Русская беседа
 
05 Мая 2024, 07:46:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Боже, как просто!  (Прочитано 1641 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103910

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Января 2011, 09:23:42 »

Максим  Яковлев

Боже, как просто!





Кто из русских не искал все эти годы национальной идеи? Кто не спрашивал своё сердце, не пытал свой разум вопросами: какая она, формула постсоветского русского жития? в каком сочетании слов? что в ней главное и определяющее?..

Искал и я. Пытался формулировать. Но чувствовал, всё не то. Нет ясной и чёткой ёмкости определения, которое бы объяснило всё, дало бы главный ответ. Конечно же, понимал, что в основе русскости, простираемой на любые аспекты жизни - от государственного устройства и экономики до образования и культуры  - лежит религиозная составляющая. Метафизическая сакральная вертикаль. Но как передать в словах?!

В своё время, мне случилось принять участие в съёмках фильма о святейшем патриархе Алексии II, так вот, в одном из интервью святейший вдруг особо выделил фразу: «Православие является фундаментом русской цивилизации и государственной идеей России». Свидетельствую в том, что эта мысль была им осознанно подчёркнута, и явно адресовалась не только простым многочисленным верующим. Уверен, что патриарх давал здесь выстраданный им ответ на экзотические словотворческие потуги политиков и мыслителей (вспомним «пятую империю» Проханова, «либеральную империю» Чубайса, «суверенную демократию» Суркова и прочее), словно соревновавшихся в этом деле.  Думаю также, что эти слова можно считать и главным завещанием приснопамятного святейшего, поскольку они были высказаны им в последние годы жизни.

Обратите внимание: не национальной идеей, а именно государственной идеей России. Но никто из тех, кому они были обращены в первую очередь, к ним не прислушался, не проявил никакого абсолютно интереса, - мол, ну, понятно, о чём он ещё может говорить, на то он и патриарх.

Не помню также, чтобы и кто-то из авторитетных православных публицистов и общественных деятелей, выступавших на тему хоть национальной, хоть государственной идеи, поднимал бы на щит дискуссии эти крайне не случайные, но акцентированные и отчётливые слова святейшего патриарха.  В общем, обходились как-то без них.

Наш нынешний святейший патриарх Кирилл, едва ли не из речи в речь, проводит мысль о насущнейшей актуализации термина «Святая Русь», как ключевого понятия для духовного, идейного ориентира нации, в преодолении всех тягчайших изломов и вывихов русской жизни, в нащупывании истинного богоданного пути развития современной России.

Кстати, тема «Святой Руси» была одной из самых любимых тем и у патриарха Алексия II, и, можно сказать, что в этом, нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви, является убеждённым преемником и продолжателем своего именитого предшественника.

Итак, основные компоненты очевидны и не подлежат никакому сомнению: Православие и Святая Русь. Но как применить их к реалиям современной России, к её самоидентификации в этом изменчивом, катастрофически неустойчивом, всё более глобализирующемся мире?

Я не знаю, как и в какой момент это свалилось. Всё как-то, само собой сложилось, и получилось:

Святая Россия

Первая реакция была: Боже, как просто! Очень неожиданное сочетание. Несколько дней ходил, проверяя его и так и эдак, и даже на слух. С одной стороны - всё ясно и просто; с другой - объёмно и ёмко. Но уж больно громко. Попробуем разобраться в этом.

Здесь сочетание из двух составляющих: Святая и Россия.

Что значит Святая? Понятно, что это не собрание одних только святых или всенепременная обязанность для всех и каждого соответствовать данному определению. Всякий здравомыслящий человек воспримет и объяснит себе это не иначе, как духовно-нравственный императив, аналогично термину «Святая Русь», в которой хватало всякого рода и трудностей и преступлений, и, тем не менее, это определение, применительно к нашим православным предкам никто не оспаривал по той самой причине, что в главном они соответствовали этому безпримерному званию, поскольку превыше всего на свете ставили Бога и Божью правду, то есть, по-человечески оступаясь, падая, преодолевая собственные грехи, люди стремились жить по Божьим заповедям, и научали тому же своих детей, а Господь хранил страну от распада, наделяя всё новыми и новыми землями и богатствами...

Они смогли, а мы нет? Если они - наши русские предки, то мы - не их ли потомки, в которых осталось ещё что-то русское?

Наши предки, подарившие нам эту великую землю, эту великую культуру, победившие всех врагов с молитвою на устах, ради того, чтобы могли родиться и мы - продолжатели их труда и любви, они руководствовались в своём бытии духовными и нравственными формулами Святой Руси, среди которых и наказ святого Александра Невского: не в силе Бог, а в правде! Где сила (в её нынешнем понимании) - это человеческая атеистическая гордыня, во всём слепое поклонение науке, мнимые приоритеты «ценностей» техноцивилизации над духовными ценностями, агрессивное навязывание кому ни попадя, так называемых, передовых демократий...

Они, наши предки, передали нам и свою выношенную, оплаченную потом и кровью мольбу-завещание: Русь Святая! храни веру православную - в ней же твоё утверждение!

Святая - когда белое это белое, а чёрное это чёрное; когда добро не путают со злом, а власть заботится о народе так, как повелел ей Господь.

Святая - когда живут не ради богатства и удовольствий; когда кормятся честным трудом, а не лихоимством.

Святая - когда большой народ живёт по-братски со всеми другими народами; когда помогают в беде соседу, какой бы он не был веры и крови.

Святая - это когда всё на своих местах, а не шиворот-навыворот, и не с ног на голову; когда не наживаются на несчастиях ближних, не растлевают детей.

Святая - когда готовы отдать свою жизнь за веру, за правду, и за други своя.

Теперь о другой составляющей: Россия. Что есть соотношение этих понятий Русь и Россия? Русь - это центр, она - как солнечное ядро, как сердце обширного тела-пространства...

Но Русь - и краеугольный камень строения исторической, в том числе, современной России.

Термин «Россия» родился с приобретением ей имперского статуса, который, пусть в усечённом виде, сохраняется за ней и поныне. Мы говорим Россия, имея ввиду настоящее, усвоенное ею название. В самом деле, ведь никому не придёт в голову произнести: «я люблю российскую федерацию» или «российская федерация выиграла у Канады». И уж тем более, звучало бы анекдотически: «Святая российская федерация».

Если угодно, Святая Россия - это прямая духовно-нравственная проекция Святой Руси, а значит и прямое преемство, и обретение безценного утерянного наследства, и восстановление смысловой и идейной целостности, как стержневого остова русской истории, и, наконец, спокойное и твёрдое следование по богоданному, освящённому свыше пути.

Святая Россия - значит, Россия снова несущая свет Евангелия, значит жизнь и борьба ради приближения Царства Небесного.

Святая Россия - значит, Россия правды, добра, справедливости.

Святая Россия - значит, Россия верная Богу, а не модным либеральным идейкам и прочим плодам человеческих обезбоженных суетных измышлений.

Да - высоко.

Да - на уровне шока.

Да - всякие игрушки в сторону.

Да - ко многому обязывает нас изверившихся, самонадеянных, расслабленных, отчаянных, лукавствующих...

Но мы же русские, с нами Бог!

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/01/12/bozhe_kak_prosto/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!