Русская беседа
 
05 Мая 2024, 04:50:13  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная  (Прочитано 10708 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 10 Декабря 2023, 09:57:45 »

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»


Дата - 10 декабря (27 ноября по ст.ст.)

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.


ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И «ЗНАМЕНИЕ»[1] НАШЕЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
Юрий Рубан


Знамение Пресвятой Богородицы

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях:

+ как определенный тип иконы Божией Матери и

+ как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря (27 ноября по старому стилю
).

Отсюда и двойное название праздника в современном русском православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году».

Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита, – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира (в этом первом значении термин «Знамение», вероятно, связан с известным мессианским пророчеством, Ис.7:14). Иконы данного типа появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 г. В связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны Божией Матери».

Согласно рассказам летописей, в тот год соединенные силы удельных князей, владимиро-суздальцев, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Иоанну был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слезы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободренные новгородцы победили.

Если быть исторически точным, то следует отметить, что само чудесное избавление новгородцев от врагов произошло 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная же дата, 27 ноября юлианского календаря, возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, праздновал свои именины тогдашний новгородский посадник Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь чтит память великомученика Иакова Персянина (421 г.).


осада Великого Новгорода

Таким образом, праздник установлен в память одного из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один «православный» князь шел на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Христа и Богоматерь! (Если защищающиеся еще могли быть оправданы, то нападавшие подобными молитвенными призывами явно кощунствовали.) Эти постоянные распри ослабляли страну и были на руку монголо-татарам, поочередно разбивавшим войска неразумных князей-полуязычников, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться даже перед лицом этой «апокалиптической» опасности. Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока этого знамения нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XVII-го, а особенно в XX-м столетии такие ужасные «знамения», каких еще не знало человечество. Извлечем ли мы из них урок – «вот в чем вопрос»? Новые «знамения» могут стать последними в буквальном смысле этого слова.


Примечания

[1] На уровне исторической этимологии, "знак", евр. `oth, греч. сэмэйон (отсюда "семиотика" – наука о знаковых системах), лат. signum, – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена); в переносном значении – некий символ, пророческий знак ("знамение"), чудо, явленное через какое-либо знамение. Мы говорим (и творим) "крестное знамение" – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – "знамение пререкаемое (сэмэйон антилегоменон"). Поэтому Своему "недоброму поколению" (или "роду лукавому"), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно знамение – "знамение Ионы пророка" (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для уверовавших, "знамение Сына Человеческого" – Животоворящий Голгофский Крест. Воскресший Христос дал Своим верным множество знамений (Мк.16:17). Смотрите отличный коментарий этого термина в книге: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (и переиздания) (глава "Знак, знамя, знамение").




Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.



Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская

Вели́чаем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́// гра́ду на́шему.

https://azbyka.ru/days/prazdnik-ikony-bozhiej-materi-imenuemoj-znamenie
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 10 Декабря 2023, 10:10:10 »

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение» Новгородская


Кондак 1

Избранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, знамением иконы Ея святыя дивную победу людем Новаграда даровавшей, благодарственное возглашаем пение: Ты же Всеблагая Заступнице наша, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, преславным знамением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатно озарила еси и струи чудес от нея источила еси верным. Темже, со усердием и любовию припадающе ко пречестному Твоему образу, со умилением приносим Ти благохваления сицевая:

Радуйся, освященное селение Бога Слова; радуйся, благодатию Божиею и нас освящающая.

Радуйся, спасению падшаго рода человеческаго непорочно послужившая; радуйся, всех Творца и Господа, Чистая, Духом Божественным в ложеснах заченши, без истления родившая.

Радуйся, Матерним Твоим попечением всех нас объемлющая; радуйся, в бедах и напастех скорая нам Помощнице.

Радуйся, злыя страсти наша невидимо укрощающая; радуйся, в христианских добродетелех преуспевати нам помогающая.

Радуйся, недуги наша безмездно врачующая; радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая.

Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко блажат Тя вси роди.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 2

Видев озлобление Новаграда, крепце воюемаго от воев суждальских, святитель Христов Иоанн слезно моляшеся о избавлении и спасении града и услыша Глас свыше, да идет во храм Преображения Господня и, взем тамо икону Пресвятыя Богородицы, да изнесет ю на забрала града противу полчищ, его воюющих. Таковое веление Божие услышав, святитель благодарственно возопи Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев волю Божию во гласе Небесном, святитель Христов Иоанн прииде ко храму Преображения Господня взяти икону Богоматере и, егда моляшеся пред нею, подвижеся икона от места своего на руце его честныя, и той с пением молебным изнесе ю на забрала града, глаголя народу: дерзайте, Мати Бога нашего с нами есть. Сего ради, видевше Твое к ним благоволение, в пришествии чудеснем иконы Твоея явленное, в песнех возглашаем благохваления сицевая:

Радуйся, Надеждо христиан ненадежных; радуйся, скорбящих Радосте и Заступление.

Радуйся, безпомощным скорую помощь Твою являющая; радуйся, утесняемым ослабу и свободу дарующая.

Радуйся, православным воином Предводительнице к победам; радуйся, ратей неприятельских всекрепкое низложение.

Радуйся, великий Новград благоволением Твоим осенившая; радуйся, на забрала его, яко Взбранная Воевода, во иконе Твоей пришедшая.

Радуйся, ненаказанных милостивая наказательнице; радуйся, неразумных премудрая вразумительнице.

Радуйся, обидящих всегрозная устрашительнице; радуйся, обидимых Всеблагая Заступнице.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 3

Силою Божиею укреплен, святитель Христов Иоанн вознесе святую икону Твою, Владычице Богородице, посреде самыя брани, идеже стрелы от сопротивных, яко дождь, падаху, и едина от них честный лик Твой на иконе устрели: абие же икона Твоя лик свой от полков враждебных отврати и слезы от очес источи, ихже собирая в фелонь свою, святитель Христов Иоанн народом дерзати повеле, они же, яко крепка некоего хранителя имуще, на сопротивныя устремишася и до конца победиша тех, зовуще Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяше Тя воистину великий Новград воительницу державную, Богородительнице Всеблагая, егда паче надеяния, знамением иконы Твоея святыя победити сильныя полки сопротивных людем Новаграда помогла еси. Темже пение победное Тебе приносяще, взываем сице:

Радуйся, умирение миру Святым Рождеством Твоим принесшая; радуйся, средостение вражды древния разрушившая.

