Русская беседа
 
03 Мая 2024, 18:02:03  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Очередное ЧП в космосе: случайность или тенденция?  (Прочитано 1432 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103883

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Августа 2011, 21:10:04 »

Мартынюк Виктор

Очередное ЧП в космосе: случайность или тенденция?



Авария корабля «Прогресс» привела к приостановке использования ракет-носителей «Союз»

Не зря ведь говорят: один раз – случайность, два – правило, три – тенденция. Если принять справедливость этого утверждения, то констатируем: в авиакосмической сфере России сложилась вполне определенная и крайне настораживающая тенденция.

24 августа запущенная к МКС ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» провела в воздухе едва больше пяти минут. На момент публикации этого текста пока еще не завершено выяснение всех обстоятельств аварии (кстати, первой, случившейся с «Прогрессами» за 30 с лишним лет: предыдущее ЧП датируется 1978 годом), которая, между прочим, лишила экипаж станции плановой доставки продовольствия и воды, не говоря о других менее важных, но не менее нужных вещах. Не углубляясь в конкретику, говорят о неполадках двигателя, что звучит пока что слишком общо.

Более-менее конкретно определились с местом падения обломков. По удаче они упали не на какой-нибудь населенный пункт, однако наличие жертв, тем не менее, предполагается. Уцелевшие обломки упали в Чойском районе Республики Алтай, в урочище Чеболак в 40-50 км от села Каракокша. Там, в лесном массиве, в тот самый момент работали бригады лесозаготовителей, а местные жители собирали кедровый орех (по свидетельствам местных, в это время едва ли не больше половины жителей Каракокши заняты данным промыслом). Впрочем, по состоянию на 12:45 25 августа, согласно данным РИА «Новости», обошлось без жертв. Также стало известно, что не подтвердились и опасения того, что высокотоксичное топливо могло попасть в алтайские реки. Специалистами Роспотребнадзора были взяты необходимые пробы, показавшие, что непосредственного загрязнения воды не произошло.

В то же время опасения насчет ухудшения экологии у специалистов остаются. «Баки корабля были заправлены одной тонной амила и более 500 кг гептила. В сумме это свыше полутора тонн высокотоксичного топлива. Какое его количество могло сгореть при взрыве на земле, а какое попало в почву, сейчас сказать невозможно», – рассказал в интервью Интерфаксу анонимный источник в ракетно-космической отрасли. Впрочем, по данным медиков, пока что к ним не поступали пациенты с жалобами на ухудшение самочувствия из района падения обломков.

Как говорится, и это пройдет. В конце концов, к аварийным стартам нам в последние годы не привыкать. И, надо сказать, еще большой вопрос – что неприятнее: те досадные, но реальные и чему-то кого-то учащие неудачи нашей космонавтики или же чисто «голливудские» достоинства американских коллег (см. фронт-проект KM.RU «Американцы никогда не летали на Луну!» - http://rusbeseda.ru/index.php/topic,12036.0.html ). Однако, справедливости ради, возвращаясь к началу статьи, отметим, что тенденция поистине настораживающая. Лишь за последние 9 месяцев это – уже третья неудача. В декабре 2010 года на орбиту не удалось вывести три спутника системы ГЛОНАСС (последующий запуск был успешным), 18 августа сего года случился неудачный старт спутника «Экспресс-АМ4» на ракете-носителе «Протон-М», и вот, менее чем неделю спустя, – снова неудача.

Как водится, лечение пока назначили обезболивающими. «До выяснения всех обстоятельств» ракеты-носители «Союз» (по оценке не только отечественных, но и зарубежных специалистов являющиеся высококлассными и надежными) с эксплуатации снимаются: назначенный на 26 августа пуск носителя «Союз-2», который должен вывести на околоземную орбиту спутник «Глонасс-М», отложен на неопределенное время.

Будут ли наконец-то выяснены все обстоятельства и причины этой череды аварий в отрасли, не без оснований считающейся одной из самых передовых?

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов в беседе с обозревателем KM.RU дал характеристику потерпевшей крушение ракете-носителю «Союз-У» и в целом современному состоянию авиакосмической отрасли в России.

