Русская беседа
 
02 Мая 2024, 03:51:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: София – Премудрость Божия на земле Украины  (Прочитано 1927 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103830

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Октября 2011, 04:08:40 »

София – Премудрость Божия на земле Украины



На Украине отмечено 1000-летие кафедрального собора киевских митрополитов. Храм этот, известный всему миру, как София Киевская, был воздвигнут в XI веке в столице молодого христианского государства в честь Премудрости Божией (Софии). В юбилейных торжествах принимали участие не только люди Церкви, но и официальные лица, представители украинской власти – президент, премьер-министр, спикер парламента. Событие имело также и международный резонанс, поскольку наша киевская София внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Всё это читателю наверняка известно.

Однако помимо общепринятого отношения к Софии, как памятнику мировой культуры (а она, безусловно, таковым является, только не в этом, на наш взгляд, её главная ценность), существует особое отношение киевлян к этому храму. Скажу больше, каждый православный киевлянин в сердце носит свою Софию. И вот об этом, своём, хочется сегодня говорить. Ведь старинное предание гласит: Киев стоять будет до тех пор, пока стоит незыблемым Софийский собор. А значит, и моя судьба, и судьба моих земляков неведомым образом связана с этим храмом.

И всё же для тех, кто проживает в иных богоспасаемых городах и, быть может, никогда не был в Киеве, городе, названном Михаилом Булгаковым самым красивым в мире, мы кратко приведём исторические факты.

Софийский собор, задуманный, по мнению ряда ученых, ещё Владимиром Святым и построенный его сыном Ярославом, стал главным храмом Киевской Руси. Именно этот храм на протяжении нескольких веков являлся оплотом православной веры, центром политической и культурной жизни. Здесь проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важнейшие государственные и церковные документы. Собор являлся резиденцией киевского митрополита, а также местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его жена Ирина, сын Всеволод, внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Мраморный саркофаг Ярослава можно и теперь увидеть в левом крыле собора.

Сам по себе собор Святой Софии в Киеве – уникальнейший памятник архитектуры. На его стенах сохранилось 3000 квадратных метров фресок и 260 квадратных метров редчайших мозаик (177 оттенков!). Возводили храм около семи лет константинопольские строители при участии киевских мастеров. В центре храма, в алтаре, возвышается величественная мозаика, изображающая Богородицу. Это Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена).

Ниже изображена Евхаристия – причащение апостолов Христом. Мозаики храма являют прекрасные лики Отцов Церкви – Иоанна Златоуста, Василия Великого. На столпах собора и сегодня можно увидеть старейшую в русском искусстве мозаику с изображением Благовещения.


Евхаристия. Мозаика Софийского собора. 1040-е годы

Однако, будучи явлением высочайшего уровня искусства, Собор Святой Софии, прежде всего, стал духовным центром государства, превратив Киев в новый Иерусалим. Красота Собора – это гимн Богу, Его Премудрости, которая проявилась в том, что на землях восточных славян воссиял свет спасительной христианской веры.

О том, что Бог отныне хранит Киевскую землю и на Него могут уповать православные христиане Киевской Руси, говорит и надпись над главным алтарём собора: «Бог среди его, пусть не колеблется; Бог поможет ему, когда утро настанет» (Пс. 45,6).

В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен войсками Батыя. В 1385–90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, но затем ещё более трех с половиной веков собор находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году София переходит к униатам. В 1630-е годы собор возвращён Православной Церкви. Киевский митрополит Петр (Могила) отреставрировал Киевскую Софию и основал при ней мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик, характерный для украинского барокко.


Софийский собор в Киеве в 1651 г.
Рисунок Абрагама ван Вестерфельда.
Вид с восточной стороны


И, наконец, в 1934 году архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». Богослужения были прекращены.

Но вот что хочется заметить: несмотря на разорения, надругательства, революционные беснования и козни еретиков, София по сей день стоит и радует глаз. Тех, кто разорял, пытался осквернить, никто уже не помнит, память о них стёрлась. Тех же, кто построил, украшал, десять веков почитают и вспоминают с благодарностью. Подчеркнем: тысяча лет существования Храма свидетельствует о незыблемости, о вечности, об истинности того, что двигало его создателями. Их вера, молитвы и деяния несомненно оказались угодны Богу. И лишь этим объясняется столь долгая жизнь собора.

Скажем больше, наша Киевская София своей тысячелетней историей и страданиями уже оправдала себя перед Богом и потому не только не нуждается в наших оценках, но и сама может оценивать нас. То есть мы, сегодняшние рядовые граждане и власть имущие, можем быть оценены перед лицом Великого Собора. София свою ценность в очах Божиих давно доказала. А вот мы перед этой святыней каковы?

Выскажу еще одну мысль: для каждого киевлянина отношение к Софии является показателем его духовной зрелости, оно говорит о состоянии его души.

Помню, как в юности гулял во дворе храма, входил под его молчаливые своды и среди суеты музейных экскурсий вглядывался в лики незнакомого, таинственного мира. Хотелось мальчику, студенту-первокурснику, которому рассказывали, что Бога нет, смотреть и смотреть в глаза Богоматери Оранты. Хотелось возвращаться к Ней. Тянуло, звало какое-то неосознанное ощущение глубины, величия и подлинности этого, казалось, ушедшего мира. И каким суетным и плоским казался мир за оградой собора. Тогда полюбил я Софию. А любовь часто сопряжена со страданием, с болью за того, кого любишь.


Богоматерь Оранта Стена Нерушимая.
Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг.


Когда спустя много лет по милости Божией открылась бывшему студенту вера православная и церковь, когда Дом Божий стал и моим домом, именно в Софии пришлось мне испытать одно из самых тяжелых духовных переживаний.

Но сначала нужно сообщить один важный и печальный факт. С того самого 1934 года и по сей день София Киевская остается государственным заповедником, и храмом Православной Церкви, местом, где совершается Евхаристия и христиане соединяются с Христом Богом, по сути, не является.

А теперь – о переживании. Вышло так, что другие храмы Киева стали для меня родными после прихода к вере – Кирилловская церковь, храмы Печерской лавры. В Софии с момента воцерковления я не был. И вот однажды, после долгого перерыва, я снова переступил порог тысячелетней святыни…

Читатель наверняка знает, что главной частью православного храма является алтарь. Это Святая Святых. Мы верим, что на престоле, который установлен в алтаре каждого православного храма (будь то деревенская церквушка или кафедральный собор), невидимо восседает Владыка мира Христос. На престоле же совершается величайшее Таинство. Христос приносит Себя в Жертву и, как когда-то апостолам, раздает верующим и причащающимся Своё Пречистое Тело и Свою Честную Кровь. Таинство это настолько священно и страшно, что ангелы святые, по свидетельству отцов церкви, не смеют взирать на него и в трепете закрывают свои чистые очи.

И вот, как уже говорилось, спустя годы, совсем другим человеком, возвращаюсь в свою Софию. Вот Она, моя Богородица Оранта, в зените купола Христос Вседержитель, фрески – страсти Господни, сошествие Святого Духа на апостолов. Стараюсь не обращать внимания на группы туристов, смотрю на алтарь, собираясь впервые здесь, в Софии, осенить себя крестным знамением, и вижу… Царские врата приоткрыты, и там, где обычно располагается Престол Храма, – пустота. Видны два радиатора отопления, заляпанные побелкой, и больше ничего. Так, словно у живого прекрасного существа вырвали душу, вырвали сердце. И ведь никакого Батыя с XIII века здесь не было. Кругом люди интеллигентного вида. Только вместо храма – заповедник. Христу место не оставлено. Видеть это было тяжело…

И сегодня нам по-прежнему говорят: национальный заповедник «София Киевская» – это крупный архитектурный комплекс, и чтобы его сохранить как культурный заповедник нужны средства государства, а Церкви содержать такой сложный организм не под силу и так далее. Кстати, до чего не люблю это слово «заповедник». Наверное, кому-то хотелось бы и веру нашу, и Церковь превратить в эдакий фольклорный заповедник. Дескать, «ласкаво просимо», «welcome», приезжайте: мы вам и споём, и помолимся, увидите, дамы и господа, обычаи и верования местных аборигенов (прости, меня Господи!).

Ведь нынче даже наша каноническая церковь на Украине согласна, что ей трудно содержать строения, и добивается лишь права несколько раз в год служить в Софии. Об этом сообщил в дни юбилея глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко. И всё же позволю себе смиренно с ним не согласиться. Поскольку могло ведь так случиться: церковь и православные Украины возвращают себе не «заповедник», а Храм и все постройки, и Бог, видя наше намерение восстановить святыню и там служить Ему, посылает нужных людей и средства. Так ведь часто бывает. Но пока мы добиваемся и просим совсем малого, чужие люди с холодным взглядом толкуют нам о культурном комплексе и архитектурном памятнике.

А, кстати, у кого просим и от кого добиваемся? От земной власти. Это она теперь здесь распоряжается и решает судьбу нашей Софии. На торжествах, посвященных 1000-летию, президент В. Янукович помимо правильных и красивых слов сказал ещё и такое: «София Киевская была центром притяжения для тех, кто боролся за свободу и единство Украины», «призвание святой Софии – быть благодатным покровом, под которым будет происходить самоутверждение Украины как европейского государства», «София Киевская является определяющей достопримечательностью украинской и мировой культуры».