Радуйся, неправедно враждующия наказующая; радуйся, знаменьми и чудесы Твоими христолюбивыя люди утешающая.

Радуйся, от стрелы вражия язву на лице иконы Твоея приемшая; радуйся, слезы благодатныя от нея дивно источившая.

Радуйся, вои сопротивных слепотою и бегством поразившая; радуйся, полки крепкия безсильны соделавшая.

Радуйся, во бранех крепкая Помощнице; радуйся, врагов посрамление.

Радуйся, люди Твоя дивною победою увенчавшая; радуйся, Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум: како возмогу недостойными усты воспети чудеса Твоя, Богомати Владычице, яже святою иконою знамения Твоего в Новеграде явила еси, даровав ю в помощь и заступление всем православным людем от враг видимых и невидимых? Темже, величающе неизчетныя милости Твоя к нам, смиренномудренне воспеваем прославльшему Тя Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о дивнем чудеси святыя иконы знамения Твоего в Новеграде, Пречистая Дево, како людие новоградстии, имуще сию, силою Твоею и пособием Божественнаго зрака Твоего преславное одоление на сопротивныя показаша, со благоговением и радостию поклоняемся сему чудному образу Твоему и хвалебне зовем Ти:

Радуйся, Невесто Отца Безначальнаго; радуйся, неискусобрачная Родительнице Предвечнаго Слова.

Радуйся, селение прекрасное Духа Святаго; радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы благодатию осененная.

Радуйся, древле пророки многообразне предреченная; радуйся, ангельския соборы чистотою Твоею превозшедшая.

Радуйся, человеческаго рода возвышение; радуйся, падших сынов Адамлих благодатное возстание.

Радуйся, яко из Тебе в плоть облечеся Одеваяй небо облаки; радуйся, яко млеком Твоим питала еси Питателя вселенныя.

Радуйся, Всеблагословенная Богородице, Чистая Приснодево; радуйся, Радосте наша и спасение душ наших.

Радуйся, Заступнице наша, от Бога нам дарованная; радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 5

Богосветлая звезда, икона знамения Твоего, Богородице Дево, великий Новград сиянием многих чудес духовно просвети, неоскудно источающи благодатная исцеления всем верным, со усердием к Ней притекающим. Не лиши и нас благодатнаго Твоего озарения и милосердных щедрот Твоих, боголепным поклонением чествующих чудотворную икону Твою, да благодарственно воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Преблагая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приимаху. К нейже ныне приходяще, поклоняемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных, и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще:

Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; радуйся, печальных Утешение и бедствующих Помощнице.

Радуйся, болящих немздоприимная Целительнице; радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство.

Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая.

Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице.

Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение; радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище.

Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; радуйся, даров духовных щедрая подательнице.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 6

Проповедует Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных от святыя иконы знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохранши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону знамения Твоего благодатным источением слез дивно прославила еси, неизчетная милости от нея щедро подавающи всем скорбящим и обремененным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными, Госпоже Всеблагая, и буди нам Помощница во спасение, да благодарственно Тебе зовем:

Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу; радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая.

Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая; радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго, о всем мире умоляющая.

Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая; радуйся, сущих в бедах и скорбех благодатию смирения и терпения снабдевающая.

Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая.

Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая.

Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам источающая; радуйся, всем вся полезная дарующая.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 7

Хотящи явити, Владычице, не токмо великому Новуграду, но и всему православному российскому жительству преславная чудеса Твоя от иконы знамения Твоего, сию во многих градех, обителех и весех от лет древних до дний наших дивными чудесы прославила еси, слепым прозрение, разслабленным укрепление и многим болящим исцеление милостивно от нея дарующи и сим подвизающи люди величати Тя, возвеличившую род наш, и пети Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новград и всю землю Российскую дивная икона знамения Твоего, Богородице Дево, чудесы благодатными осия, милости Твоя богатыя верным проявивши. Сию убо боголепным поклонением чествующе, хвалебно Тебе, Владычице, взываем:

Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих; радуйся, благосердая Услышательнице молений наших.

Радуйся, великий Новград благословением Твоим осенившая; радуйся, в пределех его икону Знамения Твоего чудесы прославльшая.

Радуйся, дев ликостояния прославлением иконы Твоея духовно возвеселившая; радуйся, всесильными Твоими к Богу молитвами и нас ко блаженству райскому возводящая.

Радуйся, за всех нас милостивая к Сыну Твоему и Богу Ходатаице; радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая Споспешнице.

Радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая; радуйся, многих мест и обителей сокровище исцелений неоскудное.

Радуйся, иноков и инокинь благоподвизающихся всемощная Покровительнице; радуйся, и в миру благочестиво живущих усердная Заступнице.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 10 Декабря 2023, 10:11:20 »

(Окончание)

Кондак 8

Странствующе в юдоли сей земной, многоскорбней и многомятежней, горняго града, Иерусалима Небеснаго, взыскуем и Тебе, Владычице, молим: путеводствуй нам по стези заповедей Христовых и сохрани нас от падений греховных, удиви на нас милость Твою и осени нас Твоим заступлением, да, Твоею помощию спасаеми, сподобимся купно со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, не презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти:

Радуйся, Богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца.

Радуйся, умнаго Солнца Мати, верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; радуйся, славо небесных и упование земных.

Радуйся, Надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; радуйся, девственных ликов славо и похвало.

Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая.

Радуйся, омраченная сердца светом истиннаго Боговедения просвещающая; радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 9

Вся ангельская воинства благоговейно Тебе служат, Небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения Матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии человечестии не могут постигнути Божественную тайну приснодевства Твоего, Марие Богородице, како в рождестве и по рождестве ключи девства Твоего целы сохранила еси, ангелов и человеков удививши. Темже Тя благочестно Матерь и Деву исповедующе, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе воспеваем:

Радуйся, возвеличившая род человеческий непорочною Твоею чистотою; радуйся, освятившая землю всесвятым Твоим рождеством.

Радуйся, девство и рождество в Себе дивно сочетавшая; радуйся, во обою непорочно Себе сохраньшая.

Радуйся, велие вселенныя чудо; радуйся, непостижимая человеческими умы тайно.

Радуйся, ангельских ликов удивление; радуйся, святых Божиих угодников присное радование.

Радуйся, мира горняго первейшее украшение; радуйся, мира дольняго благонадежное заступление.

