: хочу лишь показать болезнь человеческую, чтобы потом объяснить последствия её, а возможно, и поставить прогноз на будущее.
Такова одна из самых острых сторон польского характера: гонор.
Одновременно с этим все исследователи польской психологии отмечают другое у них свойство: необычайную возбужденность, горячность, вспыльчивость, восприимчивость, нетерпеливость, легкость, воспламеняемость. Приведу два-три примера. Не раз Польша находилась за последние два столетия в крайней смертельной государственной опасности. Варшаву осаждают враги. А паны закатывают балы... При короле Понятовском решаются последние часы Польши; сейм не может придти к решению об ограничении “либерум вето” и о предоставлении некоторых прав низшим классам, а тут же задаётся королём пир на 4 000 человек.

“Бал для поляков — первая необходимость”, — писал потом о них генерал Сиверс своей дочери. И даже сам Костюшко, этот прославленный, и недаром, герой национальной Польши, недостаточно приготовился к восстанию против таких сильных противников, как Россия и Пруссия. А его сотрудники выступили, даже не дождавшись его. Впоследствии, на допросе в Петербурге друг Костюшко Урсин-Немцевич дал такое показание по вопросу: почему они подняли восстание с другими?
“Восстание было плодом отчаяния и безумной поспешности; увлечённые воображением, они (поляки) легко принимали признаки за надежды, надежды за вероятности; легко было предвидеть бездну, которая нас поглотит; и я был в отчаянии; я добивался только ран, добился до них и до тягостного плена” (1875 г.).
Другой поляк, некий Мстислав Годлевский, также говорит:
“Под влиянием внешних обстоятельств мы привыкли увлекаться фантазией и обманывать себя, как бы нарочно. К сожалению, даже и доселе, — пишется в польской газете “Нива” за 1872 год, — мы неохотно взвешиваем условия нашего быта трезвым рассудком; любим преувеличивать свои силы и достоинства, рассчитывать на счастливую случайность и на несуществующую мощь; а наконец, выжидать, сложа руки, лучших времен. И сколько уже раз испытывали мы горькие разочарования!” (“Политические итоги”. Лейпциг, 1896). Он же написал про русских совсем иное: “Даже и заклятый враг не может не признать за русскими политического смысла. Это — их несомненный дар”. “А нас, — говорит неизвестный автор польской рукописи, — Господь Бог наделил... великим качеством — геройством; но не даровал нам другого качества: политического благоразумия и повиновения своим властям; сам же народ потерял в себе совесть”. А такой народ “не может существовать самостоятельно. Ни одно государство не имело, не имеет и не будет иметь такой свободы единиц (личности, индивидуальности. — М. В.), какую имела Польша”. После многих горьких уроков истории образовалось в Польше довольно сильное направление так называемого “Органического труда”, то есть участия в государственной жизни России и других народов, куда расселила их судьба. Но это направление, как примиренческое, компромис-сное, не по душе было возбуждённому духу поляков; и оно никогда не имело сочувствия. А “оппозиция” всегда нравилась им. Поэтому, когда во главе Польши в 60-х годах был поставлен известный маркиз Велёпольский, представитель благоразумного реализма в политической жизни, хотя и поляк до мозга костей, он не мог остановить революционного брожения. И должен был уйти, сказав: “Для поляков можно иногда что-нибудь сделать; но вместе с ними (поляками) никогда”... Свою жизнь он кончал в Дрездене, ежедневно посещая богослужения в католической каплице.
То же самое свойство увлечения было свойственно не менее, если не более, польским женщинам. В повести Гоголя “Тарас Бульба” описываются сцены, где говорится о “ветрености” полек... Можно было бы привести немало фактов, до какой степени не дорожили иногда честью своею эти честолюбивые в сердце люди. Стоит только вспомнить Марину Мнишек, бывшую в руках всех трёх самозванцев по очереди... В этом увлечении польская красавица, к которой явился Андрий, сын Тараса, тайком в терем, обратилась даже с такими словами к судьбе и Богородице:
“Судьба причаровала моё сердце к чуждому, к врагу нашему... За что же Ты, Пречистая Божия Матерь, за какие грехи, за какие тяжкие преступления так неумолимо и беспощадно гонишь меня? Неужели для того, чтобы, умирая, я попрекала тебя, свирепая судьба моя, и Тебя, прости моё прегрешение, Святая Божия Матерь?”...
Какое трагическое сочетание и глубокой веры, и легкомысленного ропота...
Конечно, мы не исчерпали свойств польского народа; но отмеченные здесь свойства гонора и увлекаемости, несомненно, глубоко вкоренились в них: это признают сами они, как мы видели.
На этом и остановлюсь. Не буду говорить о их религиозности; не стану хвалить за горячую любовь к родине; не буду напоминать о хлебосольстве их; нельзя говорить и об их скупости: ею они не отличались; наоборот, многие паны прожили все свои имения на пирах и гостях: это тоже не светлое. Но мы говорим теперь о том, какие внутренние причины привели их к распаду; потому нам нужно не хвалить хорошее, а выяснять дурное, чтобы понять болезнь. […]
« Последнее редактирование: 11 Июня 2020, 20:29:01 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103958

