О татарском национализме и сепаратизме

<< < (15/16) > >>

Александр Васильевич:
Топоров Алексей

Надолго ли вернулись в Татарстан российские флаги



В конце июня этого года закончится срок договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией, который, по всей видимости, будет продлен, а регион продолжит оставаться занозой, воткнутой в сердце России

В праздничный День России, 12 июня, на набережной Казанки, что в столице ассоциированного с РФ (официально Российская Федерация) региона РТ (официально Республика Татарстан), было многолюдно. Стояла большая сцена, довольно бодро выступали местные рок-группы, бросалось в глаза обилие российской символики, в том числе в виде трех полосок, нанесенных на щеки гуляющей публики. И глядя на это бело-сине-красное веселие довольно сложно было представить то время, когда российский триколор на территории Татарстана выглядел как штандарт диверсионного подразделения совершившего отчаянный рейд и закрепившегося в глубоком тылу противника.

Государство в государстве

В девяностые годы прошлого века российских флагов в Татарстане, по сути, встретить было нельзя: республика, например, выпускала автомобильные номера со значком-триколором, но только татарстанским - зелено-бело-красным. А неспокойные улицы в 90-е патрулировали милицейские уазики с татарстанскими крылатыми акбарсами (белый барс - гербовый символ республики).

Вдобавок дефицитные в годы повсеместного дефицита начала ельцинской эпохи товары можно было приобрести в местных магазинах только по местным продовольственным чекам, такого же зелено-бело-красного цвета, которые выдавались только жителям республики. Народ шутил, что это и есть татарстанская валюта, и был недалек от истины: в 90-е зарубежом была напечатана первая партия "суверенных" татарстанских денег, но впоследствии от этой идеи, к счастью, все-таки отказались. Возможно, посмотрев на то, что происходило в не менее ретивой Чечне.

Первый российский триколор над Казанью взвился в конце 90-х над высоткой бизнес-центра, имевшего неблагозвучное и чуть ли не оскорбительное для местной элиты и одержимой имперским "золотоордынским комплексом" части татарской интеллигенции название - "Татария". В этом более привычном для русского уха слове национально озабоченным мерещилось нечто уничижительное, колониальное, ибо они воспринимали только название "Татарстан", без оглядок на языковые традиции ближайшего соседа. Так вот над той самой "Татарией" на приличной высоте, видимый со всех сторон, взвился флаг России. Люди говорили, что бизнес-центр построил некий предприниматель из криминальных, сильно закусившийся с татарстанскими властями. Правда это или легенда, вопрос остается открытым, но в то время это было единственным напоминанием о том, что Татарстан - это Россия…

Помогла Сирия

Прошли десятилетия. Когда на смену первому президенту "молодой российской демократии" пришел второй, зарплаты татарстанским бюджетникам наконец-то перестали регулярно задерживать, появилось довольно экзотическое на тот момент определение "органы федеральной власти", а День России, какую бы подоплеку он не нес, стал выходным днем. В который, правда, в республике традиционно ничего не проводилось, в отличие от разухабистых ежегодных гуляний со скачками, концертами, салютами и шашлыками на День Республики - очередную годовщину принятия декларации о суверенитете Татарстана.

Действительность менялась медленно. В Татарстане в мечетях свободно проповедовали ваххабиты, горели подожженные православные церкви и подорванная машина муфтия, сотрудники спецслужб гибли от пуль исламистов, а по городу мчались автокавалькады под черными стягами запрещенной в России организации "Хизб ут-Тахрир".

В регионе разгоняли Русские пробежки и Русские марши, судили за "имперские флаги" и псевдославянские коловраты. По Казани ежегодно с неподражаемым агрофлером свободно ходили толпы сельских националистов, призывая "уничтожить империю". А юные хунвейбины устраивали акции, выискивая публичные заведения, персонал которых не говорил по-татарски. Среди руководителей государственных учреждений и крупных бизнес-структур было практически невозможно найти человека с нетатарской фамилией. Самая высокая православная колокольня региональной столицы, расположенная на ее центральной улице, молчала, потому, как рассказывают очевидцы, один из национальных чиновников сказал, что "не потерпит, чтобы в центре Казани попы били в колокола".

Сейчас все заметно изменилось. Новый премьер-министр Татарстана носит нетатарскую фамилию, в составе правительства республики людей с такими фамилиями заметно прибавилось. Русские названия уличных кафе заметно разбавили привычные татарские и "интернациональные", на недавно открытой набережной теперь можно замечательно посидеть в уютном заведении, похлебывая щи под аккомпанемент фонограммы русской трехрядки. А самые агрессивные и неадекватные татарские националисты впервые за двадцать лет, хоть ненадолго, но присели на тюремные нары. Ну и, конечно, колокольня - она снова стала звонить, впервые за сто лет безмолвия.