Радуйся, демонов низложение; радуйся, ада попрание.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 10

Спасителя падшему человечеству родила еси, Пречистая Дево, и Сего яко Младенца во объятиих Твоих носила еси, Егоже Божественное изображение и на иконе знамения Твоего нам являеши и многая милости и щедроты Твоя нам даруеши. Сего ради со благоговением и верою чествуем образ чудотворный Твой, Владычице, и молимся Тебе прилежно: буди нам Покров и защита в день Судный, да Твоим Матерним предстательством помилует нас Судия Праведный, Сын Твой и Бог, и сподобит нас деснаго стояния и пения Ему со избранными: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и источник чудес икона Твоя святая явися, Богородице Дево, не токмо великому Новуграду, но и всей стране Российстей. Сию, яко знамение победное, имуще, воинства православныя врагов побеждают, царие и святителие ею благоукрашаются, и всяк возраст верных утешение благодатное от нея приемлет. Утеши и нас Твоим, всемилостивая Владычице, благоволением и милостию, да хвалебно взываем к Тебе:

Радуйся, крепкое наше Упование; радуйся, несумненная наша Надеждо.

Радуйся, великаго Новаграда многопетая славо; радуйся, страны нашея благодатное ограждение.

Радуйся, во дни брани победительная на враги Помощнице; радуйся, во дни мира ко благочестию добрая Наставнице.

Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение; радуйся, благочестивых домов и супружеств благословение.

Радуйся, девства и чистоты поборнице; радуйся, обидимых и гонимых предстательнице.

Радуйся, нагих одеяние; радуйся, болящих исцеление.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 11

Пение наше смиренное не презри, Всемилостивая Царице, и утробу щедрот Твоих не затвори нам, Всещедрая Владычице: се бо, обнищавше в добрых делех, к сокровищнице милости Твоея, чудотворней иконе Твоей, со усердием притекаем, Всеблагая, и, припадающе, молимся: озари нас светом Божественным благодати Твоея и научи нас верно исполняти заповеди Сына Твоего и Бога, да достойно возможем пети Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Света невечерняго приятелище, светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши нас, помраченных греховною мглою, Богородительнице Пречистая, и приводиши к немолчному славословию Твоего пресвятаго имене. Знамением иконы Твоея святыя воистину явила еси воеводство Твое державное, Госпоже Всеблагая, егоже светло празднующе, радостно зовем Ти:

Радуйся, возвеличенная Богом паче земных и небесных; радуйся, едина Чистая и Благословенная в женах.

Радуйся, Царице и Владычице Небесе и земли; радуйся, порфиро Царя царей.

Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, главизно спасения человеческаго.

Радуйся, уповающия на Тя не срамляющая; радуйся, просящим Твоея святыя помощи от бед избавляющая.

Радуйся, столпе и утверждение девства; радуйся, щите и ограждение веры православныя.

Радуйся, боголепное украшение святыя Христовы Церкве; радуйся, покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 12

Благодать и милость Свыше подаждь нам, Владычице, от иконы Твоея святыя, юже в знамение заступления Твоего нам даровала еси, чудесы от нея бывающими, православную веру в нас утверждающи, неверие же посрамляющи. Темже поклоняемся Тебе и молимся: в Православии соблюди нас, Всеблагая, и сподоби до конечнаго дыхания нашего верно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя от иконы знамения Твоего явленная, Богородице Дево, хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую воистину Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, покрый нас державным Твоим покровом и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспеваем Тебе непрестанно гласом хваления:

Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Радуйся, увенчанная диадимою царскою от Триединаго Бога; радуйся, святолепная и светоносная палато святых святейшаго Слова.

Радуйся, одесную стоящая Сына Твоего и Господа; радуйся, всегда молящаяся Ему за род христианский.

Радуйся, Виновнице благодатнаго человеков обновления; радуйся, кающихся грешных к Богу примирение.

Радуйся, страждущих от бед Избавление; радуйся, Взыскание погибших.

Радуйся, телес наших врачевание; радуйся, душ наших спасение.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Сладчайшаго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа! Нынешнее наше приемши приношение, от всякия избави нас напасти и скорби и вечныя изми муки всех пред святою иконою Твоею с верою и любовию поклоняющихся и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, преславным знамением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатно озарила еси и струи чудес от нея источила еси верным. Темже, со усердием и любовию припадающе ко пречестному Твоему образу, со умилением приносим Ти благохваления сицевая:

Радуйся, освященное селение Бога Слова; радуйся, благодатию Божиею и нас освящающая.

Радуйся, спасению падшаго рода человеческаго непорочно послужившая; радуйся, всех Творца и Господа, Чистая, Духом Божественным в ложеснах заченши, без истления родившая.

Радуйся, Матерним Твоим попечением всех нас объемлющая; радуйся, в бедах и напастех скорая нам Помощнице.

Радуйся, злыя страсти наша невидимо укрощающая; радуйся, в христианских добродетелех преуспевати нам помогающая.

Радуйся, недуги наша безмездно врачующая; радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая.

Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко блажат Тя вси роди.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 1

Избранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, знамением иконы Ея святыя дивную победу людем Новаграда даровавшей, благодарственное возглашаем пение: Ты же Всеблагая Заступнице наша, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.



Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvjatoj-bogorodice-pered-ikonoj-znamenie-novgorodskaja.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 10 Декабря 2023, 10:32:03 »

Икона Богородицы Знамение


Икона Богородицы «Знамение» — образ, на котором Дева Мария стоит или сидит с поднятыми в молитвенном жесте руками, у нее на груди — медальон с ликом Младенца Христа. Православие смотрит на икону как на запечатленное в красках Священное Писание. Образ «Знамение» — это отсылка к словам из Книги пророка Исаии: ...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Эти слова повторяются в первой главе Евангелия от Матфея. Еммануил переводится с еврейского «с нами Бог». С этой иконой связаны конкретные события в истории Русской Церкви.


Икона Божьей Матери «Знамение»


Икона Божьей Матери «Знамение» — распространенный в русской традиции вариант иконографического типа Пресвятой Богородицы, известного как Великая Панагия, образа, на котором Богородица стоит с воздетыми к небу руками и со сферой (кругом, щитом) с ликом Христа на груди. Он восходит к первым иконописным изображениям Девы Марии. Один из наиболее известных прообразов «Великой Панагии» — фреска из катакомб Майского кладбища в РимеНа «Знамении» Богородица обычно предстает не в полный рост, а по пояс. О том, что в основе иконографии лежит пророчество о приходе в мир Спасителя, напоминает еще одно название этого образа — «Воплощение».