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Октября 2008, 12:44:59 »

  И вдруг раздаются эти старые, старые слова:
“Пся крэв ”
кто нибудь знает перевод  этих слов?

Это означает: "собачья кровь", имеется ввиду, что собака - нечистое животное. Папистских агрессоров, которых разгромил св.блгв.кн.Александр Невский, тоже называли у нас в народе "псами-рыцарями".

А.В.
« Последнее редактирование: 26 Октября 2008, 12:48:06 от Александр Васильевич » Записан
Маргарита
Пользователь
**
Сообщений: 58


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #2 : 27 Октября 2008, 12:06:41 »

Очень интересная публикация, уважаемый Владимир К.! Какой знакомый, глубокий "портрет" польского народа! Проведя неск. лет в западенском Львове, узнаю портрет и львовян (на чьих страстях будоражит время от времени всю Украину) - не мудрено, они столько лет были поляками. Передам эту статью своим знакомым.
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #3 : 27 Октября 2008, 18:23:41 »

Очень интересная публикация, уважаемый Владимир К.! Какой знакомый, глубокий "портрет" польского народа! Проведя неск. лет в западенском Львове, узнаю портрет и львовян (на чьих страстях будоражит время от времени всю Украину) - не мудрено, они столько лет были поляками. Передам эту статью своим знакомым.

Уважаемая Маргарита! Спасибо, что Вы обратили внимание, на размещеную мной статью из Нашего Современника. Возможно, Вы не встречали и предыдущие матералы этого журнала на польскую тему. Я выписываю журнал Наш Современник, поэтому могу Вам предложить еще две статьи о Польше и поляках, напечатанные в журнале. Автор Станислав Куняев, эти статьи, по-существу, являются частью его продолжающейся книги Поэзия, судьба, Россия. Название первой публикации - Шляхта и мы, а второй - Вы мне надоели. Я их поместил в прикрепленных архивированных файлах.
Владимир К.

[вложение удалено Администратором]
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #4 : 27 Октября 2008, 18:25:19 »

Здесь прикреплен второй файл.

[вложение удалено Администратором]
Записан
Маргарита
Пользователь
**
Сообщений: 58


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #5 : 29 Октября 2008, 11:52:07 »

Скачала, буду читать!
Благодарю, да, тема действительно наболевшая 
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103958

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 11 Июня 2020, 20:26:53 »

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ

Кулачная демократия в шляхетской республике

За отсутствием согласия «они много государства своего растеряли»



На фоне проходящей в Белоруссии предвыборной кампании по выборам президента естественно повышение интереса к истории политических институтов, связанных с идеями демократии. Вот, мол, во времена Речи Посполитой была «ограниченная», «несовершенная», но всё же демократия, даже королей избирали. Например, Стефан Баторий был настоящим «народным» монархом – не то что московский тиран Иоанн Грозный. В таком ключе выдержан недавний сюжет белорусского оппозиционного портала «Наша нива».

Не вдаваясь в комментарии по поводу избрания Стефана Батория, заметим, что в 1573 году Иоанн Грозный или его сын Фёдор рассматривались как реальные претенденты на польский королевский престол. Однако в итоге королём Речи Посполитой был избран французский претендент Генрих Валуа. Правда, случился конфуз: этот король сбежал от своих подданных через шесть месяцев разгульной жизни. На новых королевских выборах к согласию не пришли. Были избраны одновременно (!) два кандидата: австрийский император Максимилиан и семиградский (молдавский) воевода Стефан Баторий. За первого голосовала аристократия, а за второго – послы от шляхты. В отличие от своего медлительного конкурента Стефан оказался проворнее. Пока Максимилиан ещё собирался, Баторий уже прибыл в Краков. Так что тут надо говорить не о «народном» характере избирательной системы Речи Посполитой, а о её своеобразии: избрать одновременно обоих претендентов, чтобы посмотреть, кто же покажет себя более ловким – такое не пригрезится даже самым ярым защитникам демократии в наши дни.



