Название: «Живем в лесу, молимся колесу» Отправлено: Дмитрий Н от 16 Января 2018, 18:11:15 «Живем в лесу, молимся колесу» (из опыта работы деревенского священника с «внешними» людьми) Священник Алексий Новиков (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282139.p.jpg?mtime=1515933993) Озерец. Церковь Троицы Живоначальной Поговорим об опыте просвещения и воцерковления в деревне. Скажу откровенно ‒ в начале своего служения часто вспоминал две пословицы: «моя хата с краю, ничего не знаю» и «живем в лесу, молимся колесу», а над входом в руину нашего восстанавливаемого Свято-Троицкого Озерецкого храма хотелось сделать надпись: «неведомому богу». Господь приводит нас к Себе разными путями-дорогами. О тех, кто в храме бывает на каждой службе, начиная с первого нашего богослужения, умолчу – с ними священник постоянно, в общей церковной молитве, в таинствах, в общении в храме и в быту. Но большая часть деревенских (думаю, и городских) жителей, и взрослых, и детей, в храме не бывает, хотя все крещены и все вроде бы христиане. Понятно, что сам по себе факт Крещения не делает человека православным, если он не присоединяется к жизни Святой Соборной и Апостольской Церкви. В деревне особенно выражен фактор ложного стыда, стесняются люди ходить в храм, боятся сплетен, пересудов. Как же быть? Начиная служить, слышал от некоторых взрослых (в том числе и учителей): «Все это хорошо, правильно, но мы уже не изменимся, слишком старые; а вот дети – да, их можно заинтересовать». Так и начинали мы, с детей, как с более восприимчивых ко всему новому, любопытных, не обращающих внимания на «взрослые» трудности жизни. Сейчас уже всем понятен принцип: умеешь играть в футбол – начинай с детьми гонять в футбол после уроков. Ну, не в футбол, так в волейбол и т. п. Я умел рисовать и стал с ними рисовать, мне это разрешали даже не только после, но во время уроков, так как учителя рисования в нашей школе не было. Те, с кем я начинал это рисование, уже давно «разлетелись» из нашей округи: отслужили в армии, работают, семьи имеют, некоторые ‒ и своих детей. Они, за редким исключением, настоящими, постоянными прихожанами не стали, но при встрече не проходят мимо, а, с улыбкой здороваясь, делятся новостями из своей новой, взрослой жизни. Спрашиваешь ‒ в церкви бывают там, где сейчас живут, и деток своих окрестили… (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282137.p.jpg?mtime=1515932741) Важное, плотное и регулярное соприкосновение с детьми и их родителями началось и продолжалось на наших приходских праздниках. На Рождество, на Пасху, на Троицу (последнее не всегда получалось – летом дел больно много) мы силами прихода устраивали праздники для детей и взрослых. Все они были разные, но все – радостные. На один из последних собралось человек 80 – мы сами не ожидали такого наплыва гостей! Подарков ‒ без них какой же праздник? ‒ слава Богу, всем хватило! (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282141.p.jpg?mtime=1515934381) На каждый праздник, который мы устаивали в нашем ДК, помимо традиционных стихов, игр, хороводов, всегда старались («гвоздем программы»!) поставить маленькую пьеску или разыграть сценку, посвященную празднику. Практически сразу стало ясно, что готовые сценарии, во-первых, весьма сложны – как по смыслу, так и по тексту, ‒ а во-вторых, требуют большого «актерского состава». Приход наш маленький, ролей получалось больше, чем участников. Опять же: трудно было собирать артистов на репетиции, когда их много, живут в разных деревнях, да еще когда они на каникулах. Поэтому решили ставить пьесы и сценки собственного сочинения, сделанные, так сказать, на «местном материале». Пригодился мой небольшой сценический опыт: в 1980-е годы я некоторое время подвизался в кукольном театре «Деревянная лошадь». Сами писали сценарии, сами делали кукол, сами играли… (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282140.p.jpg?mtime=1515934161) На Рождественском празднике. Вполне естественно, что первые постановки были кукольными. На марионетки мы не «замахивались», сделали простейшие тростевые куклы (на одной трости – голова из папье-маше, расписана гуашью или акриловыми красками; костюмы сшили из ненужных лоскутков). Ширмой служила портьера, музыкальное сопровождение – простой проигрыватель, включаемый в нужный момент. Когда выезжали «на гастроли» (в другие деревни), играли вообще без ширмы – получалось не хуже. Хорошо проходили викторины с небольшими призами для тех, кто правильно ответил. Поначалу таковых почти и не было, подсказывать приходилось, вопросы «наводящие» задавать – мало это помогало: никто не мог сказать – сколько лет назад родился Спаситель; не знал никто, что такое «вертеп», «ладан», «смирна», кто такие волхвы… Не знали ни о