Широкое распространение и название «Знамение» икона получила в русской традиции в XI–XII веках, после чудесных событий 1170 (1169) года. Великий Новгород был в осаде, и у жителей не оставалось практически никаких надежд на спасение. С молитвой они вышли на городскую стену, неся образ Пречистой, и стрела противника попала прямо в него. На лице Богородицы появились слезы, а икона сама повернулась к городу. Обе враждующие стороны увидели в этом знак. Новгородцы победили. В благодарность и в память об этом был установлен праздник «Знамения Божией Матери, бывшего в Новгороде Великом в 1170 году». В этот же день — 10 декабря (27 ноября по старому стилю) — Русская Православная Церковь чествует и одноименную икону, прославившуюся чудесами не только в Великом Новгороде.


Новгородская икона «Знамение»


Новгородская икона «Знамение» стала повсеместно известной в XIV–XV веках — после того, как события XII века были описаны в Сказании о битве новгородцев с суздальцами. В летописи рассказывается, из-за чего началась вражда, как во время осады города архиепископ во время молитвы услышал голос, научивший его взять икону Богородицы и вынести ее «противу супостат», как враги выпустили стрелы и как икона «Божьим промыслом обратилась лицом на город» и по ней потекли слезы. «Великое, страшное чудо», как отмечает летописец, стало знамением милости Богородицы и Ее заступнической молитвы за город.

Согласно летописи, образ находился в храме Спаса на Ильиной улице и туда же был возвращен после произошедшего удивительного явления. В XIV веке специально для этой святыни был выстроен каменный храм. Еще не раз по молитвам перед ней город получал избавление от бед: во время чумы, пожаров, войны со шведами. В советское время древний образ был передан в музей, а в 1990-е годы — возвращен Церкви. Сейчас чудотворная икона Божьей Матери «Знамение» находится в Софийском соборе Великого Новгорода. И хотя в XVI веке она была обновлена, на ней и сейчас можно увидеть след от попавшей в нее стрелы.


Курская икона «Знамение»


Курская, или Курская-Коренная, икона «Знамение» — не только главная святыня Курской епархии, но и особо почитаемый Русской Зарубежной Церковью образ.

Отличительная особенность Курской иконы — фигура Богоматери с Младенцем окружена рамой с фигурами Господа и девяти пророков со свитками в руках.

В XIII веке, во времена татаро-монгольского ига, охотники в лесу, на корнях деревьев, обнаружили образ Богородицы. Когда они подняли свою находку, из земли забил родник. Позже на месте явления иконы была основана знаменитая Курская Коренная пустынь.

Согласно «Повести о граде Курске», рассказывающей в том числе и о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы и «честном и славном Ее Знамении», образ несколько раз переносился в Рыльск, откуда он чудом возвращался. Однажды он был разрублен татарами, но части иконы чудесным образом соединились, а затем слава о ней дошла до самого царя. Жители Курска всегда считали, что находятся под защитой Ее образа. Даже когда в годы Смуты куряне временно остались без своей святыни, они собрались в приделе собора, где она находилась раньше, и получили по своим молитвам помощь: польские войска, окружившие город, отступили. В благодарность за это был основан монастырь, куда святыня вернулась в 1618 году и где пребывала триста лет. В 1918 году она сначала была похищена, потом найдена и в 1919 году вывезена за границу. Сейчас святыня пребывает в специально построенном Знаменском синодальном соборе в Нью-Йорке, а в летний период за городом, в Новокоренной пустыня, основанной в 1950 году. В XXI веке древнюю икону несколько раз привозили из-за рубежа в Россию для поклонения. А на месте, где она была явлена много столетий назад, в Коренной пустыни, сейчас хранится список.


Царскосельская икона «Знамение»


Образ, известный как Царскосельская икона «Знамение», был подарен святителем Афанасием III Пателларием, Патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу Романову в 1653 году. Сначала святыня находилась в Москве, но, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, туда отправилась и икона. Именно перед ней молилась будущая императрица Елизавета, принимая решение о перевороте и восшествии на престол. Она же выстроила в Царском Селе церковь в честь любимой иконы и поместила туда почитаемый образ.

Не раз по молитвам перед Царскосельской иконой Божьей Матери «Знамение» верующие получали избавление от бедствий — общих (пожаров и эпидемий) и личных (болезней, гибели). В XIX–XX веках были распространены бумажные иконки, освященные в Знаменской церкви: перед ними молились дома и в путешествии, их носили с собой солдаты на фронтах Первой мировой войны.В дни Блокады Ленинграда икона была вывезена в Ригу, а после завершения войны возвращена в Санкт-Петербург.

В 1831 году, когда после молебна в Знаменской церкви Царское Село спаслось от холеры, по инициативе горожан был учрежден ежегодный крестный ход. В 2018 году прерванная в советское время традиция была возрождена.


Корчемная икона «Знамение»


Об удивительной истории Корчемной иконы «Знамение» говорит ее название. Чудотворный образ Божьей Матери до середины ХIX века находился в питейном заведении — корчме.

В Рязани жила одна сильно пьющая вдова. Не имея средств на вино, она вынесла из дома семейную икону и понесла в корчму, которая находилась рядом с церковью преподобного Симеона Столпника, чтобы обменять на выпивку, но, получив укор даже от хозяина корчмы, пообещала ее выкупить. Вскоре, найдя деньги, женщина вернула святыню домой, но утром не обнаружила ее. Чудом образ вновь перенесся в красный угол в доме корчемника. Осознав полноту своего греха, вдова стала молить Богородицу не лишать ее Своей милости, и с того дня она избавилась от порока пьянства. Икона же осталась у хозяина заведения, и поклониться перед ней Богородице шли и паломники, и посетители корчмы, и все по молитвам получали помощь. Священник из церкви Симеона Столпника регулярно совершал перед иконой молебны. После закрытия трактира икона была перенесена в часовню, находившуюся неподалеку. И по-прежнему горожане во время бедствий и эпидемий шли к ней. После революции с рязанской святыни сняли драгоценную ризу, но сам образ был сохранен верующими, а в 1960-е годы даже отреставрирован. Сейчас чудотворная Корчемная икона «Знамение» находится в Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупове, в воскресные дни она выносится из алтаря и перед ней совершаются молебны.