– Прежде всего должен сказать, что сама по себе ракета-носитель «Союз» (она же «семерка») является практически образцом надежности. Сконструированная в советское время, она до сих пор показывала себя практически идеально. Не зря ведь было сказано, что это – первый за 30 лет подобный случай именно с ней. В среднем, если смотреть по соотношению неудачных и удачных пусков данного носителя, то оно составляет 1:40, т. е. практически 98%-я надежность. Это – очень сильный показатель. Этот носитель по своим характеристикам значительно обгоняет американские аналоги.

Другое дело, что приходится, увы, констатировать, что сегодня в аэрокосмической отрасли наблюдаются определенные системные проблемы. Дело в том, что эта отрасль относится к числу сверхтехнологичных, наряду с той же атомной энергетикой, и она требует высокой планки качества производства на всех этапах. Ведь почему сейчас говорят, что «советские самолеты и ракеты летали и не падали»? Из этого не следует, что, например, сейчас их обязательно собирают хуже. Но тогда на аэрокосмическую отрасль качественнее работала вся промышленная система, поставлявшая комплектующие, заводское оборудование и т. д. Сейчас как раз в этой области наблюдаются определенные проблемы.

Удобно наглядно сравнить эту отрасль с автомобилестроением. Можно бесконечно модернизировать автомобили, добавлять какие-то новшества, доводить до совершенства какие-то характеристики, дизайн. Но вот карбюратор – он какой был, такой и остался; узлы – те же. Развитие же аэрокосмической промышленности всегда сопряжено с новыми технологическими поисками, решением новых задач, и новые технологии здесь – естественная и обусловленная необходимость. И все это должно реализовываться при слаженном соучастии разных производств.

Имеющиеся сейчас факты, конечно, радовать не могут, но повторюсь еще раз: конкретно в случае с «Союзом» винить можно разве что случайность. Это – действительно очень надежный носитель. В остальном ситуация, я считаю, поправима при определенной корректировке отношения к ней: оно должно быть серьезнее и ответственнее. Как бы то ни было, мы – признанно сильные участники в космической гонке, и, надо сказать, серьезных космических катастроф у нас не было (достаточно вспомнить взрыв 1 февраля 2003 года американского шаттла «Колумбия», когда погибли все 7 членов экипажа. – Прим. KM.RU).

http://www.km.ru/v-rossii/2011/08/25/kosmonavtika-v-rossii/ocherednoe-chp-v-kosmose-sluchainost-ili-tendentsiya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103883

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Августа 2011, 23:07:55 »

Россия теряет космос вслед за наукой

Современная российская наука не в состоянии больше обеспечивать развитие отечественной техники. Это касается уже и высокотехнологичных областей вроде космической, чего раньше не было. И является результатом смерти отечественных научных школ.


Роскосмос. "Союз-У" с ТГК "Прогресс М-12М"

А создавать новые никто, судя по всему, не стремится. Предлагая под видом отечественных ноу-хау нерентабельные для внедрения на Западе результаты работы зарубежных фирм, как поступил недавно Анатолий Чубайс.

В российской действительности нередко соседствуют «и смех, и грех». Новость о крушении грузового космического корабля «Прогресс» веселья как-то не вызывает, однако тот факт, что на его борту, кроме продовольствия, воды, медицинского оборудования и топлива для Международной космической станции, находились картины сына художника Шилова, комичен. Напомним, что корабль рухнул в тайгу на Алтае, по предварительным данным, из-за сбоя в работе двигателей 11Д55. Из-за этого были отложены другие старты ракет-носителей «Союз» (включая и планировавшееся в ближайшие дни выведение на орбиту очередного спутника системы ГЛОНАСС). 

Тот факт, что на космическом корабле, в грузе которого высчитывается каждый грамм (и стоит огромных денег) летели картины не слишком даровитого отпрыска художника, который в последние годы считался «приближенным к власти», показателен. Картины, после того как они побывают в космосе, как сообщается, заметно подорожают и будут проданы. А вот кто оплатил их дорогостоящий полет - это вопрос, ответ на который, судя по всему, не требуется. Он и так ясен.