"Тут как в известной поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Война в Сирии ускорила многие процессы. В частности, исламисты, готовые совершать теракты в России, стали уезжать на Ближний Восток", - поделился своим видением ситуации с обозревателем телеканала Царьград политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.

Он уточнил, что, по последним данным, только из Поволжья воевать на стороне исламистов уехало 400 человек, порядка 80 из них - непосредственно из Татарстана. Тех же, кто возвращается - ловят. И этой проблеме сейчас, в середине 2010-х годов, уделяется достаточно много внимания в республике, хотя раньше, в 2000-е, предпочитали публично не признавать радикальный исламизм открыто проблемой для Татарстана.

"Буквально за год было возведена Исламская академия в Болгарах, только для того, чтобы будущие имамы учились дома, а не зарубежом, где они могут попасть под влияние экстремистов - учебный процесс в новом духовном учебном заведении начнется 3 сентября", - сообщил Сулейманов.

Когда полумесяцы выше крестов

Однако при всех нынешних изменениях сказать, что Татарстан, переболев скарлатиной сепаратизма, стал рядовым российским регионом, означало бы сделать чересчур поспешный вывод. На самом деле, как говорится в известном выражении, "дьявол кроется в деталях", и чтобы увидеть оные достаточно даже побывать в казанском кремле.

В этот архитектурный ансамбль XVI века возят туристов со всей России, и гиды во время экскурсий неизменно отмечают эклектику казанской крепости. Мол, посмотрите, здесь все рядом, мирно сосуществуют мечеть и церковь, крест и полумесяц. И толпы приезжих из русских регионов, натянув на затылки экзотические для них тюбетейки, в едином порыве качают головами в такт этим словам. Хотя будь у нынешних русских не столь порушенное десятилетиями насаждаемого советского интернационализма, а впоследствии и вдалбливаемого политкорректного "росеянства", национальное самосознание, то они бы поняли, что что-то здесь не так.

Например, заметили бы, что историческая Введенская (Дворцовая) церковь стоит без креста, и в ней не то чтобы совершаются службы, напротив, располагается ни больше ни меньше "Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан", а в алтарной части помещен новодел, под названием "трон царицы Сююмбике" (матери-регентши предпоследнего казанского хана). В церкви - музей квазигосударственного образования, расположенного в центре России…


Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Поворачиваем голову в сторону и видим величественную семиярусную башню Сююмбике, увенчанную полумесяцем. Русский турист, конечно, никогда не задастся вопросом, а к чему на дозорной, построенной русскими зодчими, башне XVI века - полумесяц? И, естественно, ему не покажут старинных фотографий дореволюционного периода, и он ни за что не узнает, что когда-то шпиль этой башни венчал двуглавый орел. А полумесяц на башне появился потому, что сто лет назад делать революцию большевикам помогали местные татарские националисты-исламисты, мечтавшие о реванше и о собственной республике. У них даже свои так называемые мусульманские революционные комитеты имелись.

И когда удалось ненадолго забрать власть, то они в награду получили латинский алфавит и полумесяц вместо двуглавого орла на дозорной башне - все потому, что, по татарской легенде, первый русский царь взял Казань исключительно из страсти к регентше. Та, в свою очередь, повелела ему построить башню, обещая выйти замуж. А когда сооружение было построено - бросилась с него вниз… И все бы хорошо было в этой легенде, вот только царица Сююмбике была несколько старовата для молодого царя, ее выдали русским лояльные Москве соотечественники за год до взятия Казани, и умерла она своей смертью через пять лет после этих событий...

Пройдем еще немного и увидим два крупных культовых сооружения казанского кремля - Благовещенский собор и мечеть Кул Шариф. У собора когда-то была пятиярусная колокольня, где звонил самый крупный в имперской России колокол (весом в 24 570 кг), она была взорвана в конце двадцатых годов прошлого столетия коммунистами - восстанавливать ее не стали. Зато буквально с нуля "восстановили" соборную мечеть ханской крепости, разрушенную при взятии города Иваном Грозным. Чертежей мечети не сохранилось, остались лишь описания современников, рассказывавших о том, что у нее было семь минаретов.