Павловская икона «Знамение»


Еще один необычный богородичный образ — Павловская икона «Знамение». Она была найдена  среди руин азовской крепости после взятия Петром I Азова в 1696 году. После возвращения Азова Османской империи в 1711 году святыню перевезли в Петропавловский собор Осередской крепости, которая в 1715 году была переименована в город Новопавловск, а позже — в Павловск (Воронежская область). Особенность Павловского образа Богородицы «Знамение» в том, что он написан на створке морской раковины величиной примерно 23 см. После обретения икону поместили в киот, клейма на котором рассказывают историю взятия крепости и обретения святыни.

Икона исчезла в советское время, но в начале ХХI века была восстановлена по сохранившимся описаниям.


Верхнетагильская икона «Знамение»


Почитаемый на Урале образ — Верхнетагильская икона «Знамение» — был обретен в начале XVIII века в лесу на том месте, где позже был основан Верхний Тагил, и хранилась в одном из монашеских скитов. Однажды скит ограбили, а когда преступники уже собирались уходить, то услышали голос, велевший им взять икону с собой. Так она попала в поселок Невьянский завод, где явилась одному из жителей, несправедливо обвиненному в воровстве. По чудесному научению он выкупил образ, перенес в свой дом и получил разрешение своей беды. Он же позже передал икону в Верхнетагильскую Знаменскую церковь.

Помимо фигуры Богородицы и Младенца в верхних углах иконы изображены ангелы: в правом — херувим, в левом — серафим. С Верхнетагильской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», издавна почитавшейся чудотворной, было сделано множество списков — Невьянский, Быньговский и др.


Абалакская икона «Знамение»


Абалакская (Абалацкая) икона «Знамение» начинает свою историю в XVII веке. По преданию, некой вдове было видение, в котором Божья Матерь повелела ей построить на кладбище селения Абалак, находящегося неподалеку от Тобольска,  церковь в честь иконы «Знамение» с приделами преподобной Марии Египетской и святого Николая Чудотворца. Церковь была выстроена, и для нее была написана икона, вскоре прославившаяся чудесами. Согласно свидетельствам, относящимся к XVII веку, по молитвам перед этой святыней помощь и исцеления получали не только местные жители, но и паломники из Центральной России, что указывает на общероссийскую известность и почитание иконы уже в то время. Перед Абалакским образом молилась семья царственных страстотерпцев во время своего заключения в Тобольске.

Древняя икона не сохранилась, но существуют многочисленные списки. Узнать Абалакский образ «Знамение» можно по присутствующим на нем фигурам святителя Николая и преподобной Марии.


Серафимо-Понетаевская икона «Знамение»


Серафимо-Понетаевская икона «Знамение» была написана монахиней одноименной обители (сейчас скит Дивеевского монастыря) в конце XIX века. Через несколько лет сестры стали свидетельницами произошедшего с образом чуда: лик Богоматери засветился, а Сама Она, как живая, то смотрела на монахинь, то поднимала глаза вверх. Икону поместили в храм для всеобщего поклонения и вскоре заметили, что многие верующие по молитвам перед ней получали помощь.


Златоустовская икона «Знамение»


Еще один чудотворный образ — Златоустовская икона «Знамение» — был утрачен после революции. Известен он стал в середине XIX века, когда в Москве была эпидемия холеры. Одному купцу во время болезни приснилось, что он находится в Златоустовском монастыре (один из старейших монастырей Москвы, уничтоженный в советское время) и прикладывается к иконе Богородицы. Вскоре после этого видения он выздоровел. Купец поспешил в Златоустовский монастырь, в котором не бывал с юности, и обнаружил увиденную во сне икону. По просьбе купца образ, до того находившийся перед входом в церковь, перенесли в храм. Он был украшен дорогой ризой, позже с него был сделан список. Только за первый год общенародного почитания было зафиксировано несколько исцелений по молитвам перед Златоустовской иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Ежедневно перед ней совершались молебны. После разрушения монастыря в 1930-е годы икона исчезла. В единственном сохранившемся от обители здании теперь находится часовня, в которой хранится список чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение».

Значение иконы «Знамение»Название этого Богородичного образа имеет несколько смыслов, и все они так или иначе подходят для понимания значения иконы «Знамение»

Знамения — это знаки, чудесные события, имеющие Божественную природу. Принято воспринимать их как подтверждение правильности тех или иных действий или как предвестие каких-то важных событий, перемен. В Священном Писании приведено не одно пророческое знамение. Иконография «Знамения» основана на словах из Книги пророка Исаии о воплощении Спасителя: ...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Часто верующие, желая получить ответы на сложные вопросы, пытаются искать знаки вокруг себя. Но нужно с осторожностью относиться к таким практикам и явлениям и не ставить их во главу угла, как делали это фарисеи и книжники, требовавшие знамений от Христа.

Тем не менее много столетий назад новгородцы увидели чудесный знак во время обороны города. Также и в дальнейшем чудеса, происходившие и с другими иконами этого типа, часто воспринимались как знамения. А так как это была одна из особо почитаемых икон царской семьи, она приобрела еще более важное значение для России.

Примечательно также, что много раз за день повторяемое верующими движение руки, когда мы крестимся, тоже называется знамением — крестным. И об этом тоже можно вспомнить, молясь перед иконой, на которой изображена Богоматерь с Христом Еммануилом, что в переводе значит «с нами Бог». Гораздо важнее, чем поиск чудесных знаков, наше ощущение, что Господь с нами всегда и видит нас в каждое мгновение нашей жизни.

https://foma.ru/ikona-bogorodicy-znamenie.html
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2023, 10:47:41 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 23 Апреля 2024, 21:19:29 »

«ПОЗОВИТЕ ИГУМЕНА! ЧУДО СЛУЧИЛОСЬ!»

История о монахе, компоте и босом страннике


Курская Коренная пустынь. Художник: Дина Безбородых

Как и обещала, продолжаю истории отца Евгения о его паломничествах в Курско-Коренную пустынь. Точнее, это уже не столько о самом паломничестве, сколько об удивительном случае, который когда-то произошел с одним из насельников – отцом Л.

Трудился тогда отец Л. в монастырской трапезной. Он и сейчас там трудится. Но в те времена, о которых идет речь, наступил в его монашеской жизни тяжелый момент. И подумывал он даже покинуть монастырь.

– Но Курско-Коренная – это удел Богородицы. Там Она – Хозяйка. И утешить может, и укрепить. И чудо явить, – говорил мне отец Евгений.

«Сил моих больше нет»

Тогда в обители строился основной храм. И было очень много рабочих разных национальностей. Строители, не строители, случайные люди. Кого и чего там только не было. Разные взгляды, разные нравы, разные искушения. Ну и очень большая нагрузка на трапезную в том числе.