Но, уважаемый господин президент, вы как православный христианин должны понимать, что София – это древнейший собор, где должна совершаться служба Богу, Литургия, причем, как прежде, – непрестанно. А не тогда, когда разрешат хозяева заповедника. Но… Тут в судьбу небесного вмешивается земное, прагматическое – пресловутая политкорректность власти. Мол, отдадим вам – обидятся униаты, автокефалы, сторонники Филарета. А за ними (заметим в скобках) такой нужный на время выборов электорат. Но при чем тут униаты, еретики и раскольники?

Впрочем, о них скажем чуть ниже. Сначала – ещё немного о власти.  Нынешнее руководство державой может оценить себя перед лицом Софии. Её тысячелетний авторитет и факты её истории дают власти повод для сравнений и размышлений. Как власть относилась к великому Храму во времена державы Киевская Русь? Семья великого князя была прихожанами и ктиторами Софии. И почитали это за величайшую честь и милость Божию. София и сегодня хранит и открывает любому желающему фреску, где изображена семья Ярослава. Это так называемая ктиторская фреска. На тысячу лет как пример потомкам запечатлены «доброделающии во святых Твоих церквах». И в результате Ярослав с семьей не только удостоился великого счастья для христианина быть погребенным в Доме Божием. Ещё при жизни он, ктитор Софии, имел помощь и заступление Бога и Богородицы в своих делах и свершениях. Его государство процветало. Дружить и породниться с ним мечтали могущественные правители Европы. Сам Ярослав женился на шведской принцессе. Его сёстры были замужем за членами королевских семей Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна его дочь стала женой короля Франции, другая – короля Венгрии, третья – короля Норвегии.


Семья Ярослава Мудрого.
Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве.
1040-е – начало 1050-х гг. Современный вид фрески


А теперь подумаем вместе с властью, кто сегодня уважает нашу державу, ищет её расположения? Не дожидаясь ответа, скажем: начать бы снова служить Богу в главном храме Руси, быть может, Господь помиловал бы, вразумил и по вере нашей указал пути к столь желанному процветанию.

Но пока, к несчастью, государство в церковных вопросах действует не ради спасительных, а ради политических (а подчас и политиканских) целей. Так было при Ющенко, так, при некотором смещении акцентов, остаётся и сейчас. И раз уж мы заговорили об отношении Украинского государства к Церкви – ещё одно воспоминание, связанное с Софией. И тоже грустное.

В годы «оранжевого правления» предыдущий президент на День Независимости устроил совместный молебен за Украину представителей «различных религиозных конфессий». Местом для этого мероприятия был выбран принадлежащий государству Софийский заповедник. В Соборе Святой Софии для «совместного молебна» были собраны: отлученный от Церкви Михаил Денисенко (он же «киевский патриарх Филарет»), руководители униатов, автокефалов, представители Ватикана, баптистов, лютеран, мусульманский муфтий, раввин. Возглавлял «молебен» Филарет. Сам Ющенко стоял в центре собора на месте патриарха. Закончилось всё фуршетом там же, на территории Софии. Думается, подобные кощунственные деяния не могут пройти бесследно ни для страны, ни для города, ни для их организаторов. (Несчастный Ющенко подпадает под анафему бывшего митрополита Киевского Филарета и, поддерживая его, совершает смертный грех раскола, не смываемый даже мученической кровью).

А что чувствовали во время святотатства те же Василий Великий, Иоанн Златоуст? Они ведь всё видели. Потому что икона, фреска, изображение Богородицы и святых – это реальное присутствие небесного мира в земном. И неважно, когда жили святые. В Церкви нет времени. Она живёт в вечности.

И как выглядим мы, в лице руководителей нашего государства, перед Всевидящим Богом, Его Пречистой Матерью после подобных деяний? Стыдно и страшно.

Повторюсь: может, стоит прекратить заклинания о том, что это заповедник, о том, что наше государство существует отдельно от Церкви, и начать снова молиться Богу в великом Соборе, столетиями утверждавшем на наших землях веру православную? И тогда можно ждать изменений к лучшему. Потому что, если Премудрость Бога (София) была в том, что Он даровал нашей земле истинную веру, то и отказ от веры есть нечто противоположное Его Премудрости, то есть – безумие.

В конце хочу попросить у читателя прощения за некоторую непоследовательность изложения. Это от горечи и волнения. И хочу сказать, что верю – когда-нибудь киевляне с молитвой придут в свою Софию и услышат не крикливых экскурсоводов, не косноязычных политиков, а то, что звучало здесь ещё тысячу лет назад: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа».


Софийский Собор в Киеве. Общий вид

http://rusedin.ru/2011/10/18/sofiya-premudrost-bozhiya-na-zemle-ukrainy/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!