Деньги выкинули бы на ветер (если бы «Прогресс» не разбился), а ведь их могли бы потратить на специалистов. Ведь именно из-за их ошибок корабль, а с ним и «бесценные» полотна, топливо, продукты и вода, которые везли на МКС, погибли. Но современная российская система, в том числе и научная, не предусматривает целевых вложений в человеческий капитал. Потому люди и оказываются слабым звеном даже тогда, когда денег на нормальное производство вполне хватает.

Напомним, только за этот год российская космическая отрасль потеряла кораблей и спутников приблизительно на 16 млрд рублей - это ориентировочная цена предстоящей реставрации Эрмитажа, программы по развитию Курил или, наконец, сумма, аналогичная той, что власти выделили регионам на поддержку малого и среднего бизнеса до 2013 года. Страшно себе представить, насколько эффективнее можно было бы потратить эти деньги. Но они или улетели в космос и там летают на нерабочих орбитах, или упали в таежные леса, попортив там экологию.

И все потому, что конструкторские бюро и оборонные заводы, производящие космические корабли, остались без квалифицированных сотрудников. Как и предсказывали специалисты еще в начале 1990-х годов, по мере старения кадров количество специалистов сокращалось. Наконец, практически все, кто «заступил на дежурство» в 1960-1970-е годы, сошли со сцены. И долгое время «молодой поросли» в космической отрасли не было. В это же время, то есть в 2000-е годы, генералы от космонавтики и оборонки начали рапортовать, что зарплаты растут, ставки заполняются молодыми специалистами.

Однако уровень этого «молодняка» мало кто оценивал. Тот факт, что самые активные уходили в бизнес, а наиболее даровитые - уезжали за границу, никого не пугал. Ведь кто-то же оставался. И вот эти «кто-то» теперь не в состоянии оказываются правильно просчитать траекторию движения космического корабля, отправить его в нужную точку, правильно изготовить необходимые детали, а затем верным образом их собрать. Старые чертежи (ведь новых разработок в российской, а точнее по факту - советской, космонавтике нет) уже не в состоянии спасти от ошибки, как было в 1990-е годы и даже в начале 2000-х.

Теперь можно сколь угодно быстро возвращаться к жесткому контролю качества по советскому образцу, о чем объявил в четверг Роскосмос. Если нет качественных специалистов в разработке и на производстве, то кто же станет контролировать? Уж не восьмидесятилетние ли пенсионеры, которых вызовут назад на заводы спасать отечественную космонавтику?

Скорее всего, просто пора понять - Россия больше ни в области балета, ни в ракетной сфере не «впереди планеты всей». Советская научная школа и все, кто был ею воспитан и подготовлен, или умерли, или перешли в нетрудоспособное состояние по возрастным причинам. Новых же научных школ не только в области физики, космологии, но даже философии, истории, биологии - любой другой науки - в современной России просто не создается. На них нет запроса ни со стороны общества, ни со стороны власти.

А создание научной школы - процесс дорогостоящий и долгосрочный. Есть и альтернативный путь. Как Анатолий Чубайс, купить 25% акций британской высокотехнологичной компании, которая за время своего существования так и не смогла создать ни одного конкурентного в рыночной среде устройства, получить от нее технологию производства электронной книги (которую глава «Роснано» сначала пытался выдать за планшетный компьютер) и начать серийно выпускать в России, назвав весь проект заимствованием технологий.

Конечно, без изобретателей и разработчиков можно было бы обойтись. Так живут, например, многие состоятельные арабские страны, которые покупают технологии и сложные механизмы «под ключ». Но ведь и тогда нужны хотя бы обслуживающие закупленную за рубежом технику инженеры. А вопреки официальным мифам, в России практически нет и их.