У нового проекта, создание и строительство которого было инициировано идейным отцом татарстанского суверенитета Минтимером Шаймиевым, оказалось почему-то всего четыре минарета. Но самое странное, что согласно ему была построена абсолютно модерновая мечеть, обликом резко контрастирующая со старинным кремлевским архитектурным ансамблем - создатели даже не удосужились хотя бы стилизовать новодел под соответствующую эпоху. Зато полумесяцы получились выше крестов. Об этой ревности к высоте колоколен в Татарстане не принято говорить вслух, но воссоздаваемый, также некогда уничтоженный коммунистами собор на месте обретения иконы Казанской Божией Матери тоже "неожиданно" восстанавливается без его знаменитой высокой колокольни…

(Продолжение следует)

https://tsargrad.tv/articles/nadolgo-li-vernulis-v-tatarstan-rossijskie-flagi_69492

Александр Васильевич:
Топоров Алексей

На Спасской башне Казанского кремля нет иконы Спаса



Амбициозная элита Татарстана - маленькой территории в Среднем Поволжье - вопреки здравому смыслу продолжает претендовать на лавры российского Лесото

Перевернулись бы в гробах

На месте некогда разоренной православной святыни Казанского кремля, ясное дело, не восстановленной - Спасо-Преображенского монастыря - сейчас установлена мемориальная экспозиция, рассказывающая о фамилиях, "способствовавших укреплению государственности Татарстана". В их числе оказались Молоствовы, среди которых и старший приятель Пушкина - Памфамир, герой войны 1812 года; Михляевы - купец-суконщик Иван Афанасьевич поставил самые красивые и внушительные православные храмы Казани; и Баратынские - знаменитый поэт Евгений Абрамович и его потомок - Александр Николаевич, расстрелянный большевиками после повторного взятия города как "неблагонадежный элемент". Можно предположить, что если бы этим почтенным мужам при жизни сказали, что они жили ради татарстанской государственности, то они бы сильно удивились.



Но наиболее говорящий за себя символ татарстанской действительности - это Спасская башня Казанского кремля. В отличие от Спасской башни Кремля Московского, образ Спаса, украденный в свое время безбожниками из ее фасадной стены, в Казанский кремль так и не вернули. И в ближайшее время вряд ли вернут. А русский турист с татарской тюбетейкой на голове вряд задумается над тем, почему башня имеет такое название, при том, что иконы на ее стене - нет.

Предмет договора

Политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов напомнил, что в 1992 году Москва предложила регионам подписать федеративный договор, и его подписали все, кроме Татарстана, Чечни. "Башкортостан подписал, но с отдельным приложением", - уточнил Сулейманов.

"В декабре 1993 года была принята Конституция РФ, где в 5-й статье говорилось о том, что республики - это государства, а также о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что вполне устраивало Татарстан, - отметил эксперт. - И Казань через два месяца подписала договор о разграничении полномочий с Москвой, а вот Чечня же не соглашалась до последнего, и все закончилось войной".

У элиты Татарстана было реалистичное понимание, что уходить в полную независимость нельзя, хотя бы в силу географического положения внутри России. К тому времени вся советская союзная собственность на территории Татарстана была уже приватизирована в пользу республики. Москве крайне важно было обеспечить сохранение Татарстана в территориально-правовой целостности внутри России. Примечательно, что договор 1994 года был заключен на бессрочный срок. После заключения договора с Татарстаном точно такие же договоры стали заключать и другие субъекты, в том числе и области.

По словам Сулейманова, до конца 1990-х вопрос разграничения полномочий между центром и несговорчивой республикой курировал Сергей Шахрай, которого впоследствии заменили Владимиром Путиным, тот прекратил практику заключения подобных документов, а затем по тихому аннулировал договоры с регионами, кроме договора с Татарстаном, и занялся процессом приведения региональных законодательств в соответствие с федеральным, поскольку на местах они нередко откровенно противоречили последнему.

В 2004 году была, по сути, введена система назначения глав регионов, которую поддержал, избравшийся до этого уже на третий срок, татарстанский лидер Шаймиев, и в 2005 году был уже назначен Путиным президентом Татарстана. Тогда же было принято решение перезаключить договор полномочий, несмотря на то, что он был бессрочным. Ему нужно было придать новую силу, и важно было подписать его именно с новым президентом России, поскольку договор 1994 года был заключен с Борисом Ельциным.

"Договор от 24 июля 2007 года, который готовили достаточно долго, был заметно подредактирован, полномочий у Татарстана стало поменьше, - считает эксперт. - Но для руководства Татарстана был очень важен сам факт наличия такого документа. Причем для Казани ценно было придать новому договору статус закона. Для этого договор прошел через принятие его Госдумой и Советом Федерации, после чего он попал на подпись Путину, и вступил в силу уже как федеральный закон, имеющий уже срок действия - на 10 лет, до 2017 года. Сам факт наличия договора давал повод всем считать, что у Казани особые отношения с Москвой".

Только президент!

