Название: Неделя 33-я по Пятидесятнице Отправлено: Александр Васильевич от 23 Января 2021, 23:12:42 Неделя 33-я по Пятидесятнице
(https://www.pravpokrov.ru/Images/Imagepath/25012021125354921.b.jpg) Христос и фарисеи фреска Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Порядок чтений, согласно календарю: Еф., 224 зач. (от полу́ ), IV, 7–13. 2_Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 8 зач., IV, 12–17. Мф., 43 зач., XI, 27–30. Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. 11. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Прп. Михаила Клопского, Новгородского. (https://cdn.azbyka.ru/days/assets/img/saints/4177/preview_200_200__p190096kkq1squ18hj9cf4b91gi24.png?1580846846) ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО, КИНОВИАРХА Родом из Каппадокии. Воспитан родителями в глубоком благочестии. Стремясь к отшельнической жизни, поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда церковь уже не вмещала собравшихся иноков, святитель после молитвы, взяв кадило с холодными углями, пошел по пустыне. На одном месте угли внезапно разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру. В монастыре св. Феодосий устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, убежища для престарелых. По его молитве много раз являлось чудо умножения хлебов, необходимых для питания собравшихся к обители нищих. Когда возникла ересь Евтихия, православные были гонимы от императора Анастасия (491–518). Преподобный Феодосий сначала написал послание императору, затем пошел в Иерусалим и в Великой церкви возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот поступок его содержали в заточении. Еще при жизни сподобился дара исцеления и других чудес. Мирно скончался в возрасте 105 лет (529 г.). https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-velikij-kinoviarh Служба прп. Феодосия Великого, общих житий начальника, полиелейная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в сам день праздника), и преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. в службе прп. Феодосия, на стиховне вечерни, без припевов). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Добродетелей лествица…» (см. на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос…» (см. в службе прп. Феодосия на хвалитех утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства…» (см. в службе прп. Феодосия, на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[1]. Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом[2]. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «К Божественней высоте…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Владыка днесь…» (см. в службе прп. Феодосия). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас тот же (дважды)[3]. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Иордан струями...» (см. в службе прп. Феодосия). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе прп. Феодосия). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и преподобного, глас 5-й [и глас 2-й] – 4 (со славником[4] и припевами своими[5] – стих 1-й: «Честна пред Господем / смерть преподобных Его», стих 2-й: «Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело»). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…»[6]. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного[7]. Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак преподобного. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 6-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении[8] и преподобного[9]. Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и преподобного. Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...»[10], и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». *** [1] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…». [2] При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…». [3] Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава. [4] Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир был спет в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). [5] Ср.: Минея общая, гл. 12, л. 69. [6] На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). [7] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». [8] Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. [9] Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. [10] В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). http://www.patriarchia.ru/bu/2021-01-24/ Название: Re: Неделя 33-я по Пятидесятнице Отправлено: Александр Васильевич от 24 Января 2021, 06:52:45 Мысли святителя Феофана Затворника
(Ефес. 4, 7-13; Мф. 4, 12-17) (https://static21.tgcnt.ru/posts/_0/b7/b7b47b539628755b776b690542632fae.jpg) Вчера Апостол вооружил христианина, вступившего на путь спасения, духовным всеоружием, а ныне указывает руководителей в этом бранном шествии и последнюю светлую цель всего, на воодушевление в притрудностях. Руководители — пастыри и учители, которых дал Господь Церкви, и устами которых Сам изрекает благопотребное всякому руководственное указание, коль скоро кто обращается к ним с верою и молитвенным к Господу обращением. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять через человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи. Светлая цель последняя есть "в меру полного возраста Христова" — возраст "в мужа совершенного". Что есть муж совершенный в обычном порядке, всем ведомо; и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж совершенный в Господе, никому неведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить "все старание". https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/ |