разбойниках, распятых со Христом, ни о Пасхе, ни почему воскресенье называется именно так, а не иначе… Вопросы из года в год, из праздника в праздник старались не усложнять, а повторять прежние – потихоньку дело сдвинулось! И взрослые участвовали с не меньшим интересом, чем их чада! На святках можно поколядовать. К колядкам и хождением по деревне с «козой» и «медведем» отношусь сдержанно, но не отрицаю. Неизменным успехом пользовалась «коза», которая в нужный момент падала навзничь и блеяла: «Чтобы коза вста-а-а-ла, надо кусок са-а-а-ла!» Хозяева, чтобы ее реанимировать, сразу бросались к холодильнику за салом или, на худой конец, за колбасой! Какой в этом смысл? Одиноким, особенно пожилым, людям приветить ряженых – в радость! А радости в их жизни не так уж много. Главное в колядовании – знать, к кому можно зайти без боязни потревожить или помешать, плюс – умеренность и деликатность в импровизированных шутках. Трапеза, чаепитие укрепляют, цементируют небольшой деревенский приход На Масленицу нетрудно испечь блины, организовать самовар (пусть и электрический) и угостить всех желающих в Доме культуры или в церковной сторожке. И вообще – простая трапеза, чаепитие на таких общих церковных, но проводимых вне стен церкви, праздниках укрепляют, цементируют небольшой деревенский приход! Пасха – благодатный праздников праздник. К полуночи собирается много нецерковной молодежи, в храм заходят даже те, кто в течение всего года избегал этого, свечи ставят! После пасхальной заутрени, перед началом крестного хода, обычно образуется небольшая пауза, её всегда использую, обращаясь именно к тем, кто приходит в храм раз в году. Торжественность момента и праздничная благодать способствуют тому, что в храме тихо ‒ даже не привыкшие к церковному пространству люди слушают внимательно. Последние годы нетрезвых людей на Пасху не бывает (поначалу были). На Троицу после праздничной службы шли крестным ходом с пением тропаря, кондака и «Царю Небесный» по всему Озерцу. Первый раз, помню, из-за забора спрашивают: «Ой, а что это? Свадьба?» А некоторые из тех, кого немногочисленный наш ход заставал на улице за делами, старались скорее спрятаться… Кто-то фотографировал, но очень редко кто присоединялся. Вот в такой обстановке начинали… *** (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282142.p.jpg?mtime=1515934572) Нельзя пренебрегать и праздниками, и памятными днями светского календаря! Всегда и сам старался, и прихожан приобщал к активному участию в их праздновании. Не имея особых вокальных данных, мы собирались в клубе (ДК) и своими силами делали концерты, пели, читали стихи и на 9 мая, День Победы, и на День памяти и скорби 22 июня, и в День защитника Отечества, и на День России, и на День матери, и на День села, и на День пожилого человека… Отягощенные телесными недугами, часто одинокие, пожилые люди делаются тяжелы на подъем. Тут надо и силы прихода использовать, и суметь подбодрить тех, кто приуныл, и транспорт организовать, чтобы из отдаленных деревень народ в Озерец привезти, в общем – «шевелиться» надо! Наша прихожанка и бессменная певчая Тамара много лет руководила клубом, это очень помогало. Мы сами пели, как умели, читали со сцены стихи и прозу, кто мог – танцевали. Не забыть, как на первый День Победы, в котором я принимал участие, во время молитвы о поминовении православного воинства у братского захоронения, малыши-школьники, пришедшие поздравить участников и ветеранов, пытались креститься левой рукой и слева направо… Особое место занимают школьные праздники: День знаний, Последний звонок, выпускной. Присутствуя на этих торжествах, священник не только может обратиться к «школьному народцу» с поздравлением и напутствием, но и сам приобщается радости, пробуждающейся в сердце от соприкосновения с детством. *** (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282143.p.jpg?mtime=1515934715) Появление священника в школе помогает просвещению не только детей, но и взрослых: учителей, родителей. Отношение к пастырю поначалу может быть настороженным, но потом быстро находятся точки соприкосновения: ведь школа – особое место, где надо соблюдать дисциплину, уважать старших и помогать младшим, отвечать ‒ не только на уроках, но и за свои слова и поступки. Своего рода храм! Выступить на родительском собрании, поиграть с детьми на «продленке», увлечь ребят мастер-классом – все это доступно деревенскому священнику. Даже уроки светской этики (если выбрана таковая) могут, с помощью священника, проходить как уроки Православия, если учитель православный и ратует за это. (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282144.p.jpg?mtime=1515934781) Есть успешный опыт проведения экскурсий учеников под руководством учителя (воспитателя) в храм. Мы