Сулейманов также напомнил о том, что в 2010 году был принят закон, согласно которому первое лицо региона мог именоваться как угодно, но не президентом. На практике это вылилось в то, что руководители республик стали главами субъектов, и только в Башкортостане прописали, что по-башкирски оно будет звучать как "башлык". В Татарстане тянули до последнего, потом получили на год отсрочку, в сентябре 2015-го провели выборы президента республики, которые преподнесли как поддержку населением (была высокая явка избирателей) сохранения института президентства в регионе. Отметим, что Москва не стала сопротивляться, и Татарстан остался единственным субъектом России, имеющим собственного президента.

"Я полагаю, что 24 июля, после истечения срока договора 2017 года, будет заключен новый, третий по счету договор о разграничении полномочий, - считает собеседник телеканала Царьград. - Произойдет это без всякого шума и лишнего ажиотажа. Думаю, за основу возьмут прежний документ, и пропишут в нем должность президента Татарстана, чтобы убрать юридическую шероховатость, когда по закону нельзя иметь руководителям республик госдолжность с названием "президент".

Поскольку новый договор о разграничении полномочий будет иметь статус федерального закона, он как бы заменит требования закона 2010 года. Один из аргументов в пользу сохранения должности президента в Татарстане, на который упирают в Казани, заключается в том, что у Татарстана - широкие внешнеполитические связи, идущие в фарватере выстраивания взаимоотношений России с исламскими странами, и местному президенту проще общаться с ними в качестве президента Татарстана, чем если бы он был бы просто главой республики".

При этом Сулейманов отмечает, несмотря на то, что в Татарстане удалось прищемить хвост гидре исламизма, и несколько поумерить пыл местных национал-радикалов, болезненной, например, остается проблема преподавания русского языка в школах Татарстана.

(Продолжение следует)

https://tsargrad.tv/articles/na-spasskoj-bashne-kazanskogo-kremlja-net-ikony-spasa_69504

Александр Васильевич:
Татарстану необходимо отказаться от идеи собственной исключительности

«Русское собрание» направило открытое письмо президенту Республики Татарстан Р.Н.Минниханову



Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Мы, члены Международной общественной организации «Русское Собрание», поздравляем Вас, и в Вашем лице – всех жителей Республики Татарстан и татар всей Российской Федерации и всего мира со знаменательным событием, имеющим важное значение для всей России – VI съездом Всемирного конгресса татар, работа которого завершена на прошедшей неделе.

В своей речи на съезде Вы произнесли очень важные слова: «Татары кровно заинтересованы в сильной России, гарантирующей успешное развитие национальных языков, культур и традиций народов на всей территории страны». В этих словах Вы выразили нашу общую уверенность в единстве страны и единении её народов, среди которых татары – второй по численности!

В то же время, мы с тревогой видим, что есть ряд проблем, не способствующих нашему единству, и эти проблемы можете решить Вы, как руководитель региона и как ключевой лидер татарского народа.

Сегодня особенно накалился градус дискуссии вокруг заключения или не заключения договора между Татарстаном и федеральным центром, а также вокруг наименования должности главы региона президентом.

Мы, русские, помним и ценим вклад татар в защиту нашего Отечества, особенно в годы Великой Отечественной войны, в развитие нашей страны, но зачем же требовать какой-то исключительности?! Тем более настаивать на закреплении этой исключительности в правовых нормах! Ведь все остальные регионы, в которых живут не менее достойные народы нашей Родины, об этом речи не ведут!

До сих пор существует и ряд других существенных противоречий регионального законодательства Республики Татарстан федеральному законодательству.

Например, в преамбуле конституции Республики Татарстан татарский народ выделен на фоне «многонационального народа», что вряд ли можно считать нормальным. Ведь даже в конституции России, где русские составляют официально более 80 % населения, нет разделения на русский и многонациональный российский народы. Так к чему же такая «уникальность» единственного региона в стране, в котором почти половина жителей – русские?

Не нормальным, с нашей точки зрения, является и то, что государственный язык Российской Федерации – русский язык – законодательством РТ фактически объявлен «языком республики». Не нормальным в реализации языковой политики, а не только языкового законодательства является и то, что все дети (не только этнические татары) в школах Вашего региона обучаются по программам «с родным нерусским» языком обучения, что предмет «татарский язык» преподаётся в ваших школах независимо от желания родителей. При этом преподавание русского языка оказывается существенно урезанным в сравнении с «русскоязычными» регионами.

А ведь именно об этом говорил президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 20 июля в Йошкар-Оле. Но чиновники Республики Татарстан делают вид, что слова президента России к ним не относятся. Не следует ли руководителю региона поправить своих подчинённых, если они не внимают словам президента России?!