Весьма показательно, что, встречаясь в среду с руководителями Союза ректоров, Владимир Путин, у которого вообще-то стояла цель заручиться поддержкой с их стороны его Общероссийского народного фронта, все же не удержался от критики современного российского высшего образования. В частности, он осудил ВУЗы за то, что они принимают на бюджетные места абитуриентов с очень низким результатом по ЕГЭ, лишь бы только сохранить в прежних объемах госфинансирование. А за счет полученных денег не повышают зарплаты преподавателям или финансируют научные исследования, а больше платят администраторам и самим себе.

Тут, правда, надо отметить, что «заслуга» в этом в основном как раз правительства - именно оно создало такую систему, где финансирование зависит от количества, а не качества студентов. Потому что такую систему просто легче разработать и контролировать. Но все же упрек показательный - даже власти понимают, что науки в российских ВУЗах просто нет. То же касается и Академии наук, на базе которой производится большая часть фундаментальных исследований, где, как и везде, реальные ученые в возрасте 80-90 лет заменяются «эффективными администраторами» или «сыновьями художника Шилова» от науки. То есть людьми, может быть, недалекими, зато близкими к власти и умеющими получать финансирование. Вот только на что?

Иван Преображенский

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=4568&Itemid=39
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103883

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 27 Августа 2011, 01:03:24 »

Сергей Птичкин

Распиленный космос

Депутаты Государственной Думы намерены обсудить ситуацию в космической отрасли России



Потеря одного за другим двух космических аппаратов с символическими именами «Экспресс» и «Прогресс» со всей очевидностью и даже некой мистичностью показала: предел советской прочности истек даже в самой отлаженной, самой технически вооруженной и самой мощной отрасли, унаследованной от СССР — ракетно-космической.

Неудачи с военно-морской стратегической «Булавой» лишь подтверждают этот печальный диагноз. Как заявил председатель Государственной думы Борис Грызлов, депутаты досконально разберутся в причинах последних неудач Роскосмоса.

Как бы ни надували щеки и какие бы пиар-акции не устраивали чиновники от промышленности, уже невозможно скрыть: все достижения минувших двадцати лет строились только на ненавистной им советской технологической базе. Ничего своего, «свободно-российского», в области высоких технологий они не создали. А там, где достижения, как ни странно, все-таки есть, разработчикам ставят такие препоны, что пока они через них пробиваются, их прорывные идеи морально устаревают. Да и прорывы-то эти, большей частью, по мелочам, а там, где действительно можно мобилизовать народ российский на мощнейший научно-технический рывок — не тишина, а пустота.

Не так давно на самом высоком уровне, очень ярко — с воздушными шарами, оркестрами и еще какими-то красочными представлениями - в древней Коломне открыли цементный завод. Аналогичных производств в стране — пруд пруди. Но этот, как нас уверяли, особенный. Он - с иностранным участием, самый экологически чистый, самый производительный, самый автоматизированный и много еще в чем «самый-самый». Кстати, раз самый автоматизированный, значит, рабочих мест городу даст минимум, но дело не в этом. В Коломне после Великой Отечественной построили уникальный даже по мировым меркам секретный станкостроительный завод. Он выпускал станочное оборудование и мощные обрабатывающие центры для атомной, ракетостроительной и оборонной промышленности. В начале девяностых прошлого века, как раз с зарождением «свободной России», заказы на закрытом госпредприятии обнулили. Все! Завод встал, скоро в цехах задул холодный ветер, потом - банкротство, распродажа бесценного оборудования по цене металлолома.

К настоящему времени станкостроения в России нет: ни военного, ни гражданского. Закупаем за границей, в основном, в Китае.

Так вот, если бы в Коломне пару месяцев назад вдруг свершилось чудо, и руководители страны под гром бравурных маршей открывали лучшее в мире станкостроительное производство, то, наверное, рукоплескала бы вся страна. И можно было бы поверить, что технический прогресс в государстве Российском скоро действительно пойдет со скоростью экспресса «Сапсан». Но запустили производство цемента...