приглашали посетить наш храм гостей и из соседних школ. Многие благодаря этому впервые переступили порог храма. А сколько нового ребята узнали о предназначении храма, о его устройстве, о священнических облачениях, о евхаристических сосудах и разной утвари, о том, как пользоваться кадилом и куда кладут ладан… На последней экскурсии было человек 40 так называемых «трудных» подростков из райцентра, поначалу шумели, выходили, заходили, а потом слушали уже в полной тишине – «зацепило»! После окончания учебного года большинство детей остаются в летнем лагере: трудятся, играют, обязательно организуется «настоящий» поход с палаткой и костром – это тоже благоприятное время для общения священника с ребятами. Из опыта замечу, что если родители не тяготеют к храму, то и дети их постоянными прихожанами не становятся, несмотря ни на какие усилия, прилагаемые к их просвещению. Их поглощает мiр. *** Наша деревенская библиотека, возглавляемая прихожанкой Таьяной, тоже стала «площадкой» просвещения. Мы снабдили ее массой книг как для новоначальных, так и для воцерковленных жителей округи. В библиотеке, благодаря усердию наших прихожан, в число которых входит и библиотекарь, удалось организовать встречи «Женского православного клуба», тема встречи объявлялась заранее, к чаю приносили кто что мог. *** Довольно продолжительное время мы делали «Троицкий листок», однополосное издание на формате А4. Выходящий 1–2 раза в месяц и прикрепленный кнопками на магазине, он сразу привлекал внимание и сообщал об азах Православия, о смысле предстоящего церковного праздника или многодневного поста, о жизни прихода. Было сделано без малого 100 выпусков. Старались мы, конечно, не для «галочки», но должен признать: видимый результат минимальный. Возможно, для деревни эта форма просвещения малоэффективна. *** В церковной жизни священник нечасто, но все же сталкивается с совершенно нецерковными людьми – желающими принять Крещение, обвенчаться; иногда приглашают освятить жилище или «колесницу». Беседы, раскрывающие суть предстоящего таинства (Крещения, Брака, Елеосвящения), стал проводить с самого начала служения – с открытия временного храма в деревенской больнице, тогда они еще не были обязательными. Крещения и особенно венчания редки в нашей глуши, поэтому время для бесед о вере, о Боге находится всегда и без труда. Взрослые люди после этих доверительных бесед должны понимать смысл происходящего, а восприемники (при крещении младенцев) – еще и свою ответственность. Первый и основной вопрос, на который нужно постараться получить ответ: «Зачем вам это нужно?» Ответ определяет дальнейший ход беседы. Затем приглашаю готовящегося ко Крещению приходить на службы, не дожидаясь совершения таинства. После первой встречи дарю обычно две-три брошюры из ряда: «Как подготовиться к таинству Крещения», «Пояснения к таинствам Исповеди и Святого Причастия», «В помощь кающимся», «Азы Православия», после прочтения которых, во вторую встречу, диалог становится оживленнее. Не всегда сразу или вскоре после бесед совершал то или иное таинство, а иногда считал за лучшее и вовсе повременить, особенно если сталкивался со слишком «простым» подходом: «Сколько стоит? Я плачу – а вы должны!» Считаю своим долгом перед исповедью оглашенного произнести краткое слово о разрушающей силе и многообразии греха, стараюсь сказать также и о любви Бога к нам, грешным. Оглашение старюсь совершить в субботу вечером, до службы, а Крещение и Миропомазание – в воскресенье утром, перед литургией: тогда новоокрещенный остается в храме и впервые молится и причащается вместе со всеми; однако так организовать все удается далеко не всегда. То же касается и венчания. Типичная ситуация: муж и жена в храм не ходят, но просят повенчать их – в этом случае беседу нужно провести обязательно, помочь супругам воцерковиться, найти дорогу к храму. На требы тоже редко в деревне приглашают, но часто случается, что люди, в храм не ходящие, просят освятить жилище. Если люди малознакомые, стараюсь пообщаться с ними до совершения чина освящения, и, как оказалось, не напрасно. Однажды в конце моего рассказа о смысле чина освящения дома хозяева после недолгого молчания спросили: «А как же домовой? С ним-то что станет?» Пришлось их огорчить и освящение дома отложить, так как расставаться с домовым они не хотели. После совершения чина гостеприимные хозяева всегда (исключений не бывало!) предлагают попить чаю, этим благоприятным поводом тоже пользуюсь для беседы. Глядишь – вскоре после этого человек в храме появился! Слава Богу! Бывая в домах, беседой, пусть даже краткой, пастырю пренебрегать нельзя Бывая в домах по приглашению, беседой, пусть даже самой краткой, пастырю пренебрегать нельзя. В деревне много одиноких, пожилых, хворых, часто они вообще