– Не обошли эти искушения и отца Л., – говорил отец Евгений. – Он мне рассказывал несколько случаев, когда ему было очень тяжело. Настолько, что уже думал: «Ну все, сил моих больше нет! Надо, наверное, куда-то уходить».

И тогда же игумен благословил давать при монастыре приют людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

– Иногда приезжаешь, а там кого-то катают на инвалидной коляске, – рассказывал отец Евгений. – Или под руки водят. И приютили там одного мужичка-инвалида, у которого были большие проблемы с ногами. Мог он ходить только с двумя костылями. И я уже не помню точно, что там было еще. То ли родственников никого, то ли кто-то квартиру на себя переписал. Главное – что остался человек за бортом жизни без жилья, без документов и инвалид. Унывал очень. Ну и попросился в монастырь, и игумен его благословил.

Однажды в трапезной был очень вкусный компот. И этот человек попросил отца Л., чтобы он дал его ему с собой в келью.

– Бери, конечно, – ответил тот.

И налил ему полуторалитровую бутылку.

«Чудо случилось!»

Утром прибегает этот человек к отцу Л., кричит:

– Где игумен? Где игумен? Позовите игумена! Чудо случилось!

– Ты чего кричишь? Какое чудо? – удивился отец Л.

– А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел.

«Ты чего кричишь? Какое чудо?» – удивился отец Л. – «А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел»

Смотрит отец Л., а мужчина этот, которые еще вчера еле ноги свои волочил с костылями, и правда сам ходит. И даже не ходит, а бегает. Да быстро как…

– А случилось вот что, – рассказывал мне отец Евгений. – Взял этот мужичок компот, выпил одним махом на ночь и начал (прости за подробность) бегать в туалет. Туда-сюда, туда-сюда… А это не гостиница пятизвездочная, туалет не в «номере», а на этаже. На другом причем… И в очередной такой «забег» он вдруг понял, что мчит по нужде без своих костылей. Так припекло, что даже взять их забыл.

– Все, без костылей ходить могу! Выздоровел я от твоего компота, – прыгал мужчина вокруг отца Л.

– Ну а зачем тебе игумен? – ответил тот. Вода-то у нас с святого источника Божией Матери. Иди к источнику тому, благодари Пречистую.

Когда-то в Курско-Коренной пустыни в корнях дерева обрели икону Богородицы «Знамение». Подняли ее с земли, и в этот момент там забил святой источник. Сейчас над ним построен храм, все облагорожено. И отец Евгений рассказывал, что из этой воды и готовят в монастырской трапезной.

И мужчина тот правда пошел к источнику, благодарил. Ну и, понятное дело, бегал потом от радости по монастырю. Рассказывал всем про случившееся с ним чудо.

«Ну куда я уйду?»

Это была первая часть истории. Есть у нее продолжение.

Два раза в год в Коренной пустыни проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение». Из монастыря в Курск и из Курска в монастырь.

– И вот однажды во время такого крестного хода кто-то меня по плечу хлоп! – рассказывал отец Л. отцу Евгению. – Поворачиваюсь – старец. Волосы длинные, седые. Борода длинная, седая. Рубашка под косоворотку из льна, штаны какие-то простые, препоясанный весь. И босиком…

– Ты меня узнаешь? – спросил «старец» отца Л.

– Узнаю. Ты ж тогда на костылях был. А потом у тебя ноги выздоровели.

– Да! И я теперь хожу босиком по всей матушке-Руси. От монастыря к монастырю. Славлю Божию Матерь и рассказываю, какое чудо Она со мной сотворила…

– И тут два важных момента, – объяснял мне отец Евгений. – Первый – человек получил исцеление. И я уж не знаю, был ли он верующий до того, как попал в монастырь, и насколько. Но суть в том, что это исцеление произвело на него такое впечатление, что он не просто поскакал восвояси на своих здоровый ногах и забыл о Боге и Богородице, как это часто бывает, а решил ходить из монастыря в монастырь, прославлять Пречистую. Рассказывать людям, какое чудо с ним произошло. Такое для человека духовное полезное событие. А второе… Отец Л. тогда все так же думал, что тяжело ему очень, невыносимо. И нужно куда-то уходить. А как увидел не только чудо, но и такую вот метаморфозу, которая произошла с человеком, что он не просто выздоровел, но жизнь свою посвятил Божией Матери, как будто бы прозрел: «Ну куда я уйду? Куда я от Матери Божией уйду? Слава Богу за все!» И легче стало.

«Прозорливец? Ты в своем уме?»

– Ты знаешь, каждый человек идет путем, на котором много непонятных вещей, – заговорил отец Евгений после недолгого молчания. – Скорби, искушения, что-то, смысл чего нам не понятен. И думаешь, что не сможешь это понести. Непосильной кажется ноша. А потом Господь показывает тебе, что у Него есть глаголы вечной жизни. Дает тебе это почувствовать через какую-то ситуацию. Через «компот», как болящему тому. Через преображенного болящего – отцу Л. И тебе становится неважно все остальное. Только то, что Бог есть. И ты останешься с Ним. В монастыре. Или идешь босиком по Руси. Или душу свою, наконец, меняешь… Господь часто так действует. Дает нам чудесное утешение, чтобы укрепить. Иконы когда мироточат, например, это же для этого. А не чудо ради чуда…

Отец Евгений рассказал еще одну историю. Она, правда, не про Коренную, а про Афон. Но, мне кажется, очень сюда подходит.

Его знакомый батюшка отец Алексий побывал с прихожанами на Афоне. У одного из них была большая жизненная проблема. Он и поехал в это святое место, чтобы как-то ее разрешить.

В какой-то момент прибегает этот человек к отцу Алексию:

– Батюшка! Батюшка! Я такого старца сейчас встретил! Он мне все про мою жизнь рассказал, весь расклад дал, все расписал и вразумил! Прозорливец! Теперь мне все ясно!

Ему и правда очень полезные вещи тот монах сказал, которые многому потом помогли разрешиться.

И отец Алексий, и монахи афонские начали выяснять, что за геронда такой у них объявился.

– Да вот этот…

– Что? Этот?! Старец?! Прозорливец?! Да ты в своем уме?!

Когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха ему это скажет

– Был там один монах, – рассказывал мне отец Евгений. – Не по-афонски борзый. Гонял всех, командовал, ругался и вообще неприлично себя вел. Хотя сам молодой еще был. И все на него косились: «Что ты здесь забыл?..» Но то – человеческое. А в Своем уделе Хозяйка – Пречистая. И когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха скажет. И Курско-Коренная – Ее удел. Надо будет – скажет и через компот! И через чудака босого.

Елена Кучеренко

22 апреля 2024 г.


https://pravoslavie.ru/159726.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 23 Апреля 2024, 21:48:29 »

Икона, которая сама себя спасает

21 марта (8 по старому стилю) 1898 года молодой изобретатель, желая поколебать Веру, взорвал у одной из самых почитаемых на Руси Икон полкило динамита. Итог получился прямо противоположный

Как древнерусская святыня себя от бомбиста спасла


Курская-Коренная икона Знамения Божией Матери

Дерзкое покушение

За семь с лишним веков с момента своего явления людям эта церковная реликвия не раз подвергалась посягательствам злоумышленников, среди которых были и крымские татары, и красные комиссары. Да и вообще – корыстные люди. Чудотворный образ похищали и пытались сжечь, раскалывали на части и взрывали, присваивали его драгоценное обрамление.

Но наибольшую известность Курской-Коренной иконе «Знамение» принесли не только исцеления «всех с верою притекающих» (а среди чудесно выздоровевших был и 10-летний курянин Прохор Мошнин, ставший впоследствии великим русским подвижником Серафимом Саровским).


Отрок Прохор (будущий Серафим Саровский) получает исцеление от Курской-Коренной иконы Знамения Божией Матери

Образ прославился еще и необъяснимыми случаями собственного спасения из беды и опасности. Что, конечно же, послужило к возникновению и укреплению веры в Бога среди очень многих людей.

Самым дерзким и громким покушением на святыню стал взрыв «адской машины» в Знаменском соборе Курска в ночь на 8(21) марта 1898 года. Что же произошло тогда в спокойном губернском городе?


Курск. Гравюра А. Ухтомского 1821 года по рисунку И. Рамбауэра. В центре гравюры — Знаменский собор в первоначальном виде

Одна из самых знаменитых картин Ильи Репина – масштабное полотно под названием «Крестный ход в Курской губернии». Оно изображает традиционное июньское шествие православного люда к месту чудесного обретения Знаменской Курской-Коренной иконы, что в сорока верстах от города (ныне – поселок Свобода). Художник работал над своей задумкой в 1880-х годах. Именно тогда среди участников ежегодного крестного хода был маленький мальчик по имени Толя Уфимцев. Он, подобно Серафиму Саровскому, был сыном зажиточного и богомольного курского купца и, увы, стал с годами неким антиподом своего святого земляка. Придет время - и на допросах после ареста Уфимцев откровенно расскажет о том, что отец его был человеком набожным и брал мальца на церковные службы и крестные ходы.


Илья Репин работал над полотном «Крестный ход в Курской губернии», с 1880 по 1883 годы.Фоо: wikipedia.org

А дедом будущего эсера-террориста был астроном-самоучка Федор Семенов, получивший в середине XIX века научное признание благодаря своим «Таблицам солнечных и лунных затмений». Увлекался этот российский самородок и химическими опытами. В 1895 году его внучок, любознательный 15-летний отрок Анатолий, нашел среди дедовых рукописей рецепт черного пороха, изготовил его в достаточном количестве и стал думать, на ком бы из людей испытать взрывчатку. Как нельзя кстати подвернулся сосед, повздоривший о чем-то с отцом юного химика. Анатолий изготовил свою первую «адскую машину» и под видом подарка к церковному празднику послал ее ненавистному соседу. По счастью, во время почтовой доставки боек в механизме чуть сместился и бомба не взорвалась. Полиция дозналась, кто злоумышленник, но отец спас юношу от наказания, дело замяли. И Анатолий принялся работать над усовершенствованием «адской машины», чтобы впоследствии она не давала подобных нелепых осечек.


Анатолий Георгиевич Уфимцев (1880 — 1936)

Бунтарские настроения, царившие среди «продвинутой» части тогдашнего российского юношества, в конце XIX столетия проникли и в Курск. Называться революционером стало неким «хорошим тоном» среди учащейся и рабочей молодежи. А еще это романтическое прозвище заметно повышало котировки парня в глазах девушек. Уфимцев, судя по фотографиям, красотой не блистал…

И – пошло-поехало: сначала он был изгнан из реального училища за богохульные высказывания, затем, устроившись на завод Мартенса, примкнул к небольшому кружку эсеров-максималистов. Кому именно пришло в голову взорвать главную святыню родного города – киот с Курской-Коренной иконой Богородицы – неизвестно. Во всяком случае, на следствии Анатолий Уфимцев заявил о себе как о главном организаторе и исполнителе акта вандализма.


Курская-Коренная икона Знамения Божией Матери в окладе

В соборе пахло жженой серой, будто пришел антихрист

В два часа ночи 8 марта (21 марта по новому стилю) 1898 года стоявший на посту возле Знаменского монастыря городовой был оглушен грохотом, раздавшимся со стороны главного собора. Темноту прорезала ослепительная вспышка. Городовой помчался к месту взрыва.

Братия монастыря выбегала из келий, во дворе появился и встревоженный настоятель – епископ Ювеналий. Ему удалось успокоить мечущихся монахов, и вместе с городовым владыка вошел сквозь клубы дыма в Знаменский собор. Для этого им не пришлось отпирать замки – железные двери церкви были выбиты взрывной волной, на месте окна зиял осыпавшийся проем. Позже пиротехники установят, что начинкой адской машины послужили примерно 500 граммов динамита.

По воспоминаниям одного из очевидцев, внутри собора пахло жженой серой, будто сам антихрист явился. «Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Весь обширный собор был засыпан обломками штукатурки, дерева, лепнины, материи… Стена дала трещину. Массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан… Пострадало почти все церковное имущество — лампады, аналой, ящик, в котором хранились святой крест, евангелие и облачения для совершения молебнов».


Внутренний вид Знаменского собора в сторону главного алтаря. Почтовая карточка начала XX века. Слева часть северного придела с сенью для Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»

Зарыдав от горя, епископ Ювеналий пошел к церковной сени, где была помещена святыня. К изумлению всех присутствующих, он извлек из покореженного киота совершенно нетронутую взрывом икону Богородицы. Уже на рассвете к монастырю стеклись тысячи взволнованных курян, был отслужен благодарственный молебен. Спасение родной святыни было воспринято, не только в Курске, но и по всей Империи как явное Чудо и Промысел Божий.