В высших эшелонах власти испытывают какую-то патологическую любовь к компьютерным наворотам. Утвердилась незыблемая точка зрения: вот там, где работают с компьютерами — там настоящий прогресс, там, где еще как следует не научились — полный отстой, от которого надо избавляться. С компьютерами сегодня работают практически везде, но нельзя же этот быстродействующий электронный вычислитель, можно сказать, очень продвинутые бухгалтерские счеты, возводить в абсолют. Машина – лишь инструмент, верно? Ядерную бомбу в СССР рассчитывали при помощи логарифмической линейки, основу ракетостроения, ядерного подводного судостроения, как и многое другое, тоже закладывали, не пользуясь персональными компьютерами. И ведь создали.

В одном из самолетостроительных КБ не очень давно кому-то из высших лиц государства показали, как проектируют гражданский самолет будущего. Только при помощи цифровых технологий, никаких бумаг! Высокое лицо пришло в восторг, ничуть не усомнившись в том, что именно в этом КБ сотворят российский лайнер будущего. Творят по сей день. А вот в соседней Украине, тоже используя технологии цифрового проектирования, правда, без рекламных истерик, спроектировали и запустили в производство гражданские лайнеры настоящего — Ан-148 и Ан-158. Прекрасные машины, они летают и в небе России, и в дальнем зарубежье.

В нашей стране еще десять лет назад был полностью готов к серийному производству очень хороший пассажирский самолет - Ту-344. Он прошел все сертификационные испытания, по отзывам испытателей, был просто идеальной пассажирской машиной. Мог бы летать, повторяю, уже минимум десять лет. Проект закрыли. Почему – скажу, только не хватайтесь за сердце: и потому тоже, что чертежи самолета рисовали на ватманских листах, то есть, архаично, не «продвинуто». А значит, и сама машина — старье. Ее закроем, на компьютерах в цифровых технологиях исполним-нарисуем новейший самолет будущего, в названии которого обязательно будет слово «супер». Где и каких пассажиров в настоящее время перевозит российский «супер-пупер» лайнер будущего?

Говорит это лишь о том, что уметь пользоваться цифровыми технологиями, конечно, надо, но главное не в них, а в «архаичных» человеческих мозгах. Если ума нет — никакая сила сверхмощных и сверхбыстрых компьютеров не поможет, изучайте мудрые русские пословицы.

Хотя есть и другая сторона медали: Ту-334 был полностью готов к производству, а на проектирование нового выделили и успешно освоили миллиарды. Кстати, о мозгах. Если технологическое оборудование можно купить за рубежом, то мозги-гастарбайтеры... Впрочем, некоторые очень уж продвинутые на почве рынка менеджеры уверены: и мозги иностранные Россия купит, и будут они трудиться в Сколково, выдавая на-гора сплошные наночудеса.

Если же серьезно, то практически во всех высокотехнологичных отраслях наша страна на глазах теряет научные, конструкторские, инженерные да и рабочие школы. Если раньше иные рабочие династии вели свой отсчет с XVIII - XIX веков, то сейчас таковых не осталось. Не осталось и нормальных ПТУ, зато появились новомодные технические колледжи. Те, кто умел проектировать и воплощать в металл ракеты и самолеты, те, кто раньше считался научно-технической интеллигенцией, вымирают, как мастодонты социализма. Впрочем, многие представители бывшей социалистической интеллигенции с пеной у рта отстаивали в публичных дискуссиях на улицах Москвы в начале девяностых годов право на рыночную свободу, самозабвенно строили хлипкие баррикады вокруг Дома Советов на Краснопресненской набережной… И та же интеллигенция трусливо сидела по своим убогим квартиркам, когда в октябре 1993-го танки освободившейся от СССР Российской Федерации расстреливали тот же самый дом вместе со всей советской властью. Про Его Величество рабочий класс и говорить не стоит. Он совершенно молча принял все, что происходило в стране.

В итоге и получили то, что получили. Винить лишь каких-то ушлых «прихватизаторов» во всех бедах современной России вряд ли будет справедливо.