Уважаемый Рустам Нургалеевич! Принципиально выступая за сохранение всех народов России, их языков и культур, МОО «Русское Собрание» целиком солидаризуется с Вашими словами, прозвучавшими в заключение речи, произнесённой на VI съезде Всемирного конгресса татар 3 августа: «Судьба татар в наших с вами руках. Только от нас зависит то, как мы сохраним и будем развивать родной язык, культуру и традиции, какое место займут татары в будущем».

Надеемся, что Вы согласитесь с тем, что судьба всех народов России и самой нашей прекрасной страны – в наших с вами общих руках. Поэтому мы убедительно просим Вас со вниманием отнестись к вопросам, поднятым в данном обращении.
На благо России и всех народов, населяющих её!

Председатель МОО «Русское Собрание» А.Д.Степанов

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/10/tatarstanu_neobhodimo_otkazatsya_ot_idei_sobstvennoj_isklyuchitelnosti/

Александр Васильевич:
Латентный татарский национализм

Пока Москва спит, а Казань потворствует, в Татарстане разжигаются сепаратистские настроения



15 октября 2019 года в России отмечался День присоединения Казанского ханства к России. В Татарстане в это же время отмечался День памяти татарского народа. Как сообщается на официальном сайте Тюлячинского муниципального района Татарстана, 12 октября в селе Большие Метески работники культуры провели беседу с молодежью села.

«После более чем месячной осады и штурма, 15 октября 1552 года, сражение было окончено. Армия Ивана Грозного разгромила татарское войско и захватила город. Казань была полностью разграблена, деревянные постройки сгорели во время пожара, каменные были разрушены. Все мужское население громадного города было истреблено, немало было убито женщин и детей. Так же целенаправленно были уничтожены архивы ханства и его книжные богатства, в том числе и принадлежащие медресе Кул Шариф – самого северного высшего исламского учебного заведения на территории Евразии. Имамы и шакирды во главе со своим предводителем – сайидом Кул Шарифом – героически сражались против войск Ивана Грозного в 1552 году, защищая свою Родину, и стали шахидами в неравном бою», – вот так коротко библиотекарь объяснила молодым людям смысл Дня памяти татарского народа. Детям стал понятен и смысл того, что произошло в 1552 году, – была оккупирована их Родина.

В свою очередь, 12 октября, в Покровскую родительскую субботу, у храма-памятника Нерукотворного образа Спасителя на реке Казанка была отслужена заупокойная лития с поминовением погребённых на этом месте воинов, павших при взятии Казани в 1552 году, сообщает сайт Татарстанской митрополии.

По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана заупокойное богослужение возглавил епископ Елабужский Иннокентий. Викарию Казанской епархии сослужили настоятели храмов города Казани. В конце литии участники богослужения пропели «Вечную память» всем православным христианам и воинам, на поле брани жизнь свою за Отечество положившим.

«Святая Церковь живет своим учением, своими традициями. И согласно с этой доброй традицией поминовения усопших, сегодня мы совершили молитву о воинах, здесь погибших и лежащих на этом святом месте», – сказал владыка Иннокентий, обращаясь к собравшимся богомольцам.

Далее на сайте Татарстанской митрополии разъясняется значение этого памятного дня: «9 января 1592 года святитель Ермоген, в ту пору архиепископ Казанский и Астраханский, направил Патриарху Иову письмо. Он сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью. Архипастырь просил Его Святейшество установить определенный день памяти воинов.

25 февраля 1592 года Патриарх Иов предписал "по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия". С этого времени служение особого дня поминовения усопших в Казанском крае стало постоянным». Иными словами, этой традиции более 400 лет.

А вот сайт татарстанского проекта «Idel.Реалии» постарался подать совершённое поминовение в издевательском тоне. В материале издания «Новая трактовка истории от православных активистов: Грозный не хотел кровопролития» высмеиваются участники литии, названной безграмотными журналюгами молебном. «Богослужение на Казанке 12 октября собрало скромное количество участников (по оценкам корреспондента "Idel.Реалии", около 30 человек, треть из которых составляли священнослужители) – зато идеологическая подготовка собравшихся не вызывала серьезных сомнений», – пишет издание.

«Взятие Казани было "защитой и обороной", "днем объединения народов", а Ивана Грозного стоит благодарить за труды и просвещение, которые он принёс Казанскому ханству и другим землям будущей Российской Империи. Об этом рассказали корреспонденту "Idel.Реалии" рядовые участники субботнего молебна по павшим при взятии Казани воинам», – говорится в репортаже.

Зато с восторгом корреспондент издания пишет о митинге, прошедшем в том же день в казанском парке Карима Тинчурина и посвящённом «Дню памяти павших при захвате города войсками Ивана Грозного». В акции, по подсчётам журналиста, приняли участие около 250 человек.