Целых три года полиция Российской Империи безуспешно искала злоумышленников, совершивших взрыв в Курском Знаменском соборе. Наконец, один сиделец харьковской тюрьмы донес начальству, что некий арестант похваляется тем, что он когда-то изготовил и взорвал бомбу в церкви. Это был Уфимцев, задержанный полицией на сходке эсеров-максималистов. Своей вины во взрыве 1898 года он не отрицал.


Знаменский собор, 18 (30) апреля 1898 года. Почтовая карточка начала XX века. У апсиды Знаменского собора возведены леса для устранения последствий взрыва, произведённого А. Г. Уфимцевым 8 (21) марта 1898 года. Над фронтоном у малой главы видны рабочие. Слева от собора Воскресенская церковь, справа — архиерейский дом. Фото: wikipedia.org

Уфимцев рассказал, что пришел на вечернее богослужение в канун празднования Знаменской Курской-Коренной иконы и под видом подарка (опять, как и в случае с соседом) положил у подножия киота завернутую в холстину бомбу – «чтобы наверняка уничтожить икону». Никто не обратил на это внимания, потому что обычай делать подношения иконе издавна бытовал у местных крестьян.

Царь пожалел, монахи помирились

Были арестованы и юные сообщники Уфимцева – студент и двое учащихся реального училища Курска. Но строгого наказания подрывники избежали. Ввиду их молодого возраста, а также - отсутствия пострадавших, было решено «дело к судебному расследованию не обращать». 26 декабря 1901 года император Николай II лично повелел выслать обвиняемых в отдаленные губернии под надзор полиции: Уфимцева на пять лет в Акмолинск, остальных – на два года в Восточную Сибирь.


Акмолинск, начало XX века. Фото: pastvu.com

Максим Горький, сочувственно наблюдавший за следствием, послал Уфимцеву в подарок большой набор слесарных инструментов, чтобы «народный умелец» имел на чужбине верный кусок хлеба. Буревестник революции называл Уфимцева «поэтом техники» и своим другом (спустя годы он посетит Уфимцева в Курске). Леонид Андреев посвятил Уфимцеву пьесу «Савва», где главный герой – «молодой бунтарь с замечательной душой и мятущимся сердцем» - взрывает прославленную русскую икону. Пьесу сначала запретили, затем, в 1906 году, разрешили к постановке, и она с успехом шла как в России, так и в Германии.

Именно тогда, в 1906-м, Уфимцев с высоко поднятой головой вернулся в Курск. Он не боялся народного гнева и был абсолютно прав: курская общественность встретила его восторженно. По воспоминаниям современников, Уфимцев пользовался бешеным успехом среди барышень-курсисток. И не только среди них: когда, благодаря подаренному Горьким инструменту, Анатолий Георгиевич открыл слесарную мастерскую, у него не было отбоя от клиентов из среды простого народа и купечества. Все жаждали сделаться заказчиками «того самого бомбиста».


Музей Уфимцева и Семенова в Курске на улице Семеновской. Фото Николая Руцкого.

В 1911 году монахи Коренной пустыни, куда ежегодно, как и ныне, совершался крестный ход с чудесно спасшейся Знаменской иконой, приобрели у Анатолия Уфимцева бензиновый двигатель для хозяйственных нужд. Несколько недель «поэт техники» жил в обители и обучал монахов управляться с мотором. Он нормально ладил с черноризцами, прекрасно осведомленными о личности поставщика. В том же году в Петербурге под патронажем внука императора Николая I, великого князя Александра Михайловича, открылась «Международная воздухоплавательная выставка». По ее итогам царственный попечитель наградил Анатолия Уфимцева большой серебряной медалью за его 6-цилиндровый двухтактный двигатель для аэроплана. И ведь знал, кого награждал…


Биротативный шетицилиндровый мотор Уфимцева. Опытный образец 1908 года

Бомбист, едва не уничтоживший великую святыню Отечества, оставался вполне рукопожатным и даже почтенным гражданином. С одной стороны, все это, безусловно, говорит о высокой степени либерализма тогдашнего российского руководства, с другой – о необычайной лояльности самых разных слоев общества по отношению к тем, кто подрывал его вековые устои.

При советской власти Уфимцев строил ветрогенераторы – один из них, 42-метровый ветряк, по сей день высится в Курске как памятник технической мысли.


Ветрогенератор Уфимцева в Курске

Занимался Анатолий Георгиевич и двигателями внутреннего сгорания. Куряне по сей день с уважением и любовью относятся к своему земляку – его именем названа одна из улиц в историческом центре города. Она до 1950 года носила имя здешнего купца Первышева – в знак благодарности ему от горожан за финансирование строительства Сергиево-Казанского собора (ныне – кафедральный). Теперь улица названа в честь того, кто взрывал церковь в родном Курске.


Улица Уфимцева в Курске. Фото: afystatic.ru

Занимался Анатолий Георгиевич и двигателями внутреннего сгорания. Куряне по сей день с уважением и любовью относятся к своему земляку – его именем названа одна из улиц в историческом центре города. Она до 1950 года носила имя здешнего купца Первышева – в знак благодарности ему от горожан за финансирование строительства Сергиево-Казанского собора (ныне – кафедральный). Теперь улица названа в честь того, кто взрывал церковь в родном Курске.

На этой улице Уфимцев жил с рождения и умер в 1936-м. В 56 лет Анатолий Георгиевич заболел туберкулезом и по совету некоего «знатока», в надежде на «чудесное исцеление», шприцем ввел себе в вену женское грудное молоко. Смерть наступила незамедлительно.

Святой образ покинул Отечество в 1920 году вместе с остатками Добровольческой армии Деникина. Подлинник Курской-Коренной иконы Знамения Божией Матери ныне в летнее время пребывает в Ново-Коренной пустыни под Нью-Йорком, в остальное – в специально построенном Знаменском синодальном соборе.


Ново-Коренная пустынь под Нью-Йорком


Знаменский Синоидальный Собор Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке

В современной России десятки храмов и монастырей посвящены Знаменской иконе. Восстановлен Знаменский монастырь Курска, древняя Коренная пустынь. Почитается чудотворная икона и в Беларуси – так, например, Знаменская церковь действует в Витебске.

Александр АННИН, Москва

Фото: wikipedia.org и из архива автора

© "Белорус и Я", 2022


https://dzen.ru/a/YjojNdTYiBNKMklh
« Последнее редактирование: 23 Апреля 2024, 21:51:32 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!