лишены возможности пообщаться с кем-либо. В таких случаях слово его особенно значимо. Чаще всего с совершенно невоцерковленными взрослыми людьми приходится сталкиваться на «проводах» – так называет в деревне отпевание. По окончании молитв обращаюсь ко всем присутствующим с кратким ободряющим словом. Соприкосновение со смертью, с таинством перехода в вечность, как правило, позволяет даже совершенно нецерковным людям «оттаять» и задуматься о собственной вечной участи. В практику похорон на Озерецком погосте мы включили наш УАЗик-«буханку», он у нас санитарного типа, берет 7 пассажиров, плюс легко помещается гроб, традиционные крест и венки. Не каждый имеет возможность оплатить ритуальный автомобиль (ведь усопшего надо привезти из морга, а он у нас в 120 км!), но теперь все знают: надо позвонить священнику, и он поможет ‒ даст машину с водителем (Николаем зовут, «страна должна знать своих героев»), есть деньги на бензин – хорошо, нет – требовать не станет. Помощь в этой скорбной и трудной ситуации, когда люди растеряны и подавлены, порождает чувство благодарности Церкви. *** (http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102821/282145.p.jpg?mtime=1515934989) Подводя итог, во-первых, отмечу, что какими-то особенными результатами от всех описанных «способов» (их наверняка может быть и больше) просвещения «похвастаться» не могу, но: священника в нашей округе не боятся; со священником здороваются; с ним советуются; к нему обращаются за помощью в самых разных ситуациях. По образованию я врач – имею солидную аптечку, шприцы, перевязочный материал, все это востребовано. Не каждый может сейчас оплатить УЗИ, МРТ, лечение и протезирование зубов – обращаются к священнику. Человек пьет уже месяц, на работу «забил», нет сил остановиться, а лечение платное ‒ священник поможет. После бурана нет электроэнергии, привезли мощные генераторы, да солярки на все не хватило – есть солярка! Вот спасибо, завтра привезем! И вся деревня со светом. Думаю, редкого деревенского попа дармоедом можно назвать, на деле ‒ только успевай поворачиваться! Креститься левой рукой и слева направо перестали; поначалу на службах бывало 3–5 человек (кружечек для запивки после причастия сначала было, как сейчас помню, семь, и то – на воскресной службе не все пригождались), на сегодня причащаются 20–30 в воскресенья и праздники, в будни – 10–15 человек; на День Победы в 2005-м году собралась горстка ветеранов и тех, кто их поздравлял, а в 2017-м – более 60 человек, и тихо было во время молитвы, хоть и на улице молились. В храме продолжают появляться люди, впервые переступающие его порог. Многие остаются. Детей стало больше, даже подумываем о выделении «дежурного» ‒ взрослого, который «организовывал» бы их во время службы, занимался с ними и не давал младенцам баловаться. Деревенский пастырь должен любить деревню – иначе нечем будет поделиться с людьми А во-вторых и «в-главных», священник имеет возможность просвещать окружающих светом Христовым всей своей жизнью: внешним видом, поведением, словами, делами. Как в песне поется: «на деревне не скрыться, не спрятаться…». Рассказывая все это, не старался выпятить свое «я», это просто канва жизни, факты. Убежден ‒ деревенский пастырь должен любить деревню, любить без лицеприятия всех людей, живущих в границах его прихода, и прихожан, и «захожан», и «незахожан», любить деревенскую жизнь – иначе нечем будет поделиться с людьми. За год-два ничего не изменилось? Ну и что! Просто потерпеть надо, меня же терпит Господь! От того, как пастырь будет жить, и зависят результаты его просветительских трудов. Да, многие жители, не имеющие веры в качестве стержня личности, унывают, не видят перспектив, настроены мрачно, озлоблены – так ведь Христос как раз для таких и пришел. Надо только не забывать, Кто главный Просветитель наших потемневших душ, и тогда пастырство на деревне наполнится смыслом. Любить деревню на расстоянии? Лежа на диване или сидя за столом? А кто же будет трудиться, возрождать всё из разрухи, пахать, сажать, косить, полоть, доить, навоз вывозить, рои пчелиные ловить? Кто, наконец, будет наполнять молитвой восстанавливающиеся в деревнях храмы? Кого тогда «просвещать»? Мы продолжаем восстановление нашего храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать на карту: номер карты Сбербанка: 4276 6300 1794 1462 или Почтой России по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Новиков Алексий Николаевич, протоиерей, настоятель Свято-Троицкого храма д. Озерец благочиния Торопецкого района Ржевской епархии. Сообщайте ваши святые имена – будем о вас молиться! Наши телефоны: +7 (48268) 25-182; +7 (910) 930-20-03; +7 (911) 359-36-11. Священник Алексий Новиков 15 января 2018 г. http://www.pravoslavie.ru/109882.html |