Нынешние либералы и сейчас очень любят клеймить «сталинский режим». На телеэкране по этому поводу постоянно кипят дискуссионные страсти, хотя прошло с тех пор уже сколько лет. Однако чуждые народу и стране большевики, как уверяют иные правдолюбы голубого экрана, возможно, действительно были технически малообразованными людьми. Но они сразу окружили себя «буржуазными спецами» самой высокой квалификации. Эти спецы рассчитывали и строили научно-техническую базу будущего социализма

Что сделали нынешние «прорабы» рыночных реформ? Будучи большей частью профессионалами по спекулятивной торговле цветами, фарцовке – помните такой род «бизнеса»?.. - руководя примитивными лабораториями, они первым делом отстранили от работы всех настоящих специалистов — в армии, экономике, промышленности, сельском хозяйстве. Везде, где только можно, избавились от «спецов-совков». Кадры омолодили до неприличия. Один из политологов даже назвал принцип управления страной в 1990-х педократией. Примитивно-детский подход ощущался абсолютно во всем. Сейчас мы пожинаем плоды. И ведь выводов никаких не сделано, ничего не меняется. Старые кадры не подпускают к управлению на пушечный выстрел. Зеленый свет дан только «эффективным» и желательно очень молодым топ-менеджерам. Они могут управлять денежными потоками и бесконечно оптимизировать само управление. И, конечно, не забывать восхвалять себя, свои великие таланты.

Россия потеряла подряд два космических аппарата — гигантский спутник связи и грузовой корабль, летевший к МКС. Что сделал руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин в первую очередь? Он, как сообщается, произвел «крупную организационную перестройку».

Ряд управлений ликвидирован, созданы новые. Как в старом анекдоте: двигают кровати, вместо того, чтобы менять творческих импотентов, именующих себя «специалистами».

На прошедшем салоне МАКС-2011 много говорилось, что в авиастроении начинается создание продвинутых «центров компетенции». Мол, раньше компетентных людей в авиастроении не было, а в будущем они – видимо, сами собой - появятся в неких «центрах» и будут развивать авионику, двигателестроение, материаловедение и многое другое, связанное с авиацией. Да, верно, все та же перестановка кроватей. В перспективе всех, хоть что-то понимающих в авиастроении, планируется собрать в Жуковском, который станет «центром сверхкомпетенции», и вот тогда мы полетим. К «зияющим высотам», наверное, как сказал известный публицист и писатель Александр Зиновьев, правда, в ином контексте. У нас постоянно перестраивают структуру управления «Роскосмосом» и авиапромом, создают «центры компетенции», строят наукоград Сколково, у нас существует некий то ли план, то ли проект 2020, у нас, как стало известно на МАКС-2011, есть даже проект самолета 2020. У нас много что есть. Только почти все существует в «виртуальной реальности», не потрогать и не попробовать.

А теперь о реальных потерях, порожденных «компетенциями» абсолютно некомпетентных в технике, но профессионалами в разруливании денежных потоков в нужную сторону. Спутник связи «Экспресс-АМ4» - самый мощный и самый дорогой за всю историю отечественной космонавтики. Он должен был, без преувеличения, открыть новую эру в космических телекоммуникациях. Стоимость аппарата и всего, что было связано с пуском, около десяти миллиардов рублей. Деньги освоены все! Где отдача?

Как сообщил один из наших экспертов в области космонавтики, при таких бюджетных ассигнованиях воровство достигает сорока процентов.

Если с этими масштабами хищений не будет покончено, то космическая эра для России закончится в ближайшие годы. Космонавтика — дело очень дорогое. Больших средств требует постоянное обновление технологической базы производства, специалистам-расчетчикам и конструкторам тоже платить надо не копейки, наверное. А где эти деньги взять, если не украсть их просто не могут?

Всего же Россия потеряла за девять минувших месяцев шесть космических аппаратов, включая грузовой «Прогресс М-12М». Общая стоимость утраты — более шестнадцати миллиардов рублей. Поскольку финансирование шло из бюджета, то эти миллиарды вытащили и из наших с вами кошельков. Зато число долларовых миллиардеров в стране за минувшие десять лет, как сосчитали информированные финансовые аналитики, удвоилось.