Пришедшие на митинг стояли с плакатами «Отмена изучения государственных языков республик ведёт к отмене государственности коренных народов РФ», «Татарстан – не регион, а государство!», «1552 – татары живы» и другими.

Основатель татарской партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова заявила о необходимости «открыть народу великий самообман»: «Почему татары в 21 веке остались в таком положении? У нас положение хуже, чем в 1552 году. Тогда мы потеряли свое государство – Казанское ханство, а сейчас мы на глазах у всего мира теряем свою нацию, идентичность, татарский народ, теряем себя».

Байрамова сокрушается, что ныне у татар нет своего государства: «Это не государство, а колониальная администрация»: «Мы отдаём все налоги Москве, отправляем своих сыновей в российскую армию, живём по российским законам, запретили свой язык по российским законам – значит, у нас нет своего государства и своих законов, которые бы защищали татарский народ».

«Вы должны ответить на вопрос: что вы хотите, татары? Остаться татарами и мусульманами или превратиться в русских и китайцев? Мы должны выходить на международную арену с требованием деколонизации Татарстана. Мы – татары – живём на оккупированной с 1552 года территории. Нам надо встать на ноги, выйти в мир и сказать, что мы живём в колонии! Мы – не только татары, но и марийцы, удмурты, чуваши – требуем деколонизации, то есть признания того, что мы – оккупированная территория», – призвала татарская националистка.

«"Писательница" Байрамова, несмотря на 3 года условки – по-прежнему имеет почести от нынешней региональной власти! Ничего не поменялось, регионалы здесь пестуют своих националов. Байрамова, кстати, известна тем, что на её митинге в 90-х был призыв сжигать в печи детей от межнациональных браков», – пишет корреспондент РНЛ из Казани.

Заместитель председателя Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Галишан Нуриахмет сообщил присутствующим, что вечером 11 октября исполком Казани прислал документ, которым запретил говорить на акции о восстановлении государственности татарского народ, сославшись на антиэкстремистское законодательство.

«Этим запретом они противоречат сами себе, поскольку в российской Конституции сказано, что республики являются государствами. Национальная политика России – антиконституционная и противоречит международным законам. Единственное, что мы можем сейчас сделать, – это ставить вопрос о деколонизации татарского народа», – заявил Нуриахмет.

В резолюции митинга его участники потребовали от президента Татарстана Рустама Минниханова «бороться за признание международным сообществом результатов референдума о государственном статусе РТ 21 марта 1992 года»; «вернуть Конституцию РТ 1992 года»; «восстановить права народа на землю и её недра»; «обеспечить права на сохранение народа как нации».

Призывы Байрамовой и Нуриахмета подпадают под ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Не удивительно, что подобные антиконституционные призывы с восторгом транслируются проектом «Idel.Реалии». Ведь проект является частью некоммерческой независимой медиакорпорации Radio Free Europe / Radio Liberty (RFE/RL), финансируемой Конгрессом США через гранты, предоставляемые Советом директоров BBG (Broadcasting Boardof Governors).

5 декабря 2017 года в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» решением Министерства юстиции России «Idel.Реалии» признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, сообщается на сайте ведомства.

Но несмотря на это решение Минюста, «Idel.Реалии» беспрепятственно и безнаказанно продолжает пропаганду сепаратистских идей.

Казанский кремль попустительствует, а в некоторых случаях потворствует и поддерживает мероприятия, вроде митинга в казанском парке Карима Тинчурина, беседы с молодежью в селе Большие Метески. И содержащие сепаратистские призывы публикации проекта «Idel.Реалии» официальной Казанью не квалифицируются как нарушение федерального закона.

Конечно, пока татарский национализм носит преимущественно латентный характер, и власти Татарстана убаюкивают Москву разговорами, что не стоит обращать на него серьёзное внимание. Но перед нами пример Украины. И если центральная власть не будет тверда, то последствия её мягкотелости могут оказаться фатальными для целостности Российского государства. Москве пора просыпаться и, следуя примеру первого русского Царя Иоанна Грозного, взяться за укрепление единства России, пока процесс не зашёл слишком далеко.