Вообще, сеймовые порядки Речи Посполитой на бумаге и в жизни сильно отличались. В условиях, предложенных Генриху Валуа при избрании (Pacta conventа), говорилось о «единомыслии и согласии всех станов» при выборе короля, но в действительности «единомыслие и согласие» наблюдались редко. Сам принцип выборности кандидатов предполагает партийность, а значит – неизбежна борьба. И её в истории Речи Посполитой было предостаточно. Согласие оставалось на бумаге, а в жизни всё решалось кулаком.

Уже в самом начале развития шляхетской демократии в Великом княжестве Литовском заметна характерная тенденция: у кого выше должность, больше богатства, тот и управляет голосами. Так, на последней сессии Люблинского сейма 1569 года маршалок нижней палаты парламента (посольской избы) Станислав Чарнковский сказал: «Там (в Великом княжестве Литовском) воевода, каштелян, староста приедут на готовящийся сеймик (местное шляхетское собрание) и посылают к шляхте, чтобы они [уже готовое] подписали и приложили свои печати, а если не приложат, то угрожают палками, поэтому не понятно, какая польза от таких сеймиков».



Распорядитель посольской избы имел в виду, что в Польше порядки «демократичнее». Однако главное отличие состояло лишь в том, чтобы не действовать так грубо, а убеждать, например, подкупом. Система «откатов» успешно практиковалась в шляхетской республике; угощение и выпивка за чужой счёт тоже были нормой. Об этом оставил яркие воспоминания польский мемуарист Енджей Китович. Сначала формировалась «партия» на дворе того или иного магната. Сам хозяин не считал допустимым садиться за один стол с шляхетской голотой, но всегда находил несколько бочек водки и пива, кругов сыра и буханок хлеба на закуску. Параллельно проводилась «политинформация». Затем на собрании шляхтичей, которое, как правило, проходило в костёле, голоса разных партий сталкивались в перекрикивании друг друга. После этого снова продолжались угощения и возлияния, и сон настигал обессиливших в самых разных позах: кого за столом, кого под столом, кого вдоль дороги или под кустом. Придя в себя, «клиенты» шли к патрону за новой порцией угощения или деньгами в зависимости от успеха выполненного ими поручения.

Дело не ограничивалось словесными прениями. Обычными были драки. Приведём пример из воспоминаний Игнатия Лопатинского об очередном шляхетском сеймике в Мстиславльском воеводстве в 1733 году, ставший хрестоматийным: «Пан Леон Ильинич, городской писарь из партии Воловича, держа в руках старомодный топорик тонкой работы, украшенный бляшками, хотел ударить им в лоб подстаросту Шпилевского, но тот убежал, а Станислав Волович вскочил на стол и выхватил саблю; тогда обе партии уже не ленились, особенно когда два брата Завитовских перекинули стол на партию Воловичей. Сеча продолжалась около часа, пока ксендзы не вышли с дароносицей. Тогда члены партии Воловичей убежали из костёла и продолжили сеймик на улице возле корчмы […]. В той сече с обеих сторон было много раненых, тяжелее всего Толпыга, Дубяга и Козел, двое от тяжелых ран сразу умерли».

Русский путешественник стольник Пётр Толстой, побывав в Варшаве в 1697 году, записал: «Во время элекции (королевских выборов) между поляками бывают многие ссоры и бой, а также и у литвы между собой, и у поляков с литвой бывают многие драки и смертоубийство […] и всегда у них между собой мало бывает согласия, в чём они много государства своего растеряли».

Такое политическое устройство больше напоминало анархию, чем гражданский порядок. «Польша держится безвластием» – эта горькая поговорка XVIII века хорошо характеризует строй шляхетской демократии в Речи Посполитой. Впрочем, и современные «образцовые демократии» нередко являют образцы кулачных потасовок. Такие ли примеры имеют в виду апологеты Запада в Белоруссии, намекающие, что белорусам нужна «площадь»?

https://www.fondsk.ru/news/2020/06/09/kulachnaja-demokratija-v-shljahetskoj-respublike-51087.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!