Вне всякого сомнения, на новые космические и авиационные программы будут выделены новые миллиарды. Они будут успешно освоены — кто бы сомневался. Разве что придется, вопреки мудрой пословице, выкинуть из песни слова «Зато мы делаем ракеты». Ну, может, в области балета – и производства цемента, конечно – мы будем «впереди планеты всей»…

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/raspilennyj_kosmos_2011-08-26.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103883

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Августа 2011, 16:21:15 »

Нас могут начать бомбить, как Ливию, или Почему падают спутники



Что-то неладно в небе - за последние дни августа Россия потеряла новейший искусственный спутник связи, и буквально вслед за ним рухнул на землю грузовой космический корабль «Прогресс», предназначенный для МКС. Ещё хорошо, что без жертв обошлось. А если вспомнить, что несколько месяцев назад было утеряно сразу три спутника системы ГЛОНАСС - картина выстраивается печальная. Я уже не говорю о регулярно падающих на землю пассажирских самолетах (последний раз лайнер рухнул в мае под Петрозаводском), или о крушении на Волге круизной «Булгарии»...

Конечно, спутники, самолеты и корабли терпели катастрофы всегда и везде - одних «шаттлов» с экипажами Америка потеряла две штуки. Но вот чтобы так подряд... Ясно, что тут не одно «железо» виновато. Железо-то как раз хорошее, по большей части ещё советского проектирования; те же «Прогрессы» и «Союзы» летали благополучно на протяжении многих лет. Но и железо стареет.

Для современной российской науки и промышленности наступил час «X». У нас почти нет новых космических разработок, мы живем старым заделом в той области, которую открыли для человечества ещё в середине прошлого века. Если так пойдет и дальше, отечественная космонавтика превратится в «рабочую лошадь» для коммерческих грузовых и туристских целей, а новые космические горизонты и «пыльные тропинки» далеких планет будут осваивать другие. В Советском Союзе не гнались за прибылью, но как-то так получалось, что и первый спутник запустили, и Гагарина на орбиту вывели, и лунный грунт добыли, и на луноходе поездили. Как недавно и как давно это было: «мы жили тогда на планете другой». Из истории культуры хорошо известно, что материальная (денежная) мотивация - далеко не самая эффективная - ни в науке, ни в искусстве. За деньги не купишь ни веры, ни творчества, ни глубинного знания. Ученые, конструкторы, космонавты - своего рода художники. Их труд сродни красоте. И когда эти люди видят вокруг сплошное поклонение рублю/доллару как реальному общественному «богу», у них в прямом смысле слова опускаются руки. Зачем рисковать и творить новое, если можно заработать на старом, а там - хоть трава не расти. Вообще в православном человеке (даже неверующем, но воспитанном в русской духовной традиции) тотальный рынок пробуждает отнюдь не лучшие чувства...

Разумеется, так рассуждают не все, но, к сожалению, многие. Более того, некоторые участники космической (авиационной, морской) гонки готовы в прямом смысле «урвать» от своей работы жирный кусок - например, дорогую деталь из редкого материала, а на изделие скрыто поставить что-нибудь из «секонд-хенда». Вот и приводняются наши ракеты в Тихий океан или на Алтай вместо звездных полей - буквально концы в воду. Такие действия, конечно, преступны, но в определенном плане объяснимы, потому что если «не включено» ни творчество, ни совесть, остается одно «бабло», которое всё равно, где подбирать. Подбирают, где плохо лежит.

Из описанного положения могут быть два выхода. Первый - вернуть, творческий, подлинно прорывный подход к ключевым направлениям науки и техники, от которых зависит национальная судьба Отечества. И мерить участие в них не только деньгами (хотя и они важны), но общественным, государственным и церковным признанием личного вклада человека/гражданина в строительство Великой России. Второй подход - жесткое административное регулирование всех стратегических практик народного хозяйства и культуры. И первый, и второй подходы в совокупности образуют тот самый мобилизационный проект, о котором под разными именами говорят сейчас многие патриоты. Иного не дано. Иначе нас начнут безответно бомбить, как Ливию.

Александр Казин, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/08/29/nas_mogut_nachat_bombit_kak_liviyu_ili_pochemu_padayut_sputniki/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!