Редакция «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/17/latentnyi_tatarskii_nacionalizm

Александр Васильевич:
Асимметричная подлость

Влиятельный татарский журналист и маргинальный татарский националист объединились, чтобы написать донос на лидера русского движения Татарии


Ильшат Аминов

Русская народная линия уже писала о достаточно подлой и по сути жульнической телепрограмме, которую в ноябре 2019 г. выпустил известный в Республике Татарстан медиамагнат, обласканный региональной властью, депутат Госсовета республики от «Единой России» Ильшат Аминов. Это были статьи главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова «Новый приступ русофобии в Татарстане» (Как татарский журналист Ильшат Аминов «шьёт дело» русскому общественному деятелю Михаилу Щеглову) и одного из самых популярных и читаемых авторов Андрея Витальевича Сошенко «Из Татарстана повеяло «лихими 90-ми». Нет необходимости вновь подробно рассказывать об этой передаче, напомним лишь, что в ней подвергнуты сомнению исторические факты, касающиеся татаро-монгольского ига, задета личность губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, а наш постоянный автор лидер русского движения Республики Татарстан Михаил Юрьевич Щеглов был откровенно оболган путём информационных подтасовок и откровенного жульничества методами, не достойными современной журналистики. А международная общественная организация «Русское собрание», возглавляемая главным редактором РНЛ Анатолием Дмитриевичем Степановым – вообще – названа сборищем. Отметим, что телерадиокомпания «Татарстан – новый век» (ТНВ-Татарстан), генеральным директором и учредителем которой является Ильшат Аминов, содержится на средства регионального бюджета, тесно взаимодействует с главным СМИ региона АО «Татмедиа». Что касается зоны вещания ТНВ-Татарстан, то это не только Республика Татарстан, но через Интернет вся Россия и вся планета.

Щеглов при таких обстоятельствах, что вполне логично, инициировал гражданское судебное разбирательство, положив в его основу заключение специалистов независимой экспертной организации, расположенной, что тоже вполне логично, вне Татарии. В июле месяце этого года в Московском районном суде начался процесс по гражданскому делу истца Михаила Щеглова к гражданину Российской Федерации Аминову Ильшату Юнусовичу по защите чести, достоинства и деловой репутации истца.

Надо сказать, что Михаил Юрьевич, являясь лицом, известным в публичном пространстве, принял непростое для себя решение не педалировать освещение данного процесса в СМИ. «Это ведь лично Аминов допустил недобросовестность, непрофессионализм и человеческую подлость, в этом качестве именно лично с ним и буду судиться, не как с представителем власти, а лично, чтобы у него не было соблазна подключать административные ресурсы» - так прокомментировал редакции своё решение Михаил Щеглов в самом начале.

Однако дело неожиданно приобрело новый оборот.

В пятницу 31 июля Щеглова пригласили в прокуратуру г. Казани. Был государственный мусульманский праздник Курбан Байрам, тем не менее, как рассказал нам Михаил Юрьевич, его во время отпуска вызвали прямо с рыбалки на Каме. В кабинете у прокурора находился и сотрудник Центра «Э» (Центр по противодействию экстремизму при МВД РФ по РТ). Здесь его знакомят с делом, инициированным против него по обвинению … в экстремизме. Инициатором возбуждения дела оказался генеральный директор телерадиокомпании ТНВ-Татарстан Аминов Ильшат Юнусович. Оказалось, что и «экспертиза» уже была готова почти на восьмидесяти листах - комплексная психолого-лингвистическая, составленная «Межрегиональным центром экспертиз» при Казанском федеральном университете, которую представители общественности уже давно прозвали «карманной». Тут же в кабинете прокурор вручает Щеглову постановление и в сопровождении сотрудника полиции обвиняемого ведут в суд.

В суде ждали очень долго (праздник, всего один судья – дежурный). Всё это время сотрудник центра «Э» не уходил. В разговоре со Щегловым он дал понять, что если судья вынесет решение «по максимуму», то Щеглов тут же, прямо в отпускной одежде будет препровождён в отделение со всеми вытекающими. Судья, как сообщает сам Михаил Юрьевич в своём видеозаявлении в прямом эфире прямо после суда перед его зданием, вынес «Соломоново решение». Вину признал, но присудил минимальные 10 тыс. руб. штрафа,  а мог бы по этой статье 20.3.1 КоАП РФ и на пятнадцать суток ареста определить или принудительные работы до 100 часов назначить. Совсем не осудить Щеглова, как считает сам Михаил Юрьевич, судья при таких обстоятельствах столь скорого привода обвиняемого целым центром «Э» при поддержке местного прокурора, не мог. Разумеется, обвинённый русский общественник намерен апеллировать в вышестоящий верховный суд региона, если апелляцию оставят без удовлетворения, то подавать кассацию. Но, как говорит он сам, есть вероятность, что в Республике Татарстан он правосудного решения не получит – слишком уж явная фабрикация дела.

А если верховный суд Республики Татарстан апелляцию не удовлетворит, то уже через 10 дней решение вступит в законную силу и адвокаты Аминова на очередном судебном заседании по исходному гражданскому иску к нему Щеглова заявят – вот, мол, Щеглов-то – экстремист, уже судом установлено. Вот, зачем, юристы Аминова уже на втором заседании заявили ходатайство о максимальном отложении дела и о запросе судом административных и уголовных (!) дел в отношении русского общественника. Это для суда может сыграть роль, хотя может и нет, потому что фактически-то не касается сути гражданского иска о защите чести, достоинства и деловой репутации Щеглова.

Понятно, что сам Аминов в суды не ходит, вызывает на ковёр начальника юротдела, дальше пусть работают за бюджетную зарплату профессиональные юристы. Понятно, что работники юротдела Аминова прочёсывали все страницы пользователя «Михаил Щеглов», выискивая там комментарии и лайки. Щеглов опытный общественный деятель и, конечно, понятно, что «экспертиза» высасывала из пальца смешные формулировки, обвиняя Щеглова в оскорблении власти Республики Татарстан.

Сразу вспоминается в своё время нашумевшее дело бывшего пресс-секретаря первого президента РТ Минтимера Шаймиева, потом возглавлявшего ВГТРК «Россия-Татарстан» журналиста Ирека Муртазина. Парень посмел выдать кое-что про своего бывшего шефа такое, что в руководстве решили, что просто внушениями о необходимости соблюдения этики тут не обойтись. За Муртазина крепко взялись силовики и суды. И осудили его уголовно с этой уникальной формулировкой «возбуждение ненависти либо вражды против социальной группы «власть». К тому же он был жестоко избит бейсбольными битами недалеко от дома, чудом остался жив. Покинул Республику Татарстан, сейчас живёт в Белоруссии.

Что же касается Михаила Юрьевича Щеглова, то редакция надеется, что до каких-то экстремальных преследований его дело не дойдёт. Всё-таки Аминов – лишь мельчайшая часть системы, причём, часть, как мы видим, очень плохо и безответственно функционирующая, и по большому счёту даже вредная и для системы власти.

Вот, например, взять данное дело против Щеглова «об экстремизме». Да, это асимметричный ответ, пусть с элементами доноса, но – таковы методы «войны» Аминова против Щеглова.

Но, вот, зачем Аминов, будучи весьма респектабельной, влиятельной и значимой фигурой, наделённой властью, ресурсами и телеэкранами, постоянно мелькающий на съездах и совещаниях, взял в попутчики маргинального татарского национал-сепаратиста Наиля Набиуллина? Да, в начале лихих 90-х люди с зелёными повязками «Азатлык» (свобода – тат.) бегали по площадям Казани толпами с поднятыми кулаками, скандировали: «Азатлык! Азатлык!» Писали, что для этого жителей татарских деревень свозили на площадь Свободы автобусами и подпаивали водкой.

Но что такое эта организация «Азатлык» сегодня? Ничто. Достаточно на фото лидера взглянуть – плаксивое, из последних сил, не то, что было в 90-х со скрежетом зубов. Она не актуальна в региональном социуме, да и не нужна татарскому народу. Никаких воплей на площадях, никто русских «оккупантами» не называет, и Москва татар не щемит, и не щемила, кстати, как выяснилось, когда местная пропаганда перестала давить. И все нестыковки постепенно и мирно нивелируются – и в сфере законодательства, созданного в начале 90-х, и в культуре, и в образовании. Кстати, благодаря деятельности Щеглова и его предшественника профессора Салагаева Александра Леонидовича (17 марта 1952 – 18 июля 2014), созданного ими и работавшего больше 25 лет Общества русской культуры Республики Татарстан.

А чего так добивается господин Аминов, вступая в такой тандем с людьми, которые явно всегда добивались иного? Возврата к лихим 90-м?!

Вообще, Аминов давно известен в регионе как недобросовестный журналист, не брезгующий грязными методами работы, откровенным хамством и оскорблениями в адрес русских и русскоязычных граждан. Но в большинстве случаев ему всё это сходило с рук – силовики скорее всего просто избегали приструнить влиятельного медиа-магната регионального масштаба, полуолигарха. Но ведь тут всё может резко поменяться... Президент Владимир Путин явно дал понять, что не против очередного переизбрания Рустама Минниханова главой региона, последний явно воспылал энтузиазмом трудиться дальше в этом качестве – на благо России, русского, татарского, и других народов в своём родном регионе. И вот, читаем очень любопытную новость в международном Интернет-издании «Признание экстремистскими книг татарских националистов: поворот Татарстана?»

Так что же тогда – Аминов? Получается, он «нос по ветру не держит»? Вот ежели припрут его канал судом «за экстремистскую» деятельность и закроют, – такая «свинья» окажется подложена под нынешнее региональное руководство!

Редакция Русской народной линии


Наиль Набиуллин

https://ruskline.ru/news_rl/2020/08/04/asimmetrichnaya_podlost

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница